Научная статья на тему 'Формирование системы планирования социально-экономического развития некоммерческих образовательных организаций'

Формирование системы планирования социально-экономического развития некоммерческих образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ / SYSTEM OF PLANNING / NON-PROF IT SOCIALLY ORIENTED EDUCATIONAL ORGANIZATION / PRINCIPLES OF CREATION OF SYSTEMS / ECONOMIC AND SOCIAL RESULTS / PROJECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лосев Константин Викторович

В статье и злагаются методические рекомендации по созданию эффективно функционирующей системы планирования социально-экономического развития социально ориентированной не коммерческой образовательной организации. Исследуется взаимодействие элементов системы планирования развития рассматриваемой организации, исходяиз их возможностей влиять на основные характеристики цели создаваемой системы. Излагаются принципы построения и эффективного функционирования системы планирования перспективного развития некоммерческой образовательной организации. Определяется состав задач, решение которых необходимо для обеспечения ресурсами всех видов предпринимательской деятельности, расширения состава потребителей образовательных услуг, среднесрочного прогнозирования экономических,финансовых и социальных результатов деятельности некоммерческих образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PLANNING SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF NON-PROFIT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article presents methodological recommendations for the creation of aneffectively functioning system of planning of socio-economic development of sociallyoriented non-profit educational organization. The interaction of elements of thesystem of planning the development of non-profit educational organization, basedon their ability to influence the main characteristics of the purpose of the systemare explored. The principles of construction and effective functioning of system ofplanning of perspective development of the non-profit educational organization areexpounded. The paper determines composition of the tasks, the solution of whichis necessary to provide resources for all types of business activities, expanding thecomposition of consumers of educational services, medium-term forecasting ofeconomic, financial and social results of non-profit educational organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование системы планирования социально-экономического развития некоммерческих образовательных организаций»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

FORMATION OF THE PLANNING SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF NON-PROFIT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

УДК 338.46 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.165.171

ЛОСЕВ Константин Викторович

декан гуманитарного факультета, заведующий кафедрой рекламы и современных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор экономических наук, доцент, k.losev@mail.ru

LOSEV, Konstantin Viktorovich

Dean of the Faculty of Humanities, Head of the Department of Advertising and Modern Communications, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Economics, Docent, k.losev@mail.ru

Аннотация.

В статье излагаются методические рекомендации по созданию эффективно функционирующей системы планирования социально-экономического развития социально ориентированной некоммерческой образовательной организации. Исследуется взаимодействие элементов системы планирования развития рассматриваемой организации, исходя из их возможностей влиять на основные характеристики цели создаваемой системы. Излагаются принципы построения и эффективного функционирования системы планирования перспективного развития некоммерческой образовательной организации. Определяется состав задач, решение которых необходимо для обеспечения ресурсами всех видов предпринимательской деятельности, расширения состава потребителей образовательных услуг, среднесрочного прогнозирования экономических, финансовых и социальных результатов деятельности некоммерческих образовательных организаций.

Ключевые слова: система планирования, некоммерческая социально ориентированная образовательная организация, принципы создания систем, экономические и социальные результаты, прогнозные оценки.

© Лосев К. В., 2019.

Abstract.

The article presents methodological recommendations for the creation of an effectively functioning system of planning of socio-economic development of socially oriented non-profit educational organization. The interaction of elements of the system of planning the development of non-profit educational organization, based on their ability to influence the main characteristics of the purpose of the system are explored. The principles of construction and effective functioning of system of planning of perspective development of the non-profit educational organization are expounded. The paper determines composition of the tasks, the solution of which is necessary to provide resources for all types of business activities, expanding the composition of consumers of educational services, medium-term forecasting of economic, financial and social results of non-profit educational organizations.

Key word: system of planning, non-profit socially oriented educational organization, principles of creation of systems; economic and social results; projections.

Формируемая система планирования социально-экономического развития некоммерческих образовательных организаций должна включать в себя не только основной состав технологических и ресурсных элементов, их последовательное или избирательное взаимодействие, но и установку достижения ею количественных и качественных параметров поставленной цели. Такого рода объединение элементов создаваемой системы планирования с целевой ориентацией некоммерческой организации профессионального образования позволяет определить необходимый комплекс организационно-экономических мер, направленный не только на выполнение государственных заданий по подготовке специалистов, но и на повышение качества образования.

Наполнение системы планирования конкретными мероприятиями по достижению поставленной цели позволяет менеджменту некоммерческих образовательных организаций при ограниченных объемах средств:

• оптимизировать государственные и муниципальные задания по подготовке специалистов и увеличить объемы привлечения

внебюджетных средств сверх запланированного задания;

• рационализировать состав средних и высших бюджетных организаций профессионального образования с организационно-правовой формой некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;

• содействовать многоканальности и мно-гоуровневости финансового обеспечения деятельности.

