Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ В ДОСТИЖЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС— ОДИН ПУТЬ»'

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ В ДОСТИЖЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС— ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / интернационализация образования / популяризация китайской культуры / мягкая сила / ареал морского Шелкового пути / унификация и синхронизация стандартов / Харбинский Политехнический университет / проект «Пояс и путь» / стандарты профессиональной подготовки / лидирующие позиции / стратегическое планирование / higher education / internationalization of education / promotion of Chinese culture / soft power / Maritime Silk Road area / unification and synchronization of standards / Harbin Polytechnic University / Belt and Road Initiative / professional training standards / leading positions / strategic planning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзян Хуа, Аринушкина Анна Александровна, Машкина Ольга Анатольевна

В статье исследованы результаты реализации инициативы «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») в системе образования КНР и стран ареала Инициативы. Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). Выявлены перспективы координации в области образовательной политики, проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования. Проведен анализ публикационной активности и текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь». Авторами отмечено, что необходимость организации технического обслуживания проекта в странах, расположенных вдоль маршрута, уже сейчас актуализирует задачу унификации качества профессиональной подготовки принимающего участие в проекте зарубежного персонала. Авторами доказано, что страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом в том числе и в контексте реализации образовательной стратегии на примере стран ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования. Рассматривается кейс Харбинского политехнического университета в рамках темы заявленного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цзян Хуа, Аринушкина Анна Александровна, Машкина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHINA’S EDUCATION STRATEGY IN ACHIEVING THE KEY OBJECTIVES OF THE BELT AND ROAD INITIATIVE

The research studies the results of implementing the Belt and Road Initiative in the education system of the People’s Republic of China and the countries of the initiative area. The authors present the results of the analysis of the development of educational cooperation with the countries divided by territorial principle according to the criteria “the number of students from the areal countries” and “the number of Confucius Institutes and Cabinets” (in the context of the development of soft power of China’s external influence). The authors investigate the perspectives of coordination in the field of educational policy and analyze the regulatory legal acts defining the key directions for the development of the Belt and Road Initiative at different levels of the education system. Moreover, the authors analyze the publication activity and current situation on managing the convergence of international students from the countries along the area of the Belt and Road Initiative. The need to organize technical maintenance of the project in the countries along the route actualizes the task of unifying the quality of professional training of foreign personnel participating in the project (according to forecasts, at least 420 thousand people by 2030). The authors prove that the countries located in the area of the Belt and Road Initiative have enormous human, intellectual, natural, cultural, and historical potential, including in the context of implementing educational strategy on the example of the countries of the Maritime Silk Road area of the Belt and Road Initiative in the field of higher education. A case study of Harbin Polytechnic University within the scope of the stated research topic is examined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ В ДОСТИЖЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС— ОДИН ПУТЬ»»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4

ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ

ЦЗЯН ХУА, А. А. АРИНУШКИНА, О.А. МАШКИНА

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КИТАЯ В ДОСТИЖЕНИИ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

(Харбинский политехнический университет; ФГБНУ «Институт кор-рекционной педагогики»; ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова;

e-mail: hjiang@hit.edu.cn; anna.arin@mail.ru; oliya-m@yandex.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-94-114

В статье исследованы результаты реализации инициативы «Один пояс — один путь» (далее «Пояс и путь») в системе образования КНР и стран ареала Инициативы. Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). Выявлены перспективы координации в области образовательной политики, проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования. Проведен анализ публикационной активности и текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь». Авторами отмечено, что необходимость организации технического обслуживания проекта в странах, расположенных вдоль маршрута, уже сейчас актуализирует задачу унификации качества профессиональной подготовки принимающего участие в проекте зарубежного персонала. Авторами доказано, что страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом в том числе и в контексте реализации образовательной стратегии на примере стран ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования. Рассматривается кейс Харбинского политехнического университета в рамках темы заявленного исследования.

Ключевые слова: высшее образование; интернационализация образования; популяризация китайской культуры; мягкая сила; ареал морского Шелкового пути; унификация и синхронизация стандартов; Харбинский Политехнический университет; проект «Пояс и путь»; стандарты профессиональной подготовки; лидирующие позиции; стратегическое планирование.

Введение

Образование является одним из важнейших аспектов национальной политики Китая. Поставив цель создать к середине XXI столетия систему образования, сопоставимую по качеству с лидерами образовательного мира, Китай одновременно с совершенствованием национального образования, продвигает позитивный имидж, мировоззренческие ценности и национальную культуру

Китаи планирует

вовне и одновременно наращивает масштабы под- '

, «стать крупнейшей

готовки иностранных студентов в сфере третичного

(самой популярной)

образования внутри страны.

г г „„, „ страной в Азии,

Китай планирует «стать крупнейшей (самой

„. „ , по привлечению

популярной) страной в Азии, по привлечению

г п в свои университеты в свои университеты иностранных студентов» 111.

