Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / МАЛОЭТАЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Павел Павлович

Одной из актуальных проблем современной России является обеспечение граждан комфортным жильем с низкими эксплуатационными расходами. В этой связи стимулирование внедрения инноваций в малоэтажном жилищном строительстве имеет значительный потенциал и способно создать импульс для решения социально-экономических задач как строительной отрасли, так и смежных отраслей народного хозяйства. В первую очередь, это может быть достигнуто за счет внедрения технологий энергосбережения, экологичности и ресурсосбережения. В статье предложен механизм управления и стимулирования инноваций для развития малоэтажного жилищного строительства, основанный на совершенствовании государственной политики в области содействия строительству автономных жилых микрорайонов. Реализация данного механизма позволяет в значительной степени сократить затраты государства на подведение центральных коммуникаций, снизить эксплуатационные расходы населения на всех этапах жизненного цикла здания, повысить уровень экологичности и комфортности жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOW-RISE HOUSING INNOVATION MANAGEMENT

One of the pressing problems of modern Russia is providing citizens with comfortable housing with low operating costs. In this regard, stimulating the introduction of innovations in low-rise housing construction has significant potential and can create an impulse for solving the socio-economic problems of both the construction industry and related sectors of the national economy. First of all, this can be achieved through the introduction of energy saving technologies, environmental friendliness and resource conservation. The article proposes a mechanism for managing and stimulating innovation for the development of low-rise housing construction, based on the improvement of state policy in the field of promoting the construction of autonomous residential neighborhoods. The implementation of this mechanism makes it possible to significantly reduce the costs of the state for the provision of central communications, reduce the operating costs of the population at all stages of the building’s life cycle, and increase the level of environmental friendliness and comfort of housing.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_73 УДК 69.003.13

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В МАЛОЭТАЖНОМ ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Корнилов Павел Павлович,

помощник ректора по международному сотрудничеству и стратегическому развитию, Институт экономики и менеджмента, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Россия, г. Владимир, e-mail: vassago1@mail.ru

Одной из актуальных проблем современной России является обеспечение граждан комфортным жильем с низкими эксплуатационными расходами. В этой связи стимулирование внедрения инноваций в малоэтажном жилищном строительстве имеет значительный потенциал и способно создать импульс для решения социально-экономических задач как строительной отрасли, так и смежных отраслей народного хозяйства. В первую очередь, это может быть достигнуто за счет внедрения технологий энергосбережения, экологичности и ресурсосбережения. В статье предложен механизм управления и стимулирования инноваций для развития малоэтажного жилищного строительства, основанный на совершенствовании государственной политики в области содействия строительству автономных жилых микрорайонов. Реализация данного механизма позволяет в значительной степени сократить затраты государства на подведение центральных коммуникаций, снизить эксплуатационные расходы населения на всех этапах жизненного цикла здания, повысить уровень экологичности и комфортности жилья.

Ключевые слова: жилищное строительство; инновации; управление; малоэтажное строительство; энергоэффективность; экологичность.

UDC 69.003.13

LOW-RISE HOUSING INNOVATION MANAGEMENT

Kornilov Pavel Pavlovich,

Rector's Assistant for International Cooperation and Strategic Development, Institute of Economics and Management, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovs, Russia, Vladimir, e-mail: e-mail: vassago1@mail.ru

One of the pressing problems of modern Russia is providing citizens with comfortable housing with low operating costs. In this regard, stimulating the introduction of innovations in low-rise housing construction has significant potential and can create an impulse for solving the socio-economic problems of both the construction industry and related sectors of the national economy. First of all, this can be achieved through the introduction of energy saving technologies, environmental friendliness and resource conservation. The article proposes a mechanism for managing and stimulating innovation for the development of low-rise housing construction, based on the improvement of state policy in the field of promoting the construction of autonomous residential neighborhoods. The implementation of this mechanism makes it possible to significantly reduce the costs of the state for the provision of central communications, reduce the operating costs of the population at all stages of the building's life cycle, and increase the level of environmental friendliness and comfort of housing.

