Научная статья на тему 'О некоторых механизмах развития инноваций в строительной отрасли'

О некоторых механизмах развития инноваций в строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ / ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнилов Павел Павлович, Захаров Павел Николаевич

В статье на основе исследования современного российского и международного опыта в области совершенствования механизмов развития инноваций в отрасли жилищного строительства проанализированы существующие барьеры и специфика развития отрасли, раскрыты основные возможности и перспективные направления программно-целевой поддержки организационно-экономических и управленческих инноваций в целях повышения доступности и возможности улучшения жилищных условий граждан, минимизации коммунальных затрат населения, перехода на строительство жилья с низкими расходами на его эксплуатацию. Предложены конкретные направления для федеральных и региональных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности инновационного жилищного строительства и перехода отрасли на инновационный вектор развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых механизмах развития инноваций в строительной отрасли»

УДК 332.1

О некоторых механизмах развития инноваций в строительной отрасли The mechanisms for the development of innovations in the construction industry

Корнилов Павел Павлович Kornilov, Pavel P.

соискатель кафедры экономики и стратегического управления Института

экономики и менеджмента ВлГУ. ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» 600005, Россия, г.Владимир, ул.Горького д.79.

E-mail: [email protected]

Захаров Павел Николаевич Zaharov, Pavel N.

доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и

менеджмента ВлГУ.

ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

600005, Россия, г.Владимир, ул.Горького д.79.

E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье на основе исследования современного российского и международного опыта в области совершенствования механизмов развития инноваций в отрасли жилищного строительства проанализированы существующие барьеры и специфика развития отрасли, раскрыты основные возможности и перспективные направления программно-целевой поддержки организационно-экономических и управленческих инноваций в целях повышения доступности и возможности улучшения жилищных условий граждан, минимизации коммунальных затрат населения, перехода на строительство жилья с низкими расходами на его эксплуатацию. Предложены конкретные направления для федеральных и региональных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности инновационного жилищного строительства и перехода отрасли на инновационный вектор развития.

Abstract: In article through analysis of the current domestic and international experience in the field of improving the mechanisms of innovation development in the housing construction industry reveals the current barriers and specifics of economic development in this branch, identified the main opportunities and perspective directions of organizational, economic and management innovations through targeted-programme approach for increasing accessibility and opportunities for improving housing conditions citizens, minimization of public utility expenses, transition to housing construction with low expenses for its operation. Proposed the specific measures for federal and regional authorities to increase the investment attractiveness of innovative housing construction and the branch transition to an innovative development vector

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность инноваций, организационно-экономические и управленческие инновации, программно -целевое развитие инновационного жилищного строительства, механизмы поддержки инноваций, жилищная политика.

Keywords: investment attractiveness of innovations, organizational, economic and management innovations, program-targeted development of innovative housing construction, mechanisms for supporting innovation, housing policy.

На современном этапе экономического развития, характеризующегося нестабильностью мировых финансовых рынков, усилению давления на РФ, в том числе посредством введения международных санкций, а также реальным падением доходов населения одним из актуальных вопросов становится поиск новых механизмов экономического развития страны и совершенствования мер социальной поддержки населения. При этом одним из значимых направлений, продвигаемых федеральными и региональными органами власти является разработка мер по улучшению жилищных условий граждан.

В настоящее время поддержка жилищного строительства является одним из перспективных драйверов, способных оказать мультипликативных эффект на развитие сопутствующих областей. Указанное обстоятельство обусловлено тем фактом, что в том или ином виде содействие развитию указанной отрасли обеспечивает более 8% трудоспособного населения страны, при этом в самой отрасли применяются тысячи различных материалов, изделий, услуг, являющих результатом функционирования более десяти отраслей народного хозяйства: от кредитно-финансовой сферы до других отраслей материального производства (рисунок 1 на основе [17]). Кроме того, эффективное функционирование отрасли содействует планомерному оздоровлению рынка труда. Так, по оценкам экспертов, деятельность одного рабочего в строительной индустрии обеспечивается результатами десяти рабочий из сопутствующих строительству отраслей народного хозяйствования [8;17]. Указанные обстоятельства характеризуют высокую степень влияния отрасли в целом на успешность социально-экономического развития страны. С учетом указанных обстоятельств

одним из перспективных направлений является поиск путей по совершенствованию механизмов поддержки и развития строительства.

