УДК 332.1
Ольга Николаевна Соколова
(кандидат экономических наук, профессор, заведующая кафедрой антикризисного управления, оценки бизнеса и инноваций Алтайского государственного университета,
г. Барнаул) Александр Владимирович Жигалов (магистрант Алтайского государственного университета, г. Барнаул)
ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное предпринимательство, стимулирование инновационной деятельности, государственная поддержка.
Государственная поддержка инновационной деятельности как одно из ключевых направлений государственной инновационной политики является важнейшим условием на пути инновационного развития общества. Государство оказывает поддержку такой деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
Стимулирование инноваций осуществляется благодаря работе специальных ведомств и министерств, а также научных и технологических фондов, коммерческих банков, технопарков, страховых фондов за счет: пониженных ставок налогообложения, льготных кредитов, страхования рисков, денежных вложений в венчурное предпринимательство. Инновационная деятельность регулируется и защищается законодательством [1; 2]. Методы стимулирования инноваций можно условно разделить на прямые и косвенные. К прямым относятся бюджетное финансирование научных разработок, льготное кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам на инновационную деятельность, предоставление в пользование государственных площадей, государственные заказы. Косвенные методы государственной поддержки инноваций опосредованно стимулируют инновационную деятельность, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, ими может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.
Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему.
В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации [3]:
1) освобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, имущество, землю, а также таможенные пошлины при импорте научного оборудования и т.п.);
2) налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;
3) налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.
Особое внимание следует уделить финансовому стимулированию инноваций, которое включает в себя источники поступления финансовых ресурсов, их аккумуляцию, осуществление контроля за инвестициями, а также механизм возвратности вложенных в инновационный процесс средств. Его отличительной особенностью является многообразие источников финансирования инновационной деятельности, среди которых государственный капитал, кредитные ресурсы, инвестиции в ценные бумаги, венчурный, иностранный и собственный капитал предприятий и организаций [4].
В настоящее время в качестве основных источников финансирования инновационной деятельности выступают:
- бюджетные ассигнования федеральных и региональных уровней;
- собственные средства предприятий;
- финансовые ресурсы инвестиционных компаний, коммерческих банков;
- иностранные инвестиции;
- средства научных фондов.
Характеру рыночных отношений в наибольшей степени соответствуют кредитные ресурсы, которые могут использоваться на всех этапах инновационной деятельности. В то же время в России кредитование инновационной деятельности не получает широкого распространения и в наибольшей степени доступно только для крупных и средних предприятий.
В нашей стране сегодня создаются условия для развития инноваций в перспективных отраслях промышленности. Сформировалась национальная инновационная система: образованы институциональные структуры, появились финансовые институты и используются механизмы финансирования, разработаны нормативно-правовые акты. Нельзя оставить без внимания федеральные целевые программы, а также ключевые документы, касающиеся инновационной деятельности. Среди важнейших - «Стратегия развития России до 2020 г.», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» и «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» [5].
Специфика инновационных процессов, наличие существенного риска на начальном этапе высокотехнологичного бизнеса вызывают потребность инновационных компаний в особых мерах поддержки с использованием механизмов государственно-частного партнерства [6]. Органами исполнительной власти Алтайского края используется комплексный подход к поддержке инновационной деятельности. Основными формами финансовой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, осуществляемой из средств бюджета Алтайского края и привлекаемых на условиях софинанси-рования ресурсов Минэкономразвития России, являются гранты и субсидии на приобретение оборудования, разработку новых продуктов, сертификацию и патентование, маркетинговые исследования, выставочно-ярмарочную деятельность. В целях формирования проектной направленности инновационной деятельности субсидии привязаны к реализации конкретного проекта и распределяются на конкурсной осно-
ве. Инициатива региональных органов исполнительной власти была поддержана органами местного самоуправления трех самых крупных городов края: Барнаула, Бийска, Рубцовска. С 2011 г. была предложена новая мера поддержки инновационных компаний - субсидирование расходов, осуществленных в рамках участия в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях. Стоит отметить опыт Барнаула по внедрению инновационных решений в городское хозяйство, для чего организован конкурс среди исследовательских и производственных организаций на соискание грантов главы администрации г. Барнаула. Особое внимание в регионе уделяется развитию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. Так, льготные условия деятельности предлагаются резидентам Алтайского бизнес-инкубатора и его филиала в наукограде Бийске - Бизнес-инкубатора инновационного типа, который был открыт в 2011 г. На территории последнего заработал центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием в составе четырех лабораторий по направлениям: биотехнологии, нанотехнологии, химия, полимерные и композиционные материалы.
