Научная статья на тему 'Управление интеллектуальной собственностью в компаниях'

Управление интеллектуальной собственностью в компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / INTELLECTUAL PROPERTY / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY / COMMERCIALIZATION OF THE OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / RISKS / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Владимир Иванович, Сагиева Галина Сибгатулловна

В статье рассмотрена система управления интеллектуальной собственностью в компании, которая включает научно-технические результаты, особенности самой компании и рынок, на который продвигаются исследования и разработки. В работе приведены риски, возникающие при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE COMPANIES

The article deals with a control system of intellectual property in the company which includes scientific and technical results, features of the company and the market on which researches and developments are advanced. The risks arising as a result of commercialization of the objects of intellectual property are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальной собственностью в компаниях»

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОМПАНИЯХ

MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE COMPANIES

В статье рассмотрена система управления интеллектуальной собственностью в компании, которая включает научно-технические результаты, особенности самой компании и рынок, на который продвигаются исследования и разработки. В работе приведены риски, возникающие при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

The article deals with a control system of intellectual property in the company which includes scientific and technical results, features of the company and the market on which researches and developments are advanced. The risks arising as a result of commercialization of the objects of intellectual property are shown in the article.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; управление интеллектуальной собственностью; коммерциализация объектов интеллектуальной собственности; Риски; управление рисками.

Keywords: intellectual property; management of intellectual property; commercialization of the objects of intellectual property; risks; risk management.

Кузнецов Владимир Ивановоич, д.э.н.,профессор, профессор кафедры Прикладного менеджмента и бизнес-консультирования ГОУ ВПО «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», (495) 442-23-98, Vkuznetsov@stafF.mesi.ru Сагиева Галина Сибгатулловна, к.э.н., Заведующая отделом исследований интеллектуальной собственности и трансферта технологий центра статистики и мониторинга науки инноваций Государственного Университета - Высшая школа экономики, (495) 625-03-67 , sagieva@hse.ru

Vladimir Ivanovoich Kyznetsov, doctor of science, economics, the professor, the professor of chair of Applied management and business consultation of SEI HPE «The Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics», (495 442-23-98, Vkuznetsov@staff.mesi.ru Sagieva Galina Sibgatullovna, ph.d. in economics, department manager on researches of intellectual property and a transfer of technologies of the centre of statistics and monitoring of a science of innovations of the State University - the Higher School of Economy, (495 625-03-67, sagieva@hse.ru

Целью управления интеллектуальной собственностью является извлечение из нее максимальной выгоды, создание практики, при которой затраты на оформление и поддержание в силе прав на объекты интеллектуальной собственности перекрываются прямыми или косвенными доходами. Управление интеллектуальной собственностью, как и любой другой, является эффективным, если объект управления капитализируется, становясь все более ценным активом /Зинов, 2003, с.6/.

Выявление и оценка интеллектуальных ресурсов с целью повышения доходности бизнеса предполагают разработку политики компании в области интеллектуальной собственности и определение механизмов ее осуществления как системы мероприятий, охватывающих все стороны функционирования компании. В таблице 1 представлена общая схема управления интеллектуальной собственностью в компании, в соответствии с которой система управления (воздействия) охватывает научно-технические результаты, внутреннее устройство самой компании и рынок, на который продвигаются исследования и разработки.

Необходимой предпосылкой эффективного управления интеллектуальной собственностью является наличие соответствующих структурных подразделений и персонала, способного разработать адекватную стратегию и воплотить ее в конкретные мероприятия по созданию и коммерциализации исследований и разработок, производству на их основе продукции. В идеале, помимо инженеров, конструкторов, ученых, организация должна располагать высококвалифицированными кадрами -юристами, экономистами, менеджерами, специалистами по передаче технологий. Привлечение таких специалистов со стороны для выполнения конкретных видов работ возможно только на условиях полного взаимного доверия и соблюдения конфиденциальности.

Таблица 1

Основные направления и задачи управления ОИС в компании

Направления воздействия

ОИС

Компания

Рынок

Задачи управления

Правовая охрана

Определение коммерческого потенциала

Стоимостная оценка

Построение модели управления ОИС, включая определение цели управления, стратегии, бюджета

Формирование портфеля ОИС, выбор форм правовой охраны, регистрация ОИС (подача заявок, получение охранных документов)

Формирование патентно-лицензионной инфраструктуры и ее встраивание в деятельность компании

Распределение функций управления ОИС между административно- управленческих структур компании

Обеспечение правовой защиты

Внедрение системы материального и морального стимулирования работников компании к изобретательской активности и коммерциализации технологий

Оценка интеллектуального капитала компании

Исследование потенциальных рынков ОИС, включая предварительную оценку потенциальных рынков ОИС, идентификацию конкурентов, опре деление круга потенциальных покупателей для выхода с коммерческим предложением

Проведение рекламных акций, презентаций и пр.

Поиск и установление контактов с потенциальными покупателями ОИС (лицензиатов), подготовка технического обоснования

Подготовка технической документации и доведение ОИС до уровня требований потенциальных покупателей (лицензиатов)

Подготовка и заключение предлицензионных соглашений, включая соглашение о конфиденциальности, протокол о намерениях, опционный договор

Подготовка и заключение лицензионных соглашений, договоров уступки патента, аутсерсинга, франшизы

Подготовка и заключение договоров, сопутствующих лицензионным соглашениям, включая соглашения об обмене специалистами, об оказании инжиниринговых услуг, о создании совместного предприятия, стартовой компании, дистрибьютер-ские договоры, контракты на продажу/ поставку продукции

Послепродажное сопровождение ОИС

Специалисты патентно-лицензионного структурного подразделения (технологического центра) организации должны быть компетентны, по крайней мере, в следующих вопросах:

• правовой охране результатов научно-технической деятельности, в том числе патентоведении;

• регулировании отношений организации и государства по поводу прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные полностью или частично за счет средств федерального бюджета;

• отслеживании и анализе патентной информации в рамках маркетинговой стратегии организации;

• правовом обеспечении и сопровождении предлицензион-ных и лицензионных соглашений, договоров, сопутствующих лицензионным соглашениям, в том числе международных;

• стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности и лицензионных соглашений.

Таким образом, как минимум, патентно-лицензионная структура организации должна компетентно владеть вопросами правовой охраны, маркетинговых исследований и ценообразования на научно-технические результаты, ориентироваться в методах оценки объектов интеллектуальной собственности, уметь рассчитывать затраты и эффективность работ на различных стадиях инновационного цикла. Последнее обстоятельство важно, так как нередко в процессе оценки конкурентоспособности научно-технических разработок возникает необходимость ее доведения до более высокого уровня потребительских свойств, практической применимости или стандартов потенциального покупателя. Кроме того, в процессе заключения договора с покупателем научно-технической разработки может появиться потребность в экономическом обосновании раз-

личных аспектов готовящегося договора, например, оценка затрат организации при возникновении дополнительных требований лицензиата по техническому сопровождению разработки, подготовке более подробной технической документации и т.д.

При коммерциализации объектов интеллектуальной собственности компания должна уметь определять риски, оценивать их и управлять ими. Управление рисками является сквозной функцией управления интеллектуальной собственностью и охватывает все циклы коммерциализации технологий - от получения результата исследований и разработок до заключения сделки с покупателем о его передаче.

О многообразии рисков, возникающих в процессе коммерциализации технологий и зависящих от конкретной внешней и внутренней ситуации, в которой оказывается организация, можно судить по приведенному ниже перечню групп рисков, включая риски ошибочного выбора объекта интеллектуальной собственности для коммерциализации, стоимостной недооценки (переоценки) объекта, ошибочной маркетинговой и управленческой стратегии, неправильной персонализации покупателей (ошибочного сегментирования рынка), недостаточной правовой охраны научно-технических результатов, неправильного финансирования, некомпетентности персонала, неисполнения заключенных контрактов, конкуренции, недобросовестного покупателя, утечки важной коммерческой информации, риски покупателя и, наконец, риски, связанные с недооценкой рисков.

Риски неправильной стоимостной оценки объекта интеллектуальной собственности напрямую влияют на стоимость соглашения. Завышенная оценка порождает неоправданно высокие ожидания в отношении потенци-

ального дохода от готовящейся сделки, что чревато неоправданно высокими расходами на коммерциализацию. Кроме того, переоценка научно-технического и коммерческого потенциала объекта может отпугнуть потенциальных покупателей. Заниженная оценка объекта не позволяет компании планировать адекватные размеры затрат на коммерциализацию, а в случае заключения соответствующей сделки лишает ее части экономически обоснованных доходов.

Не менее важно учитывать риски выбора ошибочной стратегии управления. Как правило, в научно-технической сфере уместна стратегия гибкой адаптации к особенностям спроса на объекты интеллектуальной собственности, предполагающая ориентацию на конкретные категории потребителей в выбранные сегменты рынка, направленное формирование каналов передачи технологий, постоянное изучение действий разработчиков-конкурентов, формирование имиджа стабильно работающей организации с высоким научно-техническим потенциалом.

Риски неправильной персона-лизации покупателей объекта интеллектуальной собственности могут возникать из-за неправильного определения потенциальных потребителей разработки и ведения переговоров с представителем покупателя, недостаточно компетентным или заинтересованным.

Среди множества причин, возникновения рисков недостаточного обеспечения прав собственности на результаты исследований и разработок, наиболее частыми являются слабая патентная защита научно-технического результата в стране или ее отсутствие за рубежом.

Риски недостаточного финансирования появляются вследствие ошибок уже на стадии подготовки объекта интеллектуальной собственности к коммерциализации. При этом если компания перекла-

дывает затраты на правовую охрану своих разработок на покупателя, то возникают проблемы с обеспечением конфиденциальности, цена лицензии снижается, и, кроме того, компания лишается будущих роялти.

Риски неисполнения заключенных контрактов могут быть снижены при подготовке лицензионного соглашения, проведения тщательной юридической экспертизы договора. Для этого в договоре подробно оговариваются штрафные санкции, вступающие в действие при нарушении положений договора одной из сторон, а также применимые нормативные правовые акты, что особенно важно в сделках с зарубежными партнерами.

Риски конкуренции возникают из-за недостаточного отслеживания действий и стратегии конкурентов, ошибок в управлении, а также в случаях недобросовестной конкуренции.

Риски утечки секретной информации появляются из-за недостатков в обеспечении ее защиты как внутри, так и вне компании. В частности, на стадии технического обоснования важно не выдать существенных характеристик объекта, позволяющих потенциальному покупателю самостоятельно его воссоздать. Особенно важно уже на начальной стадии создания объекта заключить договор о неразглашении тайны с сотрудниками компании, а при ведении переговоров - с потенциальными покупателями.

Чтобы минимизировать риск покупателя, следует тщательно проанализировать финансовые, кадровые, технические и организационные последствия внедрения закупаемых объектов интеллектуальной собственности.

Для избежания рисков, связанных с недооценкой рисков, необходимо на каждом цикле управления интеллектуальной собственностью просчитывать коммерческий потенциал результата исследований

и разработок, возможные последствия деятельности компании, конкурентов и потенциальных партнеров.

В экономической практике выделяется несколько направлений работы с рисками:

- устранение («уход» от риска) - предполагает отказ от принятия и выполнения рискованных решений (например, отказ от такого способа защиты результата интеллектуальной собственности, как присвоение ему статуса ноу-хау, так как подобный способ содержит высокий риск невозможности защиты результатов научно-технической деятельности в случае разглашения коммерческой тайны, составляющее содержание ноу-

хау);

- сокращение или уменьшение неблагоприятного влияния тех или иных факторов на результаты предпринимательской деятельности. Здесь уместно говорить об использовании мер превенции, например, установление особых требований к доступу к информации, содержащей сведения о ноу-хау /Сагиева, Чаусова, 2000, с.126/;

- локализация, выделение риска, т.е. выявление наиболее уязвимых мест и обеспечение их адекватной защитой;

- передача риска, его перевод на других участников хозяйственного оборота, что на практике означает осуществление страхования коммерциализируемых технологий.

Основу для страхования результатов научно-технической деятельности создает Закон РФ «Об организации страхового дел в Российской Федерации», в соответствии с которым страхование имущественных интересов в области интеллектуальной собственности может осуществляться в соответствующих направлениях.

Основные убытки по результатам научно-технической деятельности, как правило, связаны с:

1) утратой имущества;

2) неполучением (недополуче-

нием) прибыли;

3) ответственностью перед третьими лицами.

К первой группе рисков можно отнести следующие:

- утрата и повреждение документации;

- информационные риски (повреждение, искажение, хищение информации);

-упущения в патентовании.

Ко второй группе рисков относятся:

- контрафактное производство;

- появление аналогичной продукции, производство которой основано на иных ОИС;

- политические риски (изменения в патентном законодательстве и т.п.).

В третью группу рисков (риски, связанные с ответственностью перед третьими лицами) включают:

- судебные издержки в случае непреднамеренного нарушения прав третьих лиц;

- профессиональную ответственность патентных поверенных.

