налогообложения, создание системы конкурсного возвратного финансирования инновационных проектов на долевой основе.
Поэтому во избежание нерационального использования и прямого расхищения бюд-
жетных средств целесообразно объединить многочисленные "некоммерческие" фонды в единую систему под контролем федеральной и региональных администраций инновационного бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2008 год. (Выпуск 15)-Астрахань. ГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Волга" Администрации Астраханской области. ББК 65.9 (2Р-4 Астр). С. 692.
2. Социально-экономические проблемы устойчивого развития региональных агропродовольственных систем в переходной экономике: Материалы научных чтений, посвященных 80-летию первого директора ИагП РАН В.Б. Островского (Островские чтения 2004). Саратов: ИАгПРАН, 2004. 217 с.
3. Финансовая политика России: учебное пособие / Под ред. Ф59 Р.А. Набиева, Г.А. Такта-рова. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с. 1.
Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2008 год. (Выпуск 15)-Астрахань. ГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Волга" Администрации Астраханской области. ББК 65.9 (2Р-4 Астр). С. 692.
2. Социально-экономические проблемы устойчивого развития региональных агропродовольственных систем в переходной экономике: Материалы научных чтений, посвященных 80-летию первого директора ИагП РАН В.Б. Островского (Островские чтения 2004). Саратов: ИАгПРАН, 2004. 217 с.
3. Финансовая политика России: учебное пособие / Под ред. Ф59 Р.А. Набиева, Г. А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.
УДК 621.45:585.14
Оганян М. А.
Управление инвестиционным климатом на основе определения неоднородности регионов
Инвестиционный климат регионов различен и базируется на неоднородности социально-экономического развития регионов. Формирование гармоничного инвестиционного поля является одной из задач экономического развития на федеральном уровне. Таким образом, проблемы сглаживания инвестиционной неоднородности являются приоритетными. Они могут найти свое решение через построение системы управления инвестиционным климатом с помощью механизма сглаживания неоднородности инвестиционной составляющей развития регионов.
Однако повышение уровня инвестиционного сглаживания между регионами не должно осуществляться обособленно от решения проблем по другим направлениям их развития, таких как промышленная политика, социальная, инновационная, фискальная и другие ее виды. При этом важным является максимальное согласование целей и задач, а также инструментов реализации и контроля за осуществлением мероприятий в рамках данных направлений.
В связи с этим возникает необходимость определения места и роли политики инвестиционного сглаживания в общей политике регионального развития, а также определение механизма координации и согласования интересов, достигаемых в рамках стратегии инвестиционного сглаживания, с другими стратегическими направлениями развития.
Таким образом, дальнейшее исследование будет построено на изложении и доказательстве следующих положений:
— во-первых, существующая федеральная политика в отношении регионов должна быть ориентирована на их социально-экономическое сближение, вследствие этого нами будут определены предпосылки и причины такого сближения, а также необходимость его осуществления;
— во-вторых, одной из важных составляющих политики социально-экономического сближения регионов является политика инвестиционного сглаживания, которая ориентирована на сбалансирование инвестиционного климата регионов
страны; с этой целью нами будет определен механизм определения приоритетности инвестиционного выравнивания среди других направлений развития;
- в-третъих, будет разработана методология формирования стратегии инвестиционного сглаживания регионов, как на самом региональном уровне, так и на уровне федерального центра. Это позволит в зависимости от уровня "инвестиционной отсталости" региона и на основе существующих региональных конкурентных преимуществ выработать региональную инвестиционную стратегию.
Таким образом, раскрытие данных положений позволит уточнить направления разработки научно-методического инструментария инвестиционного сглаживания регионов.
Активным участником сглаживания неоднородности развития регионов, по мнению большинства современных авторов, должно стать местное самоуправление, являющееся необходимым и важным элементом в системе федеративных отношений, включая и их экономический механизм. Совершенствование системы институтов местного самоуправления (включая и их экономическую базу в виде системы местных финансов и муниципальной собственности) должно быть направлено на укрепление и модернизацию социально-экономических отношений и повышение эффективности управления конкретным регионом в соответствии с выбранными критериями.
Здесь следует указать на недопустимо высокую степень различия в экономическом развитии на внутрирегиональном уровне, когда следует говорить не о разнообразии форм и методов управления на муниципальном уровне, а об имеющемся и используемом экономическом потенциале в одних муниципальных образованиях и развитии кризисной ситуации или формировании локалитетов отсталости на территории других муниципальных образований.
Концепция сглаживания неоднородности развития регионов предполагает возможность формирования и использования в регионах России многообразных форм организации местного самоуправления (и территориального управления в целом), накопление на местах уникального опыта деятельности этих систем управления и развития их экономической базы. Универсальная модель организации местного самоуправления невозможна в условиях крайнего многообразия географических, экономических, социальных, национально-этнических и иных особенностей, при-
сущих субъектам Российской Федерации. Однако возможно формирование единых концептуальных основ, определяющих границы и формы действия регулирующих механизмов для различных территорий на основе их типологии.
