Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием высшего образования Китая на базе формирования организационно-экономического механизма'

Управление инновационным развитием высшего образования Китая на базе формирования организационно-экономического механизма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / финансирование / трудоустройство / инновационные платформы / инструменты инновационного развития / competitiveness / financing / employment / innovative platforms / innovative development tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жутяева С.А., Лэй Хуа

Цель работы – изучить тенденции развития сферы высшего образования в Китае, разработать организационно-экономический механизм высшего образования в целях управления инновационным развитием. Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления инновационным развитием организаций сферы высшего образования Китая. Объект исследования – организации сферы высшего образования Китая. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций; данные статистических отчетов Министерства образования; Национального бюро статистики, публикации по результатам научных исследований российских и иностранных ученых и результаты собственных исследований автора. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, взаимодополняющих друг друга. Для обоснования теоретико-методических положений использованы методы систематизации, компаративного, логико структурного анализа и синтеза. В статье описаны важные этапы в история развития высшего образования в Китае. Проанализированы современные тенденции развития сферы высшего образования, а именно, количество высших учебных заведений по видам, динамика числа общих государственных и частных вузов, количество высших учебных заведений по провинциям Китая, количество студентов в высших учебных заведениях, уровень трудоустройства выпускников, численность педагогического персонала. Дана оценка качества высшего образования Китая в течение последних нескольких лет, что является сильным стимулом к созданию инновационной системы высшего образования. В статье предложен организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития высшего образования с учетом специфики китайского законодательства и сложившейся практики на основе построения инновационных платформ, предполагающих определенные процессы и принципы реализации; создания интегрированной среды на основе объединения ресурсов, установления связей между участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the Innovative development of higher education in China based on the formation of an organizational and economic mechanism

The aim of the work is to study the development trends of the higher education sector in China, to develop an organizational and economic mechanism for higher education in order to manage innovative development. The subject of the study is organizational and economic relations arising in the process of innovative development of higher education organizations in China. The object of the study is the organizations of the higher education sector of China. The information base of the study consisted of: legal acts regulating the activities of educational organizations; data from statistical reports of the Ministry of Education; National Bureau of Statistics, publications on the results of scientific research of Russian and foreign scientists and the results of the author's own research. To achieve the goal and solve the tasks, a set of theoretical and empirical methods that complement each other were used. To substantiate the theoretical and methodological provisions, the methods of systematization, comparative, logical and structural analysis and synthesis were used. The article describes important stages in the history of higher education development in China. The current trends in the development of higher education are analyzed, namely, the number of higher education institutions by type, the dynamics of the number of general public and private universities, the number of higher education institutions by provinces of China, the number of students in higher education institutions, the level of employment of graduates, the number of teaching staff. An assessment of the quality of higher education in China over the past few years is given, which is a strong incentive to create an innovative system of higher education. The article proposes an organizational and economic mechanism for ensuring innovative development of higher education, taking into account the specifics of Chinese legislation and established practice based on the construction of innovative platforms that involve certain processes and principles of implementation; the creation of an integrated environment based on the pooling of resources, the establishment of connections between participants.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием высшего образования Китая на базе формирования организационно-экономического механизма»

УДК 338.2

DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-3-75-85 Научная статья

Управление инновационным развитием высшего образования Китая на базе формирования организационно-экономического механизма

Канд. экон. наук, доцент Жутяева С.А. zhutjaeva@rambler.ru Лэй Хуа leihua0428@126.com Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I 190031, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 9

Цель работы - изучить тенденции развития сферы высшего образования в Китае, разработать организационно-экономический механизм высшего образования в целях управления инновационным развитием. Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления инновационным развитием организаций сферы высшего образования Китая. Объект исследования - организации сферы высшего образования Китая. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций; данные статистических отчетов Министерства образования; Национального бюро статистики, публикации по результатам научных исследований российских и иностранных ученых и результаты собственных исследований автора. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов, взаимодополняющих друг друга. Для обоснования теоретико-методических положений использованы методы систематизации, компаративного, логико -структурного анализа и синтеза. В статье описаны важные этапы в история развития высшего образования в Китае. Проанализированы современные тенденции развития сферы высшего образования, а именно, количество высших учебных заведений по видам, динамика числа общих государственных и частных вузов, количество высших учебных заведений по провинциям Китая, количество студентов в высших учебных заведениях, уровень трудоустройства выпускников, численность педагогического персонала. Дана оценка качества высшего образования Китая в течение последних нескольких лет, что является сильным стимулом к созданию инновационной системы высшего образования. В статье предложен организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития высшего образования с учетом специфики китайского законодательства и сложившейся практики на основе построения инновационных платформ, предполагающих определенные процессы и принципы реализации; создания интегрированной среды на основе объединения ресурсов, установления связей между участниками.

Ключевые слова: конкурентоспособность, финансирование, трудоустройство, инновационные платформы, инструменты инновационного развития.

