Научная статья на тему 'Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже'

Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1640
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / менеджмент качеством / компетентность / мониторинг / технология образования / система качества / инновация / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишембитова З. Б.

В статье рассматривается проблема повышения качества образования будущих специалистов. З. Б. Ишембитова, директор Салаватского педагогического колледжа, делится опытом разработки системы управления качеством и ее внедрения в образовательный процесс. Автор статьи приходит к выводу о том, что качество образования обеспечивается инновационной деятельностью педагогического коллектива, научно-исследовательских обществ, работодателей и социальных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишембитова З. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества образования и профессиональной подготовки выпускников в педагогическом колледже»

УДК 377

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

© З. Б. Ишембитова

Челябинский государственный педагогический университет Россия, 454080 г. Челябинск, пр. Ленина, 69.

Тел.: +7 (34763) 4 28 49.

E-mail: spk_info@mail.ru

В статье рассматривается проблема повышения качества образования будущих специалистов. З. Б. Ишембитова, директор Салаватского педагогического колледжа, делится опытом разработки системы управления качеством и ее внедрения в образовательный процесс. Автор статьи приходит к выводу о том, что качество образования обеспечивается инновационной деятельностью педагогического коллектива, научно-исследовательских обществ, работодателей и социальных партнеров.

Ключевые слова: качество, управление качеством, оценка качества, менеджмент качеством, компетентность, мониторинг, технология образования, система качества, инновация, интеграция.

Приоритетами развития профессионального образования в России является задача улучшения качества подготовки специалиста. Качество трактуется как позитивное изменение в процессах и результатах, обусловленное развитием науки и образования как системы. Качество рассматривается как категория, отвечающая законам спроса и предложения, зависящая от уровня культуры и доходов потребителей. Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон управленческого процесса: разработки стратегии, организации, мониторинга и маркетинга образовательной деятельности колледжа.

Качество - универсальная категория, имеющая определенные аспекты, которые в исследованиях В. М. Мишина [1, с. 63] определены как философский, социальный, технический, экономический, правовой. С точки зрения философии категория качества выражает степень объективной оценки свойств объекта в сравнении с другими. Технический аспект качества обусловлен качественными и количественными изменениями объекта в зависимости от изучаемых или применяемых свойств. Экономический аспект показывает, насколько качество соответствует потребности работодателей и общества. Правовой аспект качества демонстрирует полноту, целостность, порядок разработки, утверждения внедрения, выполнения, соответствия общепринятым нормативам и законодательству.

В наиболее системном виде сущность понятия «качество образования» представляет собой социальную категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Результатом образования должны стать фактически усвоенные знания, личностное развитие, способность продолжить образование на более высоком уровне. Следствием каче-

ственного образования является социальный рейтинг и престиж образовательного учреждения.

Системообразующим фактором управления качеством образования является фактор образовательной политики в регионе, ориентация на социального заказчика: государство, общество, личность. Основными функциями управления качеством образования на региональном уровне являются формирование единого образовательного пространства и систематический мониторинг различных аспектов педагогической деятельности.

Качество образования как соответствие цели образовательного процесса его результатам предполагает разрешение противоречий: между наличием разнородных несистематизированных критериев и показателей качества педагогического процесса, затрудненностью их количественной оценки, хаотичностью и разрозненностью исходных данных; между необходимостью достижения минимального рассогласования между потребностями личности и современными требованиями к специалистам; между потребностью в объективной информации для принятия управленческих решений по обеспечению качества профессионального образования и недостаточной разработкой механизмов мониторинга качества профессиональной подготовки выпускников.

В ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж» активно разрабатывается и внедряется система менеджмента качества, которая проектируется в следующих направлениях:

• качество преподавания (образовательного процесса, педагогической деятельности);

• качество подготовки педагогических кадров;

• качество обученности и воспитанности студентов;

• качество материально-технической базы;

• качество информационно-образовательной среды.

Оценка качества педагогического процесса сможет отразить системное представление о динамике и характере его реализации, позволит контролировать и принимать эффективные управленче-

ские решения, направленные на результативность инноваций в образовательной системе «школа -педагогический колледж - педагогический вуз».

В колледже определены цели управления качеством, предусматривают соответствие: стандартам и фиксированным требованиям, требованиям спроса рынка образовательных услуг, требованиям работодателей как социальных партнеров, ожиданиям личности студента и их родителей как субъектов образовательного процесса.

Принципы управления качеством образования в ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж»: комплексность, объективность, перспективность, независимость, оптимальность.

Качество образования как комплекс системносоциальных свойств и характеристик определяет соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственному образовательному стандарту.

