Научная статья на тему 'Управление качеством продукции на картографическом предприятии'

Управление качеством продукции на картографическом предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДУКЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СЛУЖБА КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров Дмитрий Михайлович

В статье показано, что процесс управления качеством продукции картографического предприятия в современных условиях должен осуществляться в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством (TQM). Для ее реализации предложены система управления качеством продукции и структура службы качества предприятия.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause it is shown, that managerial process by quality of production of the cartographical enterprise in modern conditions should be carried out according to the concept of general quality management (TQM). For its realization the control system of quality of production and structure of service of quality of the enterprise are offered

Текст научной работы на тему «Управление качеством продукции на картографическом предприятии»

Согласно представленным данным, при одновременном росте стоимости реального имущества предприятий за счет увеличения запасов готовой продукции и размера дебиторской задолженности, величина интеллектуального капитала крупнейших металлургических компаний с использование предложенного метода по состоянию на конец 3 квартала 2008 года оказалась отрицательной величиной. Данное обстоятельство имеет логическое объяснение: в условиях финансового кризиса интеллектуальный капитал, способный приносит предприятию доход "потерял" значительную часть своей реальной стоимости.

Следует подчеркнуть, что метод расчета интеллектуального капитала промышленного предприятия с помощью капитализации рынка имеет существенный недостаток: его результаты подвержены влиянию такого значимого фактора, как "спекуляция на рынке ценных бумаг". В этом случае, оценка нематериальных активов и интеллектуального капитала организации может быть существенно завышена. Однако, указанным недостатком можно пренебречь, поскольку спекулятивную составляющую в капитализации известных компаний можно вычислить, использую статистические данные за определенный период, используемый в расчетах.

В условиях глобального финансового кризиса и нарастания проблем с ликвидностью, рыночная оценка ценных бумаг начинает снижаться, что приводит, соответственно, к более реальному

отражению стоимости нематериальных активов промышленных предприятий.

По мнению биржевых аналитиков [2], при улучшении экономической ситуации на российском и мировых рынках металлопродукции, стоимостная оценка ценных бумаг металлургических предприятий будет повышаться, что, естественно, скажется на стоимостной оценке их гудвилла и клиентского капитала.

Необходимо отметить, что предоставление информации о величине интеллектуального капитала любого экономического субъекта и его изменениях в условиях формирования глобальной "экономики знаний" является весьма актуальным. Указанные данные должны находить отражение как в пояснительной записке к публичной годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, так и нефинансовой (социальной) отчетности, позволяя потенциальным инвесторам получить реальное представление о стоимости интересующего их бизнеса.

В целом, используя допущение, что стоимостная оценка корпоративной культуры и организационного капитала является относительно стабильной величиной, и может быть определена по текущим расходам на их формирование, формулу (2), целесообразно использовать для упрощенной стоимостной оценку потребительского (клиентского) капитала организации, являющегося ключевым индикатором всей финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. Учебное пособие. М.: Международная академия

оценки и консалтинга, 2006. 400 с.

2. Оценка геополитической и экономической ситуации // http://www.investtrust.ru/analytics/geo/21/.

УДК 658.114:338.3

Петров Д. М.

Управление качеством продукции на картографическом предприятии

Управление качеством на картографическом предприятии является одним из важнейших видов его деятельности и основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности продукции или услуг.

Также управление качеством является составляющей частью общего менеджмента картографического предприятия. Концепция всеобщего управления качеством (TQM) предполагает, что в создании качественного продукта, применитель-

но к предприятию, участвует весь персонал, а не только руководители, инженеры, специалисты по качеству.