Scientific article

Managing the Innovative development of higher education in China based on the formation of an organizational and economic mechanism

Ph.D., associate professor Zhutjaeva S.A. zhutjaeva@rambler.ru Lei Hua leihua0428@126.com St. Petersburg state university of railway engineering Emperor Alexander I 190031, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 9

The aim of the work is to study the development trends of the higher education sector in China, to develop an organizational and economic mechanism for higher education in order to manage innovative development. The subject of the study is organizational and economic relations arising in the process of innovative development of higher education organizations in China. The object of the study is the organizations of the higher education sector of China. The information base of the study consisted of: legal acts regulating the activities of educational organizations; data from statistical reports of the Ministry of Education; National Bureau of Statistics, publications on the results of scientific research of Russian and foreign scientists and the results of the author's own research. To achieve the goal

75

and solve the tasks, a set of theoretical and empirical methods that complement each other were used. To substantiate the theoretical and methodological provisions, the methods of systematization, comparative, logical and structural analysis and synthesis were used. The article describes important stages in the history of higher education development in China. The current trends in the development of higher education are analyzed, namely, the number of higher education institutions by type, the dynamics of the number of general public and private universities, the number of higher education institutions by provinces of China, the number of students in higher education institutions, the level of employment of graduates, the number of teaching staff. An assessment of the quality of higher education in China over the past few years is given, which is a strong incentive to create an innovative system of higher education. The article proposes an organizational and economic mechanism for ensuring innovative development of higher education, taking into account the specifics of Chinese legislation and established practice based on the construction of innovative platforms that involve certain processes and principles of implementation; the creation of an integrated environment based on the pooling of resources, the establishment of connections between participants. Keywords: competitiveness, financing, employment, innovative platforms, innovative development tools.

На фоне усиливающейся глобализации мировой экономики и эпохи экономики знаний перед высшими учебными заведениями открываются беспрецедентные возможности и ставятся беспрецедентные задачи. Являясь важной силой в формировании будущих талантов и содействии социальному развитию, высшие учебные заведения должны постоянно искать новые пути развития, чтобы адаптироваться к меняющимся потребностям общества и новым требованиям экономического развития. В связи с этим углубленное изучение и исследование инноваций становится ключом к повышению качества и конкурентоспособности образования. [1,2,3,4]

История высшего образования в Китае началась в конце XIX века, когда правительство Цинской империи открыло первые высшие учебные заведения для подготовки чиновников и специалистов, владеющих иностранными языками. В начале XX века были основаны Пекинский императорский университет и другие учебные заведения по японскому образцу. После Синьхайской революции 1911 года и свержения династии Цин развитие высшего образования продолжилось под влиянием различных образовательных систем, включая немецкую, американскую и европейскую.

В 1949 году после образования Китайской Народной Республики начался новый этап развития высшего образования, который характеризуется активным изучением педагогических теорий и опыта Советского Союза. В этот период правительство сделало образование вопросом первостепенной важности и определило повышение уровня культуры у населения основой строительства нации. До 1949 года население Китая составляло почти 500 миллионов человек, из которых 80% были неграмотными.

Исходя из реформирования системы образования, китайское правительство составило общий план и скорректировало свою образовательную политику, в результате чего количество студентов быстро увеличилось. Стоит отметить, что с 1949-1966 гг. в Китае практически существовала государственная монополия на высшее образование, затем с 1966-1976 гг. наблюдалась радикальная политизация в высшем образовании, начиная с 1976 г. осуществляется государственно-общественное управление высшим образованием.

Реформы периода 1980-2000-х годов привели к замечательным достижениям, включая массовое расширение высшего образования, прогресс в развитии профессорско-преподавательского состава, децентрализацию управления, диверсификацию финансирования, приватизацию образования, развитие конкурентоспособных университетов и интернационализацию.

В настоящее время происходит создание элитных высших учебных заведений, соответствующих международным стандартам, рост числа китайских студентов, получающих высшее образование за рубежом, и увеличение иностранных студентов в Китае.

Сейчас приоритетное внимание развитию образования лежит в основе двух основных национальных стратегий: повышения качества жизни людей и омоложения нации, реализация этих направлений планируется осуществляться путем опоры на науку и образование, а также реализацию принципов устойчивого развития.

Китай энергично продвигает реализацию стратегий развития талантов и уделяет значительное внимание развитию университетов, уровень преподавания в высшем образовании в Китае в последние годы значительно повысился. Расширилась сфера управления обучением, и были воспитаны многочисленные ценные таланты для продвижения различных общественных сфер. Тем не менее, крайне важно признать, что текущее управление высшим образованием остается неоптимальным, и сохраняются определенные проблемы, которые препятствуют

Введение

Основная часть

дальнейшему повышению образовательных стандартов в высших учебных заведениях. Поэтому крайне важно активно добиваться соответствующих улучшений и инноваций.

Управление инновационным развитием высшего образования - это процесс внедрения и использования новых идей, методов и технологий в образовательной системе с целью повышения качества обучения, развития научно-исследовательской деятельности и подготовки квалифицированных специалистов.

