Научная статья на тему 'Управление инвестиционной привлекательностью организации'

Управление инвестиционной привлекательностью организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ФАКТОРЫ / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / САМООЦЕНКА / СТАНДАРТ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / FACTORS / EVALUATION METHODS / SELF-ASSESSMENT / STANDARD QUALITY MANAGEMENT / INTEGRAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волынская Ольга Александровна

Статья посвящена актуальным вопросам управления инвестиционной деятельности коммерческих организаций. Автором рассмотрен концептуальный подход к самооценке инвестиционной привлекательности организации в контексте стандарта менеджмента качества, а также классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of investment attractiveness of the organization

The article is devoted to topical issues of managing investment activities of commercial organizations. The author considers the conceptual approach to self-assessment of the organization's investment attractiveness in the context of the quality management standard classification, as well as the factors influencing the investment attractiveness of the organization.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционной привлекательностью организации»

4) стратегический контроль. Стратегический контроль, который является конечным этапом процесса стратегического управления, в той или иной степени развит на предприятиях, но только 2 из 15 предприятий используют Balanced Scorecard в процессе стратегического управления. Разработка системы сбалансированных показателей - ССП (Balanced Scorecard - BSC) и ключевых показателей эффективности - KPI (Key Performance Indicator) поможет повысить эффективность реализуемых к предприятиями "нефинансовых" мер, таких как повышение качества услуг и сервиса.

Литература:

1. Бондаренко Л.В. Организационно-экономические основы обеспечения конкурентоспособности рекреационно-туристких услуг //Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 2-3. - С. 137-140.

2. Валуйсков Н.В., Ветров Ю.П., Гаврилова A.B. Научные исследования: информация, анализ, прогноз. - Воронеж, 2007. - Том 16.

3. Гаврилова H.A., Якушина В.В. Актуальные проблемы стратегического управления гостиничным бизнесом в России и пути их решения // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2016. - № 7 (29). - С. 29-31.

4. Горенбургов М.А. Бизнес-планирование и его роль в эффективном управлении гостиничным бизнесом // Вестник Национальной академии туризма. - 2007. - № 1 (2). - С. 27.

5. Горяева Е.Д. Стратегическое управление как основа развития предприятий индустрии гостеп-

риимства и туризма на современном этапе// Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3(55).-С. 336-339.

6. Кольпиков И.С., Радина О.И. Гостиничная индустрия Ростовской области встречает Чемпионат мира по футболу // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4-1. - С. 110.

7. Казьмина Л.Н., Провоторина В.В. К вопросу о динамике развития гостиничной индустрии и туризма Ростовской области в период подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2017. -№5 (96).-С. 109-114.

8. Никифоров И.В. Стратегические основы управления гостиничным бизнесом в крупном городе // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. -С. 405-409.

9. Пономарева Н.В. Современные теоретические концепции и международная практика учета деловой репутации, возможность их адаптации в России // Экономика и предпринимательство. -2014. - № 12-3 (53-3). - С. 540-544. Ю.Савчишкина Е.П. Формирование эффективной системы управления развитием организаций сферы гостеприимства // Региональная экономика. Юг России. - 2010. - № 11. - С. 300-310. П.Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 66. - С. 194-205.

12.Шмаков B.C., Сердюкова Ю.С. Методологические проблемы моделирования развития сельского социума // Сибирский философский журнал. -Новосибирск, 2012. - Том 10. - № 4. - С. 101 -107.

MANAGEMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE ORGANIZATION

Volynskaya Olga Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Siberian State Transport University, Novosibirsk

The article is devoted to topical issues of managing investment activities of commercial organizations. The author considers the conceptual approach to self-assessment of the organization's investment attractiveness in the context of the quality management standard classification, as well as the factors influencing the investment attractiveness of the organization.

Keywords: investment attractiveness; factors; evaluation methods; self-assessment; standard quality managementintegral evaluation.

