УДК 377
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В.В.Кривых
В статье раскрывается сущность процессного подхода, который может быть применен на всех этапах управления научно-методической работой: при разработке учебно-методического сопровождения образовательного процесса; при повышении профессиональной компетентности преподавателей; при организации опытно-экспериментальной работы и апробации новых программ, педагогических технологий; при создании контрольно-оценочной системы.
Ключевые слова: научно-методическая работа, процессный подход в управлении, управление качеством образования.
В новых условиях функционирования и развития образовательной системы активизируется потребность в повышении качества образования и, как следствие, качественной подготовки специалистов среднего звена, что влечет за собой необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов посредством усовершенствования системы управления научно-методической работой.
Логика исследования проблемы управления научно-методической работой в профессиональной образовательной организации и практическая необходимость побуждают нас рассмотреть процессный подход как важнейший аспект повышения качества управления научно-методической работой. Процессный подход можно рассматривать как основной методологический подход международных стандартов ИСО серии 9000 [1]. В числе основных положений этих стандартов - ориентация на потребности и удовлетворенность потребителей и непрерывное повышение результативности функционирования и развития организации. Этот принцип утверждает, что желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом [1; 2; 4]. Идеология процессного подхода является основой систем качества, применяемых и в среднем профессиональном образовании. Использование процессного подхода в системе качества среднего
профессионального образования не является копированием экономических координат «спрос-предложение», образование - это миссия, инструмент совершенствования общества, экономическая терминология которого употребляется для облегчения понимания сути процессов. Мы рассматриваем процессный подход применительно к управлению научно-методической работой преподавателя.
Организация процесса построения эффективной системы управления научно-методической работой может быть представлена с помощью следующего перечня последовательно выполняемых действий: 1) определение процесса «Управление научно-методической работой» в образовательной деятельности ссуза и уточнение его места в системе управления образовательной организацией; 2) определение ответственности за реализацию данного процесса, должностных обязанностей руководителя научно-методической работы, обеспечивающих лучшие возможности для реализации целей, задач и приоритетных направлений; 3) определение последовательности выполнения и взаимодействия процесса; 4) описание процедур выполнения процесса (определение комплекса мер по преобразованию отношений между субъектом управления и его объектом с целью обеспечения качества результата); 5) определение критериев и методов, требуемых для управления и обеспечения результативности данного процесса; 6) проведение мониторинга процесса; 7) принятие мер, необходимых для достижения поставленных целей и осуществление систематического улучшения процессов.
Необходимо подчеркнуть, что весь процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. Системообразующая составляющая процесса управления научно-методической работой - цель. Цель управления научно-методической работой в профессиональной образовательной организации - за счет обеспечения обратной связи создать условия для повышения профессионально-педагогической компетентности преподавателей с целью обеспечения качественного образовательного процесса на основании запросов потребителей образовательных услуг. Данную стратегическую цель необходимо
декомпозировать. С точки зрения процессного подхода, при установлении целей и любых связанных с ними ориентиров Д.Ш.Матрос указывает на то, что необходимо определить критерии измерения процесса: цели будут измеримыми, т.к. будут выражаться конкретными характеристиками, показателями или индикаторами, которые можно легко определить [3, с.40]. Таким образом, четко вырисовываются микроцели процесса: 1) повысить профессиональные компетенции преподавателей; 2) совершенствовать учебно-методическое сопровождение качества образовательного процесса; 3) организовать опытно-экспериментальную работу по апробации новых программ, педагогических технологий; 4) обеспечить устойчивость научно-методического процесса за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации.
Следующим этапом в построении процесса управления научно-методической работой является планирование. В.П.Симонов видит сущность планирования в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения [5, с.55]. Пример комплексного плана мероприятий (блоков) управления научно-методической работой представлен в таблице № 1.
