Научная статья на тему 'Управление инвестиционным потенциалом промышленной корпорации при осуществлении инновационной деятельности'

Управление инвестиционным потенциалом промышленной корпорации при осуществлении инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПОТОКИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / INVESTMENT POTENTIAL / INNOVATIVE PROJECT / INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY / INDUSTRIAL CORPORATION / MANAGEMENT / EFFICIENCY / RISKS / INVESTMENT FLOWS / DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А.Ю., Сельсков А.В.

В статье рассмотрен инвестиционный потенциал промышленной корпорации в условиях самофинансирования инновационно-инвестиционной деятельности. На примере приборостроительного производства разработан методический инструментарий управления инвестиционным потенциалом корпорации с использованием аргументов функции экономической эффективности и рисковой составляющей. Предложена иерархическая схема управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации, представляющая собой внутренний контур системы управления инвестиционными потоками промышленной корпорации, который подключается при ожидаемом одиночном внешнем возмущающем воздействии. Разработан алгоритм принятия решений на внутреннем контуре системы управления инвестиционными потоками промышленной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVESTMENT POTENTIAL OF INDUSTRY THE IMPLEMENTATION OF THE CORPORATION INNOVATION

In the article the investment potential of industrial corporation in the self-financing of innovation and investment. For example, instrument-making production of methodological tools developed by management of the investment potential of the corporation using the function arguments of economic efficiency and risk component. A hierarchical control scheme investment potential industrial corporation, which is the inner loop control system investment flows Industrial Corporation, which is connected with the expected single external perturbations. The algorithm of decision-making on the domestic circuit control system investment flows Industrial Corporation.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционным потенциалом промышленной корпорации при осуществлении инновационной деятельности»

УДК 330

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ КОРПОРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Сельсков А.В., д.э.н., исполнительный директор научно-производственного предприятия «Вариос»

В статье рассмотрен инвестиционный потенциал промышленной корпорации в условиях самофинансирования инновационно-инвестиционной деятельности. На примере приборостроительного производства разработан методический инструментарий управления инвестиционным потенциалом корпорации с использованием аргументов функции экономической эффективности и рисковой составляющей. Предложена иерархическая схема управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации, представляющая собой внутренний контур системы управления инвестиционными потоками промышленной корпорации, который подключается при ожидаемом одиночном внешнем возмущающем воздействии. Разработан алгоритм принятия решений на внутреннем контуре системы управления инвестиционными потоками промышленной корпорации.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инновационный проект, инновационно-инвестиционная деятельность, промышленная корпорация, управление, эффективность, риски, инвестиционные потоки, принятие решений.

THE INVESTMENT POTENTIAL OF INDUSTRY THE IMPLEMENTATION OF THE

CORPORATION INNOVATION

Egorov A., doctor of economic sciences, professor of Moscow state university of economics, statistics and informatics Selskov A., doctor of economic sciences, the executive director of the scientific-production enterprise «Varios»

In the article the investment potential of industrial corporation in the self-financing of innovation and investment. For example, instrument-making production of methodological tools developed by management of the investment potential of the corporation using the function arguments of economic efficiency and risk component. A hierarchical control scheme investment potential industrial corporation, which is the inner loop control system investment flows Industrial Corporation, which is connected with the expected single external perturbations. The algorithm of decisionmaking on the domestic circuit control system investment flows Industrial Corporation.

Keywords: investment potential, innovative project, innovative-investment activity, industrial corporation, management, efficiency, risks, investment flows, decision-making.

Возмущающие воздействия со стороны внешней среды могут оказаться настолько значительными, что естественного прироста инвестиционного потенциала промышленной корпорации в текущем отчетном периоде будет недостаточно для парирования этих возмущений. Тогда возникает необходимость в принудительном изменении значения инвестиционного потенциала на период действия этого возмущения. На основании классических источников можно утверждать, что инвестиционная привлекательность региона, отрасли или корпорации есть инвестиционный потенциал этих хозяйственных образований, прошедший через сеть инвестиционной безопасности и может быть определен по формуле [3]:

к = к * (i-к2) (1)

где: К - показатель инвестиционной привлекательности; К1 - экономическая составляющая; К2 - рисковая составляющая. В условиях самофинансирования инновационно-инвестиционной деятельности промышленной корпорации инвестиционная безопасность региона или отрасли не оказывает решающего действия на инвестиционные процессы, в отличие от внешнего инвестора. Тогда по формуле (1) можно определить уровень инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта. Очевидно, что инвестиционный потенциал зависит от экономической и рисковой составляющих. На основании зависимости (1) запишем функцию инвестиционного потенциала (П) в следующем виде:

П = ji( А(а, ); B(bj ))

(2)

где: ' ' "П ; j ' "m . А - функция экономической эффективности; В - функция внутрифирменных рисков; j - определяет функциональную зависимость между (А) и (В) согласно соотношения (1). Зависимость (2) представляет собой формулу управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации. Вектор аргументов (а) представляет собой ряд основных экономических показателей корпорации, изменение которых приводит к корректировке ее инвестиционного потенциала. Вектор аргументов (bj) характеризует структуру промышленной корпорации, а также региональный, потребительский и продуктовый сектора рынка сбыта. Изменение значений вектора (bj) приводит к корректировке коэффициента риска и в конечном итоге к поправке показателя инвестиционного потенциала (П). Количество аргументов функции экономической эффективности равно (n), а рисковой составляющей - соответственно (m).

Определим вектор (а) функции (А), доступный менеджменту корпорации с позиций управления. Экономическая эффективность есть полученный доход за минусом связанных с ним расходов или издержек [2]. Тогда и аргументы (а) следует разделить на две подгруппы: оказывающие влияние на рост дохода и минимизирующие издержки. Необходимо отметить, что работа менеджмента любой эффективной корпорации подчинена именно этим целям, получению максимальной прибыли. Следовательно, возможность непрерывного роста экономической эффективности либо уже используется, либо исчерпана, либо не определена. В этих обстоятельствах концепция управления экономической эффективностью заключается в улучшении одних экономических показателей в ущерб другим. Ясно, что такая форма управления носит временный характер от квартала до полугода, после чего корпорация нуждается в восстановлении искаженного баланса или в релаксации своих показателей отчетности. Такой метод управления вполне приемлем для компенсации единичных возмущающих воздействий, после чего следует период относительно невысокой инвестиционной активности.

Спектр инструментария менеджмента промышленной корпорации, связанного с временным ростом доходности не слишком широк и опирается на изменение прейскуранта выпускаемой продукции или структуры заказа. Например, датчики давления, востребованные в различных отраслях промышленности, являются ходовым товаром в отличие от аппаратуры более высокого уровня - контроллеров, спрос на которые зависит от конкретного проекта. В то же время крупный заказ невозможно получить без организации комплексного проекта, в который входят датчики давления и контроллеры. Здесь концепция временного повышения доходности выглядит следующим образом. Промышленная корпорация переходит на квартальный выпуск только датчиков давления или наиболее востребованного рынком ассортимента. Это действие дает всплеск доходности в ущерб будущим крупным комплексным заказам, т.е. отодвигает их во времени.

Тогда в период релаксации корпорация восстанавливает структуру спектра выпускаемой продукции. Окончательный переход на выпуск только датчиков давления нецелесообразен в связи с наличием конкурентов, отсутствием перспектив развития в иных направлениях. Тогда аргумент определим как корректировку спектра выпускаемой продукции в сторону наиболее экономически эффективного в текущий момент времени.

Перевод производства на сравнительно простые в изготовлении датчики давления значительно сокращает производственный цикл, что дает резкий прирост объема продаж. В этом случае сравнительно недорогое оборудование позволяет повысить экономическую эффективность производства за счет сокращения оборота денежных средств.

Следующий момент временного повышения экономической эффективности заключается в изменении структуры заказа. Традиционный заказ состоит из аппаратуры верхнего (анализаторы, контроллеры) и нижнего (сборщики информации, сигнализаторы, датчики) уровней. Сложность и капиталоемкость при изготовлении оборудования верхнего уровня выше, чем у аппаратуры нижнего уровня. Вследствие этого, продажная стоимость контроллеров зачастую ниже себестоимости. Однако в структуре заказов, где на один контроллер приходятся по 8-10 датчиков, убыточность аппаратуры верхнего уровня покрывается высокой доходностью измерителей, датчиков, сигнализаторов. Следовательно, концепция временного повышения эффективности продаж заключается в переводе производства на заказы, имеющие в своем составе минимальную долю убыточного оборудования или максимальную долю прибыльного на единицу убыточных контроллеров.

Тогда аргумент (а2) определим, как корректировку структуры заказа в сторону повышения его доходности или как комбинаторную составляющую.