В последние десятилетия Китай активно развивает свою систему высшего образования, стремясь сделать её одной из лучших в мире. Для этого правительство страны проводит ряд реформ, направленных на повышение качества обучения, развитие научных исследований и внедрение инноваций в образовательный процесс.

Для управления инновационным развитием в Китае созданы специальные государственные органы и программы финансирования. Они помогают университетам и научным центрам внедрять новые идеи и технологии в образовательный процесс, а также способствуют развитию международного сотрудничества в области образования и науки.

Китайское правительство также уделяет большое внимание подготовке квалифицированных специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики. Для этого в стране создаются новые специальности и направления подготовки, которые соответствуют современным требованиям рынка труда.

Сегодня в Китае работают государственные, частные и совместные образовательные учреждения. [5] Государственные университеты - это высшие учебные заведения, созданные и финансируемые центральным или местным правительством (табл. 1).

Таблица 1

Количество высших учебных заведений в Китае по видам учебных заведений, ед. [6]

Всего Всего ВУЗы при Вузы при в том числе управляют

центральных местном отдел другие местные частные

министерствах и правительстве образова- отделы предприя- структу-

ведомствах ния тия ры

2022 год

Учреждения, S3G 3G2 52S 455 65 1 6

предоставляющие

программы

последипломного

образования

Академические вузы 596 111 485 455 24 0 6

Исследовательские 234 191 43 0 41 1 0

институты

Высшие учебные 272S 11S 261G 1251 561 45 740

заведения

Академические вузы 1239 114 1125 648 77 0 390

Профессионально- 1489 4 1485 603 484 45 350

технические колледжи

Вузы для взрослых 253 13 24G S4 11S 36 2

2020 г.

Учреждения, S27 3G1 526 455 64 1 5

предоставляющие

программы

последипломного

образования

Академические вузы 594 111 483 455 23 0 5

Исследовательские 233 190 43 0 41 1 0

институты

Высшие учебные 273S 11S 2620 1205 5S5 47 771

заведения

Академические вузы 1270 114 1156 640 73 0 434

Профессионально- 1468 4 1464 565 512 47 337

технические колледжи

Вузы для взрослых 2б5 13 252 S7 124 39 2

2019 г.

Учреждения,

предоставляющие

программы

последипломного

образования 828 303 525 454 64 1 5

Академические вузы 593 111 482 454 23 0 5

Исследовательские

институты 235 192 43 0 41 1 0

Высшие учебные

заведения 2688 118 2570 1168 586 48 756

Академические вузы 1265 114 1151 635 73 0 434

Профессионально-технические колледжи 1423 4 1419 533 513 48 322

Вузы для взрослых 268 13 255 86 127 41 1

Исходя из опубликованных данных, можно сделать вывод, что валовой охват высшим образованием в Китае растёт и в 2022 году достиг 59,6%, что на 1,8 процентного пункта выше, чем в предыдущем году. Это говорит о том, что всё больше людей получают высшее образование и повышают свою квалификацию. Однако стоит учесть, что в статистику не включены вузы из специальных административных районов Китая: Сянгана (Гонконга), Аомэня (Макао) и Тайваня. Поэтому реальные показатели могут быть выше. Также нужно отметить, что рост охвата высшим образованием может быть связан с государственной политикой Китая в области образования. Правительство страны активно поддерживает развитие высшего образования и стремится сделать его доступным для всех граждан. В Китае насчитывалось 3013 высших учебных заведений, из них 1239 были обычными академическими и 1489 профессионально-технические колледжи.

Частные вузы в Китае играют важную роль в системе высшего образования, составляя около 25 % от общего числа высших учебных заведений. Они создаются негосударственными образовательными фондами и ориентированы на запросы общества. Частные вузы уделяют больше внимания разработке уникальных специальностей, уважают интересы студентов и оказывают им помощь в трудоустройстве. Разрешение на создание таких учреждений выдают органы управления образованием на уровне провинций. Функционирование частных вузов регулируется Законом КНР о содействии частному образованию. Это свидетельствует о том, что правительство Китая признаёт важность частного сектора в развитии высшего образования и стремится создать благоприятные условия для его развития. Соотношение государственных и частных вузов представлено на рис. 1.

2500 2000 1500 1000

500 0

• Количество государственных общих вузов (без вузов для взрослых)

• Количество частных общих вузов

Рис. 1. Динамика числа общих государственных и частных вузов в Китае, ед. [7]

За период с 2011 по 2022 год количество колледжей и университетов в Китае увеличилось на 16 %. Это говорит о том, что правительство Китая уделяет большое внимание развитию высшего образования. Инициативы,

i QQK 1914 1932 1967 1972 1988 1713 1736 1774 1802 1827 1854 18,85 19,14 - -.-.--

696 706 717 727 733 742 746 749 756 733 771 764 ........... •

• m

2011 г. 2012 г. 2013 г.2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

такие как «План университетов двойного первого класса», направлены на повышение стандартов китайских университетов и создание большего количества учебных заведений мирового уровня по всей стране. Это позволит Китаю готовить высококвалифицированные кадры, способные обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность страны в современном мире. В Китае существует два типа университетов: те, что контролируются центральным правительством, и те, которые контролируются местными органами власти. Первые находятся в авангарде системы высшего образования и являются драйверами инноваций. Они играют ключевую роль в развитии науки и технологий в стране.