Keywords: housing construction; innovation; control; low-rise construction; energy efficiency; environmental friendliness.

В настоящее время одной из актуальных социально-экономических задач является проблема обеспечения населения России доступным и качественным жильем с низки-

ми эксплуатационными расходами. Несмотря на значительные объемы строительства (в 2020 г. возведено более 80 миллионов квадратных метров жилья [10]), показатели

обеспеченности жильем на одного человека в Российской Федерации в два раза ниже европейских и в три раза ниже североамериканских, при этом затраты на содержание жи -лой недвижимости более чем на 30 % выше развитых стран [4]. В этой связи актуальной проблемой является поиск путей по совершенствованию государственной политики в целях стимулирования внедрения инноваций на всех этапах жизненного цикла строительства и эксплуатации жилых зданий. Одним из перспективных путей решения данной общегосударственной задачи является внедрение инноваций, способствующих в том числе снижению высокой стоимости обслуживания и содержания жилья, повышению его доступности для различных групп населения.

Основоположником введения термина «инновации» в экономической теории по праву считается Й. А. Шумпетер, который в общем определил указанное понятие в качестве изменения-нововведения, направленного на изготовление или внедрение нового, ранее неизвестного блага, продукта, услуги, метода и способа организации процессов. Фактическими основаниями нововведений является ужесточение процессов конкуренции на фоне развития научно-технического прогресса [9]. Понятие и сущность инновации широко представлены в современных экономических трудах. Большинство исследователей в общем виде под инновациями понимают изменения, направленные на усовершенствование конкретного продукта или процесса, что обусловливает разделение инноваций на два основных вида: продуктовые и процессные [1-2; 5-6]. В то же время различные авторы предлагают и другие классификации:

1) по области применения: организационные, управленческие, технологические, производственные, социальные;

2) по масштабу: локальные, региональные, государственные, мировые;

3) по предмету приложения: рыночные, процессные, продуктовые;

4) по результативности и степени новизны: базовые, системные, радикальные [1-2; 5-7].

Обобщая указанные подходы, необходимо отметить, что в контексте предмета исследований под инновацией будем понимать создание и внедрение новых идей и решений, направленных на совершенствование

организационных, управленческих, технологических и производственных процессов, способствующих созданию и реализации качественно новых продуктов, товаров, услуг, способов и методов организации строительства, совершенствованию государственной политики в области инновационного жилищного строительства.

Для эффективного инновационного развития жилищная отрасль России должна опираться на соответствующую государственную политику, реализуемую посредством определенных программ и проектов стимулирования и внедрения инноваций. При этом управления инновациями требует дальнейшее совершенствование процессов инновационного менеджмента при организации жилого строительства.

Большинство современных исследователей под термином «инновационный менеджмент» понимают управленческую деятельность, основанную на разработке, планировании, организации, мотивации и контроле принятия решений и управляющих воздействий, способных обеспечить достижение результата, характеризующегося улучшением качественных свойств и конкретного результата деятельности (организационно-управленческого, технологического, производственного, продуктового, социального и т. д.) [1-2; 5; 7-8]. В результате инновационный менеджмент фактически включает в себя две системы: управляемую и управляющую. Непосредственно объектом управления применительно к данному исследованию будут являться экономические отношения, инновационный процесс и конкретные инновации, формируемые и возникающие между участниками в ходе функционирования жилищной отрасли. Субъектом же инноваций, применительно к указанной научной работе, будут являться органы государственной власти и управления, способствующие стимулированию и внедрению инноваций в жилищное строительство.

Таким образом, управление инновациями в жилищном строительстве будет нацелено на решение следующих задач:

1. Совершенствование государственной политики в области стимулирования развития инновационного жилищного строительства.

2. Содействие развитию новых знаний, идей и организационно-управленческих ре-

шений, поддержке соответствующих научно-исследовательских работ по разработке и поиску инноваций, а также снижению барьеров по их внедрению в жилищное строительство.

3. Создание эффективных прикладных механизмов по внедрению инноваций и инновационных процессов на всех этапах жизненного цикла жилых зданий.

