Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент управления инновациионно-индустриальным развитием экономики региона'

Особые экономические зоны как инструмент управления инновациионно-индустриальным развитием экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1649
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
региональная экономика / особые экономические зоны / государственное регулирование экономики / инновации / промышленность / экономическая политика / государственная поддержка / инновационно-индустриальное развитие / regional economy / special economic zones / state regulation of economy / innovations / industry / economic policy / state support / innovation and industrial development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Владислав Русланович

В статье выделены основные проблемы функционирования особых экономических зон в России, проведена оценка их влияния на инновационное развитие промышленности регионов, а также на формирование уровня инвестиционной привлекательности. Комплексно рассмотрена роль особых экономических зон как площадки для привлечения иностранных инвестиций для целей сбалансированного регионального социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A MANAGEMENT INSTRUMENT OF INNOVATION AND INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE REGION'S ECONOMY

The article highlights the main problems of functioning of special economic zones in Russia, assesses their impact on the innovative development of industry in the regions, as well as on the formation of the level of investment attractiveness. The role of special economic zones as a platform for attracting foreign investments for the purposes of balanced regional socio-economic development is comprehensively considered.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент управления инновациионно-индустриальным развитием экономики региона»



аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, №75, 2012. - с. 716-731.

8. Халяпин, А.А. Направления повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности предпринимательских структур АПК Краснодарского края / А.А. Халяпин // Вестник казанского государственного аграрного университета. - Издательство: Казанский государственный аграрный университет (Казань), №4(30), 2013. - с. 43-49.

9. Халяпин, А.А. Модернизация аграрного сектора экономики в современных условиях / А.А. Халяпин // Международный сельскохозяйственный журнал. - Издательство: Редакция «Международного сельскохозяйственного журнала» (Москва), №4, 2012, - с. 7-9.

10. Халяпин, А.А. Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики / А.А. Халяпин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, №79, 2012. - с. 512-528.

11. Халяпин, А.А. Инструменты государственного экономического регулирования аграрного сектора экономики (по материалам Краснодарского края): Диссертация канд. эк. наук. - Краснодар: КубГАУ, 2010. - с. 181.

12. Халяпин, А.А. Мониторинг социально-экономического развития региона / А.А. Халяпин, Р.В. Еремин // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2011. - №4. - с. 35-39.

Попов Владислав Русланович

аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

Московский университет имени С.Ю. Витте,

г. Москва, Россия

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИИОННО-ИНДУСТРИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Popov Vladislav Ruslanovich

post-graduate student of the Department of Urban Economics and Services

Moscow Witte University, Moscow, Russia

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS A MANAGEMENT INSTRUMENT OF INNOVATION AND INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF THE REGION'S ECONOMY

Аннотация

В статье выделены основные проблемы функционирования особых экономических зон в России, проведена оценка их влияния на инновационное развитие промышленности регионов, а также на формирование уровня инвестиционной привлекательности. Комплексно рассмотрена роль особых экономических зон как площадки для привлечения иностранных инвестиций для целей сбалансированного регионального социально-экономического развития.

Abstract

The article highlights the main problems of functioning of special economic zones in Russia, assesses their impact on the innovative development of industry in the regions, as well as on the formation of the level of investment attractiveness. The role of special economic zones as a platform for attracting foreign investments for the purposes of balanced regional socio-economic development is comprehensively considered.

Ключевые слова: региональная экономика, особые экономические зоны, государственное регулирование экономики, инновации, промышленность, экономическая политика, государственная поддержка, инновационно-индустриальное развитие

Key words: regional economy, special economic zones, state regulation of economy, innovations, industry, economic policy, state support, innovation and industrial development

Современные проблемы развития особых экономических зон России. Настоящая форма экономического роста в Российской Федерации, не может ответить новым вызовам, как внешним, так и факторам внутри страны и требует новых подходов к стимуляции экономической стабильности государства. Политика развития, которую проводила РФ в последние годы, не оправдалась, начиная с 2008 г. экономический рост стабильно уменьшался, а с 2015 по 2018 г. ко всему этому еще и добавились чрезвычайно сложные внешние факторы. Среди механизмов, которые активно воздействуют на рост

экономики в долгосрочном периоде, выделяются те, которые помимо стимуляции инвестиций, занимаются созданием благоприятных условий для развития бизнес моделей, кадров и т.д. [30].

