Научная статья на тему 'Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса одного пути»'

Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса одного пути» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Россия / высшее образование / обмен / сотрудничество / «Один пояс один путь» / China / Russia / higher education / exchange / cooperation / «One belt one road»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжоу Сумен

В настоящем исследовании рассмотрено сотрудничество России и Китая в области высшего образования. Автором приводится краткая характеристика «Одного пояса одного пути» и обосновывается его важность в продвижении международного сотрудничества во многих сферах, включая образовательную. В статье также анализируются студенческие обмены между вузами двух стран, приводится актуальная статистика количества студентов, обучающихся в России из Китая. Особое внимание уделяется провинции Ляонин, правительство которой в настоящее время осуществляет мероприятия относительно сотрудничества с российскими университетами с целью дальнейшей интернационализации высшего образования. Автором также были определены модели сотрудничества, которые присущи взаимодействию российских и китайских вузов: краткосрочный обмен, осуществление совместного образования, создание Институтов Конфуция. На основе определенных в исследовании проблем сотрудничества российских и китайских вузов были предложены следующие направления развития данной сферы деятельности: укрепление сотрудничества в рамках технических и естественных наук, изменение политики сотрудничества в области образования, проведение подготовительных курсов по русскому и китайскому языку. Среди перспективных направлений развития взаимодействия в области образования было обозначено создание научных центров и лабораторий на основе университетов России и Китая для наращивания совместных исследований и высокотехнологичной продукции. В результате были определены основные цели и направления сотрудничества России и Китая в сфере образования и в контексте развития инициативы «Один пояс один путь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжоу Сумен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China-Russia higher education cooperation in the context of «One belt one road»

This study examines Russian-Chinese cooperation in higher education. The author gives a brief description of «One belt one road» and substantiates its importance in promoting international cooperation in many areas, including an educational one. The article also analyzes student exchanges between universities in the two countries, as well as provides up-to-date statistics on the number of students studying in Russia and China. Particular attention is paid to Liaoning Province, which government is currently carrying out activities regarding cooperation with Russian universities in order to further internationalize higher education. The author also determined the models of cooperation that are inherent in the interaction of Russian and Chinese universities: short-term exchange, joint education, creation of Confucius Institutes. Based on the problems of cooperation between Russian and Chinese universities identified in the study, the following areas in development of this area of activity were proposed: strengthening cooperation in the framework of technical and natural sciences, changing the policy of cooperation in the field of education, conducting preparatory courses in Russian and Chinese. Among the promising areas for the development of cooperation in the field of education was to establish research centers and laboratories based on universities in Russia and China to increase joint research and high-tech products. As a result, the main goals and directions of cooperation between Russia and China in the field of education and in the context of the development of «One belt one road» Initiative were determined.

Текст научной работы на тему «Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса одного пути»»

Научная статья

УДК 378.1(470:510)+340.13

DOI: 10.20323/1813-145X-2024-3-138-32

EDN: ZTOTFE

Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте

«Одного пояса - одного пути»

Чжоу Сумен

Аспирант, Московский педагогический государственный университет. 119435, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1; преподаватель Янчжоуского политехнического колледжа. zhousumeng123@163.com, https://orcid.org/0000-0002-8447-2747

Аннотация. В настоящем исследовании рассмотрено сотрудничество России и Китая в области высшего образования. Автором приводится краткая характеристика «Одного пояса - одного пути» и обосновывается его важность в продвижении международного сотрудничества во многих сферах, включая образовательную. В статье также анализируются студенческие обмены между вузами двух стран, приводится актуальная статистика количества студентов, обучающихся в России из Китая. Особое внимание уделяется провинции Ляонин, правительство которой в настоящее время осуществляет мероприятия относительно сотрудничества с российскими университетами с целью дальнейшей интернационализации высшего образования. Автором также были определены модели сотрудничества, которые присущи взаимодействию российских и китайских вузов: краткосрочный обмен, осуществление совместного образования, создание Институтов Конфуция. На основе определенных в исследовании проблем сотрудничества российских и китайских вузов были предложены следующие направления развития данной сферы деятельности: укрепление сотрудничества в рамках технических и естественных наук, изменение политики сотрудничества в области образования, проведение подготовительных курсов по русскому и китайскому языку. Среди перспективных направлений развития взаимодействия в области образования было обозначено создание научных центров и лабораторий на основе университетов России и Китая для наращивания совместных исследований и высокотехнологичной продукции. В результате были определены основные цели и направления сотрудничества России и Китая в сфере образования и в контексте развития инициативы «Один пояс - один путь».

