Научная статья на тему 'Управление качеством в системе внутреннего контроля промышленного предприятия'

Управление качеством в системе внутреннего контроля промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОДУКЦИЯ / SYSTEM OF INTERNAL CONTROL / MANAGEMENT SYSTEM OF QUALITY / EFFICIENCY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / COMPETITIVENESS / PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савенков Л. Д.

Раскрывается роль системы внутреннего контроля (СВК) и систем повышения качества в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Показаны основные направления усиления и минимизации рисков системы внутреннего контроля при внедрении на промышленных предприятиях систем качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN INTERNAL CONTROL SYSTEM OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The role of the internal control system (ICS) and quality systems in the course of economic activity. The basic directions of strengthening and minimize the risks of the system of internal control during the implementation of the industrial enterprises of systems of quality.

Текст научной работы на тему «Управление качеством в системе внутреннего контроля промышленного предприятия»

УДК 658.5.012.7

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Савенков Л. Д., аспирант кафедры «Аудит и контроль» ФГОУ ВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»

Раскрывается роль системы внутреннего контроля (СВК) и систем повышения качества в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Показаны основные направления усиления и минимизации рисков системы внутреннего контроля при внедрении на промышленных предприятиях систем качества.

Ключевые слова: система внутреннего контроля, система менеджмента качества, эффективность, промышленное предприятие, конкурентоспособность, продукция.

QUALITY MANAGEMENT IN INTERNAL CONTROL SYSTEM OF AN INDUSTRIAL

ENTERPRISE

Savenkov L., the post-graduated student, Audit and control chair, Financial University under the Government of the Russian Federation

The role of the internal control system (ICS) and quality systems in the course of economic activity. The basic directions of strengthening and minimize the risks of the system of internal control during the implementation of the industrial enterprises of systems of quality.

Keywords: system of internal control, management system of quality, efficiency, industrial enterprise, competitiveness, product.

С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" разработка системы внутреннего контроля стала обязательным аспектом деятельности любой российской организации. Как отечественным, так и зарубежным законодательством установлено, что организации самостоятельно разрабатывают систему внутреннего контроля с учетом существующих особенностей хозяйственной деятельности. Формирование системы внутреннего контроля для всей организации и для различных объектов учета является актуальным и необходимым процессом, т.к. в настоящее время порядок осуществления внутреннего контроля, методики, процедуры и способы оценки эффективности внутреннего контроля разработаны еще недостаточно.[9]

Для надлежащего соответствия бизнес-процессам предприятия СВК должно определяться определенными процедурами, методами и мероприятиями, с помощью которых должна гарантироваться надежность производственных процессов. СВК содержит в себе как интегрированные в процессы, так и независимые мероприятия. [с. 8,10]

Основополагающим СВК является то, что система внутреннего контроля должна способствовать безопасному осуществлению бизнес-процессов и защите активов, а также длительному существованию предприятия. Внутренний контроль включает в себя все в компании, что стремится контролировать побочные эффекты и их возможное влияние на достижение целей. К этому относится избегание недостатков, их выявление и необходимые корректирующие меры.

Контроль как функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы. При помощи контроля производится оценка степени достижения целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдерживать нужное на правление деятельности и своевременно корректировать неверные решения. [1]

Система внутреннего контроля распространяется на всю производственную структуру предприятия, где под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, а также формы их взаимосвязи с процессами закупок, реализации продукции и подготовки управленческой и финансовой информации.

В связи с различными целями и стратегиями компаний, требования к СВК у различных предприятий различаются. Но, несмотря на это, некоторые общие требования могут быть сформулированы. СВК эффективна, если надлежащие контрольные мероприятия надлежаще проводятся и контролируются. Надлежащее документирование контроля способно упростить понимание его проведения. Также СВК является эффективной, когда выгоды от ее внедрения превышают затраты. Достижение эффективность СВК, по мнению немецкого отделения PriceWaterhouseCoopers, можно представить в виде соответствия критериям действенности, эффективности и прослеживаемости, где к действенности относится: - культура предприятия,

- понятное распределение ответственности,

- ориентация контроля на риски,

- интеграция контроля в бизнес-процессы организации;

- контрольные процедуры являются в достаточной мере протестированными,

- квалифицированность сотрудников.

