Научная статья на тему 'Инновационная система предприятия : состояния и перспективы развития'

Инновационная система предприятия : состояния и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1159
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Ольга Анатольевна, Бабкин Александр Васильевич

В статье рассматривается сущность инновационной системы предприятия. Анализируется инновационное состояние российских предприятий, определены направления развития инновационных систем.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause the essence of innovative system of the enterprise is considered. The innovative condition of the Russian enterprises is analyzed. Directions of development of innovative systems of the enterprise are certain.

Текст научной работы на тему «Инновационная система предприятия : состояния и перспективы развития»

перейти от разовых мер к созданию стабильного механизма целевой ориентации всех элементов организации для осуществления инновационной политики. Главным фактором, определяющим

успех торгового предприятия, является его способность понять предпочтения покупателя и тенденции их развития и, используя инновационные стратегии, удовлетворять его запросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: 1999. С. 171.

2. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб.: Бизнес-пресса. 2007.

3. Егоршин А.П., Филимонов С.Г., Яшин А.П. Стратегическое управление инновационным развитием коммерческой организации // Экономика и управление. 2007. № 6.

4. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс. 1982.

5. Постановление правительства РФ №832 от 24.06.1998г. "Концепция инновационной политики

Российской Федерации на 1998-2000 гг. /Собрание законодательства Российской Федерации 1998. № 32.

6. Рохчин В.Е.Управление инновации в планирование развития регионов: сущность, стратегический аспект, классификация // Экономика и управление. 2007. № 6.

7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс. 1990.

8. Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В. Маркетинг и управление качеством торговых услуг. М.: "Дело и Сервис". 2006.

9. Фонотов А. Теоретико-методологические подходы к развитию инновационной политики // Российский экономический журнал. 1992. № 9.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1983.

Новиков А.О., БабкинА.В.

Инновационная система предприятия: состояние и перспективы развития

К началу XXI в. стало очевидным, что динамичное развитие инновационной сферы образует базу устойчивого экономического роста. В современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Страны, которые осуществляют свою политику в направлении развития экономики знаний, демонстрируют свою эффективность и высокие темпы экономического развития. В промышленно развитых государствах 80-95 % прироста ВВП приходится

на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Этот переход на инновационный путь развития стал возможен благодаря созданию национальных инновационных систем (НИС) [1-7].

Особую актуальность приобретает разработка концептуальных основ формирования национальной инновационной системы России в целях реализации концепции устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Однако, несмотря на большое внимание к изучению данной про-

блематики, системных исследований в данном направлении до сих пор не существует. По ряду показателей результативности инновационного развития Россия значительно отстает от развитых стран, отсутствует разработанная методологическая основа развития национальной инновационной системы, сохраняется проблема создания действенных институтов отечественной инновационной сферы, наконец, дискуссионным вопросом остается само существование инновационной системы в России.

В связи с этим приобретают значимость и актуальность исследования в области формирования адекватного представления об основных характеристиках инновационных систем, их движущих силах и закономерностях.

Теория и практика развития национальных инновационных систем и их отдельных элементов, опыт формирования НИС в развитых странах, вопросы активизации и оптимизации инновационной деятельности национальной экономики рассматриваются в исследованиях Б. Лундвалла, Р. Нельсона, К. Фримена, С.Д. Валентия, В.И. Кушлина, В.Л. Макарова, Н.И. Ивановой, В.В. Иванова, К.И, Плетнева, А.Н. Фоломьева, Н.В. Шелюбской и других экономистов [1-7 и др.].

Разработка направлений и стратегий функционирования отечественной НИС, определение роли государственной политики и других организационно-экономических факторов в инновационной деятельности, а также отдельные вопросы научно-технической и инновационной политики и необходимости ее совершенствования активно обсуждаются в трудах А. Дагаева, Л. Дробышевской, А. Дынкин, О. Голичен-ко, Ю. Губанова, Г. Костина, Ю. Осипова, А. Румянцевой, Г. Симонии, В. Соколинского, Р. Фатхутдинова, П. Щедровицкого, Е. Ясина и других.

В отличие от НИС и РИС разработки в области инновационных систем предприятий (ИСП) практически отсутствуют, причем не только в России, но и на западе [1,2].

