Научная статья на тему 'Управление изменениями экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования'

Управление изменениями экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ / УЧРЕЖДЕНИЕ ПРО ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / CHANGING ECONOMIC RESULTS / EDUCATIONAL INSTITUTION / CHANGES MANAGE MENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

Излагаются концептуальные положения процесса управления экономиче скими изменениями в деятельности учреждений профессионального обра зования различного организационно-правового статуса. Определяется на правленность управленческих воздействий на достижение планируемого экономического результата. Исследуются организационно-правовые пози ции в управлении экономическими результатами и использованием имуще ственных комплексов социально ориентированных организаций професси онального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING EDUCATIONAL INSTITUTION ECONOMIC RESULTS ACTIVITIES CHANGES

The article presents conceptual statements of managing economic changes in edu cational institutions activities of various organisational and legal status. The au thors have determined the managing direction effect on achieving desired economic result. They also have studied organizing and legal aspects in managing economic results and using proprietary complexes of socially oriented organizations of pro fessional education.

Текст научной работы на тему «Управление изменениями экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования»

управление изменениями экономических результатов деятельности учреждения профессионального образования

MANAGING EDUCATIONAL INSTITUTION ECONOMIC RESULTS ACTIVITIES CHANGES

УДК 338.24 : 378

ПАНАРИН Андрей Александрович

соискатель Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, panarinaa@list.ru

PANARIN Andrey Aleksandrovich

Competitor, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, panarinaa@list.ru

Аннотация.

Излагаются концептуальные положения процесса управления экономическими изменениями в деятельности учреждений профессионального образования различного организационно-правового статуса. Определяется направленность управленческих воздействий на достижение планируемого экономического результата. Исследуются организационно-правовые позиции в управлении экономическими результатами и использованием имущественных комплексов социально ориентированных организаций профессионального образования.

Ключевые слова: изменение экономических результатов, учреждение профессионального образования, система управления изменениями.

Abstract.

The article presents conceptual statements of managing economic changes in educational institutions activities of various organisational and legal status. The authors have determined the managing direction effect on achieving desired economic result. They also have studied organizing and legal aspects in managing economic results and using proprietary complexes of socially oriented organizations of professional education.

Key words: changing economic results, educational institution, changes management system.

Процесс управления экономическими изменениями в деятельности учреждений профессионального образования в значительной мере зависит от формы собственности (государственные, муниципальные, частные учебные заведения), их организационно-правовых форм (фонд, некоммерческое партнерство, государственное, муниципальное бюджетное учреждение, автономная некоммерческая организация, негосударственное образовательное учреждение).

В то же время предпринимаемые менеджерами комплексные организационно-экономические, инновационные, финансовые и иные меры имеют высокий уровень субъективности. Это связано с необходимостью принятия управленческих решений в процессах ожидания изменений состояния внешней среды в установленном периоде или в неопределенном времени, а также в условиях наступивших последствий влияния негативных экономических, финансовых, инновационных факторов на экономическое развитие профессиональных учебных заведений. При этом принятие управленческого решения обусловливается временем принятия и реализации комплексных мер по стабилизации и последующему росту экономических результатов. Важными факторами влияния выступают и условия организационного, экономического характера функционирующего учреждения профессионального образования (количественных и качественных характеристик располагаемого ресурсного потенциала, эффективности его использования, экономической, социальной и инвестиционной привлекательности, репутации на рынке услуг) и складывающиеся обстоятельства.

Управление изменениями экономических результатов (рост, стабилизация в своей системной целевой ориентации на достижение их наибольших значений) представляет собой взаимосвязанный состав мер и действий, предпринимаемых управленцами профессиональных учебных заведений, движимых желанием сохранить социально-экономические тенденции развития, сложившиеся в ретроспективном периоде, повысить экономические результаты на основе уместности (це-

лесообразности) своих действий и решений, согласующихся с возможностями организационного и ресурсного потенциалов, их эффективным использованием и оптимальным распределением.

Объективными факторами для менеджеров, принимающих решения об изменении экономического результата в текущем периоде функционирования или средне-, долгосрочного развития профессиональных учебных заведений выступают: наступление последствий негативного влияния экономических, социальных, финансовых и инновационных факторов внешней среды на деятельность учреждений профессионального образования, менеджеры которых озабочены снижением стоимостных объемов экономических результатов; время и условия функционирования учреждений профессионального образования.

