Научная статья на тему 'Целеполагание стратегического планирования развития образовательных некоммерческих организаций'

Целеполагание стратегического планирования развития образовательных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / STRATEGIC VISION / EDUCATIONAL NON-PROFIT ORGANIZATION / SOCIALLY ORIENTED ORGANIZATION / EDUCATIONAL SERVICE / FUNCTIONAL PURPOSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лосев Константин Викторович

В статье раскрывается оптимистическое представление стратегическоговидения состояния социально ориентированной образовательной некоммер-ческой организации. Определяется роль видения в системе стратегическогопланирования как социально-психологического фактора, основанного надоверии персонала к принятому курсу долгосрочного развития. Приводит-ся логико-вербальное содержание миссии и стратегической цели социальноориентированной образовательной некоммерческой организации. Целепо-лагание стратегического планирования рассматривается как интеграторвидения, миссии и цели для достижения максимально возможных экономи-ческих и социальных результатов в условиях неустойчивых экономическихи инновационных состояний внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лосев Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOAL-SETTING OF STRATEGIC PLANNINGFOR THE EDUCATIONAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS DEVELOPMENT

The article reveals the optimistic representation of the strategic vision of the stateof socially oriented educational non-profit organization. The role of vision in thesystem of strategic planning as a socio-psychological factor based on the trust ofstaff to the adopted course of long-term development is determined. The logical andverbal content of the mission and the strategic goal of a socially oriented educationalnon-profit organization is given. Goal-setting of the strategic planning is consideredas an integrator of vision, mission and goals for achieving the maximum possibleeconomic and social results in the unstable conditions of economic and innovativestates of the external environment

Текст научной работы на тему «Целеполагание стратегического планирования развития образовательных некоммерческих организаций»

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

GOAL-SETTING OF STRATEGIC PLANNING

FOR THE EDUCATIONAL NON-PROFIT ORGANIZATIONS

DEVELOPMENT

УДК 005.51 : 658.114 DOI: 10.25631/PEJ.2019.1.42.47

ЛОСЕВ Константин Викторович

декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой рекламы и современных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор экономических наук, доцент, [email protected]

LOSEV, Konstantin Viktorovich

Dean of the Faculty of Humanities, Head of the Department of Advertising and Modern Communications, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Economics, Docent, [email protected]

Аннотация.

В статье раскрывается оптимистическое представление стратегического видения состояния социально ориентированной образовательной некоммерческой организации. Определяется роль видения в системе стратегического планирования как социально-психологического фактора, основанного на доверии персонала к принятому курсу долгосрочного развития. Приводится логико-вербальное содержание миссии и стратегической цели социально ориентированной образовательной некоммерческой организации. Целепо-лагание стратегического планирования рассматривается как интегратор видения, миссии и цели для достижения максимально возможных экономических и социальных результатов в условиях неустойчивых экономических и инновационных состояний внешней среды.

Ключевые слова: стратегическое видение, образовательная некоммерческая организация, социально ориентированная организация, образовательная услуга, функциональное назначение.

© Лосев К. В., 2019.

Abstract.

The article reveals the optimistic representation of the strategic vision of the state of socially oriented educational non-profit organization. The role of vision in the system of strategic planning as a socio-psychological factor based on the trust of staff to the adopted course of long-term development is determined. The logical and verbal content of the mission and the strategic goal of a socially oriented educational non-profit organization is given. Goal-setting of the strategic planning is considered as an integrator of vision, mission and goals for achieving the maximum possible economic and social results in the unstable conditions of economic and innovative states of the external environment

Key word: strategic vision, educational non-profit organization, socially oriented organization, educational service, functional purpose.

Стратегическое видение состояния и миссия объекта планирования средне-, долгосрочного развития в системе стратегического планирования должны интегрироваться в общую цель достижения экономических и социальных результатов образовательной некоммерческой организации на основе сбалансированности величин экономического и социального результата с объемом и уровнем использования располагаемого ресурсного потенциала.