УДК 338.2 ВАК РФ 08.00.05

© Волынская O.A., 2018

ВОЛЫНСКАЯ Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск volynskaya_ о!да@таИ. г и

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКА ТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена актуальным вопросам управления инвестиционной деятельности коммерческих организаций. Автором рассмотрен концептуальный подход к самооценке инвестиционной привлекательности организации в контексте стандарта менеджмента качества, а также классификация факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность организации. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; факторы; методики оценки; самооценка; стандарт менеджмент качества; интегральная оценка.

I

Для устойчивого функционирования экономики страны одним из определяющих условий является динамичное развитие инвести-

ционной деятельности, масштабы которой в свою очередь определяются инвестиционным климатом и инвестиционной активностью.

Инвестиционная активность - это системная характеристика, которая взаимосвязана со следующими финансово-экономическими категориями: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, уровень инвестиционного риска, объемы и структура привлекаемых инвестиций в основной капитал и т.д. [1]

Инвестиционная активность является фактической реализацией инвестиционного потенциала, учитывающей уровень возникающих инвестиционных рисков.

Инвестиционный климат зависит от инвестиционного потенциала и уровня инвестиционных рисков и формируется под влиянием факторов, характерных для страны или региона, которые определяют возможность и стимулы к реализации инвестиций, расширению деятельности, созданию рабочих мест.

Втрактовке Финансово-кредитного энциклопедического словаря инвестиционный климат является совокупностью "сложившихся политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала" [2].

Согласно методики рейтингового агентства "Эксперт РА" инвестиционный потенциал региона складывается из 9 частных потенциалов: природ-но-ресурсного, трудового, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного, институционального, финансового и туристического [3].

Инвестиционный риск-это риск обусловленный потерей первоначальной стоимости (полностью или частично) инвестированного капитала в результате воздействия различных внешних (политических, экономических, природно-климатических) и внутренних (корпоративных) факторов.

Инвестиционная привлекательность организации характеризуется перспективностью,

выгодностью и эффективностью вложения капитала в расширение деятельности предприятия при минимизации риска инвестирования средств с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также повышения конкурентоспособности.

На инвестиционную привлекательность организации оказывает влияние большое количество различных факторов, которые принято делить на:

- внешние (экзогенные), возникающие в результате внешнего воздействия;

- внутренние (эндогенные), возникающие в силу внутренних причин.

К внешним факторам относятся факторы, формирующие инвестиционную привлекательность страны, региона, а также отдельных отраслей. Внутренние факторы непосредственно зависят от производственно-финансовой деятельности организации, их условно можно разделить их на пять групп: финансовое состояние, ресурсный потенциал, качество менеджмента, инновационная деятельность, деловая репутация (рис. 1).

Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия

Внешние (экзогенные)

Е

Инвестиционная привлекательность

страны

♦ социально-политическая стабильность;

♦ уровень общеэкономического развития;

♦ уровень инфляции;

♦ демографические показатели;

♦ развитость финансово-кредитной системы;

♦ оптимизация механизмов государственного регулирования;

♦ совершенствование законодательства;

♦ налоговое администрирование

региона

♦ географическое положение;

♦ экономические и налоговые условия региона;

♦ уровень коррупциогенности;

♦ уровень инвестиционной инфраструктуры (транспортная доступность, наличие ресурсов)

отрасли

♦ значимость отрасли в экономике страны;

♦ устойчивость к экономическому спаду;

♦ социальная значимость;

♦ степень государственной поддержки развития;

♦ отраслевые риски;

♦ конкуренция;

♦ емкость рынка;

♦ уровень среднеотраслевой рентабельности;

♦ эластичность цен;

♦ капиталоемкость

Внутренние (эндогенные)

Финансовое ♦ финансовая

состояние устойчивость;

♦ ликвидность;

♦ деловая активность;

♦ рентабельность

Ресурсный потенциал

♦ материальные ресурсы;

♦ финансовые ресурсы;

♦ трудовые ресурсы;

♦ информационные ресурсы

Качество ♦ управленческие

менеджмента решения;

♦ корпоративная культура;

♦ постоянное улучшение;

• профессионализм

менеджеров

Инновационная деятельность ♦ внедрение передовых технологий в технологический

процесс; ♦ наличие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; ♦ наличие патентов

Деловая репутация ♦ наличие собственного бренда; ♦ хорошая кредитная

♦ устойчивые связи с контрагентами; ♦ транспарентность деятельности; ♦ соблюдение кодекса социальной ответственности

Рисунок 1 - Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность организации (рисунок автора)

Инвестиционная привлекательность организации как потенциального объекта инвестирования оценивается менеджментом организации в ходе выявления целесообразности реализации капитальных вложений (инвестиций) в техническое перевооружение, реконструкцию, а также в случае расширения деятельности организации.

