Научная статья на тему 'Управление инновационными рисками'

Управление инновационными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными рисками»

 Экономические науки Г.- :•• - . • ' • ; • - .• - - , •

©I

Введем переменную, которая примет значение 0, если конкурент занимает пассивную позицию, и 1, если - активную маркетинговую стратегию:

0, активная позиция;

1= -<

1, пассивная позиция.

Тогда уравнение (2) примет вид

у = 2337106,9 - 65404,44X1+ 48643,406х2 + С2 • (3)

Используем таблицу статистических данных предприятия за период с 2001 по 2005 год (поквартально). В те периоды времени, когда конкуренты вели активную стратегию, ставится 0, в противном случае - 1. Получим следующую таблицу (табл.4).

Таблица 4

Год Квартал Y Xi х2 Z

2001 1 982600 112 122,2 1

2 1291500 110 124,4 1

3 1459500 99 121 1

4 1432400 107 118,7 1

2002 1 1625750 95 117,8 0

2 2025750 90 115,5 0

3 2000750 92 115 1

4 1650750 92 115 1 1

2003 1 3100785 68 114,6 0

2 3306540 72 114 0

3 3135775 71 113,5 1

4 3000000 69 112,6 1

2004 1 2995750 69 110,7 1

2 2998673 71 ПОД 1

3 2995288 72 111 0

4 2993289 68 111,6 0

2005 1 3634600 70 113,1 0

2 3635605 70 113,76 0

3 3638007 70 112,6 1

4 3630188 70 112,4 1

Используя в «анализе данных» мастер-функцию «регрессия», получим новое соотношение для уравнения (3): у = 2181013,8 -66142,097xi + 50348,342х2 + 34066,387z . (4)

Тогда можно рассчитать значение объема валовой прибыли (Y) в случае пассивных и активных действий конкурентов, т.е.

yi= 2181013,8 - 66142,097X1 + 50348,342х2 + 34066,887*1= 2215080,687- 66142,097Х! + 50348,342х2- в

случае пассивной позиции конкурентов;

у2 = 2181013,8 - 66142,097xi + 50348,342х2- в случае активной позиции конкурентов. Вывод. Из полученных соотношений видно, что в случае активных действий конкурентов объем валовой прибыли уменьшается и увеличивается в случае пассивных действий конкурентов, что экономически подтверждается.

Библиографический список

1. Елесеева И.И. Эконометрика - М.,2003.

2. Максютов А,А, Эконометрический анализ - М.,2005.

3. Фомин П.Г. Математические методы и модели в коммерческой идеятельности - М.,2005.

4. Шапкин A.C. Математические методы и модели иссоедования операций - М.,2003.

Статья принята к публикации 8.11.06

А,Г. Дыкусова

Механизм венчурного инвестирования в России

Анализируя опыт становления механизма венчурного инвестирования, важно отметить тот факт, что в России складывается национальная модель венчурных инвестиций, аккумулирующая национальный капитал. Ее отличительной особенностью является то, что венчурные фонды формируются преимущественно крупными финансово-промышленными группами, концернами и холдингами в рамках крупных компаний, а не вовне, как это предусмотрено традиционной моделью венчурного инвестирования, то есть в виде кэптивных и полукэптивных фондов.

Фактически российская модель предполагает не отчуждение средств, а перераспределение ресурсов внутри страны, что типологически очень напоминает азиатскую (японскую или южно-корейскую) модель организации бизнес-агломерации.

Серьезным препятствием развития венчурного инвестирования в России является низкая ликвидность венчурных инвестиций, которая в значтельной мере обусловлена недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных компаний.

В России сегодня реально могут участвовать в венчурном инвестировании банки через свои дочерние предприятия, и в том числе через кэптивные фонды финансово-промышленных групп, холдингов и корпораций. Так, например, в формировании венчурного фонда корпорацией "Авиакосмическое оборудование" принимал участие банк "Таврический". Такие подразделения есть в группах МДМ-банка и "НИКОЙЛ". [3]

Тем не менее, прецеденты участия банковских структур в кредитовании наукоемких проектов малы, и в основном они касаются не освоения принципиально новых видов продукции и перспективных технологий, а производства традиционной техники - гражданских самолетов, речных и морских судов, медицинского оборудования.

Одним из перспективных шагов в этом направлении со стороны государства является распространение государственных гарантий на инвестиции в венчурные проекты, чтобы банки могли относить эти проекты к первой группе риска, а также частично или полностью гарантировать беззалоговые кредиты. Кроме того, необходимо участие государства в гарантировании банку-инвестору части потерь от участия в венчурном фонде.

Что касается других традиционных источников формирования венчурного капитала, таких, например, как пенсионные фонды и страховые компании, то их возможности также довольно ограничены и, прежде все-

го, в силу несовершенства российского законодательства.

С другой стороны, страховой рынок сегодня составляет около 15 млрд. долл. и находится на грани подъема. Объем страховых премий неуклонно растет, по оценкам руководства Всероссийского союза страховщиков, страховой рынок России к 2010 году может увеличиться в пять раз и достигнуть 74,9 млрд. долл.. Не следует забывать, что в странах с развитой рыночной экономикой страховой бизнес по размеру сопоставим с банковским бизнесом [2].

Крайне слабо развит в России такой источник формирования венчурного капитала, как средства бизнес-ангелов. Налицо явная информационная асимметрия: потенциальные разработчики незнакомы с ангелами, а у потенциальных ангелов нет выхода на разработчиков.

Гипотетически могут рассматриваться в качестве источников для венчурных фондов средства населения. Однако их привлечение сдерживается целым рядом факторов, важнейшим из которых является проблема доверия индивидуальных инвесторов к институтам коллективного финансирования, возникшая в середине 90-х годов в России в результате многочисленных афер с накоплениями населения и беспомощной политики государства при защите прав собственности частных инвесторов.

В целом, подводя итоги о возможных российских источниках финансирования, логично предположить, что при соответствующем содействии правительства в совершенствовании деятельности вышерассмотренных финансовых институтов, пропорция российских денег в венчурном капитале должна неуклонно расти.

Создание венчурных фондов с прямым государственным участием создает стимулы к привлечению частного капитала в венчурную индустрию, поскольку государственные средства будут снижать риски частных инвесторов, играть роль катализатора и агитатора по привлечению частных средств, Такая форма государственного содействия на начальной стадии становления венчурной индусгрии показала свою эффективность практически во всех странах. Для управления государственной долей средств в венчурных фондах России в 2001 г. был создан Венчурный инновационный фонд, основные направления деятельности которого уже рассматривались выше. Его главными задачами является развитие прямого инвестирования в акционерный капитал (венчурного инвестирования), включая участие в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес, а также осуществ-

ление приоритетной поддержки российских инновационных предприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критических технологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов на начальной стадии.

В интервью министра экономического развития и торговли Германа Грефа в октябрьском журнале "Деловые люди" было отмечено: "Наибольший эффект от госинвестиций ожидается от вложений в инновационные проекты. До конца 2006 года мы планируем завершить мероприятия по созданию Российской венчурной компании. Она создаст от 15 до 18 венчурных фондов. На один фонд будет выделено от 600 миллионов до 1.5 миллиарда рублей. Мы рассчитываем, что к концу 2007 года можно будет получить более 30 млрд. рублей инвестиций в российский технологический сектор."[1]

Актуальная задача, которая стоит сегодня перед государством - это обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. Для свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных компаний путем продажи акций необходим развитой фондовый рынок, являющийся важнейшим инструментом обеспечения ликвидности венчурных инвестиций, а также широко используемая на Западе система продажи венчурными инвесторами своих акций стратегическим инвесторам. Стратегический инвестор, в роли которого, как правило, выступают крупные промышленные производители, обеспечивают широкомасштабное тиражирование наукоемкой продукции и освоение значимых сегментов рынка.

Период развития компании от момента прихода в нее венчурного капитала до момента продажи венчурным фондом своего пакета акций, как правило, занимает 5-7 лет. За это время в стране необходимо создать сеть биржевых площадок для продажи акций высокотехнологичных предприятий. Для формирования стратегиче-

ских партнерств с крупным промышленным производством следует оказать малым предприятиям поддержку для их выхода на информационный рынок. Последовательное развитие этого процесса должно происходить путем создания специализированных биржевых площадок для динамично развивающихся высокотехнологичных компаний на действующих фондовых биржах, а также на венчурных ярмарках. В дальнейшем, по мере увеличения количества компаний, получивших венчурные инвестиции и находящихся на этапе выхода из них венчурных фондов, должны создаваться реально действующие электронные биржи высокотехнологичных компаний в сети Интернет и самостоятельные биржевые площадки.

В рамках построения инфраструктуры венчурной индустрии и в соответствии с государственной стратегией поддержки будут создаваться структурные элементы фондового рынка, электронные биржи, проводиться венчурные ярмарки, организация апробаций торгов акциями высокотехнологичных российских компаний на действующих российских и зарубежных фондовых биржах.

Таким образом, сформулированные выше проблемы, с которыми сталкиваются сегодня участники венчурного процесса, безусловно, требуют скорейшего решения. Но они не должны быть спонтанными и зависеть от сиюминутных нужд руководящих органов, а должны быть составным элементом продуманной общей стратегии инновационного развития.

Библиографический список

1. www.inno-expert.ru

2. www.Opec.ru

3. www.rvka.ru

Статья принята к публикации 29.12.06

Ю.В. Ситннкова

Управление инновационными рисками

Управление и риск - взаимосвязанные компоненты экономической системы. Управление риском состоит в прогнозировании неблагоприятных событий и принятии мер, до некоторой степени предупреждающих негативные последствия этих событий.

Управление инновационными рисками, а точнее рисками инновационной деятельности, включает ряд этапов. Среди них: анализ неопределенности; идентификация и классификация рисков; создание реестра потенциально возможных нежелательных вариантов итогов; анализ и развитие рисковых событий и количественная оценка рисков; выбор показателей и математической модели общего инновационного риска венчурного капи-

тала (проекта); выработка стратегии управления инновационными рисками; мониторинг инновационного процесса, венчурного цикла и принятие решений по управлению рисками, по предупреждению и ликвидации (по возможности) негативного воздействия рисков.

Уравление инновационными рисками можно охарактеризовать как совокупность аналитических, организационно-экономических, финансовых мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль событий часто случайного и непредсказуемого свойства в ходе формирования и использования инвестиций в инновационном предпринимательстве, способных вызвать перерыв и отклонения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.