Научная статья на тему 'Управление инновационным развитием территорий на основе формирования сети особых экономических зон регионального уровня'

Управление инновационным развитием территорий на основе формирования сети особых экономических зон регионального уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
202
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СЕТИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РЕЗИДЕНТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА / АУТСОРСИНГ / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миронов Е. И.

Обосновывается необходимость формирования сети особых экономических зон регионального уровня и формулируется концепция развития сетевых форм организации особых экономических зон регионального уровня как механизма инновационного развития территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Миронов Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационным развитием территорий на основе формирования сети особых экономических зон регионального уровня»

ЦФО и, во-вторых, к разработке самих нормативов налоговых льгот для потенциальных инвесторов при условии соблюдения их экономических интересов и интересов субъектов федерации

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.

2. Сычева И.В. Экономико-математическое моделирование производственных систем (корреляционно-регрессионный анализ) /

И.В. Сычева. Тула: ТПИ, 1985. 80 с.

I. Sychova, М. Mityaeva

Assessment of influence of investments for income tax budgets of CFD

A statistically the dependence of tax revenues of regional budgets of investment in real assets of subjects of Federation. A regression model of this dependence for the analysis and forecast revenue.

УДК 332.122:005.591.6

Е.И. Миронов, аспирант, 8-920-088-16-61, Mironovbl@mail.ru, (Россия, Орел, ОрелГТУ)

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Обосновывается необходимость формирования сети особых экономических зон регионального уровня и формулируется концепция развития сетевых форм организации особых экономических зон регионального уровня как механизма инновационного развития территорий.

Ключевые слова: особая экономическая зона, сетизация, инновационная экономика, резидент, инфраструктура, диверсификация, инвестиции, логистическая цепочка, аутсорсинг, трансферт технологий.

Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определены четыре основные типа территорий РФ, на которых может действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также

туризма и санаторно-курортной сферы [1]. Но заявительный принцип отбора соответствующих территорий как способ наименьшего экономического сопротивления процессу реализации основных задач ОЭЗ способен не только породить диспропорции в исторически сложившейся межрегиональной конкурентной среде, но и скрыть потенциал ряда регионов, перспективность которых обусловлена реализуемой ими моделью регионального развития.

С одной стороны, ОЭЗ практически подтвердили свою роль в реализации осмысленной промышленной политики на уровне субъекта федерации. С другой стороны, — объективные препятствия, возникающие при получении статуса ОЭЗ или статуса резидента ОЭЗ, приводят к существенному ограничению доступа потенциально перспективных производств к особым экономическим условиям с целью снижения затрат и повышения конкурентоспособности продукции на национальном и международных рынках. В результате происходит уменьшение возможных объемов иностранных и отечественных инвестиций в реальный сектор национальной экономики, обусловленное сокращением количества «точек их приложения».

Для большинства субъектов Российской Федерации получение такого стратегического ресурса на своей территории, как статус федеральной ОЭЗ является крайне труднодоступным. Но даже положительное решение данной задачи будет обременено рядом существенных ограничений, которые являются обязательным дополнением:

- специализация и ограниченность соответствующей территории;

- срок существования ОЭЗ, который никак не связан с цикличностью и динамикой размещенных на их территории производств;

- многомиллионные капитальные вложения резидентов, что существенно ограничивает в доступе подавляющему большинству субъектов малого и среднего предпринимательства. Целесообразно отметить, что развитие и поддержка последних является одной из основных задач проводимой государством социально-экономической политики в рамках утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. «Стратегии долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» [2];

- текущее разграничение ОЭЗ по четырем типам является достаточно жестким и не вполне эффективным, поскольку приводит к разрыву логистических цепочек в организации разнопрофильных производств и внедрении новых технологий.

В конкурентной борьбе субъектам РФ, не обладающим таким стратегическим ресурсом, как ОЭЗ, требуется сконцентрировать усилия и ресурсы на инновационном прорыве в противоположность догоняющему развитию и разработать «индивидуальный экономический маршрут». Одним из механизмов, способных реализовать такую трудную задачу, является соз-

дание особых экономических зон регионального уровня (ОЭЗ РУ) на территории субъектов РФ. Целесообразно отметить, что простое калькирование практики внедрения ОЭЗ РУ в Липецкой области (при отсутствии такого источника «финансового стимулирования бюджета как ОЭЗ федерального уровня) приведет лишь к усложнению порождаемых ими проблем: размывание финансовых ресурсов, сужение сферы регионального регулирования, слабая инфраструктура межзонного взаимодействия, конкурентные диспропорции на территории области.