/ л г, иностранных

Цель была достигнута в 2018 году: в 2018 году студентов»

в КНР в общей сложности обучалось 492185 иностранных студентов из 196 стран, что сделало Китай лучшей принимающей страной в Азии и третьей в мировом рейтинге. Среди этих студентов около 60% были выходцами из Азии и 16,6% — из Африки, 15% — из Европы, 7,2% — с американского континента и 1,3% из Австралии и Океании. (В число первых 15 стран по численности вошли: 50 600 человек из Южной Кореи, 28 608 человек из Таиланда, 28 023 человека из Пакистана, 23198 человек из Индии, 20996 человек из Соединенных Штатов, 19 239 человек из России, 15050 человек из Индонезии, 14645 человек из Лаоса, 14230 человек из Японии, 11784 человека из Казахстана, 11299 человек из Вьетнама, 10735 человек из Бангладеш — 10695 человек, из Франции — 10158 человек, из Монголии — 9479 человек, из Малайзии — 9479 человек). 63041 иностранных студентов (12,81% от общего числа получают стипендию

на обучение от правительства КНР [2]. Ск°нструир°вать

Особое значение китайское руководство при- целостное

дает расширению своего влияния на соседние образовательное

страны, намереваясь сконструировать целостное пространство, расширив

влияние

образовательное пространство, в котором Китай будет играть ключевую роль. Влияние на развитие

системы образования Инициативы «Пояс и путь», для которых характерны многоплановые проекты, продвигающие цели укрепления инфраструктурных, торговых и инвестиционных связей между Китаем и странами, расположенными вдоль Экономического пояса сухопутного Шелкового пути и Морского Шелкового пути неоднократно представлялись для обсуждения в профессиональном сообществе. В речи, произнесенной бывшим министром образования Чэнь Баошэном отмечено, что «Один пояс, один путь — это дорожная карта, которая выведет образование Китая в центр мира» [3].

В профессиональном сообществе различные аспекты реализации Инициативы «Один пояс — один путь» исследованы как в контексте интернационализации и стратегического планирования, так и с точки зрения перспектив развития нормотворческой деятельности системы образования стран ареала Инициативы [4-7]. Так, в новейших исследованиях отмечено, что с момента запуска инициативы «Пояс и путь» в 2013 г. интернационализация высшего образования Китая вступила в новую стадию, где центральное место удаляется вопросам стратегического планирования процесса развития талантов, производства и передачи знаний, что усиливает и интенсифицирует стратегическое планирование и действия Китая по интернационализации своего образования; рассматриваются три ключевых аспекта развития смещения акцентов интернационализации под влиянием Инициативы «Пояс и путь»:

— международное сетевое взаимодействие в области образования в рамках экономических коридоров инициативы1;

— организации профессионального обучения (училища / техникумы / колледжи — vocational college) как новые игроки в международном образовании;

— продвижение китайского языка как языка глобальной цивилизации [8]. Исследователи констатируют, что стратегии Китая, ориентированные на

лидирующие позиции в экономической глобализации, заметно влияют и на международные образовательные процессы [9].

1 В рамках проекта КНР намерена выстроить ряд экономических коридоров: Евразийский (Китай — Монголия — Россия); Западно-Азиатский: (Китай — страны ЦАР и Ближнего Востока); Китай — страны ЮВА — Океания — Африка.

Главными логистическими пунктами сухопутного экономического пояса станут Сиань (Китай), Алматы (Казахстан), Бишкек (Киргизия), Самарканд (Узбекистан), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция), Москва и Дуйсбург (Германия); «Морского Шелкового пути» — Ханой (Вьетнам), Джакарта (Индонезия), Куала- Лумпур (Малайзия), Калькутта (Индия), Найроби (Кения), Афины (Греция) и Венеция (Италия). — Прим. авторов.

Анализ нормативно-правовых актов и регламентов в контексте темы, рассматриваемой в данной статье, позволяет нам отметить ключевые аспекты документа «План действий в области образования в рамках инициативы "Пояс и путь"» (The Education Action Plan for the Belt and Road Initiative Education Action) [10]:

1) равноправное, инклюзивное, взаимовыгодное и динамичное сотрудничество в сфере образования;

2) координация политики в области образования, совместные с иными странами исследования о том, как координировать внутренние законы и политику в сфере образования между странами «Пояса и пути», создание механизмов обмена информацией о предпринимаемых стратегических мерах в области образования: консультации правительств стран «Пояса и пути» по вопросам координации политики КНР в области образования; рекомендации школам и социальным субъектам в странах «Пояса и пути» по вопросам сотрудничества и обменов в области образования.

Методология

Приведены результаты анализа развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая). В контексте перспектив координации в области политики в области образования проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющих ключевые направления развития инициативы «Пояс и путь» на разных уровнях системы образования, исследована институциональная, национальная и региональная практика продвижения инициативы.

Результаты

Развитие сотрудничества КНР со странами ареала морского Шелкового пути проекта «Пояс и путь» в сфере высшего образования еще недостаточно исследовано.

Рассмотрим развитие сотрудничества КНР со странами ареала морского Шелкового пути (проект «Пояс и путь», далее ПП) в сфере высшего образования. Этот аспект еще недостаточно изучен

Стратегии Китая, ориентированные на лидирующие позиции в экономической глобализации, заметно влияют и на международные образовательные процессы

Развитие сотрудничества в сфере высшего образования стран инициативы «Пояс и путь»

российскими учеными, так как первоначально в фокусе внимания были страны, входившие ранее в сферу влияния советского образования [11, 12].

В XXI в. в ареал морского проекта «Пояс и путь» входит 32 государства, которые стали объектами доклада "Report on Higher Education Cooperation between China and the Countries along the Maritime Silk Road" (2020 г.). В докладе дан структурный анализ развития образовательного сотрудничества со странами, разделенными по территориальному принципу на страны Юго-Восточной Азии (10 стран), Южной Азии (4 страны), Западной Азии (10 стран), стран Африки (8 стран) по критериям «численность студентов из стран ареала», «численность институтов и кабинетов Конфуция» (в контексте развития мягкой силы внешнего влияния Китая).

