МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Е.И. Сахарчук, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета
В статье рассматриваются педагогические аспекты проблемы управления качеством подготовки специалистов сферы образования, показывается отличие управления качеством в гуманитарных и производственных системах. С позиций гуманитарного подхода раскрывается содержание задач и функций управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе.
The article expands on the pedagogical aspects of educational specialists training quality management. The difference between quality management in the humanities and production systems is studied as well. The essence of the objectives and functions of specialists training quality management in a pedagogical university in the light of the humanitarian approach is viewed.
управления — оперативный. Такое управление ориентировано прежде всего на поддержание функционирования существующей образовательной системы и в малой степени — на ее развитие. При этом давно замечено, что педагогическое образование принимает оптимальный вид, если в его целостной структуре достигнуто динамическое равновесие двух основных процессов — функционирования и развития. Между тем у нас все еще «сохраняется приоритет функционирования в ущерб развитию» (В.А. Сласте-нин), что противоречит тенденции становления открытой, демократичной и эффективной модели профессиональной подготовки специалистов для сферы образования.
В последние годы все более заметное влияние на характер педагогических исследований по проблеме совершенствования качества высшего образования оказывает общая теория менеджмента (С.Д. Ильенкова, В.В. Окрепилов и др.). Наиболее ярко это влияние проявилось в попытках прямого, некритического переноса требований международных стандартов управления качеством серии ИСО-9000 и принципов всеобщего управления качеством (Total quality management — TQM) в сферу образования.
В педагогической литературе по проблеме управления качеством образования наблюдаются активное «вымывание» педагогических и «засилье» экономиче-
Участие России в Болонском процессе актуализирует проблему управления качеством подготовки специалистов в педагогических вузах. Однако поиск путей решения этой проблемы осложняется современной ситуацией в сфере российского педагогического образования, которая характеризуется, во-первых, неадекватностью представлений различных заинтересованных сторон (государство, разработчики ГОСов, преподаватели вузов, студенты и др.) о критериях качества процесса и результата подготовки выпускников педагогических вузов; во-вторых, слабыми прогностическими возможностями педагогической теории по отношению к практической реализации гуманистических принципов управления качеством подготовки специалистов в период вузовского обучения; в-третьих, низкой эффективностью образовательного процесса в плане обеспечения подготовленности выпускника к работе в условиях гуманитарной парадигмы образования (В.А. Болотов).
Среди причин сложившейся ситуации, как показывает проведенный нами анализ теории и практики высшего педагогического образования в России, существенную роль играет недостаточная разработанность в педагогической науке теоретических основ управления качеством подготовки специалистов в период вузовского обучения. По содержанию управление качеством в вузах преимущественно нормативно-правовое, стиль
© Е.И. Сахарчук, 2004
ских категорий. На смену педагогическим категориям: объект и субъект образовательного процесса, личность, гуманность, учебно-воспитательный процесс, среда развития специалиста, воспитательная работа в вузе и др. — пришли совсем иные: клиент, поставщик, потребитель, рынок, образовательная услуга и т.п. В решении вопросов управления качеством подготовки специалистов превалирует технократический подход, предпринимаются попытки заимствования технологий управления качеством в сфере материального производства для использования в гуманитарной сфере, без учета онтологических характеристик педагогического качества (И.А. Колесникова). В определенной мере такое положение не соответствует «гуманитарности» последних версий стандартов ИСО-9000, в которых особо подчеркивается необходимость создания команды единомышленников, мотивации работников на качественный труд, поощрения и поддержки инновационной деятельности.
Представляется совершенно очевидным, что нельзя качеством подготовки специалистов сферы образования управлять так же, как качеством «изготовления сигаретной продукции или качеством оказания парикмахерских услуг». Вместе с тем некоторые исследователи (И.И. Борисов, С.А. Запрягаев,
В.П. Трофимов, И.Г. Карелина) утверждают, что «завод, производящий продукцию, баня, парикмахерская, театр или университет — все они являются бизнесом, поэтому методы, обеспечивающие качество и успешно работающие в бизнесе, могут применяться в сфере образования».
Управление действительно имеет общие законы, но принципы управления «баней и школой» все-таки разные. Причина различия прежде всего кроется в понимании сущности качества подготовки специалистов сферы образования как многоуровневого феномена, который отражает специфику целевых, содержательных, процессуальных компонентов образовательного процесса в вузе и проявляется в инвариантных видах профес-
сионально-личностной компетентности его выпускников.