Одним из механизмов финансовой поддержки инновационных организаций на ранних стадиях и развития инфраструктуры является сотрудничество с институтами развития. На настоящий момент ведущим таким институтом в области высокотехнологичного бизнеса является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, сотрудничество с которым строится на основе соглашения. Главная задача данного фонда -генерирование достаточного потока проектов для последующего их финансирования другими институтами развития.
Эффективное использование финансовых ресурсов обеспечивается организационной и информационной поддержкой, что выступает непременным атрибутом грамотной региональной политики по поддержке субъектов предпринимательства. Инновационным компаниям оказывается содействие в подготовке конкурсных материалов для участия в проектах и программах регионального и федерального уровня, коммерциализации научных разработок. Обеспечивается эффективное функционирование инновационных кластеров и продвижение
кластерных инициатив. Резидентам бизнес-инкубаторов за счет средств краевого бюджета оказываются юридические услуги и услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, бизнес-планирования, аудита, предоставляется доступ к информационным базам данных.
Активное позиционирование научно-технического и инновационного потенциала региона осуществляется в рамках научных форумов, конференций и выставочно-ярмарочных мероприятий инновационной тематики как на территории края, так и в других регионах страны и за рубежом.
Поддержку инновационных компаний осуществляют следующие структуры:
1. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
1.1. Субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам.
Суть поддержки: субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым в российских кредитных организациях для обеспечения реализации инвестиционных проектов [7].
Размер поддержки: 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации края от 15 сентября 2007 г. №437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
1.2. Субсидирование налога на имущество организаций края.
Суть поддержки: субсидирование затрат зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Алтайского края коммерческих организаций реального сектора экономики всех форм собственности по налогу на имущество, зачисляемому в краевой бюджет.
Размер поддержки: определяется исходя из суммы капитальных вложений, произведенных организацией при реализации инвестиционного проекта, уменьшенной на сумму бюджетных средств, полученных для его реализации, но не более фактически уплаченной суммы налога на имущество, зачисляемой в краевой бюджет.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации края от 15 сентября 2007 г. №437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
1.3. Субсидирование налога на прибыль организаций края.
Суть поддержки: субсидирование затрат зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Алтайского края коммерческих организаций реального сектора экономики всех форм собственности по налогу на прибыль в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет.
Размер поддержки: от 4 до 100% налога на прибыль организации в части сумм, подлежащих зачислению в краевой бюджет.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации края от 15 сентября 2007 г. №437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
1.4. Предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Алтайского края.
Суть поддержки: предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда Алтайского края для реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства:
- для создания (строительства и (или) реконструкции) объектов капитального строительства транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры государственной собственности Алтайского края и (или) муниципальной собственности, необходимой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства, относящихся к объектам производства или инфраструктуры;
- для разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности Алтайского края или муниципальной собственности, предполагаемые к созданию в рамках концессионных соглашений;
- для финансирования части расходов концессионеров (в том числе на разработку проектной документации; на создание в рамках
концессионных соглашений объектов капитального строительства; на разработку проектной документации на объекты капитального строительства, а также последующее создание указанных объектов в рамках концессионных соглашений).
Размер поддержки: стоимость инвестиционного проекта, имеющего общегосударственное значение, должна быть не менее 5,0 млрд руб.; стоимость инвестиционного проекта, имеющего региональное значение, - не менее 500,0 млн руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации края от 15 сентября 2007 г. №437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
1.5. Передача в залог государственного имущества для обеспечения обязательств субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность.
Суть поддержки: передача в залог имущества казны Алтайского края, в том числе акций (долей) хозяйственных обществ, для обеспечения обязательств организаций и индивидуальных предпринимателей перед третьими лицами при осуществлении инвестиционной деятельности.
Размер поддержки: для крупных инвестиционных проектов, стоимость которых составляет не менее 1,5 млрд руб.; суммарная доля собственных средств организации, инвестируемых в проект, должна быть не менее 30% его стоимости.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки:
Постановление администрации края от 15 сентября 2007 г. №437 «О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
1.6. Региональный конкурс инновационных проектов «Новый Алтай».
