УДК 631.152.3
P.P. Адук, аспирант
Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве»
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Cфopмyлupoeaн ряд положений, свидетельствующих о необходимости комплексного подхода к стимулированию инновационной активности при разработке стратегии и политики инновационного развития агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: управление, инновации, сельское
хозяйство, развитиеАПК.
В целях улучшения социально-экономического положения на селе в последние годы на федеральном и региональном уровне принято значительное количество нормативно-правовых актов. В их числе ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года», ПНП «Развитие АПК», «Государственная программа
развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» и др. Эти меры дали опр!д!л!нный позитивный р!зультат, но н! обеспечили удовлетворительное решение проблем, накопившихся на с!л!. В связи с этим Распоряж!ни!м Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена «Концепция устойчивого развития с!льских т!рриторий Российской Ф!д!рации на период до 2020 года», основные положения которой в последующем найдут свое отражение в конкретных программных докум!нтах.
Анализ нормативно-правовых актов,
направл!нных на развити! с!льских т!рриторий, показыва!т, что в них в кач!ств! главного условия пр!одол!ния кризиса на с!л! вполн! обоснованно рассматривается подъем экономики, прежде всего, с!льского хозяйства. В р!зультат! усил!ния внимания к данной проблеме заметно выросли производственные и экономические показатели д!ят!льности отрасли. В частности, по данным Минсельхоза РФ с 2000 г. по 2009 г. прибыль с!льхозорганизаций до налогооблож!ния с уч!том субсидий ув!личилась в 6 раз, а доля прибыльных хозяйств - с 47% до 72%. Вместе с тем по нашим оц!нкам устойчивую экономику из них им!ют н! более 15%. В примерно 80% сельхозорганизаций уров!нь р!нтаб!льности, как правило, н! пр!выша!т инфляцию, в связи с ч!м у них н!т возможности закупать новую технику и технологии, вести расшир!нно! воспроизводство, р!шать други! экономич!ски! и социальны! пробл!мы. Прич!м, вопреки объявленному федеральным центром курсу на мод!рнизацию экономики, т!хнич!ская оснащ!нность с!льхозорганизаций постоянно снижается. Об этом убедительно свидетельствуют следующие факты: с 1990 г. по 2009 г.
эн!ргооб!сп!ч!нность с!льскохозяйств!нных
организаций снизилась в 1,6 раза, несмотря на то, что их посевные площади за этот период уменьшились в 2 раза (с 112 млн. га до 55 млн. га).
В!сьма низкими т!мпами в отрасли растут такж! продуктивность и объемы производства продукции.
The article made a number of provisions relating to need for an integrated approach to stimulate innovative activity in developing strategy and policy of innovative development of agro-industrial complex.
Key words: management, innovations, agriculture, agrarian and industrial complex development.
Все эти и другие негативные явления во многом являются следствием недостаточной инновационной ори!нтированности сист!мы государств!нного и хозяйственного управления отраслью. Особенно сказанное касается проблемы: подготовки кадров, отвечающих современным требованиям. Из-за неудовлетворительного освоения большинством из них эффективных технологий в области сельского хозяйства Россия на десятки лет отстает от развитых стран. Прежде всего, это связано с тем, что программы: обучения в аграрных ВУЗах существенно устарели, причем по не зависящим от них причинам: у пр!подават!л!й н!т возможност!й для осво!ния новых т!хнологий и д!монстрации их своим студ!нтам, так как собств!нники приватизированных с!льхозорганизаций н! хотят д!литься производственными секретами. В советский период этой пробл!мы н! сущ!ствовало: на баз! п!р!довых хозяйств р!гулярно проводились с!минары для руководит!л!й и сп!циалистов отстающих предприятий; студенты имели возможность проходить практику в лучших хозяйствах страны; практич!ски при вс!х аграрных ВУЗах им!лись уч!бны! хозяйства, в большинств! которых показат!ли д!ят!льности были относит!льно высокими. Сейчас основная масса учебных хозяйств перешла в частные руки, или плохо оснащена т!хнич!ски и т!хнологич!ски, в связи с ч!м они п!р!стали играть значимую роль в подготовк! квалифицированных кадров для с!ла.
В то ж! вр!мя российская аграрная наука им!!т в своем арсенале немало новых разработок, реализация которых способствовала бы развитию отрасли. Для их распростран!ния в широкой практик! в России создана и около 10 лет функционирует разветвленная с!ть государств!нных информационно-
консультационных служб (ИКС) АПК, которая в настоящее время охватывает 65 регионов и 265 муниципальных районов. Ее общая численность составляет около 1800 чел. Основные пользователи услуг ИКС - крупные сельскохозяйственные организации.