Ключевые слова: Китай; Россия; высшее образование; обмен; сотрудничество; «Один пояс - один путь»

Для цитирования: Чжоу Сумен Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования в контексте «Одного пояса - одного пути» // Ярославский педагогический вестник 2024. № 3 (138). С. 32-39. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-32. https://elibrary.ru/ZTOTFE

Original article

China-Russia higher education cooperation in the context of «One belt - one road» Zhou Sumen

Post-graduate student, Moscow pedagogical state university. 119435, Moscow, Malaya Pirogovskaya st., 1/1; Lecturer at Yangzhou polytechnic college.

zhousumeng123@163.com, https://orcid.org/0000-0002-8447-2747

Abstract. This study examines Russian-Chinese cooperation in higher education. The author gives a brief description of «One belt - one road» and substantiates its importance in promoting international cooperation in many areas, including an educational one. The article also analyzes student exchanges between universities in the two countries, as well as provides up-to-date statistics on the number of students studying in Russia and China. Particular attention is paid to Liaoning Province, which government is currently carrying out activities regarding cooperation with Russian universities in order to further internationalize higher education. The author also determined the models of cooperation that are inherent in the interaction of Russian and Chinese universities: short-term exchange, joint education, creation of Confucius Institutes. Based on the problems of cooperation between Russian and Chinese universities identified in the study, the following areas in development of this area of activity were proposed: strengthening cooperation in the framework of technical and natural sciences, changing the policy of cooperation in the field of education, conducting preparatory courses in Russian and Chinese. Among the promising areas for the

© Чжоу Сумен, 2024

development of cooperation in the field of education was to establish research centers and laboratories based on universities in Russia and China to increase joint research and high-tech products. As a result, the main goals and directions of cooperation between Russia and China in the field of education and in the context of the development of «One belt - one road» Initiative were determined.

Key words: China; Russia; higher education; exchange; cooperation; « One belt - one road »

For citation Zhou Sumen China-Russia higher education cooperation in the context of «One belt - one road». Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (3): 32-39. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2024-3-138-32. https ://elibrary. ru/ZTOTFE

Введение

В настоящее время Китай и Россия являются не только дружественными соседями, но и важными стратегическими партнерами. Сотрудничество между двумя государствами в области образования постоянно укрепляется, равно как и создаются его новые формы. При этом необходимо понимать, что открытость, скоординированность, а также развитие сотрудничества и обмена в области высшего образования между Россией и Китаем требует взаимодействия в политической, экономической, культурной и других областях для воспитания патриотичной и образованной нации. Необходимо также отметить, что в связи с быстро развивающимся процессом глобализации в настоящее время необходимы специалисты, которые владеют высоким уровнем компетенции в различных областях, они востребованы во многих странах. Такое явление стало причиной интернационализации высшего образования, которое также предполагает постоянный международный обмен в данной области.

Следует также отметить, что в 2013 г. лидер Китая Си Цзиньпин в рамках зарубежных визитов выдвинул идею строительства Экономического пояса Шелкового Пути и Морского Шелкового пути XXI в. Их строительство является комплексным проектом, который охватывает не только науку, технику, экономику, сельское хозяйство, защиту окружающей среды, но также сферу образования и гуманитарных обменов [Чангуй, 2018]. Именно данная инициатива стала фактором повышения уровня сотрудничества в области высшего образования между Россией и Китаем, равно как и увеличение количества культурных и образовательных обменов [Янь, 2021]. В этом и заключается актуальность настоящего исследования.