В современной зарубежной практике страхование является наиболее востребованным механизмом компенсации расходов, связанных с судебными разбирательствами по поводу интеллектуальной собственности /Плахова, http://dpo.ru//. При этом наиболее широкое распространение в Европе получили два вида страховых договоров:

1) «Покрытие расходов, связанных с нарушением патентных прав» (Patent Infringement Abatement Coverage - Offense coverage). Этот договор защищает страхователя от расходов, связанных с судебным преследованием лица, нарушившего принадлежащие страхователю исключительные права на объекты интеллектуальной собственности:

- расходы в случае предъявления иска страхователем к третьим лицам в течение действия дого-

вора страхования;

- расходы в случае предъявления встречного иска третьим лицом и обвинения в недействительности патента страхователя;

- расходы на повторную экспертизу патента страхователя в Патентном ведомстве;

- расходы на повтор патента для подкрепления иска.

2) «Покрытие расходов на защиту патентных прав» (Patent Infringement Defence Cost - Defense coverage). Это договор защищает страхователя в случае предъявления ему заявления о нарушении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности третьих лиц и покрывает расходы по защите в суде, а также расходы по исполнению судебного решения или отступные при досудебном урегулировании претензий.

На основании имеющихся данных можно сделать вывод о том, что зарубежные страховщики связывают перспективы страхования в сфере интеллектуальной собственности не столько с расширением объема своей ответственности (т.е. разнообразием рисков), сколько с вовлечением в сферу страхования большего количества предпринимателей, в первую очередь, предприятий малого и среднего бизнеса.

Только после анализа вышеуказанных моментов может быть выбран оптимальный способ коммерциализации РНТД.

Очевидно, что осуществление всех указанных действий требует от руководства научных учреждений проведения целенаправленных и системных действий, для чего необходимо сформировать и реализовать стратегию коммерциализации результатов научных исследований.

Важнейшей задачей управления интеллектуальной собственностью является сбор и обработка информации, необходимой для продвижения результатов исследований и разработок на внутренний и внешний рынки технологий. При

этом уникальность и новизна объекта интеллектуальной собственности обуславливает специфику его потенциального рынка. Кроме того, чем ближе полученный результат к технологии, пригодной к быстрому внедрению, тем больше шансов его реализации. И, соответственно, чем менее выражены конкретные потребительские свойства результата, тем выше риск для потенциального покупателя, и тем большее значение приобретают профессионализм менеджеров организации и личные контакты.

В исследовании потенциальных рынков объектов интеллектуальной собственности можно выделить три основных этапа, включающих предварительную оценку потенциальных рынков, идентификацию конкурентов и определение круга потенциальных покупателей (таблица 2).

Основной задачей первого этапа является получение общей информации применительно к специфике объекта интеллектуальной собственности, анализ и прогнозирование состояния отрасли или отраслей экономики, в которых объект может найти свое применение. При определении данных исследований необходимо учитывать, что получение информации из открытых источников (периодики, выставок, ресурсов Интернет и пр.) стоит гораздо дешевле специализированной информации; услуги иностранных фирм-консультантов и посредников могут в несколько раз превышать стоимость услуг российских информационных компаний и самой лицензии; сторонние организации и частные лица, услугами которых решено воспользоваться, должны иметь надежную репутацию.

В результате предварительной оценки потенциальных рынков компания получает информацию о динамике основных отраслевых показателей (объеме продаж, инвестиций, затрат на исследования и

Таблица 2

Этапы исследования потенциальных рынков ОИС

Этапы исследования рынков Содержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предварительная оценка потенциальных рынков Определение отрасли (вида экономической деятельности), в которой может быть использован ОИС

Общая оценка уровня технического и технологического развития данной отрасли

Анализ потребности отрасли в ОИС и последствий его применения для выбранной отрасли

Выявление ведущих игроков (фирм, компаний) на отраслевом рынке технологий

Идентификация конкурентов Определение фирм и компаний, работающих в той же области и решающих аналогичные проблемы

Оценка стадии разработки аналогичных ОИС в конкурирующих организациях

Оценка научного, технологического и производственного потенциала и эффективности научно-технической и инновационной

Бенчмаркинг компании и конкурирующих фирм

Определение круга потенциальных покупателей ОИС Составление предварительного списка фирм и компаний - потенциальных покупателей ОИС

Оценка научного, технологического и производственного уровня потенциальных покупателей ОИС

Выявление проблемных зон потенциальных покупателей ОИС в производимой продукции, применяемых и создаваемых технологиях