Поэтому целью данной работы является проведение анализа состояния и перспектив развития инновационной системы предприятия как ключевого элемента функционирования национальной инновационной системы.

Достижение данной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

— определить сущность и содержание национальной инновационной системы;

—выявить особенности функционирования инновационной системы предприятия как ключевого элемента национальной инновационной системы.;

— определить состояние инновационного потенциала российских предприятий;

— обосновать основные стратегические направления развития инновационной системы предприятий в целях повышения их эффективности.

Рассмотрим сущность и проведем анализ современного состояния перечисленных задач.

Концепция национальных инновационных систем разрабатывалась практически одновременно большой группой авторов в 1980-е годы. Лидера-ми этого направления стали Б. Лундвалл — профессор университета г. Упсала, Швеция, К.Фримен, Центр изучения научной политики при Сассекском университете — Великобритания, Р. Нельсон — профессор Колумбийского университета, США. Первое систематическое изложение этой концепции обычно относят к 1988 г., времени публикации коллективной монографии "Технический прогресс и экономическая теория". Впоследствии с 1990-х гг. эта концепция развивалась усилиями большого числа исследователей под их руководством.

Однако первым серьезным материалом, посвященным НИС, считается книга "Национальная система инноваций" под ред. Б.-А. Лундвалла [1], вышедшая в 1992 году. Подход к изучению технологического развития в отдельных странах, исходящий из данного понятия, оказался крайне привлекательным, поскольку:

• понятие НИС воплощает в себе наиболее современное понимание инновационного процесса;

• это понятие отражает важные изменения в условиях и содержании инновационной деятельности, происходящие в последнее десятилетие;

• исследования, основанные на понятии НИС, создают плодотворную основу для разработки технологической и промышленной политики.

Значительный информационный задел собран в монографии "Национальные инновационные системы: сравнительный анализ"[2], изданной в 1993 г. под ред. проф. Р. Нельсона. Как отмечает Ч. Эдквист [3], подход к изучению

НИС, безусловно, не является формальной теорией. Он не содержит четких и стабильных соотношений между переменными, но создает основу для выявления различных факторов, которые влияют на инновационный процесс. Поэтому НИС можно точнее охарактеризовать как концептуальный подход, нежели как теорию.

До настоящего времени не существует единого определения понятия ИС, хотя впервые оно было введено К. Фрименом в его исследовании технологической политики в Японии (Science Policy Research Unit, Sussex) в 1987 г. [4]. Основные подходы к определению понятия "инновационная система" приведены в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению понятия "инновационная система"

Определение понятия инновационная система Источники

1. Национальная ИС — "сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность и взаимосвязь способствуют разработке, импорту и проникновению новых технологий" Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. London, Pinter Publishers, 1987. P. 1-5.

2. Национальная ИС — "... совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс. Как таковая — это система взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии". Metcalf S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspec-tives/P. Stoneman ed. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Changes. Oxford (UK)/Cambridge (US): Blackwell Publishers, 1995.

3. Национальная ИС — "это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных грани. В тоже время НИС — комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности". Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. № 7. С. 61.

4. "Определим российскую инновационную систему как федерально-региональную экономическую систему, представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и применения нового экономически выгодного знания". (Курсив наш) Иванов В. Методологические аспекты формирования национальных (государственных) инновационных систем // Экономические стратегии. 2002. № 6. С. 99.

5. "..научно-инновационная система представляет собой процессуальное и результирующее состояние связности совокупности (сети) академических, вузовских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических внедренческих, информационных и иных исследовательских учреждений, научных подразделений крупных корпораций, а также государственных управленческих структур, которое обеспечивается их функционированием в режиме достижения согласованных стратегических целей развития". Егоров Е., Бекетов Н. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. — М.: Academia, 2002. С. 13.

Окончание табл. 1

Определение понятия инновационная система Источники

6. "НИС — ...совокупность предприятий и организаций различных форм собственности — от научно-технического сектора до производственных структур и инфраструктурных составляющих, осуществляющих полный инновационный цикл на всех его стадиях". Фридлянов В. Развитие промышленности как основы национальной инновационной системы // Инновации. 2003. № 2-3. С. 9.