Процесс управления качеством в общем виде состоит из выполнения мероприятий по повышению качества продукции на следующих этапах:

— маркетинговое исследование рынка картографической продукции, определение уровня качества картографической продукции представленной на рынке региона, сбор, систематизация и анализ требований покупателей к продукции (по видам);

— прогнозирование развития рынка картографической продукции;

— планирование качества;

— разработка внутренних стандартов картографического предприятия;

— планирование уровня качества картографической продукции;

— проектирование качества вновь создаваемой картографической продукции в процессе разработки редакционных указаний, редакционно-технических указаний, редакционных планов на изготовление картографической продукции;

— разработка (создание) образцов картографической продукции, оценка качества созданных образцов;

— входной контроль исходных картографических материалов;

— входной контроль расходных материалов;

— подготовка исполнителей к выполнению специальных работ по созданию картографической продукции;

— контроль выполнения технологических операций в процессе создания карты;

— приемка выполненных работ;

— контроль качества продукции в процессе эксплуатации (после продажи);

— анализ отзывов и рекламаций покупателей.

Каждый из перечисленных этапов включает

множество процессов и операций исполнителей разного уровня. При этом все процессы и операции, с точки зрения управления качеством, должны иметь четко обозначенные цели, критерии оценки, каналы обратной связи, процедуры анализа и методы воздействия.

Следовательно, процесс и система управления качеством на картографическом предприятии представляют собой комплекс взаимоувязанных мероприятий по управлению качеством.

Для современных условий функционирования предприятий характерна конкуренция качества продукции (услуг). В условиях рыночной эконо-

мики основой качества является соответствие продукции требованиям потребителя. Таким образом, в основу качества картографической продукции ложатся требования пользователя, определяемые в ходе маркетинговых исследований.

Особенно остро проблема повышения качества картографической продукции (услуг) и конкурентоспособности организаций встает в свете предстоящего вступления России в члены Всемирной торговой организации (ВТО), что осложнит деятельность картографических предприятий.

В настоящее время конкурентоспособность и государственных унитарных картографических предприятий, и негосударственных предприятий поддерживается государством. Однако, с течением времени эта поддержка начинает ослабляться.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности /1/. Качество картографической продукции создается на всех этапах выполнения работ по ее созданию и закладывается задолго до начала непосредственного выполнения работ по созданию карты. Так как качество карты зависит во многом от качества использованного исходного картографического материала.

В общем виде карта представляет собой отображение местности в принятых условных знаках, что и составляет ее содержание /2/. Но, помимо содержания, на уровень продаж влияют и другие факторы. К ним можно отнести оформление продукции, упаковку, дизайн обложки, современное состояние местности, возможность оперативного внесения изменений местности в содержание карты и нанесение дополни -тельной нагрузки, обновление карты, в случае электронных карт - техническое сопровождение, поставка электронных карт в требуемом формате, удобство доведения и использования, возможность обновления и др.

В соответствии с проводимой в стране административной реформой органов государственного управления, государство планирует оставить за собой только функции заказчика. Таким образом, в ближайшее время все картографические предприятия вынуждены будут участвовать, а многие уже участвуют, в проведении открытых конкурсов. Для того чтобы выиграть конкурс на получение работы предприятиям необходимо будет представить наилучшие условия выполнения работ. Одним из таких условий будет наличие на картографическом предприятии сертифицированной системы менеджмента качества.

Управление качеством - это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения и поддержания /3/.

Большую роль при этом играют экономические методы реализации требуемых мероприятий, такие как планирование, стимулирование, ценообразование.

Для повышения качества картографической продукции на предприятии необходимо разрабо-

тать комплекс мероприятий по повышению качества выпускаемой продукции исходя из потребностей рынка в картографической продукции.

С целью повышения качества продукции на картографическом предприятии с учетом новых функций, определенных современными условиями его функционирования (рис. 1), целесообразно внести изменения в структуру системы управления качеством (рис. 2).