Считаем важным подчеркнуть, что высшее педагогическое образование, которое осуществляется на основе государственных образовательных стандартов, не может считаться исключительно сферой услуг, поскольку здесь удовлетворяются не только познавательные потребности студентов, их потребности в самореализации, но и решается государственная задача обеспечения сферы образования компетентными специалистами. И управление качеством подготовки специалистов в вузе должно осуществляться с учетом этой специфики.
Анализ имеющегося научного знания по проблеме исследования (Э.Э. Карпова, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, Л.Л. Редько, А.А. Субетто, С.Ю. Трапи-цын, Е.В. Яковлев, C. Berg, A. Thomas, J. Whitman и др.) показал, что в настоящее время педагогическая наука не располагает достаточными средствами ее решения. В проведенных ранее исследованиях внимание в основном уделялось внешним факторам управления качеством. Изучение механизмов управления качеством, как правило, осуществлялось авторами без учета специфического содержания основной категории — «качество подготовки специалистов». В большинстве случаев качество понимается как нечто само собой разумеющееся или трактуется очень широко, например, как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности (Е.В. Яковлев); или как интегральное свойство, определяющее способность военно-педагогической системы удовлетворять существующим и перспективным потребностям войск по подготовке высококвалифицированных военных специалистов (С.Ю. Трапицын). Остается неясным, — каковы эти потребности, а отсюда — нечеткость в определении критериев качества. Практически во всех проанализированных нами работах подтверждение эффективности
управления качеством делается преимущественно на основе оценки качества знаний студентов. На наш взгляд, необходимо выявить интегральные характеристики, специфику качества подготовки специалиста сферы образования, которые прежде всего определяются его гуманитарной сущностью.
Онтологической характеристикой категории качества подготовки специалиста в педагогическом вузе выступает «человеческое качество» (И.А. Колесникова) его субъектов. Критерием качества результата профессиональной подготовки рассматривается профессионально-личностная компетентность специалиста сферы образования, а в качестве ее инвариантных признаков выступают: мотивированное стремление к непрерывному профессионально-личностному самообразованию и самосовершенствованию; владение системой профессионально-нравственных ценностей (готовность к сопереживанию, позволяющему понять внутренний мир другого человека; толерантность; ответственность); способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессиональнопедагогической ситуации; способность находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность); способность к профессионально-личностной рефлексии (рефлексия по поводу собственной «самости», сопоставление себя в прошлом и настоящем, ориентация на позитивные изменения в будущем жизненно необходимы, чтобы педагог не остановился в процессе профессионального самосовершенствования).
Для определения адекватных механизмов управления качеством подготовки специалистов важно учитывать, что профессиональные образовательные учреждения относятся к гуманитарным системам, которые характеризуются тем, что представляют собой целостности, созидающиеся в процессе деятельности Человека Культурного, и существуют посредством этой деятельности (Э.Н. Гусинский). Гуманитарные системы составляют самый высокий уровень
организации, имеют сложную структуру и многомерное пространство взаимодействия их субъектов. Это сложнейший социальный организм, который включает в себя деятельность профессорско-преподавательского состава, студентов, управленческого аппарата, имеет свою историю и представлен различными вариантами взаимодействия между подсистемами. Хотя каждая педагогическая система (учебное заведение) создается искусственно, затем происходит ее саморазвитие, осуществляющееся по своим внутренним законам и зависящее от деятельности работающих в ней людей. Создающаяся таким образом педагогическая система вуза становится системой естественной, поэтому можно утверждать, что это — сложнейшая естественная гуманитарная система. Система управления качеством подготовки специалистов в данном контексте выступает как ее подсистема и также является гуманитарной системой, а потому в ней действуют принципиально иные закономерности, определяющие ее функционирование и развитие.
В рамках гуманитарной парадигмы цель педагогического образования понимается как профессионально-личностное развитие и саморазвитие будущего специалиста. Специалист сферы образования является активным субъектом, реализующим в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности. Речь идет о таком уровне внутренне детерминированной активности, при которой педагог оказывается в состоянии вырабатывать собственную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
Поскольку педагогическая деятельность является по существу коллективной, то и подготовка будущего специалиста должна моделировать ситуацию эффективного профессиональноличностного взаимодействия в системах студент — студент, преподаватель — преподаватель, преподаватель — студент. В данном контексте приоритетной задачей процесса профессиональной подготовки выступает направленность на становление коллективного субъекта об-
разовательного процесса, под которым мы понимаем сообщество преподавателей и студентов, объединенных едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки, реализуемыми в целостном образовательном процессе.