Результаты исследования показывают (табл. 1, 2), что Китай наиболее активно расширяет диссеминацию своего высшего образования в странах Юго-Восточной Азии, на втором месте — страны Южной Азии, далее — Африка и наиболее слабое сотрудничество в сфере высшего образования складывается со странами Западной Азии. К началу 2019 г. среди обучавшихся в китайских вузах иностранных студентов из указанных 4 зон Морского пути (что составляет 52,95% всех иностранных студентов в китайских вузах) сложились следующие пропорции [13, с. 208]: 58,05% — из ЮВА; из ЮА — 24,68%, Африки — 10,82% и Западной Азии — 6,45%.

Таблица 1

Численность студентов из стран ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. [13] Источник: Blue Book of Higher Education [13, с. 209, 215, 219, 222]

Гос-во 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Численность студентов из стран ЮВА ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. (Blue Book of Higher Education, с. 209)

Малайзия 4259 6045 6126 6645 6650 6880 7948 9479

Индонезия 10957 13144 13492 13689 12694 14714 14573 15050

Таиланд 14145 16675 20106 21296 19976 23044 27884 28608

Филиппины 2662 2642 2917 2929 3343 3061 4442 2786

Сингапур 4483 4250 5290 5031 4865 4983 5259 4718

Бруней 14 13 29 87 62 70 121 112

Лаос 2395 2773 3999 5040 6918 9907 14222 14645

Вьетнам 9595 9482 12799 10658 10031 10639 11311 11299

Бирма 1529 1872 2299 2317 4733 5662 6233 8573

Камбоджа 775 1336 1390 1446 1829 2250 3016 4047

Численность студентов из 4 стран Южной Азии ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. (Blue Book of Higher Education, с. 215)

Бангладеш 941 1253 1964 2566 3765 4905 7343 10753

Шри Ланка 1079 1086 1331 1708 2109 2311 2829 3290

Мальдивы 140 158 207 198 179 186 208 167

Пакистан 8516 9630 10941 13360 15654 18626 24879 28023

Численность студентов из 8 стран Африки ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. (Blue Book of Higher Education, с. 219)

Египет 576 715 745 838 1067 1352 1717 2247

Судан 859 1066 1329 1698 2002 2629 1108 2883

Джибути 126 199 257 323 535 615 664 725

Кения 581 730 1319 1529 1714 2414 2508 2553

Танзания 731 873 1167 1991 2804 3520 4488 5673

Мозамбик 249 284 322 280 328 496 571 659

Мадагаскар 511 858 883 925 912 875 877 797

ЮАР 577 793 1019 1783 2062 2299 2663 2981

Численность студентов из 10 стран Западной Азии ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. (Blue Book of Higher Education, с. 222)

Ирак 270 358 502 627 605 856 807 750

Кувейт 54 32 46 57 74 100 101 76

Саудовская Аравия 1655 1905 2089 1863 1584 1293 1054 783

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) 77 67 72 68 66 40 113 78

Турция 1692 1818 1990 2081 2146 2147 2148 1854

Оман 51 62 65 64 47 49 45 127

Иран 763 964 1165 1299 1390 1545 1780 2044

Бахрейн 132 234 440 620 671 629 651 559

Катар 8 12 12 14 15 18 24 13

Йемен 985 1376 1817 2384 2686 3247 4249 4747

Итого: 71387 82705 98129 105414 113516 131362 155836 171099

Таблица 2

Численность студентов, регионы ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. [13, с. 209, 215, 219, 222]

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Численность студентов, страны Юго-Восточной Азии ареала морского ПП 20112018 гг., чел. 50814 58232 68447 69138 71101 81210 95009 99317

Численность студентов, страны Южной Азии ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. 10676 12127 14443 17832 21707 26028 35259 42233

Численность студентов, страны Африки ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. 4210 5518 7041 9367 11424 14200 14596 18518

Численность студентов, страны Западной Азии ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. 5686 6828 8198 9077 9284 9924 10972 11031

Общая численность студентов, страны ареала морского ПП 2011-2018 гг., чел. 71387 82705 98129 105414 113516 131362 155836 171099

По показателям численности обучавшихся в китайских вузах студентов (данные 2018 года) в разрезе стран лидируют Таиланд и Пакистан (28608 и 28023 чел.), далее — Индонезия, Лаос, Вьетнам, Бангладеш, Малайзия (15050, 14645, 11299, 10753 и 9479 чел.), 11,4-кратный рост с 2011 по 2018 год количества обучавшихся в китайских вузах студентов демонстрирует Бангладеш, в 7,8 раз вырос поток студентов Танзании, в 6,11 раз — Лаос; снижение количества студентов демонстрирует Саудовская Аравия — количество обучающихся снизилось более, чем в 2 раза за период 2011-2018 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом общее количество институтов Конфуция в странах ареала морского ПП в июне 2020 г. составило 78, а общее количество кабинетов Конфуция в странах ареала морского ПП в июне 2020 г. — 34 (табл. 3), лидирует Юго-Восточная Азия — 40 институтов Конфуция и 21 кабинет Конфуция функционировало в этом регионе.