7. НИС — система "отношений между элементами национального экономического комплекса, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений и заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим использованием инноваций". Васин В., Миндели Л. Роль механизмов интеллектуальной собственности в формировании и функционировании национальной инновационной системы // Инновации. 2003. № 2-3. С. 17.

8. НИС — "совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий". Голиченко О. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. № 6. С. 32.

9. "Национальная инновационная система (НИС) — это совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний". Российский научно-исследовательский институт экономики политики и права в научно-технической сфере.

У цитируемых определений имеется несколько особенностей. Во-первых, почти все они относятся к национальной ИС. Во-вторых, явно или неявно обозначена основная функция системы — создание, хранение и распространение новых знаний и технологий. В-третьих, система представлена как совокупность институтов, либо хозяйствующих субъектов. В-четвертых, в определениях обозначены разные цели (от "основы, служащей правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс", до "хозяйственного развития и роста качества жизни").

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дают следующее определение НИС: "Национальная инновационная система — это система взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инноваций и определяют их направления и тем самым во многом и важнейшие направле-ния научной деятельности"[5]. От этого определения отталкивались в даль-нейшем и другие исследователи.

Укрупненная структура НИС представлена на рис. 1.

На данный момент существуют различные инновационные системы. Их можно классифицировать на транснациональные, национальные, региональ-ные, муниципальные, корпоративные (ИСП) и прочие [6]. Различные иннова-ционные системы предназначены для решения разных задач, основные из которых приведены в табл. 2. При планировании систем эти данные также необходимо учитывать.

Обеспечивая продуктивное функционирование НИС, государство развивает инновационный потенциал, способствует повышению квалификации специалистов и повышению качества продукции российских предприятий, что, в свою очередь, является залогом их конкурентоспособности в долго-срочной перспективе.

Конкурентоспособность экономики все больше зависит от способности предприятий внедрять на рынок новые товары, которые имеют спрос, с растущей глобализацией экономики и появлением экономики, основанной на знаниях, сильно изменилось значение предприятий.

Рис.1. Состав НИС и система связей инновационной деятельности

Таблица 2

Основные задачи, решаемые различными ИС

Инновационные системы Основные задачи

Транснациональные Обеспечение международной конкуренции сообщества. Прогнозирование НТП

Национальные Прогнозирование НТП и дальнейшее планирование

Региональные Планирование. Создание условий

Муниципальные Создание условий. Организация инновационных процессов

Прочие Задачи ставятся особо

Корпоративные и прочие Организация инновационных процессов. Производство новых продуктов и услуг. Внедрение новых технологий

В настоящее время ситуация с инновациями на многих российских предприятиях сложная, процесс не носит системного характера, скорее — реагирование на факторы внешней среды. Для успешного инновационного развития предприятий существуют следующие ограничения [6, 7]:

1. Недостаток квалифицированного персонала (фактическое отсутствие профессиональных менеджеров инновационных процессов).

2. Неразвитость инфраструктурного блока, в котором практически отсутствует национальная система венчурного финансирования, не создана развитая информационная среда, низ-

кие темпы коммерциализации проектов, слабо используются инновационные, недостаточная развитость банковской системы и институтов фондового рынка, низкий уровень системы налогового и страхового стимулирования вложений средств частного сектора в инновационную деятельность, а также консалтинговых услуг для участников инновационного процесса.

3. Разорвана связь между бизнесом, наукой и университетами.

4. Нет системности задач.

5. В России практически отсутствует инновационная культура.

6. Нет рынков инновационных продуктов.

7. В последнее время проблемой стала отсутствие интересных, свежих идей и больших проектов и это притом, что российский народ один из самых креативных.

Российские предприятия в настоящий момент только начинают ориентироваться на инновационное развитие. В России наблюдается рост удельного веса инновационных товаров, а также затрат на технологические инновации, но в тоже время практически не изменяется число организаций, осуществляв-ших технологические инновации (табл. 3) [8].