Вторые воспринимаются другими вузами региона как образцы для подражания и стремятся стать лучшими университетами страны. Стратегии региональных вузов направлены на удовлетворение потребностей конкретных регионов, поэтому предполагают укрепление конкурентоспособности подготовки студентов по определённым специальностям.

Это позволяет Китаю обеспечить равномерное развитие высшего образования во всех регионах страны и удовлетворить потребности рынка труда в квалифицированных специалистах.

Распределение вузов по провинциям Китая представлено в табл. 2.

Таблица 2

Количество высших учебных заведений по провинциям Китая, ед. [б]

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Отклонение 2022 г. от 2019 г.

Всего 2б88 2738 275б 2760 102,7

Цзянсу 167 167 167 168 100,6

Гуандун 154 154 160 161 104,5

Хэнань 141 152 156 156 110,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаньдун 146 151 153 153 104,8

Сычуань 126 132 134 134 106,3

Хубэй 128 129 130 130 101,6

Хунань 125 128 128 130 104,0

Хэбэй 122 125 123 124 101,6

Аньхой 120 120 121 121 100,8

Ляонин 115 114 114 114 99,1

Чжэцзян 108 109 109 109 100,9

Цзянси 103 105 106 106 102,9

Шэньси 95 96 97 97 102,1

Пекин 93 92 92 92 98,9

Фуцзянь 90 89 89 89 98,9

Гуанси 78 85 85 85 109,0

Шаньси 82 82 82 82 100,0

Юньнань 81 82 82 82 101,2

Хэйлунцзян 81 80 80 78 96,3

Гуйчжоу 72 75 75 75 104,2

Чунцин 65 68 69 70 107,7

Цзилинь 62 64 66 66 106,5

Шанхай 64 63 64 64 100,0

Тяньцзинь 56 56 56 56 100,0

Синьцзян 54 56 55 55 101,9

Внутренняя Монголия 53 54 54 54 101,9

Ганьсу 49 50 49 49 100,0

Хайнань 20 21 21 21 105,0

Нинся 19 20 20 20 105,3

Цинхай 12 12 12 12 100,0

Тибет 7 7 7 7 100,0

Региональные различия в уровне грамотности в Китае все еще сохраняются. Грамотность в регионах с сильным экономическим развитием, как правило, выше, чем в слаборазвитых регионах. Уровень грамотности в Тибете достиг ошеломляющих 34,55 % по сравнению со средним показателем по стране в 3,39 % в Китае.

Дисбаланс высшего образования между регионами - это не только проблема внутри образования, но и проблема экономической и социальной несогласованности в разных регионах. Доступ к высшему образованию должен быть более равномерным в разных провинциях Китая.

Система высшего образования в КНР развивается очень быстро. Если в 1978 году доля студентов от общего числа молодых людей соответствующего возраста составляла всего 1,6 %, то к 2010 году этот показатель превысил 24 %. Общее число студентов в Китае в 2022 году превысило 46,55 миллиона человек, что на 2,25 миллиона больше, чем в предыдущем году. Благодаря этому страна стала обладателем крупнейшей в мире системы высшего образования по численности студентов. В таблице 3 представлено общее количество обучающихся в высших учебных заведениях.

Таблица 3

Количество студентов в высших учебных заведениях в Китае, чел. [6]

2019 г. 2020 г. 2022 г.

Выпуск Зачисление Выпуск Зачисление Выпуск Зачисление

Аспиранты 639666 2863712 728627 3139598 862165 3653613

- Докторская степень 62578 424182 66176 466549 82320 556065

- Степень магистра 577088 2439530 662451 2673049 779845 3097548

Бакалавры (академические и профессиональные) 7585298 30315262 7971991 32852948 9672565 36594175

Студенты вузов для взрослых 2131369 6685603 2469562 7772942 3300668 9336481

Студенты, работающие в Интернете 2323128 8578345 2722497 8464464 2618888 8446500

Иностранные студенты 140637 333072 101884 273792 125858 253177

В 2022 году программы бакалавриата в государственных колледжах и университетах Китая окончили рекордные 9,67 миллиона студентов. Огромное количество выпускников китайских университетов обусловлено растущим набором студентов в колледжи и университеты, за последние три года рост составил 20%. Из 9,67 миллиона китайских выпускников в 2022 году около 4,72 миллиона получили степень академического бакалавра, тогда как 4,95 миллиона получили более практически ориентированную степень краткосрочного цикла (профессиональный бакалавр).

Количество зачисленных аспирантов в 2022 году составило свыше 3,6 млн. чел., что на 28% больше, чем в 2019 году. Число докторантов составило 556 100 человек, а магистрантов - 3 097 500 человек.