Поэтому выражение с системных позиций процесса планирования деятельности некоммерческой образовательной организации для ее менеджмента является не формальной и декларативной задачей, а той необходимостью, которая обусловлена всесторонним анализом взаимодействия элементов, частей системы и ее возможностей достигать планируемых социальных и экономических результатов.

Исследование взаимодействия основных составляющих системы планирования текущего функционирования и средне-, долгосрочного социально-экономического развития некоммерческой социально ориентированной образовательной организации должно исходить из установления потенциальных возможностей

влияния её элементов на качественные и количественные экономические и социальные характеристики цели системы. При этом должно соблюдаться условие не только достижения рационализации и гармонизации их взаимодействия, но и располагаемых ими своих особенностей функционального назначения, соблюдения принципов гармоничного сочетания взаимодействия каждого из элементов друг с другом.

Взаимодействие элементов формируемой системы планирования социально-экономического развития некоммерческой социально ориентированной образовательной организации должно осуществляться в соответствии с соблюдением принципов построения и эффективного функционирования систем [1; 2]. Так, например, принцип необходимого разнообразия применительно к системе планирования, как и для сложной системы со значительным элементным составом, должен исходить из требования приведения в соответствие элементного разнообразия системы с тем комплексом мер и действий, который необходим для организации и регулирования взаимодействия элементов и нуждается в аналогичном разнообразии.

Применяемые методы планирования текущего функционирования и перспективного развития такой социально-экономической системы, как некоммерческая образовательная организация, вследствие своего разнообразия, сочетания последовательности и направленности действия на достижение в средне-, долгосрочном периодах экономических и социальных результатов, эффективности использования ресурсов, соответствия ресурсного потенциала поставленным целевым установкам, социальной ориентированности некоммерческой социально значимой организации, выступают доминирующим звеном в основном составе технологических элементов. При этом данные элементы в формируемой системе планирования в своём взаимодействии не могут обойтись без комплексных мер организационного и регулирующего характера, направленных на рациона-

лизацию и гармонизацию взаимодополнения и взаимоусиления влияния элементов на достигаемые экономические и социальные результаты деятельности некоммерческой образовательной организации в перспективном периоде времени.

Принцип эмерджентности применительно к формируемой системе планирования развития некоммерческой социально значимой организации может быть представлен тем, что существуют значительные различия между составляющими ее ресурсными и технологическими элементами и в целом всей системы планирования. Их совместная взаимозависимость в системе планирования деятельности некоммерческих образовательных организаций значительно увеличивает возможность нарушения целенаправленности развития системы, так как каждый из её элементов имеет своё, отличающееся от других, функциональное назначение и целевую ориентацию, выражаемые особенностями их влияния на достигаемые экономические и социальные результаты.

Поэтому для менеджмента, формирующего систему взаимодействующих элементов, целенаправленно влияющих на результативность ее функционирования, необходимо, исходя из принципа эмерджентности системы планирования, учитывать несовпадение целевых ориентаций элементов и принимать решение по рационализации целостности и нивелирования локальных целей технологических элементов, частей системы планирования текущей деятельности и перспективного развития некоммерческой социально значимой образовательной организации.

Влияние факторов внешней среды экономического, социокультурного, инновационного, политического и нормативно-правового характера, выражаемых принципом «внешнего дополнения», ставит перед органами планирования некоммерческой образовательной организации задачу, решение которой состоит в сохранении возможностей ресурсного и организационного потенциалов соответствовать достижению в планируемом периоде времени

социальных и экономических результатов, а при отсутствии такого соответствия - оперативное создание таких возможностей - противодействовать влиянию негативных факторов на результативность функционирования системы.

Обеспечение принципа обратной связи между взаимодействующими элементами и структурными частями системы планирования развития некоммерческой социально ориентированной образовательной организации заключается в том, что выходные количественные и качественные характеристики системы планирования должны служить ресурсным и организационным обеспечением для входных экономических измерителей затрат и объемов располагаемых и используемых системой планирования ресурсов.

Поэтому экономическая результативность системы планирования характеризует с количественной стороны не только осуществляемые ею виды деятельности в планируемом периоде времени, соответствие достигаемых планируемых и фактических результатов, но и возможности увеличения объемов использования материально-технических и трудовых ресурсов на каждом временном периоде развития некоммерческой социально ориентированной образовательной организации [3; 4; 5].

