Научная статья на тему 'Управление качеством образования в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова'

Управление качеством образования в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платов Сергей Иосифович, Разинкина Елена Михайловна, Глухова Анна Юрьевна, Терентьев Дмитрий Вячеславович

В статье проанализирована система управления качеством образования в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление качеством образования в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова»

УДК 37:658.6

Платов С.И., Разинкина Е.М., Глухова А.Ю., Терентьев Д.В.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГНИТОГОРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. Г.И. НОСОВА

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова (МГТУ) сегодня - это ведущий вуз России, известный как крупный, динамично развивающийся учебно-исследовательский и культурный центр не только индустриальной Магнитки, но и всего Уральского региона.

Протекающий в вузе образовательный процесс опирается на современные организационные , социальные и научные ресурсы: внутриву-зовскую систему менеджмента качества непрерывной профессиональной подготовки специалистов ; творческую инициативную деятельность преподавателей и студентов; разветвленную систему профориентационной работы в школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования региона, систему межка-федрального взаимодействия в учебно-методическом обеспечении специальностей; новые информационные технологии, эффективную систему подготовки научно-педагогических кадров и систему повышения их квалификации; перспективные исследования в области технических, экономических и гуманитарных наук.

В основу образовательного процесса положе-ныследующие принципы:

- соблюдение требований международного стандарта ИСО 9000 в области организации образовательного процесса, подготовки научно-педагогических кадров и развития инфраструктуры университета;

- внедрение новых технологий в образователь-ный процесс, создание методической основы обучения на основе мультимедийных систем;

- организация опережающего непрерывного обучения специалистов в условиях модернизации технологии и техники производства;

- целевое финансирование научно-исследовательских и методических работ, реализация социальных программ университета.

- Основными объектами управления качеством образования являются следующие ввды деятельности и процессы:

- профориентационная работа и предвузовская подготовка;

* Колокольцев ВМ. Пять лет от аттестации до аттестации // ВестникМГТУ им. Г.И.Носова. 2008. № 1. С. 5.

- организационно-методическая работа;

- учебная работа, включая производственную поддержку и итоговую государственную ат-тестацию;

- самостоятельная и самообразовательная подготовка студентов (библиотечный и инфор-мациэнно-технический процессы);

- дополнительная профессиональная подготовка;

- работы по содействию трудоустройству выпускников, включая поддержку связи с выпускниками;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, научных и научно-педагогических кадров;

- управление и мониторинг качества в вузе. Коротко остановимся на вышеперечисленных

объектах управления качеством образования.

В МГТУ сформированы творческие коллективы вуза и образовательных учреждений разного уровня по предвузовской подготовке и согласова-нию про фес с иона ль ных образовательных программ. Разработаны совмещенные учебные планы МГТУ и 5 колледжей по профессиональной под -готовке выпускников СПО. Только в 2007 году в университет по целевой программе подготовки горных специалистов для ОАО «Уральская горнометаллургическая компания» поступили 400 выпускников Сибайского и Учалинского колледжей; по заявке ОАО «ММК» на подготовку специалистов металлургического профиля приняты на обучение 65 выпускников Магнитогорского ивдуст-риального колледжа. Университет имеет опыт проведения интегративных научно-исследовательских работ объединенными группами студентов МГТУ и колледжей Опыт такой работы приобретен при выполнении проекта РНП 2.1.2.6594 по аналитической ведомственной целевой программе Минобрнауки «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)» (Шадрунова И.В., проф. МГТУ, Кадошникова Н.Г., преподаватель ивдустриального колледжа). Заключены долгосрочные договоры с образова-тельными учреждениями начального профессионального образования с целью получения рабочей профессии студентами университета и со средними общеобразовательными учреждениями (лице-

ями, школами, гимназиями) с целью активизации профориентационной и довузовской работы. Ста -ли уже традиционными «Дни МГТУ» в трудовых коллективах и образовательных учреждениях города и региона. Активно развивая партнерские отношения со школами и лицеями региона, университет проводит олимпиады по дисциплинам, определяющим выбор будущей специальности (например, российская олимпиада школьников «Инновационные технологии и материаловедение »); научно-практические конференции школь -ников; работает школа «олимпийского резерва» по химии; преподаватели университета ведут занятия в многопрофильных лицеях города.