Таблица 3

Численность институтов и кабинетов Конфуция в странах ареала морского ПП в июне 2020 г. [13]

Государство Институт Конфуция Кабинет Конфуция

Численность институтов и кабинетов Конфуция в 10 странах ЮВА в июне 2020 г. (с. 212)

Малайзия 5 1

Индонезия 8 0

Таиланд 16 11

Филиппины 5 3

Сингапур 1 2

Бруней 0 0

Лаос 2 1

Вьетнам 1 0

Бирма 0 3

Камбоджа 2 0

Всего 40 21

Численность институтов и кабинетов Конфуция в странах ЮА в июне 2020 г. (с. 217)

Бангладеш 2 1

Шри Ланка 2 2

Мальдивы 1 0

Пакистан 5 2

Всего 10 5

Численность институтов и кабинетов Конфуция в странах Африки в июне 2020 г. (с. 220)

Египет 2 3

Судан 1 0

Джибути 0 0

Кения 4 1

Танзания 2 1

Мозамбик 1 0

Мадагаскар 2 0

ЮАР 6 3

Всего 18 8

Численность институтов и кабинетов Конфуция в странах Западной Азии в июне 2020 г. (с. 220)

Ирак 0 0

Кувейт 0 0

Саудовская Аравия 1 0

ОАЭ 2 0

Турция 4 0

Оман 0 0

Иран 2 0

Бахрейн 1 0

Катар 0 0

Йемен 0 0

Всего 10 0

Итого: количество институтов и кабинетов Конфуция в странах ареала морского ПП в июне 2020 г. 78 34

К 2023 году китайские

университеты и колледжи открыли 313 институтов Конфуция и 315 аудиторий Конфуция

в 132 странах-партнерах проекта «Пояс и путь»

Что касается новейших общих результатов реализации инициативы, выходящих за пределы ареала Морского пути, то к концу июня 2023 года, Китай подписал соглашения с 45 странами-участницами о взаимном признании дипломов о высшем образовании и учредил программу «Шелковый путь» в рамках программы стипендий правительства Китая. Некоторые провинции Китая, Гонконг и Макао, а также университеты и научно-исследовательские институты также учредили стипендии для студентов из стран-партнеров проекта «Пояс и путь» [14]. Китайские университеты и колледжи

открыли 313 институтов Конфуция и 315 аудиторий Конфуция в 132 странах-партнерах. В рамках летнего лагеря «Китайский мост» было приглашено почти 50000 молодых людей из более чем 100 стран-партнеров для посещения Китая с учебными визитами и оказана поддержка свыше 100 000 энтузиастов по овладению китайским языком из 143 стран-партнеров в изучении китайского языка и знакомстве с китайской культурой онлайн. Китайские университеты и колледжи сотрудничали с более чем 20 коллегами в странах-партнерах из Азии, Африки и Европы над созданием «Профессиональных мастерских Лубана» (Luban Workshop) [15] — программы профессиональной подготовки, посвященной обмену опытом среди учреждений профессионального образования Китая [14], прогноз развития инициативы «Один пояс — один путь» — инициатива к 2030 году позволит обеспечить 420 тыс. рабочих мест в странах, расположенных вдоль маршрута [17].

Обсуждение

Вопросы синхронизации образовательных стратегий стран ареала проекта ПП отражены в растущем количестве исследований этой предметной области, границы которых постоянно расширяются. В качестве примера приведем дизайн исследования по изучению влияния инновационного потенциала на устойчивое развитие в регионах ареала ПП [18]: применяли выборку из 99 стран по всему миру, включающую 78 стран ареала ПП и 21 страну, не входящую в проект ПП в рамках предметно-ориентированного проектирования (использовалась модель DDD — Domain Driven Design). Вывод, сделанный авторами, значимый в контексте темы

Синхронизация образовательных стратегий стран ареала проекта «Пояс

и путь» отражена в растущем количестве исследований этой предметной области

статьи: цифровые возможности, инфраструктура и социальный обмен являются основными факторами социального глобального сотрудничества (Wang B., Gong S., Yang Y.; 2023).

Отметим также, что обзорные статьи [19] (систематический обзор) зачастую включают англоязычные источники и источники на китайском языке (в соотношении 1:4), в качестве примера рассмотрим дизайн исследования в части интернационализации высшего образования, где выделены восемь англоязычных и 29 исследований на китайском языке, в части полученных результатов при проведении тематического анализа («индуктивный метод») выделено пять основных тем, структурирующих предметную область исследований: философские и теоретические основы образования стран ареала ПП; внедрение развития высшего образования в странах ареала ПП; сотрудничество в области высшего образования между Китаем и странами ареала ПП; международное высшее образование и экономическое развитие; управление международными программами обучения студентов (Jiang X, 2021).

При этом, в контексте интернационализации высшего образования, в последних исследованиях актуализирован анализ текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль «Пояса и пути», в которых отмечается, что культурное разнообразие, низкие стандарты приема и недостаточная мягкая сила преподавания являются негативными факторами, влияющими на управление конвергенцией [19].

В части практики реализации подхода «управлению конвергенцией иностранных студентов», 31 октября 2021 года Харбинский политехнический университет (далее ХПУ) и Санкт-Петербургский государственный университет подписали соответствующие документы, такие как соглашение о сотрудничестве по организации учебных программ по трем специальностям: математике и прикладной математике; прикладной физике; химии, а также по выполнению китайско-иностранных совместных образовательных проектов Министерства образования в установленные сроки. Строительство совместного китайско-российского кампуса вступило в стадию создания содержательной коннотации [20]. Проект рассчитан на 4 года обучения, и на каждую специальность предполагается зачислять по 50 человек в год. После завершения обучения

В новейших исследованиях актуализирован анализ текущей ситуации по управлению конвергенцией иностранных студентов из стран, расположенных вдоль ареала проекта «Пояс и путь»

Совместный китайско-российский кампус Харбинского политехнического университета

студенты получат диплом об окончании обучения по специальности, диплом о высшем образовании и свидетельство о присвоении ученой степени Санкт-Петербургского государственного университета и ХПУ. В рамках совместного проекта бакалавриата «Инженерная экология», реализуемого совместно ХПУ и Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, первая партия из 30 первокурсников принята в сентябре 2021 года [21].