Следующий аргумент временного повышения доходности рассматривается в сфере поиска неиспользованных резервов промышленной корпорации. Такой резерв возникает на складах готовой продукции, не отгруженной заказчику. Этот объем перепроизводства возникает в связи со сложностью прогнозирования объемов продаж на последующий отчетный период при составлении производственных планов. При утверждении таких планов, в связи с неопределенностью объемов продаж, объем выпускаемой продукции завышается в сравнении с прогнозируемым реализационным объемом на 5-10% с учетом складских запасов. Такая политика позволяет избежать дефицита оборудования при незапланированном всплеске объемов продаж, например, в случае появления нового заказчика, проводящего автоматизацию новых месторождений или комплектующий измерительным оборудованием свои производственные мощности.

В этой ситуации у промышленной корпорации всегда имеется объем незапланированной готовой продукции. Тогда при необходимости временного повышения доходности головного предприятия нереализованное внешнему заказчику оборудование отгружается внешним, периферийным предприятиям промышленной корпорации. Эти региональные организации, например, сервисного обслуживания или пусконаладки оборудования, в дальнейшем реализуют эти приборы совместно с комплексом предоставляемых ими услуг, которые являются основным видом их деятельности. Полученный в результате этой операции доход временно повышает инвестиционный потенциал головного предприятия. Временная ограниченность заключается в том, что нереализованная партия имеет ограниченный объем, а так же необходимо учитывать то обстоятельство, что последующие производственные планы будут верстаться без учета складских запасов, что приведет к повышенным объемам производства будущих периодов. Тогда определим аргумент (а3) как периферийный, временно увеличивающий доходность головного предприятия за счет выручки, поступившей от региональных предприятий.

Следующий ряд аргументов выберем из подгруппы оказывающих влияние на минимизацию издержек. Первым и наиболее очевидным для промышленной корпорации является задержка комплектации и квартальный выпуск продукции на основании существующих производственных запасов. Для приборостроительного производства такой запас равен объему полугодового выпуска. Такая задержка приведет к временному снижению издержек и, как следствие, к росту экономической эффективности. Тогда аргумент ^4) можно охарактеризовать как задержку комплектации за счет производственных запасов.

Следующую группу резервов определим в сфере налоговых выплат. Известно, что выплата налога на прибыль носит авансовый характер. Бухгалтерия обязана оплатить аванс в размере трети (1/3) от объема налога на прибыль предыдущего отчетного периода. В случае невыполнения этого обязательства требуемая сумма снимается безакцептно со счета предприятия. Однако такая практика получила распространение лишь в регионах, где концентрация юридических лиц невелика и фискальные органы в состоянии отслеживать этот аспект налогового кодекса. В центральных регионах, где плотность юридических лиц на фискальные органы гораздо выше этот аспект не получил распространения. В этих обстоятельствах финансовая служба предприятия может оплатить аванс налога на прибыль в гораздо меньшем объеме, а после окончания отчетного периода расплатиться полностью по факту текущей отчетности. Поступая, таким образом, предприятие экономит оборотные средства, чем повышает свою экономическую эффективность. Тогда аргумент ^5) определим как налоговый или задержку налоговых выплат в счет экономии оборотных средств на период от квартала до полугода.

Следующим аргументом является временное уменьшение базы налога на прибыль. Известно, что налог на прибыль начисляется после выполнения всех обязательств по контракту. Однако контракты производственного характера имеют ряд особенностей, например, транспортные расходы по доставке оборудования заказчику в отдельные регионы. После выполнения всех обязательств по контракту, включая доставку, оплату транспортных расходов можно перенести на следующий отчетный период. Такая практика позволяет, не срывая контрактных обязательств, перенести налоговое бремя на последующие отчетные периоды. Тогда аргумент ^6) определим как контрактный, временно уменьшающий базу налога на прибыль.

На этом ограничимся, вероятно, далеко не полным спектром возможностей временного повышения экономической эффективности промышленной корпорации с целью парирования предсказуемых одиночных возмущений сметы инновационного проекта за счет использования внутренних резервов. В качестве этих возмущений могут выступать, например, исправление неточностей, допущенных на стадии проектных разработок, влияющих на технологию и сроки возведения инновационных мощностей. Аргументы используют индивидуальные особенности производства и как следствие могут быть скорректированы и дополнены.

На рис. 1 изображен вариант управления временным повышением экономической эффективности промышленной корпорации. Для первого квартала аргумент изменения номенклатуры выпускаемой продукции действует постоянно Аргумент изменения структуры заказа (а2) действует от момента начала поступления малоприбыльных заказов и переносе их изготовления на последующие отчетные периоды. Аргумент реализации складских запасов готового продукта периферийным предприятиям (а3) действует в период возникновения неблагоприятного возмущающего воздействия. Величина этого аргумента или объем реализации продукции адекватен дефициту средств для окончательной ликвидации последствий негативного возмущения. Аргумент задержки комплектации ^4) действует от момента окончания квартальной комплектации в случае если это необходимо. Аргумент налоговых задержек ^5) действует от момента наступления срока авансовых расчетов по налогу на прибыль. Аргумент контрактных задержек ^6) действует от момента реального

А(У а,)

выполнения обязательств перед заказчиком и отсрочки оплаты транспортных расходов. Ломаная отражает суммарное уве-

личение эффективности производства для первого квартала.

