_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
заимствованных методик. Опираясь на эти исследования, руководство предприятия принимает решения по совершенствованию его деятельности, а также о новых формах сотрудничества с поставщиками, основываясь на принципах конкуренции.
- внутренние и внешние аудиты (проверки, экспертизы, ревизии, инспекции,) системы менеджмента качества, а также внутренний и внешний контроль качества во всех службах предприятия.
- корректирующие и предупреждающие мероприятия;
- подготовка и обучение персонала.
Задачи отдела по управлению качеством - предупреждение и устранение выпуска продукции на предприятии, не соответствующей требованиям стандартов СМК [3].
Проблемы по качеству в рыночной экономике является важным аспектом улучшения уровня жизни, как экономической, социальной так и экологической безопасности.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 9000:2011 (МС ISO 9000:2011). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартиформ, 2012.
2. Белобрагин, В. Г. Системы управления и их эволюция // Стандарты и качество. - № 4. - 2011. - С. 16-19.
3. Вахрушев, Е. А. Процессный подход к управлению как способ улучшения конечных результатов деятельности промышленных предприятий / Е. А. Вахрушев // Вестник Удмуртского университета. - 2011. -№ 2-2. - С. 16-19.
4. Селиванов С.Г., Никитин В.В., Дружинина М.А., Шипилова В.Г. Технологическая подготовка бережливого производства в машиностроении // Экономика и управление в машиностроении. - 2013. - № 1. - С. 26-31.
5. Слуцкин, М. Ю. Контроль затрат на качество // Стандарты и качество.- № 2. - 2014. - С. 17-20.
6. Соболькова, А. В. Система менеджмента качества как механизм повышения конкурентоспособности на предприятиях // Управление качеством. - №3. - 2014. - С. 25-27.
7. Солодовников, А. Н., Гроздецкий, С. Я. Менеджмент качества как одно из условий успешного бизнеса // Методы менеджмента качества. - № 1. - 2011. - 12с.
8. Шалаев А.П., Скрипко Л.Е. Процессное управление в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. И не только // Методы менеджмента качества. - 2012. - № 1. - С. 27-31.
© Иванова А.А., Ижевский В.А., Комболина С.А., 2016
УДК 332
Е.В. Иванова
к.э.н., доцент
Институт технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет»
в г. Волгодонске Ростовской области г. Волгодонск, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
Стабильность функционирования и развития сложной социально-экономической системы базируется на свойстве ее адаптивности, предполагающей, что связь компонентов национального хозяйства обеспечивает
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
рынок, способный к трансформации в зависимости от изменения природы экономических субъектов различных уровней управления. При этом сами рыночные связи оказывают непосредственное воздействие на экономические субъекты. Образуя единый слаженный организм, механизмы адаптации к экономическим изменениям различных уровней (макро, мезо, микро) разнятся по субъектно-объектному составу, структуре и способу действия.
Ключевые слова
Институциональная устойчивость, социально - экономическая система, мониторинг, социально -
экономическое развитие региона.
Институциональная устойчивость понимается как способность социально-экономической системы разрешать возникающие проблемы в региональном аспекте без использования мер, ухудшающих положение любого из её участников [1, с. 56]С:\и8ег8\Ольга\АррБа1а\Ьоса1\Тетр\Каг$В1а0.435\ге£"-1-2.Ь1т1 - 77. Институциональную среду региона можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для осуществления предпринимательской деятельности, если остаются неизменными институциональная организация, порядок совершения трансакций, основные принципы налогообложения.
Управление устойчивостью на государственном и региональном уровне включает анализ экономических тенденций за предшествующий или текущий периоды функционирования рынка и осуществления чрезвычайных мер по недопущению дестабилизации хозяйственных процессов, что подразумевает выработку, формирование и поддержание на должном уровне стратегических направлений регионального экономического развития, повышения конкурентных преимуществ местных товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Поэтому, с одной стороны, процесс управления институциональной устойчивостью должен охватывать значительно более широкие сферы деятельности, чем меры административно-финансового воздействия, а с другой, - быть сконцентрирован на узловых проблемах и перспективах функционирования социально-экономической системы региона.