□ строительство

□ промышленность

□ сельское хозяйство

□ лесное хозяйство

□ трансппорт и связь

□ торговля и общественное питание

□ здравоохранение и физкультура

□ образование

□ культура и искусство

□ наука и начное обслуживание

□ прочие сферы деятельности

Рисунок 1. Отраслевая структура занятости населения

По нашему мнению, одним из перспективных направлений социально -экономического развития страны является создание условий для повышения инвестиционной привлекательности инновационного жилищного строительства. При этом наиболее эффективным видится запуск мер программно-целевой поддержки указанного направления в целях сбалансированного развития регионов, создания привлекательных условий для инвестирования в жилищные инновации и решения общегосударственных задач по обеспечению граждан комфортным и доступным жильем.

Программно-целевой подход развития инновационного жилищного строительства должен базироваться на продвижении новых форм управленческих, организационно-экономических и технологических инноваций.

Изучение сущности инноваций и их прикладного применения в строительной отрасли посвящено большое количество трудов как зарубежных, так и российских ученых, среди которых можно выделить Артюнова Ю.А., Асаула А.Н., Асаула В.В., Владимирову И.Л., Герасименко Ю.В., Гончаренко Л.П., Грабового П.Г., Дмитриева А.Н., Ларионова А.Н., Лукманову И.Г, Колоколова В.А., Кузнецова Б.Т., Кулапова М.Н. Панарину С.Ю., Ресина В.И. Сидорову В.Н., Тихомирова Н.П, Фалтинского Р.А. Фатьянову И.Р., Филина С.А, Фомину Л.Л., Шкляева А.Е. Яськову Н.Ю. и ряда других исследователей.

На основе анализа указанных трудов и принимая во внимание тематику статьи под инновациями будем понимать внедрение новых или усовершенствованных форм управленческих, организационно-экономических и технологических нововведений в строительной отрасли, обеспечивающих внедрение достигнутых результатов в практическую деятельность субъектов управления и функционирования отрасли для повышения ее эффективности и достижения положительного социально-экономического эффекта.

В свою очередь исследование негативных аспектов инновационного строительства [1;2;6;10;11;14;15] позволяют выделить следующие барьеры его развития в РФ:

1. Неравномерное развития городских поселений в виду отсутствия на большей части территории страны, удаленной от центра, необходимых инженерных коммуникаций и социальной инфраструктуры. В ряде случаев неудовлетворительная транспортная и логистическая инфраструктура.

2. Несовершенство законодательства в области земельных отношений, длительные сроки и высокая стоимость получения исходно-разрешительных согласований на возведение жилья.

3. Слаборазвитая государственная поддержка институтов автономного и доходного домостроения на основе последних достижений в области науки с применением концессионных соглашений.

4. Высокие процентные ставки по кредитам на развитие инновационного строительства и как результат недостаточная привлекательность для участников отрасли финансирования инновационных разработок и их коммерциализации.

5. Нормативно-правовые сложности по сертификации и выводу на рынок новых инновационных материалов и технологий на фоне низкого качества строительных материалов и проектирования на основе устаревших строительных стандартов.

6. Нехватка необходимых оборотных средств на модернизацию оборудования и основных фондов предприятий.

7. Недостаточный государственный контроль над возникающими рисками в области ценообразования на сырье и энергоносители, необходимые для инновационного строительства.

8. Слабые меры поддержки и привлечения застройщиков, в том числе и иностранных, располагающих опытом применения инноваций в жилищном строительстве.