В Салаватском педагогическом колледже сформировалось система внешней и внутренней оценки качества профессионального образования. В качестве внешнего контроля рассматривается федеральный Интернет-экзамен, в котором выявляется качество показателей освоения студентами дидактических единиц основных образовательных программ государственных образовательных стандартов. Интернет-экзамен выполняется в режиме off-line и представляет собой модель оценивания подготовки студента по каждой дидактической единице путем сравнения количества правильно выполненных заданий с критерием освоения. В данной модели оценки освоения ГОС в качестве критериального значения принята величина 50% студентов, освоивших все дидактические единицы, а критическое значение показателя освоения дисциплины рассчитано с надежностью 0.9. В течение

2006-2008 годов колледж представлен в Интернет-экзамене гуманитарными социально-экономическими, естественнонаучными дисциплинами и качество обученности студентов составляет 80.3 %.

При обеспечении системы качества деятельности педагогического колледжа используется подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9001:2000 [2, с. 9]. В настоящее время ведется работа по созданию и внедрению системы менеджмента качества, позво-

ляющая определить критерии и методы эффективной реализации профессионального образовательного процесса, обеспечить ресурсы, осуществлять мониторинг и совершенствование деятельности колледжа. Система менеджмента качества рассматривается как скоординированная деятельность по руководству и управлению колледжем применительно к качеству. Обеспечение качества образовательного процесса осуществляется на всех этапах принятия управленческих решений. С позиции процессного подхода управление представляет собой систему, структурными функциями которой являются функции системы менеджмента качества: планирование, управление, обеспечение и улучшение качества (табл. 1).

Преимущество процессного подхода состоит в том, что он обеспечивает постоянное управление взаимосвязями между отдельными процессами системы. Его применение подчеркивает важность получения итоговых данных по выполнению и результативности процессов.

Планирование как управленческая функция предполагает участие преподавателей в разработке учебных планов, рабочих программ, планов работы кабинетов, аттестационных педагогических измерительных материалов, методических пособий и рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов, практических и исследовательских работ. В рамках этапа планирования проводились заседания научно-методического совета, практикоориентированные семинары по разработке АПИМ, электронных учебных пособий, изучению современных педагогических технологий, созданию учебных модулей, внедрению рейтинговой системы оценивания.

Контроль качества образования не обеспечивает достижения качества образования, а лишь фиксирует фактическое состояние дел, определяет реальную позицию, которая должна стать основанием для последующих действий. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов -ключевой, определяющий всю направленность образовательного процесса в колледже. Одним из критериев является качество знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Мониторинг качества обучения студентов производится ежегодно с помощью контрольных срезов.

Таблица 1

Функции системы менеджмента качества

Менеджмент качества

Планирование качества Управление качеством Обеспечение качества Улучшение качества

часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые процессы жизненного цикла, и соответствующие ресурсы для их достижения часть менеджмента, направленная на выполнение требований к качеству часть менеджмента, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены часть менеджмента, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству

Таблица 2

Мониторинг качества знаний студентов за последние 3 года по результатам контрольных срезов

го

03

о

ф

го

I- ГС

X X

О <0

о

а

60

50

40

30

20

10

0

45,645,5

Отделение

педагогических

специальностей

50,456,450,7

Отделение

филологии

Отделение

52,653,3

-408

Отделение

информатики

□ 2006-2007 гг.

□ 2005-2006 гг

□ 2004-2005 гг.

В условиях модернизации образования уместен вопрос: «Какими должны быть современные выпускники колледжа?» Работодатель оценивает качество выпускника по его пригодности к профессиональной деятельности. Способность применять знания, умения, навыки, проявлять личностные свойства определяется понятием компетентности [3, с. 14]. Поэтому предлагаем рассматривать еще один критерий - удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов.

Компетентность выпускника колледжа предполагает реализацию им на практике своего потенциала и способностей для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере. Компетент-ностная модель выпускника ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж» строится на основании, образованном базовыми свойствами личности. Социальные, общепрофессиональные, специальные профессиональные, инструментальные компетенции завершают построение компетентностной модели выпускника, что находит отражение при проектировании профессиональных образовательных программ, реализуемых в колледже. Компетентность педагога включает следующие компоненты [4, с. 56]:

а) мотивационный аспект, где проявляется готовность к мобилизации субъектных сил в профессиональной деятельности;

б) когнитивный аспект, предусматривающий владение знанием содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин;

в) поведенческий аспект, характеризующийся опытом проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

г) ценностно-смысловой аспект, выражающий отношение к содержанию компетентности и объекту его приложения;

д) эмоционально-волевую регуляцию процесса и результата проявления компетентности.