При этом количество иностранных студентов неуклонно снижается, за период уменьшение произошло на 25%. Анализ их происхождения с точки зрения регионов мира показывает, что наибольшая часть студентов приезжает из Азии и Африки, в то время как на Америку и Европу вместе приходилось лишь немногим более 20 % всех студентов в 2022 году. Студенты, особенно из стран Африки, имеют больше возможностей и желания учиться в Китае, а число студентов из стран, участвующих в китайской инициативе «Пояс и путь», продемонстрировало самые высокие темпы роста за последние годы.

Обучение за границей привлекает многих китайских студентов, однако сама страна может похвастаться крупнейшей в мире государственной системой образования, поскольку модернизация национальной системы высшего образования является главным приоритетом для правительства Китая.

В последние годы наиболее популярными специальностями среди китайских студентов бакалавриата были финансы, гражданское строительство, электротехника и машиностроение, международная торговля, экономика, бухгалтерский учет, клиническая медицина, право и английский язык. При этом археология, ветеринарная медицина, транспортная физика оказались в числе наименее желательных предметов. Однако даже популярные и высококонкурентные направления обучения не всегда гарантируют быстрое и успешное трудоустройство после окончания учебы. [6]

Уровень трудоустройства выпускников в течение полугода после окончания учебы в Китае в целом оставался стабильным на протяжении последних семи лет, превышая в среднем 90 процентов. Те, кто изо всех сил пытается найти работу, обычно являются выпускниками менее технических, количественных специальностей, которым часто не хватает как практических «железных навыков», так и «мягких навыков», таких как коммуникация, критическое мышление и управленческие способности. Инженерное дело, технологии, информационные технологии и наука имеют самый высокий уровень занятости, а также обеспечивают более высокие стартовые зарплаты. Среднемесячная зарплата выпускника университета в Китае за последние десять лет выросла более чем на 120 процентов. Однако высокая арендная плата и стоимость жизни в таких городах, как Пекин или Шанхай, часто вынуждают молодых выпускников возвращаться в свои родные города или искать работу в городах второго и третьего эшелона. [7]

Качество преподавателей оказывает значимое влияние на обучение студентов, оно имеет важное значение для стремления университета к развитию. В таблице 4 представлены характеристика преподавательскому составу в 2022 году в Китае.

Таблица 4

Численность педагогического персонала в вузах Китая в 2022 году, чел. [6]

Педагоги ческий персонал всего В том числе препода ватели Исследо ватели, работающие полный рабочий день Препода ватель, работающие неполный рабочий день Отраслевой наставник Иност ранные препода ватели Пенсио неры

Всего 2870866 2005188 50600 453302 405037 19219 966111

из них женщины 1492634 1062189 19854 203615 148433 4896 472349

% женщин 51,99 52,97 39,24 44,92 36,65 25,47 48,89

Постоянный персонал 1912985 1385866 27350 - - - -

% постоянного персонала 66,63 69,11 54,05 - - - -

Академические вузы 1976771 1318556 49279 291032 208420 17548 744375

Профессиональн ые вузы. 34196 27903 68 6776 6380 49 2832

Профессиональн о-технические 832026 643704 1160 136160 188683 995 197976

вузы

В системе высшего образования Китая в 2022 году работало более 2,8 млн преподавателей. Это на 6 % больше, чем в предыдущем году. Из них около 1,9 миллиона - штатные преподаватели. Среди преподавателей доля женщин составила 52 %, а доля постоянного персонала - 66 %. Доля преподавателей с учёной степенью или выше в обычных и профессиональных колледжах и университетах составила 79,14 %. Это на 0,6 процентных пункта больше, чем годом ранее. [8,9]

Таким образом повышение качества стало доминирующей темой в дискурсах высшего образования Китая в течение последних нескольких лет. Это также является сильным стимулом для Китая к созданию инновационной системы высшего образования.

Предпосылками инновационного развития в вузах Китая являются активное финансирование правительством, бизнесом исследований и разработок в области искусственного интеллекта, квантовых вычислений, робототехники, технологии 5G и биотехнологий, а также лидерство китайских университетов в разработке и применении этих технологий. Всё это обуславливают необходимость развития новых или совершенствование существующих механизмов их реализации с различными партнерами.

Структурно-логическая схема организационного-экономического механизма инновационного развития с учетом специфики китайского высшего образования представлена на рис. 2

Образование является одной из самых мощных движущих сил модернизации в Китае, играя ключевую роль в создании экономики с высокой добавленной стоимостью, построенной на потреблении и услугах, передовых технологиях и сложных трудовых навыках. Экономическая трансформация высшего образования будет достигнута за счет расширения экономики услуг и развития инновационных компонентов, которые будут устойчивыми в эпоху новых технологий.