4. Разработку программ привлечения инвестиций в инновационное жилищное строительство, в том числе посредством реализации программ государственно-частного партнерства.

Среди основных факторов, препятствующих развитию современного российского инвестиционно-строительного комплекса, следует отметить преобладающую ориентацию на использование устаревших процессов организации строительства, энергоемких материалов, технологий и конструкций, значительный износ основных фондов предприятий, входящих в состав инвестиционно-строительного комплекса, техническую и технологическую отсталость. Российская экономика в два раза уступает европейской по энергоэффективности. Этот фактор также значительно увеличивает стоимость жилой площади.

В современном жилищном строительстве затраты на этапе строительства составляют не более 20 % от совокупных приведенных затрат на строительство. Остальные 80 % -это эксплуатационные расходы [8]. Несмотря на то, что Россия является одним из ведущих производителей энергоресурсов на мировом рынке, на рынке домашних энергоресурсов стоимость для потребителей (в первую оче-

редь, в жилищно-коммунальном комплексе) достаточно высока. Расходы средней российской семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют около 12 %, а для семей с доходом ниже среднего - до 33 % [8]. В этой связи эффективное развитие инвестиционно-строительного комплекса должно быть связано, прежде всего, с инновациями в области организации и управления строительной отраслью, стимулирования внедрения инновационных материалов, конструкций и технологий, применения энергосберегающих и экологических подходов.

Активное развитие научно-технического прогресса, наряду с совершенствованием методов организации и управления инновационными процессами, позволяет утверждать о повышении эффективности экологического строительства в современных экономических условиях. Безусловно, такой вид строительства способен стать одним из инновационных механизмов решения задач социально-экономического развития Российской Федерации.

Основной принцип современного жилья -обеспечить достаточно низкую стоимость строительства, минимальные эксплуатационные расходы и высокие экологические показатели на всех этапах жизненного цикла жилищного строительства. Этого можно достичь, прежде всего, за счет использования энергоэффективных технологий, строительных конструкций и материалов с высокими эксплуатационными и экологическими характеристиками [3].

В этой связи одним из перспективных направлений решения указанной общегосударственной задачи является стимулирование

54,7

□ Высотное многоэтажное жилье, %

□ Индивидуальное жилое строительство, %

□ Многоквартирные малооэтажное жилое строительство, %

Рисунок 1 - Процентное соотношение введенного жилья в России в 2020 г.

перехода на строительство малоэтажных автономных микрорайонов и экодомов, обеспечивающих необходимый уровень энергоэффективности, экологичности и комфортности (рис. 1, на основе [10]).

Наиболее перспективным механизмом реализации указанной цели является применение программно-целевого метода в рамках соответствующей государственной жилищной политики. Основными критериями отно-симости указанных экодомов к реализуемой государством программе должны быть следующие:

- уровень автономизации возводимых микрорайонов, определенный законодательством процент инноваций, разделение микрорайонов по уровню энергоэффективности и автономизации для предоставления соответствующих льгот застройщикам;

- снижение объемов потребления энергии, по сравнению со средними по территории, на определенный органами власти и управления процент;

- использование при застройке и дальней -шей эксплуатации жилья нетрадиционных источников энергии и возобновляемых ресурсов (ветер, солнце, тепло земли, биогаз и т. д.);

- минимизация отрицательного воздействия возводимого жилья на окружающую среду;

- обеспечение определенного законодательством процента применения новых материалов и технологий при возведении жилья, обеспечивающих комфортные для проживания населения условия.

В то же время рекламируемые многими девелоперами и застройщиками возводимые экодома фактически являются маркетинговым ходом, так как в большинстве случаев характеризуются всего лишь их размещением поблизости от естественной природной рекреационной зоны и использованием небольшого процента низкоэффективных энергосберегающих материалов (полый кирпич, теплоизоляционные панели, монолитные технологии строительства и т. д.).

Однако для перехода жилищного строительства на инновационный вектор развития требуется реализация комплексной стратегии стимулирования внедрения инноваций, обеспечивающей учет каждого из факторов: от разработки и продвижения новых идей и решений, перспективных организационно-управленческих процессов до повсеместного применения энергоэффективных и ресурсосберегающих материалов и технологий (рис. 2, составлен автором).

