Организация онкологической помощи
© И.Ф. Раббаниев, Р.Ш. Хасанов, К.Т. Шакиров, И.А. Гилязутдинов, С.Е. Габитова, 2012
УДК 614.2(470.41):616-006-082
управление качеством онкологической помощи населению республики татарстан: перспективы применения информационного обеспечения
и.Ф. раббаниев, р.Ш. Хасанов, к.т. Шакиров, и.А. Гилязутдинов, с.Е. Габитова
quality management of oncology care to the population of the republic of tatarstan: information support using prospects
I.F. Rabbaniev, R.Sh. Khasanov, K.T. Shakirov, I.A. Gilazutdinov, S.E. Gabitova
ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», Казань
Приволжский филиал РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, Казань
ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава РФ
Реферат. Представлены результаты по созданию онкологического кластера и применению информационных технологий в организации работы врачей-онкологов первичных онкологических кабинетов и отделений Республики Татарстан. Показано несомненное преимущество единого информационного пространства онкологической службы для ранней диагностики злокачественных новообразований.
Ключевые слова: злокачественные новообразования, организация онкологической помощи, информатизация.
Abstract. In this article the results of creating oncological cluster and use of information technology in the managements of oncologists of primary oncological offices are presented. It is shown the advantage of common information space of oncological service to early diagnostics of malignant neoplasms.
Key words: malignant neoplasms, managements of oncological help, informatization.
Введение
Удовлетворение потребности граждан в сохранении и укреплении здоровья является одним из приоритетов государственной политики в области охраны здоровья населения в нашей стране. Одним из основных требований к организации онкологической помощи является обеспечение ее качества.
Функционирование здравоохранения Российской Федерации в условиях ограниченности бюджета определяет стратегическую линию развития и совершенствования онкологической помощи населению, направленную на рациональное использование всех существующих ресурсов (организационного, кадрового и материально-технического порядка) в целях снижения социально-экономического ущерба, связанного с заболеваемостью населения злокачественными новообразованиями, что, в свою очередь, вызывает необходимость широкого внедрения новых
форм управления отраслью. Одной из них является создание системы управления качеством онкологической помощи. Система управления качеством онкологической помощи, являясь структурным элементом системы управления здравоохранением, включает специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества.
Для достижения требуемого уровня качества онкологической помощи необходимо реализовать координированный комплекс мероприятий по оптимизации использования ресурсов, внедрению современных технологий, мониторированию получаемых результатов с последующей корректировкой.
Управление качеством онкологической помощи имеет 3 составляющие: управление структурой (материально-технические ресурсы, кадры), процессом (технологии) и результатом.
4'2012
Для рационального управления качеством медицинской помощи онкологическим больным необходимо разработать соответствующие технологии, обеспечив их показателями оценки результата. Важнейшими ресурсами для достижения запланированного уровня качества медицинской помощи являются ресурсы информационные [1].
По состоянию на 01.01.2012 г. в Республике Татарстан проживает 3786 488 человек, в том числе 1 748 443 (46,18%) мужчин и 2 038 045 (53,82%) женщин [2].
Абсолютное количество впервые выявляемых больных составляет в республике около 11 тыс. ежегодно, или, по данным 2011 г., 352,2 случая на 100 тыс. населения, в РФ — 364,2. Смертность от злокачественных новообразований составляет более 170 случаев на 100 тыс. населения (по РФ — 204,4) [3].
В целях совершенствования онкологической помощи населению и снижения социально-экономического ущерба, связанного с заболеваемостью населения злокачественными новообразованиями (ЗНО), назрела необходимость широкого внедрения новых форм управления отраслью. Важнейшими ресурсами для достижения запланированного уровня качества медицинской помощи являются ресурсы информационные.
Республика Татарстан была включена в Национальную онкологическую программу в 2010 г. по титулу регионального онкологического диспансера [4] и в 2011 г. по титулу окружного онкологического диспансера [5].
В рамках программы в конце 2010 г. Министерство здравоохранения Республики Татарстан совместно с Центром информационных технологий РТ приступили к реализации проекта по внедрению информационной системы, объединяющей учреждения здравоохранения, участвующие в оказании медицинской помощи при онкологических заболеваниях: первичные онкологические кабинеты/первичные онкологические отделения и стационарные отделения ЛПУ.