Сглаживание неоднородности развития регионов направлено на преодоление присущих России негативных традиций, связанных с кажущейся неисчерпаемостью и бесконечностью восполняе-мости естественных ресурсов, — традиций расточительности, экологической безответственности, неэффективности хозяйствования, задержки актуализации инноваций и т. п.
Сам процесс сглаживания неоднородности развития регионов, безусловно, включает формирование соответствующих институтов: реформирования и "воспитания" региональных элит, обладающих достаточным уровнем квалификации и социальной ответственности, создания различных форм общественных и административных объединений и организаций, позволяющих находить и согласовывать вектор поступательного движения преобразований в регионе. Однако в настоящем исследовании в первую очередь будут рассмотрены экономические аспекты сглаживания неоднородности развития регионов, т. к. именно экономическое обоснование критериев, механизмов, форм, методов и инструментов сглаживания неоднородности развития регионов создает методологическую основу для административных, институциональных, правовых и иных преобразований.
Сглаживание неоднородности развития регионов должно быть направлено на воплощение в практике государственного управления современной концепции региона и учет основных закономерностей и тенденций развития мировой экономической системы. Теоретическое осмысление различных аспектов глобализации в настоящее время имеет существенное значение для эволюции экономической науки.
Но пока имеет место лишь некоторое накопление идей и информации о глобализации, общественное сознание и практика государственного регулирования регионального развития оказались более консервативными, чем динамичная хозяйственная практика. Современный этап интенсивного накопления информации о глобализации является периодом выработки парадигмы геоэкономики, выбора стратегии и идеологии развития страны в глобальном и противоречивом мировом пространстве. Концепция сглаживания неоднородности развития регионов призвана создать новые
методологические возможности регионального анализа на базе выявления новых движущих сил и закономерностей регионализации как одного из основных направлений формирования глобальных мировых тенденций1.
Таким образом, мы вправе говорить о необходимости повышения управляемости процессов социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации, об осознании потребности перехода на новую модель (стратегию) территориального развития страны. В этом смысле концепция сглаживания неоднородности развития регионов призвана конкретизировать концептуальные подходы к проблеме обеспечения устойчивого развития применительно к условиям страны с трансформирующейся экономической и федеративной системами, дополнить их более углубленным анализом важнейших социально-экономических и институциональных процессов на региональном уровне в контексте общечеловеческих проблем.
Важным аспектом разработки основ сглаживания неоднородности развития регионов является создание условий неразрушительного соединения экономики и федерализма. Реализация поставленной задачи заложит основу для укрепления российского федерализма и разработки регламентированных механизмов и процедур государственного регулирования территориального развития. Концептуальные и методологические основы сглаживания неоднородности развития регионов позволят обосновать необходимость укрупнения регионов не с позиций характера процесса, а с позиций конечной цели в сочетании с принципами эффективного отраслевого и территориального управления. Достижение конкретного измеримого экономического или социального эффекта в процессе сглаживания неоднородности развития регионов, безусловно, позволит найти целесообразную траекторию движения по пути совершенствования федеративных отношений.
Важнейшим ресурсом и условием сглаживания неоднородности развития регионов является создание стратегических механизмов взаимодействия субъектов регионального развития, институтов сглаживания неоднородности развития регионов и проектных методов реализации региональной экономической политики на основе концептуаль-
1 Архипов А.Ю. Экономическая модернизация
России: макроэкономическая динамика и региональ-
ное развитие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
ных и методологических подходов к сглаживанию неоднородности развития регионов.
Разработка концепции регионосозидания в соответствии с вышеизложенными положениями направлена на развитие методологии региональной экономики, т. к. воплощает современную парадигму региона с позиций обеспечения управляемого, устойчивого социально-экономического развития в пространственном и отраслевом аспектах в контексте глобализации.
Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Поэтому вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность (дифференциация) экономического пространства, имеет важное значение с различных точек зрения.
Тем не менее, факт, что усиление неоднородности является препятствием социально-экономическому развитию страны, а ее уменьшение - наоборот, идет во благо, не вызывает сомнения. В доказательство данному факту приведем причины, вследствие которых необходимо уменьшение дифференциации между регионами (2):
Увеличение пространственной неоднородности:
— ослабляет регулирующую роль государства, что выражается в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов;
— затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка;
— увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, ослабления общества и государства.
Уменьшение пространственной неоднородности:
— создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, для гармонизации социально-экономических преобразований;
— ускоряет осуществление различного рода социальных и экономических национальных проектов и программ;
— усиливает возможность регионов самостоятельно выбирать направление своего социально-экономического развития, ориентируясь на "управление на местах", что убыстряет реализацию региональных реформ.
Анализ научных изданий, посвященных проблеме неоднородности экономического пространства России, показал, что ее возникновение обусловлено рядом причин.
