Научная статья на тему 'Исследование иерархической структуры инновационных систем'

Исследование иерархической структуры инновационных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / УРОВНИ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРЕДПРИЯТИЙ / HIERARCHICAL STRUCTURE OF THE INNOVATION SYSTEM / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION SYSTEM OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дячук Екатерина Александровна

В статье рассматриваются инновационные системы с иерархических позиций, исследуются макро-, мезои микроуровни инновационных систем, их взаимовлияние и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers innovation system from the standpoint of the hierarchy, examines the macro-, mesoand microlevel innovative systems, their interaction and relationship.

Текст научной работы на тему «Исследование иерархической структуры инновационных систем»

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные системы с иерархических позиций, исследуются макро-, мезо- и микроуровни инновационных систем, их взаимовлияние и взаимосвязь.

Ключевые слова. Иерархическая структура инновационной системы, уровни инновационных систем, национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационная система предприятий.

Dyachuk E.A.

THE STUDY OF THE HIERARCHICAL STRUCTURE OF INNOVATION SYSTEMS

Abstract. The article considers innovation system from the standpoint of the hierarchy, examines the macro-, meso- and microlevel innovative systems, their interaction and relationship.

Keywords. Hierarchical structure of the innovation system, national innovation system, regional innovation system, innovation system of enterprises.

Формирование инновационной системы основано на концепции национальных инновационных систем, получивших развитие в 80-е годы XX-го века, разработчиками которой являются К. Фримен, Б. Лундвалл, Р. Нельсон, определенный вклад внесли также С. Девис, Д. Кларк, Э. Менсфилд, Л. Сое-те, А. Ромео. Их заслуга состоит в разработке общих методологических принципов «основанных на идеях Й. Шумпетера о конкуренции на основе инноваций, признании научных исследований и инвестирования в создание интеллектуальной продукции как главных факторов экономического развития; особенностей институциональных аспектов инновационной деятельности как фактора, прямо влияющего на ее содержание и структуру, признании особой роли знания в экономическом развитии, исследование ценности нематериальных активов компании по сравнению с ее материальными ресурсами и финансовым капиталом и институциональной роли в национальной экономике инноваторов-пред-принимателей» [8, с. 58]. Предлагаемая концепция служит для формирования нового подхода в развитии инновационной деятельности, инновационный процесс следует рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов, при этом функционирование инновационных систем обеспечивается определенным набором институциональных факторов.

Как подчеркивает О.Г. Голиченко, эта концепция объединяет все основные составляющие инновационного процесса, а именно: организационные, социальные, политические и экономические [3]. «Государство формирует институты: законы, нормы, правила, ... участие государства в поддержке и регулировании важнейших элементов национальных инновационных систем больше, чем в других экономических подсистемах» [4]. Государство является «катализатором инновационных процессов, направленных на поддержку исследований и разработок, создание благоприятных условий развития инновационной деятельности, инициирует задачи и новые программы, способствует открытию новых коммуникационных каналов между различными участниками инновационной деятельности. Государство выступает и в роли третейского судьи, рассматривающего расходящиеся интересы между различными участниками будущих разработок» [8, с. 177].

ГРНТИ 06.54.31 © Дячук Е.А., 2017

Екатерина Александровна Дячук - аспирант кафедры менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21).Тел.: +7-911-949-13-21. Е-mail: Dyachuk.e@mm-gr.com.

С иерархических позиций в инновационных системах выделяют три уровня: уровень страны (макроуровень) - национальная инновационная система (НИС); уровень региона (мезоуровень) - региональная инновационная система (РИС); уровень предприятия (микроуровень) - инновационная система предприятия (ИСП) (см. рис.). Функционирование механизма инновационных систем на каждом из представленных уровней имеет свои особенности, но при этом имеет место влияние уровней друг на друга и их взаимосвязь.

Первый уровень (макроуровень) представляет собой НИС, возникновение которой обусловлено бурным ростом инновационных преобразований последних десятилетий, взаимосвязью «между рынками капитала и новыми технологиями, усилением социальной ориентации новых технологий, масштабным характером создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг, определенной системой взаимоотношений между наукой, производством и обществом» [8, с. 54]. Макроуровень определяется проводимой государством макроэкономической политикой, законотворческой деятельностью, абсорбционными и инновационными возможностями страны, историческими особенностями, культурными традициями, ментальностью.

