Автор делится с читателями технологически описанным подходом к управлению качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в условиях реализации компетентностного подхода в смоленском педагогическом колледже
Кольцова Ольга Станиславовна,
к.п.н.,
директор Смоленского педагогического колледжа
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
¥
Ключевые слова: «дерево целей»; системный подход; функции управления: моделирование, проектирование, прогнозирование, планирование, конструирование, организация, руководство, контроль, анализ; компетентностный подход к качеству; технологические аспекты интегративной системы управления качеством.
«...Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования»
М. Поташник
Современное состояние среднего профессионального образования педагогического профиля вызывает тревогу. Некогда очень почетная ступень образования находится в полном информационном вакууме. Вызывает удивление нестабильность законодательных основ процедуры введения стандартов СПО третьего поколения, основанных на компетенциях. Еще более невнятным становится процесс управления качеством педагогического образования.
Создание сети базовых педагогических колледжей в России (приказ министерства образования от 2004 года) является одним из управленческих механизмов сохранения системы среднего педагогического образования, обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов различного профиля и направлений, рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов.
Функционирование Смоленского педагогического колледжа, как базового в ЦФО предполагает полное научное, методическое, и социально-психологическое обеспечение прогресса национально-культурного развития и духовного возрождения в среде студенчества. Модернизация внутренней среды колледжа связана с созданием научно-исследовательской, академической, воспитательной, а также студенческих сообществ и служб обеспечения и поддержки жизнедеятельности субъектов образовательной системы.
Основными функциями управления в базовом педагогическом колледже выступают моделирование, проектирование, прогнозирование, планирование, конструирование, организация, руководство, контроль, анализ. Вокруг этих функций в педагогическом
колледже выстраивается поиск механизма управления качеством среднего профессионального образования.
Сосредоточимся на управлении качеством образовательного процесса на уровне педагога. В большинстве научных трудов по управлению качеством образования педагоги не рассматриваются как субъекты управления, что нам представляется неправомерным. Именно педагог - центральный субъект управления качеством функционирующего образовательного процесса, о чем свидетельствуют исследования Ю.К. Бабанского, Ю.К. Конаржевского, А.Я. Найна, О.Л. Назаровой, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой и других.
Осторожное обращение с данной идеей определенной части исследователей объясняется, на наш взгляд, недостаточной представленностью в науке единства двух профессиональных ролей и соответствующих им профессиональных позиций педагога: субъекта управления образовательным процессом и субъекта управления (менеджера) деятельностью образовывающихся. Управление образовательным процессом осуществляется педагогом через управленческие функции: планирование, организацию, регулирование и контроль. При этом, как подчеркивает С.Г. Во-ровщиков, «... необходимо управлять не тем или иным компонентом образовательного процесса, а свойствами (способами проявления) этих компонентов, их соответствия нормам, эталонам, образцам». Такое управление, по мнению А.А. Вербицкого, возможно путем «переналадки» компонентов, которые реализуются в соответствующих процедурах. Компетентностный подход к качеству образовательного процесса ориентирует на демократический тип управления образовательной деятельностью студентов, который получил название «педагогическое сопровождение», означающий «следовать рядом вместе с кем-нибудь, сопутствовать». При управлении в формате педагогического сопровождения педагог не оказывает прямого воздействия на образовывающегося, а осуществляет его
опосредованно - через целевой, содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса, посредством которых они включаются в образовательную деятельность. Под «переналадкой» компонентов образовательного процесса нами имеется в виду выбор такого варианта их функционирования, который удовлетворяет заданным свойствам отдельного компонента и образовательного процесса в целом. В теоретической модели нами предложен один из вариантов «переналадки» названных компонентов на основе компетентностного подхода.
Декомпозиция главной цели управления качеством образовательного процесса предполагает собственное «дерево целей»: операциональных по форме и компетентностных по содержанию. Каждая ветвь этого «дерева» связывает содержание отдельных учебных дисциплин, производственных практик, самостоятельной работы образовывающихся, квалификационные работы, внеурочного воспитательного процесса, общественной профессионально-ориентированной
деятельности студентов и т.д. Таким образом, источником содержательного объекта целеполагания в непосредственном управлении качеством образовательного процесса педагогами является содержание как целостного образовательного процесса в педагогическом колледже, так и отдельных его звеньев. Однако содержание образования в этом случае должно иметь компетентностный формат, обеспечивающий опера-циональность цели и связь содержания с требованиями рыночных потребителей.