Принципиально новым решением вышеуказанных проблем в процессе инновационного развития территорий должно стать их последовательное включение в процесс территориального размещения особых экономических зон регионального уровня, объединенных в сеть. Обеспечив функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, можно снизить их общий уровень издержек. Формирование механизмов взаимодействия ОЭЗ РУ усилит «эффект увлечения» для предприятий, находящихся на периферии ОЭЗ и ОЭЗ РУ, т. е. возможность получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансферт разработанных технологий. Этому, в частности, благоприятствуют присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для промышленности. Эти меры в перспективе станут импульсом для роста малых предприятий вокруг ведущей отрасли, но на смежных территориях, порождая тем самым эффект мультипликатора на внутреннем производственном рынке.

Учитывая вышеизложенное, правомерно сделать вывод, что регионы могут без существенных потерь самостоятельно создавать территории с особым экономическим статусом, минуя необходимость федерального конкурса. Но обязательным аспектом на прединвестиционном этапе создания региональных ОЭЗ должна стать разработка и обоснование стратегии экономического и социального развития области, доказывающая актуальность и востребованность такого механизма, как формирование инфраструктуры будущей территории новой экономики. Идея ОЭЗ РУ может быть одинаково полезна субъектам, на территории которых уже созданы ОЭЗ, поскольку позволяет решить проблему моноструктурности экономики региона, и фактически ее возникновение обусловлено повышением деловой активности в сфере, определяемой специализацией ОЭЗ, что неизбежно ведет к диспропорциям в конкурентной среде. Она же полезна субъектам, способным сконцентрировать свои ресурсы на развитии приоритетных направлений хозяйственной деятельности, что в перспективе позволит компенсировать недостаточную пространственную организацию и, как следствие, низкую бюджетную обеспеченность ряда муниципальных территорий. Создание параллельно с ОЭЗ взаимосвязанных «полюсов роста» с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-

управленческих ресурсов будет способствовать выравниванию территориальной асимметрии в социально-экономическом развитии областей. Реализация поставленных целей на всех уровнях должна сопровождаться продуктивной активностью с академической стороны в целях согласования различных направлений развития и достижения высокого научного уровня их подготовки, что позволит институтам выполнять востребованный социальный заказ. Идея слияния нескольких депрессивных районов области в рамках единого масштабного инфраструктурного проекта способна повысить совокупную инвестиционную привлекательность территорий, ведь численность населения часто является определяющей для инвестора. Усиление экономической интеграции административных единиц создает равные возможности прихода в регион крупного бизнеса и позволяет местным компаниям дорасти до уровня лидеров рынка. Приблизительные затраты на экономическую интеграцию со временем компенсируются сокращением издержек на структурах управления, а программы экономического развития, объединяющие районы, позволят муниципалитетам повысить качество оказываемых населению услуг, сформировать единый стандарт качества жизни.

Сетизация ОЭЗ РУ способна повысить результативность инновационного развития областей на основе наращивания мультипликативных эффектов от их взаимодействия. К особенностям сетизации ОЭЗ РУ можно отнести: самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования; повышение роли межрегионального сотрудничества в борьбе за иностранные капиталовложения; приоритетность специализации ОЭЗ РУ основывается на перспективных в регионе отраслях в соответствии с декларируемой в программах развития поддержкой; развитие экспортной ориентации производства за счет широкой сети позиционирования и продвижения продуктов и услуг (рисунок).

Интенсивное вовлечение субъектов малого предпринимательства и реализация социальных обязательств должны базироваться на основе формирования сети равноправных ОЭЗ РУ, создание каждой из которых будет опосредовано потребностями уже созданных. Это позволит в перспективе комплексно решать следующие задачи:

1. Муниципальные: повышение эффективности антикризисных мероприятий, создание дееспособных «стартовых площадок» посткризисного развития областей.

2. Региональные: снижение диспропорций конкурентной среды и территориальной асимметрии в социально-экономическом развитии областей, плавная интеграция в национальные коммуникационные, финансовые, торговые и другие сети, повышение эффективности межрегионального сотрудничества.

3. Национальные: повышение эффективности пространственного

распределения федеральных ОЭЗ, ускорение темпов диверсификации на-

циональной экономики, сглаживание перехода от импорто-замещающего к экспортно-ориентированному массовому производству.

і \

ОЭЗ I <«>111 нма-іі.іиїн ИН* фристр\КП’ра, снижение административных барьеров, прелч-гамеиж; льготных \слон»ій \и иіЛст>ниііияі

7

і

ОЭЗ 2 ічші нма.іі.іілн их* фршлр^ктура, снижение алмнннстрэггивных барьеров, иреднегамение льготных \словиЙ \очнВетві>вания)

У \

033 3 ПИП HAUI.ll.MilH ИН* фрнстр\кг\рМ| снижение административных барьеров, іірсднспімсчіие льготшх

чсловиЙ \очнЙсг№ваішя;і

Резидент

І

о

Резидент

2

о

Резидент

З

Резидент

]

ГТ

2

І

Резидент

2

Резидент

І

Резидент 1 О Резидент 2 о Резидент 1 ■4- -> Резидент 1 О Резидент 2

ОТЭ РУ 1 О ОЭЗ РУ 1 о оэзру : ■4- -> ОЭЗ РУ 1 О ОЭЗ РУ .5

ГТ

Резидент І

ОЭЗ РУ 4

І

ОЭЗ РУ 1 І ра ні ит не ОЭЗ РУ 2 (развит ОЭЗ РУ 3 (раштис ОЭЗ РУ 4 (раївтне

герригорни, снижение ТеррШОрИИ. снижение -4- терри I ори и. С ниже Ні к; 4 территории, снижение

ЛДМИНИСфЯТИ1Я1Ы\ «дм инжлрепнвнмх «дм ні інспра пошых а лмиї шетратнр н ых

барЬСрОІІ, барьеров. ЬіфЬСрОВ. барьеров.

прс.тостаатенис нрсдостаакнис ирелосганіснис предосптісннс

ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЙ ЛЬГОТНЫХ \СЛОВИЙ ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЙ льготных \С-ЮННП

хотяйстповпния) хотяйстования) хотяйсгеоваюя) хоіяйствсганкя)

сделки по рыночным ценам

гран®>ер1 разработанных технологий, лизинг, взаимозачет как предприятий различных регионов, так и региональЛх администраций меж. ду собой: взаимозачеты арендных платежей; механизмы долевого владения объектами инфраструктуры несколькими регионами России и пр

-► - сделки по трансфертным ценам

Инновационное развитие территорий на основе формирования сети особых экономических зон регионального уровня

Создания сети ОЭЗ РУ как метода воздействия на экономику региона и смежных территорий должно сопровождаться работой по типологизации субъектов РФ и их территорий. При этом следует отказаться от тотального ранжирования областей как по количественным, так и качественным признакам. В основу классификации надо положить проблемный принцип группировки субъектов РФ, районов и муниципалитетов. Целесообразно отметить, что первый этап не потребует масштабной и дорогостоящей перестройки существующих тенденций, поскольку он уже фактически запущен и будет реализован 1 января 2010 г., когда вступит в силу 3 глава Градостроительного кодекса. К этому моменту на всей территории Российской Федерации должны быть: определены и согласованы отраслевые и региональные приоритеты, разработаны схемы территориального планирования/генеральные планы развития, пересмотрены принципы формирования государственных инвестиционных программ.

В целях повышения инвестиционной привлекательности каждого звена сети ОЭЗ РУ рекомендуется сохранить не только сходство в названии, но и ряд превентивных мер, в том числе снижение налоговой нагрузки, процентной ставки за аренду земельных участков, адресную субсиди-

арную поддержку, а также начать формирование инфраструктуры новых территорий. Областные бюджеты компенсируют дополнительные расходы от предоставления преференций потенциальным резидентам ОЭЗ РУ, поскольку последние в свою очередь помогают снять социальную напряженность в регионе, способствуют развитию промышленного производства на качественно новом уровне. Эта мера должна носить временный характер. Она дает возможность увеличить производительность, уйти из тех направлений, в которых они не могли быть конкурентоспособными, и повысить свой потенциал в других.

Наиболее актуальной является проблема финансирования нового механизма территориального развития. Здесь есть два варианта развития: во-первых, оперативная реструктуризация бюджетных расходов и администрирования с целью реализации адресного субсидирования инновационной инфраструктуры. Во-вторых, вовлечение других регионов во взаимовыгодное сотрудничество, тем самым распределив права и ответственность. Целесообразно отметь, что данное направление сопряжено с масштабной работой по его организации и может в итоге привести к созданию ОЭЗ межрегионального делового сотрудничества (ОЭЗ МДС). Новыми механизмами взаимодействия делового и научного сообщества в экономическом обеспечении (гарантировании) развития межрегиональных связей может стать комплексное использование бюджетных средств регионов [4]. Для этого в принимаемые бюджеты закладываются нормы, позволяющие использовать часть их средств в качестве фонда, гарантирующего выполнение регионами своих обязательств. В регионах имеется значительное число объектов незавершенного строительства. Они могут стать предметом межрегиональных соглашений. Целесообразно использовать процедуры лизинга и взаимозачетов как предприятий различных регионов, так и региональных администраций между собой. Механизм долевого владения объектами инфраструктуры несколькими регионами РФ, в частности, позволит регламентировать процедуру совместного использования имущественного комплекса нескольким субъектами РФ, разграничить их права и ответственность при создании качественной инфраструктуры, позволяющей повысить активность крупных инвесторов. В итоге ОЭЗ МДС либо разрастается в больший промышленный район, либо переключется на новые отрасли и производства, либо изменяет свой институциональный статус. Одно из основных конкурентных преимуществ сети ОЭЗ РУ перед ОЭЗ — гибкость в развитии, т. е. способность сменить специализацию в целях повышения компетентности данного звена в сети.

