УДК 371.014.5 ББК 74.202 Х 29
С.М. Хачетлов
Управление качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье обосновывается целесообразность создания единого образовательного социокультурного пространства в сельской местности создающего наиболее благоприятные условия для организации учебно-воспитательной процесса школьников, вовлечения их в активную творческую деятельность. Представлены концептуальные подходы и механизмы управления качеством образования учащихся в условиях сельского социокультурного комплекса.
Ключевые слова:
Управление, управление качеством, образование, социокультурный образовательный комплекс, образовательное пространство, образовательный процесс, качество образования, мониторинг, модель управления.
Социально-экономические условия переходного периода, развитие рыночных отношений в обществе вносят заметные изменения в деятельность сельской школы, повышают уровень востребованности образования на селе, создают необходимость поиска эффективных путей обновления сельской школы. В этих условиях перед наукой возникает необходимость:
- выявить социально-педагогические особенности деятельности сельской школы в новых условиях;
- раскрыть основные направления инновационной деятельности сельской школы в новых социально-экономических условиях;
- определить новые подходы к управлению образованием в сельской школе, основанные на принципах гуманизации, демократизации и интеграции.
До недавнего времени внимание к проблемам сельской школы оставалось декларативным. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности», - первый документ за последние 15 лет, адресованный сельской школе. В нем подчеркивается, что реструктуризация сети общеобразовательных учреждений должна осуществляться за счет структурно-содержа-
тельной модернизации их деятельности. Данная реструктуризация может быть реализована в двух вариантах: 1) укрупнения сельских школ с организацией подвоза учащихся, расширением охвата детей пришкольными интернатами, созданием ресурсных центров, их компьютеризацией и 2) максимального сбережения образовательного потенциала действующей сети сельских школ на основе развития моделей образовательных учреждений, включающих учреждения всех ступеней общего и профессионального образования. Совершенно очевидно, что первый путь приведет к негативным социальным последствиям: около трех тысяч деревень России будут обречены на умирание, дети будут оторваны от родителей, нарушится вековая преемственность сельскохозяйственного труда. С нашей точки зрения второй путь является более перспективным. Однако проведенные к настоящему моменту исследования показывают, что пока еще не разработаны модели образовательных сельских комплексов, отвечающих требованиям и запросам субъектов образовательного процесса на селе.
В этом плане ценными являются исследования А.Ф. Иванова, М.П. Щетинина, А.М. Ци-рульникова и др., особого внимания заслуживают теоретические обоснования и практические рекомендации А.Г. Асмолова, Э.Д. Днеп-
рова, Я.С. Турбовского, В.П.Симонова и др. по разработке альтернативных моделей управления образованием, различных типов образовательных учреждений, вариативных учебных планов и программ.
Работы отечественных ученых-педагогов создали основательную научную базу для развития образовательных систем различного типа (М.Н. Скаткин, В.П. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, А.Н. Джу-ринский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер,
Е.А. Ямбург и др.).
Исследования А.А. Анохина, Ю.В. Громыко, Л.П. Кезиной, В.М.Петровичева свидетельствуют, что развитие любой системы образования должно включаться в социальноэкономический контекст конкретной административной территории с присущими ей культурно-историческими и другими особенностями. При этом, по утверждению М.П.Гурь-яновой, сельская школа имеет особые качественные характеристики: малочисленность, полифункциональность, безальтернативность, зависимость от места расположения, стихийную интегративность. Э.Д. Днепров, Е.И. Кузакова, В.Ф. Лехман выделяют три группы причин отставания социального, культурного, образовательного развития сельской инфраструктуры: территориально-климатические, социально-
экономические, разнородность социокультурной среды.
Кроме того, усугубляются такие проблемы села, как: социальная незащищенность детства, маргинализация, потеря жизненных целей и ориентиров, духовное обнищание, размывание культурных и нравственных ценностей, имущественное расслоение сельского социума. Низкие доходы основной части сельского населения не позволяют молодежи продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях.
Осознание потребностей в коренных преобразованиях села предопределило необходимость поиска новых путей и подходов к решению всей совокупности проблем сельской школы.
Реальное образование в сельской местности и современные требования к качеству обучения и развития личности выявили противоречие между необходимостью интеграции образовательных и социокультурных учреждений в
единое образовательно-воспитательное пространство, централизованное управление которым позволит обеспечить качество образования учащихся, и недостаточной разработанностью теории и практики построения модели такого социокультурного образовательного комплекса в условиях сельской местности.
До 90-х годов ХХ века был накоплен определенный опыт в деятельности сельских школ, намечены позитивные тенденции связи школы с реальной жизнью.
Педагогические исследования различных аспектов деятельности сельской школы, проводимые в последние годы, в большей степени ориентированы на единство городской и сельской школы и не раскрывают особенностей и специфики последней. Между тем сельская школа требует к себе больше внимания, чем городская.
Повышение качества знаний сельских школьников, умение вычленить в учебном материале ведущие идеи особенно остро встали на повестке дня сегодня, когда объём и количество учебной информации, имеющейся в распоряжении учителя, пришли в противоречие с традиционными методами преподавания. В связи с этим в Северо-Кавказском регионе сформировался качественно иной подход к разрешению этого противоречия, который заключается в создании в сельской школе инновационного образовательного учреждения культурно-творческого типа.
В литературе приведено описание ограниченного количества образовательных учреждений, построенных на принципах интеграции образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности, где в практику внедрены здоровьесберегающие технологии, а диссертационных исследований по изучению подобных социально-педагогических комплексов в сельской местности почти не проводилось.
В соответствии с моделью, предложенной Министерством образования РФ, предполагается организация на селе базовых школ, ресурсных центров, а также их филиалов. Однако, на наш взгляд, для сельских поселений более подходит модель объединения учреждений дополнительного образования, культуры и общеобразовательных школ в социокультурный комплекс, анализу деятельности которого посвящено данное исследование.
Создание учебно-воспитательных комплексов (УВК) было вызвано потребностями общества в развитии системы образования. Основы организации и функционирования УВК заложены в трудах таких исследователей, как В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский,
Л. Н. Джуринский, В. И. Загвязинский,
И.Я. Лернер, Е.А. Ямбург, В.В. Давыдов,
Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, М.В. Антропов,
Н. М. Амосов, А. А. Анохин и др., затрагивающих наиболее острые проблемы, встающие перед современной сельской школой.
Для качественного решения проблем сельского образования необходимо объединение усилий существующих образовательных учреждений, что привело к возникновению УВК различной направленности: школа - детский сад; школа - учреждение профессионального образования, школа-учреждение дополнительного образования и др.
Для исследования результативности функционирования учебно-воспитательного комплекса мы руководствовались следующей совокупностью критериев:
1. Качество образования.
2. Профессиональная компетенция педагогов.
3. Престижность инновационной школы.
4. Формирование национально-культурных и духовно-нравственных ценностей сельских школьников.
5. Нацеленность на решение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения.
6. Деятельность комплекса должна улучшить материально-техническую и учебнометодическую базу, на основе нового экономического механизма.
В работе мы опирались на опыт учебновоспитательных комплексов (УВК) Самарской области; Красноярского края; Белгородской области; Республики Карелия; Удмуртской республики, Кабардино-Балкарской Республики, а также на опыт работы сельских школ США, Канады, Австралии.
Несмотря на отсутствие кардинальных различий в доходах, роде занятий и общем экономическом развитии городских и сельских районов, в сельских школах наблюдается более низкий уровень подготовки учащихся.
Одним из ведущих направлений развития современного сельского образования является разработка новых моделей общеобразовательных учебных заведений, обеспечивающих качество подготовки сельских школьников.
Нами спроектирована модель сельского социокультурного образовательного комплекса (СОСКК) отличительной особенностью которого является новый подход к управлению качеством образования учащихся. Деятельность социокультурного комплекса направлена выполнение социального заказа, отражающего общественные и индивидуальные потребности личности, служащего основой для формирования системы целей образования.
Развитие ребенка как личности происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению его физических, социальных, эмоциональных и когнитивных потребностей.
Эта цель реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения, воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, актуального развития личности, а также создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, способного обеспечить комфортные условия для развития личности ребенка.
Благодаря базисному учебному плану сельская школа получила возможность строить вариативное образование с учётом своих специфических условий. Используя данную возможность, нами в учебные планы 1-11-х классов были введены предметы «Национальный этикет», «Культура народов, проживающих в регионе».
Во взаимосвязи со знанием родной литературы и предметов эстетического воспитания, физической и трудовой подготовки эти предметы призваны дать учащимся широкий круг знаний и умений в области материальной и духовной культуры коренных народов республики. Реализуется подход от национальной культуры к русской, мировой культуре.
Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами -один из показателей качества образования, критерий деятельности комплекса.
При планировании, разработке и организации деятельности СОСКК мы учитывали условия ресурсного обеспечения: организационные, информационные, мотивационные, норматив-
но-правовые, научно-методические, материально-технические.
Сельский образовательный социокультурный комплекс - большой и сложный механизм, который изменяет традиционный характер выполнения управленческих функций и порождает принципиально новые формы взаимоотношения школы и всех участников образовательного процесса.
