МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ»
Г. БЛАГОВЕЩЕНСК 18 ЯНВАРЯ 2018 г.
УДК: 005-6 Т-В. Заболотских, Н.В. Лоскутова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПЕЦИАЛИТЕТА В
МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Резюме Для управления качеством подготовки специалистов в вузе должна функционировать внутренняя система оценки качества образования. Организация и проведение внутренней независимой оценки качества образования позволит обеспечить подготовку квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям рынка образовательных услуг и рынка труда-
Ключевые слова: управление качеством, подготовка специалистов, вуз.
QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION. ORGANIZING AND CONDUCTING INTERNAL ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY IN EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE SPECIALTY AT THE HIGHER MEDICAL SCHOOL
T.V. Zabolotskikh, N.V. Loskutova
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract For quality management of specialists training in higher educational institution an internal system of education quality assessment must operate. Organization and conducting the internal independent evaluation of education quality will provide the training of qualified specialists meeting the modern requirements of the educational services market and labour market.
Key words: quality management, training of specialists, higher school.
Образование определяет положение государства в современном мире и человека - в обществе. Система образования - особая сфера практики. В ней, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний, с другой - определяется будущий облик жизнедеятельности общества в целом.
Ключевая роль в системе образования принадлежит высшей школе, которая во многом и формирует кадровый потенциал страны.
Система высшей школы сегодня функционирует в условиях жесткой конкуренции. Очевидно, что для завоевания позиций на рынке необходимо производить продукцию, качество которой соответствует запросам потребителей. Перед вузами встает задача удовлетворения потребностей потребителей как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда. Очевидно, что обе группы потребителей заинтересованы в результатах деятельности вузов по выпуску качественных специалистов.
Управление качеством образования в медицинском вузе - процесс многогранный [1] и осуществляется за счет реализации комплекса мероприятий, направленных на совершенствование структуры и актуализации содержания основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) с учетом последних достижений медицинской науки и требований профессиональных стандартов, практической подготовки обучающихся за счет использования современных симуляционных технологий, организации самостоятельной работы студентов, внедрения инновационных образовательных технологий, в том числе электронного и дистанционного обучения, повышения мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, повышения компетентности и уровня квалификации педагогических работников и т.д.
Возникает вопрос: как оценить эффективность деятельности вуза по подготовке специалистов? Для управления качеством подготовки и оценки эффективности деятельности по подготовке специалистов в образовательной организации должна функционировать внутренняя независимая система оценки качества образования.
Внутренняя независимая оценка качества подготовки обучающихся [2] должна осуществляется в рамках:
- диагностического тестирования обучающихся, приступивших к освоению ОПОП ВО;
- проведения входного контроля уровня подготовки обучающихся в начале изучения дисциплины;
- мероприятий по контролю остаточных знаний обучающихся по ранее изученным дисциплинам;
- текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам, практикам;
- анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по дисциплинам;
- государственной итоговой аттестации.
Диагностическое тестирование обучающихся, приступивших к освоению ОПОП ВО, позволяет выявить реальный уровень знаний студентов-первокурсников по общеобразовательным дисциплинам, таким как химия, биология, история, информатика, физика и т.д., необходимых для дальнейшего успешного освоения дисциплин образовательной программы. Результаты тестирования рекомендуется использовать для формирования индивидуальной траектории обучения путем организации дополнительных консультации по предмету или формирования групп обучающихся для дополнительного факультативного изучения данных дисциплин. Кроме того, результаты диагностического тестирования позволяют проводить рациональную актуализацию структуры и содержания рабочих программ дисциплин с учетом исходного уровня знаний студентов.
Проведение входного контроля уровня подготовки обучающихся осуществляется в начале изучения дисциплины. Входной контроль позволяет выявить пробелы в знаниях студентов, а также объективно оценить качество подготовки обучающихся по предшествующим дисциплинам, изучение которых необходимо для успешного освоения данной дисциплины.
Контроль остаточных знаний обучающихся по ранее изученным дисциплинам целесообразно проводить не ранее, чем через полгода после завершения изучения дисциплины, в форме тестирования в междисциплинарном формате. Тестирование может проводиться на основе дистанционных технологий с использованием платформы Moodle.
Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам, практикам включает мероприятия по контролю освоения компетенций, формирование которых предусмотрено рабочей программой данной дисциплины, практики.
Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам, практикам в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) регламентируется Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Для достижения объективности и независимости оценки качества практической подготовки обучающихся в Амурской ГМА при проведении аттестации по практике в состав комиссий включаются представители медицинских организаций, на базе которых проводилась практика.
Фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплинам, практикам должны включать формы контроля, которые позволяют оценить сформированность каждой компетенции, включенной в матрицу компетенций данной дисциплины. Для обеспечения объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся в Амурской ГМА Положением о фонде оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся предусмотрено рецензирование оценочных средств по каждой дисциплине с привлечением сотрудников кафедр, реализующих соответствующие программы в академии и других образовательных организациях, представителей работодателей.
Важнейшим этапом независимой оценки качества подготовки является государственная итоговая аттестация (ГИА). Для обеспечения объективности и независимости оценки качества подготовки выпускников [3] в состав государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) включаются представители работодателей в количестве не менее 50% от числа членов ГЭК. Председателями ГЭК, членами государственных экзаменационных комиссий по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело» и 31.05.02 «Педиатрия» в Амурской ГМА являются представители работодателей, что позволяет обеспечить оценку качества подготовки выпускников за счет привлечения независимых экспертов из числа ведущих специалистов здравоохранения Амурской области.
По результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплинам и практикам, ГИА в Амурской ГМА разрабатываются корригирующие мероприятия, направленные на повышение качества образования, проводится актуализация структуры и содержания ОПОП ВО в соответствии с потребностями рынка труда.
Одной из важных составляющих образовательного процесса в вузе и одной из форм внеаудиторной работы являются предметные олимпиады. Они помогают выявить наиболее способных обучающихся, стимулируют углубленное изучение дисциплины, готовят к будущей профессиональной деятельности. При этом следует отметить, что олимпиада создает условия для личностного и профессионального роста не только студентов, но и преподавателей, обеспечивает содержательное взаимодействие, установление заинтересованного диалога между
преподавателями и студентами. Одним из примеров таких олимпиад, проводимых в Амурской ГМА, является ежегодная олимпиада по практическим медицинским навыкам среди студентов, которая с 2018 года будет проводиться среди студентов медицинских вузов научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона «Восточный».
Портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в различных видах деятельности: учебной, научной, творческой, социальной и т.д. Портфолио является эффективным инструментом, который позволяет формировать независимую рейтинговую оценку индивидуальных достижений обучающегося, свидетельствующих о качестве его подготовки.
В медицинских вузах еще одним этапом независимой оценки качества подготовки выпускников является первичная аккредитация специалиста, которая определяет способность и готовность выпускника к выполнению трудовых функций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Независимость оценки качества подготовки выпускников при первичной аккредитации специалиста обеспечивается комиссиями, состоящими из представителей некоммерческих профессиональных организаций, работодателей и других образовательных организаций, реализующих ОПОП ВО по медицинским специальностям. Результаты первичной аккредитации специалистов, также как ГИА, используются для совершенствования организации образовательного процесса в Амурской ГМА, актуализации структуры и содержания ОПОП ВО в соответствии с потребностями рынка труда. Первичная аккредитация специалиста является так же формой оценки качества работы педагогов.
Внутренняя независимая оценка качества работы педагогических работников в вузе должна осуществляться в рамках контроля остаточных знаний и умений, приобретенных обучающимся в ходе изучения дисциплин; мониторинга компетентности и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава; процедуры оценки качества работы педагогических работников обучающимися; процедуры оценки качества работы педагогических работников представителями работодателей.
Важной составляющей комплекса мероприятий по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации является ежегодное самообследование. Отчет по результатам самообследования Амурской ГМА размещается на официальном сайте академии.
По результатам мероприятий по внутренней оценке качества образования в академии проводится анализ собранной информации, разрабатываются мероприятия по устранению выявленных замечаний и недостатков и дальнейшему совершенствованию качества образовательного процесса.
Таким образом, в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России сформирована система внутренней независимой оценки качества образования, которая используется для оценки эффективности деятельности вуза по подготовке специалистов, а также управления качеством образовательного процесса. Эта система позволяет осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным требованиям рынка образовательных услуг и рынка труда, обладающих компетенциями в соответствии с вызовами регионального, национального и международного развития, для решения задач, которые поставлены государством и обществом перед здравоохранением Российской Федерации.
Литература
1.Федеральный Закон N 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. (в ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.07.2017).
2.Проект методических рекомендаций Минобрнауки России по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по основным образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
3.Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программ высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
УДК 378
C.C. Целуйко, И.Ю. Саяпина, Н.П. Красавина, Т.Л. Огородникова, Д.А. Семенов, B.C. Козлова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Резюме В статье рассматриваются процессный подход, как основа современной теории управления, методология и преимущества процессного подхода в управлении качеством организации, проблема внедрения процессного подхода в управлении качеством подготовки специалистов в медицинских вузах, описан имеющийся опыт по использованию статистических методов оценки результативности процессов обучения на кафедрах медицинских вузов страны, перспективы совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов.