220
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мировой опыт свидетельствует, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом посредством создания соответствующей функциональной экономической системы, которая образует механизмы саморегуляции, обеспечивая поддержания равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
Используют два подхода к урегулированию инфляции: адаптивная политика, т.е. приспособление к инфляции, и политика снижения инфляции.
Основным направлением российской антиинфляционной политики является регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Показатели уровня инфляции в России, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Список литературы:
1. Инфляция и антиинфляционная политика в России / А.Г. Грязнова, Л.И. Абалкин, Т.В. Парамонова и др. - М.: Финансы и статистика, 2000. -251 с.
2. Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. - 2009. - № 1. - С. 3.
3. Долгосрочные тренды российской экономики. Сценарии экономического развития России до 2020 года.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РАЗВИТЫХ И КРУПНОРАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
© Рахимова С.А.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
Объектом исследования в данной статье являются инновационные процессы и управление ими в странах, входящих в технологическое ядро мирового развития: США, Япония, Германия, Англия, Франция и др.
Ключевые слова инновации, инновационный процесс, модель инновационного развития.
США присуща «традиционная» модель инновационного развития, модель полного инновационного цикла от формирования инновационной идеи до массового производства готового продукта.
Доцент, кандидат экономических наук.
Экономические науки
221
В США сформирован и осуществляется весь инновационный процесс: фундаментальная и прикладная наука, производство опытного образца и массовое производство, различные типы структуры экспертизы, финансирование и воспроизводство кадров. Политика администрации США делится на несколько смысловых блоков. Прежде всего, это обеспечение ресурсной базы развития новых технологических основ экономики США: рост расходов на исследования и разработки (ИиР) для стимулирования научно-технологического развития на долгосрочную перспективу; прямая и косвенная государственная поддержка коммерциализации и массового внедрения новых технологий; приоритет энергетики по всему комплексу мер. Условием динамичного развития экономики США на средне- и долгосрочную перспективу признается усиление американского научно-технологического потенциала. Начался форсированный рост расходов на первые этапы инновационного процесса - на ИиР. Получателями средств по программе являются три ведомства: Национальный научный фонд (ННФ), Управление по науке Министерства энергетики США, а также Национальный институт стандартов и технологий (НИСТ) Министерства торговли США. ННФ финансирует основной объем поисковых (неориентированных) фундаментальных исследований в сфере естественных наук и частично инфраструктуру их коммерциализации - центры трансферта технологий и т.д. НИСТ ведет ИиР в сфере разработки стандартов и технических регламентов, принципиально важных для развития сектора «хай-тек», а также поддерживает создание некоторых производственных технологий.
Рассмотрим основные этапы инновационного процесса, протекающие в США:
- фундаментальная и прикладная наука - рост финансирования по линии существующих институтов (ННФ, НИСТ, Управление по науке Минэнерго США и т.д.), формирование научных парков;
- разработка технологии: ИиР и разработка в рамках партнерств с бизнесом базовых технологий на доконкурентной стадии - Центры по передовым исследованиям в сфере энергетики (Минэнерго США), ведомственные и межведомственные исследовательские и технологические программы; отбор и поддержка высокорисковых технологических проектов - Агентство по передовым исследовательским проектам в сфере энергетики;
- обеспечение внедрения в производство: организация производства новой технологической продукции и физической инфраструктуры -гранты на софинансирование, гарантии по кредитам, льготное кредитование (Минэнерго США);
- формирование производственно-технологической инфраструктуры как условия масштабирования технологии - инновационные кластеры и хабы, гранты и иные формы финансирования инфраструктуры и промышленных производств (Минэнерго США);
222
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- стимулирование спроса до стадии зрелости рынка: первичное формирование рынка - налоговое стимулирование спроса, поощрение внедрения нового транспорта в рамках партнерств и т.д. (Минэнерго США, Агентство по охране окружающей среды); создание долгосрочных рамочных условий развития рынков и технологий - введение новых регламентов и стандартов (Минэнерго США, Агентство по охране окружающей среды, НИСТ).
Основным инструментом управления инновационными процессами на каждом из этих этапов (стадий) является, главным образом, ликвидация с помощью федеральных ресурсов различных «провалов» рынка, рисков начальной стадии развития и т.д. Однако, и это также свидетельствует об изменении в подходах к государственной инновационной политике и оценке роли государства в НИС - речь идет не просто о «докапитализации» усилий в рамках того или иного этапа (стадии). Действия администрации направлены на создание условий для концентрации и фокусирования общенациональных ресурсов на наиболее важных точках жизненного цикла инноваций [1].
Модель инновационного развития Японии, Южной Кореи, Китая отличается от «традиционной» модели. Здесь в инновационном цикле, как правило, отсутствует компонент фундаментальной и частично даже прикладной науки. Эти инновационные модели ориентированы на экспорт высокотехнологичной продукции, при этом заимствуя сами технологии у стран «традиционной модели» [2].
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности. Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Проводится Государственная политика, которая направлена на превращение Японии из импортёра лицензий в экспортёра. Долгосрочная цель Японии - превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление имеют информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Особенностями развития японской экономики являются дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг. Долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляет стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом.
В организационную структуру государственного управления НТП Японии входят: Управление по науке и технике; Японская корпорация развития исследований; Совет по делам науки; Управление национальной обороны; Министерство финансов; Министерство внешней торговли и промышленности; Японская торговая комиссия; Министерство образования; Ассоциа-
Экономические науки
223
ция промышленных технологий. Государственные расходы на НИОКР в основном идут на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей.
На смену вытеснению иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров происходит ещё более сложная задача - самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество товаров. Приоритетное направление - информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспортера, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.д., японские государственные органы широко используют и косвенные методы. К ним можно отнести следующие: целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях; содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии; контроль за научным обменом с зарубежными странами; государственная поддержка разработки и реализации японского прогноза развития науки на 25 лет. Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Германия, Франция, Англия вместе с США и Японией входят в технологическое ядро мирового развития. Эти страны занимают соответственно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР.
Инновационная политика Евросоюза на современном этапе направлена на углубление и оптимизацию европейской интеграции в сфере науки, инноваций и образования. Целью этих усилий является концентрация ресурсов, создание необходимых взаимосвязей между элементами инновационных систем и достижение «критической» массы ресурсов знаний и компетенций для интенсификации инновационных процессов и повышения конкурентоспособности Евросоюза.
Инициатива «Инновационный союз» представляет собой комплексный план по реализации инновационной стратегии ЕС. Она направлена на стимулирование полной инновационной цепочки от идеи до рынка, создание условий для развития инновационной экономики, а также построение единого европейского рынка инноваций в целях повышения конкурентоспособности относительно США и других стран. Кооперационным инструментом создания «Инновационного союза» являются «Инновационные партнерства», объединяющие всех заинтересованных участников инновационной деятельности для решения ключевых европейских социально-общественных проблем. Каждое такое партнерство будет сфокусировано на ИиР и инновацион-
224
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ной деятельности в рамках одной из крупных социально'-общественных проблем, а также будет способствовать переориентации текущих европейских научно-технических программ и инструментов на решение этих проблем.
Инновационная стратегия ЕС задает рамочные приоритетные направления развития европейского региона, ориентированные на решение крупных социально-общественных проблем. Вместе с тем, сохраняются индивидуальные особенности национальных моделей инновационной политики, выражающиеся в том числе в содержании набора инструментов стимулирования инновационной деятельности. В последнем исследовании «Ключевые технологии 2015 г.» было выбрано 85 ключевых технологий, которые должны способствовать решению основных социально-экономических проблем, стоящих перед Францией. Эти ключевые технологии были сгруппированы по 7 основным тематическим направлениям: информационные и телекоммуникационные технологии, материалы, химия, энергетика, окружающая среда, транспорт, здравоохранение, строительство.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся: выработка единого антимонопольного законодательства; использование системы ускоренной амортизации оборудования; льготное налогообложение НИОКР; поощрение малого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии; стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоёмкую продукцию.
В Финляндии происходит переориентация с моноотраслевой научнотехнологической специализации (ИКТ) к расширению фронта инновационного развития с целью создания клиентоориентированной экономики как в сфере производства, так и услуг. Инновационная политика Финляндии направлена на поддержку национальных уникальных компетенций с целью включения в глобальные инновационные сети путем создания кластеров инновационного роста, расширения государственного финансирования высшего образования и фундаментальных исследований.
В стратегии Финляндии инновационная политика государства рассматривается как неотъемлемая часть экономической политики, а инновации -как средство решения приоритетных социально-экономических задач. Финляндия намерена: по ряду направлений поддерживать ИиР, результаты которых превышают мировой уровень компетенции и являются уникальными; обеспечить реальную ориентированность НИС на спрос промышленных пользователей и конечных потребителей в экономическом поле, а также государства и граждан в социальном поле. Особый акцент в долгосрочных программах уделяется созданию клиентоориентированной экономики, как в сфере производства, так и в сфере услуг; поддерживать баланс между рыночными и нерыночными стимулами инноваций.
Экономические науки
225
Основными направлениями развития инновационной экономики на 2011-2015 гг. являются развитие исследовательской инфраструктуры, фундаментальные исследования и обеспечение привлекательности карьеры ученого, выведение конкурентоспособных направлений на мировой уровень, включение в глобальную систему ИиР. Основным инструментом развития кооперации в области ИиР в инновационной деятельности являются Рамочные программы ИиР и Рамочная программа по конкурентоспособности и инновациям.
Рассмотрим пример развития КНР. Академия наук Китая распространила свой доклад, в котором было сделано заявление о том, что «к 2050 году Китай станет второй по совокупности мощи державой мира, уступая только США», а «к 2020 году будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20». Подъем Китая обеспечен за счет подготовки специалистов и развитие образования, и в КНР уделяют большое внимание двум цифрам - удельный вес расходов на образование в ВВП и расходов на научно-исследовательскую деятельность в объеме производства. В КНР основными документами по развитию науки и техники являются «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования науки и техники» и «Программа планирования повышения качества науки в стране в 2006-2010-2020 гг.». В случае реализации этих двух общегосударственных программ к 2020 году Китай войдет в ряды стран с экономикой инновационного типа. В 2020 году доля стоимости научно-исследовательских и опытных конструкторских работ должна составить 2,5 % ВВП Китая и по этому показателю КНР должна выйти на уровень развитых стран мира.
В КНР государственная политика играет решающую роль в организации научных ИиР. Механизмы государственной поддержки долгосрочных фундаментальных и прикладных исследований охватывают следующие направления: национальную оборону, фундаментальные науки, космические технологии, энергетику, природные ресурсы и защиту окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, местное и региональное развитие и некоторые другие. По многим аспектам позиция Китая основывается на изучении успешного опыта США, где высокий технологический уровень промышленности был во многом достигнут благодаря последовательной государственной стратегии поддержки науки и технологий. На нынешнем этапе совершенствование организации исследовательской работы осуществляется в КНР по следующим направлениям: сокращение ряда научных учреждений и создание новых для проведения работ по самым перспективным отраслям науки и техники; преобразование некоторых исследовательских институтов в коммерческие компании, что должно гарантировать внедрение в производство результатов научных исследований; создание сети государственных ключевых лабораторий, где проводятся передовые фундаментальные исследования; превращение ряда ведущих университетов в исследовательские
226
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
центры высокого уровня, имеющие развитую материально-техническую базу, лучший профессорско-преподавательский состав, меньшее число учащихся в расчете на одного преподавателя. Применение успешного зарубежного опыта и завершение перехода на соответствующую модель организации научных исследований позволит КНР создать мощную материальную базу науки, обеспечить в будущем высокую эффективность НИОКР и добиться коммерческого результата от их практического применения.
Список литературы:
1. Инновационная политика: Россия и мир 2002-2010. - М.: Наука, 2011. -450 с.
2. Сергеев В.М., Алексеенкова Е.С. Становление государства и модели инновационного развития. - 2013. - С. 13.
АНАЛИЗ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КЛАСТЕРА УСЛУГ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНА
© Сакаева Э.З.*
Филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак
Представлен порядок проведения анализа удовлетворенности потребителей услуг. Введен индекс удовлетворенности потребителей услуг жизнеобеспечения.
Ключевые слова порядок проведения анализа удовлетворенности услуг, процесс мониторинга, процесс измерения, качество услуг жизнеобеспечения, индекс удовлетворенности потребителей услуг жизнеобеспечения.
Кластер услуг жизнеобеспечения региона - это региональная система услуг, удовлетворяющая потребности человека на протяжении его жизни [3, с. 61]. Статья посвящена аналитическому подходу в исследовании удовлетворенности потребителей в услугах жизнеобеспечения региона.
Порядок проведения анализа. Все данные должны быть проанализированы для получения следующей информации:
- об удовлетворенности всех потребителей или отдельных категорий потребителей и тенденциях ее изменения;
- о различиях в степени удовлетворенности по категориям потребителей;
- о возможных причинах и их относительном влиянии на удовлетворенность потребителей;
* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент.