дентов / М.Г. Дзугоева // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всерос. совещания. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2.
- С. 31-36.
2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.Б. Зайцева. -Армавир, 2002. - 19 с.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
4. Концепция модернизации российского обра-
зования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002 - № 31.
5. Лебедева М.Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / М.Б. Лебедева. - Санкт-Петербург, 2006. - 34 с.
6. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л. Семёнов. - М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.
7. Шилова О.Н. Теоретические основы становления информационно-педагогического тезауруса студентов в системе высшего педагогического образования: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08. / О.Н. Шилова. - СПб., 2001. - 365 с.
УДК 378.014.5
С.С. Руденко, доцент каф. «Тепловые электрические станции», ЧитГУ
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Научные интересы: система менеджмента качества образовательных учреждений, промышленная безопасность объектов Ростехнадзора, экология и эффективность энергетического производства
В статье рассмотрены процессы и измеряемые характеристики образовательной деятельности вуза. Приведены элементы внешней и внутренней оценок качества образования. Механизмом гарантии качества подготовки специалистов в вузе должна стать система менеджмента качества. Указаны пути её развития в Читинском государственном университете ■
S. Rudenko, The Chita State University ABOUT THE VALUE OF QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER SCHOOL
In the article it is considered the processes and measured characteristics of educational activities in higher school. It is given the elements of external and internal values of quality of education. The quarantine mechanism
of training quality of the specialists in higher school should become the management quality system. It is indicated the ways of its development in the Chita State University ■
* * *
Качество - это когда возвращается клиент, а не продукт концерн «ДаймлерКрайслер»
Сегодня во всех сферах жизнедеятельности общества большое внимание уделяют качеству (в промышленности, сфере обслуживания, медицине, образовании). Термин «качество» существует со времён Аристотеля, который считал, что «качество - существенная определённость объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом, то есть это та самая определённость, которая отличает лошадь от стола». Такая основополагающая трактовка качества просуществовала, по сути, вплоть до конца XIX в.
XX в. дал мощный толчок к повышению качества в индустриальных странах: стали разрабатываться национальные системы и стандарты по обеспечению качества. Фактически первой системой управления качеством явилась знаменитая система Ф. Тейлора. В 80-х гг. в Японии было создано Всеобщее руководство качеством (TQM), которое представляло собой системный подход к руководству организацией, нацеленный на постоянное улучшение качества.
В эти же годы в Советском Союзе создаются и внедряются системы бездефектного изготовления продукции (БИП), бездефектного труда (СБТ), КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых изделий) и др. В середине 70-х гг. в СССР сформирована и внедрена на многих промышленных предприятиях Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Целью этой системы являлось улучшение качества за
счёт согласованных действий отдельных исполнителей на всех этапах жизненного цикла продукции: разработки, изготовления и эксплуатации. В это же время нормативно на уровне государственного стандарта был закреплён термин качество продукции как совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Характерной особенностью данного термина является то, что он отражал существовавший подход к качеству продукции с позиции рынка производителя. Качественный товар должен был соответствовать только определённым запросам покупателя и не всегда, к сожалению, мог полностью удовлетворить потребителя.
В конце XX в. в высокоразвитых странах начался процесс перехода от рынка производителя к рынку потребителя. Основоположник управления качеством в Японии К. Исикава отмечал, что «качество должно быть ориентировано на человека». Эта направленность на человеческий фактор нашла отражение в новом определении термина «качество - как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». Как видно, в новых сложившихся условиях производителю продукции становится чрезвычайно важно не только удовлетворить насущные потребности потребителя, но и даже предугадать его скрытые желания. Известный аме-
риканский специалист в области менеджмента качества А. Фейгенбаум считает, что в наступившем XXI в. в конкурентной борьбе выиграет только тот, кто предугадает требования потребителей.
В последних версиях международных стандартов ИСО серии 9000, с которыми гармонизированы и российские стандарты в области качества, закреплено уточнённое определение: «Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям». В очередной раз в нем утверждается, что производитель в области качества продукции должен быть ориентирован на требования потребителей.