Миссия

формирование инновационной культуры и создания нового типа университетского мышления с _базовыми социалистическими ценностями_

Цель

подготовка высококвалифицированных специалистов в приоритетных отраслях промышленности и

новых технологиях, сокращении неэффективных образовательных программ и повышении доли _трудоустроенной молодёжи_

Задачи

переход университетов на качественно новый уровень развития

повышение конкурентоспосо бности национального высшего образования

свободное и добровольное заинтересованное взаимодействие университетов с

субъектами внешней среды

доступ университета и

субъектов внешней среды к ресурсам и инновационны м результатам

привлечение

внешних ресурсов для создания и реализации инноваций

равноправие сторон при создании и реализации инновационного проекта с учётом их взаимных интересов

Участники

Государственный совет

Министерства образования, науки и техники,

коммерции и другие ведомства

Научно-технические агентства, консалтинговые службы и другие бизнес-структуры

Венчурные фонды и крупные технологически е компании

Исследовательские и академиче -ские университеты, прикладно-ориентированные учреждения

Профессиональные сообщества

Процессы

ы

д

е р

с

й е н

ш

е

н

в

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

в

о

л

с

сУ

Определить стратегический консенсус между правительством, предприятиями,

высшим образованием и общественными силами

Распределит ь

политически е механизмы

для координации

между заинтересова нными сторонами_

Углублять интеграцию промышленно

сти и образования и удовлетворять потребности промышленно сти

Разработат ь широкий

спектр прикладно-ориентиро

ванных дисциплин

Развивать инновацион

-ную экосистему

высшего образования , с

применение м IT-

технологий

Стимулировать способности студентов к инновационному мышлению

Развивать международное сотрудничество

Принципы: целенаправленность, системность, максимально возможная реализация потенциала отрасли, адаптивность, комплексность охвата решаемых задач, согласованность интересов субъектов

механизма, инновационность

Инновационные платформы: исследовательские центры, лаборатории, центры инженерных

технологий, лаборатории Министерства образования, лаборатории на провинциальном и _министерском уровнях_

Инструменты инновационного развития

Технологические

Организационные

Педагогические

Экономические

Система оценки качества образования, основанной на международных стандартах и критериях

Рис. 2. Структурно-функциональная схема организационно-экономического механизма инновационного развития высшего образования в Китае

Как государственным, так и частным университетам разрешено заниматься предпринимательской и рыночной деятельностью для получения дохода. В целом, существует три основных источника финансирования китайских вузов: государственные средства, плата за обучение, выплачиваемая студентами, и коммерческий доход от компаний и организаций, принадлежащих университетам. [10, 11]

Степень свободы в системе высшего образования предусматривается Законом о высшем образовании 1998 г., который прописывает повышенную автономию вузов в формулировании собственной институциональной политики и долгосрочных планов развития: «исходя из собственных потребностей в обучении, вузы берут на себя инициативу в разработке собственных планов обучения, выборе учебников и организации преподавательской деятельности». (статья 34 Закона о высшем образовании). [12, 13]

Китайское правительство взяло новый курс на более открытую систему в сфере высшего образования, поощряя больше частных операторов модернизировать систему. Правительство начинает менять свою роль и все больше делегировать свои полномочия от администратора координатору. Кроме того, в управлении университетами постепенно участвует все больше заинтересованных групп, таких как общество, студенты и родители.

Китайское высшее образование планирует получить выгоду от новой свободы и гибкости, предлагаемых частными высшими учебными заведениями в сфере профессионального обучения. В отличие от государственных учреждений, которым часто мешает нехватка ресурсов и государственное регулирование, частные учебные заведения обладают большей гибкостью в корректировке своих учебных программ, чтобы обеспечить учащимся навыки, которые действительно понадобятся учащимся на современном быстро меняющемся рабочем месте. [14, 15, 16]

В качестве субъектов (участников) организационно-экономического механизма высшего образования можно выделить:

1. Государственный совет, который определяет инновационную политику государства, а также формулирует главную цель высшего образования - создать современную систему образования в Китае к 2025 году и сделать образование Китая одним из лучших в мире к 2035 году.

2. Министерства образования, науки и техники, коммерции, агентство по оценке качества образования и другие ведомства, которые реализуют национальную политику в области исследований и разработок, высоких технологий и инновационного развития. Министерство образования, как основное функциональное подразделение Государственного совета в области образования в целом и высшего образования в частности, отвечает за национальное планирование развития образования, утверждение учреждений, присуждающих ученые степени, формирование правил, касающихся высшего образования, и оценку качества образования.

3. Научно-технические агентства, консалтинговые службы и другие организации, которые разрабатывают научно-технические программы и обеспечивают их реализацию.

4. Венчурные фонды и крупные технологические компании, которые предоставляют финансирование для инновационных проектов и развития высокотехнологичного производства.

Эти субъекты взаимодействуют для обеспечения качественных изменений в университете, повышения показателей эффективности его деятельности и, как следствие, повышения конкурентоспособности.

