УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕНСАЦИОННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Р. Р. ТЕМИШЕВ,
кандидат, экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: [email protected]
Е. Л. КОНОВАЛОВА,
соискатель кафедры финансового менеджмента, ведущий менеджер ООО «Стеклостандарт» E-mail: [email protected] Московский государственный строительный университет
Рассматривается методический подход к управлению инвестиционно-строительными проектами при высокой неопределенности будущих условий внешней и внутренней среды, основанный на опережающей компенсации возможных отклонений параметров проекта. Метод основан на компенсации причин, вызывающих отклонения в стоимости и сроках реализации инвестиционной стадии проекта, а также прибыльности эксплуатационной стадии, что позволяет обеспечить его требуемую коммерческую эффективность при высокой неопределенности условий. Предлагаемый метод реализуется применением компенсационного бюджетирования как элемента системы управленческого учета проекта.
Ключевые слова: инвестиции, строительство, проект, неопределенность, бюджетирование, управление, учет, финансы, поток, компенсация.
Коммерческие инвестиционно-строительные проекты, связанные с созданием или реконструкцией производственных мощностей (в частности, предприятий стройиндустрии), планируются и реализуются при высокой неопределенности будущих фактических условий и при жестких ограничениях по стоимости, срокам введения производства в эксплуатацию, его окупаемости, а также прибыльности эксплуатации. Неопределенность будущих организационных, технологических и экономических условий приводит к трудно прогнозируемым на предынвести-
ционной стадии отклонениям плановых стоимостей и сроков выполнения строительно-монтажных работ (СМР) от фактических на инвестиционной стадии проекта. Непредвиденные увеличения капитальных и эксплуатационных затрат, сроков изъятия финансовых средств из коммерческого оборота инвестора приводят к снижению (часто до отрицательного уровня) фактических показателей эффективности инвестиционно-строительных проектов создания (реконструкции) производственных мощностей в стройиндустрии. Поэтому, оценивая показатели эффективности среднесрочных и долгосрочных проектов, невозможно с высокой достоверностью прогнозировать значения ряда проектных параметров, зависящих отрыночной конъюнктуры, внутрифирменных и макроэкономических условий. В то же время эффективность проекта должна быть обеспечена в ходе инвестиционно-строительной стадии.
Традиционные методы инвестиционного анализа предусматривают вероятностную и интервальную оценки неопределенных параметров проекта при обосновании показателей экономической эффективности проекта (прямая задача). Прогнозирование показателей коммерческой эффективности проекта (NPV, IRR и пр.) на основе вероятностных методов, теории нечетких множеств или сценарного анализа приводит к возрастанию
громоздкости математического аппарата, сроков и затрат на планирование проекта, но не снижает неопределенности фактически складывающихся условий и поэтому не обеспечивает роста достоверности результатов оценок, не меняет ситуации введение запасов в плановые технологические, временные и финансовые параметры проекта [1,2]. Реализация проекта по менее напряженному по срокам и стоимости графику в условиях неопределенности и стохастичности помех неизбежно приведет к расхождению плановых и фактических параметров, а значит, показателей эффективности. Предлагается дополнить традиционный подход к планированию и управлению инвестиционно-строительными проектами (как оценку результатов последовательных стадий и фаз) разработкой совокупности управленческих мероприятий, выступающих средствами достижения результатов и компенсации возможных отклонений фактических и плановых показателей.
Под компенсацией отклонений параметров финансового потока проекта понимается снижение больших расхождений текущих плановых и фактических параметров, которые имели бы место при отсутствии мероприятий, воздействующих на потенциальные отклонения. Компенсационные мероприятия — это управленческие действия упреждающего характера, которые должны и могут обеспечить минимизацию отклонений фактических показателей от плановых параметров. При реализации предлагаемого методического подхода к управлению проектом фактическая величина индекса прибыльности будет зависеть уже не от величин и частоты возмущающих неопределенных факторов, а от подготовленности и своевременности проведения необходимых управленческих мероприятий, не допускающих значительных отклонений параметров финансового потока проекта от планируемых. При этом бюджет проекта из учет-но-информационного документа превращается в инструмент активного управления проектом.