Рисунок 2 - Основные принципы инновационного жилищного строительства

Проведенный анализ позволяет утверждать, что в настоящее время в России

имеются лишь единичные примеры инновационной жилой застройки. Поэтому осно-

вополагающим для эффективного территориального развития инноваций в жилищном строительстве должна стать комплексная общегосударственная стратегия развития инновационного жилищного строительства посредством стимулирования застройки автономных, малоэтажных, индустриальных, жилых зданий, реализуемая в рамках соответствующей федерально-целевой программы, в том числе посредством предоставления льгот застройщикам и девело-перам в ходе государственно-частного партнерства.

В основе реализации данной стратегии должна лежать сбалансированность:

- требований и возможностей инвестиционно-строительного комплекса, населения и государства в целом;

- участников строительства (органы власти и управления, девелоперы, застройщики, подрядные и научно-исследовательские организации, инноваторы, население);

- возможностей предприятий строительной отрасли и воспроизводственного потенциала среды;

- процента внедрения организационно-управленческих и технологических нововведений;

- возможного негативного/позитивного воздействия на окружающую среду.

Идея государственного стимулирования инновационного малоэтажного жилищного строительства на региональном уровне посредством реализации соответствующей федерально-целевой программы с предоставлением налоговых и иных льгот будет способствовать эффективному развитию территорий, в том числе и удаленных, ранее признанных нерентабельными для строительства ввиду существенных затрат на прокладку необходимых коммуникаций. В свою очередь разработка новых подходов по стимулированию экостроительства и планомерному развитию инновационных процессов обусловливает реализацию следующих основных задач:

- стимулирование развития венчурных проектов в области инновационного жилищного строительства со снижением рисков и повышением рентабельности таких капитальных вложений (предоставление льгот, государственно-частное партнерство);

- разработка программ и конкретных механизмов государственной поддержки ин-

новаторов, научно-исследовательских организаций, девелоперов, строительных организаций и производств, эффективно внедряющих новые материалы и технологические решения, способы и методы строительства, способствующие развитию экожи-лья и снижению расходов на его экслуатацию;

- создание нормативно-правовых условий для мотивации перехода на инновационный менеджмент строительно-производственными и организационными процессами, в том числе подготовка соответствующих кадров с необходимым уровнем компетенций.

Реализация указанного подхода посредством строительства автономного, малоэтажного, многоквартирного жилья в значительной степени более эффективна, чем традиционное строительство. В частности, традиционные способы и виды организации высотного жилого строительства требуют привлечения большого количества ресурсов: материальных, трудовых, инвестиционных. Кроме того, проектным и строительным организациям требуется получение значительного числа согласований по подключению и прокладке различных инженерных и транспортных коммуникаций, соблюдение экологических требований, что обусловливает существенный объем затрат застройщика. В свою очередь, учет эффективности и рентабельности реализации проекта не только на стадии строительства, а на протя -жении всего жизненного цикла жилого здания позволяет утверждать о существенно большем экономическом эффекте от развития концепции автономного домостроения как для населения, так и государства в целом.

Несмотря на указанные перспективы, в современных условиях развития строительной отрасли России отмечается значительный консервативный настрой. Сложность согласования и внедрения инноваций на фоне слабой государственной жилищной политики в данном направлении обусловливает низкую инвестиционную привлекательность строительства жилых экозданий и малоэтажных автономных микрорайонов. В частности, в большинстве случаев инвесторов отпугивает тот факт, что себестоимость проектирования и строительства подобных домостроений в среднем на 15-20 % выше, чем для традиционных жилых домов. При

этом в большинстве случаев не учитывается тот факт, что дальнейшая эксплуатация подобного типа зданий за счет внедрения на этапе проектирования и застройки новых инженерных, технологических, пространственно-планировочных и организационно-управленческих решений позволяет достичь значительной экономии ресурсов и энергопотребления. Необходимо отметить, что в случае строительства полностью автономных жилых зданий застройщику не требуется подведение центральных инженерных коммуникаций и получение соответствующих согласований, что существенно снижает его затраты на строительство, а также нагрузку на коммунальные сети.