Исследование особенностей образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении педагогического профиля позволило рассматривать его как единство процессов профессионального обучения, социализации и профессионального развития. В ракурсе исследуемой системы управления образовательный процесс в педагогическом колледже выполняет три взаимосвязанные функции: дидактическую, социальную и производственную.
Для разработки системы управления качеством образовательного процесса в Смоленском педагогическом колледже нами использован метод моделирования с применением системного подхода, позволяющий проектировать систему в соответствии с интересующими исследователя характеристиками. Моделирование исследуемой системы управления осуществлялось в соответствии со следующими характеристиками, заданными инновационной системе управления:
1. Не заменяет сложившуюся в педагогическом колледже систему управления качеством образовательного процесса, ориентированную на выполнение действующих образовательных стандартов, а предусматривает ее преобразование в интегративную согласно государственному заказу на удовлетворение запросов всех групп потребителей образования на основе интеграционных процессов в пространстве взаимодействия с маркетинговой средой.
2. Признает главной целью и результатом функционирования системы управления качеством образовательного процесса профессиональную компетент-
ность выпускника и удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг.
3. Предусматривает применение как ориентиров локальных интегративных эталонов качества, соотнесенных на компетентностной основе с действующими образовательными стандартами и требованиями рыночных потребителей образовательной продукции педагогического колледжа.
4. Обеспечивает целенаправленность, устойчивость системы управления в маркетинговой среде посредством использования результатов интеграционных процессов в структуре системы управления:
- выделение в структуре системы управления качеством образовательного процесса двух блоков: блок непосредственного управления педагогами и блок опосредованного управления, направленный на создание условий для осуществления управления качеством образовательного процесса педагогами в маркетинговой среде;
- введение в организационную структуру системы управления маркетинговой службы для обеспечения взаимодействия с субъектами и факторами внешней маркетинговой среды;
- создание подструктуры - координационного совета по качеству для принятия управленческих решений с применением интегративных информационных основ;
- приведение в состояние сближения, связи и взаимопроникновения дифференцированных специальных (производственных) функций компонентов системы управления с функциями маркетинговой службы;
- повышение синергетичности компонентов системы управления;
- усиление сотрудничества субъектов управления как внутренних социальных партнеров, приводящего к интеграции усилий субъектов и человеческого фактора в управлении;
- установление взаимодействия с внешними социальными партнерами: образовательными учреждениями, научными центрами, вышестоящими органами управления и т.д.
Основные технологические аспекты интегративной системы управления качеством образовательного процесса представлены в четырех направлениях:
1. Операционального по форме и компетентностного по содержанию целеполагания в управлении качеством образовательного процесса, позволяющего определить качественно и измерить количественно полученный результат.
2. Непосредственного управления качеством образовательного процесса педагогами, которое осуществляется путем выбора такого варианта функционирования целевых, содержательных, процессуальных и результативных компонентов образовательного процесса, который удовлетворяет интегративным критериям качества, имеющим компетентностный формат:
а) операционально-компетентностное содержание;
б) связь содержания с общими и профессиональными компетенциями; в) субъектная активность студента; г) определяемость результатов в компетентност-ном формате.
3. Маркетинга как системы управленческой деятельности, определяющей поведение педагогического колледжа в рыночной среде, направленной на более эффективное удовлетворение образовательных потребностей путем изучения рынка образовательных услуг и рынка труда. При представленном в диссертации интегративном подходе к исследуемому управлению без маркетинга оно не может обеспечить интегративное свойство самого образовательного процесса и его результата.
4. Интегративной информационной основы оперативного управления качеством образовательного процесса. Под информационной основой в контексте исследуемой проблемы понимается информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений во всех подразделениях педагогического колледжа в соответствии с полномочиями субъектов, управляющих качеством образовательного процесса. Информация об отклонениях в качестве получается двумя путями: внутреннего мониторингового и маркетингового исследований. Оба потока информации поступают в координационный совет по качеству, где они интегрируются. На этой основе принимаются оперативные управленческие решения.