Динамично развивающийся научно-технический прогресс предъявляет новые требования к системе образования в целом и к выпускнику образовательного учреждения в частности Смещая акценты в образовании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия с миром, изменяется характер учебного процесса и способы деятельности преподавателя. Студент перестает быть пассивным приемником, а становится активным субъектом образовательной деятельности, а функциями преподавателя становятся постановка задач, организация деятельности студентов, управление этой деятельностью и экспертиза полученных результатов на соответствие планированным. С целью обеспечения результативного и эффективного функционирования учебного процесса в университете внедряется документированная процедура «Управление образовательным процессом», определяющая требования к планированию и проведению образовательной деятельности; утверждены нормы времени на работы, выполняемые ППС МГТУ; определены требования к организационнометодической деятельности

Университет представляет собой уникальное образовательное учреждение, в котором постоянно обновляются и улучшаются все ввды деятельности, тесно взаимодействующие между собой благодаря использованию новых технологий в об -разовательном и научном процессе, информационной сфере и сфере управления. При этом МГТУ выступает одновременно как генератор вдей, апробирующий новые технологии, и как потребитель этой продукции, внедряемой в подразделениях университета. Определением потребности в новых научно-образовательных технологиях, ана-лизом и оценкой их эффективности и качества за -нимается Методический совет университета, основ ными направлениями деятельности которого являются: совершенствование организационной структуры управления учебным процессом; инновационные образовательные технологии; методи-

ческое обеспечение системы управления качеством подготовки специалистов; методическое и информационное обеспечение образовательнопрофессиональных программ.

В образовательном процессе МГТУ, наряду с традиционными методами обучения, активно ис-пользуются инновационные методы: игротехниче-ский менеджмент, кейсы, разработка междисциплинарных сквозных курсовых проектов. Среди ис -пользуемых инновационных форм занятий: лекция -брифинг, бинарная лекция, лекция-блицтурнир, лекция с заранее запланированными ошибками, семинары-конференции, коллоквиумы и другие.

Широко используются информационные технологии (в том числе для дистанционного обучения), разрабатываются авторские программнообучающие продукты, создаются электронные учебники, автоматизированные программы контроля знаний, осваиваются новые организационные формы целевой контрактной подготовки специалистов. Активно формируется единое ин-форм а ционно-об разовате ль ное простра нств о

университета, обеспечивающее доступ студентов и преподавателей к образовательным ресурсам.

Особое внимание уделяется обеспечению самостоятельной работы студентов. Во всех учебнометодических комплексах в соответствии с требованиями стандарта университета «УМК дисциплины» разработаны методические указания для студентов по выполнению различных видов учеб -ной деятельности. Кроме того, в УМК представлены методические рекомендации для преподавателей, которые отражают наиболее эффективные методы, приемы обучения, способы учебной дея-тельности при обучении данной дисциплине, ука-заны проблемные разделы дисциплины и рекомендуемые для самостоятельного изучения.

Университетом накоплен опыт организации дополнительной профессиональной подготовки студентов. С учетом запросов и пожеланий работодателей трансформируется содержание об разовате льных программ. Так, расширен спектр изучаемых дисциплин по направлениям подготовки «Металлургия», «Автоматизированные

технологии и производства», «Электроэнергетика», «Технологические машины и оборудование », «Машиностроительные технологии и оборудование». По запросам работодателей внесены изменения в образовательные стандарты университета по более чем 40 направлениям подготовки и специальностям в части регионального и вузовского компонента, открыты новые специаль-ности «Мехатроника», «Оборудование и технология сварочного производства» и другие. Ведущими преподавателями МГТУ совместно с

