УДК 336.02(470+571)(075.8)
Соселия В.В.
механизмы финансовой поддержки развития инновационного предпринимательства промышленных предприятии
1. Создания сети бизнес-инкубаторов
Актуальность и значение инноваций в современной экономике определяют необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений, форм и методов стимулирования развития инновационного бизнеса, что может быть реализовано в концепции совершенствования финансово-организационного механизма инновационного бизнеса.
Основные финансовые инструменты для инновационного бизнеса: прибыль, цена, налог, амортизация, кредит, гарантии. Эти финансовые инструменты взаимообусловлены и определяют эффективность развития инновационного бизнеса.
Основные финансовые методы, которые представляют собой способ использования одного или нескольких финансовых инструментов, для инновационного бизнеса, это: инвестирование, налогообложение, кредитование (банковское, коммерческое, бюджетное), страхование, аренда, лизинг, самофинансирование и финансирование. В отличие от финансовых инструментов, финансовые методы в большей степени независимы и в зависимости от специфики инновационных фирм, общей экономической ситуации необходимо определить совокупность финансовых методов, которые должны обеспечить ожидаемый результат.
Важное место в совокупности организационных мер поддержки развития инновационного бизнеса занимает создание информационной инфраструктуры с целью обеспечения инновационных фирм необходимой информацией и продвижения результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторских разработок.
В настоящее время на территории Астраханской области создается одна из форм государственной поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства. Бизнес-инкубатор - это перечень инновационных проектов, представленных субъектами малого бизнеса для рассмотрения в Администрацию Астраханской области, как потенциальных получателей государственных инвестиций. Основная цель и ожидаемый эффект от проекта создания бизнес-инкубаторов можно упорядочить:
1) Основные проблемы, на решение которых направлен проект:
- низкая "выживаемость" новых предприятий;
- высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение);
- дефицит пригородных и доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса (исходя из средних затрат на 1 кв.м.
- 18 тыс. руб.).
Цель и задачи проекта:
Цель - стимулирование новых предприятий.
Задачи:
- создание сети инновационных и производственных БИ для начинающих предприятий;
- разработка технологии для дальнейшего тиражирования БИ субъектами Р.Ф. и муниципальными образованьями.
Ожидаемый эффект:
- Создание 30-33 БИ;
- Создание новых предприятий малого бизнеса (от 600 до 825);
- Создание от 6600 до 8250 новых рабочих мест;
- Снижение издержек для субъектов малого предпринимательства на администрирование и организацию бизнеса.
- Повышение "выживаемости" субъектов малого предпринимательства.
- Создание тиражируемой технологии развития БИ.
- Вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества для малого предпринимательства.
Для того, чтобы образовать бизнес-инкубатор необходимо создать предполагаемые характеристики для создаваемых бизнес-инкубиторов:
Бизнес-инкубатор производит конкурс бизнес-планов предприятий. Победителям конкурса предоставляет помещение (рабочее место) в аренду по льготной ставке не более чем на 2 года. Бизнес-инкубатор для СМП предоставляет льготную аренду в течение двух лет: в первый год предоставление льготной аренды не превышаю-
щей 70% от ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта Р.Ф., во второй - не более 85%. По истечению двух лет СМП обязан покинуть бизнес-инкубатор. Также бизнес-инкубатор предоставляет образовательные, офисные и консалтинговые услуги малому бизнесу.
Региональный, муниципальный уровень и частный инвестор определяет объект или земельный участок, пригодный для создания БИ. Предоставляет в Минэкономразвития России конкурсную заявку на получение финансовых средств с обязательствами по целевому софинансирования БИ (не менее 50%), с возможностью привлечения частных инвесторов. Выделяет частные средства на строительство, реконструкцию, ремонт, техническое оснащение. Осуществляет текущее содержание проекта. Предоставляет помещение в долгосрочную аренду бизнес-инкубатору на срок не менее 10 лет по цене, не превышающей 35% о ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта Р.Ф. Осуществляет контроль за предоставлением льготных условий аренды для малого бизнеса.