Четырехуровневая структурно-функциональная
модель исследуемой нами системы управления представлена на схеме 1.
Первые три уровня обеспечивают среду качества для образовательного процесса, осуществляя тем самым опосредованное управление им. Непосредственное управление данным феноменом осуществляют педагоги. Таким образом, в управляющей подсистеме выделяются два блока: опосредованного и непосредственного управления качеством образовательного процесса.
Прямую связь с маркетинговой средой осуществляют:
- педагоги - через студентов, потребляющих образовательные услуги, предоставляемые преподавателями;
- заместитель директора по маркетингу и подчиненный ему совет по маркетингу - через проведение маркетинговых исследований;
- координационный совет по качеству - через информацию работодателей, входящих в состав совета.
Опосредованное управление
(на 1-3 уровнях организационной структуры)
1. Целевой компонент - «дерево целей».
1.1. Создать систему нормативно-правового обеспечения управления качеством образовательного процесса:
- разработать стратегию управления качеством образовательного процесса и организационно обеспечить ее реализацию;
- обеспечить интегрирование информационной основы управления качеством образовательного процесса;
- поддерживать взаимодействие с региональными органами управления образованием по вопросам обеспечения образовательного процесса материальнотехническими и финансовыми ресурсами;
- наладить постоянную связь с научно-исследовательскими коллективами по вопросам повышения инновационно-исследовательского и производственного потенциала преподавателей и других субъектов управления качеством образовательного процесса;
- создать условия для сервисного обслуживания потребителя;
1.2. Обеспечить качество педагогических кадров:
- организовать непрерывное повышение квалификации педагогов по овладению теорией и практикой управления качеством образовательного процесса с учетом влияния рыночной среды;
- привлечь всех специалистов колледжа к участию в управлении качеством образовательного процесса путем оптимальной расстановки кадров, распределения прав, функциональных обязанностей, степени ответственности за порученное дело; определения способов морального и материального стимулирования;
- создать благоприятные морально-психологические условия для партнерских отношений в коллективе педагогов и студентов.
1.3. Обеспечить качество субъект-объекта образовательного процесса:
- усовершенствовать конкурсный отбор абитуриентов;
- совместно с общеобразовательными учреждениями организовать профориентационную работу в соответствии с номенклатурой образовательных услуг;
- привлечь студенческие органы самоуправления к управлению качеством образовательного процесса;
- обеспечить развитие личностного компонента конкурентоспособности будущих специалистов в процессе воспитательной и внеаудиторной профессионально ориентированной работы.
1.4. Обеспечить нормативную и информационную основу улучшения качества образовательного процесса:
- разработать на компетентностной основе внутренние институциональные нормативы качества образовательного процесса;
- осуществлять внутренний мониторинг качества образовательного процесса;
- обеспечить регулярное проведение маркетинговых исследований;
- проводить регулирование и коррекцию качества образовательного процесса на основе интегрированной информации о пограничных состояниях или существенных отклонениях от заданных качественных характеристик.
1.5. Обеспечить непрерывность процесса улучшения качества образовательных технологий на компетентной основе:
- создать экспериментальную площадку и экспериментальные лаборатории по преобразованию образовательного процесса в соответствии с главными целями и возникающими проблемами улучшения качества образовательного процесса и управления им;
- усовершенствовать организацию и содержание курсовых и выпускных квалификационных работ в аспекте формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и диагностики ее состояния;
Структурно-функциональная модель интегративной системы управления качеством образовательного процесса в педагогическом колледже
- в процессе итоговой государственной аттестации обеспечить выявление и оценку конкурентоспособности выпускника.
2. Должностные обязанности по реализации целевого компонента ресурсообеспечения качества образовательного процесса (с применением дальнейшей декомпозиции целей).
2.1. Директор колледжа:
- разрабатывает стратегию управления качеством образовательного процесса на интеграционной основе и организационно ее осуществляет путем делегирования полномочий;
- оптимально подбирает и расставляет кадры, распределяет полномочия, определяет способы и средства стимулирования;
- инициирует взаимовыгодные отношения с субъектами маркетинга;
- поддерживает отношения с органами управления по вопросам обеспечения качества образовательного процесса материально-техническими и финансовыми ресурсами;
- налаживает постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими учреждениями и отдельными учеными специалистами с целью повышения инновационно-исследовательского и производственного потенциала преподавателей;
- создает условия для сервисного обслуживания потребителей образовательных услуг;
- создает (совместно с профсоюзным комитетом) благоприятные морально-психологические условия для партнерских отношений педагогов и студентов по улучшению качества образовательного процесса;
- обеспечивает работу своих заместителей.