Система новых отношений такова: школа -внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; учитель -учитель; учитель - учащийся.
Анализ научных теорий в области общих основ управления (М.К. Бочаров), социального управления (В.П. Афанасьев, Д.М. Гвишиани, М. Марков), психологии управления (А. А. Бодалев, В.В. Давыдов, В. А. Якунин), управления педагогическими системами (Ю.И. Бабанский, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова, Ю.А. Конар-жевский, В.П. Беспалько, В.С. Лазарев,
М. М. Поташник, М. А. Ушаков), а также анализ трудов специалистов в области проблем функционирования и развития сельской школы (Г.Ф. Суворова, Э.Д. Днепров, Р.С. Виханский,) позволил смоделировать новую систему управления (рис. 1).
Предложенная структура управления в отличие от традиционных структур, занимавшихся преимущественно проблемами функционирования, призвана обеспечить в решающей степени функции управления качеством образования учащихся СОСКК.
Данная структура управления определяет баланс задач всех органов со структурой целей, соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев, оптимизацию соответствия между задачами, полномочиями и ответственностью органов управления.
СОСКК по отношению к сельскому социуму выполняет преобразовательную, образовательную, воспитательную, развивающую, социально-защитную, стимулирующую, интегративную, культуросообразную, просвещенче-
скую функции, реализуя при этом социальный заказ.
Образовательная система СОСКК в условиях сельского социума выполняет интегративную функцию по отношению ко всем социальным институтам в пространстве жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, обеспечивает определенный уровень социальной защиты, реализует принципы непрерывности персонифицированного образования и внедряет здоровьесберегающие технологии.
Главная задача СОСКК состоит в том, чтобы превратить школу в духовный центр окружающего социального пространства, сохранять и распространять культуру и исторические традиции «малой» родины и при этом дать учащимся качественное, полноценное образование, позволяющее им реализовать себя в жизни, быть адекватными миру и себе, развить в каждом воспитаннике социальную и культурную компетентности, способствовать формированию достойного человека-гражданина, семья-нина-родителя, специалиста-профессионала.
В комплексе предусматривается обучение по трем уровням сложности, для того чтобы каждый ребенок смог выбрать свой уровень усвоения предмета: 1) общекультурный; 2) прикладной; 3) углубленный.
Разработанная нами модель управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса (рис. 2) включает в себя основные модули, обеспечивающие обучение и развитие всех детей сельского социума, начиная с детского сада.
Данная модель направлена на разрешение образовательных проблем различных возрастных и социальных групп сельского населения.
В исследовании установлена критериальная база, позволяющая оценивать (выявлять, анализировать, сравнивать) инновационные процессы, вызванные деятельностью СОСКК.
Один из подходов построен на выделении определенных блоков - показателей оценки данного образовательного комплекса.
1-й
уровень
2-й
уровень
3-й
уровень
4-й
уровень
5-й
уровень
6-й
уровень
Рис. 1. Модель структурно-организационного управления качеством образования сельского социокультурного комплекса
Общественныс
организации /
комплекса
Финансовохозяйственный отдел: бухгалтерия, зам. руководителей модулей по хоз. части,секретариат
Заместитель генерального директора основных модулей
Специализация допроф. и проф. подготовка. Специальные
Директор по ДОУ и начальной школе
Директор по основной и старшей школе
Директор лицея
Учебно обраэоваимьиый центр
Фюкулктурно оздоровительный центр
Художественно эстетический центр
УгнокультурныЯ иетр
Информационнотехнический ЦСІГІр
Цешр социальной пимоши
Методические объединения и временные творческие коллективы и других сотрудников комплекса
Центр коррекции и реабилитации
Зам. генер. по НМР
Зам. генер. по трудовой и ирокт. работе
Л пест, комиссия
Медико
ПСИХОЛОГО
педагогическая
служба
Библиотека
Информационно-
аналитическая
служба
Рис. 2. Модель управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса
Для каждого блока подобраны определенные показатели, каждый из которых, в свою очередь, состоит из конкретных параметров. Данный вариант эффективен тем, что предлагает:
1) детально разработанные параметры показателей критериев;
2) возможность прослеживания динамики качества образования с ДОУ до выпускных классов;
3) всесторонний охват жизнедеятельности образовательного учреждения;
4) учет уровня социальной адаптации школьников;
5) оценивание степени удовлетворенности образовательным процессом его участниками.
В целях анализа результативности образовательного процесса в СОСКК была разработана система мониторинга.
При разработке мониторинга мы исходили из того, что в информационном обучении важен не только результат, но и то, как он был получен. В связи с этим в мониторинг включался ряд показателей, которые, наряду с количественными оценками, предполагали и качественный анализ (рис. 3).