Второй квартал, как период релаксации, означающий восстановление ассортимента выпускаемой продукции, складских запасов готовой продукции, комплектации, налоговых выплат снижает инвестиционный потенциал промышленной корпорации. Однако общая задача, парирования возмущающих воздействий внешней среды в первом квартале считается выполненной. Налоговые и контрактные задержки ^5) и ^6) продолжают действовать во втором квартале вплоть до момента выплаты налогов и частично компенсируют повышенные издержки на корректировку ассортимента и восстановление полугодового запаса комплектующих изделий.

На рис.

1 (&

) обозначена зона длительности возмущающего воздействия. Цель управления экономической эффективностью заклю-

чается в достижении максимального суммарного эффекта воздействия.

я,)

к моменту наступления и в течении действия этого возмущающего

Рис. 1. Управление экономической эффективностью промышленной корпорации

Вторая функция B(bj), где j=1,m в формуле (2) отражает влияние внутрифирменных рисков на величину инвестиционного потенциала промышленной корпорации [6]. Для современных условий развития фондового рынка при расчете рисковой составляющей наиболее приемлем кумулятивный метод расчета, как основанный на текущей деятельности корпорации. Согласно методике, разработанной Институтом экономического развития Всемирного банка [2] внутрифирменные риски подразделяются на семь групп: 1. Ключевая фигура управления; 2. Размер компании; 3. Финансовая структура капитала; 4. Производственно-территориальная диверсификация; 5. Диверсификация клиентуры; 6. Рентабельность и прогнозируемость доходов; 7. Прочие особенные риски.

Рассмотрим каждую из групп внутрифирменных рисков с точки зрения выявления аргументов (bj), способных оказать влияние на величину инвестиционного потенциала головного предприятия в процессе разработки и реализации инновационного проекта.

1. Акции головного предприятия и членов корпорации перераспределены таким образом, что ни один из акционеров не обладает контрольным пакетом. Решения по ведению инвестиционной деятельности принимаются коллегиально. Отсюда следует, что замена фигур управления не окажет значительного влияния на инвестиционную политику корпорации в течение разработки и реализации инновационного проекта.

2. Размер головного предприятия в течении 2-3 лет выполнения проекта не претерпевает значительных изменений в связи с инвестированием средств во внешний относительно головной компании инновационный проект. Расширение производства и укрупнение предприятия может быть осуществлено только после завершения проекта, особенно в условиях дефицита внешних инвестиционных ресурсов [5]. Тогда размеры головного предприятия не оказывают влияния на инвестиционные возможности в условиях самофинансирования.

3. Финансовая структура капитала определена еще до начала создания инновационных мощностей и ориентирована на конкретный проект, на его расходные статьи бюджета. Тогда при осуществлении инновационно-инвестиционной деятельности в «штатном режиме» структура капитала не претерпевает изменений и не меняет инвестиционных возможностей промышленной корпорации.

4 и 5 группы маркетинговых рисков определяют сегментацию сбыта промышленной корпорации, которая согласно схеме Всемирного банка производится по трем критериям: территориальному, потребительскому и продуктовому, таблица 1 [1]. Исходя из продуктово-территориальной и потребительской диверсификации, аргументы функции B(bj), где j=1,m, можно разделить на две группы, связанные с концентрацией и корреляцией [4] территориальной, потребительской и продуктовой деятельности. Первая группа аргументов определяется как изменение модифицированного коэффициента Герфиндаля-Хиршмана в связи с расширением видов хозяйственной деятельности. Верхняя часть таблицы 1 характеризует спектр хозяйственной деятельности головного предприятия в начале осуществления инновационно-инвестиционной деятельности, нижняя часть, соответственно, в момент ее завершения.

В течение осуществления инновационного проекта географический рынок сбыта расширяется от трех регионов до семи и охватывает не только новые объекты, но и территориально-административные образования. Это становится возможным после осуществления активной рекламной компании отдела маркетинга. Снижение значения аргумента (b1) свидетельствует о падении концентрации, связанной с территориальной диверсификацией рынка сбыта. Определим аргумент (b1) как территориальный.