По мнению автора, существенным стимулом развития инновационного малоэтажного жилого строительства на начальном этапе являлся бы механизм нормативно-правового стимулирования (налоговые и иные льготы) крупных девелоперов при осуществлении инновационно-строительной застройки и развитии территории под автономное малоэтажное жилое строительство. Предоставление различных льгот для комплексного освоения территории под инновационную малоэтажную жилую застройку позволит увеличить спрос крупных девелоперов на внедрение различных нововведений, что в свою очередь создаст предпосылки для перехода непосредственных участников (инноваторы, проектные, производственные и подрядные организации) указанной системы экономических отношений на инновационный вектор развития.

С учетом изложенного суть предлагаемого механизма управления инновациями в малоэтажном инновационном жилищном строительстве будет заключаться в следующем:

1. Нормативно-правовое установление минимальных значений показателей качества и нововведений при проектировании и строительстве жилых зданий для комплексной инновационной застройки территорий.

2. Передача региональным законодательным органам права по корректировке индивидуальных показателей оценки уровня инноваций (с учетом федеральных нормативов) при реализации конкретных проектов в рамках территориально-географических особенностей регионов.

3. Законодательное стимулирование (налоговые и иные льготы) на федеральном и региональных уровнях внедрения инновационных идей и решений на всех этапах жизненного цикла строительства: от проектирования до застройки и дальнейшей эксплуатации.

4. Разработка типовых инновационных проектов для реализации в различных кли-мато-географических условиях.

5. Установление критериев оптимальности и качества инноваций для девелоперов при отборе и реализации инновационных строительных проектов.

Существенной особенностью предлагаемого механизма является использование более широкой законодательно установленной системы оценки уровня инноваций и показателей качества реализуемых проектов, что способствует принятию более эффективных организационно-управленческих решений. Дальнейшим перспективным развитием данного механизма видится введение ранжирования инновационных жилищных проектов по уровню внедряемых инноваций, что обеспечит корректировку уровня предоставления льгот от государства на реализацию того или иного проекта, а также будет способствовать стимулированию участников экономических отношений на повышение доли и качества инноваций.

Для оценки эффективности управления инновациями в автономном малоэтажном жилищном строительстве предлагается использовать следующие критерии (рис. 3, составлен автором).

Использование указанных индикаторов позволит не только повысить уровень реализации инновационных строительных проектов, но и сделать их более доступными и экономически привлекательными как для инвесторов, так и населения.

Подводя итог, необходимо отметить, что совершенствование государственной жилищной политики и реализация предлагаемых инноваций в рамках программно-целевого метода создадут импульс для их внедрения при малоэтажной жилой застройке, а также повышения инвестиционной привлекательности при комплексном развитии территории под автономное жилое строительство. В дальнейшем это позволит решить проблему обеспечения граждан комфортным жильем

Система показателей оценки качества инновационных проектов при малоэтажной жилой застройке

Экологические показатели

Конструктивные и технические показатели

Социально-экономиче ские

показатели

•Уровень иасения ущерба окружающей среде при реализации

инновационного проекта

• Э стетический уровень

• Уровень вредных выбросов в атмосферу при эксплуатации жилых здании

• Энергоэффективность возведенных строений

•Уровень организационно-управлеических инноваций

■Количество новых проектных решений

• Инженер но -техннчес кие инновации при застройке территории

•Уровень энергоэффекгавности строительных материалов

• Архитектурно -планир ов очны е нововведения для земельного участка

•Качество строительных работ

• Стоимость за 1 кв. м

• Эксплуатационные расходы •Наличие элементов социальной

инфраструктуры •Уровень безопасности в микрорайоне •Комфорт проживания •Логистическая доступность •Наличие современных средств коммуникации

Рисунок 3 - Индикаторы эффективности управления инновациями в малоэтажном жилищном строительстве

с низкими эксплуатационными расходами, а также будет способствовать развитию удаленных территорий, ранее считавшихся неперспективными ввиду потребностей в прокладке центральных коммуникаций. Безусловно, формирование государственной

политики в области управления инновациями в малоэтажном жилищном строительстве возможно лишь при координации деятельности всех заинтересованных сторон при координирующей роли органов власти и местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы _

1. Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Алексеев. - Москва : Юрайт, 2019. - 259 с.