Для достижения устойчивого сектора высшего образования, различные национальные политики предусматривают различные роли заинтересованным сторонам, основанные на сотрудничестве и разделении труда, с основной целью сократить разрыв между предоставлением образования на территории кампуса и требованиями со стороны индустрия. [17]

Результаты

Разработан организационно-экономический механизм обеспечения инновационного развития высшего образования с учетом специфики китайского законодательства и сложившейся практики на основе построения инновационных платформ, предполагающих определенные процессы и принципы реализации; создания интегрированной среды на основе объединения ресурсов, установления связей между участниками, выбора инструментов инновационного развития; оценку эффектов развития партнерства, основанной на международных стандартах и критериях.

Заключение

Таким образом, фундаментальным критерием измерения качества образования является содействие всестороннему развитию личности и удовлетворение потребностей общества. Практическая значимость исследования состоит в возможности применения рекомендаций для китайских провинций с целью реализации скоординированного развития высшего образования и экономики в целом. Важно отметить, что управление инновационным развитием требует постоянного мониторинга и оценки результатов, чтобы обеспечить

83

эффективность и успешность внедряемых изменений. Это позволит высшему образованию оставаться актуальным и востребованным в условиях быстро меняющегося мира. Управление инновационным развитием является одним из ключевых факторов успеха китайской системы высшего образования. Оно позволяет стране готовить высококвалифицированные кадры, способные обеспечить её устойчивое развитие и конкурентоспособность в современном мире.

Литература

1. Григорьев И.В., Горовой А.А., Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г. Формирование человеческого капитала в рамках частного высшего образования в России // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2024. № 1. DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-1-22-30.

2. Воробьева А.А. Совершенствование управления инновационными образовательными проектами в сфере дополнительного профессионального образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2022. № 1. DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-1-71-83.

3. Павлова Е.А., Нгуен Т.Т.Х. Управление процессом трансфера технологий при взаимодействии вузов и бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2022. № 3.

4. Гаврилюк Е.С., Изотова А.Г. Основные направления и факторы цифровой трансформации сектора науки и образования // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: «Экономика и экологический менеджмент». 2021. № 1. DOI: 10.17586/2310-1172-2021-14-1-22-31.

5. Су Ю., Не Ю.К. Развитие высшего образования в Китае после реформ и открытости: достижения, проблемы и перспективы // Журнал Хайнаньского педагогического университета. № 4. 2021. С. 79-91.

6. Документы. Отчетность.: официальный сайт / Министерство образования КНР URL: http://en.moe.gov.cn/ (дата обращения: 20.06.2024).

7. Аналитическая информация и факты: официальный сайт / Статистика URL: https://www.statista.com/statistics/1113954/china-tertiary-education-college-university-enrollment-rate/ (дата обращения: 20.06.2024).

8. Наука и технологии: официальный сайт / Национальное бюро статистики Китая URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01. (дата обращения: 20.06.2024) - Текст: электронный

9. Выпуск публикаций по регионам, странам или экономикам и по научным областям: официальный сайт / Научно-технические показатели URL:https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb202333/puMication-output-by-region-country-or-economy-and-by-scientific-field (дата обращения: 20.06.2024).

10. Чжунхай Е, Чжан Юни, Ма Лихуа «Исторический обзор строительства обучающихся городов в Китае: с 1990-х годов», Расстояния и посредничество знаний, Октябрь 2018 г., опубликовано в Интернете 10 августа 2018 г, URL: http://journals.openedition.org/dms/2524; DOI:httpdoi.org/10.4000/dms.2524. (дата обращения: 20.06.2024).

11. Sun X. Higher education management in western regions by educational power strategy and positive psychology. Front Psychol. 2023 Feb 16; 14:1015759. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1015759. PMID: 36874844; PMCID: PMC9978171. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9978171/ (дата обращения: 20.06.2024).

12. Zhang Zijun (2024). Development of Higher Education in China. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 39. 166-174. Proceedings of the 2nd International Conference on Social Psychology and Humanity Studies DOI: 10.54254/2753-7048/39/20240720 URL: https://www.researchgate.net/publication/378707194_Development_of_Higher_Education_in_China (дата обращения: 20.06.2024).

13. Zhou G.; Luo S. Higher Education Input, Technological Innovation, and Economic Growth in China. Sustainability 2018, 10, 2615. https://doi.org/10.3390/su10082615 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/10/8/2615 (дата обращения: 20.06.2024).

14. Zhuang T., Liu B. Sustaining Higher Education Quality by Building an Educational Innovation Ecosystem in China— Policies, Implementations and Effects. Sustainability 2022, 14, 7568. https://doi.org/10.3390/su14137568 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/14/13/7568 (дата обращения: 20.06.2024).

15. Zhou, L., Alam, G.M. Commercial higher education strategies for recruiting international students in China: a catalyst or obstacle for sustainable education and learning?. Discov Sustain 5, 33 (2024). https://doi.org/10.1007/s43621-024-00216-3 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s43621-024-00216-3 (дата обращения: 28.06.2024).

16. YangLili Higher Education, vol. 78, no. 1, 2019, pp. 189-91. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/45199898. Accessed 3 July 2024. URL: https://www.jstor.org/stable/45199898 (дата обращения: 20.06.2024).