Рис. 3. Элементы мониторинга
Педагогический эксперимент заключался в практической апробации и оценке эффективности деятельности СОСКК.
С позиции современного образования учебно-воспитательный процесс в школе должен удовлетворять требованиям всех его участников, поэтому эффективность работы СОСКК оценивалась по качественному показателю обученности учащихся, росту профессиональной компетенции педагогов образовательного процесса и отношению родителей к качеству образовательных услуг.
Оценка качества обученности учащихся осуществлялась нами по результатам контрольных срезов и контент-анализа соответствия знаний, как требованиям стандарта, так и требованиям повышенного уровня образования. Одним из достоверных показателей качества обучения является степень обученности класса СОК (СОК-формула В.П. Симонова), которая была взята нами за основу.
Кроме того, был проведён анализ результатов контрольных срезов по русскому языку, математике, чтению, природоведению, физике, истории в 4-х, 9-х, 11-х классах (2000-2001, 2004-2005 учебные годы) в СОСКК.
Контрольные срезы предусматривали наличие заданий двух уровней сложности: обязательного и повышенного. Результаты контрольных срезов в 4-х, 9-х, 11-х классах показали, что в основном все школьники, принимавшие участие в эксперименте, успешно справились с предложенными заданиями. Изучение уровня сформированности мотивации учебной деятельности учащихся было проведено в 9-х классах в 2002-2004 учебных годах. Результаты обрабатывались по методике П. И. Третьякова. При этом для каждого ученика вычислялся средний балл по показателям: ситуативный интерес; учение по необходимости; интерес к предмету; повышенный познавательный интерес.
Уровень воспитанности учащихся выявлялся по методике, предложенной Т.И. Шамо-вой, П.И. Третьяковым, Н.П. Капустиным. Критерии - интеллектуальный уровень, мировоззрение, человечность, ответственность, гражданская позиция, характер.
Оценка эффективности оздоровительной деятельности показала позитивные сдвиги в состоянии здоровья детей экспериментальной школы.
В эксперименте приняли участие 400 учащихся (250 учащихся экспериментальной и 150 учащихся контрольной групп). Были проанализированы состояние здоровья, показатели физического развития и заболеваемость учащихся.
По результатам обследования к первой группе здоровья были отнесены 45% школьников обоих образовательных учреждений, ко второй - 43% учащихся экспериментальной и 41% учащихся контрольной группы, к третьей
- 11% и 13% соответственно.
В ходе эксперимента была реализована оздоровительная программа (для экспериментальной группы детей):
1. Интервальная гипоксическая тренировка (ИГТ).
2. Сезонная дотация витаминов на фитооснове с целью повышения неспецифической резистентности организма и профилактики острых респираторных заболеваний.
3. Вторичная профилактика хронических заболеваний (предотвращение их обострений) с использованием фитопрепаратов.
4. Профилактика прогрессирующей близорукости методом инфразвукового пневмомассажа.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата.
Изменение клинических признаков после курса (ИГТ): в группе школьников к концу учебного года улучшились функции внешнего дыхания как до, так и после физической нагрузки; повысились количественные и качественные показатели умственной работоспособности; улучшилось состояние регуляторных систем, что проявилось в адекватной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Все эти показатели были достоверно выше (Р<0,05) в экспериментальной группе.
В течение трех учебных лет в СОСКК проводились занятия по ЛФК для детей с нарушением осанки, искривлением позвоночника, плоскостопием, уплощением стоп. Занятия лечебной физической культурой также дали положительные результаты.
Таким образом, оценка состояния здоровья учащихся свидетельствует о медленном, но неуклонном сокращении детей с хроническими патологиями.
Для определения степени удовлетворённости участников образовательного процесса было проведено анкетирование 67 учащихся, 63 учителей, 100 родителей. Для каждого блока вопросов подсчитывался общий и групповой индекс удовлетворённости (ОИУ1).
Анализ полученных результатов показал, что степень удовлетворённости участников образовательного процесса качеством образовательных услуг повысилась. Об эффективности функционирования, становления и развития инновационного учебного заведения СОСКК свидетельствуют также качественные показатели работы (олимпиады, конкурсы, рост профессионального мастерства учителей).
Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что разработанная модель управления качеством образования учащихся сельского образовательного социокультурного комплекса, обеспечивает эффективность и качество образования сельских школьников. При этом дифференцированные образовательные потребности сельских учащихся удовлетворяются структурной перестройкой образовательного процесса, что позволяет каждому достичь того образовательного уровня, который обеспечит ему социальную активность и удовлетворенность качеством полученных знаний, умений и навыков, и все это в режиме здоровьесбережения.