1) завершение переходного периода;
2) осуществление крупных программ, способных привести к качественным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, образования и здравоохранения, природопользования и экологии;
3) выход, по крайней мере, большинства регионов на траекторию устойчивого развития.
Стратегия должна ориентироваться на использование преимуществ регионального многообразия и межрегиональной интеграции, гармонию интересов региональных социумов, реализацию
принципа равных возможностей для всех граждан независимо от их места жительства.
Таким образом, необходимо отметить, что инвестиционный климат регионов различен и базируется на неоднородности социально-экономического развития регионов. Поэтому проблемы сглаживания инвестиционной неоднородности являются одними из важнейших и могут найти свое решение посредством формирования системы управления инвестиционным климатом на основе механизма сглаживания неоднородности инвестиционной компоненты развития регионов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.
2. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики, 2001. № 9. С. 15.
3. Гусева К.Н. Прогнозные оценки динамики регионального инвестиционного климата России. М.: Наука, 2006. 389 с.
4. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (принят Государственной Думой 23 июня 1995г., подписан Президентом Российской Федерации 20 июля 1995г. № 115-ФЗ)
5. Архипов А.Ю. Экономическая модернизация России: макроэкономическая динамика и региональное развитие. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006.
УДК 621.45:338
Петров Д. М., Ющенко А.Л.
Особенности управления инновационной деятельностью картографического предприятия
В настоящее время вопросы управления инновационной деятельностью предприятия становятся все более актуальными в теоретическом аспекте и все более востребованными в практических направлениях ее реализации. Данным вопросам в современной литературе посвящено значительное количество работ, однако, как показали проведенные автором исследования, применительно к картографическим предприятиям особенности управления инновационной деятельностью изложены весьма ограничено. Это происходит невзирая на то, что в Российской Федерации существует достаточно много картографических предприятий и организаций занимающиеся картографическими работами в той или иной степени.
Основой любого картографического производства является технология создания карт (1). В настоящее время в связи с ростом потребностей экономических субъектов различного уровня иерархии повышается спрос на продукцию и
услуги, в том числе и картографического производства. Повышаются также требования к качеству выпускаемой продукции, усиливается конкуренция между производителями продукции (услуг). В таких условиях любое предприятие должно постоянно совершенствовать свою работу, технологию производства, производимую продукцию и услуги.
Основой совершенствования технологии, продукции, услуг в современных условиях является инновационная деятельность (2). К инновационной деятельности на картографическом предприятии можно отнести мероприятия, связанные с созданием нового продукта (услуги) или его совершенствованием, разработки новой технологии производства имеющихся карт или совершенствованием существующих технологий создания карт с целью повышения качества картографической продукции (услуги), снижения затрат на ее производство для повышения удовлетворения потреби-
теля и, как следствие, повышения объема продаж и увеличения получаемой прибыли (3).
На сегодняшний день основными направлениями инновационной деятельности на картографическом предприятии являются:
— совершенствование технологии создания и издания карт,
— совершенствование существующих карт различного вида, повышение их качества,
— разработки новых видов картографической продукции,
— совершенствование сырья и материалов применяемых для создания и издания карт различного вида,
— совершенствование системы управления картографического предприятия,
— совершенствование системы сбыта картографической продукции,
— совершенствование системы управления качеством.
Инновационная деятельность на картографическом предприятии по реализации указанных направлений включает:
— проведение исследований по разработке концепции создания новых видов картографической продукции, совершенствования существующих, разработке новых технологий создания карт, внедрения новых технических средств;
— проектирование нового вида картографической продукции, новой технологии, внедрения новых технических средств;
— проектирование новых видов программно-аппаратных средств, нового специализированного программного обеспечения, совершенствование существующего специализированного программного обеспечения для создания карт;
— разработку образцов новых видов картографической продукции, проведение испытаний, выполнение экспериментальных работ по новой технологии создания карт, с выполнение технологических операций на новых технических средствах, создание карт с использованием новых программных средств;
— разработку редакционно-технологической документации по созданию нового вида картографической продукции, разработку технологической документации по эксплуатации новой технологии или внедрению новой техники;
— выполнение комплекса организационно-технических и экономических мероприятий по внедрению выпуска новых видов картографической продукции, технологии создания карт, новых технических средств, связанных с подготовкой персонала и т. д.
Исследовательская составляющая инновационной деятельности в картографии включает два основных вида: фундаментальные и прикладные исследования.
Фундаментальные исследования связаны с разработкой новых видов государственной картографической продукции и совершенствованием существующей. Выполняются, как правило, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, по заказу государственных органов управления. Прикладные исследования выполняются картографическими предприятиями самостоятельно, либо отраслевыми НИИ по их заказу, если это не связано с работами, выполняемыми по государственному заказу.
Фундаментальные исследования направлены на повышение потребительских свойств государственных карт, таких как математическая и геодезическая основа, точность, информативность, достоверность.