Отклонения фактических бюджетных показателей от плановых возникают во временном и функциональных аспектах инвестиционно-строительного проекта: на всех его стадиях и в каждом виде деятельности (инвестиционной, производственной и финансовой). Традиционно общими причинами отклонений показателей считают непредвиденные события, нарушающие плановый ход работ на объекте или его финансирование. Наибольшая неопределенность событий имеет место на уровне проявления частных событий в текущей деятельности.
Момент, форма и сила их проявления практически непредсказуемы. Варианты проявления одного и того же негативного процесса могут различаться по форме проявления, и поэтому в большинстве случаев не могут быть заранее предусмотрены.
Традиционное рассмотрение управления в условиях неопределенности и риска связано с изучением именно проявлений (объектов возникновения и форм проявления) негативных событий. Тот факт, что ни одна классификация неопределенностей и рисков в производственно-коммерческой деятельности не получила всеобщего признания, а также то, что предлагаются все новые системы в этой области, косвенно доказывает принципиальную неисчерпаемость проявлений негативных отклонений (частных, общих, системных) в инвестиционно-строительной деятельности. Традиционное бюджетирование рассматривает отклонения финансового потока (затрат и источников их обеспечения), накопленные к завершению каждого очередного календарного временного отрезка (например, месяца или квартала) или этапа работ по проекту. При таком подходе выявить, что явилось первопричиной накопленного отклонения, практически невозможно, поскольку одно отклонение приводит к цепи взаимосвязанных других отклонений. Если управление ориентировано на корректировку частных негативных процессов по факту и формам их проявлений, то:
1) незначительно снижаем вызываемые ими отклонения локальных финансовых показателей;
2) практически не уменьшаем повторения их вновь в тех же или других ситуациях;
3) не устраняем возникновения других, связанных с ними опосредованно, негативных событий.
Обычно причинами отклонений параметров финансового потока считают негативные факторы внешней и внутренней среды проекта. Число этих факторов, как правило, не поддается даже приблизительному учету, а время и форма их проявления практически непредсказуемы (количественно и качественно неисчерпаемы). Поэтому традиционно все факторы внешней и внутренней среды проекта можно считать локальными или частными причинами отклонений. Проводя их анализ по традиционным схемам, не представляется практически возможным или эффективным разрабатывать мероприятия, упреждающие или снижающие вызываемые ими отклонения.
Принимая во внимание разнообразие внутренних и внешних процессов, бесчисленность форм и результатов их негативных проявлений, необходи-
мо предложить иной подход к выбору механизма управления неопределенными параметрами проекта. Для этого изменим направленность анализа.
В предлагаемом методе традиционные неопределенные факторы рассматриваются в качестве проявления (или событий) первого (верхнего) уровня отклонений параметров финансового потока. Вместо проявлений отклонений в инвестционно-строительных процессах будем рассматривать причины возникновения нежелательных тенденций в этих процессах. В качестве причин отклонений финансового потока рассматриваются не отмеченные события верхнего уровня, а предшествующие им действия, процессы во внутренней и внешней средах (причины базового уровня), приводящие к появлению событий верхнего уровня.
При таком подходе многообразие проявлений негативных событий, локальных и частных причин можно свести к ограниченному набору базовых причин: экономического, технического, организационно-управленческого и социального характера. Совокупность и комбинирование этих базовых причин является первоисточником негативных событий верхнего уровня, т. е. приводит к возникновению и развитию отклонений финансовых показателей.
Базовые причины, приводящие к возмущающим процессам (причинам верхнего уровня) и возникновению отклонений финансовых показателей, в начальной стадии своего развития скрыты — не проявляют своего негативного влияния (явно проявляются события верхнего уровня или следствия). Видимо, поэтому на базовые причины мало обращают внимание в практическом управлении строительными проектами, и они до настоящего времени обойдены вниманием теории инвестиционного менеджмента.
Распознание базовых причин и воздействие на них (в идеале устранение базовых причин) административными, экономическими и другими средствами позволяет минимизировать группы частных негативных проявлений. Таким образом, достичь снижения фактических отклонений от плановых возможно проведением мероприятий (административного, организационного и другого характера), направленных на базовые причины возникновения отклонений.
