ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 3
Н.А. Лось, канд. социол. наук, ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается эффективность осуществления программ инновационного развития страны и их влияние на социальную динамику. Подчеркивается, что развитие инновационной системы поможет решить ряд задач в социальной сфере и улучшить качество жизни населения. Отмечены возможные изменения, к которым приведут эффективно реализуемые направления инновационного развития страны, выделенные органами государственного управления.
Ключевые слова: государственное управление, уровень жизни населения, качество жизни населения, инновационное развитие страны, инновационные программы.
The article examines efficiency of realization of programs of innovative development of the country and influence of programs on social dynamics. Special attention is paid development of innovative system will help to solve a number of problems in social sphere and to improve quality of life of the population. Possible changes to which aren'ted will result effectively realized directions of innovative development of the country, which are allocated by the government.
Key words: public administration (government), population standard of living, quality of life, innovative development of the country, innovative programs.
Качество жизни представляет собой в самом общем виде характеристику жизнедеятельности человека, включающую образовательный уровень, состояние здоровья, включенность в профессионально-квалификационную систему; комплекс этих составляющих предопределяет уровень удовлетворенности деятельностью органов государственного управления. В современных условиях факторами экономического роста являются не только капитал, природные ресурсы, трудовые ресурсы, инвестиции и др., но также и рост общего благосостояния, продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровень образования. В ситуации глобализации одним из основных условий обеспечения благоприятного социального климата, социального прогресса является развитие инновационного потенциала страны.
Развитие инновационной системы создаст новые механизмы государственного воздействия на научно-технологическую сферу,
* Лось Наталья Александровна, e-mail: [email protected]
а также на социально-экономическую динамику. Реализации принципов инновационный экономики в социальной сфере поможет, к примеру:
1) более справедливое распределение доходов. Современная дифференциация во многом связана с доминированием ТЭК. Поляризация общества по доходам и доступности реализации оптимальных жизненных стандартов предопределяется невысокими доходами основной массы населения и сверхдоходами узкого слоя, извлекающего природную и экспортную ренту. Вместе с тем существует внутриотраслевая дифференциация доходов, которая также требует корректировки;
2) повышение уровня культуры (в широком смысле) по цепочке: культура производства — корпоративная культура — семейная культура, что приведет к становлению ценностей более высокого порядка1.
В сегодняшних условиях механизм рыночной конкуренции вынуждает предпринимателей стимулировать инновационную деятельность, которая поможет выиграть в конкурентной борьбе за счет прибыли, сокращения средних издержек. Вследствие чего перед социальным государством ставится задача развития человеческого капитала, являющегося фактором совершенствования самого государства.
Внедрение инновационных программ становится все более актуальным в связи с возникновением и углублением в России ряда проблем, которые негативно скажутся на качестве жизни населения. Среди них выделяются следующие: рост конкуренции на мировых рынках, изменение стандартов потребительского спроса; зависимость от экспортно-сырьевой модели экономического развития; демографические проблемы, снижающие долю трудоспособного населения; неэффективность системы социальной защиты населения.
Осуществление программ инновационного развития страны определяется на основе реализации различных видов инновационной деятельности, которая предполагает систему научных, технологических, организационных, финансовых мероприятий. С точки зрения общественных трансформаций инновации необходимы, так как обеспечивают поступательное развитие, в соответствии с которым возрастает и качество жизни. Последовательно рассмотрим возможности развития сфер общественной жизни, определяющих качество жизни через функционирование национальной инновационной системы.
1 См.: Васильев В.П. Качество жизни в условиях инновационного развития // Социология. 2009. № 4.
Национальная инновационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Это комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные традиции, политические и культурные особенности2. Понятие было введено в 2002 г., и на государственном уровне инновации стали рассматриваться в качестве ключевого фактора оздоровления ситуации в научно-технической сфере и в промышленности.
В 2009 г. Президент РФ сформировал Комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. Были определены пять приоритетных отраслевых направлений:
— энергоэффективность и энергосбережение;
— ядерные технологии;
— космические технологии, телекоммуникации;
— медицинские технологии;
— стратегические информационные технологии.
Акцент был сделан на отраслях, обеспечивающих обороноспособность страны и социальную сферу. На данных направлениях предполагается концентрация ресурсов поддержки инновационной деятельности на основе принципов проектного управления.
Ключевые направления инновационного развития в более широком определении включают в себя: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; на-нотехнологии; системы искусственного интеллекта; глобальные информационные сети; интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Вместе с тем развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность и авиаперевозки. Интеллектуализация производства требует перехода к непрерывному образованию в большинстве профессий. Такое "интеллектуальное общество" будет характеризоваться требованиями к качеству жизни, комфортности среды обитания. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные и медицинские услуги.
Инновационная экономика, которая базируется на развитии высокотехнологических отраслей, зависит от профессионального уровня специалистов. Она связана с повышением общего уровня интеллектуализации производства и ростом удельного веса работников умственного труда. Такие компоненты качества жизни, как услуги образования, здравоохранения, напрямую влияют на про-
2 Управление инновациями / Рук. авт. колл. В.П. Васильев. М., 2011.