Одним из механизмов стимулирования экономического роста в регионах является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ). Началом существования ОЭЗ можно считать 2005 г., когда был принят Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Однако по истечении практически десятилетнего пе-

50_

риода данный механизм не оправдал ожиданий относительно его эффективности. Счетной палатой при анализе деятельности ОЭЗ были сделаны выводы, что условно-эффективной можно признать деятельность лишь нескольких из них.

На мой взгляд, наиболее адекватный прогноз развития ОЭЗ приведен в работе: «Идея создания свободных экономических зон заимствована Россией у Китая. Но, в отличие от нас, китайцы отнеслись к этой реформе как к эксперименту и на протяжении какого-то времени опробовали ее на небольших территориях. Создание таких зон, по крайней мере на первом этапе, отнюдь не стало локомотивом экономического роста. Однако в России подобную реформу рассматривают как прорыв, возлагая на нее, на мой взгляд, чересчур много».

Развитие китайских особых экономических зон подробно рассматривается в работе. В работе отмечается что, являясь частью национальной инновационной системы ОЭЗ наряду с другими структурами (Российская венчурная компания, Роснано, Росатом и др.) не обеспечили существенного роста инновационной активности [28].

Рассмотрим напримере, в период 2008-2015 г. количество работающих на территориях СЭЗ увеличилось в 14 раз, объемы инвестиций в 61 раз, а экспорт в 60 раз [4].

Так как условия изменились, стал необходим новый анализ действующей модели развития ОЭЗ, также потребовались иные меры по изменению подхода к управлению и финансированию, которые, безусловно, повысят эффективность этого механизма. В статье, на основе работы проводимых в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН для Минэкономразвития Российской Федерации, сгруппированы основные методы по формированию модели функционирования ОЭЗ, также были предложены новые механизмы их развития.

Анализ эффективности функционирования особых экономических зон. Особая экономическая зона согласно законодательству - часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Основной целью создания ОЭЗ является в первую очередь развитие определенных отраслей экономики: обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных производств, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры [31].

Исходя из поставленных целей, а также в зависимости от того, какими видами деятельности могут заниматься резиденты в рамках отдельной ОЭЗ, в 2005-2007 гг. были определены 4 вида ОЭЗ, которые могут быть созданы в России: промышленно-производственные; технико-внедренческие; ту-ристско-рекреационные; портовые.

Выделим то, что в мировой практике используют термин «свободная экономическая зона». Свободная экономическая зона - определенная часть территории страны, где применяется особый режим регулирования, что аналогично термину

особой экономической зоны в Российской Федерации. Анализ опыта зарубежных партнеров показывает, что использовать данный механизм для стимулирования предпринимателей, развития регионов и создания рабочих мест, очень эффективно. Стоит заметить, что цели создания, условия функционирования, модели управления, основные виды деятельности резидентов сильно различаются.

В России ОЭЗ предоставляют резидентам особый режим предпринимательской деятельности, который включает следующие преференции: налоговые льготы; система «одного окна»; инфраструктура, которая создается за счет бюджетных средств; свободная таможенная зона (за исключением ту-ристско-рекреационных зон).

Налоговые льготы включают снижение ставки налога на прибыль до 15,5% для портовых и про-мышленно-производственных зон и до 13,5% для технико-внедренческих и туристско-рекреацион-ных зон, освобождение от налогов на землю и имущество, от транспортного налога на пять и более лет, возможность применения повышающего коэффициента 2 к основной норме амортизации и некоторые льготы при привлечении иностранных специалистов.

На начало 2018 года в Российской Федерации действуют 25 ОЭЗ (девять промышленно-произ-водственных, шесть технико-внедренческих, девять туристско-рекреационных и одна портовая). За 13 лет функционирования, в ОЭЗ зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 предприятий с иностранным капиталом из 35 стран мира. За эти годы, общие объемы заявленных инвестиций составили более 850 млрд. рублей, из которых вложенных инвестиций - более 260 млрд. рублей, было предоставлено более 25 тысяч рабочих мест, выплачено более 67 млрд. рублей налоговых и таможенных сборов [36].

Кроме того, к ОЭЗ по своему статусу близки территории опережающего социально-экономического развития, где предоставлен особый правовой режим ведения предпринимательской и иной деятельности. Можно сделать вывод, в нашей стране ведут работу с особым экономическим режимом деятельности (ТОРЭД), многие и абсолютно разные виды территорий.