Таблица 3

Основные показатели инновационной деятельности1

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Организации добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % 10,6 9,6 9,8 10,3 10,5 9,3 9,4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, % 4,4 4,2 4,3 4,7 5,4 5,0 5,2

Затраты на технологические инновации, млн. руб.:

в фактически действовавших ценах 49428,0 61312,9 86394,6 105444,7 122850,5 125678,2 188492,2

в постоянных ценах 2000 г. 49428,0 52629,1 64095,7 68622,1 66567,6 57131,6 73802,7

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, % 1,4 1,4 1,8 1,6 1,5 1,2 1,4

Организации связи

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % 13,1 13,4 15,3 15,1 16,0 15,8 13,7

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг организаций, % 17,3 7,0 2,7 9,0 8,5 8,1 7,1

Окончание табл. 3

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Организации связи

Затраты на технологические инновации , млн. руб.:

в фактически действовавших ценах 11359,3 5641,0 5817,4 13873,7 18764,1 16397,2 16935,8

в постоянных ценах 2000 г. 11359,3 4842,1 4315,9 9028,8 10167,5 7454,0 6631,1

1) Удельный вес организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, имевших в 2006 г. завершенные организационные инновации, в числе обследованных составил 3,2 %, маркетинговые инновации — 2,3 %, в организациях связи соответственно 5,9 % и 5,6 %.

Приведенная статистика характерна в целом для России, но в некоторых регионах наблюдается более активная инновационная деятельность предприятий, так например, в промышленности Санкт-Петербурга уровень инновационной активности предприятий превышает средний уровень по России: 16,0 % и 9,4 % соответственно (по данным за 2006 год) [9].

Технологические инновации осуществили 116 крупных и средних предприятий промышленности Санкт-Петербурга. По сравнению с предыдущим годом количество инновационно-активных предприятий увеличилось на 23,4 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на технологические инновации в промышленном комплексе Санкт-Петербурга возросли в 1,9 раза и составили 6,3 млрд. рублей (рис. 2).

Наиболее значительно увеличились затраты на технологические инновации в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (в 15,3 раза), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (в 13,5 раза), в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (в 5,1 раза) [9,10].

Практически весь объем инновационной продукции, отгруженной промышленными предприятиями Санкт-Петербурга, приходится на долю машиностроительного комплекса (99,7 %) (рис. 3).

Большинство предприятий вне добывающей промышленности в той или иной степени могут стать, неконкурентоспособны, особенно при вступлении России в ВТО. Единственным

выходом для них является разработка и внедрение в практику инновационных систем предприятия, органично вплетенные в вышестоящие региональную и национальную инновационные системы. Под инновационной системой предприятия (ИСП) понимается совокупность экономических агентов и видов деятельности, ресурсное обеспечение и институты, а также связи между ними, которые важны для повышения эффективности инновационного процесса на предприятии [1-3, 6, 7].

Инновационная система предприятия — в широком смысле — это все важные факторы, оказывающие влияние на разработку, распространение и использование инноваций, повышение эффективности инновационного процесса в компании, а также взаимосвязи между этими факторами (инновационный процесс — комплексный процесс создания, освоения и использования нововведений) [7].

При этом необходимо понимать, что сама по себе активация инновационной деятельности еще не является залогом успеха. Нужно комплексно оценить все факторы, которые могут способствовать повышению эффективности инновационной деятельности. Разработка именно инновационной системы позволит предприятию получить дополнительный сине-ргетический эффект от управления инновационным процессом.

Целью создания ИСП является:

— повышение конкурентоспособности продукции предприятия;

*

220

180

140

100

60

I

2006

2008

Рис. 2. Затраты на технологические инновации в промышленном комплексе Санкт-Петербурга

Рис. 3. Структура объема отгруженной инновационной продукции в промышленности Санкт-Петербурга в 2006 году

— создание инновационной базы для долгосрочного устойчивого роста предприятия, при этом важно отметить, что под инновациями понимаются не только новые продукты и технологии, но также и организационно-управленческие нововведения;

— обеспечение экономической безопасности предприятия;

— повышение эффективности деятельности предприятия.

ИСП должна выполнять следующие функции:

— Прогнозирование рынка и выбор приоритетных направлений исследований;

— Стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия;

— Поиск, оценку и отбор инновационных идей и изобретений;

— Внедрение инновационных проектов;

— Мониторинг показателей уже внедренных инновационных проектов и их корректировка.

Для эффективного функционирования ИСП необходимо тесное взаимодействие предприятий с НИИ, ВУЗами, центрами трансфера технологий в рамках поиска и приобретения технологий, поиска и найма квалифицированного персонала, заказов на разработки.