Если трактовка термина «качество» более понятна для выпускаемой промышленной или иной продукции, то термин «качество образования» до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов как в области образования, так и менеджмента качества. Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс обучения, воспитания и развития личности. Качество образования, как главный механизм общественного интеллекта, является одной из основных составляющих качества современного человека. Поэтому качеству образования и уделяется такое неослабеваемое внимание.
Потребителями образовательных услуг вузов являются Министерство образования и науки РФ, работодатели (предприятия, организации), студенты, администрации субъектов Федерации, службы занятости и др. И когда речь заходит о качестве образования, то возникает естественный вопрос - каким запросам потребителей оно должно удовлетворять.
Для Минобрнауки РФ качество образования в вузе до последнего времени считалось тем выше, чем больше зачисленных студентов успешно заканчивали образовательную программу. Работодатели качество
образования оценивают применительно к своему производству по конкретным знаниям, практическим навыкам и умению, приобретёнными выпускниками за время их обучения в вузе. Для студентов качество образования связано с вкладом вуза в индивидуальное развитие их как личности и уровнем профессиональной подготовки для занятия ими соответствующего места в обществе.
Преподаватели вузов определяют качество образования хорошей академической подготовкой студентов, основанной на высоком кадровом потенциале вуза, хорошем учебно-методическом обеспечении, развитой инфраструктуре вуза, тесной связи обучения с наукой и пр. Понятие «качество образования» можно интерпретировать по-разному. Каждая заинтересованная сторона имеет собственные нормы и критерии качества образования, выработанные в соответствии со своими конкретными задачами. Абсолютного качества в природе не существует. И очевидно, что говорить о качестве образования как таковом также невозможно. Целесообразно рассматривать разные аспекты качества и провести при этом чёткую грань между требованиями к качеству образования, устанавливаемыми студентами, рынком труда, общественностью и обществом в целом.
В рамках оценки качества следует провести также четкие границы между такими понятиями, как уровень, стандарты и качество образования. В настоящее время в вузах осуществляется многоуровневая подготовка: бакалавр, специалист, магистр. Вполне очевидно, что уровень образовательной программы, ориентированной на степень магистра, существенно выше, чем на степень бакалавра. Но это совершенно не означает, что качество этой программы выше качества образовательной программы бакалавра. Каждый уровень образования должен обеспечивать качественную подго-
товку своих выпускников. Качество любой образовательной программы обуславливается при этом содержанием и уровнем учебных дисциплин - качеством проводимых лекций и способом представления учебного материала.
Для каждой образовательной программы установлены критерии - Государственные образовательные стандарты (ГОС). Стандарты высшего профессионального образования (ВПО) определяют минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки и требования к уровню подготовки выпускников вузов. Эти стандарты выступают основой объективной оценки уровня образования. Но они служат только базисом, т.к. соблюдением вузом ГОС и гарантия высокого качества образования не являются синонимами. Поскольку только посещение соответствующего количества аудиторных учебных занятий по дисциплинам (лекции, практические и лабораторные занятия) и сдача экзаменов ещё не гарантируют востребованность и конкурентоспособность выпускника на рынке труда.
Высшая школа всегда уделяла должное внимание оценке качества образования. В результате многолетней деятельности вузов в каждом из них сложились определённая система обеспечения качества и перечень показателей для его измерения. Ежегодный анализ деятельности вуза основывается на оценке его работы по различным направлениям деятельности: учебной, научной, методической, финансовой и пр. При этом собираются исходные сведения (количественные показатели), которые затем сравниваются с плановыми нормами, лицензионными и аккредитационными показате-
лями. Сейчас критериями государственной аккредитации вуза является группа количественных показателей его деятельности. Но каждый из этих показателей (процент преподавателей с учёными степенями и званиями, количество изданных монографий, число защит диссертаций, объём выполненных научно-исследовательских работ и др.) только в определённой мере влияет на качество образования в вузе.
Непосредственно в вузах эффективность образовательного процесса контролируется на различных этапах обучения студентов. Существующие характеристики качества этого процесса приведены на рис. 1.