В экономической литературе некоторые ученые-экономисты видение в системе стратегического планирования развития социально-экономической системы представляют состоянием бизнеса, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях [1; 2]. С этим раскрытием понятия «стратегическое видение» можно согласиться в той его части, которая представляемое владельцем или руководителем видение экономически успешно развивающейся компании устремляет их чаяния к этому желаемому состоянию предпринимательства. Но как можно обеспечить реальное достижение оптимистического будущего для своего хозяйствующего субъекта в условиях постоянно изменяющегося состо-

яния внешней среды, далекого от благоприятных условий, авторы не объясняют.

Элемент системы стратегического планирования долгосрочного развития социально ориентированной образовательной некоммерческой организации - стратегическое видение в своей целевой ориентации, на взгляд автора, должно избирать оптимистический, но при этом реально выполнимый в определенном интервале времени вариант достижения своего экономического и социального состояния.

Если по сложившемуся организационному и ресурсному потенциалу на время формулирования стратегического видения экспертные определения и аналитические расчеты не подтверждают необходимые экономически и социально приемлемые количественные и качественные характеристики оптимистического состояния на конкретно установленный период времени, то должен быть по длительности изменен период времени достижения этого экономического и социального благополучия социально ориентированного субъекта образовательной системы или пересмотрен уровень сбалансированности ресурсного потенциала с ожидаемыми (планируемыми)

к достижению результатами - характеристиками оптимистического представления о развитии образовательной некоммерческой организации.

Если не соблюдать условие ориентации на оптимистический вариант социально-экономического развития образовательной некоммерческой организации, то в видении будущего экономического и социального состояния образовательной некоммерческой организации функциональное назначение становится несостоявшимся признаком.

Действительно, функциональное назначение и целевое ориентирование видения на оказание прямого и опосредованного влияния на достижение желаемых экономических и социальных результатов может быть состоятельным и успешно действенным в том случае, если доверие работников образовательной организации к сформулированному видению достигает (в процессе реальных свершений поэтапного развития с планируемыми результатами) наиболее высокого уровня, а само видение превращается в идею, которая реально осуществима и ежегодно повышает экономическое и социальное благополучие персонала, менеджеров и внешних групп поддержки.

В свою очередь, разделение идеи реального достижения максимально возможного экономического благополучия объекта стратегического планирования стимулирует стремление персонала к укреплению трудовой дисциплины, повышению ответственности за достижение конечных и промежуточных результатов деятельности, росту производительности труда [3; 4; 5].

Поэтому оптимистическое видение в процессе долгосрочного стратегического планирования развития социально ориентированных образовательных некоммерческих организаций, наряду с организационно-экономической функцией, служит четким представлением о реальности успешного социально-экономического развития образовательной некоммерческой организации и выступает в роли социально-психологического фактора, основанного на доверии персонала к принятому курсу развития, разделению с менеджерами убежденности о его успешном достижении,

влияющего прямо и опосредованно на количественные и качественные характеристики цели системы стратегического планирования.

Формулирование такого элемента системы стратегического планирования долгосрочного развития социально ориентированных образовательных некоммерческих организаций, как миссия (предназначение), в соответствии с ее функциональной и целевой направленностью, по мнению автора, состоит не только в уточнении и конкретизации причин, социальных и экономических побуждений в создании и успешном функционировании образовательной некоммерческой организации, но и в определении социально-экономической роли.

Понятная и восприимчивая персоналом образовательной некоммерческой организации ее социальная и экономическая роль усиливает идею реальности достижения будущего социального и экономического благополучия образовательной некоммерческой организации, воспринимаемую персоналом в процессе разделения сформулированного стратегического видения. При этом как и в технологии воздействия на экономический и социальный результат в рамках стратегического видения во влиянии миссии на достижение целевой установки образовательной некоммерческой организации доминирующую роль играет персонал.

Формулирование миссии, определяющее концентрированную идеологию заинтересованного стремления работников и управленцев образовательной некоммерческой организации к достижению максимально возможных количественных и качественных характеристик цели системы стратегического планирования, должно соответствовать функциональной и целевой направленности данного технологического элемента.

Конкретизации и наиболее полному отражению функциональных свойств понятия «миссия», по мнению автора, не способствует идентифицированность таких дефиниций целеполагания, как «стратегическое видение», «миссия» у ряда авторов, считающих эти технологические элементы системы стратегического планирования однородными и близкими как по содержанию, так и функциональным свойствам [6].

