Литература
1. Асакер Т. Примечательная химера // Менеджмент сегодня — 2008. — № 3. — С. 154-156.
2. Багиев Г. Л., Козейчук Д. А. Оценка стоимости бренда потребительских товаров с учётом фактора лояльности: учебно-методическое пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007. — 77 с.
3. Буланов А. Завтра-маркетинг. — СПб: ИД «Питер», 2008. — 253 с.
4. Глобальные бренды опасны для культуры страны — интервью с Йоргом Зинцмайером, главой Interbrand Zintzmeyer & Lux,
дочерней компании Interbrand Group // Путь менеджера от новичка до гуру — М: Манн, Иванов и Фербер, 2006. — С. 396-403.
5. Дементьев А., Бурсак А. Русский IBM для Медведева — Эл. ресурс: http://www.rbcdaily.ru/2010/01/15/media/452359 (15.01.2010).
6. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг-менеджмент и стратегии. — СПб: Питер, 2007. — 545 с.
7. Домнин В.Н. Где у потребителя «кнопка»? // Бренд-менеджмент — 2004 — № 4. — С. 42-50.
8. Домнин В.Н. Брендинг: Новые технологии в России. — СПб.: Питер. 2005. — 352 с.
9. Домнин В.Н. Идентичность бренда — ключевое понятие бренд-менеджмента // Бренд-менеджмент — 2009 — №5 — С. 266282.
10. Домнин В.Н. Мотивационный компас бренда // Бренд-менеджмент — 2008 — №1. — С. 40-49.
11. Инновационный манифест «Эксперта» // Эксперт — 2009. — № 21 (659).
12. Корзун А.В. Эволюция бренда Ч.2 // Бренд-менеджмент — 2007. — № 3. — С. 66-75.
13. Левалуа К. Сочти число Зверя: замечания о книге Жака Аттали «Линии горизонта» // Элементы. — 1992 — № 2.
14. Лобастова О.В. Маркетинг инноваций — главный объект интеллектуальной собственности предприятия // Проблемы современной экономики. — 2009 — № 1(29).
15. Некрасов В.И. Развитие теории управления: позиционный подход // Менеджмент. — 2004. — № 1-2.
16. Особенности успеха продвижения брендов с иностранными наименованиями рассмотрены в работе: Гриднева Е.Н. Типология поведения потребителей новых российских брендов: методология социологического анализа: Автореф. дисс... к.с.н. — Москва, 2008.
17. Тихонов С. Голодные львы инноваций // Эксперт Северо-Запад — № 36 (433) / 21 сентября 2009. http://www.expert.ru/printissues/ northwest/2009/36/innovacii/
18. Третьяк В.П. Концептуальное видение бренда. http://www.virtass.ru/admin/pics/3-16.doc
19. Ravindra Chitturi, Rajagopal Raghunathan, & Vijay Mahajan. Delight by Design: The Role of Hedonic Versus Utilitarian Benefits // Journal of Marketing — Vol.72. — 2008. — No.3 — p. 48-63.
1 Внешние факторы, мобилизующие активность человека в теории мотивации — системе научных исследований причин, побуждающих человека к деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Т.В. Колосова,
доцент кафедры экономического анализа и управления недвижимостью Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук tkolosova@mail.ru
В статье рассматривается необходимость разработки новых технологий повышения конкурентоспособности и эффективности работы предприятия. Представлен процесс управления инновационным развитием предприятия на основе внедряемой технологии во взаимосвязи с основными факторами конкурентоспособности. Рассмотрен набор инструментов повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия. Предлагаются подходы к проектированию, разработке и внедрению новой техники и технологии.
Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, система управления, экономика предприятия, факторы конкурентоспособности, финансовые ресурсы, технико-экономические показатели, экономическая эффективность.
