Научная статья на тему 'Концепт организации информационного образовательного пространства в социокультурных условиях Красноярского края'

Концепт организации информационного образовательного пространства в социокультурных условиях Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT / QUALITY AND ACCESSIBILITY OF EDUCATION / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туранова Лариса Михайловна, Стюгин Андрей Александрович

В статье представлены результаты исследований, связанных с разработкой модели организации информационной образовательной среды Сибирского региона с учетом образовательных потребностей и особенностей социокультурных условий учащихся для обеспечения их равных образовательных возможностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туранова Лариса Михайловна, Стюгин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF INFORMATION EDUCATIONAL SPACE ORGANIZATION IN SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The paper presents the research results related to the development of the model for the information educational environment organization of the Siberian region, taking into account the educational needs and characteristics of the socio-cultural environment for their students to provide them with equal educational opportunities

Текст научной работы на тему «Концепт организации информационного образовательного пространства в социокультурных условиях Красноярского края»

КОНЦЕПТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

CONCEPT OF INFORMATION EDUCATIONAL SPACE ORGANIZATION IN SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

Л.М. Туранова, А.А. Стюгин

Информационная образовательная среда, качество и доступность образования, дистанционное образование.

В статье представлены результаты исследований, связанных с разработкой модели организации информационной образовательной среды Сибирского региона с учетом образовательных потребностей и особенностей социокультурных условий учащихся для обеспечения их равных образовательных возможностей.

Из информационно-аналитической справки Комитета по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации за 2012 год: «Субъекты Российской Федерации, полностью или частично отнесенные к районам Севера, занимают около 70 % территории страны, в них по состоянию на 1 января 2012 года проживают 24,6 миллиона человек, или 17,2 % населения страны, в том числе непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 7,9 миллиона человек, или 5,5 % населения страны». При этом 22,7 % населения северных регионов проживают в сельской местности, где сосредоточено большинство проблем обеспечения прав граждан на доступность и качество общего образования [О социально-экономическом положении..., 2012, с. 65].

В пояснительной части рекомендаций Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по итогам интернет-конференции «Проблемы обеспечения прав граждан на доступность и качество общего образования в районах Крайнего Севера и при-

L.M. Tu ra nova, A.A. Styugin

Information educational environment, quality and accessibility of education, distance education. The paper presents the research results related to the development of the model for the information educational environment organization of the Siberian region, taking into account the educational needs and characteristics of the socio-cultural environment for their students to provide them with equal educational opportunities.

равненных к ним местностях» отмечено, что территориальная разбросанность населенных пунктов на Севере, их удаленность друг от друга и относительная малонаселенность усложняют решение организационных, финансовых и технических вопросов обеспечения общего образования. «Например, в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края плотность населения составляет всего 0,04 человека на 1 кв. километр, а среднее расстояние от школ до административного центра района - 550 километров. На доступность и качество образовательных услуг в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оказывают влияние ограниченность образовательной инфраструктуры, недостаток преподавательских кадров, особенности демографического развития и уклада жизни коренных малочисленных народов» [Рекомендации Комитета Совета Федерации..., 2012, с. 143]. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отмечаются значительный миграционный отток населения, уменьшение числа общеобразовательных учреждений, количеств обучающихся в них детей, отъезд квалифицированных специалистов в области образования, что вызывает де-

фицит преподавательских кадров [Рекомендации Комитета Совета Федерации..., 2012, с. 143].

В целом в Российской Федерации внегородское пространство занимает более 95 % территории России. Для территории сельской местности Красноярского края характерны аналогичные проблемы территориальной разбросанности населенных пунктов, их удаленность друг от друга и от культурно-образовательных и научных центров Красноярского края, при этом на территории сельской местности нашего края также в последние годы уменьшились число общеобразовательных учреждений и количество обучающихся в них детей.

Соглашаясь, что качество образования для разных субъектов видится по-разному и понимается с технократической или гуманистической позиций, а «образование, устремленное в будущее, - это становление, осуществление человека в культуре, которое проявляется в раскрытии сущностных сил человека, в том числе и через самообразование» (В.П. Зинченко), а также принимая во внимание приведенные выше цифры, делаем вывод об актуальности специального рассмотрения условий применения в системе обучения и воспитания школьников социально-образовательной среды для школьников сельской местности и Крайнего Севера Красноярского края IАдольф, Степанова, 2012, с. 58].

Социальная и географическая специфика электронной образовательной среды для учащихся Красноярского края определяется следующими особенностями:

- большая площадь Красноярского края (большая протяженность с севера на юг, низкая средняя плотность населения);

- большая удаленность населенных пунктов (удаленность от краевого центра, от районных центров, расстояние между населенными пунктами);

- ограничения транспортной инфраструктуры (отсутствие на некоторых территориях круглогодичного доступа к наземным коммуникациям, высокий уровень транспортных затрат для жителей северных территорий) [5то1уаптоуа, 2011, с. 298].