Успешное функционирование ИСП невозможно без обеспечивающей структуры, включающей следующие основные подсистемы:

1. Финансовое обеспечение. В зависимости от формы собственности, размера и профиля деятельности предприятия возможен больший или меньший уклон в сторону получения государственных субсидий, банковских кредитов, венчурного финансирования, либо создания и использования ресурсов собственного инновационного фонда.

2. Информационное обеспечение. Включает создание локальной сети интернет, обеспечение доступа к информации всех ответственных исполнителей, а также автоматизацию процессов управления и выработку информационных каналов для сотрудничества с элементами инновационной инфраструктуры РИС и НИС.

3. Нормативно-правовое обеспечение. Включает всю совокупность нормативной документации, формализующей и регламентирующей бизнес-процессы инновационной системы, а также деятельность ответственных исполнителей. Кроме того, обеспечивает получение патентов и конфиденциальность коммерческой тайны.

4. Организационно-правовое обеспечение. Представляет собой формализованные бизнес-процессы, построенную в соответствии с бизнес-процессами и операциями организационную структуру инновационного подразделения, а также регламентирует информационные потоки между подразделениями.

5. Кадровое обеспечение. Имеет целью поиск персонала в рамках предприятия и во внешней среде, его обучение и горизонтальную ротацию для повышения творческого потенциала.

Создание на предприятии инновационного отдела (отдела обеспечивающего функционирование ИСП), который осуществлял бы тесное взаимодействие с отделом, разрабатывающим новые продукты (маркетинговый отдел, отдел развития и др.) может способствовать успешной работе ИСП.

В рамках проекта стратегии РФ в области развития науки и инноваций уже сейчас можно говорить о необходимости создания ИСП, при этом меры государственной поддержки должны быть направлены на:

— Получение долгосрочных кредитов на инновационные проекты по низким процентным ставкам, субсидируемым государством.

— Ориентацию на нулевые таможенные пошлины на экспорт высокотехнологичной продукции и общее снижение налоговой нагрузки.

— Использование государственной поддержки в процессе сертификации продукции и выхода предприятия на внешние рынки.

На настоящий момент нельзя говорить о проектах внедрения инновационных систем на отечественных предприятиях. Еще предстоит разработать соответствующую методологию и алгоритмы разработки и внедрения подобных систем. Однако заняться этим следует в ближайшее время, пока Россией не упущен момент для инновационного прорыва и занятия достойного места среди мировых технологических держав.

Развитие ИСП подразумевает разработку не только технологических инноваций, но и организационных.

Основными перспективными направлениями развития ИСП являются:

1. Понимание менеджментом предприятия необходимости формирования ИСП. Каждый руководитель предприятия должен понимать важность инноваций, способствовать разви-

тию инновационного мышления у каждого сотрудника.

2. Развитие человеческого потенциала, осознание, что люди главный ресурс предприятия. Источниками инноваций на любом предприятии являются люди. Зачастую даже рядовому сотруднику приходит в голову мысль о том, что что-то в его деятельности можно было бы улучшить. Однако многие идеи подобного рода остаются лишь идеями, а иногда и являются причинами конфликтов. Для создания эффективной инновационной системы необходимо четко понимать, откуда могут возникать идеи: непосредственно от сотрудников предприятий (спонтанно возникающие идеи; идеи, собранные в результате анкетирования); в результате исследования тематической литературы; в результате наблюдения организации бизнеса другими предприятиями (прямыми конкурентами; предприятиями, не являющимися конкурентами); в результате работы с консультантами.

Спонтанно возникающих идей и наблюдений недостаточно для заметного повышения эффективности бизнеса. Необходимо стимулировать появление инноваций, прежде всего, это касается работы с персоналом, которая может осуществляться в двух направлениях. Во-первых, закрепление в должностных инструкциях соответствующих сотрудников обязанности исследовать тематическую литературу и опыт других предприятий. Во-вторых, моральное и материальное стимулирование всех сотрудников. При этом система материального стимулирования должна быть построена таким образом, чтобы премии выплачивались именно за активную инновационную деятельность. Поэтому нецелесообразно выплачивать премии по итогам года или как процент от прибыли. Гораздо эффективнее регулярно проводить конкурсы на звание самого инновативного сотрудника и выплачивать поощрение согласно занятым призовым местам. Кроме того, целесообразно организовать пирамидальную схему стимулирования, при которой премию получает также и начальник того отдела, сотрудники которого вносят наибольший вклад в развитие предприятия с точки зрения усовершенствования ее организации. Данные положения могут найти отражение в отдельно оформленном положении об инновационной деятельности, а также в положении о стимулировании.

3. Обеспечение диверсифицированного финансирования инновационной деятельнос-

ти. Для создания успешной инновационной системы важно предусмотреть финансовое и информационное обеспечение. Например, может быть создан фонд, формирующийся из прибыли, средства из которого расходуются согласно принятым на предприятии нормам. Важно обеспечить прозрачность инновационной системы — архив предлагавшихся идей и результаты их реализации с общим доступом для всех сотрудников, современные средства поиска и передачи информации.

4. Развитие и внедрение информационного обеспечения. Одним из факторов конкурентоспособности предприятий в современной экономике являются информационные технологии (ИТ).

Однако на возможность повышения информатизации того или иного предприятия оказывает влияние и его экономическая база. Она состоит из ряда показателей, которые позволяют определить готовность предприятия к ИТ. При этом, если спрос на ИТ в целом относительно стабильно растет, то в сегменте ИТ-услуг темпы роста, во-первых, довольно рваные и, во-вторых, на долгосрочном периоде продолжают проявлять тенденцию к постепенному падению — с 2003 по 2007 гг. темпы роста спроса на ИТ-услуги сократились с +55 % до +18 %, интенсивно замещаясь расходами предприятий на развитие внутренних ИТ-служб (например, в 2004-2005 гг. рост этой статьи составлял почти +50 % в год, и после некоторого сокращения в 2006 году на 9,5 %, возобновился) [10, 11].

5. Повышение эффективности организации бизнеса. Повышение конкурентоспособности и получение дополнительной прибыли — это повышение эффективности организации бизнеса. Этого можно добиться за счет:

— Доработки маркетинговой стратегии (позиционирование продукта, ценовая, сбытовая и рекламная политика, сервис, гарантии, удобство для покупателя);

— Снижения издержек (оптимизация финансовых потоков, прозрачная отчетность, снижение брака, повышение производительности труда);

— Оптимизации информационных потоков;

— Создания и поддержания корпоративной культуры;

— Корректировки бизнес-процессов;

— Корректировки организационной структуры.

6. Создание сетевых инновационных структур. В связи с глобализацией и для повышения синергетического эффекта от создания инновационных систем предприятий они могут быть объединены в некие сети, кластеры, осуществляя тесное взаимодействие предприятий с НИИ, ВУЗами, центрами трансфера технологий в рамках поиска и приобретения технологий, поиска и найма квалифицированного персонала, заказов на разработки. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, Действующих в определенной сфере,

характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время ситуация с инновациями на многих российских предприятиях сложная, процесс как их внедрения, так и создания не носит системного характера. Как показывает проведенный анализ инновационные системы предприятий должны быть органично вплетены в вышестоящие региональные и национальные инновационные системы. Решение данных проблем может быть сформировано на основе предложенных автором основных направлений развития ИСП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Lundvall B.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning, London: Pinter Publishers. 1992.

2. Nelson R. ed. National Innovation Systems: A Comparative Analysis, N.Y.: Oxford University Press. 1993.

3. Edquist C. ed. Systems of Innovation: Technologies, Institutions and Organizations, London: Pinter. 1997.

4. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan, London: Frances Pinter. 1987.

5. OECD. National Innovation Systems, Paris. 1997.

6. Новохатский В.В. Инновационное развитие Дальнего Востока России: теория и практика: монография. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. 2006. С. 176.

7. Инновационная система предприятия, http:// www.innovsys.ru/

8. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб./ Под ред. В.Л. Соколина /Росстат. М. 2007. С. 825.

9. Справочник "Промышленность Санкт-Петербурга — 2008"

10. Аналитический обзор: Рынок ИТ: итоги 2007, cnews.ru

11. Аналитический обзор: ИТ в промышленности 2007, cnews.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.