Тенденции гуманизации и гуманитаризации системы высшего образования открыли возможности для поиска принципиально новых механизмов управления качеством образования. Мы в своем исследовании предположили, что в педагогическом вузе, основной миссией которого является подготовка специалистов, готовых реализовать на практике идеи личностно ориентированного, гуманитарного образования, в качестве эффективного механизма управления качеством может выступать становление коллективного субъекта образовательного процесса. Выявление взаимосвязи основных этапов становления коллективного субъекта образовательного процесса и уровней целостности управления качеством подготовки специалистов в вузе создаст предпосылки для обеспечения подготовки специалистов на уровне современных требований. При этом важно учитывать, что становление коллективного субъекта образовательного процесса обладает двойственной природой: с одной стороны — это онтологическая характеристика качества профессиональной подготовки в педагогическом вузе, а с другой — гуманитарный механизм управления этим качеством.
Анализ состояния теории и практики управления качеством подготовки специалистов в системе высшего образования позволил выделить противоречия между:
— направленностью последних версий международных стандартов качества ИСО-9000 на усиление человекоори-ентированности при создании систем обеспечения качества и стремлением вузов к созданию технократических моделей управления качеством, игнорирующих гуманитарную сущность высшего образования;
— тенденцией к созданию внутриву-зовских систем управления качеством подготовки специалистов и отсутствием
научно обоснованных гуманитарных механизмов управления;
— осознанием научно-педагогическим сообществом того, что подготовка специалистов сферы образования не сводится к усвоению лишь одних научных основ педагогической деятельности, а предполагает профессионально-личностное развитие будущего специалиста, развитие его субъектной сущности, и традиционным пониманием качества педагогического образования как соответствия нормативному знанию, определенному в учебных программах или стандартах и т.д.
Для разрешения названных противоречий необходимо ответить на вопрос: какими должны быть механизмы, принципы, условия управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе с учетом его гуманитарной сущности? В ходе нашего исследования апробирован гуманитарный механизм управления качеством — становление коллективного субъекта образовательного процесса. Под коллективным субъектом образовательного процесса мы понимаем сообщество преподавателей и студентов, объединенных едиными ценностносмысловыми ориентирами профессиональной подготовки, реализуемыми в целостном образовательном процессе — его целевом, содержательном и технологическом компонентах.
Проанализированные подходы к определению сущности управления в образовании позволяют заключить, что имеются общие положения теории управления образованием, которые не зависят от специфики объекта управления, поэтому выводы, сделанные на основании изучения сущности внутришкольного управления, можно распространить и на систему внутривузовского управления. Среди них можно выделить положения о том, что управление — это деятельность субъектов, обеспечивающая целенаправленность и организованность работы людей в педагогической системе любого уровня; управление любой педагогической системой может быть направлено на создание, становление, функционирование и развитие этой системы и осу-
ществляется с помощью четырех управленческих действий: планирования, организации, руководства и контроля; управление может стать эффективным, если оно целенаправленно, системно, прогностично и др.; управление в педагогической системе может быть описано и реализовано через функции управления, организационную структуру и организационный механизм.
Управление качеством подготовки специалистов в высшем учебном заведении также подчиняется перечисленным требованиям, однако обладает определенной спецификой. Для выявления этой специфики необходимо рассмотреть основные тенденции развития современного высшего педагогического образования.
Система высшего образования находится в постоянном развитии. Особенно заметные изменения в ней происходят в переломные моменты развития общества. Именно в такой ситуации оказалась российская система образования в конце ХХ — начале XXI в., когда на первый план вышла необходимость перспективного управления системой высшего образования в целом и каждым вузом в отдельности, отвечающего потребностям той среды, в которой он действует. Конечной целью управления должно быть укрепление институциональной миссии высших учебных заведений путем обеспечения высокого уровня преподавания, подготовки кадров и научных исследований, а также служения обществу. Эта цель требует такого руководства, которое сочетает социальное видение, включая понимание глобальных вопросов, с навыками эффективного управления.