изводственный потенциал населения. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека. Качественные услуги здравоохранения продлевают срок активной жизнедеятельности человека. Все это формирует индивидуальный человеческий капитал, который становится решающим условием инновационного развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности3.
Однако в настоящее время существует большой разрыв между полученными результатами НИОКР и их коммерциализацией. Причины такого положения — в общих характеристиках современной российской инновационной системы. А ведь именно внедрение новых продукции и технологий нового качества повлекло бы за собой и естественное повышение качества жизни населения в стране.
Одним из основных направлений государственной политики является работа с важнейшими инновационными программами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачу формирования различных секторов национального и международного рынков высокотехнологической продукции. Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, сформулирован перечень инновационных проектов. Отбор и финансирование инновационных проектов осуществляется в рамках федеральной целевой программы, принятой на 2007—2012 гг., — "Исследования и разработки по приоритетным направления развития науки и техники гражданского значения"4.
Развитие инновационных программ в России необходимо, так как совокупность технологических, инфраструктурных и организационно-управленческих новшеств смогут обеспечить: эффективную трудовую занятость и рост реальных доходов населения при сокращении территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения; расширение внутреннего рынка товаров отечественного производства и ослабление зависимости от импорта; рациональное использование природных ресурсов. Например, функционирование аграрного производства как экономической и социальной основы занятости и обеспечения качества и уровня жизни сельских жителей может быть достигнуто не столько на базе использования современного сельскохозяйственного оборудования, сколько посредством обучения работников, создания развитой инфраструктуры, государственной поддержки отечественных сельхозпредприятий.
3 См.: Коровяковская Н.Д., Холоденко Ю.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития // Труд и социальные отношения. Наука, практика, образование. 2009. № 11.
4 Инновации в общественной сфере / Под ред. Б.В. Сазонова. Т. 34. М., 2008.
Влияние инновационных производств на качество жизни населения двоякое. С одной стороны, наблюдается позитивная динамика роста производительности труда, а с другой — происходит сокращение занятых. Инновации носят трудосберегающий характер, но зависят от квалификации кадров и организации труда. На сокращение численности занятых безусловно влияют негативные демографические процессы, но еще один важный фактор — нехватка специалистов необходимой квалификации. Инновации направлены не на сохранение ресурсов, а на повышение качества их использования. С внедрением инновационных технологий снижается производственный травматизм5.
При этом представляется необходимым разделение программ инновационного развития на три группы. Программы:
а) которые позволят создать новые и сохранить прежние рабочие места, повысят квалификацию и увеличат доходы работников;
б) приведут к сокращению занятости на модернизируемых производствах и потребуют либо осуществления альтернативной трудовой занятости, либо государственной поддержки новых безработных;
в) укрепят национальную безопасность.
Реализация программ инновационного развития страны невозможна без подготовки высокопрофессиональных специалистов. В настоящее время подготовка квалифицированных научных и научно-педагогических кадров и закрепление их в секторе науки и высшего образования становится стратегической задачей не только научно-образовательной сферы, но и формирования инновационной системы в целом. Для решения этой задачи Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 утверждена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009—2013 гг. Объем финансирования обеспечения Программы составляет 90,454 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 80,39 млрд руб.6
Для инновационного развития страны необходимы также новые методы кадрового обеспечения модернизации и технологического развития России. Это напрямую повысит качество предоставляемых образовательных услуг. Предлагается, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав таких кластеров должны войти также отраслевые вузы,
5 См.: Грасмик К. Инновации в России: факторы, масштабы, прогноз // Экон. политика. 2011. № 3.
6 См.: Гончаренко В.Л., Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития // Инновации. 2009. № 1 (123).
средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов.
Однако сегодня ряд экспертов отмечают, что в России отсутствует целевой комплексный подход к построению инновационной экономики и национальной инновационной системы, а инициативы органов государственного управления носят фрагментарный характер. Это связывается с невысоким уровнем социально-экономического и технологического развития страны и предопределяет необходимость изменения стратегии инновационного развития7.
Государственная поддержка и развитие инновационной среды за счет совокупности интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных ресурсов повлечет за собой развитие качественных характеристик России как социального государства, однако пока показатели инновационного развития невысоки. Уровень инновационного развития часто определяется расходами на НИОКР.
Таблица
Показатели уровня инновационного развития стран (2009 г.)8
Страна Расходы на НИОКР Пользователи ПК Экспорт высоких технологий
США 31,4 24,2 14,6
Китай 15,6 7,4 19,4
Япония 12,8 7,8 7,6
Германия 5,8 5,5 8,6
Франция 3,9 3,6 4,4
Индия 3,7 2,1 0,2
Великобритания 3,6 4,2 5,1
Италия 1,7 2,9 1,5
Россия 1,6 2,7 0,2
Бразилия 0,7 2,6 0,5
7 См.: Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Мир и политика: Ежемесячный науч.-полит. журн. 2009. Ноябрь. № 11 (38).