НИС представляет собой «совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс» [11]. НИС - это часть экономической системы страны. Цель формирования НИС - обеспечение устойчивого экономического развития страны на основе интеграции науки, образования и бизнеса, производство конкурентоспособной продукции на основе использования современного оборудования и технологий, подготовки высококвалифицированных специалистов, развития инновационной культуры, создания дополнительных рабочих мест в различных отраслях, притока денежных ресурсов в бюджеты разных уровней и повышения качества жизни населения.

Именно формирование и развитие инновационных систем позволило многим странам (Гонконг, Норвегия, Сингапур, Тайвань, Финляндии, Южная Корея) за довольно короткий период времени произвести мощный рывок в своем развитии. Формирование благоприятных условий реализации инновационной политики осуществляется на макроуровне. Как отмечается в Национальном докладе об инновациях, в России за последние годы сформированы основные элементы национальной инновационной системы, продолжается реализация масштабных преобразований: сформированы и поддерживаются институты развития (Фонд «Сколково», АО «РВК», АО «РОСНАНО», «Фонд содействия инновациям», «Фонд инфраструктурных и образовательных программ», фонд «ВЭБ Инновации» и др.), разработана стратегическая программа действий инновационного развития страны, как важнейший правительственный документ, разработаны госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повешение ее конкурентоспособности» [7].

Тем не менее, достигнутые результаты не соответствуют ожиданиям. Инновационная система ослаблена из-за неблагоприятной инновационной среды, а инновационная политика не оказывает существенного влияния на государственную политику в области формирования бизнес-среды как на региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия.

Микроуровень

Мезоуровень

Макроуровень

Рис. Иерархическая структура инновационных систем [8, с. 155]

На втором уровне - мезоуровне (промежуточном) - происходит трансформация глобальных инновационных процессов, их подстройка к местным условиям. Это помогает локальным инициативам выйти наверх, «быть услышанными» [10, с. 53]. В инновационных процессах важным становится региональный вектор развития. РИС расположена между макро- и микроуровнями инновационных систем, это «комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, региональной политики, проводимой на федеральном уровне и социально-экономической политики региона» [5, с. 43].

Функционирование РИС предусматривает обеспечение эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности определенного региона, оптимальное использование в инновационном процессе всего регионального потенциала. РИС «дает толчок к ускорению инновационных процессов, протекающих на территории региона, возможность стать полигоном для реализации первоочередных инновационных проектов и выступать донором инноваций по отношению к другим, менее активным в инновационной деятельности, регионам. Именно в регионах можно наблюдать за реализацией конкретных новшеств» [8, с. 54]. Развитие РИС подтверждается созданием технопарков, технополисов, «инновационных полигонов», региональных корпораций развития на условиях партнерства государства и бизнеса, крупнейшими региональными центрами инновационного развития становятся федеральные университеты.

Согласно рейтингу инновационного развития субъектов РФ по итогам 2016 г. и инновационного бизнеса в регионах РФ, представленного Ассоциацией инновационных регионов России (АИИР), в пятерку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская и Новосибирская области. Активная инновационная деятельность Калужской области является объектом пристального внимания для многих регионов. 45% всех инновационных предприятий России работают на территории регионов АИИР и выпускают 30% всей инновационной продукции страны [2]. В то же время, до сих пор актуальна проблема совершенствования инновационной политики на региональном уровне, во многих регионах результативность инновационной деятельности оставляет желать лучшего. К основным причинам существующих проблем следует отнести несовершенство законодательной базы; слабый альянс науки и бизнеса; нехватку специалистов с инновационным мышлением; незаинтересованность отечественных предприятий в активизации инновационной деятельности [1].

Общепризнано, что регионы являются двигателями развития инновационной деятельности не только на региональном уровне, но и всей страны. Для активизации развития инновационной деятельности в регионах необходимо принимать во внимание разнообразные интересы стейкхолдеров инновационной деятельности на мезоуровне, участвующих и заинтересованных в результатах этой деятельности: власти, науки, образования, бизнеса, финансовых институтов. В каждом регионе формирование инновационной системы должно основываться на собственных приоритетах, направлении развития территории, с учетом своих социально-экономических особенностей, научного и ресурсного потенциала. Механизм функционирования РИС должен включать региональную политику, нормативно-правовое обеспечение, формы регулирования и базироваться на экономическом потенциале, интеграции региона, состоянии региональных рынков, ментальности населения и возможности осуществления собственных программ роста за счет своих средств [8, с. 188].