Объект исследования
Объектом исследования явились учреждения здравоохранения Республики Татарстан, участвующие в оказании первичной медико-санитарной помощи населению при онкологических заболеваниях [70 первичных онкологических кабинетов (ПОК) и 6 первичных онкологических отделений (ПОО). Из них 45 в районах республики, 8 в г. Набережных Челнах и 23 в г. Казани].
результаты и их обсуждение
На начало 2010 г. медицинская помощь населению при онкологических заболеваниях предоставлялась в учреждениях здравоохранения первичной медико-санитарной помощи и в специализированных онкологических учреждениях. При этом подразделения первичной онкологической помощи были представлены лишь в поликлиниках центральных районных больниц (43 учреждения здравоохранения). Из них были укомплектованы сертифицированными врачами-онкологами только 34,9% учреждений (15 учреждений здравоохранения). В поликлиниках столицы Татарстана г. Казани и в г. Набережных Челнах таких подразделений не было. Выявление пациентов осуществлялось в основном в ходе обращений пациентов к различным врачам-специалистам. Каждый врач, в силу своей компетенции, принимал решение о направлении пациентов в Республиканский клинический онкологический диспансер, зачастую не проводя даже минимального объема исследований. В результате постоянным явлением были очереди в регистратуру, как правило, в первые дни недели и в первую половину дня, длительное ожидание пациентами приема врачей.
С 1 октября 2010 г. с целью приближения онкологической помощи к населению началась работа нового подразделения ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» в г. Альметьевске в поликлинике № 3 для Юго-Восточного региона республики. В этом подразделении сегодня проводится весь комплекс диагностического обследования на догоспитальном этапе. Население региона имеет возможность пройти необходимое обследование без выезда в столицу республики.
В г. Набережных Челнах на базе реконструируемого и модернизируемого учреждения ГБУЗ «Закамская БСМП» организовано стационарное онкологическое отделение на 55 коек для специализированного и высокотехнологичного лечения онкологических заболеваний.
Стратегией развития здравоохранения предусмотрено также использование ресурса межмуниципальных сосудистых центров в городах Арске, Буинске и Чистополе для высокотехнологичной диагностики новообразований жителей районов РТ.
Во исполнение Постановления Кабинета министров Республики Татарстан «О реорганизации государственных учреждений здравоохранения ГУЗ «Набережночелнинский онкологический диспансер» и ГУЗ «Республиканский клинический
Раббаниев И.Ф. и соавт. Управление качеством онкологической помощи населению республики Татарстан...
5
онкологический диспансер МЗ РТ» от 23 сентября 2010 г. осуществлено присоединение ГУЗ «НЧОД» к ГАУЗ «РКОД МЗ РТ». Создание в республике единого онкологического учреждения способствовало повышению эффективности деятельности онкологической службы и дальнейшему повышению качества медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Схема на рисунке наглядно показывает сложившуюся систему онкологической помощи в РТ.
Таким образом, в республике все учреждения, участвующие в организации онкологической помощи населению, функционально объединены в онкологический кластер, который может быть представлен в виде пирамиды. Основная задача кластера — сформировать массив информации всех случаев заболевания. Единый информационный блок данных даст возможность провести эпидемиологический анализ, оценить эффективность работы служб здравоохранения по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний. Заказчиком проекта является Центр информационных технологий Кабинета министров Республики Татарстан. Целью проекта является внедрение в республике компьютерной системы сбора, архивирования и обмена
данными на всех этапах лечебно-диагностического процесса пациентов. Реализация проекта позволит мониторировать качество онкологической помощи каждого пациента, своевременно принимать необходимые управленческие решения, осуществлять телеконсультации медицинских изображений, проводить дистанционную запись пациентов на прием и госпитализацию.
Основой системы онкологической помощи являются учреждения здравоохранения, расположенные по месту проживания пациентов. Именно там силами врачей поликлиник и фельдшеров происходит выявление подозрения на онкологическое заболевание.
