Научная статья на тему 'Многопрофильный университетский комплекс на основе социального партнерства. Интервью с ректором МГТУ В. М. Колокольцевым'

Многопрофильный университетский комплекс на основе социального партнерства. Интервью с ректором МГТУ В. М. Колокольцевым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многопрофильный университетский комплекс на основе социального партнерства. Интервью с ректором МГТУ В. М. Колокольцевым»

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова был создан на базе филиалов уральских втузов в 1934 г. как Магнитогорский горно-металлургический институт. В 1951 г. ему присвоено имя Г.И. Носова -знаменитого директора Магнитогорского металлургического комбината. В1984 г. институт награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1994 г. вуз стал академией, а в 1998 г. ему присвоен статус технического университета.

В 2009 г. коллективу университета была вручена благодарность Президента РФ Д. Медведева за большой вклад в разработку и внедрение прогрессивных технологий и подготовку квалифицированных специалистов для горно-металлургического комплекса РФ, а председателем Правительства РФ В. Путиным было подписано распоряжение о реорганизации университета путем присоединения к нему учебных учреждений среднего профессионального образования: индустриального, строительного, профессионально-педагогического колледжей и торгово-экономического техникума. В том же году МГТУ им. Г.И. Носова прошел внешний российский и международный аудит, получил сертификат соответствия менеджмента качества стандартам 180 9001:2000.

С 2010 г. вуз функционирует как научно-образовательный университетский комплекс, обеспечивающий непрерывное образование - от общего среднего, среднего и высшего профессионального до магистратуры, аспирантуры и докторантуры, повышения квалификации и переподготовки кадров. В МГТУ обучается более 17 тыс. студентов по 67 специальностям, 28 направлениям бакалавриата, 14 направлениям магистратуры, 27 направлениям среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Общее количество образовательных программ с учетом аспирантуры, докторантуры, повышения квалификации, обучения рабочим профессиям составляет более двухсот.

Подготовка кадров по программам ВПО осуществляется в институтах энергетики и автоматики, горных технологий и транспорта и на пяти дневных факультетах: химико-металлургическом, технологий и качества, архитектурностроительном, механико-машиностроительном, экономики и права и на заочном факультете; программы среднего профессионального образования реализуются в многопрофильном колледже. В структуре МГТУ работает филиал в г. Бе-лорецке (Республика Башкортостан). При вузе создана разветвленная система довузовского образования, включающая подготовительные курсы, школу довузовского образования, многопрофильный лицей. Система дополнительного образования в университете осуществляется на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В составе вуза действует научный центр БатеН-МГТУ - международный союз производителей металлургического оборудования «Металлургмаш». Созданы инновационный бизнес-инкубатор и инновационно-технологический центр, в структуре которого действует 20 научных лабораторий и научно-исследовательский институт наносталей.

Научный корпус МГТУ составляют более 80 докторов наук, профессоров, свыше 550 кандидатов наук, доцентов. Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется по 26 специальностям в аспирантуре, по 7 - в докторантуре. Функционируют пять докторских диссертационных советов.

За более чем 75-летнюю историю деятельности в вузе подготовлено более 70 тыс. специалистов. Выпускники МГТУ работают на всех крупных предприятиях Уральского федерального округа, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Среди выпускников - руководители министерств, крупнейших горно-металлургических, машиностроительных и химических предприятий и компаний, научно-исследовательских институтов, депутаты Законодательного собрания и Государственной думы, лауреаты Премии правительства России. На ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» , ведущем предприятии м.етал-лургической отрасли, 93% менеджеров - выпускники МГТУ.

Каким является МГТУ сейчас, каким видит себя в ближайшем будущем? — на эти вопросы отвечает ректор университета, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Валерий Михайлович Колокольцев.

- Валерий Михайлович! Ваш университет уже год функционирует в статусе университетского комплекса. Какие плюсы от создания такого рода учебного заведения Вы бы могли назвать уже сейчас?

Официально реорганизацию мы закончили в прошлом году, но вопросами ин-

теграции учреждений различных уровней образования и построения системы непрерывного образования, ядром которой, собственно, и является университетский комплекс, мы занимаемся далеко не первый год. Из явных преимуществ такой структуры можно назвать: обеспечение системной интеграции образовательных учреждений различных уровней образования; более эффективное использование выделяемых бюджетных средств путем совершенствования структуры управления образовательной и хозяйственной деятельностью образовательных учреждений; повышение качества подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих с использованием потенциала университета; исключение дублирования подготовки по ряду специальностей и одновременно создание условий для сокращения сроков подготовки в рамках интегрированных программ в одном образовательном учреждении; минимизация неблагоприятных воздействий демографического кризиса путем формирования для обучающихся привлекательной культурно-просветительской среды; создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников. Подробно проблемы университетского комплекса освещены в статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России» (2011, № 5).