На микроуровне расположена инновационная система предприятий. Наряду с инновационными системами страны и регионов важно формировать ИСП, как необходимое условие повышения конкурентоспособности предприятия. До сих пор инновационные системы предприятия являются наименее разработанной областью исследования. ИСП - это «система, создающая условия, необходимые для инновационного развития предприятия и представляющая собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых разработкой и производством и коммерческой реализацией конкурентоспособной продукции» [9, с. 68]. Инновационные системы на микроуровне охватывают крупные компании. Как подчеркивается в Национальном докладе об инновациях, «фокусировка инновационной политики на зрелых и в особенности на крупных компаниях является тенденцией последнего времени и во многих странах-лидерах инноваций» [7, с. 33].

Фокусирование на «крупные компании позволит напрямую воздействовать на большую часть экономики: доля крупных компаний в России - 79% против 42% в среднем в сопоставимых странах. При

этом государство имеет прямые рычаги влияния на крупный бизнес, учитывая его высокую долю в крупных компаниях (81% в топ-10 крупнейших компаний)» [7, с. 3]. ИСП формируются совокупностью институциональных факторов, действующих как внутри предприятия, так и из внешней среды и ориентированы на поиск, разработку и выпуск новой продукции или услуги. ИСП, «в отличие от традиционной, ставит новые приоритеты в стратегических целях и мероприятиях, которые устанавливает перед собой и исполняет высший менеджмент предприятия» [6, с. 53].

Одними из основных факторов, влияющих на ИСП, являются роль, место и значение научных разработок в развитии предприятия, степень восприятия новшеств и готовность менеджмента и сотрудников к изменениям. В связи с тем, что предприятия являются открытыми системами, серьезное влияние на эффективное функционирование ИСП оказывает и внешнее окружение, в том числе эффективное функционирование РИС, на территории которой находится предприятие.

В рамках одной и той же отрасли предприятия различаются технологической оснащенностью, уровнем инновационности организации, абсорбционным и инновационным потенциалом. К сожалению, многие крупные предприятия в полной мере не реализуют потенциал инновационного развития, следствием чего является утрата конкурентных позиций на рынке. Удельное количество инновационных компаний в России более чем в 3 раза ниже, чем в странах-лидерах [7, с. 7]. Системный подход в развитии инновационной деятельности на предприятиях является необходимым условием формирования атмосферы, способствующей повышению инновационной культуры работников, мотивации менеджмента к долгосрочному росту организации.

ИСП в сотрудничестве с университетами, научными организациями и институтами развития в состоянии обеспечить не только разработку и выпуск инновационной продукции, но и коммерциализировать результаты инновационной деятельности и влиять на результаты деятельности РИС, что, в свою очередь, обеспечит эффективность инновационной системы страны в целом. Таким образом, многоуровневый характер инновационных систем имеет сквозной характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашов А.И., Рогова Е.М., Рудская И.А. Формирование региональной инновационной системы в Санкт-Петербурге // Экономическое возрождение России. 2015. № 1 (43). С. 96-114.

2. Владимиров C. В Калужской области наблюдается развитие фармацевтической отрасли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doktor77.ru/mod/forum/forum_viewtopic.php79123.last (дата обращения 18.01.2017).

3. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/2523-nacionalnaya-innovacionnaya-siste-ma.html (дата обращения 21.02.2017).

4. Иванова Н.И. Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М.: ИМЭМО РАН, 2001. 312 с.

5. Казанцев А.К. Особенности развития национальной и региональных инновационных систем в Российской Федерации. СПб.: ЦИСН, 2003. 46 с.

6. Козлов А.А. Инновационная система предприятия как инструмент инновационного развития // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2011. Т. 2. № 28. С. 52-54.

7. Национальный доклад об инновациях в России: 2016. М.: Минэкономразвития России, 2016. 100 с.

8. Салимьянова И.Г. Методологические аспекты построения национальной инновационной системы: монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 226 с.

9. Салимьянова И.Г. Формирование инновационной системы предприятий // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. 2011. № 3 (46). С. 67-72.

10. Симонян Р. X Концепция мезоуровня применительно к региону // Социологические исследования. 2010. № 5. C. 51-61.

11. Metcalf S. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives // Handbook of the Economics of Innovation and Technological Changes. Oxford (UK), Cambridge (US): Blackwell Publishers, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.