9. Отсутствие на федеральных и региональных уровнях единого портфеля привлекательных для инвестора заказов в области инновационного развития территорий.

10. Нехватка и порой отсутствие энергетических и инфраструктурных мощностей для развития удаленных от центров территорий.

11. Слабая государственная поддержка по продвижению организационно -управленческих нововведений и перспективных технологий на различных этапах строительства и эксплуатации объектов недвижимого имущества.

12. Наличие разобщенных методик по анализу привлекательности реализации инновационных строительных проектов.

На основе изложенного предлагается классифицировать указанные негативные барьеры, препятствующие развитию инноваций в строительстве, на следующие факторы: законодательные, организационно-управленческие, методико-информационные (таблица 1)

Таблица 1. Негативные факторы развития инноваций в строительстве

Факторы

Методико-информационные Законодательные Организационно-управленческие

Отсутствие общепринятой методики оценки рисков при применении и реализации инноваций в жилищном строительстве Недостаточное количество целевых программ и законодательных актов по стимулированию разработки и внедрению организационных, управленческих и технологических инноваций в жилищное строительство Недостаточное нормативно-правовое стимулирование процессов организации взаимодействия научных и строительных организаций в целях внедрения инновационных идей и решений в организацию и управление инновационным строительством

Отсутствие сформированной субкультуры и социального заказа на повсеместное внедрение организационно- управленческих и строительных инноваций в рамках возведения и эксплуатации жилья Длительные законодательные процедуры по практической коммерциализации изобретенной инновационной продукции, технологий и предложенных идей на фоне несовершенства системы сертификации Сложные и длительные механизмы сертификации и продвижения на рынок новой продукции и технологий на фоне отсутствия благоприятного климата по инвестированию в разработку и коммерциализацию инновационных идей и решений

Недостаточная информированность общества в области качества инновационного строительства и возможности минимизации расходов в процессе эксплуатации, что формирует консервативный настрой при покупке жилья Несовершенство законодательства в области поддержки автономного и доходного жилого строительства на основе энергосберегающих технологий и альтернативной энергетики Монополия крупных региональных строительных компаний, получающих наилучшие условия для строительства и не заинтересованных во вложении средств в инновационные жилищные проекты.

Потребность в разработке научно-обоснованных методик по оценке результата и экономической эффективности от применения конкретных инновационных идей и решений Нехватка федеральных и региональных программ субсидирования и предоставления льгот инвесторам при комплексном развитии территорий в рамках инновационного строительства Отсутствие единого целеполагания у субъектов отрасли в ходе развития комплексных проектов под инновационное жилищное строительство, на фоне низкого качества их обоснования для привлечения венчурных

инвесторов

Отсутствие единого общероссийского реестра с площадками и типовыми инновационными проектами для венчурного инвестирования и комплексного жилищного развития девелоперскими компаниями Неэффективные законодательные механизмы по администрированию инновационных строительных процессов с учетом инфляционных рисков и существенной зависимости от внешних факторов Несовершенство методик и механизмов учета и распределения рисков в рамках концессионных соглашений и иных форм государственно-частного партнерства

Слабо развитые технологии информационного моделирования и управления жилыми зданиями на всех этапах их возведения и эксплуатации Наличие барьеров со стороны страховых и кредитно-финансовых учреждений по выделению средств на инновационные строительные проекты Разобщенность полномочий в сфере разработки и внедрения инноваций на фоне потребности в создании единого интегратора развития инновационных идей и конкретных технологических решений

Указанные барьеры, наряду с другими, позволяют охарактеризовать строительную отрасль в качестве консервативной.

В этой связи для преодоления обозначенных барьеров требуется совершенствование общегосударственной политики в области инновационного жилищного строительства посредством обеспечения мотивирующих условий (налоговые и иные льготы, субсидии, методическая, информационная и организационная поддержка) для перестройки системы отношений субъектов отрасли на инновационный вектор развития. Кроме того, одним из важных аспектов на данном направлении становится совершенствование законодательства и запуск соответствующих целевых программ по созданию стимулов для формирования основы у всех участников отрасли по активному переходу на развитие и коммерциализацию перспективных идей и технологических решений. По нашему мнению, успешное решение поставленных стратегических задач возможно посредством программно-целевого подхода.