Критериям эффективности СВК соответствует:

- СВК является интегрированной составной частью рискменед-жмента;

- качественное взаимодействие с внутренней ревизионной службой;

- ориентированность на ключевые риски;

- автоматизация контрольных процессов.

К критериям прослеживаемости относят корректное документирование:

- целей и границ действия СВК;

- бизнес-рисков;

- процессов и контрольных мероприятий СВК;

- моделей проверки качества СВК. [с. 20, 11]

Внедрение систем ориентированных на повышение «качества» способствует минимизации рисков, которым подвержена СВК. В свою очередь под качеством понимается совокупность характеристик объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Разрабатываемые и внедряемые системы качества должны соответствовать целеориентированному функционированию и результативности системы менеджмента в целом и зависят от основополагающих факторов:

- приоритеты руководства и заинтересованных сторон;

- потребность в улучшении имеющейся системы менеджмента;

- требования стандартов к системам менеджмента, законодательства;

- коммерческие намерения и стратегические планы организации;

- возможные риски промышленного предприятия;

- требования контрактов и потребителей;

- требования к закупкам.

Для российских промышленных предприятий особенно важным является соответствие национальным стандартам систем качества менеджмента, основные стандарты представляются:

ISO 9001 - 2011 «Системы менеджмента качества», являющийся базовым стандартом по отношению к другим стандартам системы менеджмента и устанавливающий требования к системы менеджмента, которые являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции;

ИСО 14001 - 2007 «Системы экологического менеджмента»;

OHSAS 18001 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечение безопасности труда»;

ИСО 19011 - 2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента»;

ГОСТ Р 40.003 - 2008 «Порядок сертификации систем менеджмен-

та качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008».

Основополагающую роль при внедрении менеджмента качества в ISO 9001 - 2011 уделяется высшему руководству. Высший управленческий персонал должен быть задействован в следующих процессах:

- разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

- популяризации политики и целей в области качества во всей организации для повышения осознания, мотивации и вовлечения персонала;

- ориентации всего персонала организации на требования потребителей;

- внедрении соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать цели в области качества;

- разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии результативной и эффективной системы менеджмента качества для достижения поставленных целей в области качества;

- обеспечении необходимыми ресурсами;

- проведении периодического анализа системы менеджмента качества;

- принятии решений в отношении политики и целей в области качества;

- принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.

Зарубежный опыт внедрения и применения различных моделей улучшения качества показывает, что интегрированную систему управления предприятием целесообразно выстраивать и совершенствовать, прежде всего, на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM - Total Quality Management) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM - Lean Thinking and Manufacturing), комплексной безопасности, потому что, остальные подходы можно рассматривать как частные случаи на фоне вышеуказанных.

Достоинства идей TQM состоят в том, что согласно им в основе менеджмента должны находиться не машины, а люди и бизнес - процессы, включая процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества).

Единая система управления качеством включает в себя различные функции:

- стратегического, тактического и оперативного управления;

- принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные функции;

- специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

- управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Функции единой системы управления качеством можно подразделить, исходя из распространения и глубины воздействия на стратегические и тактические.

Стратегические функции:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- определение направлений проектных и конструкторских работ;

- анализ достигнутых результатов качества производства;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе.

В свою очередь методологию стратегического управления необходимо рассматривать в качестве взаимодействия двух взаимодополняющих подсистем:

Управление стратегическими возможностями, включающие анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия»;

Оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее предприятиям реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия». [с. 20,8]

Тактические:

- правление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Предлагаемые интегрированной системой управления предприятием TQM подсистемы управления также применимы интегрированной СВК:

- общеадминистративное управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью предприятия

- управление качеством, затратами, окружающей средой и безопасностью производства конкретных видов продукции

- стратегическое планирование и маркетинг

- управление материально-техническим снабжением и подготовкой

- управление активами и рисками

- управление персоналом.

