Научная статья на тему 'Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции'

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / COMPETITIVENESS OF PRODUCTION / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинина И. В.

В статье приводится трактовка таких понятий, как «инновации», «инновационная активность» и «конкурентоспособность продукции», а также рассматривается влияние внедрения инноваций на предприятии на повышение конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AS FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION

The treatment of such concepts is given in article as "innovations", «innovative activity» and «competitiveness of production», and also is considered influence of introduction of innovations at the enterprise on competitiveness increase

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор повышения конкурентоспособности продукции»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И.В. Щетинина, ассистент

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

В статье приводится трактовка таких понятий, как «инновации», «инновационная активность» и «конкурентоспособность продукции», а также рассматривается влияние внедрения инноваций на предприятии на повышение конкурентоспособности

Положение, в котором находится Россия, выдвигает на первый план решение проблемы повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Перспективы развития национальной экономики связаны, в первую очередь, с повышением конкурентоспособности ее хозяйствующих субъектов и производимой ими продукции.

Конкурентоспособность продукции выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Рост, развитие и повышение

конкурентоспособности продукции - сегодня эти вопросы волнуют каждого руководителя.

В наших условиях чаще всего управляемость предприятий отстает от темпов их развития, а увеличение доли рынка тормозится неэффективными производственными процессами, что приводит к серьезным проблемам. Каждый руководитель предприятий выбирает свой путь, но существуют общие тенденции и законы промышленного роста и повышения конкурентоспособности продукции. Чаще всего они заключаются в необходимости установления и поддерживания баланса между различными его составляющими: развитием

организационной структуры и систем управления, обновлением оборудования, ведением научнотехнологических разработок новых видов продукции, увеличением объемов выручки, наращиванием рыночной доли и ускорением темпов развития общества, усилением мотивации работников и повышении их квалификационного уровня. В связи с этим инновационная деятельность предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе.

Начать следует с определений.

«Современный экономический словарь ОНЛАЙН» трактует термин «инновации» как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности»[5]. Отсюда следует, что инновации - не что иное, как применение результатов интеллектуальной деятельности,

объектов интеллектуальной собственности в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основоположником теории инноваций является Австрийский экономист Й. Шумпетер. Он представлял инновацию как средство коммерсанта для получения прибыли и доказал, что "динамичный предприниматель" (не стоящий на одном месте) является источником колебаний конъюнктуры.

Й. Шумпетер впервые дал характеристику новым комбинациям факторов производства и выделил пять признаков инноваций:

- изготовление продукции с новыми свойствами;

- внедрение нового метода (способа) производства;

- освоение новых рынков сбыта;

- использование нового источника сырья;

- проведение соответствующей реорганизации производства.

И. Шумпетер подразумевал под понятием «инновация» любое изменение, которое происходит вследствие использования новых, либо усовершенствованных решений технологического и организационного характера в производстве, снабжении, сбыте продукции. [2]

По определению П.Ф. Дракера инновация является особым инструментом предпринимателей, средством, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. [2]

В соответствии с международными стандартами инновация есть оконечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в качестве нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.

Показателем применяемости инноваций на предприятии является инновационная активность. Под инновационной активностью следует понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время. [5]

Качество и конкурентоспособность

Наконец, вплотную подошли к понятию

конкурентоспособности продукции. Из самого слова видно, что это способность продукции конкурировать на рынке с идентичной по потребительским свойствам, назначению продукцией других

производителей. Более точное определение звучит так: Конкурентоспособность - способность товаров (работ, услуг) отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами (работами, услугами),

представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. [4].

Конкурентоспособность бывает различных видов: производственно-технологическая,

экономическая, социальная и психологическая. Производственно-технологическая заключается в меньших трудовых, материальных, временных, энергетических затратах на производство, большей степени стандартизации и унификации товаров и услуг. Экономическая может рассматриваться в разрезе ценовых и неценовых факторов. Ценовые факторы: цена, издержки, себестоимость; неценовые: технологичность, функциональная пригодность, надежность. Социальная конкурентоспособность характеризуется такими факторами, как экологичность, безопасность, рациональность. Ну и, наконец, психологическая может выражаться в выразительности, оригинальности, гармоничности товара, соответствии его моде, стилю, коммуникабельности и отзывчивости исполнителей при оказании услуги.

Наибольшего успеха добиваются те предприятия, которые внедряют в свою хозяйственную деятельность различные виды инноваций.

Различные виды инноваций: технические,

организационные, управленческие по - своему влияют на разные виды конкурентоспособности. Так, например, полезные нововведения в организации труда и управлении персоналом позволяют сократить потери рабочего времени и трудоемкость, или, введение в оборот нового энергосберегающего оборудования и безотходных и малоотходных технологий существенно снижают материалоемкость и энергоемкость. Эти же инновации параллельно

повышают экологичность и рациональность. Плюс, применение этих инноваций в комплексе существенно влияет на экономическую составляющую конкурентоспособности - снижает издержки, и, как следствие, может снизить цену товара или услуги. И, наконец, психологическая составляющая. Ни для кого не секрет, что обновление дизайна изделия, что также является своеобразной инновацией, следование моде и стилю явно привлекает покупателя. Так же и с услугами -внедрение новых технологий, используемых для их оказания, даже некоторая оригинальность во внешнем виде и поведении обслуживающего персонала может стать большим плюсом для обслуживающей организации.

Отсюда следует, что для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.

Литература

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. «Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия». // Экономические стратегии, 2008. -№2. - С.162 - 164

2. Грибов В., Грузинов В. Понятие инноваций.//

[электронный ресурс]

http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/

3. Джолдасбаева Г.К. Инновация как основной

фактор повышения эффективности производства// [электронный ресурс]

http ://www. iteam.ru/publications/strategy/ section_18/article_2933.

4. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. «Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности продукции» // Российское предпринимательство - 2009 - № 9 - с. 100-104.

5. Современный экономический словарь ОНЛАЙН [электронный ресурс] http://economic-enc.net,

6. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса// Москва: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2006.

Э 89081315763

Ключевые слова: конкурентоспособность

продукции, инновации, инновационная активность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.