Если проанализировать функционирование особых экономических зон, на протяжении последних 5 лет, несмотря на то, что количество их уменьшилось с 33 (в 2013) на 25 (в 2018) , и взять показатели 2013 года, то мы увидим рост в нескольких направлениях, а именно согласно отчету Счетной палаты РФ:

• общий объем заявленных инвестиций в 2013 году составлял 393,1 млрд. рублей;

• вложенных инвестиций 69 млрд. рублей

• общий объем уплаченных налогов и таможенных сборов 8,3 млрд. рублей.

Однако в 2013 году только две ОЭЗ привлекли иностранных инвестиций, больше чем государственных, в список таких зон вошли «Алабуга» и «Липецк». Исходя из этого, хоть рост эффективности ОЭЗ можно наблюдать, темпы этого роста

очень малы, т.к. на момент создания ОЭЗ от них ожидался значительный рывок в подъеме экономики регионов.

Эффективность деятельности особой экономической зоны оценивается в соответствии с постановлением № 491 «Об утверждении правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон» Правительства Российской Федерации. Согласно постановлению, оценки ставятся по больной системе от 1 до 5, и охватывают следующие показатели:

1. Количество участников (резидентов) ОЭЗ;

2. Предоставляемы рабочие места;

3. Количество инвестиций,

4. объем прибыли резидентов,

5. налоговые и таможенные платежи.

По эффективности работы ОЭЗ, наивысшие баллы были поставлены промышленно-производ-ственным и технико-внедренческим зонам (3,8 и 4), однако у двух других типов ОЭЗ, среднестатистическая оценка намного ниже, это обусловлено тем, что на многих подобных территориях, произошла задержка в расширении и строительстве инфраструктуры.

Хотя наивысшие оценки по функционированию ОЭЗ получили промышленно-производствен-ные, среди них есть и аутсайдеры. Согласно отчетам Счетной палаты, самой малоэффективной стала промышленная зона в Самарской области

В Министерстве экономического развития представили рейтинг инвестиционной привлекательности особых экономических зон (ОЭЗ). Эксперты определили лучшие зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.

Лидером рейтинга стала подмосковная ОЭЗ «Дубна». На втором месте ОЭЗ «Алабуга» (Республика Татарстан), на третьем - ОЭЗ «Липецк». Замыкают пятерку лидеров ОЭЗ «Санкт-Петербург» и ОЭЗ «Иннополис» (Республика Татарстан) [36].

Результаты работы ОЭЗ ТВТ выглядят достаточно скромно, если их сравнивать с ОЭЗ ППТ, а также очень затратно для государства, если проанализировать их отдачу [14]. Связано это с тем, что период функционирования подобных типов ОЭЗ значительно отличается, а также специфика работы не заточена под скорую окупаемость и ведется с большими рисками.

Проанализировав деятельность особых экономических зон технико-внедренческого типа, можно дать несколько рекомендаций по совершенствованию функционирования их в некоторых направлениях, а именно:

• Проводить ревизию работы резидентов в части исполнения условий действующих соглашений о ведении бизнеса;

• Необходима корректировка оценивания бизнес-планов потенциальных резидентов по финансовой устойчивости;

• Анализ причины долгих темпов возведения инфраструктуры.

51

Согласно отчету «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон» [17], работа портовых и туристических ОЭЗ не является эффективной, из этого следует, что стратегия развития и подходы к управлению в подобных зонах должны меняться.

Проанализировав общую оценку деятельности ОЭЗ, можно наблюдать, что модель, существующая на данный момент, малоэффективна как в управлении, так и в финансировании. Управление ОЭЗ в Российской Федерации ведется на федеральном уровне, стратегия развития особых экономических зон разрабатывается уполномоченным федеральным органом [17]. Однако если рассмотреть мировую практику, местные власти сильно вовлечены в вопросы функционирования подобных механизмов и развития ОЭЗ в целом. Из этого следует, что было бы целесообразно дать возможность местным властям субъектов РФ, принимать более активное участие вопросах функционирования и управления ОЭЗ, а направления развития должны быть индивидуальны и опираться на достигнутые результаты.

