Научная статья на тему 'НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ / СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ / КНР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дэн Тао

В статье раскрываются направления развития высшего образования в КНР, его цели и задачи. Новые изменения в высшем образовании в рамках пандемии коронавируса анализируются с точки зрения перестройки учебных программ, стилей обучения, роли преподавателей и системы оценки качества преподавания. Оригинальность научного исследования заключается в комплексном анализе влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на высшее образование Китая. В результате показано, что онлайн образование будет продолжать вносить изменения в традиционное образование Китая. COVID-19 вынудил учебные заведения перейти на дистанционное обучение, расширив возможности онлайн-формата, что может иметь длительные последствия для всей системы высшего образования. Исследование данной проблемы может помочь в оценке эффективности порядка предоставления образовательных услуг в формате онлайн, выявить проблемы и предложить решения для улучшения качества высшего образования. Цель исследования: на основе анализа влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на высшее образование в Китае раскрыть основные тенденции развития высшего образования в условиях пандемии. В исследовании обращено внимание на влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на изменение подходов к реализации высшего образования. В ходе исследования было выявлено, что снижение темпов экономического роста, вызванное пандемией, привело к изменению системы занятости повсеместно и росту спроса на высшее образование. В статье представлены и описаны основные направления реформирования высшего образования в КНР в период пандемии. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что на основе анализа влияния новой коронавирусной инфекции COVID-19 объясняются новые возможные тенденции развития высшего образования Китая. Полученные результаты могут быть применены в процессе модернизации образования в российских вузах, изменении подходов к построению образовательного процесса, а именно в расширении перспектив онлайн-обучения. Перспектива дальнейшего исследования связана с более глубоким рассмотрением тенденций развития высшего образования в Китае и их влияния на различные сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN CHINA IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article reveals the directions of higher education development in the PRC, its goals and objectives. New changes in higher education in the framework of the coronavirus pandemic are analyzed in terms of the curriculum restructuring, teaching styles, the role of teachers and the teaching quality assessment system. The originality of the research study lies in the comprehensive analysis of the impact of the new coronavirus pandemic infection COVID-19 on higher education in China. As a result, it is shown that online education will continue to make changes in traditional education in China. COVID-19 has forced educational institutions to switch to distance learning, expanding the possibilities of the online format, which may have lasting consequences for the entire system of higher education. A study of this problem can help in evaluating the effectiveness of the online education delivery order, identifying problems and proposing solutions to improve the quality of higher education. The aim of the study: based on the analysis of the impact of pandemic new coronavirus infection COVID-19 on higher education in China to reveal the main trends in the development of higher education under the pandemic. The study is focused on the impact of the new coronavirus infection COVID-19 on changing approaches to the study of higher education. The article presents and describes the retrospective of development and reveals the main directions of higher education reform in China. Theoretical importance of the paper is based on the analysis of the impact of the new coronavirus infection COVID-19 and new possible trends in the development of higher education in China. The results obtained can be applied in the implementation of modernization of other higher education institutions, changes in approaches to the construction of the educational process, namely in the expansion of the prospects of online learning. The prospect for further research lies in a more detailed examination of trends in the development of higher education in China and their impact on various fields of life.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КНР В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 378

Новые тенденции развития высшего образования КНР в условиях пандемии COVID-19

New trends in the development of higher education in China in the context of the COVID-19 pandemic

Дэн Тао, Казанский (Приволжский) федеральный университет, ruslandengtao@gmail.com Deng Tao, Kazan (Volga Region) Federal University, ruslandengtao@gmail.com DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.021

Ключевые слова: система учебных программ, стили обучения, роль преподавателя, система оценки качества преподавания, КНР.

Keywords: curriculum system, learning styles, the role of the teacher, the system for evaluating the quality of teaching, China.