Основные функции в области качества

Политика КП в области качества:

- описание продукции;

- стандарты КП и требования к качеству продукции и процессов;

- документация по системе качества. Планирование качества:

- анализ затрат и выгод;

- разработка плана качества продукции;

- технологические карты процессов. Обеспечение качества:

- проведение плановых и внеплановых проверок;

- проведение контрольных и мероприятий;

- оценка качества контроля;

- информация о ходе реализации плана качества. Контроль качества:

- проведение проверок;

- применение контрольных карт;

- применение статистических методов;

- улучшение качества продукции;

- приемка продукции;

- установление брака;

- переделка продукции;

- корректировка процессов.

Рис. 1. Функции должностных лиц, отвечающих за качество выпускаемой продукции в условиях рыночной экономики

Руководитель картографического предприятия

Руководитель КСП

Зам. рук. -глав. инженер

Зам. рук-ля КСП - гл. редактор

Гл.мех

ПРПР

Начальник

Ред.гр.

Гр. деж.

Произв. подр-е

Начальник

Зам. нач.-редактор

Инженер

Корректор

Исп-тель

Гл. энерг.

Инж. ОТ

Уу

Зам. рук. по маркетингу

fiil

— j___

-I

Метролог

Г"

L-

Г

Руководитель КИП

Зам. рук-ля КИП - гл. технолог

ОТР

Начальник

Техн. гр. по карт. работам

Техн. гр. по технологич. процессам

Произв. подр-е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начальник

Зам. нач-ка

Мастер уч-ка

Бригадир

Исполнитель

Рис. 2. Структура системы управления качеством продукции картографического предприятия в соответствии с концепцией TQM

Требования к качеству продукции, создаваемой в интересах государственных заказчиков федерального уровня и выпускаемой государственными предприятиями, как правило, указаны в государственных отраслевых стандартах. Требования к картографической продукции для различных пользователей, не заданные в стандартах, определяются в ходе заключения договоров.

Однако качество картографической продукции заключается не только в хорошем и

качественном выполнении всех технологических операций по ее созданию. Качество картографической продукции во многом зависит от качества используемых исходных картографических материалов, применяемых технологий, квалификации специалистов, организации труда и производства, уровня развития науки и техники в картографической подотрасли и внедрения ее достижений на картографическом предприятии.

Рис. 3. Организационная структура службы качества картографического предприятия в соответствии с концепцией TQM

Также для повышения качества продукции на картографическом предприятии с учетом современных требований целесообразно внести изменения и структуру службы качества предприятия (рис. 3).

Важнейшей функцией управления качеством продукции является функция планирования, которая определяет не только требования к конечному продукту, но и пути их удовлетворения.

Исходными данными для планирования качества являются политика в области качества, имеющиеся ресурсы, описание продукции, действующие стандарты, требования к качеству продукции и процессов, документация по системе качества, требования потребителя, редакционная документация, технологическая документация.

Изменения, внесенные в структуру службы качества и систему управления качеством, позволят в полной мере реализовать новые функции службы качества. Для реализации задач планирования используются методы анализа, статистические методы, образцы создания картографической продукции и т.д. Данные для анализа накапливаются в

СПИСОК Л

1. Мазур И.И., Шапиро В.Д Управление качеством. М.: Высшая школа, 2003. 238 с.

2. Справочник по картографии. М.: Недра, 1988.

виде отчетов, анализируются и являются основой для подготовки решений и приказов руководителя КП. В результате проведенной работы по планированию появляется план качества.

План качества входит разделом в редакционные указания (редакционно-технические указания) по созданию картографической продукции. В нем указываются процедуры проведения контрольных мероприятий, контрольные показатели по всем видам работ, полуфабрикатам и конечной продукции. В него также могут входить редакци-онно-технологические карты наиболее сложных процессов и др.

Обеспечение качества происходит в соответствии с Планом качества предприятия, информации полученной в ходе проверок и документации по качеству.

Таким образом, процесс управления качеством продукции картографического предприятия в современных условиях должен осуществляться в соответствии с концепцией всеобщего качества (TQM) и реализовываться посредством соответствующей системы управления качеством и службы качества предприятия.

3. Международный стандарт ИСО 9000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. 2000-12-15. К0-2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.