Развитие модели управления ОЭЗ. Если исходить из эффективности работы особых экономических зон, можно создать четыре группы:

• Новые ОЭЗ (недавно созданные);

• Проблемные;

• Зоны со средней эффективностью;

• Зоны лидеры по эффективности.

Для каждой из вышеперечисленных групп, необходимо определить готовность местной власти и субъектов Российской Федерации, взять на себя ответственность за развитие ОЭЗ. Показав свою заинтересованность, субъекты РФ подтвердят готовность финансирования ОЭЗ, а также участие в управление. Многие субъекты РФ уже участвуют в деятельности ОЭЗ, помогая тем самым держать им наиболее высокие позиции по эффективности, но эту практику следует развивать повсеместно.

Следовательно, мы получаем 8 групп зон в зависимости от эффективности и заинтересованности субъекта Федерации.(приложение) Для всех групп, предложен свой перечень мер по развитию и улучшениям работ ОЭЗ, а также и небольшая корректировка моделей управления, детальный пересмотр концепции развития или досрочная ликвидация.

В случаях, когда у регионов отсутствует намерение взять на себя обязанности за развитие ОЭЗ, а также, если развитие в модели, которая уже существует, представляется не эффективной, должна рассматриваться возможность смены управления, на частную управляющую компанию (УК). Подобный подход реализуется и для вновь созданных ОЭЗ. Однако привлечение частной УК, ведет за собой создание механизма, который будет в конкурсном порядке привлекать заинтересованные компании.

Для более эффективной работы ОЭЗ и ее оценки управляющая компания, а также органы власти должны иметь перечень целевых индикато-

52_

ров, характеризующих успешность функционирования ОЭЗ и обладающих определенными свойствами. К ним относятся:

• простота расчета;

• доступность используемой для расчета показателей информации;

• сопоставимость данных;

• использование открытых источников информации, такие как данные федеральных и региональных статистических служб;

• независимость от краткосрочных факторов.

Исходя из сформулированных ограничений, для оценки эффективности деятельности ОЭЗ предлагаются следующие индикаторы:

• темпы прироста производства продукции и оказания услуг резидентами ОЭЗ;

• темпы прироста инвестиций в ОЭЗ;

• темпы прироста экспорта;

• количество созданных рабочих мест;

• налоговые отчисления резидентов ОЭЗ в бюджеты всех уровней.

При этом данные индикаторы целесообразно рассматривать в трехлетней динамике.

Механизмами по расширению территорий особых экономических зон, должны быть наделены в первую очередь наиболее эффективные из них, а затем уже остальные группы, которые были выделены в данной работе. Площадь территорий надлежащая для передачи ОЭЗ для расширений, должна быть оптимальной, не только размером, но и в качественно отвечать всем потребностям ОЭЗ [12].

Целесообразность расширения особых экономических зон рассматривается, если большая часть существующих территорий, уже разделены между резидентами или же используются под общие нужды. Стоит рассматривать только такой земельный участок, площадь которого составляет более половины от площади ОЭЗ, иначе расширение будет довольно частым и повлечет за собой дополнительные административные издержки.

Если субъекты Российской Федерации не исполняют подписанных соглашений или управляющая компания не хочет выполнять взятые обязательства, либо является несостоятельной, логично предусмотреть специальные механизмы по управлению ОЭЗ во время кризиса.

Федеральная власть, как уполномоченный орган, должна быть наделена специальным правом о назначении «антикризисной администрации». Если причина введения антикризисного управления в том, что субъект РФ не исполняет данные обязательство, то к антикризисной администрации добавляются полномочия управляющей компании, которую создал данный субъект. Решение о существовании подобной зоны переходит в полномочия Правительства Российской Федерации. Если причина введения антикризисного управления является невыполнения управляющей компанией своих обязательств, либо признание ее несостоятельной, ее полномочия до выбора новой управляющей компании переходят антикризисной администрации.

Государство очень часто дает гарантии на выкуп объектов инфраструктур ОЭЗ у частных предприятий. В таком случае, риск затягивания строительных работ из-за недостатков финансирования, становится минимальным. Если объекты остаются в распоряжении частных компаний, а собственность передается государству, имеет смысл, включить в соглашение гарантию бесплатного обслуживания объектов и делегировать эти обязанности управляющим компаниям на 3-5 лет. Эта мера исключит экономию на материалах для строительства, что в дальнейшем может увеличить траты на ремонт. У этого механизма есть определенные рамки, которые связанны с бюджетным законодательством.