Оценка уровня затрат на исследования и разработки

Анализ патентно-лицензионной активности и используемых ОИС на основе имеющейся информации

Анализ инвестиционных ресурсов

Подготовка окончательного перечня фирм и компаний, в которые целесообразно разослать коммерческие предложения

разработки и пр.), техническом и технологическом состоянии отрасли, ее инновационной активности (числе инновационно -активных предприятий, объеме инновационной продукции

(услуг), продолжительности инновационного цикла, среднего срока обновления технологической базы и продуктового ряда в отрасли и

др.), лидерах и аутсайдерах отрасли (распределение объема продаж, инвестиций, затрат на исследования и разработки в отрасли по фирмам-производителям в разрезе мирового производства, региональных, национальных рынков). Данная информация позволит оценить в общих чертах возможности вывода на рынок

отрасли объекта интеллектуальной собственности организации.

Основная цель второго этапа исследований состоит в определении конкурентных позиций организации и оценке конкурентоспособности объектов интеллектуальной собственности, которыми она владеет. Данный этап представляет собой сравнительную оценку потенциала и эффективности научно-технической и инновационной деятельности организации, конкурирующих фирм и лидеров, исследования результатов научно-технической и инновационной деятельности, включая как технологические инновации, так и организационные, и маркетинговые.

Данный анализ, обеспечивая компанию конкретными знаниями о конкурентах, степени готовности и качестве их разработок, сильных и слабых сторонах, организации по выбранным группам показателей, усиливает конкурентные позиции компании в коммерциализации результатов исследований и разработок. Данный анализ позволяет сформулировать важные выводы для принятия управленческих решений и планированию мероприятий по повышению конкурентоспособности организации, уточнению задач научно-исследовательской и инновационной деятельности, охраноспособности и коммерциализации интеллектуальной собственности, устранению «узких мест» работы организации и, кроме того, существенно увеличивает емкость «портфеля аргументов», который могут использовать менеджеры организации при вступлении в переговорный процесс с потенциальными партнерами по сделкам.

На третьем этапе исследований определяется конкретный круг

потенциальных партнеров. Помимо полученной ранее информации, источниками данных о конкретных потенциальных покупателях могут быть специализированные отраслевые справочники, фирменные, товарно-фирменные, адресные справочники, перечни крупнейших компаний, подготавливаемые деловыми изданиями (например, "Forbеs", "Fortune", журналом «Эксперт» и др.), различные годовые отчеты, специализированные сайты в сети Интернет и пр.

Завершающей ступенью исследований третьего этапа является формирование перечня фирм, которые в наибольшей степени могут быть заинтересованы в соответствующих объектах интеллектуальной собственности. Критериями его формирования является наличие положительных ответов на вопросы на основе информации, полученной на всех этапах исследований:

- обладает ли предлагаемая разработка принципиальной новизной;

- имеется ли в наличии свободный сектор рынка, который способна заполнить данная разработка,

-испытывает ли потенциальный покупатель потребность в расширении или реконструкции существующего производства.

Следует иметь в виду, что разбивка исследования потенциальных рынков объектов интеллектуальной собственности на три этапа преследует, прежде всего, методические цели. На практике данные этапы являются относительно автономными процессами и могут быть проведены не последовательно, а одновременно, в зависимости от целей исследований и уровня информированности организации.

Литература

1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. -512 с.

2. Плахова Т.А., http://dpo.ru/, Страхование объектов интеллектуальной собственности в процессе их коммерциализации

3. Сагиева Г.С., Чаусова Л.С. Законодательство в научно-технической сфере: состояние и проблемы. - М.: ЦИСН, 2000, 173 с.

4. Закон РФ «Об организации страхового дел в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. n 4015-i (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 20.07.2004 N 67-ФЗ, от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ).

Bibliography

1.V.G. Zinov., Management of intellectual property. Study Guide. -М: Business, 2003 - 512pages.

2. T.A. Plahova, http://dpo.ru/, Insurance of objects of intellectual property in the course of their commercialization.

3. G. S. Sagieva, L. S. Chausova, The Legislation in scientific and technical sphere: position and problems. - М: CISN, 2000, 173 pages.

4. The law of the Russian Federation «About the organization of the insurance in the Russian Federation» of November 27th, 1992 N 4015-i (in edit of Federal laws of 31.12.1997 N 157-FL, of 20.11.1999 N 204-FL, of 21.03.2002 N 31-FL, of 25.04.2002 N 41-FL, of 08.12.2003 N 169-FL, of 10.12.2003 N 172-FL,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.