УДК 338.27; ББК 65.05
Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. Любая организация, как бы успешно она не функционировала, обеспечивая конкурентоспособность, должна быть нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукта более высокого качества и с наименьшими затратами, иначе она окажется в кризисной ситуации. К приоритетным задачам развития экономики промышленных предприятий отно-
сят обеспечение устойчивого экономического роста, повышение объема инвестиций для целей развития, создание эффективной инфраструктуры ведения хозяйства, рост инновационного потенциала, повышение эффективности управления уровнем деловой активности и др. Одной из важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Иннова-
ционная деятельность рассматривается как важнеишии источник развития, позволяющий повышать конкурентоспособность экономики, а инновации являются своеобразным индикатором деловой активности, определяя быстро развивающиеся перспективные сектора при условии благоприятного инновационного и инвестиционного климата. Систематическое внедрение нововведений становится главным фактором инновационного развития и конкурентоспособности предприятий.
Конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого следует увязывать с видом и географическим масштабом конкурентного поля. Поэтому формирование и анализ системы факторов повышения конкурентоспособности предприятия для последующего построения функциональной модели инновационного развития,
целесообразно начать с исследования конкурентных процессов на мезо- и микроуровнях. На мезоуровене формируются перспективы инновационного развития отраслей, и происходит интерференция научных, технологических и производственных решений, ориентированных на достаточно длительную перспективу. В последующем оценивается микроуровень обеспечения конкурентоспособности предприятия. Традиционно к числу внутренних факторов, определяющих возможности повышения конкурентоспособности предприятия, относят: качество управления; качество производимой продукции; производственный потенциал предприятия; финансовое состояние предприятия; квалификацию персонала; риски деятельности и другие. В целом взаимосвязь мезо- и микроуровневых факторов повышения конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 1.
Уровень развития отрасли
Мезоэкоиомический уровень обеспечения конкурентоспособности
Качество управления
Квалификация персонала
Качество
произво-
димой
продукции
I
Микроуровень обеспечения конкурентоспособности предприятия
Фи-
нансовое
состояние
Производственный потенциал
Риски деятельности
Степень экспортной ориентации или импортной зависимости
Рис. 1. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия
В целом, мезоуровневые факторы направлены на обеспечение устойчивого улучшения показателей эффективности использования научно-производственных ресурсов отраслей. Микроуровневые внутренние факторы отражают особенности организации основных и вспомогательных бизнес-процессов предприятия. Очевидно, что факторы, определяющие возможности повышения конкурентоспособности предприятия на уровне региона и отрасли будут внешними по отношению к конкурентоспособности предприятия, оказывающими как прямое, так и косвенное воздействие.
Выявление групп факторов и классификацию показателей повышения конкурентоспособности предприятия целесообразно осуществлять с учетом функциональных областей управления (маркетинг, производство, экономику, финансы, персонал и информационные технологии) и основных источников создания стоимости предприятия, состоящих из маркетинговых, финансовых, инновационных и организационных элементов.
Процесс управления инновационным развитием предприятия включает в себя процедуры выбора и принятия управленческих решений, направленных на повышение его инновационного потенциала и конкурентоспособности. В рамках этого процесса руководство должно определить набор инструментов и технологий повышения конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятия. При этом для определения предпочтительного варианта инновационного развития, обеспечивающего повышение конкурентоспособности предприятия, расчеты осуществляются на основе результатов экспертного опроса участников рабочей группы по выбору вариантов управленческих решений в соответствии с функциональной моделью и методикой оценки (рис. 2).
Основная сложность, связанная с инновационным развитием промышленных предприятий, заключается в нехватке финансовых ресурсов для освоения продуктовых и процессных инноваций. Наряду с инновационным развитием предприятию необходимо также эффективно осуществлять и текущую производственно-хозяйственную деятельность. А это, в свою очередь, связано с вопросами формирования основного и оборотного капитала, использования собственных и заемных средств. Поскольку непродуманная реализация стратегии инновационного развития может привести к значительным финансовым потерям, то прежде чем приступать к ее воплощению, необходимо оценить уровень финансового потенциала предприятия в целях осуществления традиционной и инновационной деятельности.