Внутри вузов качество образования традиционно оценивается главным образом по результатам промежуточной и итоговой аттестаций студентов. Но можно ли составить полное впечатление о качестве образования на факультете или в институте, опираясь исключительно на процент средней успеваемости студентов. Естественно, что показатель успеваемости, к примеру, 97 % выглядит успешнее и привлекательнее показателя 82 %. Возможно, что факультет (институт) с более высокими показателями успеваемости действительно проводит систематическую и целенаправленную работу по повышению успеваемости, а может быть, наоборот, просто снизил уровень своих требований. А факультет (институт) с более низкими показателями повысил требования к качеству знаний и проводит жёсткий отбор. Поэтому к таким количественным показателям следует относиться сдержанно, т.к. они не могут полностью характеризовать качество образования. Это, по сути, статистические данные, служащие только исходной информацией для менеджмента качества.
Рис. 1. Измеряемые характеристики качества образовательного процесса в вузе
Видимо, ошибочно полагать, что качество образования можно полностью оценить только по конечным результатам работы ГАК и ГЭК, используя данные ежегодных отчётов по их работе. Эти завершающие результаты обучения студентов, несомненно, важны, но это лишь вершина айсберга качества образовательной деятельности вуза.
Другими показателями качества образования являются статистические данные профессиональной успешности выпускников вуза: их трудоустройство и перспективы профессионального роста, возможность продолжения образования и пр. Высокая социальная мобильность выпускников также может служить показателем качества образования. Как видно, все указанные количественные показатели не дают полной картины состояния качества образования в вузе и характеризуют только отдельные аспекты его образовательной деятельности. Хотя,
несомненно, эти показатели играют и должны играть впредь важную роль в процессе мониторинга (систематических стандартизированных наблюдений) образовательного процесса в вузе. Гораздо эффективнее оценивать и анализировать глубинные процессы, протекающие в структурных подразделениях вуза и влияющие на качество образования.
Известный российский специалист в области менеджмента качества В.А. Качалов отмечает: «Качество в образовании - это не только результаты учёбы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что студенты получают комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и позволяющее внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом». Систематизировав различные взгляды, он предложил классификацию качества образования [1]:
- качество субъекта получения образовательных услуг (абитуриента, студента, слушателя, аспиранта);
- качество объекта предоставления образовательных услуг (общеобразовательной школы, среднего специального учебного заведения, лицея);
- качество процесса предоставления образовательных услуг в вузе.
Сам процесс предоставления образовательных услуг, являющийся бизнес-процессом ВПО, подразделяется, в свою очередь, на сеть процессов, протекающих в вузе [2]:
- процессы, связанные с потребителями;
- проектирование и разработка образовательных программ;
- довузовская подготовка;
- отбор абитуриентов;
- учебно-организационная деятельность;
- образовательный процесс;
- процесс распределения выпускников.
Для нормального функционирования в
вузе этих основных процессов предусматривается также их поддержка обеспечивающими процессами: управление документацией и персоналом, финансовая деятельность, управление информационно-техническими ресурсами, производственной средой и пр. Для эффективного управления бизнес-процессом предусматривается одновременно и функционирование процессов менеджмента: планирование, организация мониторинга, управление со стороны руководства и др. Не существует стандартизованного списка процессов, протекающих в
вузах, но их общее число может составлять десятки (по крайней мере, более двадцати). Конечно, не все из внутренних процессов оказывают одинаковое влияние на успешную деятельность вуза. Поэтому следует выделять ключевые процессы, оказывающие решающее воздействие на достижение главной цели жизнедеятельности вуза.
Как видно из сказанного, образовательная деятельность вуза является, по своей сути, полиструктурной системой. И по большому счёту качество образования в вузе должно определяться качеством всей совокупности указанных процессов. В этом случае решение многокритериальной задачи оценки качества образования превратится в весьма сложную проблему. Для однозначной оценки качества эта задача потребует разработки многоуровневых алгоритмов принятия решений по оценке качества по отдельным процессам, что, в свою очередь, выдвинет необходимость активного и напряжённого участия специалистов-разработчи-ков по всем аспектам образовательной деятельности вуза.
В перспективе, возможно, к такой оценке и придут, но в существующих условиях понятие «качество образования» следует рассматривать в двух направлениях: внешняя оценка результатов образовательной деятельности вуза заинтересованными сторонами и внутренняя оценка, определяемая эффективностью функционирования внутривузовской системы обеспечения качества. В этом случае оценку качества образования в вузе можно представить в виде блок-схемы (рис. 2).