Субъективными факторами процесса управления изменениями экономических результатов учебных заведений профессионального образования, по нашему мнению, являются:

• уровень уместности (целесообразности) формирования соответствующего комплекса организационно-экономических мер в целях достижения во времени соответствующего экономического результата, характеризуемого менеджерами как максимально возможного в сложившихся условиях, во времени, реальном функционировании профессионального учебного заведения, неуправляемых обстоятельствах осуществления комплексных мер и действий;

• оценка своих ресурсных и организационных возможностей повлиять на количественные и качественные характеристики структурных составляющих экономического результата;

• желание изменить параметры принятой целевой установки системы управления средне-, долгосрочным развитием профессионального учебного заведения с тем, чтобы адаптировать и приспособить учебное заведение к новым условиям, обстоятельствам, его реальному состоянию;

• учет влияния многочисленных факторов внешней деловой среды, определение воз-

можностей в том или ином желаемом (планируемом) уровне использования ресурсного потенциала;

• характеристика своих организационно-экономических сильных и слабых сторон деятельности, возможностей оперативно реагировать на изменения состояний внешней среды и на этой основе осуществлять комплексные меры и действия, направленные на расширение состава конкурентных преимуществ, рост конкурентоспособности образовательных услуг, в целом экономического результата профессионального учебного заведения [1; 2].

Однако, несмотря на субъективность и возможную рассогласованность предпринимаемых мер и действий менеджерами учреждений профессионального образования, сам подход к решению ими проблемы уместного и необходимого с их точки зрения управленческого воздействия на достижение экономического результата, удовлетворяющего в минимальной или более высокой степени руководство и персонал профессионального учебного заведения, на наш взгляд, является единственно верным и соответствующим функциональному назначению и целевой ориентации. Достижение экономического результата при этом возможно в условиях сложившегося влияния внешних и внутренних факторов, установленного периода времени и возможных, но не учтенных в процессе управления изменениями экономического результата обстоятельств в процессе осуществления своей деятельности, включая обстоятельства непреодолимой силы.

Изложенные объективные и субъективные факторы влияния на процесс управления изменениями экономических результатов учреждений профессионального образования, в свою очередь, зависят от условий (обусловлены) и характера их действия во времени. Так, например, организационно-правовой статус социально ориентированных некоммерческих организаций профессионального образования в нормативно-правовом отношении регламентирует возможности внешнего и внутреннего финансового обеспечения как структурно-долевых составляющих

общего стоимостного объема оказываемых потребителям образовательных услуг.

У фонда, как у социально ориентированной некоммерческой организации профессионального образования структурными долями экономического результата выступают пожертвования, дарения, объемы средств от предпринимательской деятельности. При этом каждая доля экономического результата в процессе управления может достигаться менеджментом и персоналом фонда посредством ярко выраженных общественно полезных образовательных целей (например, обучение людей, имеющих существенные физические недостатки).

Поэтому доминирующей долей экономического результата в фонде должны выступать виды деятельности, позволяющие обеспечивать его социальную ориентацию. В условиях социальной ориентированности фонда как образовательной некоммерческой профессиональной организации управление поставленными к достижению экономическими результатами, исходя из представленных на законодательной основе прав заниматься, наряду с образовательной деятельностью и другими видами предпринимательства для достижения социально значимой цели, ради которой и был создан фонд как некоммерческая организация профессионального образования, должно быть сконцентрировано на оптимизации доли экономического результата от предпринимательской деятельности фонда.

Практической деятельностью в виде оказания услуг профессионального образования, подтверждая свою общественно полезную социальную ориентированность, можно влиять на внешние группы социальной и экономической поддержки (стейкхолдеров) своей социально значимой цели с тем, чтобы увеличивать размеры пожертвований и дарений фонду.

В то же время фондом как социально ориентированной некоммерческой организацией профессионального образования должно быть законодательно регламентировано распределение экономического результата деятельности на социальные целевые установки

и производимые затраты персонала фонда, на процессы оказания образовательных услуг и предпринимательской деятельности.

Совместное влияние субъективных и объективных факторов социально ориентированного фонда - некоммерческой организации профессионального образования можно считать уместным (экономически приемлемым) в том случае, если в создавшихся условиях воздействия негативных факторов макро-, микросред в течение установленного (планируемого) периода времени и при изменяющихся негативных обстоятельствах для успешного функционирования фонда, эффективного использования имущественного комплекса, переданного фонду учредителями на добровольных началах, был достигнут экономический результат, позволяющий фонду достигать социально значимых целей, ради которых он был создан [4].