Производственные процессы являются центральными в цепочке создания добавленной стоимости. Процессы складирования и изготовления продукции должны быть интегрированными с соответствующими концепциями управления, организации, планирования, бюджетирования и контроля. Конечному продукту производимому на предприятии необходимо уделять особое внимание как при внедрении системы качества, так и при интеграции внутренних контрольных систем на производстве, где качество должно рассматриваться не только с позиции производителя, но и с позиции покупателя данной продукции. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества производимой продукции.

Для оценки качества производимой продукции важны разнообразные свойства:

- технический уровень, который отражает материализацию в продукции научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который характеризуется комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции;

- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку предполагаемых и фактических потребительских свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока полезного использования).

Успешное функционирование разрабатываемой в компании системы качества производимой продукции не возможно без ее правильного управления. Управление качеством производимой продукции можно разделить на несколько этапов:

Принятие решений о номенклатуре производимой продукции; подготовка соответствующих технических условий.

Проверка готовности производства и распределение сфер ответственности как среди управляющего персонала, так и среди рабочих.

Процесс производства.

Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений и последующего устранения дефектов.

Разработка планов и программ по усовершенствованию уже имеющейся системы.

Особое место в обеспечении надлежащего качество производимой продукции является выбор и оценка деятельности поставщиков. Целью осуществления выбора поставщиков и анализ их деятельности является обеспечение гарантий бесперебойной поставки продукции необходимого качества, номенклатуры и количества от поставщиков. Основными требованиями к поставщику являются:

- возможность обеспечить требуемое качество сырья или материалов на основе: тестирования образцов продукции, проведение входного контроля, накопления данных о предыдущих поставках;

- возможность обеспечения своевременных поставок;

- возможность предоставления закупок по цене, удовлетворяющей организацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие подтверждающего документа (ресурсная справка, письмо, контракт) от предприятия - производителя сырья;

- наличие сертифицированной системы менеджмента качества.

ИСО 9004 - 2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации» обращает внимание на то, что организации следует устанавливать и поддерживать в соответствующем состоянии процессы определения, выбора и оценки своих поставщиков и партнеров с целью постоянного расширения их возможностей и подтверждения того, что продукция или другие ресурсы, которые они предоставляют, отвечают потребностям и ожиданиям организации.

В стандарте особое внимание при выборе и оценке поставщиков уделяется их вкладу в деятельность организации и способность создавать ценность для организации и ее заинтересованных сторон, потенциалу для постоянного расширения их возможностей, расширению своих собственных возможностей, которого можно добиться за счет сотрудничества с поставщиками и партнерами, а также рискам, присущим отношениям. Организации необходимо стремиться к посто-

УПPAВЛЕHИЕ

янному улучшению качества, упорядочению цен и совершенствованию условий поставки продукции, а также к обеспечению результативности их систем менеджмента на основе периодической оценки и получения информации об их деятельности.

Интеграция систем внутреннего контроля и систем повышения качества на промышленных предприятиях не является самоцелью, а должна способствовать повышению эффективности управленческой деятельности, положительно влиять на результаты работы предприятия и быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Литература:

1. Васильчук О.И., Савенков Д.Л.: Основы управления предприятиями сферы услуг. // Сибирская финансовая школа. 2011. № 3;

2.ГОСТ Р ИСО 14001 - 2007 «Системы экологического менеджмента. Требования» (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1273-ст);

3.ГОСТ ОША8 18001 «Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечение безопасности труда. Требования»( введен в действие приказом Росстандарта от 06.07.2012 №154-ст)

4.ГОСТ Р ИСО 19011 - 2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента» (введен в действие приказом Росстандарта от 19.07.2012 №196-ст)

5.ГОСТ P 40.003 - 2008 «Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ P ИСО 9001 - 2008» (введен в действие приказом Pостехрегулирования от 17.12.2008 №431-ст);

6.ГОСТ P ИСО 9004 - 2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.11.2010 №501-ст)

7.Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001 - 2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (введен в действие приказом Pосстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст);

8.Савенков Д.Л. Методология стратегического анализа машиностроительных производственных комплексов Pоссии. Сочи: Научно-образовательный центр PAO, 2005 г.