Примечательно, что в рамках инициативы «Один пояс - один путь» становится очевидной ценность сотрудничества России и Китая в области высшего образования. Дело в том, что обра-

зовательные обмены, равно как и сотрудничество в данной области, представляют собой средство повышения уровня качества образования и модернизации образовательной системы в целом, а также достижения целей стратегий национального развития. Именно поэтому Б. Ван, Р. Чжан в своем исследовании отмечают, что совместное развитие систем высшего образования Китая и России является важным этапом углубления сотрудничества двух государств [Ван, 2019]. Л. Шухуа и С. Юнхуа придерживаются мнения, что вдоль «Одного пояса - одного пути», Россия и Китай являются центральными взаимодействующими странами. Авторы также отмечают, данной цели можно добиться следующими способами:

1. Повышение уровня качества интернационализации систем высшего образования двух стран.

2. Осуществление мероприятий в рамках образовательных обменов, благодаря чему будет происходить укрепление не только культурного, но и политического доверия.

3. Обучение специалистов, обладающих высоким уровнем компетенции, для дальнейшего строительства «Одного пояса - одного пути»;

4. Создание инновационного образовательного сообщества с целью укрепления «мягкой силы» и повышения уровня конкурентоспособности с точки зрения высшего образования.

С. Янь в данном случае отмечает, что необходимо также придерживаться концепции качественного развития национальной системы образования, сущность которой заключается не только в поддержке процесса интернационализации, но и использования инновационных образовательных техник и методик, предлагаемых международным сообществом [Янь, 2017]. Это позволит повысить уровень притока международных специалистов в страны, расположенные вдоль маршрута, а также создать образовательную основу для дальнейшего развития инициативы «Один пояс - один путь».

Результаты исследования

В рамках настоящего исследования необходимо рассмотреть китайско-российские обмены в области высшего образования. В первую очередь, следует обратить внимание на студентов из Китая, которые проходят обучение в России. Дело в том, что количество иностранных студентов

представляет собой наиболее важный показатель конкурентоспособности страны в области образования [Янянь, 2021]. Так, согласно Министерству науки и высшего образования, с 2013 г., который ознаменовался выдвижением идеи создания «Одного пояса - одного пути», наблюдается тенденция роста количества студентов из Китая, обучающихся в России [В российских вузах... ]:

40000

35000

30000

25000

20000

15000

10000

34200

3530

26600

22100

19800

18200

16100

Рис. 1 Количество китайских студентов, обучающихся в вузах России

Приведенная выше статистика отражает тенденцию привлекательности России с точки зрения получения высшего образования. Позитивное влияние на статистику также имеет географическое расположение важных вузов страны -Санкт-Петербург, Москва, Сибирь и Дальний Восток. При этом необходимо отметить, что больше половины китайских студентов проходят обучение в лучших российских университетах, среди которых выделяются:

1. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;

2. Санкт-Петербургский государственный университет;

3. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена;

4. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

5. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы [За прошедший год... ].

Среди основных наук, которые изучаются китайскими студентами, необходимо отметить следующие:

1. Социальные и гуманитарные науки;

2. Менеджмент и экономика;

3. Педагогика и искусство;

4. Финансы;

5. Технологии;

6. Инженерные дисциплины;

7. Строительство;

8. Машиностроение;

9. Теплоэнергетика;

10. Электроэнергетика [Новикова, 2022].

Далее в рамках настоящего исследования следует рассмотреть образование студентов из России, которые проходят обучение в Китае. Прежде всего, необходимо отметить, что в настоящее время в Китае реализуется эффективная политика относительно экспорта высшего образования, сущность которой заключается в следующем:

1. Увеличение количества иностранных студентов, обучающихся в китайских вузах.

2. Увеличение числа и размера стипендий для иностранных студентов, обучающихся в китайских вузах.

3. Предоставление финансирования для проведения исследовательских работ в Китае.

4. Составление эффективных курсов китайского языка для иностранных студентов.

5. Общее повышение качества предоставляемого высшего образования [Wen, 2023].