Существует взаимосвязь между эффективным менеджментом и достижением финансово-экономического эффекта. Стратегическим решением высшего руководства организацией является принятие принципов менеджмента, использование которых, с целью обеспечения инвестиционной привлекательности на основе самооценки организации в контексте стандартов системы менеджмента качества, способствует развитию системного подхода для достижения финансовых и экономических целей.

Анализ инвестиционной привлекательности организации необходимо проводить на основе ее самооценки в контексте Национального стандарта РФ "Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества" (рис. 2).

Цикл постоянного повышения инвестиционной привлекательности предприятия

ПЛАН

исследование и анализ инвестиционного рынка;

♦ выявление наиболее эффективных направлений инвестирования средств;

♦ формирование инвестиционного портфеля с учетом факторов риска-доходность;

♦ разработка альтернативных вариантов инвестиционных решений, их оценка и принятие к реализации конфетного варианта;

♦ ¿\ЛГОТ-анапиз (достоинства, недостатки, возможности, угрозы);

♦ бизнес-планирование;

♦ планирование потребностей в ресурсах;

♦ анализ показателей эффективности инвестиций (в т.ч. расчет срока окупаемости инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ идентификация и анализ рисков инвестиционного проектирования

ВЫПОЛНЕНИЕ

♦ привлечение источников финансирования на наиболее выгодных условиях;

♦ непосредственная реализация принятого инвестиционного решения;

♦ мониторинг и управление реализацией принятого инвестиционного решения;

♦ управление несоответствиями, возникающими при реализации принятого инвестиционного решения;

♦ корректирующие действия

ПРОВЕРКА

♦ контроль за достижением предусмотренных параметров инвестиционных решений в процессе эксплуатации объекта инвестирования;

♦ информационная панель показателей;

♦ анализ прибыли на инвестированный капитал, в т.ч. рентабельности инвестиций акционеров (TSR - Total shareholders return), рентабельности инвестированного капитала (ROIC-retum on Invested capital)

Рисунок 2 - Концептуальный подход к самооценке инвестиционной привлекательности организации в контексте стандарта менеджмента качества (рисунок автора)

С помощью эффективного управления инвестиционными ресурсами и внедрения процессов, направленных на повышения общего благосостояния организации может быть достигнут экономический эффект от реализации

инвестиционной деятельности, который является результатом повышения эффективности деятельности организации, выражается в денежной форме и реализуется путем внедрения в организации экономически эффективных методов общего и инвестиционного менеджмента.

Для разработки мер по повышению инвестиционной привлекательности организации, необходимо провести диагностику производственно-финансового состояния организации, что позволит выявить достоинства, недостатки, возможности, угрозы деятельности организации, идентифицировать и проанализировать риски инвестирования.

Для оценки уровня инвестиционной привлекательности организации используют различные подходы, различающиеся в зависимости от целей анализа по выбору системы показателей, их количеству и качественным характеристикам.

Согласно традиционным методикам оценка инвестиционной привлекательности организации осуществляется на основе системы показателей финансового состояния хозяйствующих субъектов, хотя более обоснованными представляются методики, которые не ограничиваются данными лишь бухгалтерской финансовой отчетности организации.

Инвестиционную привлекательность организации характеризует совокупность показателей ее финансового состояния, на основе анализа которых потенциальный инвестор принимает управленческое решение о целесообразности вложения финансовых средств, направленных на развитие конкретной организации, исключая значительный риск их потери или неполучения ожидаемого дохода на инвестированный капитал, наиболее обоснованно подходить к оценке инвестиционной привлекательности организации с позиций комплексной оценки экономического и рыночного потенциалов.