Аннотация. В статье раскрываются направления развития высшего образования в КНР, его цели и задачи. Новые изменения в высшем образовании в рамках пандемии коронавируса анализируются с точки зрения перестройки учебных программ, стилей обучения, роли преподавателей и системы оценки качества преподавания. Оригинальность научного исследования заключается в комплексном анализе влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на высшее образование Китая. В результате показано, что онлайн образование будет продолжать вносить изменения в традиционное образование Китая. COVID-19 вынудил учебные заведения перейти на дистанционное обучение, расширив возможности онлайн-формата, что может иметь длительные последствия для всей системы высшего образования. Исследование данной проблемы может помочь в оценке эффективности порядка предоставления образовательных услуг в формате онлайн, выявить проблемы и предложить решения для улучшения качества высшего образования. Цель исследования: на основе анализа влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на высшее образование в Китае раскрыть основные тенденции развития высшего образования в условиях пандемии. В исследовании обращено внимание на влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на изменение подходов к реализации высшего образования. В ходе исследования было выявлено, что снижение темпов экономического роста, вызванное пандемией, привело к изменению системы занятости повсеместно и росту спроса на высшее образование. В статье представлены и описаны основные направления реформирования высшего образования в КНР в период пандемии. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что на основе анализа влияния новой коронавирусной инфекции COVID-19 объясняются новые возможные тенденции развития высшего образования Китая. Полученные результаты могут быть применены в процессе модернизации образования в российских вузах, изменении подходов к построению образовательного процесса, а именно в расширении перспектив онлайн-обучения. Перспектива дальнейшего исследования связана с более глубоким рассмотрением тенденций развития высшего образования в Китае и их влияния на различные сферы.

Abstract. The article reveals the directions of higher education development in the PRC, its goals and objectives. New changes in higher education in the framework of the coronavirus pandemic are analyzed in terms of the curriculum restructuring, teaching styles, the role of teachers and the teaching quality assessment system. The originality of the research study lies in the comprehensive analysis of the impact of the new coronavirus pandemic infection COVID-19 on higher education in China. As a result, it is shown that online education will continue to make changes in traditional education in China. COVID-19 has forced educational institutions to switch to distance learning, expanding the possibilities of the online format, which may have lasting consequences for the entire system of higher education. A study of this problem can help in evaluating the effectiveness of the online education delivery order, identifying problems and proposing solutions to improve the quality of higher education. The aim of the study: based on the analysis of the impact ofpandemic new coronavirus infection COVID-19 on higher education in China to reveal the main trends in the development of higher education under the pandemic. The study is focused on the impact of the new coronavirus infection COVID-19 on changing approaches to the study of higher education. The article presents and describes the retrospective of development and reveals the main directions of higher education reform in China.

Theoretical importance of the paper is based on the analysis of the impact of the new coronavirus infection COVID-19 and new possible trends in the development of higher education in China. The results obtained can be applied in the implementation of modernization of other higher education institutions, changes in approaches to the construction of the educational process, namely in the expansion of the prospects of online learning. The prospect for further research lies in a more detailed examination of trends in the development of higher education in China and their impact on various fields of life.

Введение. С 2020 года пандемия охватила весь мир, распространяясь быстрее и шире, чем кто-либо мог себе представить. Пандемия привела не только к росту спроса на высшее образование, но и к промышленной модернизации смежных отраслей. Это также вызвало изменения в подходах к изучению высшего образования. Высшее образование в стране тесно связано с ее промышленной и экономической структурой и ее положением в глобальной экономической цепи. Уровень экономики влияет на общий спрос на высшее образование, масштаб развития, источники финансирования и структуру дисциплин и специальностей, как с точки зрения внутренних, так и внешних характеристик. Таким образом, влияние пандемии СОУГО-19 на высшее образование является как прямым, так и косвенным, как с точки зрения экономического роста, так и с точки зрения структуры промышленности.

В 2020 году годовой ВВП Китая составил 2,3%, темпы роста снизились на 3,8%. В результате новой коронавирусной инфекции темпы экономического роста в стране снизились, а безработица и число людей, живущих в бедности, возросли. По данным Национального бюро статистики Китая, уровень безработицы в городах страны составляет 5,1%. Это означает, что на каждые 100 занятых приходится более 5 безработных, что делает ситуацию с рабочей занятостью очень серьезной [1]. Исследование, проведенное в 2008 году Джоном Дугласом, показало, что, когда рецессия приближается к депрессии, спрос на высшее образование возрастает [2, с.1-21]. Он утверждает, что такая же картина применима и к рецессии, вызванной этой пандемией. Это объясняется тем, что высшее образование является высокоэффективным средством повышения квалификации

безработных, а также тем, что большинство людей предпочтут доступное и недорогое высшее образование оплате расходов по безработице, чтобы избежать рисков оптимизации рабочих мест и безработицы, связанных с реструктуризацией отраслей в условиях пандемии. Это более эффективное вложение ресурсов. Из этого видно, что снижение темпов экономического роста, вызванное пандемией, привело к изменению структуры занятости

повсеместно и росту спроса на высшее образование и обучение.

Цель данной статьи - на основе анализа влияния пандемии новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 на высшее образование в Китае раскрыть основные тенденции развития высшего образования в условиях пандемии.

Материалы и методы исследования. Исследование основано на анализе Национального отчета о качестве преподавания в университетах общего профиля по направлениям высшего образования Китая, а также на обзоре работ зарубежных исследователей,

занимающихся исследованиями в сфере вызовов с начала пандемии, вопросами развития и понимания сути и направления высшего образования, как реформа высшего образования должна в первую очередь обогатить и углубить содержание идеологического образования и поднять восприятие учениками научного духа.

Результаты исследования. Во время пандемии традиционная модель образования в Китае была ограничена временем и пространством, что затрудняло достижение целей обучения. На некоторое время онлайн пространство стало местом, где встречались преподаватели и студенты всех университетов. Интернет использовался для достижения целей обучения, составления учебных планов и выполнения учебных задач. Во время пандемии использование Интернета значительно расширило сферу охвата высшего образования.

21 апреля 2021 года Ву Янь, генеральный директор Департамента высшего образования Министерства образования Китая, в своем выступлении заявил, что к 2021 году все колледжи и университеты Китая будут преподавать онлайн. 1,1 миллиона преподавателей будут предлагать 17 миллионов курсов онлайн, и в общей сложности 3,5 миллиарда посещений онлайн курсов [3].

Аудитория обучающихся «Интернет + образование» может охватывать несколько возрастных уровней, и их зависимость от интернет-продуктов будет расти по мере того, как они будут становиться более образованными. Жизненный цикл потребления этой модели образования очень длителен, а экономический рост, который она приносит, стабилен и устойчив. В то же время, «Интернет + образование» будет

способствовать модернизации смежных отраслей, таких как строительство учебных городов, строительство городских учебных сетей, создание сценариев применения онлайн-образования, создание диверсифицированных учебных курсов и т.д. От построения сетей и предметных систем до создания адаптивных учебных пространств с ситуационной осведомленностью, в результате модернизации индустрии образовательных услуг в Интернете появятся новые точки экономического роста.

Изменение режима преподавания с аудиторного на онлайн обучение

Пандемия новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 привела к появлению модели «Интернет + образование» и внесла изменения в порядок предоставления образовательных услуг. Министерство образования Китая выступило за проект «прекращения аудиторного обучения», и почти все занятия стали переходить из офлайн формата в онлайн. Опираясь на Интернет, преподаватели оцифровали свои

преподавательские услуги, программные приложения, учебные программы, организацию занятий в классе и обратную связь после занятий. При этом преподаватели и студенты своевременно общаются и взаимодействуют друг с другом, что позволяет создать новую модель совместного использования и построения образовательных услуг. Онлайн обучение делает обучение студентов более избирательным и гибким, с более легким доступом к учебной информации и большей свободой выбора того, что изучать. Студентам необходимо анализировать и обрабатывать большие объемы информации, что станет основным элементом в развитии способностей студентов к обучению. Режим онлайн обучения облегчает управление учебным процессом в университетах, которые больше полагаются на программное обеспечение для онлайн обучения и большие данные. Благодаря анализу больших данных менеджеры могут извлекать данные в любое время и всесторонне и точно оценивать ситуацию с преподаванием, переходя от прежнего эмпирического принятия решений к принятию решений на основе данных и повышая научность принятия решений [4, с.1].

Конечно, у онлайн обучения есть некоторые недостатки, например преподаватели, не могут эффективно контролировать студентов во время учебного процесса, они не могут отслеживать статус обучения студентов и получать обратную связь от студентов в режиме реального времени, что в определенной степени снижает качество преподавания и эффект обучения. В период

эпидемии преподавателя должны разумно интегрировать ресурсы, хорошо работать над преподаванием, эффективно отбирать и интегрировать такие учебные ресурсы, как наставление и онлайн упражнения. В то же время преподаватели должны перейти от роли ведущего к роли направляющего, чтобы повысить мотивацию и энтузиазм учащихся к обучению. Кроме того, университеты должны регулярно организовывать семинары для преподавателей, чтобы они могли изучать методы онлайн-преподавания, делиться педагогическими навыками и постоянно повышать качество преподавания.

Основные направления реформирования высшего образования в КНР в условиях пандемии

Изменения в высшем образовании, вызванные пандемией новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, могут быть революционными, включая радикальные изменения характера высшего образования, его культуры, его роли в обществе и экономике, а также бизнес-модели университетов. Поэтому реформа высшего образования должна следовать сущности и направлению высшего образования, его целям и задачам, постигать теоретическую основу и направление в реформе для достижения научной реформы. Рассмотрим далее основные направления этих реформ.