К примеру, профессор Исляев Р.А.2 заявляет, что главной причиной кризисного состояния территориальной организации общества (ТОО) в Российской Федерации следует признать тот факт, что сложившаяся в советский период монополия министерств и ведомств на принятие решений (под флагом реализации общенародных интересов), привела к возникновению ТОО определенного типа, при котором само пространство как уникальный фактор развития было сведено к утилитарно понимаемому ресурсу, к тому же плохо осваиваемому. Среди причин он в дополнение выделяет: сохранение прежних стереотипов в отношении к территориальной организации общества; отсутствие новой, построенной на результатах фундаментальных исследований теории ТОО, соответствующей потребностям реального реформирования России в соответствии с ее национальными интересами.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г. "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" указывается следующее: "усиление дифференциации регионов связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром...".
Профессор Гранберг А.Г.3, специализирующийся на региональной экономике, среди причин неоднородности регионов выделял прежде всего две: во-первых, действием рыночной конкурен-
2 Территориальная организация общества в современной России: причины кризиса и проблемы обновления // Проблемы современной экономики, 2004. № 1.
3 Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 495 с.
ции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти, и, во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства и фактическим неравенством субъектов федерации в экономических отношениях с центром.
Этому вопросу были посвящены и многие другие труды, среди которых следует отметить4. Тем не менее, рассматриваемые в данных трудах предпосылки усиления неоднородности схожи с вышеперечисленными, в связи с чем нет необходимости более подробно останавливаться на данном вопросе.
В том, что проблему неоднородности социально-экономического положения и развития регионов необходимо решать, сомнений нет. С этим связано появление уже упоминавшейся выше Программы социально-экономического развития РФ, разрабатываемой Министерством экономического развития под контролем Правительства, в рамках которой предложен план развития страны до 2010 года5. Среди направлений данной Программы есть и вопросы, касающиеся территориального развития России и снижения региональной неоднородности. Однако каким конкретно образом будут осуществляться предлагаемые мероприятия, данная Программа не предусматривает.
Тем не менее, данная Программа подтверждает тот факт, что перелом негативных тенденций и устойчивая прогрессивная эволюция экономического пространства могут осуществляться только под воздействием консолидированной политики государства и конструктивных сил общества. Для этого требуется разработать стратегию территориального социально-экономического развития, рассчитанную как минимум на первую четверть XXI в.
Столь значительный временной горизонт для стратегии необходим потому, что он должен вместить в себя три этапа:
4 Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики, 2001. № 9. С. 15.
Гусева К.Н. Прогнозные оценки динамики регионального инвестиционного климата России. М.: Наука, 2006. 389 с.
5 Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (принят Государственной Думой 23 июня 1995г., подписан Президентом Российской Федерации 20 июля 1995г № 115-ФЗ).
1) завершение переходного периода;
2) осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования и здравоохранения, природопользования и экологии;
3) выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.
Стратегия должна ориентироваться на использование преимуществ регионального многообразия и межрегиональной интеграции, гармонию интересов региональных социумов, реализацию
принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.
Таким образом, необходимо отметить, что инвестиционный климат регионов различен и базируется на неоднородности социально-экономического развития регионов. Поэтому проблемы сглаживания инвестиционной неоднородности являются одними из важнейших и могут найти свое решение посредством формирования системы управления инвестиционным климатом на основе механизма сглаживания неоднородности инвестиционной компоненты развития регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.
2. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики, 2001. № 9. С. 15.
3. Гусева К.Н. Прогнозные оценки динамики регионального инвестиционного климата России. М.: Наука, 2006. 389 с.
4. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (принят Государственной Думой 23 июня 1995г., подписан Президентом Российской Федерации 20 июля 1995г. № 115-ФЗ)
5. Архипов А.Ю. Экономическая модернизация России: макроэкономическая динамика и региональное развитие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
УДК 621.45:338
Петров Д. М., Ющенко А.Л.
Особенности управления инновационной деятельностью картографического предприятия
В настоящее время вопросы управления инновационной деятельностью предприятия становятся все более актуальными в теоретическом аспекте и все более востребованными в практических направлениях ее реализации. Данным вопросам в современной литературе посвящено значительное количество работ, однако, как показали проведенные автором исследования, применительно к картографическим предприятиям особенности управления инновационной деятельностью изложены весьма ограничено. Это происходит невзирая на то, что в Российской Федерации существует достаточно много картографических предприятий и организаций занимающиеся картографическими работами в той или иной степени.
Основой любого картографического производства является технология создания карт (1). В настоящее время в связи с ростом потребностей экономических субъектов различного уровня иерархии повышается спрос на продукцию и
услуги, в том числе и картографического производства. Повышаются также требования к качеству выпускаемой продукции, усиливается конкуренция между производителями продукции (услуг). В таких условиях любое предприятие должно постоянно совершенствовать свою работу, технологию производства, производимую продукцию и услуги.
Основой совершенствования технологии, продукции, услуг в современных условиях является инновационная деятельность (2). К инновационной деятельности на картографическом предприятии можно отнести мероприятия, связанные с созданием нового продукта (услуги) или его совершенствованием, разработки новой технологии производства имеющихся карт или совершенствованием существующих технологий создания карт с целью повышения качества картографической продукции (услуги), снижения затрат на ее производство для повышения удовлетворения потреби-