С учетом изложенного, а также на основе проведенного анализа последних зарубежных и отечественных достижений в указанной сфере [3;4;5;6;7;8;9;11;16;18] необходимо выделить следующие перспективные направления развития строительных инноваций:

1. Нормативно-правовое стимулирование развития отраслей материального производства, специализирующихся на создании новых энергосберегающих и энерговырабатывающих строительных материалов и технологий, путем

предоставление различных льгот в рамках программно-целевого подхода и государственного субсидирования.

2. Стимулирование процессов перехода на новые технологии возведения жилья, в том числе посредством 3-Д печати и применения взаимозаменяемых модульных конструкций с внутренними отверстиями для проведения коммуникаций без затрагивания конструктива здания при его обслуживании, для увеличения скорости строительства, а также возможности замены отдельного модуля/квартиры (рисунок 2 на основе: [9;13]).

Рисунок 2. Технологии 3D печати домов и модульное строительство.

3. Развитие процессов использования передовых автоматизированных систем проектирования и управления зданиями на основе BIM-технологий, обеспечивающих возможности для всех субъектов строительства по моделированию, конструированию и коллективному использованию информационной модели жилых домом в течении всего жизненного цикла (рисунок 3 на основе [4]).

Рисунок 3. BIM-технологии управления жизненным циклом жилых домов

4. Нормативно-правовое стимулирование строительных компаний по увеличению объемов финансирования инновационных научно-исследовательских разработок в интересах строительной отрасли для их последующей коммерциализации и внедрения в рамках строительных, управленческих и организационных процессов.

5. Создание, в рамках соответствующей федерально-целевой программы, института строительства автономной инфраструктуры и жилья в целях сокращения общегосударственных расходов на проведение и обслуживания центральных коммуникаций, а также затрат граждан на содержание жилья. Данное направление также позволит посредством применения последних достижений в области возобновляемой энергетики (использование энергии солнца, ветра, земли, газификация путем переработки биомассы и т.д.) повысить эффективность энергоснабжения и развития удаленных ранее непривлекательных для освоения территорий и микрорайонов, а также улучшить экологическую обстановку (рисунок 4 на основе [12]). Для данных целей требуется разработка соответствующих федеральных целевых программ, создающих различные стимулирующие формы поддержки и развития автономного жилого строительства как в рамках отдельных домостроений, так и микрорайонов.

Рисунок 4. Автономное малоэтажное и многоэтажное домостроение

6. Развитие института арендного\доходного жилья в рамках концессионных соглашений с инвесторами. Указанное направление будет содействовать улучшению жилищных условий граждан, а также обеспечит возможность органам власти на местах формировать межрегиональные трудовые миграционные потоки. При этом концессионеры для сокращения расходов на содержания подобного рода жилья будут заинтересованы в применении инновационных технологий при его строительстве и эксплуатации, обеспечивая тем самым поддержку рынка развития строительных инноваций.

7. Создание единой государственной информационной системы по дистанционной подаче, обработке, согласованию и выдаче всех необходимых исходно-разрешительных документов.

8. Формирование института инноваций, как единой государственной структуры, обеспечивающей координацию усилий по поддержке и практической реализации инновационных идей и решений в различных отраслях народного хозяйствования, в том числе и строительной.

Безусловно, поддержка и стимулирование развития указанных и других перспективных направлений инновационного строительства должны осуществляться в рамках разработки соответствующих федеральных программ,

что предусматривает необходимость создания стратегии и действенных механизмов развития отрасли.