Для оценки инвестиционной привлекательности широко используется метод интегральной оценки, позволяющий рассчитать по-

ДЕЙСТВИЕ

♦ документирование накопленных знаний;

♦ рекомендации по улучшению;

♦ целевой уровень выполнения задач;

♦ стратегический план

SZ

Выход

Полученный эффект

♦ оптимизация процесс-сов и повышение их результативности эффективности;

♦ расширение деятельности, повышение надежности и устойчивости организации;

♦ повышение конкурентоспособности;

♦ повышение дохода от инвестированного капитала;

♦ повышение инвестиционной привлекательности

казатель, учитывающий значения нескольких показателей, скорректированных в соответствии с их весомостью и другими факторами.

Существуют разные подходы в отношении того, какие именно показатели должны входить в интегральную оценку инвестиционной привлекательности организации. Специалисты считают, что основными, удовлетворяющими требованиям международного меморандума Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета (International Accounting Standarts Commitec - IASC) являются показатели оценки: имущественного состояния, финансовой устойчивости, ликвидности, деловой активности, прибыльности, рыночной активности.

Интегральная оценка инвестиционной привлекательности позволяет в одном показателе отразить много разных факторов по содержанию, единицам измерения, весомости и другим характеристикам. Расчет интегрального показателя упрощает процедуру оценки инвестиционной привлекательности организации.

Используя только интегральный метод оценки инвестиционной привлекательности, сложно определить перспективы развития оцениваемой организации в долгосрочном периоде.

Данный аспект инвестиционной привлекательности можно оценить на основе стоимостного подхода. Так как максимизация рыночной стоимости организации является главной целью стратегического управления и прирост стоимости является главным критерием эффективности управления, то данный фактор является одним из критериев инвестиционной привлекательности.

Показатель, применяемый для оценки эффективности деятельности организации с позиции его собственников, - экономическая добавленная стоимость (Economic Value Added -EVA).

Концепция управления, основанная на определении экономической добавленной стоимости (EVA), позволяет определить, выгодность инвестирования средств в конкретную компанию по сравнению с доходностью альтернативных инвестиций [4].

Акционеры (собственники) считают, что вложения в акции предприятия эффективны, только если доходность по акциям выше, чем доходность альтернативных вложений. Поэтому при расчете EVA из суммы формируемой прибыли вычитается как сумма процентов за пользование заемным капиталом, так и сумма

дивидендов по акциям как плата за пользование собственными средствами.

Целью управления стоимостью компании на основе показателя EVA является создание такой стоимости компании для инвестора, когда операционная прибыль превышает затраты по привлечению используемого для финансирования деятельности организации капитала. То есть, добавленная стоимость возникает в случае, если рентабельность инвестированного в предприятие капитала превышает средневзвешенные затраты на капитал.

Инвесторы организации (собственники и кредиторы) должны получить отдачу от инвестированного капитала, превышающую затраты на его привлечение.

Каждой коммерческой организации, осуществляющей динамичное развитие, требуется регулярный приток инвестиционного капитала, поэтому важнейшей стратегической задачей является повышение уровня ее инвестиционной привлекательности.

На основе данныханализа инвестиционной привлекательности разрабатывают комплекс мер, по ее повышению,увеличению конкурентных преимуществ, расширению деятельности, повышению надежности и устойчивости организации и роста эффективности ее деятельности.

Формирование эффективной инвестиционной политики организации позволяет привлекать дополнительные инвестиционные ресурсы в достаточных объемах, и использовать их с целью укрепления своего финансового положения.

Таким образом, регулярный мониторинг и корректировка инвестиционной привлекательности организации позволит привлечь инвестиционные вложения в требуемом объеме, повысить рентабельность деятельности, эффективность системы управления.

Примечания:

1. Волынская O.A. Инвестиционная активность регионов // Проблемы социально-экономического развития регионов : сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа : БГУ.2014.-С. 20-23.

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М. : Финансы и статистика, 2002. - С. 359.

3. Методика составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России компании "РАЭКС-Аналитика". [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://raexpert.ru/ratings/ regions/concept/

4. Волынская O.A. Оценка эффективности деятельности предприятий: бухгалтерский и финансовый подход // Современные финансовые отношения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.