- При построении непрерывной цепочки образования СПО-ВПО на что в первую очередь делается упор?

Прежде всего - на работу по согласованным учебным планам, что приводит к исключению дублирования обучения, обеспечивает возможность сокращения сроков обучения, а следовательно, и затрат на обучение, во-вторых, на обмен специалистами и собственными разработками, научно-методическими материалами. Еще до присоединения образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) практика сотрудничества с ними в плане обучения студентов по сокращенным и согласованным программам выявила ряд трудностей, касающихся преемственности содержания разных уровней профессиональной подготовки. Наиболее актуальной является проблема формирования содержания образования в высшей школе на базе СПО. Сложность состоит в том, что и те и другие часто ориентированы на подготовку специалистов по одноименным специальностям, но с присвоением разных квалификаций.

В системе СПО теоретическая подготовка достигает 60%, а в высшем профессиональном образовании - 80%. Такое соотношение определяет класс решаемых профессиональных задач. Общенаучные дисциплины (гуманитарные, социально-экономические, математические и естественно-научные) в системе ВПО занимают около 50% и являются основой фундаментализации высшего профессионального образования. В СПО студенты получают только основы этих наук в рамках среднего (полного) общего образования.

Организация профессиональной подготовки также имеет свои отличия: в ВПО доля самостоятельной работы составляет до 50%, а элективных курсов - до 30%, в СПО эти показатели существенно ниже.

Анализ основных образовательных программ СПО и ВПО показывает нерациональность повторного изучения на младших курсах дисциплин, достаточно изученных в колледжах, а включение этих дисциплин в учебные планы ссузов приводит к значительной (до 800 часов) перегрузке. Некоторые ссузы увеличивают срок обучения, для того чтобы догнать программы вузов. Однако это неразумно, так как выпускнику ссуза придется вторично изучать то, на что уже однажды были затрачены ресурсы. Существуют и другие способы сокращения сроков обучения, но в любом случае мы согласовываем учебные планы вуза и ссузов.

- Валерий Михайлович, не секрет, что большинство сегодняшних выпускников школы предпочитают поступать на управленческие специальности, с тем чтобы стать экономистами, юристами и т.п. Как Вы в условиях демографического спада находите своего абитуриента?

Мы разработали и реализуем систему профориентационной работы не только с городскими средними общеобразовательными учреждениями, но и со школами близлежа-щихрайонов и, учитывая наше географическое месторасположение, учебными заведениями Республики Башкортостан. В Уральской промышленной зоне наиболее востребованы специалисты по техническим направлениям, и мы методично пытаемся донести это до будущих абитуриентов. Профориентационную работу начинаем в 8-9-х классах через комплекс мероприятий, включающий встречи профессорско-преподавательского состава с учащимися на базе пилотных школ г. Магнитогорска (в каждом районе города определены базовые школы, в которых проходят встречи с учащимися пяти-шести близлежащих школ) с презентацией специальностей и направлений подготовки; профессорские часы на базе университета с экскурсиями по вузу и чтением научно-популярных лекций по физике, химии, математике; родительские конференции; дни факультетов; выезды в районные центры; подготовительные курсы; организация и проведение совместных со школьниками дней науки, культуры и т.д. К проведению мероприятий привлекаются и наши студенты. Университетом заключены договора с семью средними общеобразовательными учреждениями г. Магнитогорска. Одним из результатов активной профориентационной работы, которая проводится нами совместно с Управлением образования, является рост процента сдающих дисциплины естественно-научного профиля. Так, если в

2009 г. физику сдавали 20,8% учащихся г. Магнитогорска, то в 2010 г. - 25,9%; в этом году этот показатель составил 39,7%. В нашем техническом университете примерно на 80% направлений подготовки в качестве третьего экзамена выступает физика.

- Сейчас в обществе доминирует мнение, что выпускники школ должны обязательно идти в вуз. А Ваше мнение?

Действительно, особой мотивации учиться в средних профессиональных учебных заведениях и ПТУ нет. Однако экономике необходимы рабочие кадры и руководители среднего звена, и в рамках университетского комплекса мы решаем задачу подготовки таких кадров, и берем на себя ответственность за их профессиональный рост.

- Работодатели принимают участие в данном процессе?