Успешным примером такого развития было бы законодательное стимулирование процессов государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и договоров о комплексном развитии территорий под инновационную жилищную застройку. Разработка и запуск соответствующих федеральных целевых программ стали бы неким драйвером перехода на инновационный вектор развития и коммерциализации, как перспективных технологических идей и решений, так и внедрения предложенных организационно-управленческих нововведений, в том числе инновационного администрирования процессов на всех этапах жизненного цикла строительства. Указанные обстоятельства обуславливают осуществление следующих стратегических инициатив и конкретных механизмов их реализации:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата по финансированию проектов строительства инновационного жилья. Предлагается дополнить соответствующие нормативно-правовые акты нормами, предоставляющими налоговые, имущественные, земельные льготы и вычеты, а также льготные займы и применение норм ускоренной амортизации для инвесторов, девелоперов, производителей, обеспечивающих разработку и внедрение инновационной продукции на уровнях не ниже утвержденных органами власти. При этом непосредственный размер реализации соответствующих инноваций предлагается разделить на несколько уровней: базовый, средний, высокий, исходя из которого устанавливать размер соответствующих льгот для субъектов строительной отрасли. Указанное обстоятельство обеспечит стремление участников рынка постоянно улучшать производимые товары и услуги, тем самым формируя переход на инновационный вектор развития как строительной индустрии, так и сопутствующих отраслей.

2. В целях повышения качества администрирования процессов со стороны органов власти предлагается создание унифицированной общероссийской информационной системы на основе BIM-технологий, которая должна обеспечить удаленное предоставление всей совокупности государственных услуг и аккумулирование информационной модели жилого здания, начиная от начальной стадии до этапов его эксплуатации и демонтажа.

3. Создание на базе Фонда содействия реформированию ЖКХ или других федеральных структур института инноваций для координации и консолидации взаимодействия между субъектами рынка, в том числе для минимизации барьеров коммерциализации инноваций, упрощения и ускорения процедур сертификации и вывода на рынок новой продукции, поддержки инноваторов. На вновь образуемую структуру предлагается возложить обязанности по совершенствованию законодательных актов, в частности различных ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, ТЕРов, ФЕРов с учетом последних достижений в области науки и техники, а также разработку механизмов стимулирования их внедрения в строительную и сопутствующие отрасли. Кроме того, указанная структура должна быть ответственна за формирование реестра инновационных проектов в

регионах РФ на долгосрочную перспективу для заинтересованных в этом инвесторов и девелоперов.

В рамках структуры также необходимо осуществить организацию банка строительных инноваций, где в онлайн режиме будут представлены наиболее эффективные решения в области инновационного строительства и сопутствующих технологий. Кроме того, необходимо организовать отбор наиболее удачных из них, набравших наибольшее количество голосов граждан, для последующей инвестиционной поддержки в рамках соответствующих федеральных и региональных программ.

4. Разработать федеральную целевую программу по поддержке и развитию в регионах РФ автономного жилищного строительства на основе последних достижений в области альтернативной энергетики. Указанные обстоятельства позволят придать дополнительный импульс развития удаленных территорий, считавшихся ранее неперспективными в виду отсутствия необходимых коммуникаций, снизить государственные затраты на прокладку центральных коммуникаций и потери от их эксплуатации, а также обеспечат снижения ущерба экологии от жизнедеятельности общества. На первоначальном этапе указанное нововведение эффективнее реализовывать в рамках строительства микрорайонов индустриального малоэтажного типа застройки (до 4 этажей). В дальнейшем после апробации технических идей и решений, возможен переход на многоэтажное автономное строительство.

5. Разработка и реализация на практике программы по предоставлению льготных условий для кредитно-финансовых организаций, выдающих соответствующие целевые займы на развитие инновационного строительства и производства необходимых инновационных материалов. Уровни предоставляемых государством льгот также предлагается разделить по степени инновационности проекта. За выделение займов на проекты с большим уровнем эффективных нововведений предусмотреть более льготные условия кредитования от государства.

5. Внедрение федеральных и региональных программ по предоставлению льготных условий в рамках концессионных соглашений для инвесторов и девелоперов, осуществляющих комплексное развитие территорий под инновационную жилую застройку.