Что касается методологических подходов к организации исследований, то фокус изучения проблем управления образованием и «культурного разрыва» в условиях обучения иностранных студентов в китайских высших образовательных учреждениях в основном поставлен на «управлении иностранными студентами» (управлении зачислением, управлении преподаванием и управлении студентами). Так, например, в части управления зачислением, отмечается тенденция «неравномерного» качества иностранных студентов, обучающихся в Китае, слабая публичность зачисления, а также существование дисбаланса в перечне специальностей для зачисления [22]. Также в рамках дискуссий в профессиональном сообществе рассматривается влияние инициативы ПП в системе высшего образования на развитие Китая и возможностей для трансграничного сотрудничества между странами, расположенными вдоль маршрута [23-25].

Страны, расположенные в ареале древнего Шелкового пути, вошедшего в пространство китайского проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интеллектуальным, природным, культурно-историческим потенциалом. Однако он недостаточно изучен с точки зрения того, как можно эффективно использовать культурное, материальное и духовное наследие этих стран в соответствии с целями устойчивого развития, сформулированными в документах ЮНЕСКО. Опыт евразийской интеграции в рамках союзов ШОС и ЕАЭС свидетельствует о том, что для создания более тесных связей между странами-партнерами необходимо предвидеть и своевременно устранять барьеры непонимания, возникающие из-за недоучета национальных, культурных и социальных различий, а также вскрывать несостоятельность спекуляций на темы угроз со стороны того или иного государства.

Методологические подходы к организации исследований инициативы «Один пояс — один путь» в области образования

Страны, расположенные в ареале проекта «Пояс и путь», обладают колоссальным человеческим, интелл ектуал ьным, природным, культурно-историческим потенциалом

Этим обусловлена актуальность проектирования различных форм региональной интеграции. Мировой опыт свидетельствует, что для формирования устойчивых региональных союзов, кроме торгово-экономических и логистических потребностей, необходима объединяющая идея, выходящая за пределы чисто утилитарных интересов. В качестве исходной объединяющей идеи можно предложить создание в странах ареала «Пояс и путь» центров, объединяющих ученых разных университетов для исследования роли культуры и образования как мягкой силы национального / локального / регионального и глобального развития. Очевидно, что действенным механизмом также является создание дискуссионных площадок в данном регионе для регулярного обмена мнениями, обсуждения и выработки общих позиций специалистов-практиков и ученых в различных областях гуманитарного знания (образование, культурология, филология, история, экономика, менеджмент, защита окружающей среды). Представляется, что ведущие университеты этого региона могут стать инициаторами и организаторами научно-образовательной деятельности, в том числе по следующим направлениям:

— проведение исследований национальных традиций, обычаев, мировоззрения, ценностей культуры; выявление и обсуждение факторов и сущности барьеров и ограничителей эффективной взаимовыгодной интеграции в сфере культуры и образования, а также поиск путей их смягчения и устранения;

— проведение различных форумов для формирования уважения молодежи к традициям, культурному наследию, исторической памяти, в том числе и в рамках программ развития патриотического воспитания;

— изучение всемирного культурного наследия на территории стран ареала Шелкового пути и разработка рекомендаций по их сохранению в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия;

— развитие культурного и образовательного туризма, направленного на повышение взаимной культурной узнаваемости и пропаганду мер по охране исторических следов культуры Шелкового пути народов ареала «ПП»;

— совместное создание программ образовательного туризма, отражающих специфику Шелкового пути;

— мониторинг природных и антропогенных изменений экосистем в ареале «ПП»;

— совместная разработка дополнительных образовательных программ/ проектов по повышению уровня профессиональных подготовки молодых специалистов (учащейся молодежи и аспирантов) со знанием

языков, истории, географии, культуры, религиозной ситуации, политики стран ареала «ПП»; — организация и проведение интеллектуальных состязаний и языковых конкурсов для школьников и студентов.

Предлагаемые направления деятельности нацелены на создание многоуровневых механизмов гуманитарного сотрудничества, открытие новых каналов для образовательного сотрудничества, расширение масштабов академических обменов, повышение качества исследований, формирование разноплановых моделей академического и научно-технического и инновационного сотрудничества

Заключение

В материалах XIX съезда КПК, последующих официальных документах и выступлениях Си Цзиньпина поставлена цель сделать Китай самой образованной страной в мире, глобальным лидером в создании новых знаний и их практическом применении.

Для достижения столь масштабных целей в стране внесены принципиальные изменения в общую концепцию образования: вместо ориентации на западные образовательные и культурные ценности взят курс на возрождение на новой основе традиционных китайских подходов.

Китай претендует на роль страны, устанавливающей глобальные стандарты, в т.ч. в сфере образования, прежде всего в странах ареала проектов «Один пояс, один путь», страны, являющейся центром притяжения студентов и учащихся из разных стран мира. Важную роль в популяризации китайского образования и культуры играет система институтов Конфуция, деятельность которых непосредственно курирует ЦК КПК.