9.Одегова НА.: Оценка эффективности системы внутреннего контроля операций с долговыми финансовыми вложениями.// '^уди-тор". 2014 г. № 1.

10.Illerhues T., Elling Y.:Einfuhrung in die Prufung eines „fachlichen" Internen Kontrollsystems. Landschaftsverband Westfalen-Lippe. Munster, 2011.

11. Rainer van Alphen: Internes Kontrollsystem - Fuhrungsinstrument im Wandel. Verlag:PWC, 2010.

УДК - 656.13.003.1

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Куриков В.М., д.э.н., профессор кафедры Региональная экономика Югорского государственного университета (ЮГУ),

e-mail: [email protected]

Садыков А.Ф., начальник управления транспорта, связи и дорог администрации города Ханты - Мансийска, e-mail: [email protected]

Анализируются предпосылки разработки и реализации социально - экономической стратегии модернизации транспортно - коммуникационной инфраструктуры Ханты - Мансийского автономного округа (ХМАО) - Югры, входящей важной составной частью системы магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском и Уральском регионах. Основываясь на прогнозах стратегии социально-экономического развития округа до 2030 года, предусматривающей падение объемов нефтедобычи и углубление процессов диверсификации региональной экономики, оценивается рост объемов перевозок традиционными видами транспорта и выявляется низкая обеспеченность территории дорожной сетью в соответствии с коэффициентом Энгеля. Отмечается, что низкий уровень развития дорожной сети является важнейшим фактором сдерживания процессов диверсификации экономики, являющейся угрозой для экономики региона, в условиях снижения темпов нефтедобычи. Для устранения указанных противоречий предлагается научно - методический подход к созданию и реализации целевой программы развития транспортной системы региона, отвечающей принципам системного анализа, которая по сути, должна представлять собой социально - экономическую стратегию модернизации транспортно - коммуникационной инфраструктуры ХМАО — Югры. Отмечается, что предложенный методический подход может быть использован и для других регионов России.

Ключевые слова: диверсификация экономики, транспортная сеть, инфраструктурный комплекс, коэффициент Энгеля, стратегия модернизации, научно - методический подход, целевая программа, системный анализ.

SOCIO - ECONOMIC STRATEGY OF DEVELOPMENT OF TRANSPORT SYSTEM OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF KHANTY - MANSIYSK AUTONOMOUS

OKRUG -UGRA

Kulikov V., Doctor of Economics, Professor of the Regional economy department, Ugra state University (USU) Sadykov A., head of the Transport, roads and communication of administration of the city of Khanty - Mansiysk department

Preconditions for the development and implementation of socio - economic strategy of modernization of the transport infrastructure of the Khanty - Mansi Autonomous Okrug (KHMAO - Yugra, a member of an important part of the system of trunk roads in the Western Siberian and Ural regions. Based on the forecasts of socio-economic development of the County up to 2030, providing the decline in oil production and the deepening of the processes of diversification of the regional economy, the estimated traffic growth traditional modes of transport and revealed a low provision of public road network in accordance with the Engels coefficient. It is noted that the low level of development of the road network is a major deterrent of economic diversification, which is a threat to the economy of the region, in terms of reducing the rate of oil production. To resolve these contradictions is proposed methodological approach to the creation and implementation of targeted programmes for the development of the transport system of the region, consistent with the principles of the system analysis, which essentially should be a socio - economic strategy of modernization of the transport infrastructure of KHMAO - Yugra. It is noted that the proposed methodological approach can be used for other regions of Russia.

Keywords: diversification of the economy, transportation network, infrastructure complex, the Engel coefficient, the strategy of modernization, scientific - methodical approach, target program, system analysis.

Ханты - Мансийский автономный округ (ХМАО) - Югра является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, относится к регионам - донорам России и лидирует по целому ряду основных экономических показателей, занимая: первое место по добыче нефти; второе место по добыче газа, объему инвестиций в основной

капитал и поступлению налогов в бюджетную систему. Однако, при этом, структура экономики отрасли является монопрофильной, что влечет за собой риски для социально - экономической сферы региона, особенно в условиях естественных процессов истощения действующих источников нефтедобычи. К настоящему времени Правительство ХМАО - Югры утвердило стратегию социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.