Предмет управления устойчивостью может быть представлен в следующем составе:
- институты рынка (в масштабах отрасли или региона);
- институциональная организация поставщиков и потребителей;
- инфраструктурные составляющие и их соотношение;
- конкуренция;
- институты государственного регулирования.
Представляется возможным разделить всю совокупность факторов, деформирующих устойчивое состояние экономических институтов, на две группы: внутренние и внешние. Внешние факторы неустойчивости, в свою очередь, подразделяются на четыре подгруппы: общеэкономические, рыночные, социально-политические и прочие факторы. Состав факторов определён следующим образом:
- общеэкономические факторы: общий спад в экономике, рост инфляции, замедление платёжного оборота, несовершенство регулирующего законодательства, снижение платёжеспособного спроса;
- рыночные факторы: снижение ёмкости внутреннего рынка, слабое развитие сервисной составляющей рыночной инфраструктуры, усиление монополизма на рынке, снижение спроса, рост предложения товаров-субститутов, нестабильность финансового состояния и курса отечественной валюты;
- социально-политические и прочие факторы: политическая обстановка, повышение уровня преступности, снижение объемов научного обеспечения, сокращение квалифицированных управленческих кадров и специалистов;
- прочие внешние факторы, состав которых может быть определён индивидуально с учётом специфики хозяйственной деятельности в определённой сфере экономики [2, с. 174].
Наиболее значимые направления по обеспечению институциональной устойчивости региона проявляются в следующих функциях:
- инновационная функция заключается в обеспечении рационального и научно обоснованного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
применения различных технологий с учётом региональных природно-климатических условий;
- прогностическая функция направлена на уточнение перспектив развития многоуровневой экономики;
- координирующая функция заключается в общественной и производственной необходимости упорядочения, стабилизации всех элементов инфраструктуры регионального рынка;
- протекционистская функция обусловлена необходимостью разработки и внедрения мероприятий, противодействующих негативным факторам, дестабилизирующим развивающийся региональный рынок;
- регулирующая функция заключается в обеспечении системы государственного регулирования и выявлении деформаций в хозяйственной деятельности предприятий, отраслей;
- антикризисная функция заключается в развитии саморегулируемых институтов общества, которые могут обеспечить единство государственных, хозяйственных и общественных институтов.
Таким образом, управление институциональной устойчивостью региона можно определить как систему наблюдения и оценки соответствия процессов ее функционирования совокупности индикаторов, характеризующих стабильную траекторию её развития, а также выработки субъектами хозяйственной деятельности и органами региональной власти определённых корректирующих действий в случае
проявления дестабилизирующих явлений (рис. 1).
Рисунок 1 - Управление институциональной устойчивостью региона
Функции управления институциональной устойчивостью могут быть реализованы по следующим направлениям:
- оценка социально-экономических условий устойчивости: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности объекта регулирования, сравнение их с нормативными показателями;
- диагностика устойчивости предполагает не только фиксирование отклонений, но и анализ причин их появления, выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из секторов экономики может потребовать принятия решений, касающихся оперативной деятельности всей экономической системы;
- прогнозирование развития проблемных ситуаций: обобщение и оценка информации по факторам,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
вызвавшим кризисные явления, и определение логики и закономерностей самого кризиса, что позволяет рассматривать различные прогнозы и сценарии развития кризисных ситуаций;
- разработка и реализация мер обеспечения устойчивости, формирование программ, направленных на противодействие дестабилизирующим факторам, разработка механизмов согласования деятельности элементов-участников сферы услуг, что представляется наименее разработанным аспектом мер обеспечения устойчивости на данный момент;
- формирование организационно-экономических стандартов деятельности в сфере услуг и их внедрение.