Создание системы менеджмента качества, построение компетентностной модели выпускника колледжа предполагает комплексное осуществле-

ние маркетинговых исследований рынка образовательных услуг и рынка труда. В 2007 году была апробирована анкета «Образовательный маркетинг» в отделах образования зоны влияния колледжа. Основной целью предусматривалось выявить базу данных для эффективной и оптимальной организации профориентационной работы:

- количество учащихся 9, 11-х классов в районах и городах южного региона Республики Башкортостан на 2007 год;

- намерения выпускников на продолжение образования в системе начального и среднего профессионального образования;

- желания выпускников 9, 11-х классов получить педагогическое образование.

В результате из 6865 выпускников 9-х классов по опрошенным нами районам 1540 человек (24.1%) имели намерение продолжить образование в системе среднего профессионального образования. И только 20% школьников от данного количества хотят стать учителями и воспитателями. Были выявлены районы, в которых школьниками наиболее предпочитаем выбор педагогической профессии.

Следующим этапом мониторинга маркетинговых исследований рынка труда является выявление вакансий в сфере образования. Прогнозирование потребностей выпускников осуществляется на первичном уровне, т. е. разработка методик осуществляется Центром профориентации колледжа, а также Центром содействия занятости и трудоустройства выпускников. В основе их деятельности определяющими методами являются анкетирование, опрос работодателей, статистический анализ данных. Количество вакантных мест по реализуемым специальностям колледжа определяется следующими факторами: количество учителей, достигших пенсионного возраста на период до 2012 года, демографическая ситуация в регионе, которая изучается с разных сторон, контингент учащихся школ, случайные факторы (декретный отпуск, болезни, переезд и т.п.), которые просчитать невозможно.

В 2007 году нами проведена аналитическая работа по изучению кадрового состава педагогических работников городов и районов южного региона Республики Башкортостан. В результате выявлено, что контингент педагогических работников на

2007-2012 годы в регионе достаточно стабилен и образование вакансий возможно в большей степени за счет увеличения числа педагогов пенсионного возраста. Поэтому можно сделать соответствующие выводы о районах, где большая часть учителей начальных классов достигнет пенсионного возраста к 2012 году. Например, таких вакантных мест в Салавате - 58, Ишимбайском районе - 51, Мелеузов-ском районе - 41. Учитывая высокий показатель представленности наших выпускников в качестве учителей начальных классов в данных районах (в Салавате - 93.6%, Ишимбайском районе - 65.2%, Мелеузовском районе - 63.8%). Таким образом, в перспективе предполагается увеличение приема по специальности 050709 Преподавание в начальных классах. Потребность в учителях начальных классов в регионе по нашим показателям со временем может составить 266 вакансий. Соответственно по специальностям 050719 Коррекционная педагогика в начальном образовании - 64 вакансии, 050303 Иностранный язык - 153 вакансии, 050202 Информатика - 207 вакансий. Тенденции спроса в регионе подготовки педагогов по новым специальностям выявлены на основе трудоустройства выпускников и наличия вакансий. В связи с развитием системы дополнительного образования в колледже введена новая специальность 050710 Педагогика дополнительного образования. Необходимость расширения данной специальности актуализировано выступлением Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Совета по развитию местного самоуправления от 1 февраля в Новочеркасске о внедрении новых организационно-правовых форм дополнительного образования [5, с. 3]. В. В. Путин подчеркивает значимость развития дополнительного образования на селе. Колледж преимущественно ориентирован на абитуриентов из села и сфера их трудоустройства - сельские образовательные учреждения.

Анализируя кадровый потенциал специальных (коррекционных) образовательных учреждений в регионе, мы пришли к выводу о том, что сохраняется высокий спрос в регионе на подготовку специалистов в области коррекционно-развивающего и специального образования. Это диктует необходимость подготовки студентов по специальности 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях».

В сельских школах увеличен спрос не только на учителей информатики, но и в большей степени

- математики, причем им необходим такой учитель в одном лице. Особенно эффективна в данном направлении подготовка по системе слушателей, когда кроме основной специальности осуществляется подготовка по дополнительной специальности в форме экстерната. С 2006 года наиболее отработанные варианты подготовки студентов по системе слушателей представлены по специальностям «Информатика», «Иностранный язык», «Математика».

В профессиональном образовании стало резко проявляться несоответствие между требованиями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Актуальность проблемы связана с тем, что студент не только запоминает информацию, но и использует ее алгоритм для решения педагогических проблем в профессиональной деятельности. Прежде всего, необходимо подготовить студентов самостоятельно обозначить проблему, найти информацию для ее решения, оценить достижение положительных результатов, а также степень решения проблем. В целях обеспечения качества обучения применяются инновационные технологии обучения, которые проектируют механизм управления преобразованием и развитием личности специалиста.