1. Укрепление морали науки и образования, понимание тенденций и направлений высшего образования

Хорошее идеологическое образование считается в Китае достаточным условием для понимания сути и направления высшего образования, и реформа высшего образования должна в первую очередь обогатить и углубить содержание идеологического образования. Преподаватели должны не только воспитывать патриотизм и социальную ответственность во время пандемии, но и подчеркивать дух «научной профилактики и контроля», воспитывать у учащихся усердие в учении. Воспитанием научного духа часто пренебрегают в повседневном идеологическом воспитании студентов университетов. Наука и техника сыграли важную роль в испытании пандемией. В борьбе с СОУГО-19, как профессиональные медицинские учреждения и профессиональное руководство медицинского персонала, так и научные исследовательские центры и научная поддержка ученых Китая продемонстрировали важность научного духа. Поэтому сегодня становится очевидным, что университеты должны усилить воспитание научного духа, чтобы студенты колледжей и университетов

уважали науку, верили в науку и могли познавать её. С одной стороны, это требует усиления пропаганды и совершенствование воспитания научного духа, ориентации студентов университета на формирование

профессионализма в первую очередь в аудитории, на повышение уровня научных знаний, развитие научного мышления и использование научных знаний для анализа и решения проблем.

С другой стороны, необходимо культивировать критический и инновационный дух студентов университетов, рассматривать проблемы с критической точки зрения, не верить авторитетам, уметь отличать правду от лжи, проводить научные исследования на основе научных знаний, в полной мере проявлять дух инноваций, вдохновлять их учиться у ученых и медицинских работников, которые на передовой борьбы с эпидемиями, и твердо верить в науку и технологии для страны [5, с.169-173].

2. Уточнение цели и задач высшего образования

Цель высшего образования Китая характеризуется стремлением к воплощению духовных ценностей. Бывший президент Дублинского миссионерского университета, создатель оригинальной модели «либерального университета» Дж. Г. Ньюман отмечал, что знания, преподаваемые в университете, должны быть не приобретением конкретных фактов или развитием практических навыков, а тренировкой состояния разума. В университете преподаются даже сугубо практические дисциплины. Человеческая рациональность, которую она выражает в своем глубочайшем смысле, делает ее в равной степени способной выйти за пределы своей практической ценности и таким образом стать «чистой наукой образования» [6, с.428]. По мнению китайских исследователей, истинным достижением университета должно стать предоставление студенту возможности посвятить хотя бы один полноценный период своей жизни чистому изучению науки без какой-либо цели, что приведет к его личному и фундаментальному моральному и духовному возвышению и совершенствованию [7].

Трансцендентальный характер высшего образования относится к практическому динамизму человека по отношению к природе и обществу [8, с.21]. Функция высшего образования заключается в передаче научных и культурных знаний, но цель и задача этой передачи не в том, чтобы воспроизвести в новом поколении все, что известно и доступно, и сделать их пригодными. Фундаментальной задачей высшего образования является подготовка людей, способных

преобразовывать и развивать существующий мир, общество и самих себя путем инноваций и практической деятельности на основе имеющихся у них знаний. Целью либерального образования является создание ответственных и свободных людей. Оно требует, во-первых, способности смотреть на себя со стороны, мыслить свободно и ответственно, и, во-вторых, преодолевать региональные предрассудки и узость мышления и понимать более универсальные смыслы и истины. Глобальная человеческая цивилизация едина, и именно эта мудрость движет историей с древнейших времен до наших дней, когда и в Китае, и на Западе укрепилась эта идея. В испытаниях пандемии студентам предстоит вырасти в зрелых личностей, способных мыслить самостоятельно.

3. Расширение возможностей высшего образования за счет использования преимуществ новъа средств массовой информации

Во время пандемии онлайн обучение, онлайн экзамены и онлайн защита диссертации стали новыми формами обучения в Китае. Путь к высшему образованию был расширен. Преимущества новых медиа в плане распространения информации и обмена ресурсами создали более широкую платформу для высшего образования. Новые медиа стали еще одним путем для получения высшего образования. Они стали онлайн-каналом для преподавания научных знаний и распространения научной культуры, что является важным аспектом будущей реформы высшего образования.