Если обычный бюджет лишь констатирует промежуточные и конечные результаты проектирования и строительства (временные и стоимостные) по стадиям, фазам и отдельным шагам проекта, то компенсирующий бюджет содержит
данные (описание практических организационно-управленческих мероприятий и необходимые для этого средства) для исполнения основного бюджета с минимальными отклонениями. То есть компенсирующий бюджет является механизмом практической реализации финансового управления проектом, позволяющим приблизить создаваемую в основном бюджете модель проекта к условиям реальной действительности. Компенсирующий бюджет рассматривается нами в роли механизма, который позволяет реализовывать ресурсы основного бюджета наиболее близко к идеальному плану при ведении инвестиционного проекта в неопределенных условиях. Наличие второй составляющей (компенсирующего бюджета) позволит обосновывать экономическую эффективность проекта не только по его идеальной схеме (с точки зрения конечного результата), но и принимая во внимание организационно-управленческий механизм, обеспечивающий реализацию пошаговых результатов.
Отметим главное отличие предлагаемого метода от известных — анализа сценариев, вероятностных распределений и др. В любом из известных методов планирования и инвестиционного анализа предполагается набор некоторых условий (в различной степени благоприятных и неблагоприятных), в которых развитие проекта, реализация конкретных шагов все же предполагаются идеальными. При этом проект рассматривается с точки зрения конечных результатов (промежуточных и конечных), но не с точки зрения управленческих мероприятий, обеспечивающих достижение этих результатов с приемлемой достоверностью. Нами предлагается в ходе разработки инвестиционно-строительных проектов (на предынвестиционной стадии) решать обратную задачу: обосновать систему корректирующих управленческих мероприятий, направленных на базовые причины отклонений и выступающих средствами достижения результатов, т. е. средствами компенсации отклонений фактических и плановых показателей. Проведение таких мероприятий минимизирует влияние неизбежных неблагоприятных факторов и позволяет с высокой вероятностью получать (на эксплуатационной стадии) фактические показатели эффективности выше, чем минимально требуемые участниками проекта.
Чтобы подобная система органично функционировала как элемент менеджмента и приносила положительный результат (в виде снижения отклонений финансовых показателей проекта от требуемых (планируемых)), необходимо, чтобы она предусматривала заблаговременное создание
условий и возможностей (прежде всего финансовых и временных) для осуществления оперативных управленческих мероприятий. Реализуется предлагаемый экономико-управленческий механизм созданием постоянно функционирующей системы управленческого учета в ходе реализации инвестиционного проекта развития производства. Такая система позволяет при неблагоприятном развитии событий из-за неконтролируемых внешних факторов задействовать средства и соответствующие управленческие решения, позволяющие минимизировать отрицательные экономические последствия. Предлагаемая система управленческого учета в инвестиционном проекте должна позволять:
— фиксировать оперативные отклонения стоимостных, временных, организационных параметров фактической реализации мероприятий от плановых;
— оценивать явные и выявлять скрытые причины этих отклонений во внешней и внутренней среде проекта;
— предвидеть, к каким результатам приведет накапливание мелких отклонений и насколько изменятся расчетные показатели эффективности проекта;
— разрабатывать управленческие мероприятия оперативного и стратегического характера по ликвидации причин и минимизации отклонений фактических и плановых параметров проекта.
Организация и проведение управленческого учета как дополнительного функционального блока системы менеджмента в инвестиционно-строительном проекте предприятия позволяет упреждать или не позволять развиваться значительным негативным событиям. Управленческий учет в ходе реализации проекта способствует снижению временных и финансовых потерь, связанных с непредвиденным развитием событий во внешней и внутренней среде проекта.
Система управленческого учета предполагает наличие соответствующей структурной единицы, которой делегированы полномочия принимать управленческие решения по осуществлению менеджмента качества, корректировке текущих планов, перераспределению всех видов ресурсов (трудовых, материальных, капитальных, финансовых, информационных), переходу на новые материалы и технологии, подготовке и мотивации кадров, способных своевременно принять решение о корректировке качества продукции в соответствии с текущими изменениями рынков сбыта. Такие мероприятия позволят влиять не только на
текущие, но, главным образом, на долговременные стратегические показатели эффективности деятельности предприятия.
Формирование составляющих предлагаемой управленческой системы (подсистемы), способной обеспечить положительные результаты, требует методической разработки в части набора стандартизированных принципов, процедур и правил деятельности. Деятельность системы управленческого учета требует методического обеспечения с учетом специфики проведения инвестиционных проектов на предприятиях строительной индустрии.