6. Совершенствование поддержки инноваторов и научно-исследовательских структур, а также их взаимодействия с непосредственными производителями посредством предоставления целевых грантов на разработку и внедрение инновационных идей, методик и конкретных организационно-технологических решений, обеспечения защиты авторских прав на интеллектуальную собственность, стимулирования подготовки инновационно-мыслящих сотрудников, способных осуществить сокращение себестоимости и энергоемкости для создании единицы продукции\услуги\операции. В частности, анализ иностранного опыта инновационного жилищного строительства позволяет утверждать о наметившейся тенденции перехода на проектирование и

строительство жилых домов с учетом энергопотребления не более 20 кВт*ч/год на квадратный метр.

7. Формирование у населения субкультуры и потребности в постоянном поиске путей улучшения жизнедеятельности и принятия инноваций посредством информирования о получении соответствующих льгот и снижения расходов при внедрении того или иного инновационного строительного товара и услуги.

Безусловно, целенаправленная поддержка развития государственно -частного партнёрства на основе предложенных нововведений создаст базис для развития мультипликативного эффекта как в строительстве, так и сопутствующих отраслях, что в итоге обеспечит решение стратегических социально-экономических задач государства.

Библиографический список

1. Арутюнов Ю.А. Организационно-управленческие проблемы информационного обеспечения инновационной деятельности // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. -2013. - № 7 (61). - С. 50-55.

2. Асаул А.Н., Казаков Ю.Н., Пасяда Н.И., Денисова И.В. Теория и практика малоэтажного жилищного строительства в России. - СПб.: Гуманистика, 2005. -563 с. 3. Бадьин Г.М., Сычев С.А. Современные технологии строительства и реконструкции зданий. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013. - 288 с.

4. Всероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство». Электронный ресурс. Режим доступа: http://rcmm.ru/tehnika-i-1еЬпо1о§п/22401-росЬети-тт81гоу-ргеёросЬе1-Ыт-1еЬпо1о§п.Ь1:т1

5. Гончаренко Л.П. Инновационная политика: учебник для бакалавриата и магистратуры - М.: Юрайт, 2014. - 502 с.

6. Грабов П.Г., Харитонов В.А. и др. Реконструкция и обновление сложившейся застройки города. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 712 с.

7. Дмитриев А.Н., Колоколов В.А., Герасименко Ю.В. Управление проектами внедрения технологических и продуктивных инноваций. - М.: РЭУ, 2016. - 131 с.

8. Ермолаев Г.Г., Сборщиков С.В., Путнина Н.В. Инновационный менеджмент в строительстве. - М.: Стройинформиздат, 2014. - 264 с.

9. Китайские проекты 3д домов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tjourna1.ru/53763-vi11as-created-using-3d-printers.

10. Кулапов М.Н., Сидоров М.Н., Карасев П.А. Наука и инновационная конкурентоспособность в контексте современных проблем российской экономики и менеджмента // Вестник НГУЭУ. - 2015. - № 4. - С. 181-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Ларионов А.Н. Энергоэффективное строительство и энергосбережение в ЖКХ: региональный аспект // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - №3. - С.234-238.

12. Многоэтажные инновационные дома [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.admagazine.ru/arch/52790_eko-rezidentsiya-v-kaire.php

13. Проектирование модульных зданий [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://arch-shop.ru/proektirovanie-modulnih-zdanii/.

14. Николаева Е.Л. Казейкин В.С., Баронин С.А., Черных А.Г., Андросов А.Н. Проблемы и тенденции развития малоэтажного жилищного строительства. - М.: Инфра-М, 2016. - 240с.

15. Ресин В. И., Владимирова И. Л. Условия и проблемы использования инвестиционно- строительного потенциала крупных городов на прилегающих территориях и в других регионах // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. - 2009. - № 5. - С.94-103.