Федеральный уровень определяет методику оценки проектов создания БИ, а также проводит конкурс проектов БИ среди субъектов Р.Ф. На данном уровне происходит выделение финансовых средств победителям в размере не более 50% от стоимости заявленного проекта на строительство, реконструкцию, ремонт, оснащение связью и оргтехникой. Ведется контроль за целевым использованием полученных по итогам конкурса бюджетных средств.
В связи с тем, что любой инвестиционный проект влечет за собой определенный уровень риска определяются риски проекта и степень их минимизации [1]:
Управление БИ производится следующим образом: выбирается на конкурсной основе БИ среди субъектов РФ. Субъекты РФ. прошедшие конкурсный отбор параллельно проводимых конкурс Управляющей компании, которая впоследствии может действовать по двум вариантам:
2. Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса
Помимо общепринятых малых предприятий работающих на внутреннем рынке существуют малые предприятия ориентированные на экспорт своей продукции за рубеж. Эти субъекты малого сектора экономики, претендующие на государственную поддержку, рассматриваются в бизнес-инкубаторе или управляющей компании как предприятия экспортно-ориентированного малого бизнеса.
Экспортно-ориентированный бизнес обращается в уполномоченную компанию с заявкой на конкурс:[2]
- субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования);
- частичное возмещение предпринимателю расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. сертификации;
- оплата расходов (не более 50%), связанных с участием в международной выставочно-ярмароч-ной деятельности.
Экспортно-ориентированный малый бизнес погашает часть расходов связанных с выходом на экспорт.
Уполномоченная компания проводит конкурс заявок среди экспортно-ориентированным СМП, победителю конкурса выплачивается компенсация (не более 50%) расходов, связанных с выходом на внешний рынок.
Риски проекта
1. Стандартные риски, сопровождающие строительство, реконструкцию объектов;
2. Неисполнение обязательства софинансировния со стороны субъекта Р.Ф.;
3.Нецелевое использование помещения (предоставление аренды по рыночной стоимости или не СМП).
Минимизация рисков
1. Формирование конкурсной комиссии с участием представителей профессиональных строительных объединений для проведения экспертизы проектов;
2. Включение финансовых санкций в государственный контракт. Установление временного запрета на участие в федеральных программах поддержки малого предпринимательства;
3.Создание при каждом бизнес-инкубаторе конкурсной комиссии с участием представителей объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, органов власти, осуществляющей отбор СМП.
Региональный уровень проводит конкурс для выбора уполномоченной. Софинансирует частичное возмещение расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок. Региональный уровень предоставляет уполномоченной компании средства, используемые для частичного возмещения СМП расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с выходом на экспорт.
Федеральный уровень проводит конкурс среди субъектов Р.Ф. Выделяет победителям бюджетные средства в целях частичного возмещения СМП расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок:
- субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования);
Вариант 1. Будет вести строительство объектов (оформление договорных отношений с субподрядчиком, контроль за целевым расходованием средств, контоль за своевременной сдачей объекта). Готовые объекты передаются в введение субъектов Российской Федерации.Стоимость услуг Управляющей компании - не более 5% от стоимости проекта.
Вариант 2. Будет вести строительство объектов (оформление договорных отношений с субподрядчиком, контроль за целевым расходованием средств, контроль за своевременной сдачей объекта). Готовые объекты сдаются в собственность субъекта Российской Федерации, но управление объектом осуществляется Управляющей компанией.
Стоимость услуг Управляющей компании - не более 3% от стоимости проекта.
Рис. 1. Развитие микрофинансирования малого бизнеса
Риски проекта Минимизация рисков
1.Коррупционность при распределении ресурсов; 1.Проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку. Раскрытие информации об учредителях предприятий. Непременным условием должно быть наличие у малого предприятия экспортного контракта. Наличие у коммерческого банка лицензии на право осуществления экспортных операций;
2.Недостаточность предлагаемых мер для выхода на внешний рынок; 2.Включение в перечень конкурсной документации бизнес плана проекта. Независимая экспертная оценка проекта;
З.Фальсификация документов, предъявляемых для компенсации; З.Предоставление документов, подтвержденных фактическим получением платежа;
4.Сложность в администрировании. 4.Формирование открытых процедур отбора проектов, постоянный мониторинг осуществления проекта, установление финансовых санкций за нецелевое использование средств в качестве способов оптимизации администрирования.