2.2. Заместитель директора по учебной работе (название должностей дано в соответствии со штатным расписанием):
- обеспечивает сопровождение разработки на ком-петентностной основе внутренних нормативов качества образовательного процесса;
- совместно с заведующими отделениями разрабатывает функциональную карту профессии;
- осуществляет совместно с заведующими отделениями внутренний мониторинг качества образовательного процесса и его результатов на основе внутренних нормативов;
- обеспечивает организационно-управленческое сопровождение реализации мер по улучшению качества образовательного процесса на основе интегрированной информации о его пограничных состояниях или отклонениях от заданных качественных характеристик;
- осуществляет подготовку и проведение государственной аттестации выпускников с учетом внутренних нормативов;
- обеспечивает работу малых педагогических советов.
2.3. Заместитель директора по производственной работе:
- обеспечивает выполнение графика профессиональной практики;
- совместно с руководителями цикловых комиссий и кафедр организует разработку практических зада-
ний, обеспечивающих формирование у практикантов компетентностей в соответствии с видом практики;
- определяет базу прохождения профессиональной практики, позволяющую студентам выполнить практические задания и получить заданный результат;
- инструктирует групповых руководителей профессиональной практики о требованиях, содержании практики и ожидаемых качественных результатах;
- совместно с педагогами базового образовательного учреждения и групповыми руководителями анализирует и оценивает состояние приобретенных студентами компетентностей.
2.4. Заместитель директора по инновационноисследовательской и методической работе:
- разрабатывает программу инновационноисследовательской деятельности экспериментальных лабораторий;
- в соответствии со стабильными проблемами качества образовательного процесса в колледже определяет проблематику коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности;
- обеспечивает научное сопровождение всех видов экспериментальной деятельности;
- обеспечивает повышение квалификации педагогов по овладению теорией и практикой управления качеством образовательного процесса с учетом влияния маркетинговой среды;
- на основе компетентностного подхода совместно с кафедрами и цикловыми комиссиями определяет тематику, обеспечивает научно-методическое сопровождение (руководство) и экспертизу учебноисследовательских работ студентов (курсовые, выпускные квалификационные работы и работы, выполняемые в проблемных группах);
- вносит коррективы в требования к учебноисследовательским работам с позиции комптентност-ного подхода;
- обеспечивает работу экспериментальных лабораторий, кафедр, цикловых комиссий и студенческих проблемных групп.
2.5. Заместитель директора по воспитательной работе:
- составляет программу целостного воспитательного процесса, ориентированную на личностный аспект конкурентоспособности будущего специалиста, и обеспечивает ее реализацию;
- оказывает помощь кураторам, руководителям кружков, секций, органам студенческого самоуправления в разработке программы (плана) воспитательного процесса;
- с привлечением ученых специалистов обеспечивает научно-методическую подготовку кураторов, руководителей студий и кружков, студенческих органов самоуправления по осуществлению целенаправленного воспитания будущих специалистов;
- проводит мониторинг состояния и результатов воспитательного процесса, осуществляемого всеми субъектами;
- обеспечивает работу методического объединения и совета кураторов.
2.6. Заместитель директора по маркетингу:
- создает банк данных о выпускниках;
- налаживает каналы связи с потенциальными и реальными работодателями;
- осуществляет внутренние маркетинговые исследования на базе родительского комитета, студенческих органов самоуправления и академических групп;
- проводит внешние маркетинговые исследования на базе учреждений потребителей трудового потенциала выпускников колледжа;
- получает и систематизирует информацию о преимуществах в качестве образовательных услуг педагогических образовательных учреждений - конкурентов;
- готовит и представляет предложения по улучшению качества образовательного процесса с учетом замечаний рыночных потребителей;
- обеспечивает работу совета по маркетингу.