Механизм привлечения заемного финансирования позволяет обеспечить привлечение на возвратной основе дополнительных внебюджетных средств для развития ОЭЗ. Однако возвратность средств может быть ограничительным фактором для его использования, так как эффект создания ОЭЗ имеет во многом косвенный характер (в виде налоговых поступлений), а не прямых платежей со стороны резидентов.

В случаях, когда происходит привлечение заемного финансирования со стороны особой экономической зоны региональными управляющими компаниями, власти субъектов обязаны гарантировать возврат данных денежных средств за счет бюджета. Подобное обстоятельство увеличит заинтересованность региона в наиболее эффективном использовании привлекаемого финансирования.

Механизм государственно-частного партнерства представляется наиболее перспективным из всех описанных выше. ГЧП определяется, как юридически оформленная, предполагающая инвестирование и разделение рисков система отношений между государством, субъектами федерации и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой [5]. Предметом такой системы отношений выступают объекты государственной и (или) муниципальной собственности, а также услуги, оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями. Однако в рамках действующего законодательства РФ возможна реализация проектов ГЧП на основании концессионного соглашения или региональных законов о ГЧП. В Государственной Думе РФ принят законопроект «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве» [27], который создал правовое регулирование данной сферы на федеральном уровне.

Исходя из мирового опыта, ГЧП представляет собой ключевой элемент в привлечение инвестиций в модернизацию инфраструктуры. Использование подобного элемента, является привлекательным, как для государственной власти, так и для частных инвесторов и резидентов ОЭЗ. Для региона, подобный механизм (элемент), позволяет получить доступ к дополнительным средствам [14, 35]. Благодаря этому, модернизация инфраструктуры проходит наиболее быстрыми темами, а внедрение опыта

частного бизнеса, позволяет значительно улучшать продуктивность проектов и разработок. Помимо этого, некоторых риски переходят на частных партнеров.

Однако, для частных инвесторов, механизм ГЧП, предоставляет определенные гарантии от лица государства: часть рисков берет на себя государство, главные из которых риски спроса. При этом механизме, в качестве частных партнеров в проекте ГЧП, возможно привлечение резидентов ОЭЗ, которые получат выгоду от наиболее приемлемого соотношения цены и качества, а также будет более динамично развиваться инфраструктура.

Непосредственно модель проекта, должна быть зависимой от характера объектов. Например, объект теплоснабжения, может создаться только в рамках концессионных соглашений. Также важно учесть, в чью собственность по завершению реализации проекта попадут объекты инфраструктуры. Однако в подобных проектах, важно учесть позицию каждого уровня власти, в том числе и муниципальную. Поскольку механизм ГЧП очень гибкий для проведения проектов по инфраструктуре, учет мнения каждой заинтересованной стороны, будет самым эффективным.

Следовательно, в разделе указаны основные группы особых экономических зон, в зависимости от значения и их эффективности. Для всех групп предложены подходы к развитию моделей управлений и финансирования. Описаны новые инструменты финансирования развития ОЭЗ, а именно: ГЧП или финансирование займом, а также проанализированы подходы к развитию модели управления зонами.

Особые экономические зоны как площадка для привлечения иностранных инвестиций.

Очень благоприятен инвестиционный климат, который отличается от общего режима, существующего на территории 19 стран для предпринимателей, включая в себя налоговые, таможенные и финансовые льготы. Чтобы гармонично функционировала ОЭЗ, необходим комплекс условий создаваемых для инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одно из важных условий функционирования ОЭЗ являются следующие: - стабильная политическая ситуация в стране, для более благоприятного инвестиционного климата (снижение коммерческих рисков у резидентов) [16].

Именно политическая стабильность, дает решающий фактор для привлечения зарубежных инвестиций.

• с сильной и проработанной законодательно базой, будет гарантия права и стимуляция деятельности отечественных и зарубежных инвесторов;

• развитые транспортные коммуникации, залог благоприятного транспортно-географического положения, по отношению к внешнему и внутреннему рынку;

• наличие социальной инфраструктуры;

• развитый производственный потенциал;

53

• не малую роль играет и природно-ресурсный запас.

Но даже при наличии льгот (административных, внешнеторговых, налоговых и финансовых) на территории ОЭЗ, как показывает мировая практика, это не всегда способствует привлечению инвестиций, как внутренних, так и внешних. Создавая такие зоны, государство преследует и реализует свои интересы.