Суть поддержки: субсидирование расходов на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (пе-
редачи), новых производственных процессов; приобретение оборудования, устройств, механизмов, станков, приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин в рамках реализации инновационного проекта; приобретение новых технологий, в том числе приобретение прав на патенты и лицензий на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов; приобретение комплектующих, необходимых для создания новых товаров, в рамках реализации инновационного проекта; обучение и подготовку кадров, трудовая деятельность которых связана с инновациями; маркетинговые исследования; сертификацию и патентование.
Размер поддержки: до 500 тыс. руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Указ губернатора Алтайского края от 25 сентября 2015 г. №98 «О ежегодном краевом конкурсе инновационных проектов "Новый Алтай"».
2. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
2.1. Гранты начинающим предпринимателям.
Суть поддержки: субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в том числе с арендой помещений, приобретением основных средств и материалов, а также выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос).
Размер поддержки: до 500 тыс. руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 25 июня 2014 г. №291 «О проведении конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде целевых грантов на создание собственного бизнеса».
2.2. Субсидирование затрат на приобретаемое оборудование.
Суть поддержки: субсидии на возмещение части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат на приобретенное оборудование, непосредственно
участвующее в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) [8].
Размер поддержки: до 15 млн руб. на один субъект со среднесписочной численностью работников 30 и более человек, до 7,5 млн руб. на один субъект со среднесписочной численностью работников от 10 до 29 человек.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 30 июня 2014 г. №294 «О проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидирования части затрат, связанных с приобретением оборудования».
2.3. Субсидирование процентной ставки по кредитам.
Суть поддержки: субсидии на возмещение затрат, связанных с субсидированием процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования в целях создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров.
Размер поддержки: не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и в размере не более 5 млн руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 14 июля 2014 г. №325 «О проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства».
2.4. Субсидирование затрат по договорам лизинга.
Суть поддержки: субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением техники и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга).
Размер поддержки: до 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации при субсидировании части затрат на уплату лизинговых платежей, но не более 70%;
при субсидировании уплаты первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга - в размере, не превышающем 1,5 млн руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 14 июля 2014 г. №326 «О проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидирования части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) техники и оборудования».
2.5. Субсидирование затрат, связанных с ремесленной деятельностью.
Суть поддержки: субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим на территории Алтайского края ремесленную деятельность, предусмотренную Перечнем видов ремесленной деятельности, утвержденным Постановлением администрации края от 12 мая 2011 г. №256.
Размер поддержки: до 50% затрат, не более 500 тыс. руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации края от 23 сентября 2014 г. №432 «О проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих ремесленную деятельность, для предоставления государственной поддержки в виде субсидий».
3. Некоммерческая организация «Алтайский гарантийный фонд».
Поручительство по банковским кредитам.
Суть поддержки: предоставление поручительств по банковским кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства в случае недостаточности собственного залогового обеспечения.
Размер поддержки: до 25 млн руб. для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в производственной сфере реального сектора экономики, осуществляющих инвестиционные проекты модернизации производства и (или) инновационную деятельность; до 10 млн руб. для остальных.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 24 февраля 2011 г. №82 «О некоммерческой организации «Алтайский гарантийный фонд».
4. Некоммерческая организация «Алтайский фонд микрозаймов».
Займы.
Суть поддержки: предоставление заемных средств на возвратной и возмездной основе (процентная ставка - 8,5% годовых) на пополнение оборотных средств, на инвестиционные цели (покупка автотранспорта, оборудования, ремонт помещения и т.п.).
Размер поддержки: до 1 млн руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Постановление администрации Алтайского края от 13 марта 2009 г. №91 «Об Алтайском фонде микрозаймов».
5. Управление Алтайского края по промышленности и энергетике.
Гранты губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий.
Суть поддержки: гранты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов на реализацию заранее заявленных инновационных проектов в сфере машиностроения, в частности на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний, сертификацию новой техники.
Размер поддержки: до 2 млн руб.
Правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления поддержки: Указ губернатора Алтайского края от 27 марта 2014 г. №25 «О грантах губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий».
В крае реализуется поддержка предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях:
- производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
- биотехнологии;
- синтез лекарственных средств и пищевых добавок;
- машиностроение;
- химия и новые материалы;
- индустрия наносистем и материалов;
- высокоэффективные строительные материалы и технологии;
- информационные системы и технологии;
- охрана окружающей среды и рациональное природопользование;
- энергетика и энергосбережение;
- новые технологии в социальной сфере.