Рис. 2. Оценка качества образования в вузе
В системе ВПО России пока преобладает внешняя оценка качества, ориентированная на принятые стандарты и показатели эффективности. Основными элементами этой системы являются стандартизация образовательных программ (ГОС) процедуры государственной регламентации деятельности вузов (лицензирование и аккредитация), в том числе комплексная оценка деятельности образовательного учреждения. Перед этими процедурами предусматривается проведение самообследования вуза.
Каждая из процедур внешнего контроля направлена на оценку качества образования вуза. В частности, лицензия является государственным признанием возможности вузу давать качественное образование. «Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания,
уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» [3].
Обязательная комплексная оценка деятельности вуза проводится Минобрнауки РФ с периодичностью один раз в пять лет. Модуль мониторинга деятельности вуза оценивается ежегодно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а рейтинг вуза определяется Федеральным агентством по образованию. Для внешней оценки качества знаний в последнее время начинают привлекаться Независимый центр тестирования (г. Москва) и Национальное аккредитационное агентство (г. Йошкар-Ола), проводящие непосредственно перед комплексной оценкой
деятельности вуза выборочное компьютерное тестирование студентов по имеющимся у них сертифицированным банкам тестовых заданий по различным дисциплинам. Результаты такого тестирования учитываются Коллегией Минобрнауки РФ при оценке деятельности вуза. Например, при получении неудовлетворительных результатов тестирования в трёх и более испытуемых группах студентов срок аккредитации вуза может быть снижен до трёх лет.
Но поддержание качества образования и его гарантии не могут быть основаны на контроле и оценке качества только извне. Качество образования должно быть гарантировано механизмом внутреннего самоконтроля, т.е. постоянным вниманием к качеству со стороны вуза. Внешняя оценка качества теряет смысл без эффективно функционирующей системы внутреннего обеспечения качества.
Ещё в приказе Минобразования РФ от 12.11.99 г. № 864 «О комплексной оценке деятельности высшего учебного заведения» утверждён перечень контролируемых показателей деятельности вузов, включающий, в частности, и показатель эффективности внутривузовских систем управления качеством образования в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ИСО 9000:2000 или других моделей менеджмента качества.
Подписав в 2003 г. Болонскую декларацию, Россия вошла в единую европейскую систему высшего образования. Главным критерием успешного вхождения российских вузов в европейское образовательное пространство является унификация процессов обеспечения и гарантии качества образовательных услуг. Государство готово при этом предоставить больше автономии вузам при условии гарантирования ими качества образования на современном уровне. В высшей школе Российской Федерации начинает складываться система оценки качества об-
разовательной деятельности вузов не как система тотального контроля со стороны Минобрнауки РФ, а как осознанная необходимость внутренней самооценки для успешной работы их в новых рыночных условиях.
В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения (СК ОУ). Эта модель базируется на международных стандартах серии ИСО-9000, а также стандартах и директивах Европейской Ассоциации организаций гарантии качества в сфере высшего образования (ЕМОА). В течение 2006-2007 гг. проведена её апробация в нескольких вузах страны. В 2006 г. это были 15 университетов страны. Ближайшими территориально к нам вузами, участвовавшими в апробации модели, были СибГТУ (г. Красноярск) и ИрГТУ (г. Иркутск). В 2007 г. в апробации СК ОУ участвовало уже несколько десятков вузов страны. К началу 2008 г. планируется официальная публикация блока нормативных документов по требованиям к созданию систем качества в вузах, мероприятиям по улучшению их деятельности и экспертизе. Обязательными элементами этих систем являются организационная структура, документирование, процессы и ресурсы. Именно внутривузовские системы качества должны стать механизмом гарантии качества подготовки специалистов. При Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки создаётся экспертная комиссия по аттестации систем качества вузов.
В ЧитГУ продолжаются работы по формированию внутренней системы менеджмента качества (СМК) - системы менеджмента для руководства и управления университетом применительно к качеству. В частности, к настоящему моменту уже разработаны Руководство по качеству, Положение о ключевых должностях в системе менеджмента качества университета, шесть обязательных документированных процедур
СМК (стандартов предприятия), Политика в области качества. Ведутся работы по созданию организационно-правовых документов, требований к оформлению и содержанию документации СМК. Подготовлены методические инструкции по разработке стандартов предприятия (СТП), Положений о структурных подразделениях (СТП), должностных инструкций и пр.
