Научная статья на тему 'Управление иноязычным образованием студентов вузов на основе применения партисипативных методов'

Управление иноязычным образованием студентов вузов на основе применения партисипативных методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. Ю.

В статье исследуется проблема применения партисипативных методов в педагогическом управлении иноязычным образованием будущих специалистов, рассматриваются конкретные формы реализации этих методов в учебном процессе в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление иноязычным образованием студентов вузов на основе применения партисипативных методов»

Афанасьева О.Ю.

Челябинский государственный педагогический университет

УПРАВЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПАРТИСИПАТИВНЫХ МЕТОДОВ

В статье исследуется проблема применения партисипативных методов в педагогическом управлении иноязычным образованием будущих специалистов, рассматриваются конкретные формы реализации этих методов в учебном процессе в вузе.

Применение партисипативных методов управления иноязычным образованием студентов вузов модифицирует стиль поведения работника образовательной среды, является его главным индикатором и нацелено на аннулирование традиционно существующей авторитарной системы отношений преподавателя и студента, один из которых выступает в качестве опытного и компетентного наставника, а другой - в роли заинтересованного партнера. В итоге резко сокращается дистанция между преподавателем и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъект-ные», которые открывают возможность для самореализации студента - будущего специалиста уже в условиях вуза [1, 6, 8 и др].

В самом общем значении понятие «метод» можно определить как способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Метод управления трактуется в современной научной литературе с разных точек зрения: как система действий руководителя по организации отношений в коллективе; как взаимосвязанная система приемов воздействия на производственный процесс; как приемы воздействия на участников управляемого процесса. На основании того, что практически весь процесс управления состоит из сложной цепочки управленческих актов - действий, в которых достигается частная цель (задача), подчиненная цели деятельности, мы солидарны с мнением Е.Ю. Никитиной, Т. В. Орловой и др. о том, что в более технологическом смысле под методом управления следует понимать продуманную (то есть осмысленную с точки зрения организационной идеи, общих и конкретных целей и условий) и упорядоченную (то есть соответственно организованную, приведенную в систему) совокупность дей-

ствий и приемов, используемых руководителем для обеспечения функционирования и развития организации [1, 4].

В этой связи целесообразно вести речь о том, что метод управления - это способ организации управленческого взаимодействия для достижения цели и одновременно осуществления деятельности. В практической деятельности использование методов осуществляется на основе этого способа или идеи.

Партисипативные методы рассматриваются нами как способы организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение более высокого уровня компетентности студентов вузов в области иноязычного образования. А партисипативные методы управления иноязычным образованием студентов вузов - это способы, используемые преподавателем для включения будущих специалистов в совместную кооперативную деятельность, построенную на паритетных началах, нацеленную на повышение качества иноязычной подготовки обучаемых.

Заметим при этом, что слагаемыми термина «партисипативность» являются: совместное принятие и исполнение решений, предоставление возможности каждому обучаемому быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в области иноязычного образования; диалог между субъектами образовательного процесса, основанный на паритетных началах; поиски согласия, достижение консенсуса; компетентность участников образовательного процесса; опора на высшие мотивы студентов - стремление к сопричастности, признанию, самовыражению и т. д.

В связи с тем, что партисипативные методы являются, по сути, методами взаимо-

действия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи эффективного управления иноязычным образованием студентов вузов мы, вслед за Е.Ю. Никитиной [1], классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности преподавателя и студента.

Положив в основу классификации средства влияния студентов на разрешение иноязычных учебно-познавательных задач и заданий, можно выделить косвенные и прямые средства.

Косвенные средства не требуют непосредственного общения преподавателя и студентов друг с другом. При этом воздействие на принятие решений в исследуемой области оказывается опосредованным. Подобные средства не предписывают прямо каких-либо действий: например, это выражение мнения будущих специалистов в опросах, анкетах, путем голосования и т. д. Прямые средства применяются в процессе непосредственного общения [7] преподавателя и будущих специалистов в различных конфигурациях в ходе совместной деятельности. Как правило, это консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и т. п.

По целевому назначению совместной деятельности в ходе совместного решения проблем можно дифференцировать следующие методы подготовки решений - информационно-совещательные, принятия и согласования решений, методы реализации решений, их контроля и оценки.