2. Анисимов, Ю. П. Менеджмент инноваций : учебное пособие / Ю. П. Анисимов, В. П. Бычков, И. В. Куксова. -Москва : Инфра-М, 2015. - 147 с.

3. Грабовый, П. Г Об итогах ежегодного градостроительного конкурса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2015 году в номинации «Лучший реализованный проект развития территории малоэтажной застройки» / П. Г Грабовый, С. И. Беляков // Недвижимость: Экономи -ка, управление. - 2015. - № 1. - С. 70-77.

4. Датиева, Л. М. Перспективы развития строительной отрасли: малоэтажное жилье / Л. М. Датиева // Актуальные проблемы экономических наук. - 2020. - № 41. - С. 85-88.

5. Иващенко, Н. П. Экономика инноваций: учебное пособие / Н. П. Иващенко, А. Н. Колесников. - Москва : МГУ, 2016. - 310 с.

6. Инновационный менеджмент : учебное пособие/ О. П. Корчин, И. В. Макарова, А. Б. Юрасов, В. Д. Грибов. -2-е изд. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 270 с.

7. Короткий, С. В. Инновационный менеджмент : учебное пособие / С. В. Короткий. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 241 с.

8. Крыгина, А. М. Инновационное развитие малоэтажного домостроения / А. М. Крыгина, П. Г Грабовый, А. Н. Кириллова. - Москва : АСВ, 2018.

8. Тактарова, С. В. Управление инновациями : учебное пособие/ С. В. Тактарова, С. С. Солдатова. - Пенза : ПГУ, 2017. - 308с.

10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. - URL: http:www.gks.ru (дата обращения: 04.10.2020).

References_

1. Alekseev A. A. Innovacionnyj menedzhment: uchebnik i praktikum dlya baka-lavriata i magistratury\ Moskva : Yurajt, 2019, 259 p.

2. Anisimov Yu.P., By'chkov V.P., Kuksova I.V. Menedzhment innovacij: uchebnoe posobie. Moskva : Infra-M, 2015, 147 p.

3. Grabovy'j P.G., Belyakov S.I. Ob itogax ezhegodnogo gradostroitel'nogo konkursa Ministerstva stroitel'stva i zhilishhno-kommunal'nogo xozyajstva Rossijskoj Federacii v 2015 godu v nominacii "Luchshij realizovanny'j proekt razvitiya territorii maloe'tazhnoj zastrojki", NedvizhimostE'konomika, upravlenie, 2015, no. 1, pp. 70-77.

4. Datieva L. M. Perspektivy' razvitiya stroitel'noj otrasli: maloe'tazhnoe zhil'e, Aktual'nyeproblemy e'konomicheskix nauk, 2020, no. 41, pp. 85-88.

5. Ivashhenko N.P., Kolesnikov A.N. E'konomika innovacij: uchebnoe posobie. Moskva : MGU, 2016, 310 p.

6. Korchin O.P., Makarova I.V., Yurasov A.B., Gribov V.D. Innovacionnyj menedzhment: uchebnoe posobie. 2-e izd. Moskva : RUSAJNS, 2016, 270 p.

7. Korotkij S.V. Innovacionnyj menedzhment: uchebnoe posobie. Saratov : Vuzovskoe obrazovanie, 2018, 241 p.

8. Kry'gina A.M., Grabovy'j P.G., Kirillova A.N. Innovacionnoe razvitie maloe'tazhnogo domostroeniya. Moskva : ASV, 2018.

8. Taktarova S.V., Soldatova S. S. Upravlenie innovaciyami: uchebnoe posobie. Penza : PGU, 2017, 308 s.

10. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rossijskoj Federacii. URL: http:www.gks.ru (data obrashheniya: 04.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.