Несколько другие организационно-правовые позиции в управлении экономическими результатами и использованием имущественного комплекса у такой социально ориентированной организации профессионального образования, как некоммерческое партнерство. В некоммерческом партнерстве основным видом, обеспечивающим функционирование и достижение планируемого экономического результата, выступает предпринимательская деятельность. Поэтому управление изменениями экономического результата некоммерческого партнерства как организации профессионального образования менеджеры должны связывать с объединением объективных и субъективных факторов влияния на достижение, поэтапное устранение отклонений экономического результата от его планируемой величины.

Хотя у партнерства, осуществляющего деятельность по оказанию профессиональных образовательных услуг, в соответствии с законодательством, единственной является предпринимательская деятельность, обеспечивающая его функционирование, изменение его экономических результатов, уровень субъективизма, на наш взгляд, при принятии управленческих решений является достаточно высоким. Это связано с тем, что располагае-

мый имущественный комплекс организации профессионального образования - некоммерческое партнерство, переданный ему его членами, может существенно снизить свой ресурсный потенциал при выходе из некоммерческого партнерства его членов, располагающих правом получить часть своего имущества, денежных средств, переданных в собственность некоммерческому партнерству.

Учитывая высокий риск достижения планируемого размера экономического результата в процессе предпринимательской деятельности, а также риск эффективного использования материально-технических и финансовых ресурсов, некоммерческое партнерство в процессе управления изменениями экономического результата должно предусматривать формирование резервного фонда финансовых средств для обеспечения своего устойчивого экономического развития.

Снижение риска достижения планируемого экономического результата наблюдается в настоящее время у социально ориентированных государственных и муниципальных бюджетных учреждений профессионального образования, так как доминирующую долю экономического результата процесса оказания образовательных услуг, в соответствии с федеральными законами «Об образовании» и «О некоммерческих организациях», занимают объемы субсидий, выдаваемых учреждениям профессионального образования из федерального, регионального или муниципального бюджета [3].

Предпринимаемые организационно-экономические меры и действия бюджетных учреждений профессионального образования по управлению изменением структурных долей и в целом стоимостного объема оказываемых образовательных услуг, выступающим обобщающим показателем результативности государственных (федеральных и региональных), муниципальных бюджетных учреждений профессионального образования, на наш взгляд, должны быть ориентированы на повышение доли экономического результата, получаемого бюджетным учреждением профессионального образования за счет предпринимательской деятельности, осуществляемой на законода-

21

петербургский экономический журнал • № 3(3) • 2013

тельной основе, но регламентированной им в части оказания образовательных услуг и выполнения научно-исследовательских работ сверх установленного государственного или муниципального задания.

Для менеджеров государственных и муниципальных бюджетных учреждений профессионального образования объективным фактором в процессе управления изменением экономического результата выступают размеры субсидий, обеспечивающих финансирование текущей и среднесрочной деятельности бюджетных учреждений профессионального образования.

Однако в условиях существенных изменений экономического, финансового, социального и инновационного состояния внешней среды, за которыми следует, как правило, снижение объемов субсидий, управленцам бюджетных учреждений профессионального образования следует ориентировать свой

ресурсный и организационный потенциал на изменение пропорций в долях экономического результата, соответственно увеличив его долю за счет предпринимательской деятельности настолько, насколько снижены объемы бюджетного финансирования.

Кроме того, управление достижением максимально возможных экономических результатов, изменениями их в условиях существенных колебаний экономического, финансового, социального состояния макросреды должно включать в свой состав формулируемую и реализуемую стратегию экономического роста, предполагающую устойчивое повышение экономического результата как в условиях развивающихся в перспективном периоде времени ретроспективных тенденций, так и в наступлении последствий воздействия негативных факторов внешней среды, существенно отличающихся по силе влияния на экономический результат от ретроспективного периода.

Список литературы

1. Кураков А. Л. Планирование экономических и социальных результатов деятельности учебных заведений профессионального образования // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 2. С. 58-60.

2. Лебедев В. В. Основы управления учреждениями дополнительного образования / Материалы международной научно-практической конференции «Управление социальным и экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы». Гатчина: Изд-во ГИ ЭФПТ, 2010. С. 53-58.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О некоммерческих организациях».

4. Смирнов С. Б., Голубев А. А. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования. СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.