Что касается количества студентов из России, которые проходят обучение в вузах Китая, то оно также подвержено тенденции роста, о чем свидетельствует нижеприведенная статистика. Так,

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Студенты из России в настоящее время обучаются в более чем 200 вузах, которые расположены в 21 китайской провинции и 5 автономных районах. Среди них особо выделяются: провинции Ляонин и Хэйлунцзян, а также такие города, как Шанхай и Пекин [Сюэмэй, 2022]. При этом необходимо отметить, что большинство русских студентов занимаются изучением китайского языка, который является доминирующей дисциплиной за последние 10 лет. Однако популярностью также пользуются следующие направления:

1. Менеджмент и управление бизнесом.

2. Технологии и инженерное дело.

3. Медицина.

4. Право.

5. Образование и педагогика.

6. Искусство и культура.

Особое внимание в рамках настоящего исследования необходимо обратить на провинцию Ляонин, которая в контексте «Одного пояса - одного пути» является одной из важнейших стратегических областей. Дело в том, что территория, на которой расположена провинция, содержит как сухопутные, так и морские пути, что предоставляет Ляонин большие преимущества и потенциал развития. Так, популяризация и дальнейшее продвижения инициативы «Один пояс - один путь» стало причиной повышения уровня сотрудниче-

с 2013 г. после предложения реализации инициативы «Один пояс - один путь» число российских

студентов неуклонно росло

ШЖ]:

ства между российскими вузами и учебными заведениями рассматриваемой провинции в Китае. Осуществление мероприятий в данной области способствует созданию не только учебной, но и промышленной инфраструктуры.

В соответствии с современной практикой и в контексте взаимодействия вузов провинции Ляонин с российскими учебными заведениями, выделяется несколько моделей сотрудничества, которые представлены ниже:

1. Краткосрочный обмен - Иркутский государственный лингвистический университет и Ляонинский педагогический университет осуществляют программу краткосрочных обменов для обучения русскому языку и литературе [Направления подготовки ...];

2. Осуществление совместного образования -Иркутский национальный исследовательский технический университет осуществляет совместную подготовку специалистов с такими китайскими университетами, как Даляньский университет иностранных языков [Русский центр... ];

3. Создание Институтов Конфуция - Институт Конфуция при Иркутском государственном университете совместно с Ляонинским государственным университетом [Ляонинский университет. ].

Далее необходимо отметить, что в рамках инициативы «Один пояс - один путь» универси-

теты провинции Ляонин в настоящее время осуществляют мероприятия относительно сотрудничества с российскими университетами с целью дальнейшей интернационализации высшего образования. Список сотрудничающих учебных заведений представлен ниже:

1. Шэньянский политехнический университет - Томский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Томский политехнический университет;

2. Ляонинский университет нефтехимических технологий - Казанский государственный технический университет, Забайкальский государственный университет, Уфимский государственный университет нефтяных технологий;

3. Даляньский институт информационных технологий - Российский университет транспорта, Московский государственный университет транспорта;

4. Ляонинский университет науки и технологий - Липецкий государственный технический университет;

5. Шэньянский аэрокосмический университет - Комсомольский-на-Амуре государственный университет.

Однако, особое место с точки зрения сотрудничества в области высшего образования занимают Институты Конфуция. Они представляют собой образовательные заведения некоммерческого характера, цель деятельности которых заключается в улучшении понимания Китая в мире, его культуры, а также китайского языка. При этом необходимо отметить, что Министерство образования Китая в 2016 г. опубликовало «Образовательную инициативу по совместному строительству "Пояса и Пути"», в которой указывается, что институты, а также классы Конфуция являются важным средством передачи знаний о языке, культуре, традициях Китая в странах вдоль «Одного пояса - одного пути», поэтому необходимо прикладывать все усилия для расширения сотрудничества в области высшего образования [Образовательная инициатива.]. Именно поэтому высшие учебные заведения провинции Ляонин создали Институты Конфуция в сотрудничестве со следующими российскими вузами:

1. Шэньянский политехнический университет - Томский государственный университет.

2. Ляонинский университет - Иркутский государственный университет.

3. Даляньский университет иностранных языков - Новосибирский государственный технический университет.