Для успешной реализации новшества необходимо выбрать адекватное технологическое решение и соответствующий уровень организации и производственного аппарата. Анализ уровня применяемой техники и технологии требует исследования не только новизны и приоритетности, но и таких важных свойств, как способность к адаптации в уже имеющихся условиях, способность к переналаживанию производственного аппарата. Особо следует выделить такое свойство техники, технологии и организации, как гибкость.
В условиях расширяющегося рыночного пространства, множественной диверсификации усиливаются темпы обновления, и увеличивается разнообразие видов продукции и применяемых для их производства техники и технологии. В производстве одновременно оказываются товары, техника и технология на разных стадиях жизненного цикла, принадлежащие к разным моделям и поколениям. В связи с этим резко возрастает изменчивость технологии и необходимость приспособления производственного аппарата к этим изменениям.
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
1/ і
ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
Продукция
Денежный
поток
Финансовые результаты
Технологии
Активы
Источники
финансирования
Информация и знания
Х0 — эталонное /заданное /планируемое значение параметра (показателя);
X — действительное (фактическое) значение показателя (фактора);
АХ — разница между фактическим и планируемым значением показателя (фактора); Y — управляющее воздействие на объекты управления.
Рис. 2. Функциональная модель инновационного развития предприятия, обеспечивающая повышение
его конкурентоспособности
Как следует из вышеизложенного, важным этапом инновационной деятельности является поиск взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями технического уровня, качества применяемых новшеств с условиями их производства и эксплуатации с экономической эффективностью. Дело в том, что в отдельности решить проблему качества и экономической эффективности новой техники и технологии невозможно. Наиболее целесообразно применить разработанную обобщенную технико-экономическую модель (рис. 3), которая выявляет воздействие показателей технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты и т.д.
Таким образом, для устранения неэффективности принимаемых технологических решений важно выявить взаимосвязь внедряемой технологии с конкурентоспособностью предприятия
и ее изменением. Данная взаимосвязь обусловлена следующими стратегическими и технологическими факторами:
1. инвестиции в НИОКР (доля затрат на НИОКР в прибыли, доля затрат от объема продаж);
2. позиция в конкуренции (лидерство в НИОКР, лидерство в продукции, лидерство в технологии);
3. динамика новой продукции (длительность жизненного цикла, частота появления новой продукции, технологическая новизна продукции);
4. динамика технологии (длительность жизненного цикла, частота появления новых технологий, число конкурирующих технологий);
5. динамика конкурентоспособности (технологические различия в производстве продукции, технология как инструмент конкуренции, интенсивность конкуренции).
Рис. 3. Взаимосвязь внедряемой технологии с конкурентоспособностью предприятия
Принципиальные отличия инновационной деятельности предприятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и технологии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций. Для такого анализа характерно применение ретроспективной корреляции между итогами хозяйственной деятельности и издержками. Характерными подходами являются: комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности, анализ технико-организационного уровня производства, анализ использования производственных ресурсов и анализ взаимосвязи себестоимости, объема продукции и прибыли.
Для анализа инновационной деятельности предприятия необходим анализ-прогноз будущих факторов успеха в условиях неопределенности и обоснование затрат будущего периода. В отличие от детерминированных экономических процессов текущего производства процессы внедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеют стохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнозирования, методов
экспертных оценок, множественного регрессионного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирования.
В условиях рыночной экономики анализ эффективности инновационной деятельности усложняется, приобретая многоступенчатый и многостадийный характер. На первом этапе анализа эффективности новой техники и технологии следует применять традиционные обобщающие и частные показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии.
Методологически следует различать показатели экономической эффективности повышения технико-организационного уровня и показатели самого уровня, т.е. состояния техники, технологии, организации, управления и НИОКР
Повышение технико-организационного уровня производства в конечном итоге проявляется в уровне использования основных элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Вот почему такие экономические показатели, как производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, оборачиваемость оборотных средств, отражающие интенсивность использования производственных ресурсов, являются показателями экономической эффективности
повышения уровня применяемой новой техники и технологии. Вышеуказанные показатели (производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости и оборачиваемости оборотных средств) называются частными показателями интенсификации. Их анализ следует производить по факторам технико-организационного уровня. Наряду с частными показателями используются и обобщающие.