В соответствии с общим принципом обоснованности предпринимаемых мер для повышения эффективности функционирования социально-экономических систем в процессе создания системы планирования развития некоммерческой образовательной организации необходима разработка нескольких вариантов плана ее социально-экономического развития и выбор из них одного, наиболее адекватного, с имеющимися ресурсами и ожидаемым влиянием внешних и внутренних факторов на эффективность деятельности в планируемом периоде.

Принцип обоснованности выбора наиболее экономически приемлемого варианта плана средне-, долгосрочного развития некоммерческой образовательной организации предоставляет возможность ее менеджменту

достигать планируемых экономических и социальных результатов с меньшими затратами и соответственно с более высоким уровнем эффективности использования ресурсов.

Создание системы планирования развития некоммерческой образовательной организации должно учитывать и принципы, свойственные только особенностям ее развития, которые отличаются от общих принципов создания социально-экономических систем.

Так, например, принцип непрерывности функционирования системы планирования текущей деятельности и перспективного планирования некоммерческой образовательной организации заключается в постоянном сборе и обобщении информации о поэтапном во времени достижении планируемых экономических, финансовых и социальных результатов, затрат предпринимательской и образовательной (социально ориентированной) деятельности, принятии необходимых организационно-экономических, инновационно-инвестиционных мер по регулированию отклонений планируемых и фактических показателей результативности как целевых установок системы планирования.

Непрерывность планирования связана также с оценками экономико-математических и экспертно-сценарных прогнозов, выступающих основой для определения целевых ориентиров экономических и социальных результатов для достижения в планируемом периоде времени. При этом отсутствие соответствия результативности функционирования системы планирования с экономико-математическими оценками экстраполяционного прогноза требует от органов планирования развития некоммерческой образовательной организации принятия комплекса необходимых мер по устранению или нейтрализации причин и факторов негативного влияния внешней и внутренней сред на достижение ее прогнозируемых экономических и социальных показателей [6; 7; 8].

В том случае, если в отсутствии динамических репрезентативных рядов экономических и социальных показателей был произведен

экспертно-сценарный прогноз экономического и социального состояния социально ориентированной некоммерческой образовательной организации, то соблюдение принципа непрерывности функционирования системы планирования должно заключаться в мониторинге процесса планирования, контроле за степенью вероятности достижения оптимистического, консервативного или пессимистического сценария развития, определяемой по устанавливаемым квалифицированными экспертами и специалистами этапам развития некоммерческой организации и вероятностной степени достижения ею экономических и социальных результатов.

От соблюдения принципа непрерывности планирования существенно зависят принимаемые менеджментом решения по достижению своих целей в предпринимательской деятельности и выполнению законодательных требований о социальной ориентированности некоммерческих образовательных организаций на стадии жизненного цикла развития отраслевой составляющей «Образование». При этом социально ориентированные некоммерческие образовательные организации обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью и выполнять государственные и муниципальные задания на обучение конкретно установленного контингента потребителей образовательных услуг, дополнительно финансировать свою деятельность, оказывая образовательные услуги сверх установленного задания.

Так, например, для некоммерческих образовательных организаций, функционирующих в условиях развивающегося рынка образовательных услуг, их деятельность может быть квалифицирована как начальная (зарождающаяся) стадия развития их отрасли. При этом факторы влияния внутренней среды в процессе системного подхода к планированию текущей деятельности и перспективному социально-экономическому развитию ставят перед органами планирования некоммерческих образовательных организаций ряд задач. В число основных задач образовательных орга-

низаций входит: обеспечение ресурсами всех видов предпринимательской деятельности, необходимых для соблюдения законодательного требования о социальной ориентированности; формирование и обслуживание контингента потребителей производимой продукции и оказываемых образовательных услуг в той мере, которая находится в пропорции, необходимой для финансового обеспечения социально ориентированной деятельности и расширения состава потребителей образовательных услуг, соответствующего растущим объёмам финансовых средств некоммерческой образовательной организации.

Для таких вновь созданных некоммерческих образовательных организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, системный подход к планированию, ориентированный менеджментом на расширение контингентов потребителей продукции в процессе предпринимательской деятельности и контингента обучающихся, должен исходить из прогнозных оценок экономических и социальных видов деятельности.

Экспертное или экономико-математическое определение состава обслуживаемых кон-тингентов потребителей продукции и услуг должно быть в достаточно высокой степени точным, соответствующим ресурсным и организационным возможностям некоммерческой образовательной организации, изменяющимся экономическим и социальным состояниям отрасли «Образование», неустойчивой по экономическому, социальному и инновационному уровню внешней среды [6; 9].