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству,

региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера A.C. Матвеев отметил, что для большинства северных субъектов Российской Федерации показатель общего уровня заболеваемости населения относительно среднероссийских повышен в 1,2 раза. При этом до 70 % детей, проживающих в северных регионах, имеют отклонения в состоянии здоровья. Под влиянием неблагоприятных климатических факторов и загрязнения окружающей среды у детей северян происходит отставание возрастного развития иммунной системы на 2-5 лет. Таким образом, более актуальной становится задача организации и сопровождения обучения детей с ослабленным здоровьем и часто болеющих детей.

Понимая под социально-образовательным пространством совокупность мест для разворачивания индивидуального и коллективного образовательного пространства, необходимо сделать вывод о том, что образовательное пространство школьников сельской местности и Крайнего Севера Красноярского края с точки зрения специфики условий социально-образовательной среды имеет существенные дефициты для обеспечения образовательного равенства детей этих территорий по сравнению с детьми, проживающими в городах, районных центрах, крупных населенных пунктах Красноярского края [Пономарев, 2003].

По поводу образовательных неравенств М.К. Горшков, директор Института социологии Российской академии наук отмечает: «...что касается образовательных неравенств, то они имеют, как минимум, два взаимосвязанных друг с другом измерения. Первое - это измерение непосредственное и реальное, которое проявляется в режиме "здесь и сейчас". Оно фиксируется сегодня в плоскости вполне очевидного для большинства россиян ограничения (а иногда и принципиальной невозможности) доступа к качественному образованию. Специфика данного измерения образовательных неравенств заключается в том, что оно имеет кумулятивный (накопительный) характер: возникая на уровне начальной школы, неравенства эти продолжают формироваться в школе основной, а затем закрепляются в старших классах полной школы. Второе измерение неравенств, связанных со сферой образования, носит отложенный характер. Речь идет о воз-

можностях использования тех преимуществ, которые появляются или должны появляться у человека на определенном этапе развития его человеческого капитала, при достижении им того или иного образовательного уровня» [Горшков, 2012, С. 40].

Примерно 17 % российских школьников не имеют возможности выбирать школу по причине того, что в их населенном пункте школа всего одна или вообще отсутствует, что создает дополнительные факторы неравенства образовательных возможностей.

«Переплетаясь друг с другом, социокультурный, имущественный, территориальный барьеры, возникающие на пути формирования и развития практик равного доступа к образованию, усугубляются селекцией школьников на разных этапах обучения, равно как и платностью дополнительного образования, также стимулирующей процессы социального расслоения и ограничивающей образовательные возможности и перспективы талантливых детей из малообеспеченных семей» [Там же].

Таким образом, не возможно не согласиться с тем, что «наиболее перспективным направлением в области обеспечения доступности общего образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является внедрение в процесс обучения современных технологий, вычислительной техники. Их применение дает возможность развивать систему дистанционного образования с использованием сети Интернет, которая позволяет детям, проживающим в удаленных и труднодоступных местностях, пользоваться всеми информационными ресурсами, получать консультации опытных педагогов, в интерактивном режиме участвовать в проводимых ими уроках. Однако в этой модели также существует ряд ограничений, потому что как раз в труднодоступных районах отсутствуют стабильные и качественные каналы связи» [Рекомендации Комитета Совета Федерации..., 2012, с. 146]. Исходя из приведенных выше аргументов, считаем, что справедливым это утверждение остается и для территорий сельской местности.

Определяя особенности сетевого образовательного пространства школьников сельской местности и Крайнего Севера Красноярского края

с точки зрения специфики условий социально-образовательной среды, необходимо учесть специфику всех его компонентов.

Анализ понятий позволил Е.В. Огородни-кову прийти к выводу о единообразии построения информационных объектов в традиционном образовательном пространстве и в его сетевом отображении в Интернете и сформулировать понятие пространства в контексте процесса информатизации образования: «Информационно-образовательное пространство как множество информационных объектов, между которыми устанавливаются отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями: объекты имеют координаты (адреса), входят составными частями в другие, и выделить в образовательном пространстве учреждения три основных типа информационных объектов:

- собственно объекты;

- субъекты (информационные модели реальных субъектов);

- деятельность (объекты, организующие деятельность реальных субъектов, в т. ч. деятельность по созданию объектов этого пространства).

Основными компонентами информационного пространства являются:

- информационные ресурсы;

- средства информационного взаимодействия;

- информационная инфраструктура» [Огородников, 2004].

Говоря об образовательном информационном пространстве, имеют в виду информационное пространство, сформированное для решения задач образования (обучения и воспитания). Употребляя термин «Сетевое пространство», чаще подчеркивают технологическую платформу рассматриваемого пространства, базирующуюся на системе телекоммуникаций. В контексте данного научного отчета будет справедлива и трактовка сетевого пространства, связанная с определенным в толковом словаре С.И. Ожеговым понятием сети как совокупности расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций. Проектируемая творческим коллективом КГПУ им. В.П. Астафьева модель сайта социально-образовательной системы для поддержки школьного образования в условиях сель-

ской местности и Крайнего Севера Красноярского края включает в качестве субъектов различные категории образовательного процесса системы непрерывного образования от средней общеобразовательной школы до университета, кроме того, представителей учреждений образования и учреждений сферы науки, культуры [Ожегов, Шведова, 1999, с. 714].