8 Там же.
У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2—3% ВВП, в том числе у США — 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5—4,5% ВВП. Очень высокими темпами наращивает расходы на НИОКР Китай (1,7% ВВП). По прогнозам, КНР догонит США по объему расходов на науку. Быстро растут расходы на НИОКР и в Индии. В 2012 г. они достигнут 2% ВВП. Европейский союз поставил задачу увеличить расходы на НИОКР до 3% ВВП. В России крайне низкий уровень финансирования НИОКР частным сектором, отсутствует спрос на инновации. В экономике России нет стимулов для перетока средств в высокотехнологические отрасли. Высок разрыв между стадией исследовательских работ и их коммерциализацией, а также внедрением в прикладную сферу. Одной из причин низких расходов российского бизнеса на НИОКР является отсутствие качественной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами — с помощью налоговых стимулов.
Расходы на НИОКР на душу населения в странах ОЭСР составляют около 700 долл., а в США, Японии, Израиле и Финляндии — примерно 1,1 тыс. долл. При этом расходы частного сектора в странах ОЭСР составляют около 450 долл., а в США — 750 долл., в Японии — 870 долл. В России этот показатель составляет не более 140 долл. по паритету покупательской способности (ППС). При этом государственные расходы составляют на НИОКР на душу населения — 86 долл. (Россия отстает здесь в 2—4 раза), расходы частного сектора — около 40 долл. (отставание в 10—20 раз).
Для осуществления продуманной стратегии научно-технического развития, которая реализовалась бы на практике, она должна включать следующие составляющие, влияющие на компоненты качества жизни населения:
— сохранение и увеличение бюджетного финансирования приоритетных направлений фундаментальных исследований, а также (в оборонной сфере) прикладных НИОКР. Это позволит стимулировать развитие российской науки и увеличивать военную мощь страны;
— наличие продуманной налоговой политики по стимулированию расходов частного сектора на НИОКР. Инвестиции в НИОКР должны стать для частного сектора максимально прибыльными. Создание с помощью налоговой политики благоприятных условий для инвестирования средств бизнеса в прикладную науку.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. предусматривается, что расходы на НИОКР должны увеличиться до 2,5—3% ВВП. Однако это всего лишь позволит выйти на сегодняшние затраты на НИОКР в раз-
витых странах. Очевидно, что развитие страны и улучшение качества жизни населения в будущем будет зависеть от уровня развития информатики и телекоммуникаций, наноиндустрии, биотехнологий. При этом рост этих секторов приведет к росту производительности труда, качества товаров и услуг. Так, инновационная деятельность в медицинской сфере оказывает огромное влияние на социальную систему. Здравоохранение, являясь общественным институтом, оказывает прямое воздействие на систему жизнеобеспечения, улучшая здоровье и жизнь человека. Вместе с тем в данной отрасли трудится около 7,9% работающего населения.
Современные программы инновационного развития при результативности их исполнения приведут к изменениям в социальной сфере и улучшат качество жизни населения. Так, возможны:
— повышение уровня жизни и социальной защищенности граждан;
— усиление природоохранных требований к промышленности и сельскому хозяйству, переход к массовому использованию малоотходных производств, сокращение объема вредных выбросов промышленных отходов в почву, атмосферу, реки, моря и океаны;
— возрастание роли социальных наук о человеке, медицине и охране здоровья населения;
— усиление роли международных стандартов и экономического соответствия в организации глобальных производственно-территориальных систем;
— развитие инноваций в таких науках, как молекулярная биология, генетика, математика, информатика, физика и химия приведет к значительным продвижениям в области здравоохранения, сельского хозяйства, природных ресурсов и окружающей среды9.
Стимулирование программ инновационного развития действительно необходимо для России, так как совокупность технологических, инфраструктурных и организационно-управленческих новшеств способны обеспечить качественный рост социального развития общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Васильев В.П. Качество жизни в условиях инновационного развития // Социология. 2009. № 4.
Гончаренко В.Л., Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития // Инновации. 2009. № 1 (123).
Грасмик К. Инновации в России: факторы, масштабы, прогноз // Экон. политика. 2011. № 3.
9 См.: Комков Н.И. Научно-технологические прогнозы — как основа перехода к инновационной экономике // Инновации. 2009. Сент. № 9 (131).
Жуков В.И. Мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов // Мир и политика: Ежемесячный науч.-полит. журн. 2009. Ноябрь. № 11 (38).
Инновации в общественной сфере / Под ред. Б.В. Сазонова. Т. 34. М., 2008.
Комков Н.И. Научно-технологические прогнозы как основа перехода к инновационной экономике // Инновации. 2009. Сент. № 9 (131).
Коровяковская Н.Д., Холоденко Ю.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития // Труд и социальные отношения. Наука, практика, образование. 2009. № 11.
Управление инновациями / Рук. авт. колл. В.П. Васильев. М., 2011.