Создание Институтов Конфуция является связующим звеном привлечения студентов из России, а также неотъемлемой частью сотрудничества России и Китая в сфере высшего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, в рамках сотрудничества рассмотренных выше российских и китайских вузов все еще наблюдаются проблемы, которые необходимо решать. Так, в настоящее время отсутствует понимание, как проводить макропланирование и осуществлять эффективное руководство студенческими и образовательными обменами. Ч. Чжэ и Ю. Чанг отмечают, что необходимо развивать конкретные положения в области политики двух стран и идеи, которые впоследствии будут определять политику сотрудничества и стимулы ее дальнейшего развития [Чанг, 2014]. В настоящее время университеты России и Китая не используют преимущества образовательного и студенческого обмена по максимуму, в результате чего формируется необходимость укрепления интереса и энтузиазма в данной сфере деятельности. Следовательно, при формировании эффективной модели практики обмена появится возможность дальнейшего строительства «Одного пояса - одного пути».

Другой проблемой является неравномерное распределение образовательных и студенческих обменов. Многие исследователи отмечают, что российские и китайские учебные заведения отдают предпочтение развитию программ по литературе и специальных языковых курсов. Это объясняется тем, что важной задачей представляется преодоление языковых барьеров, что в настоящее время осуществляется университетами провинции Ляонин [Цзинцзин, 2018]. Результатом такого явления представляется низкий уровень развития сотрудничества в рамках технических и естественных наук. Однако, необходимо понимать, что с постепенным развитием рынка и образовательных потребностей возрастает важность изучения и обмена опытом в рамках смежных дисциплин. Именно поэтому перед китайскими и российскими вузами в контексте «Одного пояса - одного пути» стоит задача смещения акцента на изучение дисциплин, которые необходимы для развития данной инициативы.

Решением данной проблемы может стать продвижение китайскими университетами ведущих образовательных направлений в области технических и естественных наук посредством студенче-

ского обмена. Осуществление мероприятий такого рода предоставит возможность формирования качественных специалистов и развития междисциплинарных компетенций. В связи с этим предлагаются соответствующие изменения в политике сотрудничества в области образования. При этом базовая подготовка в области русского или китайского языка должна стать основой для дальнейшего изучения дисциплин, важных для развития «Одного пояса - одного пути». Для этого предлагается проведение годичных подготовительных языковых курсов, в рамках которых изучается не только язык, но и лексика, соответствующая выбранной специальности. Дело в том, что масштаб изучения русского языка в китайских вузах в настоящее время находится на низком уровне по сравнению с английским языком [Каплунова, 2023]. Расширение изучения русского языка предоставит в контексте современных реалий возможность повысить количество кадров, обладающих не только знанием русского и китайского языков, но и обладающих необходимыми компетенциями для развития «Одного пояса - одного пути», равно как и образовательных систем и инфраструктуры двух стран.

Важным и перспективным направлением также является создание совместных научных центров и лабораторий на основе совместных университетов России и Китая. Это необходимо не только для постепенного наращивания инновационной и высокотехнологичной продукции, но и осуществления совместных исследований. В качестве примера можно привести совместный вуз Московского государственного университета им. Ломоносова и Пекинского политехнического института. В настоящее время рассматриваемое учебное заведение проводит подготовку специалистов из России и Китая по следующим направлениям:

1. Прикладная математика.

2. Информатика.

3. Экономика.

4. Физика.

5. Химия.

6. Русский язык и литература.

7. Биология.

8. Электронная и компьютерная инженерия [Наши факультеты и центры].

Подготовка специалистов в научно -технической сфере также проводится на основе Ассоциации технических университетов России и Китая. Ее базой являются два учебных заведения: МГТУ им. Н. Э. Баумана и Харбинский по-

литехнический университет. В настоящее время в Ассоциацию входят 20 китайских и 18 российских университетов [АТУРК]. Так, за десять лет своего существования Ассоциация организовала более 70-ти мероприятий, которые были посвящены научно-техническим и образовательным обменам. При этом университеты, которые входят в Ассоциацию, проводят на постоянной основе конференции и организуют научные лагеря [Международное сотрудничество].