Внутри страны приоритетами образовательной стратегии стали: демонстрация глобальных успехов китайского высшего образования, главным образом университетов «дважды первых»; развитие профессионального образования — смещение акцента с увеличения числа высших профессиональных образовательных организаций на повышение качества профессиональных навыков; развитие обязательного среднего образования в сельской местности; развитие дошкольного детского образования и расширение его доступности.

В соответствии с последними политическими установками по развитию системы образования в стране были внесены принципиальные изменения в учебные планы образовательных организаций, в т.ч. увеличено число учебных часов, посвященных изучению китайских традиций и идейных установок КПК. При этом большое внимание уделяется воспитанию национальной гордости и воспеванию успехов страны.

В соответствии с принятой в 2019 г. концепцией «Модернизация образования 2035» китайская система образования должна дать миру пример формирования модели обучения «сообщества единой судьбы человечества». КНР планирует стать важным разработчиком стандартов и правил международного образования. Руководство страны поощряет инвестиции в образование за рубежом и продвижение образования Китая. Для развивающихся стран Китай должен стать международной базой профподготовки учителей. Развитие цифровых образовательных платформ играет важную двоякую роль: с одной стороны, расширяет доступ к передовым учебным материалам для учащихся и их родителей, а с другой — обязательное объединение педагогов на конкретных образовательных платформах позволяет унифицировать изложение материала и проверочных заданий по разным предметам.

Хотя часто исследователи приходят к выводу о прагматических интересах китайской стороны в образовательном сотрудничестве со странами ПП, подчеркивая нацеленность на продвижение стандартов профподготовки, забывая о том, что страны ареала ПП имеют собственные интересы. Большинство из этих стран имеют более слабую систему образования, чем КНР и не могут удовлетворить разнообразные образовательные запросы и обеспечить высокие стандарты обучения. Ранее считалось, что иностранные студенты едут в Китай, чтобы погрузиться в изучение его древней уникальной культуры и изучают в китайских вузах главным образом китайский язык и культуру страны. Однако ситуация меняется кардинально. Китайские вузы, которые выходят на все более высокие мировые рейтинговые позиции и могут предложить иностранным студентам много новых прорывных дисциплин и направлений подготовки, необходимых для социально-экономического и технологического развития стран, гражданами которых они являются. Образовательное сотрудничество стран ареала «Пояса и пути» позволяет создать систему многостороннего взаимодействия в целях конструирования регионального и межстранового доверия и открытости в решении как национальных, так и глобальных проблем.

Список литературы

1. «Морские черепахи»: как Китай возвращает на родину выпускников иностранных университетов. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/356357-morskie-cherepahi-kak-kitay-vozvrashchaet-na-rodinu-vy pusknikov?ysdid=lp6m0jcqan40051598 (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт Forbes. — Текст: электронный.

2. Статистические данные 2018 г. об иностранных студентах, приехавших в Китай на учебу — Ф^ЛЙЙ^НШШ

ЖШППШй) URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/ s5987/201904/t20190412_377692.html (дата обращения 10.10.2023) -Режим доступа: сайт Министерство образования КНР. (Ministry of Education of the People's Republic of China. moe.gov.cn) — Текст: электронный.

3. Ge Y., Ho K. C. Belt and Road Initiatives: implications for China's internationalisation of tertiary-level education // Educational Research and Evaluation. 2022. Т. 27. № 3-4. С. 260-279.

4. Education Action Plan for the Belt and Road Initiative URL: https://en.imsilkroad.com/p/314241.html (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт Министерство образования КНР. (Ministry of Education of the People's Republic of China. moe.gov.cn) — Текст: электронный.

5. Education Data Analysis Report. Ministry of Education, Culture, Science and Sports // Asian Development Bank. 2019. Рр. 75.

6. Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103. Р. 18-20.

7. University Alliance of the Silk Road (UASR) URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/ About_UASR/Introduction.htm (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт UASR. — Текст: электронный.

8. Как китайский язык может стать вторым языком в мире?

URL: https://news.gmw.cn/2020-01/04/content_33455089.htm (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт Пекинского университета языка и культуры. — Текст: электронный.

9. Ge Y., Ho K. C. Belt and Road Initiatives: implications for China's internationalisation of tertiary-level education // Educational Research and Evaluation. 2022. Т. 27. № 3-4. С. 260-279.

10. Education Action Plan for the Belt and Road Initiative URL: https://eng. yidaiyilu.gov.cn/p/30277.html (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт BELT AND ROAD PORTAL (yidaiyilu.gov.cn). — Текст: электронный.

11. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 2. С. 139-150.

12. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Эволюция системы образования Китая. Москва: КУРС, 2023. 264 с.

13. Blue Book of Higher Education. Annual Report on the Development of China's Higher Education (2020-2021) (й^ЙЙЖЙ^. ФН ШШШШ Ж&Ш^ — db£: 2021) — Social Sciences Academic Press 2021.

14. The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. http://www.scio.gov.cn/zfbps/zfbps_2279/202310/ t20231010_773734.html (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт China's State Council Information Office. — Текст: электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. В Китае система Мастерских Лу Баня помогает получить современные и профессиональные навыки. URL: https://news.rambler. ru/world/50380922-v-kitae-sistema-masterskih-lu-banya-pomogaet-poluchit-sovremennye-i-professionalnye-navyki/?ysclid=lp6keo4 9d0402706863 (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт China's State Council Information Office. — Текст: электронный.

16. The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/zfbps_2279/202310/ t20231010_773734.html (дата обращения 10.10.2023) — Режим доступа: сайт China's State Council Information Office. — Текст: электронный.