Важно отличать предлагаемый компенсационный подход от простого завышения сумм притока финансовых средств («на всякий случай» или «про запас»), закладываемых при составлении графиков денежных потоков проекта. Простое завышение стоимости работ само по себе не гарантирует, что отклонения не возникнут (не устраняет их причин). Кроме того, это было бы крайне затратным и практически нереализуемым. Другой путь — создавать дополнительные финансовые и технические резервы, способные при неблагоприятной ситуации покрыть дополнительные затраты и уменьшать отклонения экономически не эффективно (прирост дополнительных инвестиций, как правило, выше экономии от снижения отклонений в финансовых результатах проекта).
Не следует отождествлять компенсационные финансовые средства с преднамеренным завышением расходной части бюджета в расчете на благоприятное стечение внешнихи внутренних условий. В условиях локального по масштабу, ограниченного по ресурсам и потенциальным инвесторам проекта этот способ не может обеспечить положительного результата. Помимо снижения коммерческой привлекательности и эффективности проекта величину дополнительной финансовой «накачки» трудно обосновать, что может привести к «распрям» организаторов-участников в самом начале и срыву реализации проекта. Кроме того, никакой разумной дополнительной суммы не хватит для покрытия удорожания инвестиционно-строительного проекта, если не принимать своевременных мер для компенсации возможных отклонений.
Кроме того, компенсационные средства не следует принимать за статьи локальных смет «затраты на неучтенные работы». Эти пункты смет и суммы затрат относятся к конкретным конструктивным элементам и видам работ на стройплощадке. Введение этих пунктов покрывает локальные дефициты финансовых средств при выполнении СМР,
которые сами по себе идут в плановом графике по срокам и стоимости. То есть «затраты на неучтенные работы» являются средствами ликвидации конкретных проявлений локальных отклонений.
Принципиальное отличие компенсационных затрат в том, что они связаны не с локальными работами, а с событиями или ситуациями, которые затрудняют или делают невозможным соблюдение графика проекта на инвестиционной стадии.
Компенсационное бюджетирование не ставит своей целью покрыть финансовые потери, возникающие из-за ошибок проектировщиков, строителей или управленческих работников.
Компенсационное бюджетирование может найти свою нишу в системах управления и доказать свою эффективность, когда «при правильном» профессиональном исполнении плана всеми участниками работы затягиваются и дорожают по причинам, которые невозможно полностью прогнозировать и избежать, а их последствий полностью избежать.
Бюджетирование, ориентированное на опережающую компенсацию отклонений, рассматривает инвестиционный процесс не только во временном и стоимостном аспектах, но и в функциональном (операционном). Функциональный аспект включает рассмотрение самого процесса управления проектом как процесса, обладающего возможностью допускать ошибки в реализации функций. При этом жесткая привязка к календарным периодам не обязательна. Полезнее рассматривать выполнение каждого ключевого этапа проекта или технологического процесса как единого целого (со всей предысторией) и выявлять в управлении им причины возникновения потенциальных проблемных ситуаций.
Таким образом, предлагаемый принцип компенсационного бюджетирования заключается, главным образом, не в препятствовании или устранении самих локальных отклонений (это почти невозможно), а предусматривает систему управления дефицитными компенсационными ресурсами, при использовании которых локальные отклонения не разрастаются и сами не становятся причинами новых неуправляемых расхождений плановых и фактических параметров проекта.
Такой подход кардинально отличается от традиционного, охарактеризованного ранее. Правильнее говорить не о планировании (или оперативном планировании) проекта, а о компенсационном бюджетировании, основанном на управленческом учете, при котором вместо пассивной корректировки первоначального жесткого плана ведется прогнозно-
аналитическая деятельность по раннему выявлению причин возможных отклонений и минимизации их компенсирующими мероприятиями.
Причины отклонений плановых и фактических параметров проекта имеют различные финансово-экономические, организационно-управленческие и социально-субъективные причины, кроме того, могут характеризоваться своими абсолютными и относительными величинами, темпами и направленностью (трендом) их изменения. Соответственно, возможность компенсировать отклонения финансового потока зависит от фазы проекта, на которой происходит отклонение, характера причины (или причин) отклонения (см. таблицу), величины фактического отклонения и темпа его возрастания, типа применяемых компенсирующих мероприятий, величины затрат, направляемых на компенсирование отклонения, а также от требуемого эффективного уровня компенсации.