Система обеспечения качества образования должна стать составной частью общей системы менеджмента качества. Насколько эффективно будет действовать СМК вуза, настолько высоки должны быть характеристики системы обеспечения качества образования: уровень подготовки преподавательских кадров, информационно-методическое обеспечение, развитие производственной среды, инфраструктуры, использование новых образовательных технологий и др.
Поскольку понятие «качество образования» ориентировано на требования заказчика, то для определения удовлетворённости потребителей (внешних и внутренних) вуз должен поддерживать непрерывную обратную связь с потребителями образовательных услуг. Необходимо выделить несколько групп основных потребителей, с которыми вузу следует постоянно работать. Как правило, это внутренние потребители -студенты, выпускники вуза и предприятия (организации) - работодатели. Следует разработать различные анкеты и методики проведения опросов среди них, способы обработки и представления полученных результатов по удовлетворённости потребителей качеством образования в вузе.
К основным объектам аудита (внутренних проверок) СМК вуза должны относиться как качество самой образовательной услуги, так и состояние и эффективность процессов функционирования внутривузов-ской системы менеджмента качества. При аудите качества образовательной услуги должно определяться соответствие фактических показателей требуемому уровню,
предъявляемому к качеству образовательной услуги. При этом система мониторинга должна непрерывно отслеживать уровень её качества на всех этапах обучения студентов: зачисление, обучение и выпуск специалистов. При аудите состояния и эффективности процессов СМК должна оцениваться их способность обеспечивать заданные требования. Самообследование, по существу, является основополагающим элементом СМК и важным звеном в процессе подтверждения качества. При этом внутренние проверки структурных подразделений, входящих в область применения СМК, должны проводиться относительно часто, систематически и независимо от внешней оценки. Контроль качества образования - не самодостаточная процедура, она должна быть интегрирована в единое целое с общей политикой управления вузом. Эффективно действующая СМК должна создать такое положение вуза, при котором любая внешняя проверка (аттестация, аккредитация и др.) будет уже восприниматься не как стихийное бедствие, а как очередной удобный предлог доказать высокий уровень своих образовательных услуг.
В общем аспекте развития СМК вузу ещё предстоит активизировать работы по развитию системы компьютерного тестирования студентов, внедрению новых образовательных технологий, созданию системы маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, формированию системы социологических опросов и анкетирования студентов, преподавателей и работодателей. Современные условия требуют настоятельного и безотлагательного создания в организационной структуре вуза новых подразделений, обеспечивающих выполнение этих работ: информационно-аналитического отдела (центра), отдела обеспечения качества, социологической службы (лаборатории), отдела маркетинга и др.
В утверждённой целевой программе «Развитие Читинского государственного университета по направлению «Качество»
на 2006-2008 гг.» указанным направлениям качества образования уделено должное внимание с прогнозным планированием их финансового обеспечения. Финансовые условия функционирования системы обеспечения качества весьма важны, т.к. зачастую при обсуждении вопроса качества забывают, что у любого качества есть своя цена. Качественные товары или услуги (образовательные услуги здесь не исключение) не могут быть дешевы. В общем затраты на качество образования предусматривают выделение ресурсов, идущих на планирование, обеспечение, улучшение и управление качеством.
Следует заметить, что успешное развитие современного менеджмента качества в вузе возможно только при активном использовании административного ресурса, т.к. СМК должна строиться с верхних слоёв управления вузом. Существенным стимулом развития системы качества образования в вузе может оказаться воля к действию руко-
водителей всех уровней вуза и их желание самосовершенствоваться. Поскольку СМК должна стать корпоративной системой, то по мере её развития следует постепенно вовлекать в сферу деятельности по улучшению качества образования и весь персонал вуза.
Политика в области качества образования должна в действительности стать ядром образовательной политики вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 12. - С. 82-87.
2. Левшина В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза: монография / В.В. Левшина, Э.С. Бука. - Красноярск: СибГТУ, 2004.
- 328 с.
3. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125 - Ф3.