17. «Один пояс — один путь»: что нужно знать о проекте. URL: https://www. kommersant.ru/doc/6282836 (дата обращения 23.10.2023) — Режим доступа: сайт Коммерсантъ — Текст: электронный.

18. Wang B., Gong S., Yang Y. Innovation capability, global cooperation, and sustainable development along the Belt and Road Initiative // Sustainable Development. 2023. Т. 31. № 5. С. 3490-3512.

19. JiangX. Internationalization of Higher Education under the Belt and Road Initiatives: A systematic literature review // Beijing International Review of Education. 2021. Т. 3. № 1. С. 38-55.

20. Совместный кампус СПбГУ и Харбинского политеха начнет обучение студентов осенью 2022 года. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/ sovmestnyy-kampus-spbgu-i-harbinskogo-politeha-nachnet-obuchenie-st udentov?ysclid=lp6kvfbaeq201244888 (дата обращения 20.10.2023) — Режим доступа: сайт СПбГУ. — Текст: электронный.

21. Основные направления международного сотрудничества кафедры. URL: http://mhts.ru/chair-inter.html (дата обращения 20.10.2023) — Режим доступа: сайт МГТУ им Н.Э. Баумана, кафедра экологии и промышленной безопасности. — Текст: электронный.

22. Linlin Z. Research on the Management of International Students in China // Changchun: Northeast Normal University. 2018. С. 51-58.

23. Винокурова Д.М., Максимов Н. Р., Хуа Ц. Структуры интеракций китайских студентов в вузах ДФО РФ: образовательно-досуговое пространство. — Социологическая наука и социальная практика, 2022. Т. 10. №1. С. 41-57.

24. Yue X. et al. A Review on Higher Education of Belt and Road Initiative: Key Findings and Emerging Themes // Higher Education Studies. 2022. Т. 12. №2. С. 93-111.

25. Xu W., Stahl G., Cheng H. The promise of Chinese: African international students and linguistic capital in Chinese higher education // Language and Education. 2023. Т. 37. № 4. С. 516-528.

Сведения об авторах

Цзян Хуа — PhD, профессор, директор, Исследовательский институт высшего образования Харбинского политехнического университета, Харбин, КНР. ORCID ID: 0009-0008-8285-9535. E-mail: hjiang@hit.edu.cn

Аринушкина Анна Александровна — доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Педагогика и просвещение», ведущий специалист, Центр содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В. П. Кащенко, ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-1019-5564. E-mail: anna.arin@mail.ru

Машкина Ольга Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры китайской филологии ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова. ORCID ID: 0000-0001-7253-7403. E-mail: oliya-m@yandex.ru

© Цзян Хуа, А. А. Аринушкина, O.A. Машкина, 2023 | (сс) i^-дл Д

The Role of China's Education Strategy in Achieving the Key Objectives of the Belt and Road Initiative

Jiang Hua, A.A. Arinushkina, O.A. Mashkina

The research studies the results of implementing the Belt and Road Initiative in the education system of the People's Republic of China and the countries of the initiative area. The authors present the results of the analysis of the development of educational cooperation with the countries divided by territorial principle according to the criteria "the number of students from the areal countries" and "the number of Confucius Institutes and Cabinets" (in the context of the development of soft power of China's external influence). The authors investigate the perspectives of coordination in the field of educational policy and analyze the regulatory legal acts defining the key directions for the development of the Belt and Road Initiative at different levels of the education system. Moreover, the authors analyze the publication activity and current situation on managing the convergence of international students from the countries along the area of the Belt and Road Initiative. The need to organize technical maintenance of the project in the countries along the route actualizes the task of unifying the quality of professional

training of foreign personnel participating in the project (according to forecasts, at least 420 thousand people by 2030). The authors prove that the countries located in the area of the Belt and Road Initiative have enormous human, intellectual, natural, cultural, and historical potential, including in the context of implementing educational strategy on the example of the countries of the Maritime Silk Road area of the Belt and Road Initiative in the field of higher education. A case study of Harbin Polytechnic University within the scope of the stated research topic is examined.

Keywords: higher education; internationalization of education; promotion of Chinese culture; soft power; Maritime Silk Road area; unification and synchronization of standards; Harbin Polytechnic University; Belt and Road Initiative; professional training standards; leading positions; strategic planning.

References

1. "Morskie cherepahi": kak Kitaj vozvrashhaet na rodinu vypusknikov inostran-nyh universitetov. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/356357-morskie-cherepahi-kak-kitay-vozvrashchaet-na-rodinu-vypusknikov?ysclid= lp6m0jcqan40051598 (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt Forbes. — Tekst: jelektronnyj.

2. Statisticheskie dannye 2018 g. ob inostrannyh studentov priehavshih v Kitaj na uchebu — t^AE^fflitS^Sin^l №) URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xwfb/gzdt_gzdt/s5987/201904/ t20190412_377692.html (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt Ministerstvo obrazovanija KNR. (Ministry of Education of the People's Republic of China. moe.gov.cn) — Tekst: jelektronnyj.

3. Ge Y., Ho K.C. Belt and Road Initiatives: implications for China's internationalisation of tertiary-level education // Educational Research and Evaluation. 2022. T. 27. № 3-4. S. 260-279.

4. Education Action Plan for the Belt and Road Initiative URL: https://en.imsilkroad. com/p/314241.html (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt Ministerstvo obrazovanija KNR. (Ministry of Education of the People's Republic of China. moe.gov.cn) — Tekst: jelektronnyj.

5. Education Data Analysis Report. Ministry of Education, Culture, Science and Sports. //Asian Development Bank. 2019. Rr. 75.