Среди функций управления качеством подготовки специалистов сферы образования можно выделить следующие: аналитическую, которая состоит в анализе состояния педагогической системы вуза в целом и ее отдельных компонентов, выявлении предпосылок для использования гуманитарных механизмов управления качеством; прогнозирующую, которая предполагает построение проектов развития качества подготовки специалистов сферы образования, определение
ближних, средних и дальних перспектив; планирующую, связанную с определением особенностей текущего функционирования образовательного процесса и учебно-методической работы преподавательского состава; координационную, которая заключается в организации совместных усилий всех участников образовательного процесса, направленных на реализацию целей педагогической системы; контрольную, которая предполагает мониторинг качества подготовки специалистов сферы образования на различных этапах и уровнях профессионально-педагогической подготовки, исправление и сопоставление результатов деятельности педагогической системы.
Управление качеством подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием необходимо для поддержания стабильности педагогической системы вуза, обеспечения ее оптимального функционирования и развития. К управленческой деятельности в вузе относятся: первичный анализ положения дел в вузе, прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ достижений, стимулирование трудовой деятельности преподавателей и сотрудников вуза. Высшее учебное заведение самостоятельно определяет структуру управления, которое осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления коллектива.
Комплекс задач по управлению качеством может быть представлен следующим образом:
— концептуальные задачи управления качеством подготовки специалиста сферы образования в условиях гуманитарно-ориентированной модели образования, которые включают в себя выработку концепции деятельности вуза, создание системы коллективных ценностей и коллективной мотивации;
— стратегические задачи управления, отличающиеся долговременностью последствий, существенным воздействием на все стороны деятельности педагогического коллектива вуза, сложностью и неопределенностью последствий реализации. Такой задачей может быть
№ 3, 2004
сам факт ориентации всей системы жизнедеятельности вуза на реализацию идей личностно ориентированного образования, разработка проекта внедрения технологий личностно ориентированного образования в образовательный процесс;
— тактические задачи, отличающиеся конкретной привязкой ко времени исполнения. К ним относятся составление рабочих планов, программ учебных дисциплин с учетом основных положений концепции личностно ориентированного образования, программы семинара для преподавателей вуза и т.п.;
— оперативныге задачи управления качеством подготовки специалистов сферы образования, которые решаются каждый день и связаны с обеспечением текущего процесса реализации технологий лич-ностно ориентированного образования.
Принципиально важно решить концептуальные задачи управления качеством подготовки специалистов, а остальные задачи имеют подчиненный характер и решаются применительно к организационным моментам внедрения гуманитарных механизмов управления качеством.
Поступила 21.05.04.
СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ИХ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
А.Н. Ременцов, декан подготовительного факультета для иностранных граждан, профессор Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)
В статье рассматривается система тестирования иностранных студентов на уровне предвузовской подготовки для определения их реальных знаний по профилирующим дисциплинам: математике, физике, химии и др. Система тестирования включает методические рекомендации по формированию структуры тестовых знаний, технологию тестирования, а также банк тестовых заданий.
The article considers the system of foreign student testing at the pre-university level which aims at measuring their real knowledge of mathematics, physics, chemistry and other basic disciplines. This testing system includes methodological recommendations on how to form the test assignments structure, testing technology and test assignments bank.
Согласно приказу Министерства образования России № 866 от 08.05.97 и информационному письму № 34-55-364 от 19.10.01. основанием для зачисления иностранных граждан на обучение в образовательные учреждения Российской Федерации наряду с такими документами, как направление на обучение или контракт, личное заявление, документ об образовании, медицинское заключение, являются результаты вступительных испытаний в соответствии с установленным порядком приема в образовательные учреждения среднего и высшего образования Российской Федерации или сертификат об окончании подготовительного факультета для иностранных граждан. Основанием для выдачи сертификата об окончании подготовительного факультета (подразделения образовательного учреждения, осуществляюще-
го довузовскую подготовку иностранных граждан) служит выполнение учащимися образовательной программы, отвечающей Требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников факультетов и отделений предвузовско-го обучения иностранных граждан (отраслевой стандарт).
Система довузовской подготовки иностранных граждан в Российской Федерации сегодня включает довольно большое количество различных образовательных структур. Одновременно при предоставлении вузам большей самостоятельности, отсутствии жесткой централизации управления со стороны Минобразования и объективном стремлении вузов улучшить материальное положение за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе за счет обучения иностранных
© А.Н. Ременцов, 2004 55