Научная статья на тему 'Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе процессного подхода'

Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе процессного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROCESS APPROACH / QUALITY MANAGEMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых Валентина Вячеславовна

В данной работе автор рассматривает вопросы поэтапного моделирования процесса управления: определение цели, характеристика процесса, результативность процесса. Особое внимание уделяется уровневой системе критериев и показателей эффективности управления данным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality Management of Scientific and Methodical Support of Educational Process on the Basis of the Process Approach

In the article the author reveals the questions of the stage-by-stage modeling the management process: purpose defining, process characterizing and process productivity. The special attention is paid to the level system of criteria and management efficiency indicators of this process.

Текст научной работы на тему «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе процессного подхода»

УДК 377 ББК 74.560

Кривых Валентина Вячеславовна

заместитель директора по научно-методической работе Набережночелнинский государственный торгово-технологический

институт г. Набережные Челны Krivykh Valentina Vyacheslavovna Deputy Director in Scientific and Methodical Work Naberezhnye Chelny State Institute of Trade and Technology

Naberezhnye Chelny Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе процессного подхода Quality Management of Scientific and Methodical Support of Educational Process on the Basis of the Process Approach В данной работе автор рассматривает вопросы поэтапного моделирования процесса управления: определение цели, характеристика процесса, результативность процесса. Особое внимание уделяется уровневой системе критериев и показателей эффективности управления данным процессом.

In the article the author reveals the questions of the stage-by-stage modeling the management process: purpose defining, process characterizing and process productivity. The special attention is paid to the level system of criteria and management efficiency indicators of this process.

Ключевые слова: процессный подход, управление качеством, профессиональная компетентность.

Key words: process approach, quality management, professional competence.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования

происходит переход на Федеральные государственные образовательные стандарты СПО, который ориентирован на результат обучения, выраженный набором общих и профессиональных компетенций. Само содержание образовательной программы по направлениям подготовки должно быть задано основной профессиональной образовательной программой ссуза при непосредственном участии социальных партнеров. Появляется необходимость по-новому взглянуть на роль преподавателя и разработку научно-методического обеспечения образовательного процесса. Именно педагог сегодня непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении и воплощении в учебный процесс. Однако, чтобы преподаватель смог разработать новые методики обучения, организовать опытно-экспериментальную работу по апробации

новых программ и педагогических технологий, грамотно встроить систему об-

71 Вестник ЧГПУ102012

ратной связи для быстрого реагирования на внешние и внутренние изменения образовательного процесса, необходимо по-новому взглянуть на управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Управлять качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса необходимо, на наш взгляд, на основе научнометодического, дидактического и технологического обеспечения. Поэтому мы предлагаем перевести функционально-ориентированную организацию управления на процессный подход, при котором, столь необходимая на современном этапе система обратной связи, осуществляется быстрее.

Процессный подход обязывает руководителей структурных подразделений построить цепочку подпроцессов для эффективного достижения целей учебного заведения. Цели, по мнению Д.Ш. Матроса, должны быть разработаны «по каждой функции и каждому уровню в структуре - от общих целей и задач образовательного учреждения, до целей и задач конкретного процесса, подразделения, должностного лица или работника» [6]. Но для достижения этих целей необходимо определить критерии образовательной услуги и произвести анализ и оценку конечного продукта - качество выпускника, чтобы внести необходимые изменения в содержание образовательного процесса. Основными критериями могут быть запросы потребителей образовательного учреждения:

• Современные требования к качеству подготовки выпускника согласно ФГОС СПО, необходимому программно-методическому сопровождению образовательного процесса. Это современные требования социальных партнеров (работодателей, аттестационного сектора МО и Н РТ и т.д.).

• Запросы и ожидания потребителей образовательных услуг, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда и реализацию выбора собственной траектории развития.

• Запросы и интересы образовательного учреждения по реализации всей совокупности своих потенциальных возможностей.