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Сотрудничество в области высшего образования представляет собой важное средство углубления взаимодействия России и Китая, так как оно предоставляет возможность повышать уровень взаимодоверия, готовить высококвалифицированных международных специалистов и реализовывать не только образовательные, но и культурные обмены. Создание Институтов Конфуция также необходимо для расширения сотрудничества в области образования и распространения китайской культуры и языка.

Среди основных целей и направлений сотрудничества России и Китая в сфере образования и развития инициативы были выделены следующие:

1. Создание и реализация образовательных программ по изучению русского и китайского языков, а также научно-технических дисциплин.

2. Осуществление совместных исследований.

3. Развитие НИОКР.

4. Проведение научных и образовательных конференций.

5. Создание совместных университетов.

6. Подготовка кадров, имеющих возможность работать как в России, так и в Китае.

Что касается будущего сотрудничества в рамках «Одного пояса - одного пути», то оно прежде всего заключается в его расширении, а также многоуровневом взаимодействии китайской и российской системы высшего образования для развития гуманитарных и научных отраслей.

Библиографический список

1. АТУРК // МИСИС. URL: https://misis.ru/university/struktura-

universiteta/association/aturk/#:~:text=АТУРК%20(«Ассоци ация%20технических%20университетов%20России,образ ования%20в%20рамках%20программы%20«Комиссии (дата обращения: 30.03.2024).

2. В российских вузах обучается 37 081 китайский студент. URL:

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967

543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student (дата обращения: 14.11.2023).

3. Ван Б. Международное сотрудничество в сфере высшего образования в контексте «Один пояс, один путь»: ценности, проблемы и пути решения / Б. Ван, Р. Чжан // Западный журнал. 2022. № 21. С. 79-82.

4. За прошедший год число студентов из Китая в российских вузах увеличилось на 10 % // Министерство науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/51810/ (дата обращения: 14.11.2023).

5. Каплунова М. Я. Русский язык в современном Китае // Социолингвистика. 2023. № 1 (13). С. 60-72.

6. Ляонинский университет - один из ключевых партнеров ИГУ в Китае // Иркутский Государственный Университет. URL: https://isu.ru/ru/news/2018/details/news-id6150 (дата обращения: 30.03.2024).

7. Международное сотрудничество // Амурский Государственный Университет. URL: https://www.amursu.ru/sveden/inter/ (дата обращения: 30.03.2024).

8. Направления подготовки факультета иностранных языков // Иркутский государственный университет. URL: http://slovo.isu.ru/ru/education/stud_fia.html (дата обращения: 30.03.2024).

9. Наши факультеты и центры // Университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне. URL: https://szmsubit.ru/ (дата обращения: 30.03.2024).

10. Новикова А. В. Где и как учатся китайские студенты в России // Ректор Вуза. 2022. № 8. С. 26-29.

11. Образовательная инициатива по совместному строительству «Пояса и Пути» // Министерство образования Китайской Народной Республики. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/s7068/201608/t20160 811_274679.html (дата обращения: 15.11.2023).

12. Русский центр Даляньского университета иностранных языков // Даляньский университет иностранных языков. URL: https://eyzx.dlufl.edu.cn (дата обращения: 30.03.2024).

13. Сюэмэй Р. Статистика по российским студентам в китайских университетах и их социологический анализ // Мировое образование. 2022. № 8. С. 34-40.

14. Цзинцзин В. Размышления о развитии краткосрочных программ для иностранных студентов в местных университетах - на примере краткосрочной студенческой программы по обмену в Пекинском сельскохозяйственном колледже / В. Цзинцзин, А. Рига, Ч. Чжиюн // Образовательно-педагогический форум. 2018. № 21. С. 62-63.

15. Чанг Ю. Характеристики, проблемы и стратегии обмена высшим образованием и сотрудничества между университетами провинции Ляонин и странами СевероВосточной Азии / Ю. Чанг, Ч. Чжэ // Современное управление образованием. 2014. № 1. С. 23-26.