Для стимуляции экономики собственных депрессивных регионов, развитые страны используют ОЭЗ. Например, Великобритания, выделила кредит и государственную дотацию ОЭЗ, тем самым помогла выжить в тяжелое время развала угольной отрасли.

ОЭЗ для развитых и развивающих стран - это инструмент привлечения иностранных инвестиций, увеличения рабочих мест (снижение безработных), рост национальной экономики, развитие технологий и научно-технического прогресса.

Создавая благоприятные условия (разными способами) для привлечения иностранных инвесторов в экономику таких зон, можно получить огромный успех, на примере Южной Кореи, Бразилии и Мексики [32].

Индия с помощью технопарков (в 1993 году их было 3, а сейчас 38) совершила рывок в разработке программного обеспечения, электроники и биотехнологий.

Существует и неудачная мировая практика создания и развития проектов ОЭЗ. Один из самых известных - Дакарская экспортно-производственная зона в Сенегале. Создана была в 1974 году с целью развития экспортно-ориентированных производств, но не смогла реализовать поставленные цели. Показатели свидетельства деятельности говорят сами за себя. За 1986-1990 г. численность занятых сократилась с 1200 человек до 600. А объём экспорта(совокупный) 10 ведущих компаний зоны оценивался лишь в 14,7 млн.долл.

В причинах провала, можно указать наиболее важные из них:

1. минимальный объём привлеченных инвестиций;

2. минимальная занятость;

3. уровень труда на самом низком уровне;

4. административные формальности;

5. высокие издержки компаний на транспортную инфраструктуру;

6. высокие условия аренды производственных помещений.

В начале 1980-х г. в мире происходит формирование финансово-экономической среды, важным фактором которой становятся иностранные инвестиции. Развитые страны мира с 1980-х г. приступили к поиску новых источников экономического роста [7].

За счет новых рынков и переданного в другие страны производства (продажа лицензий, патентов, ноухау, а так же инвестирования и кредитования, создания филиалов, дочерних и совместных предприятий), можно расширить границы бизнеса, тем самым превысить объём международной торговли

5_

[32]. Инвестировать капитал в экономику стало выгодно, чем вести торговлю товарами. Субъектами инвестиционных потоков стали СЭЗ, ТНК, инвестиционные фонды, транснациональные банки. Они же сыграли огромную роль в технологическом рывке, в экономическом росте принимающих стран, так и в глобальных финансовых кризисах.

С привлечением в экономику России иностранного капитала, технологий, зарубежной техники, управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ, создаются свободные экономические зоны на территории государства [11].

Особая свободная экономическая зона - часть территории страны, где устанавливается льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (по сравнению с общим режимом).

Для привлечения иностранных капиталов в современных условиях одним из важных аспектов является создание свободных или особых экономических зон. Зоны могут называться по-разному: особые, специальные и т. д., распространенным названием принято считать понятие «особая экономическая зона». В наше время насчитывается около 30 видов ОЭЗ: это и беспошлинные зоны, и от свободных портов до зон свободного предпринимательства, технополисов и оффшорных центров.

Роль ОЭЗ - создание на территории стран хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, определенную ветвь обособленности в торговом и валютно-финансовом отношении от остальной территории (иногда особая экономическая зона может занимать всю территорию), огромную и тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала.

Создание ОЭЗ это активизация внешнеэкономической деятельности (как правило) за счет увеличения иностранных инвестиций, так же использование новой технике и технологии и повышенная конкурентоспособность национальной продукции.

Общие цели создания особых экономических зон, как показывает мировая практика и опыт [3]:

1) развитие производства, с ориентиром на экспорт;

2) инвестиционный предпринимательский климат с улучшениями;

3) развитие депрессивных территорий и регионов;

4) улучшение и выравнивание условий конкуренции.

развитие «новой экономики», т.е. наукоемкого производства услуг в области с применением высоких технологий, а также коммерциализация научно-технических разработок;

Чтобы не получить провала проекта ОЭЗ, либо неудовлетворительных результатов их деятельности, необходимо не игнорировать анализ опыта многих стран, где были созданы свободные ОЭЗ ряд важнейших предпосылок их организации и развития [22].