При таких критериях целью управления качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса является: создание условий для повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей и обеспечение качественной подготовки студентов колледжа посредством взаимодействия структурных подразделений, взаимонаправленного и взаимообусловленного взаимодействия преподавателей и студентов. Данную цель необходимо декомпозировать (Табл. 1).

Таблица 1

Дерево целей управления качеством научно-методического обеспечения _______________________образовательного процесса______________________

главная цель

микроцели

За счет обеспечения обратной связисоздать условия для повышения профессиональнопедагогической компетентности преподавателей с целью обеспечения качественного образовательного процесса на основании запросов

потребителей образовательных услуг

Повысить профессиональные

компетенции преподавателей. Совершенствовать учебно-методическое сопровождение качества

образовательного процесса.

Организовать опытно-

экспериментальную работу по апробации новых программ,

педагогических технологий.

Обеспечить устойчивость научнометодического процесса за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации.___________________

Таким образом, главная цель развернута в иерархическую структуру микроцелей, а в формулировке всех целей наблюдаются желаемые результаты.

Рассматриваемый нами процесс «Управление качеством научнометодического сопровождения образовательного процесса» определяем как «вспомогательный» к основному образовательному процессу. Отмечаем, что системообразующим фактором всего процесса являются содержание образования и запросы социальных партнеров. Оттого, как осознан состав содержания, как оно сконструировано, зависит и направление внутри данного процесса:

• Технологическое направление включает в себя диагностику педагогической деятельности, доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии.

• Педагогическое направление представлено в оказании практической помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования педагогического персонала.

• Управленческое направление заключено в умении направлять коллектив к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях ФГОС СПО и меняющемся рынке труда.

• Научное направление служит организации опытноэкспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения; проведения научно-практических конференций, семинаров.

Весь указанный комплекс мероприятий требует детального проектирования процесса «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса».

В соответствии с идеологией процессного подхода [4,7], каждый процесс реализуется в соответствии с «петлей качества»: планирование - выполнение -контроль - улучшение. Мы на рисунке 1 представляем алгоритм последовательности выполнения действий процесса «Управление качеством научно-

Рис. 1. Алгоритм последовательности выполнения действий процесса «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса»

методического сопровождения образовательного процесса» в виде блок-схемы (диаграмма последовательности).

Поскольку назначением процессного подхода является повышение результативности функционирования организации [6; 8; 13], то применительно к ссузу - это означает повышение результативности «выхода» процесса - повышение удовлетворённости заинтересованных сторон. Логично, что для обеспечения высокого качества «выхода», необходимо обеспечить высокое качество и самого процесса и, обязательно, «входа», поскольку без высокого качества хотя бы одной из этих составляющих не будет обеспечено высокое качество «выхода».

Используя в управлении качеством образовательного процесса компе-тентностный подход, мы определяем основные «входы» процесса «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса» (Табл. 2).

Таблица 2

Входы процесса «Управление качеством научно-методического со-

провождения образовательного процесса»

Входы в процесс Критерии

1. Уровень сформированности профессиональной компетентности молодых педагогов Компетентность в области: 1. личностных качеств; 2. постановки целей и задач педагогической деятельности; 3. мотивирования обучающихся; 4. информационной основы педагогической деятельности; 5. разработки программ и принятия педагогических решений; 6. организации учебной деятельности.

2. Уровень профессиональных компетентностей преподавателя Компетентность в области: 1. личностных качеств. 2. постановки целей и задач педагогической деятельности. 3. мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятель-

ности. 4. разработки программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. обеспечения информационной основы педагогической деятельности. 6. организации педагогической деятельности [10].

3. Уровень управленческой и профессиональной компетентности председателя цикловой методической комиссии Компетентность в области: 1. личностных качеств; 2. постановки целей и задач управленческой деятельности; в определении результата управленческой деятельности; 3. разработки опережающего планирования; 4. моделирования и прогнозирования управленческой деятельности; 5. корпоративного принятия решений; 6. организации системной диагностики.