17. Yuzhuo Cai Towards a new model of EU-China innovation cooperation: Bridging missing links between international university collaboration and international industry collaboration, Technovation, Volume 119, 2023.

References

1. Grigor'ev I.V., Gorovoi A.A., Gavrilyuk E.S., Izotova A.G. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v ramkakh chastnogo vysshego obrazovaniya v Rossii // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment». 2024. № 1. DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-1-22-30.

2. Vorob'eva A.A. Sovershenstvovanie upravleniya innovatsionnymi obrazovatel'nymi proektami v sfere dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment». 2022. № 1. DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-1-71-83.

3. Pavlova E.A., Nguen T.T.Kh. Upravlenie protsessom transfera tekhnologii pri vzaimodeistvii vuzov i biznesa // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment». 2022. № 3.

4. Gavrilyuk E.S., Izotova A.G. Osnovnye napravleniya i faktory tsifrovoi transformatsii sektora nauki i obrazovaniya // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: «Ekonomika i ekologicheskii menedzhment». 2021. № 1. DOI: 10.17586/23101172-2021-14-1-22-31.

5. Su Yu., Ne Yu.K. Razvitie vysshego obrazovaniya v Kitae posle reform i otkrytosti: dostizheniya, problemy i perspektivy // ZhurnalKhainan'skogopedagogicheskogo universiteta. № 4. 2021. S. 79-91.

6. Dokumenty. Otchetnost'.: ofitsial'nyi sait / Ministerstvo obrazovaniya KNR URL: http://en.moe.gov.cn/ (data obrashcheniya: 20.06.2024).

7. Analiticheskaya informatsiya i fakty: ofitsial'nyi sait / Statistika URL: https://www.statista.com/statistics/1113954/china-tertiary-education-college-university-enrollment-rate/ (data obrashcheniya: 20.06.2024).

8. Nauka i tekhnologii: ofitsial'nyi sait / Natsional'noe byuro statistiki Kitaya URL: https://data.stats.gov.cn/english/easyquery.htm?cn=C01. (data obrashcheniya: 20.06.2024) - Tekst: elektronnyi

9. Vypusk publikatsii po regionam, stranam ili ekonomikam i po nauchnym oblastyam: ofitsial'nyi sait / Nauchno-tekhnicheskie pokazateli URL:https://ncses.nsf.gov/pubs/nsb202333/publication-output-by-region-country-or-economy-and-by-scientific-field (data obrashcheniya: 20.06.2024).

10. Chzhunkhai E, Chzhan Yuni, Ma Likhua «Istoricheskii obzor stroitel'stva obuchayushchikhsya gorodov v Kitae: s 1990-kh godov», Rasstoyaniya i posrednichestvo znanii, Oktyabr' 2018 g., opublikovano v Internete 10 avgusta 2018 g, URL: http://journals.openedition.org/dms/2524; DOI:httpdoi.org/10.4000/dms.2524. (data obrashcheniya: 20.06.2024).

11. Sun X. Higher education management in western regions by educational power strategy and positive psychology. Front Psychol. 2023 Feb 16; 14:1015759. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1015759. PMID: 36874844; PMCID: PMC9978171. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9978171/ (data obrashcheniya: 20.06.2024).

12. Zhang Zijun (2024). Development of Higher Education in China. Lecture Notes in Education Psychology and Public Media. 39. 166-174. Proceedings of the 2nd International Conference on Social Psychology and Humanity Studies DOI: 10.54254/2753-7048/39/20240720 URL: https://www.researchgate.net/publication/378707194_Development_of_Higher_Education_in_China (data obrashcheniya: 20.06.2024).

13. Zhou G.; Luo S. Higher Education Input, Technological Innovation, and Economic Growth in China. Sustainability 2018, 10, 2615. https://doi.org/10.3390/su10082615 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/10/8/2615 (data obrashcheniya: 20.06.2024).

14. Zhuang T., Liu B. Sustaining Higher Education Quality by Building an Educational Innovation Ecosystem in China— Policies, Implementations and Effects. Sustainability 2022, 14, 7568. https://doi.org/10.3390/su14137568 URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/14/13/7568 (data obrashcheniya: 20.06.2024).

15. Zhou, L., Alam, G.M. Commercial higher education strategies for recruiting international students in China: a catalyst or obstacle for sustainable education and learning? Discov Sustain 5, 33 (2024). https://doi.org/10.1007/s43621-024-00216-3 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s43621-024-00216-3 (data obrashcheniya: 28.06.2024).

16. Yang Lili Higher Education, vol. 78, no. 1, 2019, pp. 189-91. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/45199898. Accessed 3 July 2024. URL: https://www.jstor.org/stable/45199898 (data obrashcheniya: 20.06.2024).

17. Yuzhuo Cai Towards a new model of EU-China innovation cooperation: Bridging missing links between international university collaboration and international industry collaboration, Technovation, Volume 119, 2023.

Статья поступила в редакцию 21.06.2024 Received 21.06.2024

Принята к публикации 04.09.2024 Accepted for publication 04.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.