- частичное возмещение предпринимателю расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. сертификации, связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности.
Федеральный уровень осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Определение рисков проектов малого предпринимательства и их минимизация имеет особое значение в экспортно-ориентированном малом бизнесе, так как уровень рисков в этих случаях гораздо выше. Это связано с изменением политической ситуации в стране, нестабильностью курса национальной валюты, резкой переменой спроса и предложения на товарных рынках. В связи с этим необходимо учесть при рассмотрении экспортно-ориентированного малого бизнеса следующее:
Основными проблемами развития малого предпринимательства подчистую становятся вопросы микрокредитования. В связи с этим в Администрации Астраханской области разработан проект отражающей цели и принципы микрокредитования малого сектора экономии области.
Организационная структура взаимоотношений между Федеральным бюджетом, субъектами Российской Федерации и микрофинансовыми организациями (МФО) графически изображена на рис. 2.
Микрофинансовая организация подает заявку на выделение средств с целью частичного субсидирования процентной ставки по уже взятому банковскому кредиту. Полученная компенсация по выплаченным процентам составляет не более 50%.
Уполномоченная организация подает конкурсную заявку на получение предназначенных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО (не более 50%) и проводит конкурс среди микрофинансовых организаций с целью субсидирования части процентной ставки. Данной организацией осуществляется субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту, предоставленному МФО.
Субъект Федерации предоставляет а Минэкономразвития конкурсную заявку на получение бюджетных средств и выделяет предоставленные бюджетные федеральные средства (50%) и региональные средства (50%) на частичное субсидирования процентной ставки по кредитам МФО уполномоченной организации. Ведет контроль за целевым использование предоставленных бюджетных средств.
Федеральный уровень проводит конкурс среди субъектов Р.Ф., с условием софинансирования проекта (не менее 50%), имеющих собственные программы финансово-кредитной поддержки, в целях частичного субсидирования процентной ставки по банковским кредитам МФО. Федеральный уровень предоставляет бюджетные средства (не более 50% от субсидируемой суммы) и осуществляет контроль за целевым использованием этих средств.
Ожидаемые риски при осуществлении микрофинансирования может быть рассмотрено в следующих случаях:
1) коррупционность при выборе уполномоченной организации;
2) предполагаемые меры не должны повлиять на размер процентной ставки заемщика.
Для минимизации предпринимательских рисков можно провести следующие мероприятия:
1) проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку; включение в конкурсную комиссию представителей общественных объединений и Торгово-промышленной палаты Р.Ф.;
2) снижение процентной ставки в качестве необходимого условия получения государственной поддержки.
3. Поддержка малого инновационного бизнеса
При развитии малого предпринимательства в Администрации Астраханской области также рассматриваются инновационные проекты поддержки малого сектора экономики. Основной проблемой, на решение которой является недостаточное финансирование инновационных проектов в связи с отсутствием интереса у частных инвесторов финансировать такие проекты, а также ввиду высоких рисков.
Основная цель проекта - привлечение частного капитала к созданию новых малых инновационных предприятий. Исходя из цели, главной задачей проекта является финансирование большего числа инновационных проектов находящихся на начальной стадии создания прототипа продукта или производства в небольших масштабах.
Ожидаемый эффект по поддержке инновационных проектов - увеличение количества новых малых наукоемких предприятий и объема наукоемкой продукции.
На рис. 3 схематично изображен проект развития малого инновационного бизнеса. Малое инновационное предприятие разрабатывает инновационный проект, производит доработку результатов
Средние показатели эффективности проекта
Затраты федерального бюджета 450 млн. руб.
Затраты субъектов Российской Федерации
450 млн. руб.
(софинансирование)
Общая сумма затрат 900 млн. руб.
Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты:
Общие затраты на данное направление:
300 млн. руб.
Средний размер кредита -4 млн. 500 тыс. руб.; Размер ставки рефинансирования - 13%.
Компенсация -
4 млн. 500 тыс. руб. X 6,5% = 292,5 тыс. руб. (50% от ставки рефинансирования).
Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку - 1 026.
Частичная компенсация расходов связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности:
Общие затраты на данное направление:
300 млн. руб.