Консультация - метод информирования, интеллектуального обмена студентов между собой и преподавателем, либо между студентами, либо между более компетентным студентом и менее компетентным. По форме консультация может быть организована как собеседование, информационное совещание, лекция и т. п. При этом консультируемый также активен, его задача - эффективное слушание, понимание, уточнение информации.

В практике также широко используются методы дискуссии, полемики и др., которые вовлекают обучающихся в личностное ис-

пользование изучаемого языка, требуют, чтобы будущие специалисты размышляли, оценивали факты, приводили аргументы, внимательно слушали других [1, 5, 6 и др.]. Подобные методы характеризуются субъективной деятельностью участников, когда каждый участник имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое «я» не только в воображаемой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: «личность - личность», «личность - группа», «личность - преподаватель».

Среди методов принятия решений по признаку формализации используемого аппарата выделяют следующие: формальные (статистические, экономико-математические); эвристические («мозговой штурм», ролевые игры, аналогия, имитационное моделирование и др.); методы экспертных оценок; рационально-аналитические методы (компромиссного согласования, «ринги» и др.).

Одним из наиболее эффективных способов активизации устного общения в процессе иноязычного образования является использование ролевых и деловых игр [2, 6 и др.], отражающих процесс постепенного перехода от «традиционного» обучения к новому типу обучения, задающего контекст будущей профессиональной деятельности специалиста. Такой метод воссоздает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и усиливает развивающий характер образовательного процесса в вузе.

Тема игры определяется в соответствии с учебной программой при подготовке специалиста. Предмет игры составляют моделирование будущей профессиональной деятельности обучаемых и управление как процессом осуществления самой профессиональной деятельности, так и принятием необходимых профессиональных решений. Все это позволяет определить условия деятельности, которые будут моделироваться в игре, сферу и место деятельности, содержание учебного материала, роли и функции участников игры.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий и т. д., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объеди-

нении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Отношения участников кооперативной деятельности строятся по принципу гласного или негласного договора (контракта), который объединяет индивидуальные интересы участников на основе формальных или неформальных соглашений между ними, и характеризуются: а) наличием единой личностно ориентированной цели деятельности, основанной на индивидуальных мотивах, интересах и стремлениях; б) специальной организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетенции, цели, средств и условий ее достижения; в) наличием руководства в лице одного из участников со специальными полномочиями или нескольких, среди которых распределены функции; г) пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями и информацией; д) взаимосвязью и взаимозависимостью участников с процессом и с конечным результатом совместной деятельности; е) возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности, или влиянием на ее течение и результат ранее сложившихся отношений.

В ходе такого взаимодействия происходит обмен интеллектуальными и духовными ценностями - идеями, знаниями, опытом, наблюдениями, выводами, вопросами.

Как показало проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, одним из наиболее продуктивных является метод взаимного компромиссного согласования, который по форме может быть реализован в ходе совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с изложенными письменно (на бумажных, электронных или других носителях) мнениями, организационно-деятельностной или ролевой игры и т. д. Его суть состоит в том, что два или более участников образовательного процесса в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании на-

иравлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон. Алгоритм согласования в общем случае состоит из следующих этапов: а) изложения студентами своих позиций по обсуждаемому вопросу; б) уточнения и понимания позиций (вопросы других участников на понимание, парафраз и т. п.); в) выявления и обсуждения продуктивных и негативных сторон каждой позиции; г) определения общих моментов и основных расхождений, их причин; д) определения подходов к компромиссу, поиска оптимального (компромиссного) варианта (при этом внутри данного алгоритма может происходить многократное повторение этапов); е) окончательного выбора взаимосогласованного варианта.

К числу партисипативных методов на основе кооперации относится и метод взаи-мообучения. Для его реализации возможны индивидуализированные формы (пара «студент - студент», «студент - преподаватель») и групповые. Данный метод может быть реализован в виде ситуативных диалогов, бесед, консультаций, обмена и обсуждения идей, проведения исследований, апробации рекомендаций и т. д. При этом все участники содействуют друг другу, осуществляя взаимообмен духовными (интеллектуальными) и материальными ценностями. Границы проникновения в деятельность друг друга определяются по взаимному соглашению.