Второй аргумент характеризует расширение потребительского спроса. Кроме нефтегазовых заказчиков в течение осуществления инновационного проекта привлечены химическая промышленность, строительство и т.п. Группа потребителей расширена от 3 до 8. Нефтяная промышленность перестала быть доминирующей в структуре заказов, что положительно сказывается на риске потери заказов, например, в Западной Сибири. Отрицательное изменение коэффициента (b2) свидетельствует о снижении рисков, связанных с диверсификацией потребительского сектора рынка сбыта.

Определим аргумент (b2) как потребительский. Падение коэффициента риска, согласно методике Всемирного банка, можно определить как среднеарифметическую величину от территориального и потребительского аргументов, умноженную на 5:

АЬ12 = 5* (-0,35332-0,30519)/2 = -1,6463

; или снижение на 1,65%.

Третий аргумент (b3) характеризует увеличение ассортимента выпускаемой продукции в течение осуществления инновационного проекта за счет непрерывного осуществления инновационно-инвестиционной деятельности внутри головного предприятия по модернизации и улучшению качества выпускаемой продукции. Эта деятельность возможна благодаря наличию внутренних инвестиционных потоков

Таблица 1

Изменения территориального, потребительского продуктового сегментов сбыта компании

в течение осуществления инновационного проекта

Территория % (%)2 Г/Х Потребитель % (%)2 Г/Х Продукт % (%)2 Г/Х

Москва 20 0,04 Нефть 60 0,36 Контроллер 10 0,01

З/Сибирь 75 0,5625 Газ 33 0,1089 Сигнализатор 55 0,3025

М/область 5 0,0025 Бензин 7 0,0049 Датчик 35 0,1225

Сумма 100 0,605 0,777817 100 0,4738 0,688331 100 0,435 0,659545

Москва 3 0,0009 Нефть 15 0,0225 Проект 8 0,0064

З/Сибирь 25 0,0625 Газ 14 0,0196 Матобеспечение 10 0,01

Казахстан 5 0,0025 Бензин 18 0,0324 Контроллер 16 0,0256

Урал 17 0,0289 Химия 12 0,0144 Сигнализатор 26 0,0676

Удмуртия 13 0,0169 С/хозяйство 17 0,0289 Датчик 10 0,01

Башкирия 18 0,0324 Стромтельство 5 0,0025 Радар 19 0,0361

Татарстан 19 0,0361 Пищепром 3 0,0009 Гарантия 11 0,0121

ГСМ 16 0,0256

Сумма 100 0,1802 0,4245 100 0,1468 0,383145 100 0,1678 0,409634

(ЛГ/Х bi= -0,35332 с!Г/Х ь2= -0,30519 с!Г/Х Ь3= -0,24991

на микроуровне, направленных на инновационный продукт, на базе управленческих решений подразделения НИОКР. Результатом этой деятельности является расширение номенклатуры выпускаемого оборудования и услуг от 3 до 7. Отрицательное изменение коэффициента (b3) свидетельствует о диверсификации продуктового спектра, которое снижает риски падения эффективности продаж любого из представленных продуктов. Определим коэффициент (b3) как продуктовый. Снижение коэффициента риска согласно методике Всемирного банка можно определить следующим образом:

ДЬ3 = 5* (-0,24991) = -1,2496

34 ' ; или снижение на 1,25%.

Тогда суммарное падение коэффициента риска (Db) за счет снижения концентрации территориального, потребительского и продуктового факторов можно рассчитать по формуле:

дь = ДЬ12 + дь3 = -1,6463 + (-1,2496) = -2,8959

12 3 \ / или снижение на 2,9%.

6. Шестая поправка на рентабельность и прогнозируемость доходов частично получила отражение при управлении ростом экономической эффективности путем изменения ассортимента выпускаемой продукции: аргумент (а1), структуры заказов - аргумент (а2) и реализации складских остатков готового продукта региональным подразделениям - аргумент (а3). Аспекты прогнозирования величины инвестиционного потенциала рассматриваются на начальном этапе расчета его естественного роста, а на стадии активного управления функциями (А) и (В) не рассматриваются.

7. Седьмая поправка на прочие особенные риски в ходе разработки инновационного проекта не рассматривается, т.к. связана с оценкой квалификации финансового менеджмента компании, структуры управления. Принимаем, что эти аспекты хозяйственной деятельности корпорации не претерпевают изменений в течение осуществления инновационного проекта.

Вторая группа аргументов связана с влиянием коэффициента корреляции на эффективность хозяйственной деятельности. Фактор корреляции на региональном уровне отсутствует, т.е. снижение продаж в одном регионе не оказывает влияния на спрос в других регионах, если это не связано с авариями, получившими широкую огласку, например, взрыв нефтяного терминала, экологические катастрофы, связанные с розливом нефтепродуктов на суше или море. Однако из опыта можно утверждать, что даже такие крупные аварийные ситуации, происшедшие не по вине исполнителя, не оказывают сколь угодно значительного влияния на уровень спроса в других регионах.

Аналогичная ситуация прослеживается и на потребительском срезе сбытового рынка. При высокой степени диверсификации прежде всего по отраслям промышленности сводится к минимуму вероятность обмена негативной информацией между заказчиками. Следовательно, снижение продаж в одной отрасли не приводит к негативным изменениям спроса в остальных отраслях. Даже такие отрасли промышленности как нефтяная и газовая контролируются разными олигархическими группами, списки поставщиков которых носят закрытый характер.

Сколь угодно значительную корреляционную составляющую можно обнаружить на продуктовом срезе целевого рынка. Выпускаемое корпорацией оборудование верхнего и нижнего уровней жестко привязаны друг к другу единой картой обмена данных, количеством токовых выводов, едиными метрологическими параметрами. Тогда падение продаж оборудования верхнего уровня автоматически приводит к отсутствию спроса на приборы нижнего уровня и наоборот. Коэффициент корреляции между контроллерами и сигнализаторами близок к единице.

В сроки, определяемые длительностью осуществления инновационного проекта, снизить коэффициент корреляции можно следующим образом. Падение спроса на приборы нижнего и верхнего уровней происходит тогда, когда заказчик переориентирует свою приборную базу на импортное оборудование. Таким образом, если приборы нижнего уровня заказчик предпочитает импортного производства, то отечественный производитель должен перепрограммировать и сделать совместимыми свои приборы верхнего уровня с импортными. И наоборот, отечественный датчик или сигнализатор должен выдавать выходной сигнал, понятный оборудованию верхнего уровня таких фирм, как Siemens, Delta, Decimal, Nokia, SAAB. При готовом приборе такая модификация не требует особых затрат, особенно при налаженном на головном предприятии непрерывном инновационном процессе, направленном на прибор. Тогда коэффициент корреляции, связывающий приборы нижнего и верхнего уровней приблизится к нулевой отметке. Определим аргумент (b4) как товарный.

В практике заключения и выполнения внутренних контрактных обязательств, как правило, особый упор производится на сроки выполнения контрактных обязательств со стороны исполнителя путем наложения на последнего штрафных санкций. Обязанности заказчика по оплате контрактных обязательств штрафами не облагаются. Такая практика вызвала рост дебиторской задолженности не только в масштабах отдельных предприятий, но и по стране в целом. Это обстоятельство можно квалифицировать как отсутствие корреляции или зависимости между обязанностями исполнителя и заказчика при выполнении контрактных требований. При выходе на международный уровень возникает дополнительное требование фискальных органов, такое как валютный контроль, обязывающий исполнителя получить расчет по контракту в строго определенный срок. Таким образом фискальные органы устанавливают зависимость между исполнителем и заказчиком, хотя никакого воздействия исполнитель на заказчика оказать не может. В таких условиях исполнитель в состоянии выполнить контрактные обязательства только после получения 100% предоплаты, что не всегда возможно и в конечном итоге может привести к потере заказчика и валютной выручки, что в условиях РФ фискальные органы не интересует.

Ликвидировать корреляцию между фактом выполнения заказа и его оплатой исполнитель в состоянии путем дробления заказа на такие составляющие, небольшие партии готового продукта, за которые заказчик в состоянии осуществить 100% предоплату, что обнуляет корреляционный коэффициент. Такой аргумент (b5) существенно снижающий внутрифирменные риски определяется как международный.

В практике расширения поставок измерительного оборудования часто приходится сталкиваться с проблемой роста отказов оборудова-

ния в связи с изменением климатики зон поставок готового продукта. Изучение статистики отказов показывает, что, например, в холодных

t < 50°Г

климатических зонах растрескиваются связующие компоненты элементов электронных плат при1 ^ w ^ . Жаркие климатические зоны,

t > 50°Г

где ^^ ' , приводят к плавлению этих же структур электронных компонентов. Влажный климат приводит к отказам оборудования

в связи с недостаточной герметизацией корпусов. Таким образом, имеется четкая корреляционная зависимость между параметрами климатических зон и статистикой отказов поставляемого оборудования.

Наиболее прямым путем ликвидации корреляционной составляющей является адаптация характеристик готового продукта к каждой климатической зоне. Однако этот подход подразумевает значительное расширение типов выпускаемой продукции и значительные издержки на расширение списка дополнительной комплектации. Выходом из данной ситуации явилось изготовление электронных плат на основе импортной микропроцессорной техники в исполнении «Military», используемых военными ведомствами США (Pentagon) только в военных целях, способных функционировать в условиях различных климатических зон.

