Научная статья на тему 'Об условиях развития фундаментальных исследований'

Об условиях развития фундаментальных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об условиях развития фундаментальных исследований»

Об условиях развития фундаментальных исследований

лами. Позиционируя себя таким образом в научно-образовательном пространстве, научные школы обогатят творческую атмосферу НОЦ и создадут необходимую мотивацию для вовлечения обучающейся молодежи в реальный исследовательский процесс.

По поводу развития контактов наших НОЦ хочу сказать, что курс на их сближение был предрешен уже на стадии работы по участию в конкурсном отборе программ развития национальных исследовательских университетов. Все структурные подразделения, отвечающие за интеграцию науки и образования, должны быть связаны линия-

ми интенсивного обмена в рамках единого кластера.

Что же касается «средств к существованию», то здесь у нас выход один — повышение конкурентоспособности и активности в конкурсах научных проектов. Видимо, это и будет определять конкретную форму организации при неизменности принципов, заложенных в структуру НОЦ. Стоит подумать о диверсификации форм научного производства на базе НОЦ и, конечно же, защите интеллектуальных результатов, достигнутых в результате научно-инновационной деятельности (без нее невозможен трансфер).

Г. Л. Атаев,

заведующий кафедрой зоологии

ОБ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В основе успеха как фундаментальных, так и прикладных исследований лежит прежде всего высокая квалификация ученых. Однако именно за фундаментальными науками остается приоритет в формировании фундаментального образования. Осознание этого факта возвращает фундаментальным исследованиям ведущую роль среди критериев оценки конкретного вуза. Сказанное в полной мере относится и к деятельности нашего университета. За последние годы резко повысились, с одной стороны, поддержка фундаментальных исследований, а с другой — возросла ответственность за их результативность.

Основа эффективности фундаментальных исследований заключается в наличии научной школы. Уникальность этого явления в отечественной практике заключается в его зачастую неформальном характере. Условия существования научных школ в настоящее время усложнились, поэтому они нуждаются в системе научного, экспертного и информационного сопровождения. К сожалению, самая прославленная научная школа без преемственности угасает, поэто-

му одной из основных задач является вовлечение в исследовательскую деятельность молодежи. Это стало особенно актуальным с открытием на большинстве факультетов университетских специальностей. Отрадно, что у студентов РГПУ им. А. И. Герцена остается возможность продолжения учебы в аспирантуре. Возможно, следует шире привлекать в аспирантуру талантливых выпускников из других вузов. Молодые ученые нуждаются в особой моральной и материальной поддержке (возможность научных командировок, стажировок, выдвижение на премии, субсидии, именные стипендии и др.).

Другим важнейшим условием развития фундаментальных исследований является наличие материально-технической базы. В этом направлении за последние годы произошли наиболее заметные достижения. Кардинально обновлена материально-техническая база научных лабораторий и центров коллективного пользования: закуплено уникальное оборудование, зачастую превосходящее средний уровень зарубежных лабораторий; отремонтированы поме-

НАУКА — ОБРАЗОВАНИЮ

щения с учетом современных технических требований.

Однако остается еще одно условие материального обеспечения фундаментальных исследований — финансирование текущей НИР: закупка дорогостоящих реактивов и других расходных материалов, оплата командировок и пр. К сожалению, бюджетное финансирование покрывает лишь малую часть подобных расходов. Для этого в основном используются средства грантов, субсидий и прочих внебюджетных источников. Из этих же источников осуществляется материальная поддержка работы исследователей.

Соответственно неотъемлемой составляющей современной деятельности научных коллективов стала «грантовая» активность. Ее успех обусловлен не только научным потенциалом исполнителей проектов и квалифицированной подачей заявок. Многое здесь зависит от субъективных предпочтений конкурсных комиссий. Недавно на конференции трудового коллектива профессор

Ю. А. Гороховатский справедливо отметил, что для улучшения ситуации необходимо на разных уровнях внедрять представителей РГПУ им. А. И. Герцена в состав официальных экспертов, членов конкурсных комиссий, стипендиальных фондов.

Однако есть и другой аспект продвижения научных разработок герценовских ученых, придания известности не только отдельным авторитетным ученым, но и научным школам. Необходимы широкая интеграция с другими отечественными и зарубежными исследовательскими коллективами (через взаимные стажировки, конференции, совместные исследования, участие в межведомственных научных программах), а также внедрение представителей РГПУ им. А. И. Герцена в оргкомитеты различных научных обществ, редколлегий и др.; подготовка тематических научных сборников с привлечением наиболее авторитетных ученых; организация конференций и семинаров на базе нашего университета.

Л. Г. Буйнов,

заведующий кафедрой медико-валеологических дисциплин УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ВУЗЕ

В условиях возрастающей значимости коммерциализации продуктов деятельности организаций, появления новых экономически обусловленных задач развития научной деятельности в вузах назрела острая необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью. Она продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после введение в действие четвертой части Гражданского кодекса РФ время, многие вузы так и не смогли произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентно-лицензионной политики. Сектор генерации знаний и фрагменты созданной инновационной инфраструктуры в вузах

фактически работают вхолостую. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления необходимые ресурсы, активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса — охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Сюда относится и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и раскрутка бренда, возрождение институтов патентоведения и других неотъемлемых частей инновационной стратегии развития вузов.

Эффективность функционирования инфраструктуры, обеспечивающей коммер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.