ОЭЗ никогда не создаются вдали от транспортных коммуникаций международного или общенационального значения. Одно из условий благоприятного развития (ОЭЗ)- географическое положение на пересечении важнейших транспортных сетей.

Наличие на территории зоны инфраструктуры, это преимущество для потенциального инвестора. К таким инфраструктурам относятся водо- и энергоснабжение, подключение к

телекоммуникациям и т.д. [9].

Важна благоприятная социальная инфраструктура: современные жилые помещения, школы, учреждения здравоохранения, культурные и досу-говые объекты и т. д. При наличии благоприятных условий можно получить:

• Дешевую и высококвалифицированную рабочую силу.

• Высокий и полный уровень обеспечения банковскими услугами;

• Доступная связь с международными и финансовыми центрами и рынками;

• Благоприятной для промышленного производства среды, создаваемой предоставлением различных услуг, например обслуживание и ремонт комплектующих изделий.

• Отсутствия административно -бюрократических препятствий, для возникновения предприятий, в том числе с применением зарубежного капитала.

• Четкого установленного закона, необходимого для развития ОЭЗ, а не постоянно изменяющихся решений органов местной администрации (развитая и устойчивая правовая база).

• Льгот, законодательно закрепленных, для функционирующих на территории ОЭЗ предприятий. Закон должен включать подробный раздел о льготах, которые необходимы для импорта и являются стандартными правилами для любой зоны (особо экономической зоны). И конечно вторым пунктом закона должно быть освобождение от экспортных налогов, пошлин и т.д.

• В каждой зоне (ОЭЗ) должна быть администрация, которая в свою очередь наделена полномочиями и обязательствами.

• Немало важным критерием является общая политическая стабильность в стране.

• Льготы для действующих предприятий в зоне ОЭЗ можно разделить на три группы.

Налоговые льготы: самая главная льгота для ОЭЗ - «налоговые каникулы», налоговый кредит с пониженной ставкой, льготные условия расчета налоговой базы, освобождение от подоходного налога, и налога на прибыль на пять лет, с момента получение первой прибыли [21]. В течение пяти лет предприятие облагается налогом, в размере 50% от обычной ставки; при этом сумма налогов, которые выплачивает предприятие в бюджет, не должна превышать 25% дохода предприятия. Обязательное

соблюдение этого условия на любом периоде деятельности ОЭЗ.

Финансовые льготы: неотъемлемая часть благополучного существования и процветания ОЭЗ. Предоставление прямых или косвенных государственных субсидий в различных формах, в том числе, низкие цены на коммунальные услуги и оплату аренды, бюджетные дотации, обеспечение инвесторов средствами инфраструктуры.

Административные льготы: льготный визовый режим для иностранных специалистов, упрощение регистрации предприятий и таможенных процедур, различные содействия бизнесу.

В данное время во многих странах, идет тенденция, к усилению роли регулирования деятельности ОЭЗ, при одновременном уменьшении роли мер прямого регулирования и государственного участия, в том числе предоставления субсидий, преференций, кредитов и бюджетное финансирование.

Развивающие страны при создании ОЭЗ, делают ставку на привлечение значительных иностранных инвестиций. Такая же цель была при создании особых экономических зон и в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Внедренные в государствах ЦВЕ ограничения иностранных инвестиций (например, в сфере страхования или банковской деятельности) в ОЭЗ обычно не действуют. А также, резидентам ОЭЗ с иностранным капиталом, предоставляются многочисленные льготы:

• Налог на репатриируемую прибыль не взымается;

• Предоставляется гарантия от некоммерческих рисков;

• Льготы на импорт и экспорт;

• Более универсальные правила в области регулирования занятости.

Список литературы

1. Архипова Н. И., Родионов И. И. Изменение содержания и роли факторов производства как источника конкурентоспособности в современном мире // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2015. - № 1. - С. 9-16.

2. Актуальные проблемы развития экономики региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф.(Астрахань, 20 апреля 2017 г.). Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2017, 188 с.

3. Басарева К.В. Значение особых экономических зон для социально-экономического развития региональной экономики // Молодой ученый. — 2016. — № 3.

4. Браутигам Д., Тан Си. Глобализация группами: структурная трансформация и особые экономические зоны Китая по всему миру // Мировое развитие. - 2013. - № 63. - С 78-91.

5. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 9. С. 41-50.

6. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положен-цева Ю.С. Формирование точек кластерного роста экономического развития территорий // Вестник ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (32). С. 56-61.

55

7. Доклад о мировых инвестициях за 2014 год. UNCTAD FDI-TNCGVC Information System, FDI database [Электронный ресурс] / Сайт UNCTAD. URL: www.unctad.org/fdistatistics

8. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 239-247.

9. Жуков Ю.Н. Особенности применения кластеров в региональном управлении // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - № 2.

10. Королев В.И., Кузнецова А.И., Алексеев А.Н., Ковальчук В.М., Никитова С.Г., Романова Ю.А., Филипченко А.М., Рязанов А.А., Кокуш А.В., Морковкин Д.Е., Бурыкин Е.С., Ведров Е.С., Никонорова А.В., Овсянникова Т.С., Алексашина Т.В., Дуброва В.И., Рибокене Е.В., Жмыря Е., Алексеев И., Шумаев В.А. и др. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития. - М., 2014.

11. Круглова Н.В. Анализ эффективности свободных экономических зон в России: реальности сегодняшнего дня // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 март 2017 г.) / редкол.: Б.К. Мейманов [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

12. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Journal of Economic Regulation. - 2014. - Т.5. - №4. - С. 62- 68.

13. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. - 2011. - № 1. - С. 4853.

14. Морковкин Д.Е. Современные инструменты пространственного регулирования ускоренного социально-экономического развития России // Муниципальная академия. - 2017. - № 2. - С. 25-36.

15. Липартелиани Д.Г. Роль импортозамеще-ния в развитии пищевой промышленности в Российской Федерации // Сельское хозяйство. - 2017. -№ 3. - С.1-8. DOI: 10.7256/2453-8809.2017.3.24409. URL : http://e-notabene.ru/sh/article_24409. html

16. Особая экономическая зона в аспекте стратегической перспективы КМВ / под общ. ред. Б. Я. Гершковича. Пятигорск: ПГЛУ, 2008. С. 36-37.

17. Бюллетень Счетной палаты №3 (март) 2014 г. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования государственных средств, направленных на создание и развитие особых экономических зон». URL: http ://www. ach. gov. ru/activities/bulleten/755/16710/

18. Плисецкий Е.Л., Еремеева Л.Н. Региональные факторы и предпосылки инновационного развития России // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 28. - С. 2-9.

56_

19. Приказ Минэкономразвития России от 20.10.2010 N 502 (ред. от 25.05.2017) Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2010 N 18932)

20. Промышленная полтика в условиях новой индустриализации: монография / Авт. кол.: Андрианов К.Н. и др.; Под ред. Толкачева С.А. - М.: МАКС Пресс, 2015.- 252 с.

21. Рыбаков С. А., Орлов Н. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М. : Вершина, 2016. С. 41.

22. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 126-140.

23. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность и экономическая политика // Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 2539.

24. Сорокин Д.Е. Условия перехода к инновационному типу экономического развития // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 2. С. 26-36.

25. Строев П.В. Анализ факторов, оказывающих влияние на инновационную активность в экономике России // Вестник Финансового университета. - 2012. - № 2. - С. 142-148.

26. Фаттахов Р.В., Строев П.В. Пространственный аспект модернизации экономики России // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 6. - С. 6-14.

27. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)

28. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С 79-91.

29. Харламов А.В., Шкодинский С.В. Проблема институциональных ограничений при выборе сценария экономического роста // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 39-43.

30. Церцеил Ю.С., Коокуева В.В. Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 20.

31. Чепинога О. А. Проблемы функционирования и перспективы развития особых экономических зон в России / О. А. Чепинога, М. В. Солодков, А. Э. Семенова // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 3. - DOI : 10.17150/2411-6262.2017.8(3).4.

32. Шавшуков В. М. Движение капитала в глобальной экономике // Экономические науки. 2014. № 7.

33. Шкодинский С.В., Архипова Н.И., Помор-цева И.М. Промышленная политика России: глобальные вызовы, риски и национальные приоритеты // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». - 2015. - № 2. - С.28-34.

34. Шманёв С.В., Шманева Л.В, Егорова Т.Н. Особенности государственной экономической политики в условиях глобализации и модернизации // Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (11). С. 353-358.

35. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозаме-щение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 123-126.

36. URL: http://economy.gov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yako-venko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. № S 1. pp. 67-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.