3. Должностные функции по реализации целевого компонента подразделениями колледжа с применением дальнейшей декомпозиции целей
3.1. Педагогический совет колледжа:
- коллегиально обсуждает и оценивает состояние и результаты качества как целостного образовательного процесса, так и отдельных этапов его функционирования;
- обсуждает и оценивает качество организационноуправленческого, учебно-методического, инновационного, учебно-производственного, учебно-материального и т.д. обеспечения качества образовательного процесса;
- утверждает программы и планы работы отдельных подразделений и направлений по улучшению качества образовательного процесса;
- пропагандирует передовой опыт по достижению качества образовательного процесса как колледжа, так и иных образовательных учреждений.
3.2. Совет колледжа:
- определяет организационно-управленческие меры по созданию системы качества в колледже;
- заслушивает отчеты директора колледжа о состоянии качества работы колледжа в целом и образовательного процесса, в частности;
- рассматривает и утверждает организационнофункциональную структуру колледжа, обеспечивающую систему качества;
- определяет меры по созданию имиджа педагогического колледжа в маркетинговой среде;
- определяет способы и средства улучшения сервисного обслуживания потребителей образовательных услуг;
3.3. Координационный совет по качеству:
- получает и обрабатывает информацию о качестве образовательного процесса, образовательных услуг и состоянии качества сформированного у выпускников трудового потенциала;
- выделяет стабильные проблемные ситуации по качеству;
- вырабатывает интегрированную информационную основу улучшения качества конкретного аспекта образовательного процесса;
- определяет конкретные организационные задачи по улучшению качества образовательного процесса, рекомендации по их решению с указанием адресата
и, в определенных случаях, срока исполнения;
- обеспечивает организационное и научно-методическое сопровождение решения поставленных адресатами задач;
- получает и анализирует динамику улучшения качества образовательного процесса и элементов среды качества, в отношении которых были выявлены проблемные ситуации.
3.4. Малые педагогические советы:
- определяют мероприятия по подготовке, проведению, а также итоги семестровых, переводных, государственных экзаменов, защиты выпускных квалификационных работ;
- анализируют состояние учебной дисциплины студентов, предложения о поощрении и взыскании студентов;
- рассматривают вопросы исключения студентов за неуспеваемость, за нарушения правил внутреннего распорядка.
3.5. Совет кураторов студенческих групп (руководителей кружков и студий):
- определяет единые принципиальные подходы к воспитанию студентов групп как компетентных специалистов;
- обсуждает материалы обобщения передового опыта работы кураторов студенческих групп, руководителей кружков и секций;
- обсуждает и оценивает результаты общественного мониторинга состояния воспитательного процесса в группах и его результатов.
3.6. Методическое объединение кураторов студенческих групп:
- обеспечивает реализацию требований к воспитанию у студентов профессионально значимых качеств личности, определенных ключевыми компетенциями;
- осуществляет общественный мониторинг состояния воспитательного процесса и его результатов;
- проводит изучение и обобщение передового опыта колледжа и других средних профессиональных учебных заведений по профессиональному воспитанию студентов;
- вооружает кураторов групп, руководителей кружков и студий современными научными воспитательными технологиями и знаниями современных методов и форм воспитательной работы.
3.7. Совет по производственной практике:
- утверждает компетентностно ориентированную программу, график профессиональной практики;
- обсуждает ход и результаты профессиональной практики с позиций компетентсностного подхода;
- рассматривает аналитические материалы по организации практики;
- вносит коррективы в содержание и методическое сопровождение профессиональной практики;
- организует изучение и пропаганду инновационного опыта по профессиональной практике.
3.8. Предметные (цикловые) комиссии и кафедры:
- разрабатывают на компетентностной основе образовательные программы;
- составляют методические комплексы к программам;
- организуют работу методических семинаров по улучшению качества образовательного процесса;
- стимулируют самостоятельную работу преподавателей по совершенствованию их компетентности в области управления качеством образовательного процесса;
- изучают и обобщают как внутриколледжный передовой педагогический опыт в аспекте качества образовательного процесса и управления им, так и других аналогичных образовательных учреждений;
- осуществляют общественный мониторинг состояния качества образовательного процесса и его результатов у педагогов, входящих в состав комиссии;
- инициируют индивидуальную и коллективную инновационно-исследовательскую деятельность преподавателей по качеству образовательного процесса;
- обеспечивают работу экспериментальных (творческих) лабораторий по проблемам качества образовательного процесса и управления им;
- создают банк данных о перспективных нововведениях и инновационных идеях улучшения качества образовательного процесса;
- поддерживают связи с аналогичными учреждениями и учеными специалистами по проблеме улучшения качества образовательного процесса;
- обеспечивают работу учебно-исследовательского студенческого общества;
- сопровождают студенческие учебно-исследовательские (в том числе и итоговые квалификационные) работы.
