Научная статья на тему 'Этапы имитации процесса планирования экономического результата профессионального учебного заведения'

Этапы имитации процесса планирования экономического результата профессионального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ИМИТАЦИИ / ПЛАНИРУЕМЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

В данной статье анализируются основные этапы управленческих воздействий по достижению планируемого экономического результата в проводимом эксперименте на имитационной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы имитации процесса планирования экономического результата профессионального учебного заведения»

УДК 332

Панарин Андрей Александрович

кандидат экономических наук, докторант. Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения [email protected] Andrey A. Panarin

Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate. Cinema and television St. Petersburg State University [email protected]

Этапы имитации процесса планирования экономического результата профессионального учебного заведения

Stages simulation of the process of economic planning of the professional education institutions

Аннотация: В данной статье анализируются основные этапы управленческих воздействий по достижению планируемого экономического результата в проводимом эксперименте на имитационной модели.

Ключевые слова: модель имитации, планируемый экономический результат, прогнозные оценки, экспериментирование на модели

Abstract. ne basic stages of management actions on the achievement ofplanned economic results in an ongoing experiment on the simulation model.

Key words: model simulation, planning and economic re-result, projections, the experiment on the model

Начальный этап модели имитации управленческих действий по принятию ресурсо-обеспеченных мер, направленных на осуществление целевой установки системы управления, состоит в том, что экспертный состав квалифицированных специалистов в области планирования экономических, социальных результатов, эффективности деятельности учреждений профессионального образования, с непосредственным участием в нем и менеджеров, на основании учета ежегодных изменений экономического результата (стоимостного объема оказанных потребителям услуг) и состояния внешней среды, влияния ее экономических и инновационных факторов на предварительной основе формируют и обобщают свое экспертное мнение об ориентировочном объеме оказываемых услуг профессионального образования потребителям на завершающий и отдельные периоды времени планирования. При этом еще не проанализированы и информационно не обобщены отдельные факторы влияния внешней среды на экономическое развитие. Еще не осуществлен в необходимой технологической последовательности прогноз экономических результатов, не предложены альтернативные варианты и направления экономического роста учреждений профессионального образования в среднесрочном периоде.

Однако первоначальная экспертная, предварительно установленная оценка планируемых величин экономического результата необходима как ориентировочный идентификатор, количественная характеристика целевой установки на экономическое развитие. При этом важен уровень экспертной обоснованности соответствия предварительно установленного значения экономического результата на конец планируемого (среднесрочного) перио-

да времени (4-5 лет) с изменениями этого результата в сравнительных с базовым годом ценах в ретроспективном периоде.

Хотя оценка предварительного экономического результата, определяемая квалифицированными экспертами, осуществлялась, исходя из тенденций его изменения в ретроспективном периоде, но ее соответствие динамике роста экономического результата в прошлом периоде должно получить дополнительное подтверждение в отклонениях по годам и завершающему периоду планирования от ретроспективных изменений. Такой методический подход к адекватности изменений экономического результата деятельности учреждений профессионального образования в планируемом и ретроспективном периодах времени направлен на повышение значимости и экспертной точности устанавливаемых величин экономической результативности в среднесрочном периоде [4].

Следующим этапом имитационной блок-схемы выступает прогнозирование экономического результата на среднесрочный период. Получение прогнозных оценок в данной модели имитации связано с составлением комплекса организационно-экономических мер, их реализацией в процессе формирования репрезентативного динамического ряда ретроспективных данных об изменениях во времени (по каждому году) экономического результата, измеряемого в сопоставимых ценах, об использовании одного или нескольких экономико-математических методов для составления модели (уравнения) прогноза, в соответствии с ее значимостью и точностью, требованиями статистической теории динамических рядов.

Прогнозные величины экономических результатов на среднесрочный период должны экстраполяционно отражать тенденции ретроспективного развития учреждения профессионального образования и тем самым повышать уровень объективности первоначально установленных экспертами стоимостных объемов оказания образовательных услуг.

Однако предварительно установленные экспертами величины и прогнозируемые оценки экономических результатов в среднесрочном периоде планирования могут не совпадать, так как в данных этапах планирования (в блоках имитационной модели) неизбежны как ошибки экспертов, так и оценок прогноза на основе примененного того или иного экономико-математического метода.

Поэтому целесообразность определения соответствия полученных прогнозных среднесрочных величин экономического результата его планируемым значениям может быть трансформирована посредством формирования и осуществления комплекса организационно-экономических мер, направленных на нивелирование и корректировку предварительно определенного экономического результата [3].

В том случае, если произошло достаточно близкое приближение предварительно и на прогнозной основе установленных стоимостных значений экономического результата деятельности учреждения профессионального образования, то в технологии имитирования управления процессом достижения планируемого экономического результата наступает этап анализа экономического и инновационного изменения состояния внешней среды в среднесрочном периоде, использования его результатов с целью определения равенства или отличия тенденций экономических и инновационных изменений внешней среды, влияния ее негативных факторов по сравнению с ретроспективными влияниями на деятельность учреждений профессионального образования.