Как сл!ду!т из «Конц!пции развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года», в ближайшей п!рсп!ктив! д!ят!льность данной службы пр!имущ!ств!нно ори!нтирована на оказани! б!звозм!здных услуг, пр!жд! вс!го, при пров!д!нии таких м!роприятий, как выставки, обучающи!
с!минары, подготовка и распростран!ни!
информационных мат!риалов. Вм!ст! с т!м предполагается, что доля платных услуг ИКС будет пост!п!нно расти по м!р! накопл!ния ими авторит!та и повышения платежеспособности сельско-хозяйств!нных товаропроизводит!л!й.
Создание ИКС АПК в определенной мере активизировало вн!др!нч!скую д!ят!льность в аграрном с!ктор!, однако н! об!сп!чило р!ш!ни! поставленных перед ними задач. Доказательством этому служит то, что по разным оц!нкам в России лишь около 10% сельхозорганизаций систематически вн!дря!т новш!ства. В основном, это хозяйства, в которые пришел инвестор. При этом важно отметить, что подавляющ!! большинство инв!сторов пр!дпочита!т закупать заруб!жны! т!хнологии, а н! пользоваться услугами ИКС. Причиной этого, как показали итоги анкетного опроса, проведенного отделом управления АПК и развитием сельских территорий ГНУ ВНИОПТУСХ в 2010 году в пяти хозяйствах Орловской области, являются завершенный характер и более высокая эфф!ктивность этих т!хнологий. Об этом можно судить по сл!дующим выводам: во вс!х
обследованных хозяйствах производительность труда увеличилась в 3 раза и более; заметно выросли продуктивность полей и ферм, прибыль; срок окупа!мости затрат на т!хнику, с!м!на, т!хнологии и др. р!сурсы составил от одного до тр!х л!т.
Наибол!! слабым зв!ном в сист!м! м!р по инновационному развитию аграрного сектора России является механизм продвижения новых технологий от разработчика к потребителю. Чтобы определить, в каком направлении должна развиваться система инновационного обеспечения АПК, нами изучался опыт, накопленный в данной области как развитыми, так и развивающимися странами. Этот анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Научные исследования - важный, но не всегда центральный компонент инноваций.
2. Рынок сам по себе не способен стимулировать и поддерживать взаимодействие участников инновационного процесса, поэтому государство должно играть центральную роль в этом вопросе.
3. Для взращивания инновационной культуры в обществе или отдельно взятом коллективе должно быть практически освоено большое количество комплексных навыков. Эффективно решить эту проблему без всесторонней поддержки государства не удается.
Таким образом, мировой опыт показыва!т, что ключ!вую роль в инновационном развитии АПК должно играть государство. В кач!ств! подтверждения может послужить пример в США и стран ЕС, где инновационная поддержка аграрного сектора со стороны государства традиционно высока. Собств!нно им!нно это стало одним из основных факторов активного осво!ния новш!ств в аграрном секторе этих стран. В настоящее время наиболее эффективно эта проблема решена в США, где усп!шно функциониру!т Кооп!ративная служба внедрения (КСВ). Как следует из публикаций, ее
суммарная численность составляет около 12 тыс. чел., из них в Департаменте КСВ Минсельхоза США - 200 чел., в каждом штате - порядка 50-100 чел., на уровне района (графства) - от 3 до 15 ч!л. (или 67% от их общей численности). В общей сложности, числ!нность п!рсонала КСВ почти 7 раз пр!выша!т колич!ство сотрудников ИКС АПК России.
В США государство организационно и экономически стимулирует внедрение инноваций, в том числ! льготными кр!дитами и налогами. Например, подразделения Кооперативной службы вн!др!ния в сущ!ств!нной м!р! финансируются государством, освобождены от налогов на прибыль.
В странах ЕС такж! хорошо отлаж!н м!ханизм освоения инноваций в аграрном секторе. В частности, в Г!рмании государство возм!ща!т
с!льскохозяйств!нным товаропроизводит!лям около 50% затрат на консультационно! обслуживани! и внедрение новшеств.
В сист!м! управл!ния АПК России складыва!тся н!сколько иная картина. Во-п!рвых, начиная с 2004 года, ф!д!ральный ц!нтр п!р!стал финансировать ИКС АПК, полностью переложив это бремя на регионы. Во-вторых, государство ориентирует ИКС к п!р!ходу на самоокупа!мость, всл!дстви! ч!го большая часть услуг в настоящ!! вр!мя оказыва!тся на комм!рч!ской основ!. В р!зультат!, для большинства с!льскохозяйств!нных товаропроизво-дит!л!й данны! услуги становятся н!доступными. В-тр!тьих, хотя в структур! Минс!льхоза РФ им!!тся Д!партам!нт научно-т!хнологич!ской политики и образования, который выполня!т функции научно-м!тодич!ской подд!ржки АПК, в большинств!