При необходимости пациент направляется в первичный онкологический кабинет. Этот кабинет структурно является подразделением той же поликлиники по месту жительства пациента. Но функционально — это этап первичной онкологической помощи.
Задачами первичных онкологических кабинетов являются:
• о рганизация ранней диагностики ЗНО на вверенной территории;
• уточняющая диагностика при подозрении на наличие ЗНО;
Маршрутизация движения пациентов Приказ МЗ РТ от 08.07.2010 №871
Структура онкологического кластера в Республике Татарстан
4'2012
• а нализ эффективности работы ЛПУ по раннему выявлению ЗНО;
• формирование персонифицированной базы данных больных ЗНО, ведение учетно-отчетной документации;
• консультативная поддержка ЛПУ при курации ими онкологических больных;
• д инамическое наблюдение за больными, получающими химиотерапию по рекомендациям онкологических учреждений;
• л ечение больных в амбулаторном или стацио-нарозамещающем режимах;
• о рганизация и контроль санитарно-просвети-тельской работы с населением.
В рамках проекта подразделения онкологической помощи в учреждениях здравоохранения были оснащены персональными компьютерами, проведена локальная сеть до каждого онкологического кабинета, осуществлен монтаж локальной сети в подразделениях Республиканского клинического онкологического диспансера в г. Казани, г. Набережных Челнах и г. Альметьевске.
Для анализа медицинской результативности проведенных мероприятий использовался анализ отчетных форм, утвержденных приказом МЗ и СР РФ от 18.01.2010 г. № 16 [6]. В 2011 г. в первичных онкологических кабинетах с целью выявления новообразований было осмотрено 118 643 человека, что на 12,1% больше, чем в 2010 г. (104 237). Из них были направлены для уточняющей диагностики в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» 34 тыс. пациентов (в 1,5 раза больше, чем в 2010 г. — 21 902). Вместе с тем доля больных, из числа направленных в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ», у которых диагноз впоследствии был подтвержден, составила в 2011 г. 33,1%, что на 15,1% ниже, чем в предыдущем году (48,2%). Хотя в абсолютных числах в 2011 г. диагноз подтвержден у большего числа больных, чем в 2010 г. (11243 и 10558 соответственно). Это указывает на гипердиагностику состояний, которые расцениваются врачами первичной медицинской сети как подозрительные на онкологическую патологию. Доля больных, выявленных на поздних стадиях развития злокачественных новообразований, снизилась за рассматриваемый период на 0,5% и составила 30,7% (в 2010 г. — 31,2%; в РФ — 29,8%).
заключение
Информационная интеграция первичных онкологических кабинетов и отделений позволяет организовать мониторинг качественных показателей онкологической помощи всему населению РТ. Формирование единого информационного пространства онкологической службы РТ на основе компьютерных технологий в виде популяционного ракового регистра значительно увеличило возможность анализа широкого спектра информации, характеризующей качество онкологической помощи населению. Реализация проекта позволяет своевременно принимать обоснованные и адекватные медицинские и организационные решения, способствует повышению качества онкологической помощи жителям РТ.
Литература
1. Кравец, Б.Б. Некоторые аспекты совершенствования управления качеством онкологической помощи / Б.Б. Кравец, Н.И. Климова, Э.В. Громова, А.П. Припач-кина // Современная онкология. — 2004. — № 2. — С. 49—51.
2. Статистика здоровья населения и здравоохранения (по материалам РТ за 2007—2011 годы) / А.З. Фаррахов, В.Г. Шерпутовский, Н.И. Молокович [и др.]. — Казань, 2012. — 264 с.
3. Чиссов, В.И. Состояние онкологической помощи населению России в 2011 году / В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петрова. — М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздравсоцразвития России, 2012. — 240 с.
4. Правительство Российской Федерации. Постановление от 31.12.2009 г. № 1156 «О финансовом обеспечении в 2010 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями».
5. Правительство Российской Федерации. Постановление от 31.12.2010 г. № 1222 «О финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями».
6. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приказ от 18 января 2010 г. № 16, приложение 3 «Об утверждении Порядка организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ».
раббаниев и.Ф. и соавт. Управление качеством онкологической помощи населению республики Татарстан...
7