Не содержат должного обоснования и утверждения ряда авторов в том, что миссией может выступать броский девиз (мы первопроходцы, всегда устремленные в неизвестное) или эмоционально окрашенный лозунг, телевизионный слоган [7]. В целях рекламы продукции, услуг такого рода лозунги и слоганы могут быть использованы как основные ключевые слова миссии, но в целом ознакомление внешних и внутренних групп поддержки (стейкхолдеров) социально ориентированной образовательной некоммерческой организации с содержанием миссии должно осуществляться в соответствии с развернутой ее формулировкой.

Такой логико-вербальной формулировкой миссии социально ориентированной образовательной некоммерческой организации может быть следующая: «Образовательная некоммерческая организация, являясь бюджетным учреждением, предоставляет образовательные услуги на высоком уровне качества с использованием современных технологических средств обучения и контроля получаемых знаний, постоянно расширяет контингент потребителей образовательных услуг на основе использования стратегий дифференциации и диверсификации, оказывает помощь и содействие выпускникам в устройстве на работу по специальности, расширяет состав договоров с предприятиями производственной сферы и сферы услуг о профессиональном обучении и подготовке для них специалистов, соблюдает высокую репутацию на рынке образовательных услуг в соответствии с принципом оперативного реагирования и удовлетворения запросов рынка труда специалистов, обладающих знаниями и навыками в конкретных областях производства».

Доверительное отношение к миссии со стороны персонала и контингента обслуживаемых социально ориентированным образовательным некоммерческим учреждением, в свою очередь, способствует укреплению дисциплины, росту ответственности за качество оказываемых образовательных услуг, за достижение планируемых экономических и социальных результатов.

Миссия образовательной некоммерческой организации в процессе осуществления

стратегического планирования обладает существенной долей влияния на достижение целевых количественных и качественных характеристик как посредством прямого воздействия через деятельность персонала, так и опосредованно - через реализацию своих основных положений в формулируемой менеджментом миссии в условиях неустойчивого состояния внешней среды, противодействующих наступлению негативных последствий ее экономических, социальных, финансовых и инновационных изменений.

Следует согласиться с научной позицией тех ученых-экономистов [3; 8], которые в понятие «целеполагание», наряду с видением будущего, миссией (предназначением) социально-экономической системы, включают и стратегическую цель. Стратегическая цель как экономический, социальный ориентир для достижения в планируемом периоде, является технологическим инструментом по реализации стратегического видения и основных положений миссии образовательной некоммерческой организации.

Основная направленность цели в системе стратегического планирования должна быть адекватна ориентации на достижение максимально возможных экономических и иных результатов в условиях нестабильности внешней среды и оптимального распределения ресурсного потенциала на приоритетных направлениях долгосрочного развития, в которых располагаемые конкурентные преимущества социально ориентированной образовательной некоммерческой организации занимают устойчивые позиции.

Стратегическая цель, как один из основных технологических элементов системы стратегического планирования развития социально-экономической системы, в свою логико-вербальную форму определения должна включать, наряду с намерениями успешного позиционирования на рынке, расширение контингента потребителей услуг, продукции, имеющих различные вкусы и предпочтения, нестандартные потребности, количественные и качественные характеристики достигаемых в установленных интервалах времени экономических, социальных результатов.

Поэтому не следует в деятельности социально ориентированных образовательных некоммерческих организаций уподобляться тем хозяйствующим субъектам, которые в настоящее время в рамках стратегического планирования практикуют такие сформулированные декларативные стратегические цели, как «занять устойчивые позиции на занимаемых сегментах рынка», «двигаться в направлении расширения состава потребителей, роста числа занимаемых сегментов рынка» [8].

Только объединенная целевая ориентированность технологических элементов системы стратегического планирования долгосрочного развития образовательных некоммерческих организаций, реально воплощаемая в организационно-экономических, социально-психологических, финансовых, инновационных и маркетинговых мерах и действиях, может выступать реальным инструментом достижения оптимистических представлений о будущем экономическом и социальном состоянии объекта стратегического планирования, менеджментом на экспертно-сценарной основе или исходя из реальных возможностей, появляющихся в процессе эффективного использования организационного и ресурсного потенциалов.