В работах китайских исследователей отмечается, что реформа высшего образования должна использовать преимущества новых медиа в плане большого количества информации, быстрого распространения информации широкой аудитории и большей гибкости, чтобы сделать его передовой позицией для изучения студентами [9]. Эта реформа предполагает использование каналов новых медиа для расширения путей и способов высшего образования, сохраняя традиционные преимущества автономного обучения и отражая новые характеристики сетевого обучения. Важно использовать своевременность и удобство новых медиа для повышения эффективности преподавания в высших учебных заведениях. Преподаватели могут не только передавать студентам учебный материал в виде текста, но и обмениваться фотографиями и видео, а также последней информацией в Интернете для усиления эффекта обучения. Важно использовать многосторонний и равноправный характер общения в новых медиа

для повышения доверия между преподавателями и студентами, тем самым сближая преподавателей и студентов. Это повысит эффективность обучения.

Новые тенденции развития высшей школы Китая во время и после пандемии

1. Перестройка учебных программ высшего образования

Во время пандемии университеты по всему миру открыли ресурсы своих учебных программ, так что студенты могут выбрать любой курс в соответствии со своими личными потребностями или предпочтениям. Этот выбор не ограничивается даже одним университетом, но курсы многих университетов открыты для общественности, и автономия выбора для студентов увеличивается. Поэтому учебный план высших учебных заведений также должен быть скорректирован и оптимизирован в соответствии с изменениями во внешней среде, чтобы студенты могли выбрать подходящий для себя курс в соответствии со своими индивидуальными потребностями развития, и таким образом добиться улучшения своих способностей. Успешный опыт применения модульной модели инженерного образования в Университете Твенте в Нидерландах заслуживает изучения. Этот университет провел масштабную

систематическую реформу внутри университета, построил модульную систему учебных планов, основанную на теме инженерных проектов, и усилил взаимообогащение между гуманитарными и естественными науками, гуманитарными и инженерно-научными дисциплинами [10, с.3-16]. Преподавание направлено на решение практических инженерных задач, поэтому необходимо построить систематическую систему преподавания практики инженерных проектов, в которой студентам предоставляются

возможности систематического инженерного обучения для повышения их практических способностей. В то же время, в соответствии со степенью сложности практических инженерных задач, обучение студентов делится на различные этапы, и соответствующие учебные задания подбираются в соответствии с требованиями к компетенции каждого этапа, чтобы реализовать органичное сочетание теоретического обучения и инженерной практики.

2. Утверждение новых концепций обучения в высшем образовании

(1) Концепция самообучения изменяет систему образования. Пандемия новой коронавирусной инфекции СОУГО-19 сделала онлайн-образование широкодоступным, и многие университеты Китая бесплатно открыли ресурсы

своих курсов, чтобы студенты могли учиться самостоятельно. На самом деле, идея «самообразования» существовала еще до пандемии. Более 11 000 человек в возрасте 16-70 лет из 19 стран приняли участие в онлайн-опросе Global Learner Survey [11]. Исследование показало, что на вопрос, какой метод обучения они предпочитают для повышения своей квалификации, около 80% респондентов в Китае, США, Австралии и Европе выбрали профессиональные краткосрочные курсы или онлайн-обучение. Анализ глобального опроса учащихся показывает, что цифровое и виртуальное обучение станет новой нормой в ближайшие 10 лет. В результате смешанные, комбинированные, диверсифицированные и персонализированные модели обучения станут выбором все большего числа людей, и все больше высших учебных заведений создают цифровые учебные платформы, пересматривают курсы с точки зрения студента, развивают навыки преподавания информационных технологий у преподавателей и менеджеров по обучению, уделяют больше внимания удовлетворенности студентов курсами и способу оценки результатов обучения. Студенты могут учиться и добиваться успеха.

(2) Новая коронавирусная инфекция привела к социальной трансформации, а применение искусственного интеллекта не только представляет собой технологический прогресс -оно также способствует изменению концепции обучения. В эпоху искусственного интеллекта образовательные ресурсы являются вездесущими, пожизненными и непрерывными, и в этой среде цель, содержание и форма обучения существенно изменились.

При традиционной системе образования учащимся часто не хватает инициативы и мотивации к обучению, а мотивация некоторых учащихся носит утилитарный характер. По мере того, как люди становятся старше и меняются их социальные роли, их самосознание в процессе обучения постепенно возрастает, и они постепенно проявляют больше инициативы, применяя подход к решению проблем.

Развитие технологий искусственного интеллекта в различных областях привело к изменению содержания обучения и большему разнообразию вариантов получения знаний. Больше внимания уделяется пересечению знаний между различными дисциплинами, интеграции знаний и практики, а также интеграции общих навыков с профессиональной глубиной. Таким образом, люди могут реагировать на социальное

развитие и реализовывать свои ценности в быстро меняющейся экономике знаний.