Безусловно. У нас выстроены очень плотные связи со многими предприятиями как в рамках профессиональной подготовки, так и в плане проведения научно-исследовательских работ. Более чем 15-летний опыт партнерских отношений с потенциальными работодателями реализуется при разработке основных профессиональных образовательных программ, формировании заданий на курсовое и дипломное проектирование, программ итоговой государственной аттестации. По запросам работодателей открыты и открываются новые специальности, внесены изменения в образовательные стандарты университета по более чем 40 направлениям подготовки и специальностям в части регионального и вузовского компонента. В тесном согласовании с запросами работодателей сформированы магистерские образовательные программы. Ведущие специалисты предприятий и учреждений читают лекции, руководят дипломным проектированием, проводят другие виды занятий со студентами, являются председателями и членами Государственных аттестационных комиссий и диссертационных советов, привлекаются для работы с аспирантами.

Успешно ведется целевая профессиональная подготовка специалистов: за счет средств предприятий-заказчиков студенты изучают дисциплины, которые не предусмотрены Государственным образовательным стандартом, но будут востребованы при дальнейшей профессиональной деятельности выпускников на конкретном производстве. Например, с целью обеспечения высококвалифицированными кадрами технологических объектов по производству специальной стали, Ш-стали, трубной стали, автолиста и других специализированных заказов на ОАО «ММК » в рамках системы дополнительного (к высшему) образования в МГТУ с 2004 г. реализуется программа целевого обучения «Мехатрони-ка», охватывающая свыше 150 слушателей и включающая практикумы на производственных участках ОАО «ММК».

С 2007 г. в рамках комплексного сотрудничества членов «Металлургмаш » в МГТУ осуществляется целевая программа дополнительного обучения специалистов по машинам и оборудованию металлургических цехов (560 аудиторных часов) по заказуодного из лидеров мирового производства металлургического оборудования - компании DANIELI (Италия). По окончании обучения организована стажировка слушателей на современных специализированных литейно-прокатных комплексах, в том числе в производственных цехах DANIELI и на металлургическом заводе АВ8 в Италии. Компания DANIELI обеспечивает трудоустройство выпускников за рубежом и в России.

Нами заключены более 200 договоров с различными предприятиями и организациями на прохождение практик. Основные промышленные предприятия Уральского федерального округа, заинтересованные в выпускниках нашего университета, - это в первую очередь градообразующее предприятие г. Магнитогорска ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», а также ОАО «ММК-Метиз», ЗАО «Механоремонтный комплекс», ЗАО «Строительный комплекс», ООО «Электроремонт», ООО НПО «Автоматика», ООО «Бакальскоерудоуправление», ООО «Огнеупор», ОАО «Челябинский металлургический комбинат», группа компаний ОАО «Мечел», предприятия ОАО «Уральская горнометаллургическая компания » и др. Регулярно поступают заявки из других федеральных округов, в частности из Оренбургской области (ОАО «Гайский ГОК », ОАО «Уральская сталь», ОАО «Оренбургские минералы» и др.), Башкортостана (ОАО «Башкирское шахтопроходческое управление», ОАО «Учалинский ГОК», ООО «Башмедь», ЗАО «Башкирская золотодобывающая компания») и др.

- Как у вас решаются вопросы трудоустройства выпускников?

Высшие учебные заведения распределением как таковым заниматься не обязаны. По своему функционалу мы можем только оказывать помощь и содействие выпускникам в трудоустройстве. В этом процессе задействован не только центр содействия трудоустройству выпускников, но и другие структурные подразделения вуза (институты, факультеты, многопрофильный колледж МГТУ, факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, профком студентов). В числе основных механизмов повышения востребованности выпускников назову следующие: расширение спектра целевой подготовки студентов; получение студентами параллельно с высшим образованием рабочих специальностей; расширение перечня программ дополнительного образования; получение второго высшего образования (в дополнение к инженерному); расширение производственного опыта у выпускников за счет практик, стажировок. Центром содействия трудоустройства выпускников постоянно осуществляется оперативное информирование будущих выпускников о вакансиях предприятий и организаций через web-сайт университета, электронные рассылки по деканатам, ведется сопровождение

электронной базы выпускников, регулярно организуются презентации работодателей, форумы, ярмарки вакансий, семинары по содействию трудоустройству и т.д. В целом выпускники нашего вуза всегда находят себе рабочее место по специальности, например, по результатам выпуска 2010 г. не был трудоустроен лишь 1% выпускников.