региональных Управлений сельского хозяйства аналогичных подразделений нет. Из порядка тридцати обследованных нами субъектов РФ Ростовская
область является единственным регионом, где в состав! м!стного Минс!льхоза им!!тся отд!л
инновационного развития и научного об!сп!ч!ния АПК, но и он создан лишь в конце 2010 г.
В совокупности из вышеизложенного следует, что в сист!м! государств!нного управл!ния АПК России ц!л!сообразно сущ!ств!нно усилить д!ят!льность по инновационной поддержке аграрного сектора. То же самое относится и к управлению в с!льхозорганизациях - основных формированиях отрасли, гд! функции инновационного характ!ра выполняют не освобожденные работники, а руководитель предприятия и главные специалисты.
Наряду с этим выводом, исходя из современных тенденций развития государственного управления АПК, нами сформулирован ряд актуальных концептуальных положений, которые рекомендуется учитывать при разработке стратегии и политики инновационного развития АПК России:
1. По м!р! истощ!ния эн!рг!тич!ских и иных
ресурсов, обострения конкуренции на
продовольств!нном рынк!, роста других рисков регулирующая роль государства в общественноэкономической жизни, в т.ч. в инновационной сфере, должна возрастать.
2. Если пробл!мы, пр!пятствующи! развитию
экономики (в том числ!, касающи!ся п!р!вода отрасли на инновационны! р!льсы), продолжит!льно! вр!мя н! пр!одол!ваются, то их р!ш!ни! должно взять на себя государство.
3. Экономика может быть инновационной настолько, насколько сист!ма государств!нного и хозяйств!нного управл!ния явля!тся инновационно ори!нтированной.
4. Для перевода АПК на инновационный путь развития недостаточно лишь финансовой поддержки государства. Наряду с этим, государство должно осуществлять пропаганду инновационного развития отрасли, оказывать потребителям новшеств информационную, организационную, правовую и методическую помощь.
5. Информационная поддержка органов государственного управления в области инновационного развития преимущественно должна сводиться к решению двух проблем: формированию банка инноваций и обеспечению доступа пользователей к нему на безвозмездной основе; созданию образцовых предприятий, предназначенных для отработки и демонстрации наиболее эффективных технологий для всех желающих освоить их.
Эти концептуальные положения свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к стимулированию инновационной активности в отрасли. Для этого, как нам представляется, целесообразно:
1. Создание в системе государственного
управления АПК специализированного блока, выполняющего функции инновационного
обеспечения и охватывающего федеральный, региональный и районный уровни.
2. Создание сети государственных
демонстрационных сельхозорганизаций во главе с федеральным холдингом «Росагроинновация», поручив ему одновременно курирование деятельности государственных ИКС в АПК. Реализация данной идеи позволит существенно активизировать инновационную деятельность в отрасли, оперативно осваивать лучшие в мире технологии производства, своевременно знакомить с ними
сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также студентов аграрных ВУЗов.
По предварительным оценкам на федеральном уровне штат Департамента инновационного развития должен состоять как минимум из 30-40 чел., аналогичного регионального звена - 10-12, районного звена - до 5 человек. Необходимость данного количества персонала связана с трудоемкостью и важностью функций инновационного характера по каждому из пяти рекомендуемых блоков в структуре органов государственного управления АПК: новые технологии в сфере управления, в растениеводстве, в животноводстве, в переработке, в технической сфере. Сейчас, к примеру, в среднем по стране численность п!рсонала по управл!нию АПК на уровн! района составляет всего 5-7 чел., чего явно недостаточно для р!ализации аграрной, в т.ч. инновационной политики государства.
Экономия на персонале в данном случае
слишком дорого обходится для социальноэкономического комплекса российского села.
Литература
1. Агропромышленный комплекс России в 2009 г. /МСХ РФ. - М., 2010.
2. Черняев А.А., Шибайкин В.А. Инновационная
деятельность в агробизнесе: состояние и
проблемы (на примере Саратовской области) // Экономика с!льскохозяйств!нных и
перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 11.
3. Черняков Б.А. Основные факторы
конкур!нтоспособности аграрного с!ктора США: опыт для России // Экономика с!льскохозяйств!нных и п!р!рабатывающих предприятий. - 2009. - № 4.
4. World Bank (www.worldbank.org).
5. International Food Policy Research Institute (www.ifpri.org).
6. Food and Agriculture Organization (www.fao.org).
Вестник ОрелГ Ay
июнь
№3(30)
2011
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»____________________________________________
Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мамаев А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Степанова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)
Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichо[email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ 5ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.
Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 14.05.2011 Подписано в п!чать 28.06.2011 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 14,8 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Ор!л, бульвар Поб!ды, 19. Лицензия ЛР5021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное сод!ржани! кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Научное обеспечение развития селекции Амелин А.В., Кузнецов И.И., Чекалин Е.И. Особенности фотосинтеза в онтогенезе
различных по эколого-географическому происхождению сортов сои.................... 2
Зотиков В.И., Головина Е.В. Взаимосвязь интенсивности азотфиксации и фотосинтеза
у новых сортов сои северного экотипа............................................. 5
Фесенко А.Н., Бирюкова О.В., Фесенко И.Н., Шипулин О.А., Фесенко М.А.
Особенности динамики цветения растений мутантных морфотипов гречихи.............. 9
Новикова Н.Е., Фенин Д.М. Влияние морфотипа листа у гороха на показатели водного
обмена, определяющие устойчивость растений к засухе.............................. 13
Хатефов Э.Б., Кагермазов А.М., Кушхова Р.С., Мадянова В.Н. Повышение
засухоустойчивости тетраплоидных популяций кукурузы.............................. 17
Резвякова С.В. Экологическое обоснование выбора режимов искусственного
промораживания плодово-ягодных культур в условиях ЦЧР............................ 26
Пикунова А.В. Использование молекулярных маркеров для оценки исходного
селекционного материала ягодных культур.......................................... 29
Сазонов Ф.Ф., Подгаецкий М.А. Потенциал продуктивности исходных форм и
гибридов смородины чёрной........................................................ 32
Ожерельева З.Е., Красова Н.Г., Галашева А.М. Потенциал устойчивости сортов яблони в зимний период......................................................... 35
Научное обеспечение развития растениеводства Лобков В.Т., Донская М.В., Васильчиков А.Г. Повышение эффективности
симбиотических систем нута (Cicer arietinum L.).................................. 39
Мельник А.Ф. Предшественник - основа повышения качества зерна озимой пшеницы... 43 Стебаков В.А., Лопачёв Н.А., Басов Ю.В., Наумкин В.Н. Эффективность
возделывания гречихи в условиях Центрально-Черноземного региона.................. 47
Титова Е.М., Внукова М.А. Применение водорастворимых комплексных удобрений на
посевах яровой пшеницы........................................................... 50
Половитсков В.А., Степанова Л.П., Коренькова Е.А. Влияние удобрительных форм и
сортовых особенностей на формирование корневой системы зернобобовых культур...... 51
Гурин А.Г., Кузяева О.С., Кожухов А.Д. Экономическая эффективность использования
фильтрата спиртовой барды в качестве нетрадиционного удобрения................... 56
Лысенко Н.Н., Прудникова Е.Г., Хилкова Н.Л., Чекалин Е.И. Влияние фунгицида
пропиконазол на растения яровых зерновых культур в условиях засухи и патогенеза.. 58
Догадина М.А. Агроэкологические аспекты снижения экотоксикологической нагрузки
поллютантов на окружающую среду.................................................. 64
Селезнев К.А., Плыгун С.А. Прогноз продвижения стронциевой провинции в районе
водозаборов сельскохозяйственных предприятий Орловской области................... 69
Бессонова Е.А. Тенденции состояния сельскохозяйственных земель России............ 72
Методические вопросы развития сельскохозяйственной биотехнологии
Павловская Н.Е., Гагарина А.Ю. Хроматографический анализ факторов апоптоза в
растительных объектах............................................................ 75
Оскотская Э.Р., Басаргин Н.Н., Гаврин С.А. Определение Cd (II) в растительных объектах после предварительного концентрирования сорбентом полистирол-2-амино-
азо-2'-окси-5'-хлор-3'-сульфобензол.............................................. 78
Мищенко Е.В., Мищенко В.Я. Моделирование процесса экстракции пектиновых веществ из свекловичного жома с применением вибрационного воздействия.......... 80
Экономические аспекты развития аграрного сектора Савкин В.И. Эколого-экономическое управление аграрным производством - основа
устойчивого развития сельских территорий......................................... 82
Грищенков А.И. Генезис инноваций: основные теоретические аспекты................. 87
Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятия «конкурентоспособность
агропромышленного предприятия»................................................... 91
Гитинова Е.М. Совершенствование методов планирования и прогнозирования на
предприятиях АПК................................................................. 94
Сухочева Н.А., Осипов А.Э. Новационная активность производства нетрадиционных
сельскохозяйственных культур - основа эффективной аграрной экономики............. 101
Каменева К.П. Сист!ма управл!ния ч!лов!ч!ским капиталом в аграрном с!ктор!
экономики........................................................................ 106
Адук Р.Р. Управление инновационным развитием сельского хозяйства России.......... 111
© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2011