главным и специалистами ОАО « Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) разработаны и успешно внедрены расширенные програм-мы обучения для студентов целевой подготовки. По заказу одного из мировых лвдеров по произ-водству металлургического оборудования (ком-пания «DANIELI», Италия) осуществляется целевая программа дополнительного обучения спе-циалистов по технологии и оборудованию металлургических цехов в объеме 560 аудиторных часов. В связи с изменением требований к компетентности персонала ОАО «ММК» по уровню языковой подготовки введена дополнительная специализация «Переводоведение». В 2008 году МГТУ заключил договор с НПО «Автоматика» на целевое дополнительное обучение студентов из числа бакалавров по обслуживанию современных высокоточных машин, приводящих в работу агрегаты металлургических предприятий, в том числе специализированные.

Активизирована работа по трудоустройству выпускников, осуществляемая Центром содействия по трудоустройству выпускников МГТУ (ЦСТВ). Университет стимулирует работу по привлечению крупных заказчиков выпускников. С этой целью проводятся «ярмарки вакансий», «презентации предприятий и технологий» с привлечением заинтересованных сторон Вуз участвует в мероприятиях, организуемых Центром занятости населения г. Магнитогорска. С целью укрепления имвджа университета, стимулирования заказов на специалистов отделом информации и обществе иных связей регулярно публикуются материалы в журналах «Западно-восточный альянс», «Партнер», газетах «Деловой Урал» и др., целевыми аудиториями которых являются потенциальные работодатели

Существенное влияние на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в университете оказывают процессы планирования и управления персоналом. В вузе с привлечением сотрудников и преподавателей разработана кадровая политика, в рамках которой активно pea -лизуется программа выбора и подготовки резерва руководящих работников МГТУ и программа под -готовки ППС, завершающих работу над докторскими диссертациями.

На Ученом совете МГТУ ежегодно оценивается кадровый состав сотрудников на каждом факультете. Повышение квалификации научных сотрудников и ППС осуществляется в первую очередь через аспирантуру и докторантуру. В МГТУ работают 6 диссертационных советов. Научные результаты по теме диссертационных исследований наших аспирантов ежегодно отмечаются сти-

певдиями Презвденга и Правительства РФ. Работа по определению, развитию и поддержке знаний и компетентности персонала планируется и осуществляется отдельно по категориям работников. В ин-диввдуальном плане работы преподавателя обязательным условием является повышение квалификации не реже чем один раз в пять лет.

В практике университета проведение У1Р-лекций ведущими отечестве иным и и зарубежными учеными по актуальным проблемам науки и техники (Нельсон Германос, США; Счастливцев В.М., академик РАН; Моисеев Г.К., д-р хим. наук, проф., научный советник ИМЕТ УрОРАН и др.). Особый интерес у студентов и преподавателей вызывают регулярные академические лекции руководителей промышленных предприятий и государстве иных деятелей региона, а также актовые речи почетных выпускников университета. Студенты старших курсов обучаются в рамках научных семинаров, исследовательских проектов и мастер-классов ввдных практиков. Активно развиваются междисциплинарные исследования «на стыках» различных научных направлений с вовлечением студентов и аспирантов. Большая часть выпускников, успешно окончивших аспирантуру, остаются в МГТУ.

Важнейшей функцией управления образова-тельным процессом в университете является педагогический мониторинг, осуществляемый как многоуровневая иерархическая система управления , позволяющая получать и использовать информацию об адекватности реализуемых в обра-зовании двдактических средств заявленным целям педагогической деятельности, ивдиввдуаль-но-психологическим особенностям студентов, к специфике образовательной среды МГТУ.

Именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента образования в различных его формах и методах обеспечивает обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса . В МГТУ применяют пять видов контроля знаний, умений и навыков студентов: входной (диагностический), текущий контроль, рубежный контроль; итоговый контроль; итоговая Государственная Аттестация и проверка остаточных знаний По всем ввдам контроля определены единые педагогические требования, зафиксированные в стандартах и положе ниях универс игета.