В эпоху искусственного интеллекта форма обучения меняется от независимого преподавания к многостороннему сотрудничеству, от унаследованного мастерства к исследованию и инновациям. Многостороннее сотрудничество включает в себя сотрудничество человека и компьютера, сотрудничество преподавателя и студента, сотрудничество в учебном пространстве и так далее. Новые технологии не изменили природу обучения, но они дали ученикам больше выбора и свободы в том, как они учатся, а преподаватели стали в большей степени эмоциональной поддержкой, тренером и строителем видения. Новые способы обучения также предъявляют повышенные требования к учащимся, не только в плане приобретения и наследования базовых знаний, но и в плане переживания, открытия и преобразования базовых знаний в духе открытий для решения практических проблем.

(3) Цифровое обучение становится в КНР новой нормой. Принято считать, что информационные технологии станут частью образования, что они предоставят студентам гибкие возможности обучения, что они позволят преодолеть финансовые ограничения, связанные с пандемией, и что они улучшат опыт обучения и продемонстрируют результаты обучения, которые рассматриваются как будущее образования [12]. Правительство и высшие учебные заведения должны обеспечить условия и поддержку для этой новой нормы. Во-первых, инновации в экологии образования. Правительство должно взять на себя инициативу в продвижении городской информатизации и обеспечить базовые условия для высших учебных заведений, чтобы построить новую систему подготовки талантов путем интеграции информатизации и преподавания образования. Высшие учебные заведения должны внедрять новые модели обучения информатизации, направлять и мотивировать преподавателей на преобразование традиционных методов обучения в методы обучения информатизации, а также активно строить систему контроля и оценки качества на основе больших данных. Во-вторых, нужно оптимизировать методы снабжения. Опираясь на информационные технологии, высшие учебные заведения должны неуклонно строить «умные кампусы» и новую экологию онлайн-ресурсов для курсов, одновременно улучшая систему подготовки преподавателей к преподаванию и углубляя реформу предложения услуг по развитию обучения студентов. В-

третьих, изменить способ управления. Основываясь на информационных технологиях, высшие учебные заведения должны создать системы управления бизнесом и системы принятия решений на основе данных, а также оптимизировать услуги по сбору данных. Университеты должны активно создавать интеллектуальную мантийную среду, систему управления университетом и эффективный «умный кампус». Преобразовать модель управления образованием и преподаванием.

3. Изменение роли преподавателей в высшем образовании

Роль преподавателя в высшем образовании должна быть переосмыслена, поскольку концепция преподавателя как носителя знаний, передающего мудрость студентам, больше не отвечает целям новой эры образования. По мере повышения гибкости и доступности обучения студентов роль преподавателя меняется с роли распространителя знаний на роль их соавтора, инструктора, проводника и оценщика. Во-первых, преподаватели используют информационные технологии для постановки учебных задач перед учащимися. Используя программы или платформы информационных технологий, цели обучения упрощаются и воплощаются в жизнь, а практическое решение проблем становится целью обучения. Во-вторых, необходимо научить студентов грамотно выбирать учебные ресурсы. Преподаватели должны использовать

информационные технологии для создания учебных платформ и помогать учащимся определять и выбирать ценные учебные ресурсы. Преподаватели должны использовать

информационные технологии для создания учебных платформ, помогать учащимся определять и выбирать ценные учебные ресурсы, а также проводить креативные методы обучения, чтобы стимулировать творческие способности студентов и дать им возможность индивидуализировать свое обучение [13, с.3-11]. Наконец, преподаватели должны использовать информационную платформу для обеспечения обратной связи и оценки обучения студентов. Преподаватели могут использовать

информационную платформу для более удобной оценки студентов, поскольку информационные технологии имеют преимущество замены традиционных процессов преподавания, таких как статистика посещаемости, анализ деятельности группы, анализ тестов и мониторинг обучения. Преподаватели могут отвлечься от обычного процесса преподавания и обучения и использовать новые информационные технологии для выявления когнитивных

характеристик студентов, особенностей обучения и учебных привычек, а также для их анализа в своих интересах. Благодаря этому анализу студенты могут получать обратную связь о том, как лучше учиться, и получать индивидуальные программы по стимулированию обучения, чтобы помочь им достичь целостного и индивидуального развития.

С интенсивным развитием модели обучения «Интернет + образование» в Китае становится ясно, что оценка качества, ориентированная на преподавателя, не может удовлетворить потребности будущих моделей обучения. Эта модель игнорирует не только перспективу студента, но и взаимосвязь факторов обеспечения качества. Новая модель оценки качества должна определять параметры качества с точки зрения ученика, прояснять сходства и различия между перспективами студента и преподавателя, также она должна быть разработана для повышения качества индивидуального обучения ученика.