Таблица 1 Комплексный план мероприятий (блоков) управления научно-методической
работой
Мероприятия (блоки) и их составляющие Результат
1. Повышение профессиональной компетенции преподавателей. 1.1. Изучение, анализ, обобщение педагогической деятельности педагогов образовательного учреждения; 1.2. Углубление психолого-педагогической подготовки преподавателя. 1.3. Овладение и реализация педагогическими кадрами эффективными технологиями обучения. Портфолио преподавателя за учебный год (сертификаты участника, отзывы на открытые занятия, отзывы на выступления на научно-практических конференциях и т.д.)
Все данные направления научно-методической работы тесно взаимосвязаны. Повышение профессиональной компетенции преподавателей происходит, с одной стороны, в процессе совершенствования учебно-методического сопровождения качества образовательного процесса и организации опытно-экспериментальной работы по апробации новых программ, педагогических технологий, а с другой - с
целью обеспечения качественного образовательного процесса на основании запросов потребителей образовательной организации за счет обеспечения обратной связи и получения информации об изменяющейся внешней и внутренней ситуации.
Анализируя связи между элементами процесса управления научно-методической работой преподавателя, отмечаем, что системообразующим фактором всего процесса являются содержание образования и запросы социальных партнеров. От того, как осознан состав содержания, как оно сконструировано, зависит и направление внутри данного процесса: 1)технологическое направление включает в себя диагностику педагогической деятельности, доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии; 2) педагогическое направление представлено в оказании практической помощи в совершенствовании педагогического мастерства, повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования педагогического персонала; 3) управленческое направление заключено в умении направлять коллектив к инновационным преобразованиям образовательного процесса в условиях ФГОС СПО и меняющемся рынке труда; 4) научное направление служит организации опытно-экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения; проведения научно-практических конференций, семинаров.
Поскольку назначением процессного подхода является повышение результативности функционирования организации [3;4], то применительно к ссузу - это означает повышение результативности «выхода» процесса -повышение удовлетворенности заинтересованных сторон. Понимание послевузовского профессионального педагогического образования как непрерывного развития преподавателя повышает значимость системы научно-методической работы учреждений среднего профессионального образования. Тем более в соответствии с целями управления качеством научно-методического обеспечения образовательного процесса его результаты проявляются в повышении профессиональной компетентности преподавателя, что в свою
очередь способствует обеспечению качества образовательного процесса в ссузе. «Входом» процесса «Управление научно-методической работой» будут: 1) уровень сформированности профессиональной компетентности молодых педагогов; 2) уровень профессиональных компетентностей преподавателя; 3) уровень управленческой и профессиональной компетентности председателя цикловой методической комиссии.
Так как методология процессного подхода подразумевает определение необходимых ресурсов управляющих воздействий, необходимо определить ресурсы, находящиеся в распоряжении руководителя процесса и требующиеся для преобразования входов в выходы. Ресурсы процесса - это то, что изначально есть у владельца процесса: персонал, оборудование, технологии, помещение и т.д., -которые они в ходе осуществления процесса используют для того, чтобы преобразовать входы в выходы [3; 4]. Цепи и ветви процессов составляют определенную структуру, представляющую собой взаимосвязанные последовательности сопряжения (ветвления) отдельных ресурсов. В данной структуре происходит технологически необходимое взаимодействие и преобразование всех привлекаемых ресурсов, возникает их расход и, следовательно, затраты, а также ответственность за них. Для преобразования всех входов в выходы при выполнении реализации всех процедур, входящих в процесс, необходимы:
• человеческие (интеллектуальные) ресурсы - преподаватель, мастер производственного обучения, соответствующие требованиям к преподавательскому составу ссуза, и студенты, сформированные в группу соответствующего курса;
• инфраструктура (средства труда) - технические средства, компьютерная техника, оргтехника, программное обеспечение;
• производственная среда - аудитории, лаборатории, компьютерные классы, прошедшие паспортизацию и соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям к учебным помещениям;
• информационные ресурсы - перечень учебников, учебных пособий и информационных Интернет-ресурсов, учебно-методические материалы, научные исследования;
• финансовые ресурсы - заработная плата преподавателям, денежные средства на повышение квалификации педагогов.
Для описания процессного подхода в управлении научно-методической работой берем за основу модель цикла управления качеством Деминга и выделим пять взаимосвязанных блоков.
Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей в управлении научно-методической работой, которые могут быть значимы для развития достижения поставленной цели в качественном научно-методическом обеспечении образовательного процесса. С точки зрения процессного подхода, в число основных ценностей входят: целостность, непрерывность, системность процесса «Управление научно-методической работой»; оперативность в устранении нежелательных отклонений и изменений процесса.
Проектный блок. Целью данного блока является планирование и определение результатов научно-методической работой. В результате действий, осуществляемых в рамках данного блока, мы опираемся на управляющие «входы» рассматриваемого нами процесса: стратегический план развития образовательного учреждения; план-отчет по научно-методической работе; положение о цикловой методической комиссии, положение о методическом кабинете, реализуемые основные профессиональные образовательные программы, требования ФГОС СПО, требования потребителей процесса.
Деятелъностный блок. Цель данного блока как функции управления состоит в вовлечении преподавательского состава в процесс повышения профессиональной компетенции для научно-методического обеспечения образовательного процесса, т.е. включение педагогов и даже студентов старших курсов в научно-методическую, научно-исследовательскую деятельность.
Оценочный блок. Цель данного блока как функции управления заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления научно-
методической работой и создать на основе этого развитие образовательного процесса и всех его подсистем. Процессуальная оценка эффективности процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, аудиты, самообследование, экспертная оценка.
Корректирующий блок. Корректирующие и предупреждающие действия являются инструментами улучшения, правильное понимание и использование которых дает возможность образовательному учреждению решать появляющиеся проблемы. Д.Ш. Матрос связывает корректирующие действия с поисками причин несоответствия и их устранения с тем, чтобы эта проблема не возникала вновь; а предупреждающие действия - с устранением причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появлений [3, с.82-83].
Каждый блок процесса управления научно-методической работой способствует организованному, деятельностному управлению для повышения профессиональной компетентности преподавателя, а значит, и повышению качества образовательного процесса в целом.
Используемый нами процессный подход в организации управления научно-методической работой (управляющая и управляемая подсистемы) позволяет оптимально регулировать внешние и внутренние стороны управления в системе организации всей деятельности процесса. Такая структура управления содержит число, виды и назначение органов управления (руководители структурных подразделений), число ступеней управления и направления соподчинения. Она является основой для распределения сфер деятельности (распределения задач и ответственных за них).
Источники:
1. Гиссин В.И. Управление качеством (2е изд.) [Текст]. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 400с.
2. ГОСТ Р 52614.2-2006. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования [Текст]. М.: Изд-во стандартов, 2006.
3. Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 90002001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст]. М.: Центр педагогического образования, 2008. 288 с.
4. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» [Текст]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 463 с.
5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом. Учебное пособие [Текст]. М., 1995. 226 с.
References:
1. Gissin V.I. Upravlenie kachestvom (2e izd.) [Tekst]. M.: IKC «MarT», Rostov n/D: Izdatel'skiy centr «MarT», 2003. 400s.
2. GOST R 52614.2-2006. Sistemy' menedjmenta kachestva. Rukovodyasch'ie ukazaniya po primeneniyu GOST R ISO 9001-2001 v sfere obrazovaniya [Tekst]. M.: Izd-vo standartov, 2006.
3. Matros D.SH. Menedjment kachestva v shkole na osnove standartov serii GOST R ISO 9000-2001, novy'h informacionny'h tehnologiy i obrazovatel'nogo monitoringa [Tekst]. M.: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008. 288 s.
4. Mishin V.M. Upravlenie kachestvom: Uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayusch'ihsya po special'nosti «Menedjment organizacii» [Tekst]. M.: YUNITI-DANA, 2009. 463 s.
5. Simonov V.P. Pedagogicheskiy menedjment. 50 nou-hau v oblasti upravleniya obrazovatel'ny'm processom. Uchebnoe posobie. [Tekst]. M., 1995. 226 s.
Зарегистрирована: 25.11.2013