6. Li Aisi, Ruby A. The Belt and Road Initiative and Higher Education // International Higher Education. 2020. № 103. R. 18-20.

7. University Alliance of the Silk Road (UASR) URL: http://uasr.xjtu.edu.cn/ About_UASR/Introduction.htm (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt UASR. — Tekst: jelektronnyj.

8. Kak kitajskij jazyk mozhet stat' vtorym jazykom v mire? ^Îi^^tWHIffiil) URL: https://news.gmw.cn/2020-01/04/ content_33455089.htm (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt Pekinskogo universiteta jazyka i kul'tury. — Tekst: jelektronnyj.

9. Ge Y., Ho K. C. Belt and Road Initiatives: implications for China's internationalisation of tertiary-level education // Educational Research and Evaluation. 2022. T. 27. № 3-4. S. 260-279.

10. Education Action Plan for the Belt and Road Initiative URL: https://eng.yidaiy-ilu.gov.cn/p/30277.html (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt BELT AND ROAD PORTAL (yidaiyilu.gov.cn). — Tekst: jelektronnyj.

11. Kuznecova V.V., Mashkina O.A. Globalizacija kitajskogo vysshego obrazovanija kak faktor geopoliticheskogo vlijanija // Sravnitel'naja politika. 2020. T. 11. № 2. S. 139-150.

12. Kuznecova V.V., Mashkina O.A. Jevoljucija sistemy obrazovanija Kitaja. Moskva: KURS, 2023. 264 s.

13. Blue Book of Higher Education. Annual Report on the Development of China's Higher Education (2020-2021) (B^^S^g^. ^HM^SSMffië — ib^: ttè^^MKffitt 2021) — Social Sciences Academic Press 2021.

14. The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/zfbps_2279/202310/ t20231010_773734.html (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt China's State Council Information Office. — Tekst: jelektronnyj.

15. V Kitae sistema Masterskih Lu Banja pomogaet poluchit' sovremennye i professional'nye navyki. URL: https://news.rambler.ru/world/50380922-v-kitae-sistema-masterskih-lu-banya-pomogaet-poluchit-sovremennye-i-professionalnye-navyki/?ysclid=lp6keo49d0402706863 (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt China's State Council Information Office. — Tekst: jelektronnyj.

16. The Belt and Road Initiative: A Key Pillar of the Global Community of Shared Future. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/zfbps_2279/202310/ t20231010_773734.html (data obrashhenija 10.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt China's State Council Information Office. — Tekst: jelektronnyj.

17. "Odin pojas — odin put'": chto nuzhno znat' o proekte. URL: https://www.kom-mersant.ru/doc/6282836 (data obrashhenija 23.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt Kommersant# — Tekst: jelektronnyj.

18. WangB., GongS., Yang Y. Innovation capability, global cooperation, and sustainable development along the Belt and Road Initiative // Sustainable Development. 2023. T. 31. № 5. S. 3490-3512.

19. JiangX. Internationalization of Higher Education under the Belt and Road Initiatives: A systematic literature review // Beijing International Review of Education. 2021. T. 3. № 1. S. 38-55.

20. Sovmestnyj kampus SPbGU i Harbinskogo politeha nachnet obuchenie studentov osen'ju 2022 goda. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/sovmestnyy-kampus-spbgu-i-harbinskogo-politeha-nachnet-obuchenie-studentov?ysclid= lp6kvfbaeq201244888 (data obrashhenija 20.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt SPbGU. — Tekst: jelektronnyj.

21. Osnovnye napravlenija mezhdunarodnogo sotrudnichestva kafedry. URL: http://mhts.ru/chair-inter.html (data obrashhenija 20.10.2023) — Rezhim dostupa: sajt MGTU im N. Je. Baumana, kafedra jekologii i promyshlennoj bezo-pasnosti. — Tekst: jelektronnyj.

22. Linlin Z. Research on the Management of International Students in China // Changchun: Northeast Normal University. 2018. S. 51-58.

23. Vinokurova D.M., Maksimov N. R., Hua C. Struktury interakcij kitajskih studentov v vuzah DFO RF: obrazovatel'no-dosugovoe prostranstvo. — Sociologicheskaja nauka i social'naja praktika, 2022. T. 10. № 1. S. 41-57.

24. YueX. et al. A Review on Higher Education of Belt and Road Initiative: Key Findings and Emerging Themes // Higher Education Studies. 2022. T. 12. № 2. S. 93-111.

25. Xu W, Stahl G., Cheng H. The promise of Chinese: African international students and linguistic capital in Chinese higher education // Language and Education. — 2023. T. 37. № 4. S. 516-528.

About the Authors

Jiang Hua — PhD, Professor, Director, Higher Education Research Institute, Harbin Institute of Technology, Harbin, China. ORCID ID: 0009-0008-82859535. E-mail: hjiang@hit.edu.cn

Arinushkina Anna А. — Doctor of Pedagogical Sciences, Editor-in-chief of "Pedagogy and Enlightenment" Journal, Leading Specialist, V.P. Kashchenko Center for the Promotion of Scientific Research in Special Education, Institute of Special Education, Moscow, Russia, ORCID ID: 0000-0002-1019-5564. E-mail: anna.arin@mail.ru

Mashkina Olga A. — PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor of the Chinese Philology Department, MSU Institute of Asian and African Studies, Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-0001-7253-7403. E-mail: oliya-m@yandex.ru

©JiangHua, A.A. Arinushkina, O.A. Mashkina, 2023 («j)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.