Во-первых, цель оценивания смещается с акцента на приобретение знаний, на акцент развития компетенций студентов. Традиционные формы оценки сосредоточены на том, насколько учащиеся улучшили свои познавательные способности и усвоили знания, но этот подход рассматривает запас знаний и не отражает способность учащихся применять полученные знания для решения реальных проблем развития по мере изменения технологий и усложнения окружающей среды. Модель «Интернет + образование» — это смешанная модель обучения, поддерживаемая информационными

технологиями, которая позволяет преподавателям вести журнал онлайн-обучения своих студентов и использовать их учебную деятельность и поведение в Интернете в качестве важных показателей для оценки. Также очень важно включить элементы обучения в разработку курса, чтобы повысить эффективность обучения студентов. Анализ данных, предоставляемых учебной платформой, может обеспечить обратную связь об обучении студентов и позволить им постоянно совершенствовать свое учебное поведение и деятельность [14, с.108-113].

Во-вторых, перспектива оценки должна отражать характер обучения в течение всей студенческой жизни. Существующие перспективы оценки пренебрегают

устойчивостью обучения и его

вспомогательными характеристиками - они не отражают, как учащиеся должны применять свои знания и способности перед лицом изменений окружающей среды и будущих проблем. Концепция непрерывного образования делает

больший акцент на учебном опыте и процессе обучения, а приверженность ответственности, основанной на опыте, является более практичной, чем простое приобретение студентами знаний и сохранение их субъективности.

Наконец, оценка качества преподавания должна сместить акцент с развития познавательных способностей студентов на поощрение самостоятельных познавательных влияний и действий студентов. Одна из задач обеспечить обратную связь с учащимися по их самовосприятию и направленности, связав их обучение с обстоятельствами, с которыми они, вероятно, столкнутся в своей будущей жизни. Качественное оценивание, основанное на опыте студентов, освобождает учащихся от переживания возможностей того, кем они могли бы быть, а не от «рамок мира, предлагаемых оценщиком» [15, с.423-427].

Заключение. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 - серьезное испытание для Китая и всего мира. Что касается сектора высшего образования, то высшие учебные заведения должны не только выполнять свою обычную учебную работу во время пандемии, но и использовать кризис как мотивацию для поиска прорыва в преподавании и обучении в высших учебных заведениях, используя онлайн-обучение как возможность дальнейшего

совершенствования управления университетами, углубления реформы преподавания и внесения вклада в модернизацию образования в Китае.

На сегодняшний день исследования последствий COVID-19 в образовании являются актуальными и важными, поскольку коронавирус вынудил учебные заведения перейти на дистанционное обучение, расширив возможности онлайн-формата, что может иметь последствия для всей системы высшего образования в долгосрочной перспективе. Исследование данной проблемы может помочь в оценке эффективности порядка предоставления образовательных услуг в формате онлайн, выявить проблемы и предложить решения для улучшения качества высшего образования. Кроме того, они могут служить важным источником информации для проведения дальнейших реформ в области образования и помочь в планировании будущих учебных программ. Полученные результаты могут быть применены в модернизации образования в российских вузах, в изменении подходов к построению образовательного процесса, а именно в расширении перспектив онлайн-обучения. Проанализированный

позитивный опыт реформирования высшего образования в Китае может быть использован в

практике управления развитием российского высшего образования.

Теоретическая значимость работы заключается в систематизации основных направлений реформирования высшего образования в КНР в условиях пандемии, в теоретическом обосновании и выявлении тенденций развития высшей школы Китая во время и после пандемии.

Перспектива дальнейшего исследования связана с более глубоким рассмотрением тенденций развития высшего образования в Китае и их влияния на различные сферы деятельности. В частности, интерес вызывает изменение роли преподавателей в высшем образовании и возможное перестроение рынка труда и

занятости, а также трансформация системы педагогического образования в целом и переподготовки учителей. К тому же авторы заинтересованы в компаративном исследовании относительно новых концепций обучения и тенденций в высшем образовании ввиду повсеместных изменений в мире, связанных с пандемией: наблюдаются ли схожие черты или страны адаптируют результаты воздействия СОУГО-19 по-своему? И, наконец, заслуживает внимания перестройка учебных программ высшего образования: какова длительность данного процесса? Какой курс возьмет каждый университет и на что будет сделан основной акцент?