Алтайским центром кластерного развития
осуществлялась финансовая поддержка совместных кластерных проектов по разработке инновационных продуктов и технологий, стандартизация и сертификация продукции участников кластеров в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза, реализовывались программы повышения квалификации. Продолжается практика проведения ежегодного конкурса инновационных проектов «Новый Алтай» и краевого конкурса «Интеллектуальный капитал Алтая»: 12 победителей получили 1,9 млн руб. Помимо этого, разработан новый конкурс исследовательских проектов, ориентированный на молодежь, - «Научное наследие Алтая». Впервые организована коллективная площадка Фестиваля науки, программа которого объединила около 400 мероприятий и привлекла более 15 тыс. участников. Алтайским центром инноваций социальной сферы проведено 15 образовательных и коммуникационных мероприятий, организована Школа социального предпринимательства, выпущена серия информационно-методических материалов по различным вопросам ведения бизнеса в социальной сфере, организован конкурс инновационных проектов социального предпринимательства. В регионе начата работа по формированию сети центров молодежного инновационного творчества, обеспечивающих доступ к технологиям и оборудованию современного цифрового производства для изготовления функциональных прототипов новых продуктов. На создание пяти таких объектов в Барнауле и Бийске направлено 28 млн руб. бюджетных ресурсов. Планируется, что сеть пополнится центрами в Рубцовске и Слав-городе.
Активизация инновационной деятельности в Алтайском крае достигается совместными усилиями региональных органов власти, представителей науки и бизнеса.
Библиографический список
1. Денисов, Г. А. Инновации: анализ, финансирование, стимулирование (отечественный и зарубежный опыт) / Г.А. Денисов, М.И. Каменецкий, В.В. Остапенко. - М. : МАКС Пресс, 2001. - 284 с.
2. Межов, С.И. Эффективность бизнеса в условиях инноваций / С.И. Межов // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2015. - №1. - С. 82-85.
3. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края: официальный сайт. - URL : http:// www.econom22.ru/.
4. Ример, В.Л. Формирование инновационных инструментов регионального развития / В.Л. Ример // Пространственная экономика. - 2007. - №4. - С. 79-87.
5. Шваков, Е.Е. Программа развития инвестиционного потенциала промышленного предприятия как инструмент реализации государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере / Е.Е. Шваков, Ж.В. Лазарева, И.С. Чистякова // Фундаментальные исследования. - 2015. - №9-3. - С. 609-613.
6. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры: официальный сайт. - URL : http://altsmb.ru/.
7. Инновационная Россия - 2020 : стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / Минэкономразвития России. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006124/#72.
8. Мартенс, А.А. Государственно-частное партнерство и его роль в модернизации жилищно-коммунального хозяйства регионов и муниципалитетов (на примере Алтайского края) / А.А. Мартенс // Муниципалитет: экономика и управление. - 2011. - №1 (1). - С. 62-65.
References
1. Denisov, G.A. Innovatsii: analiz, finansirovanie, stimulirovanie (otechestvennyiy i zarubejnyiy opyit) / G.A. Denisov, M.I. Kamenetskiy, V.V. Ostapenko. - M. : MAKS Press, 2001. - 284 s.
2. Mejov, S.I. Effektivnost biznesa v usloviyah innovatsiy / S.I. Mejov // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2015. - №1. - S. 82-85.
3. Glavnoe upravlenie ekonomiki i investitsiy Altayskogo kraya: ofitsialnyiy sayt. - URL : http://www. econom22.ru/.
4. Rimer, V.L. Formirovanie innovatsionnyih instrumentov regionalnogo razvitiya /V.L. Rimer // Prostranstvennaya ekonomika. - 2007. - №4. - S. 79-87.
5. Shvakov, E.E. Programma razvitiya investitsionnogo potentsiala promyishlennogo predpriyatiya kak instrument realizatsii gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v investitsionnoy sfere / E.E. Shvakov, J.V. Lazareva, I.S. Chistyakova // Fundamentalnyie issledovaniya. - 2015. - №9-3. - S. 609-613.
6. Upravlenie Altayskogo kraya po razvitiyu predprinimatelstva i ryinochnoy infrastrukturyi: ofitsialnyiy sayt. - URL : http://altsmb.ru/.
7. Innovatsionnaya Rossiya - 2020 : strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. / Minekonomrazvitiya Rossii. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/tf72.
8. Martens, A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i ego rol v modernizatsii jilischno-kommunalnogo hozyaystva regionov i munitsipalitetov (na primere Altayskogo kraya) / A.A. Martens // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. - 2011. - №1 (1). - S. 62-65.