В случаях неточности прогнозных оценок экономических и финансовых результатов деятельности в среднесрочном периоде времени, контингентов потребителей продукции и услуг для социально ориентированной некоммерческой образовательной организации могут возникнуть сложности в соблюдении соответствия нормативного и фактического срока окупаемости инвестиционных вложений в основные фонды, в технологические и продуктовые новшества.

Создание эффективно функционирующей системы планирования средне-, долгосрочного развития некоммерческой социально ориентированной образовательной организации зависит также и от постоянно происходящих изменений в ее деятельности, в результате внедрения технологических, продуктовых и организационных новшеств.

Внедрение новшеств, направленных на: эффективное функционирование некоммерческой образовательной организации; повышение качества образовательных услуг; совершенствование планирования (организационное новшество - внедрение системы стратегического планирования); новый способ продвижения продукции, услуг на рынок (маркетинговое новшество); рационализацию организационной структуры; достижение максимально возможного финансового обеспечения социально ориентированной деятельности, в свою очередь, требуют непрерывного планирования изменений в процессе достижения экономических результатов, затрат и внесения коррективов в размеры используемых ресурсов, экономических результатов, сбалансированности используемого ресурсного потенциала.

В этой связи в процессе функционирования системы планирования возникают существенные изменения во влиянии на количественные и качественные характеристики поставленной перед системой планирования цели как инновационных, экономических и организационных внутренних факторов, так и социально-психологических, вызванных непреднамеренным или искренним непониманием сотрудниками вводимых в деятельность некоммерческой образовательной организации инновационных и организационных изменений.

Возникающее в результате изменений неприятие методов и стратегий достижения высокого уровня социальной ориентированности и ее финансирования со стороны определенных групп или всего персонала не-

коммерческой социально ориентированной образовательной организации должны быть учтены в системе планирования учтены с тем, чтобы посредством методов планирования, наполняемых организационными, экономическими и социально-психологическими мероприятиями, повысить уровень понимания у персонала производимых инновационных, экономических и организационных изменений для достижения цели, поставленной в системе планирования[2; 10].

Наряду с принципом непрерывности планирования в текущей деятельности и перспективном социально-экономическом развитии некоммерческой образовательной социально ориентированной организации, целесообразно соблюдать принцип сопоставимости величин как при экстраполяции экономических и финансовых показателей, так и при установлении целевых установок экономических и финансовых результатов, эффективности используемых ресурсов.

Сопоставимость планируемых показателей экономического и финансового характера в ценах одного экономически устойчивого года позволяет существенно повысить уровень объективности и точности планируемого социально-экономического развития некоммерческой образовательной организации в условиях существенных экономических и инновационных изменений состояния внешней и внутренней сред.

В целом устойчивость и адекватность функционирования системы планирования социально-экономического развития социально ориентированной некоммерческой организации обеспечивается на основе учёта стадии ее жизненного цикла, соблюдения организационно-экономических принципов и принятия действенных мер для наиболее полного использования ее преимуществ, нейтрализации и нивелирования недостатков, достижения планируемых экономических, социальных результатов, эффективности деятельности.

Список литературы

1. Байков Е. А., Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.

2. Кроливецкий Э. Н., Лосев К. В. Стратегическое планирование развития образовательных социально ориентированных некоммерческих организаций // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of legal and economic studies. 2019. № 1. C. 144-147.

3. Громов В. В., Сажнева Л. П., Черемисина А. А. Особенности функционирования системы стратегического планирования организации для достижения её экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 125-129.

4. Панарин А. А. Формирование и эффективность функционирования системы управления экономической и инновационно-инвестиционной деятельностью организаций профессионального образования: монография. СПб.: Изд-во «Арт-Экспресс», 2014.

5. Бутко Е. Я., Андронатий В. В. Проблемы и особенности профессионального образования в условиях рыночной экономики // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. 2012. № 4(16). С. 146-148.

6. Лосев К. В. Анализ как функция устойчивого функционирования системы управления некоммерческими образовательными организациями // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 1. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2019/Losev. pdf. (дата обращения: 22.03.19).

7. Гуров А. В. Влияние внутренних факторов на планирование развития некоммерческих образовательных организаций // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 1. С. 14-17.

8. Лосев К. В., Смирнов С. Б. Инновационная деятельность и ее специфика в высшем учебном заведении // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 135-138.

9. Теоретические и методологические основы формирования творческих кластеров на территории Санкт-Петербурга: монография / под общ. ред. А. Д. Евменова. СПб.: СПбГИКиТ, 2015.

10. Смирнов С. Б., Голубев А. А. Рационализация механизма планирования развития высшего профессионального образования. СПб.: Изд-во Студия «НП-Принт», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.