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что для применения в практике образования школьников сельской местности и Крайнего Севера Красноярского края сетевого образовательного пространства необходимо решать следующие задачи:

- вовлечение учащихся в учебную деятельность в актированные дни, в первую очередь учащихся начальной школы, за счет организации учебной деятельности в электронной образовательной среде;

- сопровождение и поддержка обучения часто болеющих детей, детей с ослабленным здоровьем за счет сопровождения учебной деятельности в электронной образовательной среде;

- обеспечение вариативности в выборе школьниками элективных курсов в рамках основной образовательной программы средней общеобразовательной школы для обеспечения возможности ранних профессиональных проб за счет организации виртуальных межшкольных учебных групп для обучения на дистанционных элективных курсах;

- развитие системы дополнительного дистанционного образования школьников;

- сохранение культурных традиций народов Крайнего Севера, народных территориальных промыслов, воспитание подрастающего поколения с учетом народных и национальных традиций за счет применения в учебной и воспитательной работе со школьниками электронной среды соответствующего содержания;

- обеспечение профессиональной предметной поддержки учителей, не имеющих профильное образование, за счет методического сопровождения их педагогической деятельности в виртуальной электронной среде;

- организация профессионального дистанционного повышения квалификации педагогов;

- привлечение потенциала социальных про-

ектов для решения задач воспитания подрастающего поколения.

Решение перечисленных задач определит расширение социально-образовательного пространства и его обогащение за счет его виртуализации и увеличения его границ, что согласуется с концепцией развития одаренности. Соглашаясь с A.A. Стюгиной, отметим, что применение дистанционных технологий, электронного обучения должно строиться с учетом следующей специфики организации образовательной деятельности в дистанционном режиме: более высокая динамичность, больший объем самостоятельной деятельности обучающихся, необходимость обеспечения более осознанного уровня мотивации потребителей дистанционных услуг, необходимость обеспечения интерактивной коммуникации [Стюгина, 2011, с. 116].

Образование становится более технологичным, качественные услуги достаточно затратными. Взаимодействие образовательных, управленческих, научных, общественных структур разного уровня может привести к устранению дефицитов в системе образования удаленных территорий Крайнего Севера и сельской местности [Стюгина, Туранова, 2010]. Модель сетевого образовательного пространства школьников сельской местности и Крайнего Севера Красноярского края при условии применении кластерной технологии сможет стать виртуальной средой креативного сотрудничества для повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Кластерная технология позволяет объединить потенциал, идеи и возможности всех заинтересованных сторон в формировании среды, способствующей приобщению подрастающего поколения школьников сельской местности, Крайнего Севера, включая малые народы Севера. В частности, совместная деятельность педагогов сельской школы и педагогического университета может сыграть существенную роль в повышении качества образования в сельских и северных районах края. Включение педагогов в проектную деятельность университета позволит эффективно решать проблему повышения их квалификации и компетенций в области применения дистанционных образовательных тех-

нологии, вовлечение студентов позволит устранить ступень перехода от обучения к профессиональной деятельности в сельской местности, в условиях Крайнего Севера, в условиях дистанционного взаимодействия.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта к стратегиям достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4. С. 57-61.

2. Горшков М.К. (Из стенограммы выступления) Материалы заседания на тему «О ходе выполнения в регионах Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части нормативно-правового обеспечения повышения доступности и качества российского образования» (Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации) [Электронный ресурс] URL: http://www.council.gov.ru/ media/files/41d47b8e88b57979bc40.pdf

3. О социально-экономическом положении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, в 2011 году // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень Совета Федерации. М., 2012. Вып. 15-16. 202 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www. severcom.ru/files/upioad/anaiitics/xxxxx_15-16xxxxxxx.l30403125137.pdf

4. Огородников E.B. Организация информационно-образовательного пространства на основе модели «интернет-школа» // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2004. №1(2). 140с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ict. edu.ru/ft/004335/26.pdf

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

6. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Электронный ресурс] // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29-31. URL: http://old.kuzspa.ru/files/public/ statya-ponomarevl.doc

7. Рекомендации Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера по итогам интернет-конференции «Проблемы обеспечения прав граждан на доступность и качество общего образования в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации: научно-информационный бюллетень Совета Федерации М., 2012. Вып. 15-16. С. 142-149 [Электронный ресурс]. URL: http://www. severcom.ru/files/upload/analitics/xxxxx_15-16xxxxxxx.l30403125137.pdf

8. Стюгина А.А., Туранова Л.М. Организация дистанционных элективных курсов в системе профориентационной работы педагогического вуза: метод, рекомендации / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 40 с.

9. Стюгина А.А. Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 116-118

10. Smolyaninova О. Model of organization information and éducation environment of the Siberian région using the SIBFU E-Library / O.G. Smolyaninova, L.M. Turanova, V.V. Ovchin-nikov, A.A. Stugin // Intercultural Ties in Higer Education and Academic Teaching, Israël, September 19-21. Israël, 2011. P. 296-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.