Методология процессного подхода подразумевает определение необхо-

димых ресурсов для реализации процессов, а также выделения внешних и внутренних управляющих воздействий. Ресурсы процесса - это то, что изначально есть у владельца процесса: персонал, оборудование, технологии, помещение и т.д., - которые они в ходе осуществления процесса используют для того, чтобы преобразовать входы в выходы [6; 8]. На данном этапе необходимо определить ресурсы, находящиеся в распоряжение руководителя процесса и требующиеся для преобразования входов в выходы. Цепи и ветви процессов составляют определенную структуру, представляющую собой взаимосвязанные последовательности сопряжения (ветвления) отдельных ресурсов. В структуре происходит технологически необходимое взаимодействие и преобразование всех привлекаемых ресурсов, возникает их расход и, следовательно, затраты, а также ответственность за них.

Для преобразования всех входов в выходы при выполнении реализации

всех процедур, входящих в процесс, необходимы:

77 Вестник ЧГПУ102012

• человеческие (интеллектуальные) ресурсы - преподаватель, мастер производственного обучения, соответствующие требованиям к преподавательскому составу ссуза, и студенты, сформированные в группу соответствующего курса;

• инфраструктура (средства труда) - технические средства, компьютерная техника, оргтехника, программное обеспечение;

• производственная среда - аудитории, лаборатории, компьютерные классы, прошедшие паспортизацию и соответствующие санитарногигиеническим требованиям к учебным помещениям;

• информационные ресурсы - учебники, учебные пособия и информационные Интернет-ресурсы, учебно-методические материалы, научные исследования;

• финансовые ресурсы - заработная плата преподавателям, денежные средства на повышение квалификации педагогов.

Внутренними управляющими воздействиями процесса «Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса» являются: план развития образовательного учреждения; запросы социальных партнеров; положения о методическом кабинете, учебно-методическом совете, о ЦМК, об УМК; процедуры по аттестации: на соответствие занимаемой должности и очередной аттестации на присвоение категории; наполняемость информационной базы по научно-методической работе и т.д.

Внешними управляющими воздействиями данного процесса будут требования ФГОС СПО; научные разработки, информационные материалы; процедуры аттестации педагогических работников на региональном уровне и т.д.

Для управления данным процессом необходимо наглядно его представить, чтобы в целом рассматривались и результативность, и эффективность деятельности. Тем более что одним из ключевых моментов процессного подхода является ясность, прозрачность протекания процесса посредством точного описания. Управление качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса включает в себя несколько подсистем (подпроцессы) ос-Вестник ЧГПУ102012 78

новного процесса: 1) Разработка учебно-методического сопровождения качества образовательного процесса; 2) Повышение профессиональной компетенции преподавателей; 3) Организация опытно-экспериментальной работы по апробации новых программ, педагогических технологий; 4) Обеспечение устойчивости научно-методического процесса за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации. Такое схематическое изображение процесса «Управление качеством научнометодического сопровождения образовательного процесса» представлено на схеме 1.

Способность достигать запланированных результатов и определять эффективность процесса возможно при использовании прямой и обратной связи через критериально-оценочную систему, применяя процедуры диагностики при контроле над соответствием результата поставленным целям.

В соответствии с показанной моделью управления качеством научнометодического сопровождения образовательного процесса на основе процессного подхода основные объекты оценки при диагностировании конкретизируется в уровневую систему критериев и показателей эффективности управления данным процессом:

• Показателями успешности достижения поставленных перед образовательным учреждением задач служат взаимосвязь целей управления качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса стратегическим целям образовательного учреждения; соответствие мероприятий по плану научно-методической работы и стратегическому плану развития образовательного учреждения; зависимость академических успехов преподавателей и студентов и востребованности образовательного учреждения в социуме; степень удовлетворенности потребителей образовательного процесса.