Наиболее действенным по влиянию на достижение планируемого экономического результата в средне-, долгосрочном развитии социально ориентированных образовательных некоммерческих организаций в системе стратегического планирования выступает такой ее технологический элемент, как обобщающая (базовая) стратегия, формулирование, принятие и осуществление которой менеджментом должно производиться исходя из целевой ориентации организации на использование располагаемого ресурсного потенциала и бюджетного финансирования; интеграцию с ресурсным потенциалом субъектов хозяйствования внешней среды, также экономически заинтересованных в горизонтальной интеграции.

Вместе с этим стратегия экономического и социального роста образовательной некоммерческой организации органами планирования должна быть ориентирована на рас-

ширение объемов образовательных услуг, их продвижение на рынок услуг, на модификацию традиционно оказываемых образовательных услуг и создание новых основных и сопутствующих им услуг [9].

Стратегия горизонтальной интеграции, например, бюджетного образовательного учреждения, как социально ориентированной некоммерческой организации (интеграция с лицеями, колледжами - учреждениями среднего специального образования, с филиалами и непосредственно с самими высшими учебными заведениями), предоставляет органам планирования бюджетного образовательного учреждения дополнительный экономический эффект синергии за счет совместного многофункционального использования материально-технических, трудовых, информационных, учебно-методических ресурсов, единой научно-исследовательской базы, общей системы управления, рекламы, технологии процесса оказания образовательных услуг, брендов интегрированных образовательных учебных заведений. Стремление к интеграции при этом, как правило, проявляется в автономных образовательных некоммерческих организациях, финансовое обеспечение деятельности которых в основном осуществляется за счет предпринимательской деятельности.

В то же время, несмотря на то, что стратегическое планирование, как одна из действенных форм организационных новшеств влияния на достижение планируемых в средне-, долгосрочном периодах экономических и социальных результатов, в целом на декларативных началах нашло свое применение в условиях существенных изменений экономического и инновационного состояния внешней среды, стратегической целевой ориентацией развития некоторых образовательных бюджетных организаций остается адаптация и приспособление к выделяемым им субсидиям из федерального, регионального и муниципального бюджетов.

Поэтому для бюджетных образовательных учреждений необходимо оптимальное сочетание бюджетного финансирования и получение средств за счет предпринимательской деятельности с удовлетворением государственных

заданий по выпуску специалистов на уровне пропорциональности и сбалансированности с объемами бюджетного финансирования.

Таким образом, целеполагание стратегического планирования средне-, долгосрочного развития образовательных некоммерческих организаций должно объединять сценар-

но-экспертное видение будущего, миссии, стратегической цели, базовой стратегии социально ориентированных некоммерческих образовательных организаций, воплощаемые в организационно-экономических, финансовых, инновационных, маркетинговых мерах и действиях органов планирования.

Список литературы

1. Кроливецкий Э. Н., Панарин А. А. Результативность технологий стратегического и перспективного управления развитием учреждений профессионального образования // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 437-440.

2. Аксютик Е. А., Губченкова А. С., Кроливецкий Э. Н. Стратегия инновационного развития организаций здравоохранения // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of legal and economic studies. 2017. № 1. С. 104-108.

3. AnsoffH. I. Corporate Strategy. Penguin Books, Middlesex, 1981.

4. Аксютик Е. А., Кроливецкий Э. Н. Инновационное развитие отраслевых составляющих сферы услуг: монография. СПб.: Изд-во «Арт-экспресс», 2014. 148 с.

5. Кроливецкий Э. Н., Сажнева Л. П., Черемисина А. А. Технология стратегического планирования развития хозяйствующего субъекта // Петербургский экономический журнал. 2018. № 4. С. 126-131.

6. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.

7. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. СПб.: Питер, 2008.

8. Bryson J. Strategic planning for public and nonprofit organizations. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1995.

9. Шмуратко Н. С. Стратегическое планирование как инновационная технология развития сферы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 3(3). С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.