16. Чангуй Ч. Интернационализация высшего образования и воспитание первоклассных специали-

стов / Ч. Чангуй, В. Лися // Журнал Цицикарского инженерного колледжа. 2018. №. 2. С. 26-31.

17. Шухуа Л. Китайско-российское сотрудничество в области высшего образования на фоне инициативы «Один пояс, один путь»: проблемы и контрмеры / Л. Шухуа, С. Юнхуа // Исследование высшего образования. 2019. № 4. С. 100-107.

18. Янь С. Способ инновации в интернационализации высшего образования в геоэкономической стратегии «Один пояс-один путь» // Гуманитарный вектор. 2017. № 3. С. 30-34.

19. Янь С. Экспериментальный анализ образовательной дипломатии Китая в контексте строительства «Одного пояса, одного пути» // Журнал Хубэйского экономического университета. 2021. № 11. С. 66-70.

20. Янянь Ч. Исследование китайско-российского образовательного обмена и сотрудничества // Высшее образование. 2021. № 7. С. 78-90.

21. Ф^ЙШ^^ЩЖШШЙ // People.cn. URL: http://edu.people.com.cn/BIG5/n1/2019/0613/c1053-31134853.html (дата обращения: 15.11.2023).

22. Wen W. Inbound International Student Policies in China: A Perspective // Asian Education and Development Studies. 2023. № 7. Pp. 80-97.

Reference list

1. ATURK = ATURK // MISIS. URL: https://misis.ru/university/struktura-universiteta/association/aturk/#:~:text=ATURK%20(«Associ acija%20tehnicheskih%20universitetov%20Rossii,obrazova nija0/o20v0/o20ramkah0/o20programmy0/o20«Komissii (data obrashhenija: 30.03.2024).

2. V rossijskih vuzah obuchaetsja 37 081 kitajskij student = 37,081 Chinese students study at Russian universities. URL:

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/96754 3-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student (data obrashhenija: 14.11.2023).

3. Van B. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere vysshego obrazovanija v kontekste «Odin pojas, odin put'»: cennosti, problemy i puti reshenija = International Cooperation in Higher Education in One Belt and One Road Context: Values, Challenges and Solutions / B. Van, R. Chzhan // Za-padnyj zhurnal. 2022. № 21. S. 79-82.

4. Za proshedshij god chislo studentov iz Kitaja v rossijskih vuzah uvelichilos' na 10 % = Over the past year, the number of students from China in Russian universities increased by 10 % // Ministerstvo nauki i vysshego obrazovan-ija. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/51810/ (data obrashhenija: 14.11.2023).

5. Kaplunova M. Ja. Russkij jazyk v sovremennom Kitae = Russian language in modern China // Sociolingvistika. 2023. № 1 (13). S. 60-72.

6. Ljaoninskij universitet - odin iz kljuchevyh partnerov IGU v Kitae = Liaoning University is one of ISU key partners in China // Irkutskij Gosudarstvennyj Universitet.

URL: https://isu.ru/ru/news/2018/details/news-id6150 (data obrashhenija: 30.03.2024).

7. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo = International cooperation // Amurskij Gosudarstvennyj Universitet. URL: https://www.amursu.ru/sveden/inter/ (data obrashhenija: 30.03.2024).

8. Napravlenija podgotovki fakul'teta inostrannyh jazykov = Directions of training of the faculty of foreign languages // Irkutskij gosudarstvennyj universitet. URL: http://slovo.isu.ru/ru/education/stud_fia.html (data obrashhenija: 30.03.2024).

9. Nashi fakul'tety i centry = Our faculties and centers // Universitet MGU-PPI v Shjen'chzhjene. URL: https://szmsubit.ru/# (data obrashhenija: 30.03.2024).

10. Novikova A. V Gde i kak uchatsja kitajskie studenty v Rossii = Where and how Chinese students study in Russia // Rektor Vuza. 2022. № 8. S. 26-29.

