ма обширна: от Московской области и Сочи до Ямало-Ненецкого округа, Иркутска, Улан-Удэ, Владивостока, Астаны (рис. 2).
Общественная деятельность студентов факультета начинается с участия первокурсников в подготовке и проведении «Дня посвящения в студенты» и продолжается в многообразных формах. Это и смотр талантов «Студенческая Весна» в номинациях «вокал», «хореография», «театр и поэзия », и КВН, и участие в праздничных мероприятиях различного ранга, и выпуск стенгазет как своеобразный отчет о практиках, поездках, путешествиях.
Так, в шахматных турнирах, посвященных дню рождения СибАДИ, в 2008 и 2009 гг. факультет занял первое место.
Студенты факультета оказывают большую помощь детскому дому № 3 города Омска. Они собирают домашние вещи, игрушки, занимаются строительством снежных городков, регулярно убирают территорию от мусора и снега. Активно работает «Общественная приемная АДМ».
Коллектив факультета «Автомобильные дороги и мосты» и его выпускники вносят достойный вклад в научно-техническое развитие и кадровое обеспечение дорожных комплексов Сибири и Урала.
MATVEEV S. THE SIBERIAN SCHOOL OF ROADS AND BRIDGES The system of specialists’ training at Highways and Bridges Faculty of Siberian State Automobile and Road Construction Academy is presented in the article. It covers all the specialties and directions of students’ training, characteristics of teaching personnel, areas of investigations and innovative studies, as well as extra-curricular students’ activities.
Keywords: highways and bridges faculty, tunnels and road construction, professional training, extra-curricular students’ activities.
Иностранный язык -и.н. ефименко, доцент, гуманитарная составляющая
зав.кафедрой профессионального
образования
Иноязычная подготовка студентов неязыкового вуза рассматривается в качестве гуманитарной составляющей профессионального образования. Реализация иноязычной компетенции, происходящая во взаимодействии субъектов образовательного процесса, представлена как технология формирования личностного потенциала, без актуализации которого невозможна подготовка специалиста, ориентированного на систему нравственных ценностей при решении профессиональных задач.
Ключевые слова: гуманитарная среда, образование, иноязычная компетенция, профессиональная направленность, личностный потенциал, комплексный подход, коммуникативность, личностно-деятельностный подход.
В последнее время в гуманитарной ся к информационной «насыщаемос-
среде общества происходят качествен- ти». Как известно, без базовой куль-
ные изменения. Её традиционно поло- туры в виде общих способностей че-
жительное влияние на формирование ловека, его ценностных ориентаций и
личностного потенциала человека [1] представлений, способности к созида-
уменьшается и в лучшем случае сводит- тельной деятельности успешная интег-
рация личности в социум невозможна. Соответственно требования государственного образовательного стандарта к подготовке специалистов с высшим образованием ориентируют на такую организацию образовательного процесса, которая способна создать условия для передачи культурного опыта от поколения к поколению и обеспечить их социализацию [2].
Задача высшей школы на сегодняшний день состоит не только в том, чтобы подготовить инициативного, самостоятельного, конкурентоспособного специалиста, но и в том, чтобы помочь ему сформироваться как всесторонне развитая личность, руководствующаяся в своей профессиональной деятельности высшими нравственными ценностями, ибо, как утверждал М. Аврелий, «... неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями собственной души».
Владение иностранным языком является неотъемлемой частью подготовки специалиста любой профессиональной сферы, т.к. способствует развитию основных компетенций, на которых базируется профессиональная компетентность выпускника вуза. Такие компетенции, как общекультурная, коммуникативная и информационная, могут успешно формироваться лишь в контексте становления и реализации иноязычной компетенции [3]. Результатом сформированной иноязычной компетенции является системно-ценностный речевой продукт как необходимый фактор профессионального и личностного самоопределения и самоактуализации личности [4].
Как показал опыт работы коллектива кафедры иностранных языков СибАДИ, реализация иноязычной компетенции как составляющей профессиональной подготовки выпускника технического вуза невозможна в рамках только учебного процесса. Поэтому за
основу своей деятельности кафедра взяла комплексный подход, предусматривающий построение функциональной системы взаимодействия обучающих и обучаемых. Она включает различные формы, виды и способы становления и реализации иноязычной компетенции, при этом охватываются студенты всех форм обучения (очная, заочная, ускоренная, дополнительная образовательная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации») и применяются различные виды аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы. Взаимодействие субъектов процесса профессиональной подготовки осуществляется как в учебном процессе, так и в ходе научно-исследовательской работы, международного сотрудничества, социально-культурной деятельности. Коллектив кафедры представляет собой само-развивающуюся организацию, приоритетной задачей деятельности которой является подготовка всесторонне образованных специалистов, обладающих способностью мыслить не только на уровне узкопрофессиональных проблем, но и с учетом широкого социаль-
ного контекста, умеющих действовать и принимать решения в соответствии с ценностными ориентирами на созидание. Из 44 членов кафедры 14 имеют ученую степень кандидата наук, у 9 из них - ученое звание доцента; идет подготовка трех исследований на соискание ученой степени доктора наук (Е.А.