Каждое звено в сети должно рассчитывать на собственные ресурсы. В первую очередь на налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ, которые возможны только при условии наличия на их территории дееспособных налогоплательщиков, прирост которых могут обеспечить ОЭЗ РУ. Правомерно утверждать, что часть регионов не сможет выйти на само-

финансирование проектов ОЭЗ РУ. Они должны определить долю собственных средств, спрогнозировать, каким образом этот показатель будет изменяться в ближайшие годы и активизировать деятельность по позиционированию актуальности инфраструктурных проектов на межрегиональной и международной арене, сохранив тем самым проверенный ОЭЗ принцип долевого участия. Борьба за инвестиции в фокусе новой сетевой концепции должна модернизироваться в мегапроект по распределению иностранных инвестиций на территорий РФ в зависимости от компетентности узлов в сети. Государство может инвестировать регионы не только путем прямых бюджетных инъекций через федерально-отраслевые или федерально-региональные программы. Перемещение импорта товаров с территории ОЭЗ РУ на остальную территорию государства или на территорию другой ОЭЗ РУ может рассматриваться как адресное субсидирование участников ОЭЗ РУ.

Следовательно, сущность формирования сети ОЭЗ РУ заключается во взаимосвязанном управлении региональным развитием для достижения общенациональных целей. В самом общем виде главная цель — изменение сложившихся пропорций и тенденций в распределении результатов социально-экономической деятельности, благосостояния и ресурсов, т. е. сведение к минимуму неравенств, имеющихся между регионами. Однако применительно к условиям России — это создание условий для вхождения регионов, предприятий и граждан в национальный и мировой рынок, раскрытие и развитие их деловых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики, наращивание имеющихся конкурентных преимуществ.

До широкого распространения сетевых форм взаимодействия между резидентами ОЭЗ РУ задачей регулирования является ускорение естественно протекающих процессов без смены их направлений и реализация тем самым идеи «адаптеров». Согласно которым стимулирование экономического роста эффективно лишь тогда, когда оно соответствует общим тенденциям развития и размещения предприятий, определяемым интересами частных компаний. А это происходит тогда, когда в неразвитых индустриальных районах имеются или возникают предпосылки для развития промышленности, которые лишь подкрепляются соответствующей целенаправленной политикой государства [3]. Учитывая вышеизложенное, целесообразно использовать механизм компетентностного финансирования, т. е. концентрации ограниченных финансовых ресурсов на стратегически важных узлах сети ОЭЗ РУ, необходимость развития которых обусловлена потребностями уже существующих.

Целесообразно отметить, что на современном этапе инновационного развития территорий федеральным законом предусмотрены только функциональные цели создания ОЭЗ на территории РФ. Правомерно утверждать, что масштабное распространение практики внедрения ОЭЗ РУ со-

гласно предлагаемой концепции позволит сформулировать и законодательно закрепить на федеральном уровне стратегическую цель для ОЭЗ — комплексное повышение конкурентоспособности и диверсификация национальной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ [в ред. федеральных законов от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ, от 30.10.2007 г. № 240-ФЗ, от 23.07.2008 г. № 160-ФЗ].

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [ред. от 08.08.2009 г.].

3. Грандберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Грандберг. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 495 с.

4. Ростанец В. Межрегиональные экономические связи: приоритеты и механизмы стимулирования / В. Ростанец, А. Топилин // Экономист. 2005. № 6. С. 43-49.

5. Татаркин А.И. Формирование инновационных территорий в контексте проблем технологической модернизации экономики / А.И. Татаркин, А.Ф. Суховей // Инновации. 2005. № 7. Режим доступа: http://www.mag.innov.ru.

E.I. Mironov

Management of innovative development territories on the basis of formation the network of the special economic zones of regional level

It is formed necessity of the uniform network of the special economic zones of regional level and it is formed concept of development of net forms organisation of the special economic zones, as mechanism of innovative development of territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.