Средние затраты одного предприятия на оплату расходов связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности: 300 тыс. руб. (исходя из: стоимость 1 кв.м. - 50 евро; средняя площадь для 1 предприятия - 50 кв.м.; количество человек от одного предприятия - 4; средние расходы на перелет, размещение в гостинице и т.д. на одного человека -1600 евро).
Компенсация -
300 тыс. руб. X 0,5 = 150 тыс. руб. (50% от расходов).
Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку - 2 000.
Частичное возмещение расходов на оплату услуг связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. сертификации:
Общие затраты на данное направление: 300 млн. руб. Средние затраты одного предприятия на оплату услуг связанных с получением сертификата: 330 тыс. руб. Компенсация - 330 тыс. руб.X 0,5 = 165 тыс. руб. (50% от ставки рефинансирования).
Среднее количество предприятий получивших государственную поддержку - 1 800.
Рис. 2. Взаимодействие между федеральным бюджетом, субъектами Российской Федерации и микрофинансовыми организациями
Федеральный бюджет
Выделение целевых бюджетных средств направленных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО (на условиях 50-ти процентного софинансирова-ния)
Субъект Российской Федерации
(непременное условие - наличие собственных действующих финансово-кредитных программ малого бизнеса)
Выделение на конкурсной основе бюджетных средств направленных
на субсидирование процентной ставки по кредитам МФО. Контроль за целевым использованием пре доставленных средств.
Отчет о целевом использовании предоставленных средств
На конкурсной основе субсидирование процентной ставки (не более 50%) по банковским кредитам МФО
Микрофинансовые ор-
ганизации
(МФО)
Получение на общих основаниях банков ского кредита (30-35%)
Коммерческий банк
Рис. 3. Проект развития малого инновационного бизнеса
научно-технической деятельности; совместно с разработкой прототипа продукта, производит его испытание, патентование и составление бизнес-плана, а также налаживания серийного производства нового наукоемкого продукта.
Инвестор (венчурный, инвестиционный фонды, фонд поддержки малого предпринимательства) проводит конкурс на выбор инновационного проекта, а также осуществляет финансирование инновационных проектов по следующим направлениям:
- НИОКР;
- компенсация за арендную плату и иных расходов;
- приобретение оборудования.
Инвестор контролирует целенаправленное использование предоставленных средств.
На федеральном уровне проводится конкурс на выбор инвестора с условием софинансирования проекта не менее 40%. Победителю конкурса выделяются финансовые средства на безвозвратной и безвозмездной основе. Федеральный уровень имеет право представлять и направлять лиц, не являющихся государственными служащими, в конкурсную комиссию по выбору инновационных проектов, а также осуществляется контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Инновационные проекты вызывают маленький интерес у предприятий и финансовых компаний в связи с большими вероятными рисками, такие как:
1) коррупционность при выборе инвесторов (венчурный, инвестиционный фонды, фонд поддержки малого предпринимательства);
2) недостаточное количество качественных инновационных проектов (неосвоение выделенных средств).
Для минимизации выше указанных рисков, возможно провести следующие мероприятия:
1) проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку; включение в конкурсную комиссию представителей научных и образовательных организаций;
2) конкуренция между отобранными инвесторами.
Средние показатели эффективности проекта:
- Затраты федерального бюджета 300 млн. руб.
- Затраты субъектов Российской Федерации 300 млн. руб. (софинансирование).
- Общая сумма затрат 600 млн. руб.
Средние затраты одного предприятия на реализацию инновационного проекта - "от опытного
образца до серийного производства" - от 3 млн. руб. до 6 млн. руб.
Компенсация (составляет 80% от суммы расходов, оставшиеся 20% - средства предприятия) - от 2 млн. 400 тыс. руб. до 4 млн. 800 тыс. руб.
Количество предприятий получивших государственную поддержку - от 250 до 125.
Исходя из мировой практики при венчурном финансировании такого рода проектов, успешным является одно из десяти. Таким образом, количество успешных проектов может достичь от 25 до 12.