Цупикова, Е.В. Максимюк,
И.Н. Суслов).
В основу организации учебного процесса кафедры положены личностно-деятельностный [5], культурологический и коммуникативный подходы, позволяющие субъектам взаимодействия быть партнерами при осуществлении деятельности любого характера. Это способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста и, в частности, таких качеств, как лидерство, самостоятельность при принятии решений, способность к проектированию деятельности и управлению ею, установка на саморазвитие и самоконтроль, умение работать в команде, коммуникативность.
В зависимости от целей и задач конкретного образовательного процесса преподаватели кафедры отдают приоритет определенной педагогической категории, другие категории при этом рассматриваются как дополнительные или вспомогательные: содержание, методы, приёмы и формы организации учебной деятельности определяются тем, на что направлена интериориза-ция знаний. Отбор квазиреальных, «репетиционных» [6] задач осуществляется преподавателем в соответствии с личными и профессиональными потребностями обучаемых. Так, для формирования коммуникативной компетенции будущих специалистов-менед-
жеров и маркетологов широко используются такие социальные формы деятельности, как работа «в малых группах», «в парах», командная подготовка презентаций.
Для актуализации информационной компетенции в профессиональной подготовке выпускников вуза преподавателями проводятся онлайн-консультации и семинары. С помощью современных средств коммуникации студент имеет возможность выйти на учебный сайт в любое удобное для него время. Преподаватель проверяет время и качество работы студента также в режиме он-лайн.
Работа над международным проектом «Улучшение языковой политики в российских технических вузах» позволила преподавателям более строго подойти к анализу предметной составляющей коммуникативной компетенции в профессиональной подготовке наших обучаемых. Практика показала, что между профессионально-ориентированной и специализированной лексикой нельзя ставить знак равенства, поскольку прослушивание лекций и семинарские занятия на иностранном языке по специальным предметам требуют от студента хороших знаний специальной лексики, речевых моделей и
клише, характерных для конкретной сферы деятельности.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляется в соответствии с их интересами и профессиональной направленностью: имеются совместные публикации студентов и преподавателей; студенты принимают участие в разработке электронных учебных курсов, беря на себя техническую часть исполнения продукта. Реализация иноязычной компетенции хорошо прослеживается в различных формах внеаудиторной работы преподавателей кафедры (организация клуба любителей английского языка, выпуск стенгазет на иностранном языке, создание рекламной продукции).
Таким образом, на кафедре сформировалась устойчивая гуманитарная среда, обеспечивающая становление и реализацию иноязычной компетенции как одной из составляющих профессиональной подготовки выпускника вуза.
Литература
1. Бенин В.Л. Педагогическая культуроло-
гия. Курс лекций: Учебное пособие. Уфа: Издательство БГПУ, 2004. 515 с.
2. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
3. Игумнова О.В. Развитие самостоятельно-
сти студентов средствами современных технологий обучения иностранным языкам: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Новокузнецк: Издательство КГПА, 2005. 89 с.
4. Сахарова Н.С. Иноязычная компетенция
студентов университета: теория и диагностика. Челябинск, 2002. 189 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология
высшего образования. От деятельности к личности. М.: Академия, 2001.
6. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком. М.: МГЛУ, 2003.
EFIMENKO I. LANGUAGE TRAINING AS A HUMANITARIAN COMPONENT OF PROFESSIONAL EDUCATION
Language training as a humanitarian component of professional education is considered in the article. Developing language competence in the process of interaction (teacher / student) is analyzed as a technique of individual potential development, the latter being the integral part of training morals-oriented specialists ready to carry out professional tasks. Examples of successful experience of the chair in this connection are given.
Keywords: humanitarian environment, education, foreign language competence, professional orientation, personal potential, comprehensive approach, communicative approach, person and activity oriented approach.
О.С. ОХТЕНЬ, канд. истор. наук, Не ТОЛЬКО обучать,
начальник управления по работе
с молодежью НО И ВОСПИТЫВаТЬ
В статье описаны особенности воспитательного процесса в СибАДИ. Представлена организационная структура и проанализированы основные направления воспитательной работы в вузе.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, студенческое самоуправление, организационная структура воспитательного процесса, основные направления воспитательной работы, молодой специалист.
Воспитательная работа в вузе явля- формирование гармонично развитой,
ется неотъемлемой частью образова- творческой и нравственной личности,
тельного процесса. Главная ее цель - способной работать в коллективе и