Такая модификация привела к удорожанию комплекта оборудования от 5% до 10%, и в тоже время избавила отечественного производителя от издержек на осуществление многочисленных модификаций в связи с обширным спектром погодных условий на территории Российской Федерации. Тогда аргумент (b6), значительно снижающий внутрифирменные риски в связи с отсутствием корреляции между модификациями выпускаемого оборудования и климатическими условиями мест их монтажа на объектах заказчика определим как «климатический».

На рисунке 2 изображена иерархическая схема управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации. Управление экономической эффективностью носит временной характер, парирует возмущения длительностью до месяца и действует продолжительностью до полугода, в связи с привязкой к отчетным периодам. В результате управления экономической эффективностью общая капитализация корпорации не изменяется, т.к. за периодом инвестиционной активности следует период релаксации или восстановления искаженного баланса.

Управление внутрифирменными рисками затрагивает вопросы коррекции параметров выпускаемой продукции, поиск новых секторов рынка в региональных и отраслевых аспектах. Такой процесс дает результат не ранее, чем через полгода. Управление функцией В(К) более инертно, чем функцией А^). Однако, эффект от управления внутрифирменными рисками В(К) носит плавно возрастающий характер в плане роста инвестиционного потенциала и проявляется сразу после завершения действия роста экономической эффективности. В то же время, управление концентрацией и корреляцией непрерывно повышает общую капитализацию корпорации, т.к. связано с поиском новых ниш рынка сбыта и перспективных видов выпускаемой продукции.

Рисунок 2 отражает также общую схему управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации. Внизу в виде аргументов (ai) и (h) определены органы управления, т.е. те функции, которые способны влиять на конечную величину инвестиционного потенциала (П). Эта схема представляет собой внутренний контур системы управления инвестиционными потоками (СУИП) промышленной корпорации [7]. Внутренний контур СУИП подключается при ожидаемом одиночном внешнем возмущающем воздействии.

Алгоритм принятия решений на внутреннем контуре следующий:

1. Определение величины естественного роста инвестиционного потенциала головного предприятия к моменту возникновения возмущающего воздействия;

2. Если естественного прироста инвестиционного потенциала недостаточно, определяется его дефицит;

3. Подключается внутренний контур СУИП в плане роста суммарной экономической эффективности функции А^) к моменту возникновения возмущающего воздействия;

4. Одновременно подключается функция управления внутрифирменными рисками В(Ь) с целью восстановления финансовой структуры головного предприятия после окончания действия функции А^);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Парирование возмущения;

6. Восстановление искаженной финансовой структуры, в том числе, при помощи функции В(К);

7. Обеспечение роста общей капитализации промышленной корпорации за счет управления параметрами концентрации и корреляции;

8. Ожидание нового возмущающего воздействия.

Таким образом, для управления и поддержания стабильного уровня инвестиционного потенциала промышленной корпорации управление внутрифирменными рисками должно осуществляться непрерывно, функция В(Ь), а необходимость в управлении экономической эффективностью А^) возникает в момент появления негативного внешнего возмущающего одиночного воздействия.

Приведенные ранее группы аргументов, влияющие на повышение инвестиционного потенциала головного предприятия, имеют

Рис. 2 - Иерархия управления инвестиционным потенциалом промышленной корпорации

значительную степень роста капитализации во времени, а также различные характеристики инертности привлечения. Очевидно, что наименьшую степень привлечения в инвестиционный процесс имеют аргументы функции А(а.), т.к. последствия управления функцией B(bj) ощущаются не ранее, чем через полгода. Степень капитализации у аргументов функции B(h) выше, чем у аргументов функции А(а.) в связи с тем, что функция B(h) обладает свойством непрерывного роста, а функция А(а.) требует периодов релаксации. Эти обстоятельства диктуют необходимость пополнения основных инвестиционных потоков за счет управления функцией А(а), а потоков хеджирования за счет управления функцией B(bj) вследствие того, что повышенный расход ресурсов основных инвестиционных потоков в случае возникновения внешних воздействий носит сиюминутный характер, а возникновение рисковых непредвиденных ситуаций характерно через несколько кварталов в связи с ростом во времени характеристик неопределенности поведения внешней среды.