16. Руденко Г.Г. Инновации, оценка и вознаграждение персонала // Нормирование и оплата труда в промышленности. - 2015. - №9. - С. 48-56.

17. Федеральная служба статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

18. Яськова Н.Ю., Фомина Л.Л. Стратегические приоритеты развития системы управления строительством // Научное обозрение. - 2016. - №21. - С.105-108.

References

1. Arutiunov Iu.A. Organizatsionno-upravlencheskie problemy informatsionnogo obespecheniia innovatsionnoi deiatel'nosti // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. -2013. - № 7 (61). - рр. 50-55.

2. Asaul A.N., Kazakov Iu.N., Pasiada N.I., Denisova I.V. Teoriia i praktika maloetazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva v Rossii. - SPb.: Gumanistika, 2005. - 563 s.

3. Bad'in G.M., Sychev S.A. Sovremennye tekhnologii stroitel'stva i rekonstruktsii zdanii. - SPb.: BKhV-Peterburg, 2013. - 288 p.

4. Vserossiiskii otraslevoi internet-zhurnal «Stroitel'stvo». Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: http://rcmm.ru/tehnika-i-tehnologii/22401 -pochemu-minstroy-predpochel-bim-tehnologii.html

5. Goncharenko L.P. Innovatsionnaia politika: uchebnik dlia bakalavriata i magistratury - M.: Iurait, 2014. - 502 p.

6. Grabov P.G., Kharitonov V.A. i dr. Rekonstruktsiia i obnovlenie slozhivsheisia zastroiki goroda. 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Prospekt, 2013. - 712 p.

7. Dmitriev A.N., Kolokolov V.A., Gerasimenko Iu.V. Upravlenie proektami vnedreniia tekhnologicheskikh i produktivnykh innovatsii. - M.: REU, 2016. - 131 p.

8. Ermolaev G.G., Sborshchikov S.V., Putnina N.V. Innovatsionnyi menedzhment v stroitel'stve. - M.: Stroiinformizdat, 2014. - 264 p.

9. Kitaiskie proekty 3d domov. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: https://tjournal.ru/53763-villas-created-using-3d-printers.

10. Kulapov M.N., Sidorov M.N., Karasev P.A. Nauka i innovatsionnaia konkurentosposobnost' v kontekste sovremennykh problem rossiiskoi ekonomiki i menedzhmenta // Vestnik NGUEU. - 2015. - № 4. - pp. 181-191.

11. Larionov A.N. Energoeffektivnoe stroitel'stvo i energosberezhenie v ZhKKh: regional'nyi aspekt // Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii. - 2014. - №3. - pp. 234-238.

12. Mnogoetazhnye innovatsionnye doma [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://www.admagazine.ru/arch/52790_eko-rezidentsiya-v-kaire.php

13. Proektirovanie modul'nykh zdanii [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http://arch-shop.ru/proektirovanie-modulnih-zdanii/.

14. Nikolaeva E.L. Kazeikin V.S., Baronin S.A., Chernykh A.G., Androsov A.N. Problemy i tendentsii razvitiia maloetazhnogo zhilishchnogo stroitel'stva. - M.: Infra-M, 2016. - 240 p.

15. Resin V. I., Vladimirova I. L. Usloviia i problemy ispol'zovaniia investitsionno-stroitel'nogo potentsiala krupnykh gorodov na prilegaiushchikh territoriiakh i v drugikh regionakh // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. - 2009. - № 5. - pp. 94-103.

16. Rudenko G.G. Innovatsii, otsenka i voznagrazhdenie personala // Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti. - 2015. - №9. - pp. 48-56.

17. Federal'naia sluzhba statistiki. [Elektronnyi resurs] - Rezhim dostupa: http : //www.gks .ru/.

18. Ias'kova N.Iu., Fomina L.L. Strategicheskie prioritety razvitiia sistemy upravleniia stroitel'stvom // Nauchnoe obozrenie. - 2016. - №21. - pp. 105-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.