Весьма эффективным оказывается, по данным проведенного нами исследования, метод обучения в команде. В данном варианте реализации обучения на основе сотрудничества особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с членами своей группы при работе над иноязычным материалом, подлежащим изучению. Таким образом, задача каждого члена команды состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Индивидуальная ответственность каждого обучаемого означает, что успех или неуспех всей группы за-

висит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех обучаемых в команде следить за успехами друг друга и всей команды, приходить на помощь в усвоении и понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме.

Еще один вариант организации обучения на основе кооперации был разработан профессором Э. Аронсоном и получил название Jigsaw [3], что в переводе с английского означает «ажурная пила, машинная ножовка». Обучаемые организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты (логические блоки). Такая работа организуется на этапе решения иноязычных учебно-познавательных задач более высокого уровня - креативных.

Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Затем обучаемые, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией. В итоге все возвращаются в свои группы и обучают всему новому членов своей группы, которые, в свою очередь, рассказывают о своей части задания. Общение ведется на иностранном языке. Обучаемые заинтересованы в том, чтобы их одногруппники выполнили свою задачу, так как это может отразиться на общей итоговой оценке. На заключительном этапе, который проводится фронтально, преподаватель просит любого обучаемого в команде ответить на вопрос по данной теме. Обучаемые одной группы вправе дополнять ответ своего товарища, так как дополнения принимаются во внимание при общем зачете.

В 1986 году Р. Славиным был разработан вариант данного метода под названием Jigsaw-2, который предусматривает работу в группах по 4-5 человек. При этом вся группа работает над одним и тем же материалом, например, знакомится с базовым текстом по одной из тем. Каждый член группы получает свою подтему, которая разрабатывается им особенно тщательно, и становится экспертом по данному вопросу. Затем эксперты из разных групп встречаются и обмениваются информацией. В конце цикла каждый обучаемый проходит индивидуальный контроль, и все результаты суммируются.

Подводя итоги, отметим, что в результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве можно значительно увеличить время устной речевой практики каждого обучаемого на занятиях. При этом преподаватель осваивает новую роль - организатора учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучаемых. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать потенциал межличностной коммуникации обучаемых в процессе совместной иноязычной речевой деятельности.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий, защиты результатов экспериментальной работы. По данным нашего исследования, особую популярность приобретает метод взаимоконтроля и взаимооценки будущих работников образовательной сферы. Взаимоконтроль и взаимооценка являются методами привлечения студентов к реализации контрольнодиагностической функции управления иноязычным образованием обучаемых, которые применимы к установлению соответствия между реальной картиной учебно-познавательной деятельности будущих специалистов и желаемой (запланированной в конкретных целях), между промежуточным и итоговым контролем. При этом предпочтительна постановка интегративной цели, предусматривающей не только контроль, но и взаимообуче-ние. Анализ научно-методической литературы, обобщение эффективного педагогического опыта, результаты собственного исследования показали предпочтительность следующего порядка организации взаимоконтроля и взаимооценки студентов:

• совместная разработка критериев оценки, опорной карты для осуществления контроля с указанием основных подлежащих проверке моментов;

• определение формы контроля - учебное занятие, собеседование и др.;

• составление плана контрольного мероприятия (день, тема, учебная группа и т. п.);

• консультирование проверяемых студентов, в том числе по подготовке к контрольному мероприятию;

• проведение контрольного мероприятия;

• обсуждение (анализ) контрольного мероприятия с помощью опорной карты и его оценка по разработанным показателям эффективности.

Резюмируя изложенное, заметим, что применение нами партисипативных методов управления иноязычным образованием студен-

тов вузов способствует развитию более высокого уровня иноязычной и лингвострановедческой компетентности обучаемых, доступности иноязычной и общекультурной информации, формированию доброжелательной рабочей атмосферы, стимулированию включения обучаемых в «участие» на основе паритетности и межличностной коммуникации.

Список использованной литературы:

1. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области дифференциации образования / Е.Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.

2. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Рус. яз., 1991. - 360 с.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 256 с. // http: // www.linguanet. ru

4. Орлова Т.В. Партисипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Орлова. - М., 1999. -196 с.

5. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Иностр. яз. в шк. - 2000. - №1. - С. 4 - 11.

6. Смирнова М.В. Развитие у студентов вузов культуры делового общения: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Смирнова. -Челябинск, 2004. - 193 с.

7. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 512 с. - (Учебники XXI века).

8. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. / Ф.У. Тейлор. - М.: Журнал «Контроллинг»; Изд-во стандартов, 1991. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.