Основой декларирования соответствия образовательной деятельности в МГТУ требованиям международного ставдарта ИСО 9001 являются внутренние аудиты процессов и подразделений. Результаты аудита обсуждаются на заседаниях Совета по качеству, ректорских совещаниях и со-

вещаниях деканов факультетов; при необходимости направляются информационные письма. Такая проверка позволяет систематизировать документацию , мотивирует применять существующие нормативные акты с точки зрения личной должно -стной ответственности. По результатам аудитов внесены изменения в ставдарты о промежуточной аттестации, об УМК, разработаны новые положения по управлению персоналом.

Таким образом, процесс управления качеством образования в университете учитывает изменения характера требований к подготовке профессиональных кадров и содержанию профессионального образования, связанные с постоянно растущими потребностями современного общества в активной, профессионально подготовленной личности и обеспечивает повышение качества подготовки выпускников.

УДК 339.13.025

Гринберг P.C., Порфирьев Б.Н., ЖуравинС.Г.

СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Некоторые зарубежные и наши российские теоретики и практики, сторонники очень специфической и, к сожалению, еще очень влиятельной «школы мышления», часто используют следующее рассуждение: если рыночное хозяйство функционирует успешно, то оно по определению считается не только эффективным, но и социальным. Следовательно, если рыночная экономика имеет необходимые условия для саморазвития, то она не нуждается в каких-либо дополнительных «прила-гательных». Обычно здесь имеются в ввду писаные и неписаные правила (институты), отлаженный механизм конкуренции, действенное антимонопольное законодательство, независимые суды, независимые средства массовой информации и пр.

При этом ими признаётся, что кое-какие «ошибки» рынка возможны даже при вдеальном функционировании механизмов саморегулирова-ния. Одновременно, как правило, ими не оспаривается утверждение, что если где-то рыночная экономика «работает» плохо, то это прямо связано с чрезмерным вмешательством в его «работу» государства. Отсюда, например, делается вывод о том, что экономика стран-основателей ЕС давно «пересоциализирована», прежде всего, в результате избыточной патерналистской активности госу-дарства, что будто бы мешает здоровому экономическому росту. Соответственно необходимы зна-чигельные дополнительные усилия для того, чтобы такая пересоциализированная экономика вернулась в нормальное, рентабельное для экономики в целом русло.

Почему для этого требуются дополнительные усилия? Ответ очеввден: в ходе создания социально-рыночного (в негативном смысле «социального») хозяйства в обществе возникли и обрели с илу определенные группы интересов. Они-то и пре-

пятствуют шагам по обузданию эгоистических интересов, вредящих функционированию «просто» рыночной экономики. В данном случае, как правило, указывают на действия мощных профсоюзных объединений, рабочих советов на предприятиях и т.п. При этом вроде бы очевидно, что нужно делать, но на практике положение остается почти без изменений. Иначе говоря, в жизни эта ситуация может выглядеть примерно так: уже почти не является метафорой дискуссия в ФРГ о том, сколько дней безработный может отдыхать на Канарах - 14 дней (как сегодня) или только 11 дней Из нашей действительности такая ситуация смотрится комично, а в той же Германии сегодня это очень серьезная социальная проблема, причем там идут серьёзные споры о том, что нужно делать сейчас, как быть дальше? В самом деле, как бороться с пересоциализацией жизни в одной конкретной стране, если основная масса населения этой страны давно привыкла к высоким социальным стандартам и не собирается от них отказываться в интересах какого-то абстрактного экономического роста и успешного выхода из мирового финансового кризиса. Стало быть, сама реальность протестует против рыночной экономики без прилагательного «социальная».

Однако существует и другая точка зрения на данную проблему. Фактически это иная «школа мышления», утверждающая, что социальнорыночное хозяйство - это не фангом, но вместе с тем, это и не общество благо по луч ных иждивенцев. Здесь в понятие «социальная» вкладывается нечто иное, отличное от догм теоретиков первой школы. По сути дела в рамках данной концепции констатируется, что рынок даже в вдеальных условиях не способен к социально приемлемому распределению плодов экономического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.