Мы занимаемся и временным трудоустройством студентов - в основном через работу в студенческих отрядах. Профили деятельности студенческих отрядов МГТУ различны: это и студенческий строительный отряд (выполнение ремонтно-строительных работ на объектах), и студенческий педагогический отряд (работа в учреждениях образования, вожатыми в детских оздоровительных лагерях), и студенческий отряд проводников (обслуживание пассажирских вагонов), студенческие сервисные отряды (работа в сфере услуг), и студенческий отряд охраны правопорядка (работа в службе безопасности вуза, обеспечение охраны общественного порядка, пропускного режима в корпусах, а также охраны университетских мероприятий), и другие отряды. Отмечу только основные проекты, реализованные студенческими отрядами. В 2007 г. реконструирован “Сквер Памяти” в г. Магнитогорске площадью 3 га на пересечении пр. Ленина и ул. Труда. В 2008 г. при поддержке областного штаба студенческих отрядов строительными бригадами МГТУ были отремонтированы 40 квартир ветеранов Великой Отечественной войны. В 20092010 гг. отремонтированы кровли государственных муниципальных учреждений (детского сада, больницы, школы, Дома культуры и др.) в Карталинском и Уйском районах. В

2010 г. отряд в количестве десяти человек принял участие в Конкурсе всероссийских строек и был направлен на объекты «Олимпиада-2014 » в г. Сочи. Двенадцать студентов участвовали в строительстве мостов г. Воркута, десять студентов участвовали в замене шпал железнодорожного полотна в Оренбургской области и т.п. На таких проектах у нас в основном задействованы студенты архитектурно-строительного факультета, которые имеют возможность вне учебного времени не только неплохо заработать, но и получить практический опыт, так необходимый для будущей профессиональной деятельности.

- Одним из этапов подготовки кадров является послевузовская система повышения квалификации в рамках аспирантуры и докторантуры. Как она представлена и реализуется в вашем университете?

В МГТУ на постоянной основе действует система подготовки специалистов высшей квалификации, осуществляемая по 25 научным специальностям и пяти отраслям науки. Одним из главных условий реализации этой программы является грамотный подбор тематики научных исследований, направленный на решение актуальных проблем производства. Отмечу при этом, что университет берет на себя организационную, материальную и финансовую помощь соискателям ученых степеней. Для исследований создается творческий научный коллектив с оптимальной структурой по вертикали и горизонтали. Вертикальную структуру возглавляет научный руководитель, как правило доктор, профессор МГТУ. В его подчинении - доценты, аспиранты и соискатели ученой степени (из вуза и с производства), студенты (университета и колледжей), школьники. Под горизонтальной структурой мы понимаем включение в состав коллектива специалистов разного уровня и квалификации: работников предприятий, руководителей производства, соискателей, молодых выпускников МГТУ, сотрудников заводских исследовательских лабораторий, ученых с разных кафедр и факультетов. Важный принцип, реализуемый в работе таких творческих коллективов, - эффективное сочетание фундаментальной науки с прикладной (заводской). Все это позволяет решать серьезные проблемы предприятий - партнеров вуза.

Такая система подготовки реализована более чем на 20 предприятиях Челябинской, Оренбургской и Свердловской областей, Башкирии, Якутии, Красноярского края. Свыше 100 специалистов ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» защитили докторские и кандидатские диссертации в диссертационных советах МГТУ. В связи с изменениями требований этого ключевого партнера к компетентности работников предприятия только за три последних года в аспирантуру МГТУ поступили 105 сотрудников ОАО «ММК».

Наш университет имеет большой научный потенциал, что позволяет ему уверенно участвовать и побеждать в различных федеральных целевых программах по развитию образования и науки. В течение 2009-2011 гг. университетом заключено более 50 государственных контрактов на выполнение НИР по итогам конкурсов федеральных программ и грантов на общую сумму 276,1 млн. рублей.

- Валерий Михайлович, каковы перспективы дальнейшего развития вашего университетского комплекса?

Ближайшая перспектива - это успешное прохождение очередной аккредитации весной 2013 г., а также реализация плана развития университета на 2011-2017 гг., в соответствии с которым на начальном этапе доминирующим становится инфраструктурно-управленческое развитие как основа для эффективных преобразований во всех прочих сферах деятельности. Особое внимание будет уделено развитию материально-технической базы исследований по прорывным направлениям современной науки, повышению качества кадров, созданию необходимой инфраструктуры и информационно-коммуникативному обеспечению. Параллельно с этим в качестве одного из важнейших университет рассматривает кадровый ресурс, для закрепления которого заложена социальная составляющая. Стратегическими проектами университета в ближайшее время станут создание сети ресурсных центров и организация межрегионального отраслевого центра профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для горнометаллургической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.