Повышению качества образования в колледже, активности научно-методической, инновационной деятельности студентов и преподавателей, росту уровня кадрового потенциала, учебно-методического обеспечения способствует процесс интеграции.

Таблица 3

Сферы применения технологий в ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж»

Управленческая деятельность Формирование компетентного специалиста Практикоориентированная деятельность студентов

Модерация, кейс-метод [6, с. 72], мониторинг динамики карьерного роста выпускников, маркетинговые исследования рынка труда, технологии сетевого взаимодействия с социальными партнерами, технологии профориентационной работы, технологии психолого-педагогического сопровождения выпускников Технология контекстного обучения А. А. Вербицкого, технология профессиональной самореализации, рефлексивные технологии, технологии развития творческого стиля педагогической деятельности, технология учебных фирм, информационнокоммуникационные технологии, технологии активизации познавательной деятельности, технологии развития критического мышления, проектные технологии [6, с. 22], технологии «Портфолио достижений студента» [7, с. 56] Игровые технологии, проблемное обучение, технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова [8, с. 77], система развивающего обучения Л. В. Занкова [8, с. 67], здоровьесберегающие технологии, коррекционно-развивающие технологии, технологии коллективно-творческой деятельности И. П. Иванова [8, с. 109], интегративные технологии развивающего обучения Л. Г. Петерсон [8, с. 170], технология «Языковой портфель»

Практика последних лет выработала новые способы решения проблемы качества образования, когда социальными партнерами педагогического колледжа становятся предприятия. Так, студенты стажируются в совершенствовании иностранного языка в качестве переводчиков на ОАО «Салават-стекло». Кроме того, проходят встречи, праздники студентов, учащихся школ с иностранными специалистами с целью изучения национальных традиций, обрядов народов страны изучаемого языка. Во все сферы деятельности колледжа предполагается включение международных компонентов. Так, например, телекоммуникационный проект “International Composition Class” (США, штат Канзас, г. Оверленд Парк, технический колледж) и проект «В зеркале национальных культур» (Россия-

Германия, г. Бремен и Республика Башкортостан) по содержанию интегрированы в мировое образовательное и культурное пространство. У студентов и преподавателей формируются новые компетенции, способствующие совершенствованию собственного имиджа и обеспечению социокультурных компетенций.

Колледж устанавливает прямые связи с базовыми образовательными учреждениями, представителями отделов образования, администрации муниципальных районов, которые непосредственно участвуют в профессионально образовательном процессе, контролируя качество образования. Представители школ принимают участие в совместном управлении и планировании деятельности колледжа, корректируют учебные планы, тематику научно-исследовательских проектов, прием по специальностям колледжа посредством заказов на специалистов и помощь в прогнозировании потребности педагогических кадров в регионе.

Таким образом, качество образования формируется и обеспечивается инновационной деятельностью педагогического коллектива, научных сооб-

ществ, работодателей и социальных партнеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшее развитие системы качества связано с

решением следующих задач:

• определение и использование количественных и качественных показателей профессионального образовательного процесса;

• разработка и внедрение процедуры систематического мониторинга качества образования;

• систематическое повышение управленческой и научно-педагогической культуры руководителей, преподавателей;

• рациональное использование ресурсов;

• обеспечение образовательного процесса учебно-методическими комплексами;

• разработка и внедрение новых образовательных технологий;

• расширение сфер социального партнерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Третьякова Т. В. // Высшее образование сегодня, 2007. №11. С. 62-65.

2. Международный стандарт ISO 9001:2000. Система менеджмента качества - требования. Режим доступа: http: //www .adj.ru.

3. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007

4. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 42-103.

5. Путин В. В. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию местного самоуправления. Новочеркасск, 2008.

6. Амирова Л. А. Управляемое самообучение взрослых: практическая андрогогика. Уфа: изд-во БГПУ, 2005.

7. Пинская М. А. // ОКО. Оценка качества образования, 2008. №2. С. 56-62.

8. Селевко Г. Н. Технологии развивающего обучения. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

9. Голутьева А. И. // Среднее профессиональное образование, 2008. С. 14-17.

10. Степанова И. Ю., Бойко Т. Н. // Высшее образование сегодня, 2007. №8. С. 55-57.

11. Шевченко И. И. // Высшее образование сегодня, 2007. № 9. С. 22-25.

Поступила в редакцию 25.02.2008 г. После доработки — 30.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.