3.9. Совет по инновационно-исследовательской и методической работе:
- обсуждает программу индивидуальной и групповой инновационно-исследовательской деятельности;
- обсуждает и оценивает ход и результаты работы экспериментальных лабораторий, разрабатывающих проблемы улучшения качества образовательного процесса;
- обсуждает и утверждает тематику и научное сопровождение учебно-исследовательских работ студентов по темам, посвященным качеству образовательного процесса и развитию профессиональной компетентности;
- проводит предварительную защиту итоговых квалификационных работ студентов, ориентированных на развитие профессиональной компетентности.
3.10. Совет по маркетингу:
- вносит коррективы в банк данных о выпускниках;
- участвует в проведении внутренних и внешних маркетинговых исследованиях;
- оказывает помощь заместителю директора по маркетингу в обработке результатов маркетинговых исследований;
- участвует в подготовке предложений координационному совету по улучшению качества образовательного процесса и его результатов в соответствии с запросами рыночных потребителей;
- содействует реализации педагогическим коллективом колледжа предложений совета.
4. Функции оперативного управления средой качества административными и общественными субъектами (модификация характеристик П.И. Третьякова).
4.1. Информационно-аналитическая - осмысление адресованных координационным советом частных це-
лей улучшения качества определенных им объектов среды качества. Сбор и аналитическая обработка информации о способах и средствах оптимального выполнения предписанных целей.
4.2. Мотивационно-целевая функция - разработка «собственного» дерева целей: мотивирование исполнительской деятельности по реализации заданных координационным советом целей.
4.3. Планово-прогностическая функция - определение концептуальных положений по достижению корпоративных и индивидуальных целей; разработка программы (плана) реализации целей, проектирование результатов.
4.4. Организационно-исполнительская функция -распределение поручений, определение вертикальных и горизонтальных деловых связей между исполнителями, инструктирование по проведению необходимых преобразований в пределах, предусмотренных функциональными обязанностями, обеспечение необходимыми ресурсами качества образовательного процесса.
4.5. Контрольно-диагностическая функция - разработка инструментария (средств, критериев) по оперативному контролю (самоконтролю) за качественным изменением объекта (процесса) преобразований; осуществление оперативного контроля (самоконтроля); экспертиза (самоэкспертиза) состояния объекта (процесса) в результате проведенных по заказу координационного совета преобразований; подготовка соответствующей информации и передача ее в координационный совет по каналам обратной связи.
4.6. Регулятивно-коррекционная функция - поддержание объекта (процесса) в достигнутом режиме; собственная инициация прогрессивных преобразований; нейтрализация негативных и использование новых положительных факторов влияния на состояние объекта (процесса); поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Непосредственное управление качеством образовательного процесса педагогами (четвертый уровень оргструктуры)
1. Внутренние нормы целеполагания в образовательном процессе, осуществляемом педагогами (педагогическом процессе):
1.1. Операционально-компетентностное формирование целей на основе содержания действующего государственного образовательного стандарта, с помощью глаголов неопределенной формы указывающих на определенные действия. Для когнитивных целей: воспроизводить, обосновывать, доказывать, интегрировать, анализировать, объяснить, сформулировать, обобщить, оценить (значение, данные) продукт деятельности, исходя из внутренних или заданных критериев и т.д..
Для операционально-деятельностных целей: создать, разработать, применить, осуществить, выполнить, подготовить и т.п.
Для аффективных (эмоционально-ценностных) целей: выразить собственное отношение (в форме эссе, сочинения, сообщения, выступления и т.п.).