Литература:

1. ZEW^^^^^SW^^rt^. -2020. - URL: https://mp.weixirtgq.eom/S/ VDsL.3k4iStUAHNOZIFgUmQ. (2020^5^300^^)

2. ^mmm-mM^K. iM^T^W^

. - 2020. - № 5. - C. 1-21.

3. (2020^).

+ 2021^. https://baijiahao.baidu.eom/

s?id=1719515254434097274&wfr=spider&for=pe. (2021 ^12^ 17 0i^)

4. ^s. -rnmnm^^m^m. «^^0

m» . - 2014. - № 3. - C. 44-45.

5. mm.

Wl^g^. - 2020. - № 3. - C.

168-174.

6. Newman J.H. The Idea of a University. Edited by Martin J. Svaglic. San Francisco, Rinehart Press, 1960. P. 428.

7.

^Wa^'h. 2017. URL: https://jy.jxnu.edu.cn/ frontpage/jxnu/html/newsDetail.html?id=270. (2017^5^ 10 0i^)

8. "wrta^a^^ww^

fo a^fW Wli. - 1996. - № 5. - 21 с.

9.

^"В^Й^. - 2019. - URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1647536053772086202& wfr=spider&for=pc. (2019^10^ 16 0ЙЙ)

10. ШШШ, ^ffi. «2020 fw

fefMfW^. - 2020. - № 2. - C. 3-16.

11. Шйвт - 2022. -

URL: https://digi.china.com/digi/ 20220318/ 202203181032769.html. (2022^3И 180ЙЙ)

12. ШМ^ТС. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020. - URL: https://baijiahao.baidu.com/ s?id=1678899745647866330&wfr=spider&for=pc. (2020

^9Я 26 0Ш)

- 2020. - №

13. зй^.

й, Ш^'Щ.

4. - C. 3-11.

14. М^^Шйт^Ш ЙЙ^Ш. Ф S fettfW. - 2017. - № 4. - C. 108-113.

15. ^Ш^ЙШ^ЙШ

w^msm ^шт^^жда^тю. -

2020. - № 22. - C. 423-427.

References:

1. -

2020. - URL: https://mp.weixirtgq.eom/S/ VDsL.3k4iStUAHNOZIFgUmQ. (2020^5 И 30 0ЙЙ) 2.

жда^тшшш^. ««ш^^ж». (

. - 2020. - № 5. - С. 1-21.

3. (2020^) . 2021^. https://baijiahao.baidu.com/

s?id=1719515254434097274&wfr=spider&for=pc. (2021 ^12И 17 0Ш)

4. ^a. a^fwii^^wm «ЛШ0 Ж» . - 2014. - № 3. - C. 44-45.

5. mm.

Wl^g^. ^I^tWffift. - 2020. - № 3. - C. 168-174.

6. Newman J.H. The Idea of a University. Edited by Martin J. Svaglic. San Francisco, Rinehart Press, 1960. P. 428.

7.

^Wa^'h. 2017. URL: https://jy.jxnu.edu.cn/ frontpage/jxnu/html/newsDetail.html?id=270. (2017^5^ 10 0i^)

8. "wrta^a^^ww^

. a^fWWlit. - 1996. - № 5. - 21 с.

9. Ш-. "ЙЙ^ ^"В - 2019. - ШЬ: Ьйр8://Ьа1(1аЬао.Ьа1аи.сот/8?1а=1б4753б05377208б202& №£г=8р1аег&Вэг=рс. (2019^10^ 1б 0ЙЙ)

10. шш, т «2020 ш^тш^г ш^ш » ттш^: йм^тй^штайш®^

ЫШШМ^Щ.. - 2020. - № 2. - С. 3-16.

11. шшвт м^штшш^ - 2022. -

ШЬ: https://digi.china.com/digi/20220318/

202203181032769.html. (2022^3 И 18 ВЙЙ)

12. ШШ^ТС. ^ШМгШ^ША. -

2020. - ШЬ: https://baijiahao.baidu.com/ s?id=1678899745647866330&wfr=spider&for=pc. (2020

13. зй^. й^Ш^й^Ш^^Ш: йй

^ а^ш. тшшшш-и^ш. - 2020. - № 4. -

С. 3-11.

14. ш-^т^тщшмч

ЙЙ^Ш. ФШ - 2017. - № 4. - С. 108-113.

15. ^ШВ^^йТШ^а^Ш

2020. - № 22. - С. 423-427.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Дэн Тао (г. Казань, Россия), аспирант Института психологии и образования, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», е-mail: ruslandengtao@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.