Все обобщающие показатели, характеризующие повышение экономической эффективности мероприятий по техническому и организационному развитию, объединяются в следующие группы:
• приращение производительности труда, относительное отклонение численности работающих и фонда оплаты труда;
• приращение материалоотдачи (снижение материалоемкости), относительное.
• приращение фондоотдачи (снижение фондоемкости) основных производственных фондов, относительное отклонение основных производственных фондов;
• приращение скорости оборота оборотных средств, относительное отклонение (высвобождение или связывание) оборотных средств;
• приращение объема выпуска продукции за счет интенсификации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
• приращение прибыли или себестоимости продукции;
• приращение показателей финансового состояния и платежеспособности предприятия.
Полезный эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое.
Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.
Предлагаемая методика использует как традиционные нормативные подходы, так и метод «затраты — эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР. Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.
С одной стороны, инновационная деятельность предприятия является системой последовательно проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций всецело зависит от состояния и технико-организационного уровня производственной среды.
С другой стороны, именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны и требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования.
При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыточность производственной деятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде этому можно дать объяснение вследствие нескольких причин:
• использование новой технологии начато преждевременно, до того как издержки приведены в соответствие с реальным уровнем цен;
• предприятие не имеет достаточного опыта во внедрении и эксплуатации новой технологии;
• НИОКР, лежащие в основе разработки новой технологии, не конкурентоспособны;
• не проведен реальный анализ экономической конъюнктуры, фирменной структуры и сегментации рынка;
• отсутствует потенциальный спрос;
• неверно выбрана стратегия маркетинга;
• не учтено поведение возможных конкурентов;
• не выявлено влияние фирменных факторов (имиджа фирмы, ее товарного знака, ее отраслевой принадлежности и т.д.).
При проектировании, разработке и внедрении новой техники и технологии в условиях традиционных подходов к субъекту хозяйствования процедура определения экономической эффективности этих мероприятий состоит из четырех этапов. Первый этап — это определение необходимых затрат для реализации инновационных мероприятий; второй — определение возможных источников финансирования: третий — оценка экономического эффекта от внедрения новой техники и технологии; четвертый — оценка сравнительной эффективности новшества путем сопоставления экономических показателей.
Экономическая эффективность характеризуется соотношением экономического эффекта, полученного в течение года, и затрат, обусловленных внедрением данного мероприятия. При сравнении различных вариантов новой техники и технологии сопоставляются общие и удельные капиталовложения, себестоимость единицы продукции и проч. Однако в случае нововведений более низкие затраты могут сопровождаться не только несоответствующими показателями технического уровня и качества новшества, но и более высокими удельными капиталовложениями. Простое сопоставление технико-экономических показателей не позволяет выявить наилучший вариант. В этом случае требуется определить общий показатель сравнительной эффективности вариантов на основе сопоставления данных экономии на приведенных затратах.
Выбор способа и направления инновационной деятельности предприятия зависит от ресурсного и научно-технического потенциала предприятия, требований рынка, стадий жизненного цикла техники и технологии, особенностей отраслевой принадлежности. При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.
Литература
1. Анискин Ю.П. Корпоративное управление инновационным развитием. — Москва: Издательство «Омега-Л», 2007. — 411 с.
2. Быков В.А., Философова Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. — Москва: Изд-во «Юнити», 2008. — 295 с.
3. Йохимштайлер, Э. Увидеть очевидное. Как обнаружить и реализовать стратегию роста компании, основанную на инновационных продуктах. — М.: Изд-во «Гревцов Паблишер», 2009. — 288 с.
4. Луговой А.Ж. Управление формированием инновационной экономики в России. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. — 124 с.
5. Самсонов А.Н. Инновационное развитие предприятий как стратегическое направление деятельности: монография. — М.: Изд-во «Палеотип», 2005. — 59 с.
6. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. — М.: Изд-во «Юнити», 2008. — 799 с.