• Критерий создания условий для повышения профессиональнопедагогической компетентности преподавателей характеризуется уровнем удовлетворенности преподавателей организацией научно-методической работы в учреждении; профессиональных достижений педагогов и руководителей

структурных подразделений в научно-методической работе; соотнесением системы стимулирования с насущными проблемами образовательного учреждения.

• Показателями обеспечения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса являются степень удовлетворения реальной потребностью образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентностью педагогов; соответствие реализуемых учебнометодических комплексов Федеральным государственным образовательным стандартам и стратегическим приоритетам образовательной программы; влияние форм изучения, обобщения и распространения передового опыта на повышение профессиональной компетентности преподавателей; обеспеченность основной профессиональной образовательной программы учебнометодическими комплексами.

• Результативность опытно-экспериментальной работы по апробации новых программ, педагогических технологий конкретизируется такими показателями, как ориентированность опытно-экспериментальной работы на разрешение психолого-педагогических проблем образовательного процесса; степень участия педагогов в разработке и внедрении педагогических технологий; количество и качество методических изданий.

• Обеспечение эффективности системы управления характеризуется укомплектованностью педагогическими кадрами; динамикой уровня профессиональной компетентности педагогов; влиянием роста профессиональной компетентности преподавателей на академические успехи обучающихся; результативностью аттестации педагогов; наличием и эффективностью использования диагностических средств профессиональной компетентности педагогов; степенью удовлетворенности преподавателей своей деятельностью, ее результатами и условиями труда; уровнем мотивации педагогов к саморазвитию; степенью вовлеченности педагогов в управление научно-методической работой; целостностью системы информационного обеспечения процесса.

• Определение целей развития и улучшения качества научнометодического сопровождения образовательного процесса выражается через достижение поставленных целей и своевременное выявление препятствий; соответствие образовательной программы образовательного учреждения передовым образцам; повышение удовлетворенности качеством предоставляемых услуг и своевременное выявление проблем; востребованность выпускников на рынке труда; выполнение запланированных мероприятий и устранение причин несоответствий.

На основании указанных критериев и их показателей в данной статье мы выделяем четыре уровня эффективности управления данным процессом: низкий, рецептивный, продуктивный, высокий. Для экспериментального определения уровня эффективности управления качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса по каждому критерию нами была разработана критериально-оценочная система, включающая метод оценки качества - аудиты качества, анкетирование, тестирование, метод наблюдения, методику самооценки.

В рамках педагогического эксперимента на базе Набережночелнинского государственного торгово-технологического института, на факультете среднего профессионального образования была проведена апробация разработанной нами модели управления качеством научно-методического сопровождения образовательного процесса. Наш опыт показывает, что переход к управлению на основе процессного подхода предполагает такой тип управления, при котором преодолеваются существующие барьеры между различными функциональными единицами, что позволяет объединять усилия всех подразделений и сконцентрировать их на достижение главных целей образовательного учреждения. Также, за счет создания критериально-оценочной системы банк данных приобретает внутреннюю «прозрачность» для руководства, и обеспечиваются условия для лучшей организации деятельности, повышения качества научнометодического обеспечения образовательного процесса.

Схема 1.Схематическое изображение процесса «Управление качеством научно-методическогосопровождения образовательного процесса»

Вестник ЧГПУ102012

82

Библиографический список

1. Абдрахманова, Г.С. Диагностика эффективности управления школой [Текст] / Г.С. Абдрахманова. - Наб. Челны: ИНПО, 2003.- 126 с.

2. Галеева, Н. Л. Система компетенций как инструмент управления качеством образования. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. [Электронный ресурс] / Н. Л. Галеева. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2007/0930-7.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».

3. Гладик, Н.В. Внутришкольное управление научно-методической работой: История, теория, технология / под науч. ред. Э.В. Литвиненко [Текст] /Н.В. Гладик. - М.: 5 за знания, 2008. - 208 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.

5. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент внутришкольного управления[Текст] / Ю.А.Конаржевский.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224с.

6. Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] /Д.Ш. Матрос. - М.: Центр педагогического образования, 2008.- 288 с.

7. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001 в высших учебных заведениях. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. - 220 с.

8. Мишин, В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»[Текст] / В.М.Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

9. Осоргин, Е.Л.Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе [Текст] :дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Осоргин Евгений Леонидович. - Т., 2000. - 524 с. - Библиогр.: с. 372-402.

10. Суворов, В.С. Управление качеством многоуровневой подготовки специалистов в колледже: Монография[Текст] / В.С. Суворов. - Казань: Изд-во Казанскогоун-ва, 2005. - 308 с.

11. Третьяков, П.И.Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков.- М.: Новая школа, 2001. -320 с.

12. Шадриков, В.Д.[Электронный ресурс]/ В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова. Режим доступа: http://www.ipk/khakasnet.ru/attest/10.12.08-metodika.pdf.

13. Утехин, Г. Квалиметрия образовательных услуг (измерения в системе менеджмента качества вуза) // Educational Technology of Society - 2006. - № 9 (1); [Электронный ресурс]/ Г. Утехин, Б. Мишин. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9 i1/pdf/7.pdf.

Bibliography

1. Abdrakhmanova, G.S. Management Efficiency Diagnostics at School [Text] / G.S. Abdrakhmanova. - Nab. Chelny: INPO, 2003 - 126 p.

2. Ghaleeva, N.L. System of Competences As an Instrument of Education Quality

Management // Internet-Joumal “Aidos” - 2007. - September 30 [Electronic Resource] / N.L. Ghaleeva. - Access Mode:

http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-7.htm. - At the Top: Remote Education Center “Aidos”.

3. Gladik, N.V. Intraschool Management of Scientific and Methodical Work: History, Theory, Technology / Under Scientific Guidance of E.V. Litvinenko [Text] / N. V. Gladik. - M.: “5 for knowledge”, 2008. - 208 p.

4. Konarzhevsky, Yu. A. Management of Intraschool Running[Text] / Yu. A. Konarzhevsky.-M.: «Pedagogical Research» Center, 2000. - 224 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Matros, D.Sh. Quality Management at School on the Basis of SBS R ISO 90002001, Innovative IT and Educational Monitoring [Text] / D. Sh. Matros. - M.: Pedagogical Education Center, 2008. - 288 p.

6. Methodical Recommendations on SBS R ISO 9000-2001 Application in Higher Educational Establishments. - SPb.: Publishing House of SpbSETU “LATY”, 2003. - 220 p.

7. Mishin, V.M. Quality Manegement: Textbook for Higher School Students Specializing in «Management of Organizations» [Text] / V.M. Mishin. - M.: UNI-TY-DANA, 2009. - 463 p.

8. Osorghin, E. L. Design and Realization of Methodical Work System at High Professional School [Text]: Dis. ... Dr. of Ped.: 13.00.08 / E.L. Osorghin. - T., 2000. - 524 p. - Bibliogr.: P. 372-402.

9. SBS R ISO 9000-2001 The System of Quality Management. The Main Items and Glossary. - M.: Publishing House of Standards, 2001. - 26 p.

10. Shadrikov, V.D. [Electronic Resource] / V.D. Shadrikov, I.V. Kuznetsova. -Access Mode: http://www.ipk/khakasnet.ru/attest/10.12.08-metodika.pdf.

11. Suvorov, V.S. Quality Management of Multilevel Training of Specialists in College: Monograph [Text] / V.S. Suvorov. - Kazan: Publishing House of Kazan University, 2005. - 308 p.

12. Tretyakov, P.I. School Management by Results: Practice of Pedagogical Management [Text] / P. I. Tretyakov.-M.: New School, 2001. - 320 p.

13. Utekhin, G. Qualimetry of Educational Services (Measuring Process in the System of Quality Management of Higher Education Institution) // Educational Technology of Society - 2006. - № 9 (1); [Electronic Resource] / G. Utekhin, B. Mishin. - Access Mode: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9 i 1 /pdf/7.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.