НАУКА — ОБРАЗОВАНИЮ
щения с учетом современных технических требований.
Однако остается еще одно условие материального обеспечения фундаментальных исследований — финансирование текущей НИР: закупка дорогостоящих реактивов и других расходных материалов, оплата командировок и пр. К сожалению, бюджетное финансирование покрывает лишь малую часть подобных расходов. Для этого в основном используются средства грантов, субсидий и прочих внебюджетных источников. Из этих же источников осуществляется материальная поддержка работы исследователей.
Соответственно неотъемлемой составляющей современной деятельности научных коллективов стала «грантовая» активность. Ее успех обусловлен не только научным потенциалом исполнителей проектов и квалифицированной подачей заявок. Многое здесь зависит от субъективных предпочтений конкурсных комиссий. Недавно на конференции трудового коллектива профессор
Ю. А. Гороховатский справедливо отметил, что для улучшения ситуации необходимо на разных уровнях внедрять представителей РГПУ им. А. И. Герцена в состав официальных экспертов, членов конкурсных комиссий, стипендиальных фондов.
Однако есть и другой аспект продвижения научных разработок герценовских ученых, придания известности не только отдельным авторитетным ученым, но и научным школам. Необходимы широкая интеграция с другими отечественными и зарубежными исследовательскими коллективами (через взаимные стажировки, конференции, совместные исследования, участие в межведомственных научных программах), а также внедрение представителей РГПУ им. А. И. Герцена в оргкомитеты различных научных обществ, редколлегий и др.; подготовка тематических научных сборников с привлечением наиболее авторитетных ученых; организация конференций и семинаров на базе нашего университета.
Л. Г. Буйнов,
заведующий кафедрой медико-валеологических дисциплин УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ВУЗЕ
В условиях возрастающей значимости коммерциализации продуктов деятельности организаций, появления новых экономически обусловленных задач развития научной деятельности в вузах назрела острая необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью. Она продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после введение в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ время, многие вузы так и не смогли произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентно-лицензионной политики. Сектор генерации знаний и фрагменты созданной инновационной инфраструктуры в вузах
фактически работают вхолостую. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления необходимые ресурсы, активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса — охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Сюда относится и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и раскрутка бренда, возрождение институтов патентоведения и других неотъемлемых частей инновационной стратегии развития вузов.
Эффективность функционирования инфраструктуры, обеспечивающей коммер-
О работе с аспирантами
циализацию результатов научных исследований, повышает преимущества вузов и в жесткой конкурентной борьбе за конкурсное финансирование научных исследований. Ситуация показывает, что значимость инновационного компонента в содержании конкурсных заявок и результатах выполнения научных проектов будет только усиливаться. Планируется введение административной ответственности за невыполнение обязанностей по своевременному закреплению прав собственности на РИД по государственному контракту как со стороны государственных органов, так и в отношении исполнителей по государственным контрактам. Впрочем, наличие характерных признаков инновационности уже ощутили на себе участники конкурсов и исполнители проектов по некоторым федеральным целевым программам. Уже обсуждается возможность введения пред-квалификации для участия в конкурсах по размещению заказов на НИОКР на государственные нужды, одними из показателей которой станут учет нематериальных активов исполнителей, публикационная активность.
Проблема публикационной активности ученых также заслуживает отдельного
внимания, особенно это касается вновь защитившихся кандидатов и докторов наук. Отчетливо проявляется тенденция падения количества научных публикаций новоиспеченных кандидатов и докторов наук после получения искомой степени. У многих специалистов складывается ощущение самодостаточности ученой степени. Это приводит к снижению показателей научно-исследовательской деятельности университета, в том числе в виде недополученных авторских свидетельств, патентов, научных статей в журналах с высоким импакт-фактором. В этих условиях напрашивается необходимость более эффективного использования системы дополнительного стимулирования публикационной активности ученых университета.
В проекте нового документа «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» планируется разработка концепции инновационного развития сферы образования, в которой будут предложены необходимые меры по формированию системы управления интеллектуальной собственностью (патенты, лицензии, ноу-хау). Полагаю, что к этому времени в вузе уже должна функционировать соответствующая инфраструктура.
И. А. Баева,
профессор кафедры психологии развития и образования О РАБОТЕ С АСПИРАНТАМИ
Я хотела бы обратить внимание на один из показателей государственной аккредитации, используемый при экспертизе научно-исследовательской деятельности учебных заведений: процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры. Наш университет значительно превосходит нормативный уровень данного показателя, но за последний год данный показатель несколько снизился.
Объективным фактором, влияющим на такое снижение, несомненно, является то
обстоятельство, что данный процент считается не от числа закончивших аспирантуру, а от числа поступивших, часть из которых покидает аспирантуру по личным мотивам. Еще один трудноуправляемый фактор — изменение мотивов современных поступающих. Если раньше это был интерес к научно-исследовательской деятельности, то сегодня ведущим мотивом выступает стремление задержаться в системе высшего образования, так как молодому специалисту трудно найти себе место на рынке труда.