1.2. Управление качеством целеполагания образовательной деятельности студентов на учебных и воспитательных занятиях:
- предъявление цели (задач) педагогом либо формулирование ее (их) самими студентами в сопровождении педагога;
- принятие цели образовывающимся через мотивацию ее профессиональной значимости;
- удержание цели (задачи) в сознании студентов (фиксация на доске преподавателем или студентами в тетрадях и постоянное обращение к ней);
- индивидуальная самооценка студентами факта достижения или недостижения ими цели (задачи) и при необходимости возвращение к необходимым действиям по ее достижению.
1.3. Обеспечение целеполагания образовательной деятельности студентов в целостном образовательном процессе:
- выдача студентам индивидуальных папок нормативного сопровождения, содержащих функциональную карту профессии, учебный план, образовательную программу по предметам, вопросы и задания по самоконтролю и т.д.;
- создание условий для использования студентами папок сопровождения в ходе целостного образовательного процесса;
- ведение студентами портфолио (документа, в котором содержатся результаты оценки квалификации по каждому профессиональному модулю, приказы о поощрениях, результаты участия в профессиональных соревнованиях и конкурсах и т.д.).
2. Внутренние нормы содержания образовательного процесса в педагогическом колледже, обеспечивающие его качество:
Общие (сквозные) компетенции:
Профессиональные компетенции, основанные на профессиональных функциях педагогической деятельности:
Целью определения эффективности исследуемой модели инновационной системы управления качеством образовательного процесса в педагогическом колледже была разработана диагностическая методика. Данная методика включала инструментарий отбора и квалиметрической обработки информации с использованием установленных теоретическим исследованием критериев и показателей качества процесса и его результатов, а также качества предоставляемых колледжем образовательных услуг. В результате применения диагностической методики выявлена динамика состояния качества по соответствующим параметрам, сравнительная оценка которых представлен экспериментальными лабораториями.
Данный аспект проектной модели реализовывался педагогическим коллективом с большим напряжением: потребовалось научно-методическое сопровождение со стороны кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПКиППРО (учредителя экспериментальной площадки). Проблемы управления качеством образовательного процесса систематически обсуждались на заседаниях малых педсоветов, методического совета, цикловых комиссий. Самообразова-
ние педагогов также было подчинено решению задач улучшения качества образовательного процесса.
Осуществив теоретическое и опытно-экспериментальное исследование системы управления качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в режиме работы экспериментальной площадки, мы пришли к выводам:
1. При моделировании и реализации системы управления качеством образовательного процесса осуществляется не замена сложившейся в педагогическом колледже системы управления, ориентированной на выполнение действующих стандартов, а ее преобразование в систему управления в соответствии с государственным заказом на качество, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательной продукции, на подготовку конкурентоспособных специалистов.
2. Целью преобразования системы управления качеством образовательного процесса в педагогическом колледже является повышение ее эффективности, характеризующейся положительной динамикой степени выраженности свойств образовательного процесса и его результатов удовлетворять имеющиеся и предполагаемые требования всех групп потребителей его образовательной продукции.
3. Эффективность экспериментальной модели системы управления качеством образовательного процесса на основе интеграции сложившейся системы с маркетинговой средой, а также производные от основного процесса интеграции, частные интеграционные процессы внутри системы, получила подтверждение в опытно-экспериментальной работе экспериментальных лабораторий.
Переход управления качеством образовательного процесса в инновационный режим повысил имидж колледжа, создал творческую атмосферу в коллективе преподавателей и студентов как социальных партнеров по формированию конкурентоспособных специалистов для системы образования.
Литература
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие / В.И.Байденко. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 54 с.
2. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: автореф. дис ... докт. пед. наук: 13.00.01/ Воровщиков Сергей Георгиевич.- М, 2007. - 50 с.
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании // http://www.urorao.ru/konf.php?mode=&exmod=zeer
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентного подхода в образовании/ И.А.Зимняя - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 212 с.
5. Лебедев О.В. Компетентностный подход в образовании / О.В. Лебедев // Школьные технологии. - 2005. - № 5. - С. 3-12.
6. Панасюк В.П. Педагогическая система внутришкольно-го управления качеством образовательного процесса [Электронный ресурс]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Панасюк Василий Петрович. - Электрон. дан. - СПб., 1998. - 460 с.: ил.