Среди аргументов функции А(а) наименьшей инертностью привлечения обладает группа аргументов повышения доходности, результат управления которыми проявляется сразу же после, например, реализации партии готового продукта периферийным внутрикорпоративным производственным предприятиям, аргумент (а3). Результат управления аргументами группы снижения издержек проявляется после подведения итогов отчетного периода. Исходя из этой логики примем, что пиковый инвестиционный поток, предназначенный для гашения авансовых и расчетных платежей, пополняется финансовыми ресурсами группы аргументов доходности, а прямой финансовый поток, предназначенный для покрытия текущих расходов согласно бюджета инновационного проекта, пополняется финансовыми ресурсами группы аргументов снижения издержек.

Среди аргументов функции B(bj) наибольшей капитализацией обладает группа аргументов уменьшающих коэффициент концентрации в связи со значительным расширением географических, отраслевых и продуктовых секторов целевого рынка сбыта. Меньшей степенью капитализации характеризуется группа аргументов отвечающих за уменьшение коэффициента корреляции, т.к. влияет на уменьшение возможных потерь, возникающих в связи с падением спроса на один из взаимозависимых компонентов готового продукта. Исходя из этой логики примем, что резервный инвестиционный поток, отвечающий за коррекцию последствий изменения макроэкономических показателей внешней среды, как наиболее капиталоемкий, пополняется за счет группы аргументов снижения коэффициента концентрации. А рисковый инвестиционный поток, отвечающий за ликвидацию последствий, например проектных ошибок предыдущих периодов, подпитывается за счет финансового ресурса группы аргументов снижения коэффициента корреляции.

Литература:

1. Белов Г.В., Белова Г.Б. Товары и услуги на потребительском рынке. М: Изд-во «ИКЦ «Академкнига»», 2003.

2. Булычева Г.В., Демшин В.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий. Учебное пособие. М: Изд-во «Финансовой академии», 1999.

3. Валинурова Л.С., Эффективное управление инвестиционными процессами современной экономики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М: БАГСУ, 2004.

4. Гукова А.В., Егоров А.Ю. Инвестиционный капитал предприятия. М: Изд-во «Кнорус», 2006.

5. Егорова Е.А., Сафронова А.А., Сельсков А.В. Управление инновационными проектами промышленной корпорации: инвестиционный аспект. - М.: Издательство «Палеотип», 2007

6. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М: Изд-во «Наука», 2002.

7. Сельсков А.В. Система управления инвестиционными потоками промышленной корпорации. М.: Изд-во «Палеотип», 2006.

УДК 339.972

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Абрамян А.А., аспирант Института государственной службы и управления, кафедра «Государственного регулирования экономики»,

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,

e-mail: abrahak@gmail.com

В данной статье рассмотрены конкурентные преимущества, которые имеются в Республике Армения для развития туристической индустрии. Проанализированы имеющиеся проблемы, снижающие конкурентоспособность отрасли, связанные с транспортной доступностью и инфраструктурой, квалифицированностью кадров и их подготовкой, нормативной базой, гостиничными хозяйствами. Выявлены и другие проблемы отрасли, такие как ярко выраженная сезонность, недостаточный уровень маркетинговой поддержки и узнаваемости. Даны рекомендации по формированию устойчивых конкурентных преимуществ туристической индустрии Армении для дальнейшего увеличения количества посещений в Армению.

Ключевые слова: Республика Армения, туризм, конкурентные преимущества, проблемы отрасли, рекомендации по повышению конкурентоспособности.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE TOURISM INDUSTRY OF

THE REPUBLIC OF ARMENIA

Abramyan A., the post-graduated student, Institute of Public Administration and Management, State regulation of the economy chair, FSEIHPE «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», e-mail: abrahak@gmail.com

In this article factors of tourism attractiveness of Armenia are considered. After the current problems of the industry, related to accessibility and transport infrastructure, qualifications of the stqff and their training, regulatory system, hotel industry are analyzed. Some other problems are also found out, such as high seasonality, insufficient level of marketing activities and information about the country. In the article it is given recommendations of overcoming those issues for improving tourism attractiveness of Armenia and making it more approachable for the later increase of the numbers of arrivals to the country and for creating and sustaining sustainable competitive advantages of the given industry.

Keywords: Armenia, tourism, development factors, problems of the sector, recommendations of overcoming the problems.

В современной мировой экономике постоянно и устойчиво растет значение туристической индустрии, которая является также мощным стимулом развития многих других отраслей экономики. По статистическим данным Всемирной туристской организации ООН

(ЮНВТО)1 к концу 2013 г. на долю туризма приходится 9% мирового ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), 6% всего мирового экспорта (около 1.4 триллиона USD) или 29% всего мирового экспорта услуг; он с учетом сопряженных отраслей обеспечивает около

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.