Прикладные исследования, прежде всего, ориентированы на потребности рынка. Они направлены, как правило, на решение конкретных проблем, связанных с совершенствованием технологии создания карт различного вида, совершенствованием технических средств производства, программно-аппаратного обеспечения, разработкой, совершенствованием и коммерциализацией товаров широкого потребления, выпускаемых самостоятельно картографическим предприятием. В рамках прикладных исследований осуществляется анализ работы других производителей картографической продукции по сегментам рынка, обобщение их опыта, проведение маркетинговых исследований с целью определения рыночной конъюнктуры.
Опытно-конструкторские разработки связанные с совершенствованием государственных карт создаваемых по государственному заказу, как правило, на картографических предприятиях не проводятся, так как связаны с достаточно большими затратами на их проведение. Картографические предприятия могут лишь принимать участие в их проведении с целью предоставления информации об их качестве, технологичности и стоимости для отраслевого НИИ. Прикладные ОКР, связанные с созданием новых видов картографической продукции, с целью расширения доли рынка, совершенствованием специализированного программного обеспечения, аппаратных средств выполняются картографическим предприятием самостоятельно, либо специализированной фирмой по его заказу.
Наиболее сложной и важной для картографического производства является редакционно-тех-нологическая подготовка производства.
Редакционная подготовка картографического производства заключается в проведении редакци-онно-подготовительных работ направленных на разработку редакционных документов по созданию карты или иной картографической продукции и включает комплекс мероприятий:
— изучение района картографирования,
— подбор исходного картографического материала,
— изучение и анализ имеющегося картографического материала на район работ,
— разработка редакционных указаний по созданию картографической продукции,
— разработка технологии создания картографической продукции,
— создание экспериментального образца картографической продукции,
— подбор и подготовка персонала для выполнения работ.
Технологическая подготовка картографического производства заключается в подготовке производства к выпуску нового вида картографической продукции и включает следующие этапы:
— доработка специализированного программного обеспечения,
— создание и доработка классификаторов картографической информации,
— распределение этапов создания между производственными подразделениями,
— разработка маршрутно-технологических карт,
— разработка технологического плана издания,
— определение необходимых материальных ресурсов и расчет потребности в материалах,
— расчет норм времени на выполнение технологических операций.
В связи с тем, что картографическое предприятие по своей сущности является промышленным предприятием и в нем, как правило, отсутствуют специализированные подразделения, предназначенные для проведения исследований, то выполнение исследований реализуется через специализированные технологические и функциональные подразделения (отдел технической редакции, отделение редакционно-подготовительных работ, технологическая лаборатория, отдел маркетинга) соответствующих производств картографического предприятия. Специалисты данных подразделений в соответствии с указаниями главного инженера выполняют работу по анализу технологии, выполнению экспериментальных работ по созданию новых видов картографической продукции, отработке отдельных технологических процессов,
проведению маркетинговых исследований и др. Организационная деятельность по управлению инновационными процессами на картографическом предприятии, как правило, возложена на заместителя руководителя предприятия - главного инженера. Управление инновационными процессами заместитель руководителя предприятия - главный инженер осуществляет посредством организационной структуры системы управления картографического предприятия. Собственно управление инновационной деятельностью реализуется через два совета картографического предприятия: редак-ционно-издательский и научно-технический. В состав этих отделов входят руководители и ведущие специалисты технологических и функциональных подразделений.
Данные советы реализуют свои функции на основании действующих положений, утвержденных руководителем картографического предприятия. Основной функцией редакционно-издательского совета является разработка новой продукции и ее утверждение к производству. Научно-технический совет реализует функции анализа существующих технологий на предмет их соответствия внешним условиям по качеству, материалоемкости, затратности и т.д., определения направления их совершенствования, утверждения новых технологических операций для внедрения их в производство и т.д.
На современном этапе развития картографического производства роль инноваций в производственной деятельности существенно возросла. Связано это с тем, что происходит смена технологий, переход от аналоговых технологий к цифровым. Изменяется принципиальный подход к созданию картографической информации о местности. Так за прошедший период, начиная с 70-х годов, шло накопление цифровой картографической информации о местности (ЦКИ). В настоящее время стоит вопрос об ее широком использовании. Но поскольку создание и хранение ЦКИ осуществлялось в самых различных форматах хранения, актуализация своевременно не проводилась и вопрос ее широкого использовании остается открытым. Каждое картографическое предприятие решает эту задачу самостоятельно и роль инноваций в решении данного вопроса значительна, так как использование уже созданной ЦКИ для создания других картографических произведений позволит существенно сократить временные затраты на создание новой картографической продукции и, соответственно, увеличить прибыль картографического производства.
Таким образом, специфика продукции и услуг картографического предприятия обусловливают особенности управления его инновационной деятельностью, в том числе используе-
мыми направлениями, способами организации проведения научных исследований, а также построением организационной структуры управления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максудова Л.Г. и др. Экономика картографичес- 2002. 693 с.
кого производства. М.: Недра, 1991. 133 с. 3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент.
2. Раицкии К.А. Экономика предприятия. М.: СПб, Питер. 2003. 367 с.