Выводы
На примере развития инновационного бизнеса Астраханской области эффективными организационными формами, позволяющими с минимальными затратами реализовать эффект экономии на масштабах инновационного бизнеса, являются комплексные и специализированные (в том числе для энергетического машиностроения, электронной, химической, текстильной, пищевой промышленности, сельского хозяйства) технологические центры (технопарки, технополисы и т.д.), поскольку позволяют обеспечить системное применение финансовых инструментов (льготных налогов, льготных кредитов, льготных таможенных пошлин). При этом в функции инновационно-технологических центров должно быть включено создание специальных фондов для финансирования:
- прикладных НИР по федеральным и региональным программам с последующей передачей отработанных технологий инновационным фирмам малого и среднего бизнеса на льготных условиях;
- распространения маркетинговой и технической информации с помощью семинаров, выставок, баз данных;
- тестирования и сертификации материалов и продукций, метрологического контроля и помощи в управлении качеством;
- консультаций и экспертиз, помощи в освоении новой техники и технологии;
- допуска к опытной, лабораторной и вычислительной базе способных исследователей и изобретателей;
- обучения персонала, связанного с оказанием инновационных услуг.
Россия в ближайшие годы не имеет возможности напрямую субсидировать инновационный бизнес, как это делали в 1980-х гг. развитые зарубежные страны. Тем важнее развитие венчурного финансирования, реорганизация и упрощение
налогообложения, создание системы конкурсного возвратного финансирования инновационных проектов на долевой основе.
Поэтому во избежание нерационального использования и прямого расхищения бюд-
жетных средств целесообразно объединить многочисленные "некоммерческие" фонды в единую систему под контролем федеральной и региональных администраций инновационного бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2008 год. (Выпуск 15)-Астрахань. ГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Волга" Администрации Астраханской области. ББК 65.9 (2Р-4 Астр). С. 692.
2. Социально-экономические проблемы устойчивого развития региональных агропродовольственных систем в переходной экономике: Материалы научных чтений, посвященных 80-летию первого директора ИагП РАН В.Б. Островского (Островские чтения 2004). Саратов: ИАгПРАН, 2004. 217 с.
3. Финансовая политика России: учебное пособие / Под ред. Ф59 Р.А. Набиева, Г.А. Такта-рова. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с. 1.
Социально-экономическое развитие Астраханской области за 2008 год. (Выпуск 15)-Астрахань. ГУП "Издательско-полиграфический комплекс "Волга" Администрации Астраханской области. ББК 65.9 (2Р-4 Астр). С. 692.
2. Социально-экономические проблемы устойчивого развития региональных агропродовольственных систем в переходной экономике: Материалы научных чтений, посвященных 80-летию первого директора ИагП РАН В.Б. Островского (Островские чтения 2004). Саратов: ИАгПРАН, 2004. 217 с.
3. Финансовая политика России: учебное пособие / Под ред. Ф59 Р.А. Набиева, Г.А. Тактарова. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.
УДК 621.45:585.14
Оганян М. А.
управление инвестиционным климатом на основе определения неоднородности регионов
Инвестиционный климат регионов различен и базируется на неоднородности социально-экономического развития регионов. Формирование гармоничного инвестиционного поля является одной из задач экономического развития на федеральном уровне. Таким образом, проблемы сглаживания инвестиционной неоднородности являются приоритетными. Они могут найти свое решение через построение системы управления инвестиционным климатом с помощью механизма сглаживания неоднородности инвестиционной составляющей развития регионов.
Однако повышение уровня инвестиционного сглаживания между регионами не должно осуществляться обособленно от решения проблем по другим направлениям их развития, таких как промышленная политика, социальная, инновационная, фискальная и другие ее виды. При этом важным является максимальное согласование целей и задач, а также инструментов реализации и контроля за осуществлением мероприятий в рамках данных направлений.
В связи с этим возникает необходимость определения места и роли политики инвестиционного сглаживания в общей политике регионального развития, а также определение механизма координации и согласования интересов, достигаемых в рамках стратегии инвестиционного сглаживания, с другими стратегическими направлениями развития.
Таким образом, дальнейшее исследование будет построено на изложении и доказательстве следующих положений:
— во-первых, существующая федеральная политика в отношении регионов должна быть ориентирована на их социально-экономическое сближение, вследствие этого нами будут определены предпосылки и причины такого сближения, а также необходимость его осуществления;
— во-вторых, одной из важных составляющих политики социально-экономического сближения регионов является политика инвестиционного сглаживания, которая ориентирована на сбалансирование инвестиционного климата регионов