При этом результаты произведённого анализа дают все основания для сравнения по периодам времени и определения отличий тенденций влияния факторов деловой среды в ретроспективном и планируемом периодах. Такого рода сравнительный анализ в имитационной модели, на наш взгляд, необходим, так как все организационно-экономические меры, предпринимаемые в имитационной модели, могут потребовать дополнительных мер в рамках создаваемого и внедряемого в деятельности учреждения профессионального обра-

зования такого организационного новшества, как стратегическое управление (планирование).

Противодействие негативным факторам внешней среды в среднесрочном периоде, которые существенно превышают свое негативное воздействие по сравнению с ретроспективным периодом деятельности учреждений профессионального образования, может быть оказано такими технологическими элементами системы стратегического управления, как стратегии.

Функциональное назначение каждой из стратегий экономического и инновационного развития состоит в том, что она призвана содействовать нейтрализации, локализации и нивелированию негативных влияний факторов макросреды посредством предпринимаемых мер в ее рамках, поддерживающих или повышающих экономических рост объекта управления. Формируемый состав стратегий в имитационной модели включает обобщающую (базовую) и частные (функциональные) стратегии.

Обобщающая стратегия, в соответствии с пониманием доминирующей части ученых-экономистов, представляет собой принимаемый менеджментом вектор действий, направленный на достижение поставленных перед социально-экономической системой целей долгосрочного развития, количественные и качественные характеристики которых сбалансированы с располагаемым ресурсным потенциалом.

Частные стратегии социально-экономической системы (учреждения профессионального образования), в соответствии со своей целевой направленностью, обладают арсеналом соответствующих мер и действий по соблюдению временных этапов и поддержанию планируемых результатов экономического и инновационного развития по этапам, а также векторам движения социально-экономической системы к ее целевой установке.

Следующим этапом имитирования управления процессом достижения экономического результата в среднесрочном периоде выступает процедура уточнения сбалансированности планируемой величины экономического результата с располагаемым ресурсным потенциалом. Так как баланс всех необходимых видов ресурсов и планируемой величины экономического результата деятельности учреждения профессионального образования является одним из его условий адекватности взаимодействия элементов системы управления экономического развития с целевой установкой, выражаемой стоимостным размером оказываемых услуг потребителям в течение планируемого периода, то имитационная модель технологически подтверждает соблюдение данного условия, которое должно быть обеспечено без какого-либо пересмотра или несоблюдения данного условия.

Технологически и организационно ответственным блоком в имитационной модели выступают предпринимаемые комплексные меры по формированию состава и организации взаимодействия технологических и ресурсных элементов системы управления процессом достижения в среднесрочном периоде времени планируемого экономического результата [1].

Осуществляя экспериментирование на имитационной модели, менеджмент должен включить в состав системы управления процессом достижения экономического результата учреждения профессионального образования, не только участвующие в деятельности объекта управления трудовые, материально-технические, финансовые и информационные ресурсы, но и те технологические составляющие системы управления, которые обеспечивают уровень ресурсного взаимодействия, достижение цели системы и ее количественных и качественных характеристик, выражаемых величинами экономического результата и уровнями эффективности используемых отдельных видов ресурсов и их совокупности [2]. При этом включение в состав системы управления имитационной модели таких её технологических составляющий, как функции планирования, организации, регулирования, контроля, учета, прогнозирования, методы социально-психологического, экономического, админи-

стративно-распорядительного характера, стратегии инновационного, экономического, структурно-организационного, маркетингового, финансового, социального развития учреждения профессионального образования, позволяют его менеджменту наполнять данные технологические элементы системы управления конкретными мерами с тем, чтобы обеспечить значимое и адекватное реальному положению дел планирование, организацию процесса оказания услуг, производства продукции, создания и внедрения новшеств, его регулирования и контроля.

Литература:

1. Бутко, Е.Я., Андронатий, В.В. Инновационный опыт управления интеграционными процессами на базе автономного вуза // Вестник Российской академии естественных наук. № 4(17). 2013. - С. 121-124.

2. Верховцева, А.В., Журавлёв, А.Е. Алгоритм формирования системы организационного обучения в компаниях сферы консалтинговых услуг // Вестник Российской академии естественных наук. № 1(18). 2014. - С. 68-71.

3. Кураков, А.Л. Управление социально-экономическим развитием профессиональным образованием: теоретические подходы и организационно-экономические основы. -СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2011.

4. Смирнов, С.Б., Голубев, А.А. Рационализация механизма планирования высшего профессионального образования. - СПб.: Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012.

Bibliography

1. Butko, E., Andronati, V.V. Innovative management experience of integration processes on the basis of Autonomous institutions of higher education // Vestnik of Russia-Russian Academy of natural Sciences. № 4(17). 2013. - Р. 121-124.

2. Verhovtseva, A.V., Zhuravlyov,F.E. the Algorithm offormation of the system of organizational learning in companies of consulting services // Bulletin of the Russian Academy of natural Sciences. № 1(18). 2014. - P. 68-71.

3. Kurakov, A.L. Management of socio-economic development of professional education: theoretical approaches and organization-Onno-economic basis. - SPb.: Publishing house "Studio NP-Print", 2011.

4. Smirnov , S. B., A.A. Golubev Rationalization of the mechanism of the planned formation of higher professional education. - SPb.: Publishing house "STU-Diya "NP-Print", 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.