11. Obrazovatel'naja iniciativa po sovmestnomu stroitel'stvu «Pojasa i Puti» = Belt and Road Joint Construction Educational Initiative // Ministerstvo obrazovanija Kitajskoj Narodnoj Respubliki. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A20/s7068/201608/t2016081 1_274679.html (data obrashhenija: 15.11.2023).

12. Russkij centr Daljan'skogo universiteta inostrannyh jazykov = Russian Center of Dalian University of Foreign Languages // Daljan'skij universitet inostrannyh jazykov. URL: https://eyzx.dlufl.edu.cn (data obrashhenija: 30.03.2024).

13. Sjujemjej R. Statistika po rossijskim studentam v kitajskih universitetah i ih sociologicheskij analiz = Statistics on Russian students at Chinese universities and their sociological analysis // Mirovoe obrazovanie. 2022. № 8. S. 34-40.

14. Czinczin V. Razmyshlenija o razvitii krat-kosrochnyh programm dlja inostrannyh studentov v mestnyh universitetah - na primere kratkosrochnoí studencheskoi programmy po obmenu v Pekinskom sel'skohozjaistvennom kolledzhe = Reflections on development of short-term programs for foreign students at local universities - using the example of a short-term student exchange program at Beijing College of Agriculture / V Czinczin, A. Riga, Ch. Chzhijun Ch. // Obrazovatel'no-pedagogicheskii forum. 2018. № 21. S. 62-63.

15. Chang Ju. Harakteristiki, problemy i strategii obmena vysshim obrazovaniem i sotrudnichestva mezhdu universitetami provincii Ljaonin i stranami Severo-Vostochnoi Azii = Characteristics, Challenges and Strategies for Higher Education Exchange and Cooperation between Liaoning Provincial Universities and Northeast Asian Countries / Ju. Chang, Ch. Chzhje // Sovremennoe upravlenie obrazovaniem. 2014. № 1. S. 23-26.

16. Changuj Ch. Internacionalizacija vysshego obrazovanija i vospitanie pervoklassnyh specialistov = Internationalization of higher education and education of first-class specialists / Ch. Changuj, V Lisja // Zhurnal Cicikarskogo inzhenernogo kolledzha. 2018. №. 2. S. 26-31.

17. Shuhua L. Kitaisko-rossiiskoe sotrudnichestvo v ob-lasti vysshego obrazovanija na fone iniciativy «Odin pojas, odin put'»: problemy i kontrmery = China-Russia Higher Education Cooperation Amid Belt and Road Initiative: challenges and countermeasures / L. Shuhua, S. Junhua // Issle-dovanie vysshego obrazovanija. 2019. № 4. S. 100-107.

18. Jan' S. Sposob innovacii v internacionalizacii vysshego obrazovanija v geojekonomicheskoj strategii «Odin pojas-odin put'» = A Way to innovate the internationalization of higher education in «One Belt and One Road» Geoeconomic Strategy// Gumanitarnyj vektor. 2017. № 3. S. 30-34.

19. Jan' S. Jeksperimental'nyj analiz obrazovatel'noj diplomatii Kitaja v kontekste stroitel'stva «Odnogo pojasa, odnogo puti» = An experimental analysis of China's educational diplomacy in the context of building «One Belt, One Road» // Zhurnal Hubjejskogo jekonomicheskogo universiteta. 2021. № 11. S. 66-70.

20. Janjan' Ch. Issledovanie kitajsko-rossijskogo obra-zovatel'nogo obmena i sotrudnichestva = Research on Sino-Russian educational exchange and cooperation // Vysshee obrazovanie. 2021. № 7. S. 78-90.

21. ^itS^^IKiH // People.cn. URL: http://edu.people.com.cn/BIG5/n1/2019/0613/c1053-31134853.html (data obrashhenija: 15.11.2023).

22. Wen W. Inbound International Student Policies in China: A Perspective // Asian Education and Development Studies. 2023. № 7. Pp. 80-97.

Статья поступила в редакцию 14.03.2024; одобрена после рецензирования 15.04.2024; принята к публикации 16.05.2024.

The article was submitted 14.03.2024; approved after reviewing 15.04.2024; accepted for publication 16.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.