Предлагается показатель (х;у), количественно определяющий возможность корректировки (компенсации) отклонения. Он показывает, на сколько процентов 5Р. снижается отклонение (Л/у фактической величины /-го локального параметра по сравнению с базовой величиной отклонения АР°;.(при отсутствии дополнительных затрат), если компенсирующие затраты ^Г.нау-е управленческое мероприятие увеличить на один процент по сравнению с их базовой величиной Ж0 :
1
ър. (др - -др0)/др0
ЬК (К - К))/К0
Используя показатель х,у (степень компенсации отклонений), локальные параметры проекта можно классифицировать следующим образом (по группам):
— полностью компенсируемые, для которых возможно обеспечить Х,у>>1 даже при небольших дополнительныхзатратах (5^<10... 15 %);
— эффективно частично компенсируемые (0,5<х;у<1), т. е. возможно обеспечить компенсацию отклонений на величины, относительно большие по сравнению с приростом вкладываемых для этого затрат (5Р> 5К^) при небольших дополнительных затратах (5^.<10 %);
— неэффективно частично компенсируемые (0,1<х;у<0,5), т.е. отклонения компенсируются на величины, относительно меньшие по сравнению с приростом затрат (5> ) даже при больших дополнительных затратах (5^.>15... 20 %);
— ненекомпенсируемые (х;у< 0,1), т. е. по мере роста дополнительных затрат отклонения также
38
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвРЪЯЪ'НР^'Х'ШЪ'^
Классификация причин отклонений финансового потока для инвестиционно-строительной стадии проекта
Группы параметров инвестиционно-строительной стадии Отклонения финансового потока по степени компенсации
Полностью компенсируемые Эффективно частично Неэффективно частично Некомпенсируемые
Стоимостные Удорожание СМР из-за инфляции Удорожание СМР из-за ошибок в ПОС иППР Изменение требуемой мощности (стоимости) закупаемого оборудования Снижение среднерыночной цены реализации продукции из-за конкуренции
Временные Остановка работ из-за погодных условий Трудности найма квалифицированных рабочих и линейного персонала Исправление брака в СМР Переделки из-за несовершенства проекта
Производственно-технологические Мелкие неисправности строительных машин и механизмов Ошибки в конструктивных чертежах Ошибки геологоразведочных изысканий Неисправность поставленного технологического оборудования
Организационно-коммуникационные Неправильная система передачи информации внутри подразделений Неправильное распределение обязанностей и ответственности подчиненных Неподходящая оргструктура управления проектом Выдвижение новых или пересмотр условий долевого участия
Кадровые Недостаток экономико-управленческой квалификации ИТР и АУЛ Недостаток производственного опыта Пересмотр взаимных обязательств участников по выполнению работ Уход ключевых работников
Маркетинговые Недостаточный анализ предложения на рынке стройматериалов Необходимость смены поставщиков материалов и конструкций Несоответствие качества поставляемых материалов и конструкций Отсутствие предложения требуемого технологического оборудования, строительной техники, материалов рынке
Финансовые Необходимость в оперативном кредите Удорожание кредита Отказ соинвесторов продолжить участие в проекте Замораживание банковских счетов
Правовые Трудности отвода земельного участка Сложность разработки и утверждения бизнес-плана по требованиям кредитора Изменение налогового, антимонопольного и др. и законодательства Лишение организатора юридического лица
увеличиваются на все большие величины, а при небольших дополнительных затратах х;у ^ 0.
Помимо уровня компенсируемое™ и отклонения параметры проекта имеютразличную значимость (у;.) на дальнейшее развитие проекта. Возможны ситуации, при которых существенное отклонение, например по срокам, некоторых работ (не лежащих на критическом пути графика строительства), или изменение состава соинвесторов практически не оказывает влияния на финансовый поток проекта в целом. И, наоборот, малое отклонение от проектных параметров (из-за ухода ключевых работников) резко изменяетряддругих, приводя к удорожанию и снижению эффективности проекта в целом. Обобщенный показатель учитывает как степень компенсируе-мости отклонений, так и их значимость для проекта в целом, что позволяет установить приоритеты распределения компенсационных затрат.
Таким образом, принципиальные отличия предлагаемого подхода в том, что:
— наряду с базовым составляется дополнительный бюджет компенсационных мероприятий;
— анализ причин отклонений происходит до, а не после их появления;
— компенсирующие средства не направляются на покрытие дефицита инвестиций или ликвидацию произошедших негативных событий;
— управленческие мероприятия направлены на устранение причин отклонений, а не ущерба, нанесенного их последствиями;
— необходимость в корректировке базового бюджета возникает не всегда (лишь в экстренных случаях).