По каждому из вариантов обеспечения устойчивости должны быть определены объёмы соответствующих расходов, обуславливающих зависимость «затраты-устойчивость», анализ которой позволит принять решение о методах обеспечения необходимой и достаточной степени устойчивости институтов рынка. В данном случае издержки в более широком смысле выступают в качестве особого вида ресурсов управленческой деятельности, представленные в функциональном аспекте следующим образом:
1. Информационно-знаниевое и технико-технологическое обеспечение товародвижения в регионе. Информация, связанная с функционированием инфраструктуры сферы услуг, является наиболее ценным и значимым фактором обеспечения её устойчивости. Прежде всего, поступление информации об изменении социально-политической, экономической и экологической ситуации, об изменениях рынков ресурсов и реализации услуг (товаров), научно-техническая и технологическая информация.
2. Социально-управленческие ресурсы. Управленческая система, механизм принятия решений, кадровый состав руководящего и инженерного персонала, их знания, опыт, навыки, владение современными управленческими методиками являются системообразующим началом, соединяющим воедино все инфраструктурные элементы, обеспечивающим существование устойчивых хозяйственных связей.
3. Нормативно-правовая поддержка. Институциональная организация рынка представляет интеграционный механизм юридически независимых структур. В процессе его функционирования неоднократно меняется право собственности на товарную массу (услуги), используются различные патенты, лицензии, привлекаются арендные мощности (складские помещения, погрузочное оборудование, транспортная техника и т.д.), что образует объёмный комплекс правоотношений, оформляющих хозяйственную деятельность. Рационализация и развитие нормативно-правовой базы хозяйствования выступает значительным стабилизационным фактором функционирования рыночной инфраструктуры. В обобщённом виде рассмотренные элементы системы управления институциональной устойчивостью представлены в составе, указанном на рисунке 2.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 2410-700Х
Рисунок 2 - Система управления институциональной устойчивостью социально-экономического развития региона
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Таким образом, использование институционального подхода позволяет в наибольшей степени учитывать специфику каждого региона, обеспечивающего функционирование систем жизнеобеспечения населения.
Список использованной литературы
1. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Гранберг, А.Г. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке: монография. М.: Экономика, 200-12. 383 с.
© Иванова Е.В., 2016
УДК 338
Иванова Ирина Константиновна
Старший преподаватель СГУПС, г. Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]
МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»
Аннотация
В статье рассматриваются методы формирования ключевых компетенций специалиста в инновационной экономике. Инновационное развитие требует совершенствования качества «человеческого капитала».
Ключевые слова
«Человеческий капитал», инновационное развитие, система образования, информация, рынок труда.
В условиях модернизации российского образования и построения «экономики знаний», именно они становятся основным ресурсом инновационного развития. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает подготовка компетентного профессионала, который способен разбираться не только в собственной профессиональной деятельности, но и постоянно готового к профессиональному росту.
Содержанием обучения может стать выделение, разработка и освоение (в разных режимах обучения) надпрофессиональных компетенций. Надпрофессиональные компетенции - определенная «надстройка», топ-уровень, необходимый для личного включения в деятельность и освоение которого интегрирует знания и умения человека.
Новые требования к процессу обучения, не связаны жестко с какой - либо дисциплиной, они носят междисциплинарный, универсальный характер. Их формирование требует не только нового предметного содержания, но и различных педагогических технологий и приёмов. Компетентность как свойство человека существует в самых различных формах: как высокая степень умений; как итог саморазвития; как способ личностной самореализации и т.д.
Одной из основных проблем любой производственной деятельности является проблема достижения целостного конечного результата. Перед рынком знаний появляется проблема, как формирования, так и применения этого целостного знания. В обществе знаний, в «экономике знаний», в «интеллектэкономике», рынок знания, рынок образовательных услуг представляет собой способ взаимодействия между производством и потреблением знания, спроса на знание, предложения и цены на него.
Возникает необходимость более глубокого понимания роли, места и накопленных результатов интеллектуальной деятельности человека и его влияния на темпы, а главное, качество развития экономики и