Таким образом, компенсирующие средства направляются на уменьшение отклонений стоимости и сроков на ранних стадиях их возникновения (принцип опережающей компенсации). Но механизм компенсационного бюджетирования не должен быть дорогостоящей технологией, создаваемой без детальной оценки ее выгодности в конкретных условиях. Чтобы он эффективно функционировал, им необходимо управлять.
Создание и функционирование системы управленческого учета связано с увеличением ка-
питалоемкости проекта и дополнительными текущими затратами. Поэтому на предынвестиционной стадии разработки проекта необходима детальная оценка необходимости той или иной системы мероприятий или их совокупности в конкретный момент времени. Если компенсацию выявленных и назревающих отклонений проводить не только с точки зрения сиюминутных интересов (текущего шага проекта), но и принимая во внимание конечные результаты ряда последующих взаимосвязанных шагов и этапов проекта, то введение дополнительных ресурсов может иметь иное распределение по объемам и срокам. Не обязательно и неэффективно на каждом текущем шаге полностью устранять все производственные и финансовые сбои, отклонения от идеального графика, но при этом оставить без достаточных компенсирующих ресурсов последующие шаги (хотя заранее неизвестно, необходимо ли будет на них проводить компенсирующие мероприятия).
Более эффективным с точки зрения конечных финансовых результатов проекта будет такое распределение компенсирующих ресурсов, при котором возможно, во-первых, минимизировать наиболее значимые отклонения, во-вторых, не позволять накапливаться относительно небольшим отклонениям, способным к негативному синергетическому воздействию на промежуточный или конечный результат. Если каждое локальное отклонение в отдельности не представляется значимым или опасным, то лавинообразное их накопление уже приводит к серьезным сбоям реализации проекта. Большая величина фактического отклонения финансового потока и большой темп его возрастания делают компенсацию отклонения более трудной не только потому, что требует больших дополнительных стоимостных и временных затрат, но в основном потому, что базовые причины, вызвавшие отклонения, затрагивают большее число локальных проявлений и параметров проекта. Оценка эффективности компенсационных затрат на каждом ¿-м шаге проекта предусматривает определение интегрального (за ряд последующих периодов) увеличения фактических инвестиционных и временных затрат по сравнению с базисным
Список литературы
бюджетом и интегрального (за те же периоды) снижения ущерба, возникающего при отсутствии упреждающих компенсационных мероприятий.
Для первого (¿-го) шага, на котором проводятся компенсационные мероприятия, фактические сроки ^и затраты (сумма базисных и компенсационных /р будут большими, чем прогнозируемые фактические которые имели бы место без принятия мер, не допускающих увеличения отклонений. Но это обстоятельство не должно быть решающим аргументом за прекращение компенсационного инвестирования. Для ¿+1-го и последующих шагов сравниваемые варианты финансового потока могут иметь обратное соотношение сроков и затрат:
(+2'
: ¥Н2 >¥°т2 +/ст2.
Количественные оценки по такой схеме показывают, что принятие компенсирующих мер на ¿-м шаге имеет отрицательную эффективность, оцениваемую в диапазоне только того же шага, так как повышает фактические затраты по сравнению с затратами базисного плана (условие для [¿=1]). Но проводимые компенсационные материалы позволяют избежать накоплений и прогрессирующего нарастания отклонений фактических затрат и сроков реализации проекта на рассматриваемом интервале проекта за ряд последующих периодов [¿=1...т2]. Поэтому количественное выражение условия эффективности компенсационного управления проектом требует сравнения интегрального (суммарного) изменения финансового потока по вариантам без проведения мероприятий, компенсирующих его отклонения, и при их проведении:
Т1 Т2 Т2
I р/ >1 /;.
t=l t=l t=l
Распространение компенсационного бюджетирования и управления на всю инвестиционную стадию позволяет минимизировать снижение фактической величины критерия ИРУ проекта в целом по сравнению с его требуемой величиной в базисном финансовом плане.
1. Хруцкий В. Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования // Финансы и статистика, 2002.
2. Чижов М., Чижова Е. Новое в бюджетировании: отечественные разработки для отечественных компаний // Финансы. 2003. № 1.