УДК 334.012.72 Трусеви ч Елена Владимировна,
к. э. н., доцент кафедры «Экономика и технологии бизнеса», Братский государственный университет, тел. (3953)32-54-43, e-mail: [email protected]
Гончарова Наталья Алексеевна, к. э. н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Братский государственный университет, тел. (3953)32-53-15, e-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСОПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
E. V. Trusevich, N. A. Goncharova
INNOVATION ACTIVITY AS A MEANS OF COMPETITIVENESS
Аннотация. С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий. В нашей стране уже давно назрела острая необходимость развития конкуренции, совершенствования методов оценки и управления конкурентоспособностью различных объектов. Конкурентоспособность предприятия представляет собой его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Данная работа посвящена вопросам инновационной активности в условиях современного этапа развития экономики, характеризующегося усилением конкуренции и возрастанием влияния инновационной деятельности на темпы экономического роста. Законом Российской Федерации «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» инновации трактуются как нововведения в той или иной сферах народного хозяйства, общества, использование результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Крупный бизнес в России относится к одним из самых незаинтересованных участников инновационных процессов. Вместе с тем, российские территории продолжают создавать инновационную инфраструктуру и собственные институты развития.
В статье рассмотрены основные причины появления инноваций, вопросы методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия, выявлены характеристики оценки конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, отражена роль инновационной деятельности в получении конкурентных преимуществ, представлены классификационные признаки инноваций, влияющих на конкурентоспособность предприятий, определены эффекты от внедрения инноваций на предприятии с точки зрения его конкурентоспособности.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
Abstract. With competition development, interest to questions of management increases in all areas of activity of the person competitiveness of the enterprises. In our country, the urgent need of development of competition, enhancement of methods of evaluation and management of competitiveness of various objects for a long time ripened. Business competitiveness represents its benefit in relation to other enterprises of this industry within the country and behind its limits.
This work is devoted to questions of innovative activity in the conditions of the present stage of development of the economy, being characterized by strengthening of competition and increase of influence of innovative activities on rates of economic growth. innovations are treated by the Russian Federation law «About innovative activities and the state innovative policy in the Russian Federation» as an innovation in this or that spheres of a national economy, society, use of results of the intellectual (scientific and technical) activities directed on enhancement ofprocess of activities or its results.
Big business in Russia is one of the most disinterested participants of innovative processes. Alongside this, the Russian territories continue to create innovative infrastructure and own institutes of development.
In the article, basic reasons of emergence of innovations, questions of methodological approaches to business competitiveness determination are considered, characteristics of evaluation of competitive advantage of a firm in comparison with other firms are revealed, the role of innovative activities in obtaining of competitive advantages is reflected, classification signs of the innovations influencing competitiveness of the enterprises are provided, effects from implementation of innovations at the enterprise from the point of its competitiveness are determined.
Keywords: innovation, competitiveness, competitive advantage.
Введение лектуального труда имеют более высокую стои-
Современный этап развития мировой эконо- мость по сравнению с другими видами продукции. мики и экономики России характеризуется усиле- Рынок диктует необходимость создания условий нием конкуренции и возрастающим влиянием ин- для широкого использования нововведений, уси-новационной деятельности на темпы экономиче- ления инновационной активности в связи с его ского роста. На мировом рынке продукты интел- открытостью и ужесточением конкуренции.
Инновационная деятельность в экономике любой страны формируется в результате действия ряда факторов. С одной стороны, развитие научной мысли осуществляется независимо от практики и представляет собой последовательную смену научных парадигм, не имеющих обратной связи с экономической средой и направленностью технического прогресса. С другой, объективный анализ свидетельствует о том, что со сменой научных парадигм происходит и изменение технологических укладов в обществе [1].
Законом Российской Федерации «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» инновации трактуются как нововведения в той или иной сферах народного хозяйства, общества, использование результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов. Если сущность инновации и нововведения в данном определении идентифицирована, то в экономической литературе понятие нововведения охватывает процесс освоения новой техники и технологии, а инновация представляется как деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм.
Существуют и другие точки зрения, характеризующие инновацию (нововведение), например, как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.
Другими словами, инновация - это новый, нестандартный, оригинальный подход или способ решения существующей проблемы, который при наименьших усилиях и материальных затратах позволяет достичь полезных конечных результатов. Это применение знаний, результат прогресса как технического, так и информационного, социального, нравственного, личного. Можно выделить две основные причины появления инноваций:
1. Все возрастающие, меняющиеся потребности человека заставляют его искать новые способы и формы их удовлетворения, совершенствовать старые (внутренняя объективная причина).
2. Постоянно меняются среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации к этим изменениям (внешняя объективная причина) [2].
Следует отметить, что, несмотря на некоторые разногласия, в приведенных выше определениях понятия инновации есть общее содержание, объединяющее их. Оно заключается в том, что инновация или нововведение выступает как новше-
ство, являющееся предметом завершенных научных исследований, внедряемое в той или иной сфере народного хозяйства.
С развитием конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека возрастает интерес к вопросам управления конкурентоспособностью предприятий.
Ежегодно в отечественной и в зарубежной печати публикуется большое количество научных работ в данной области. Многообразие публикаций, применение в них разного понятийного аппарата, методов исследования косвенно показывает сложность категории «конкурентоспособность предприятия». При анализе публикаций в области конкурентоспособности предприятий выявляется, что каждый автор в зависимости от целей и задач исследования, изучаемых объектов, требований субъектов рыночных отношений дает свое определение конкурентоспособности предприятия.
Оценка классификационных признаков инноваций, влияющих на конкурентоспособность предприятий
Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, которые необходимы для разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия управленческих решений по моделированию ее уровня. Разное понимание одного и того же явления субъектами рынка при совместной их деятельности может препятствовать согласованным действиям. В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран). Оценка конкурентоспособности - субъективный процесс, и что понимает под этой категорией лицо, принимающее решение, какой при этом изберет метод оценки ее уровня, такой и может получить результат. При сегодняшней неразберихе в области измерения конкурентоспособности разных объектов разными исследователями могут быть получены абсолютно противоположные результаты по одним и тем же объектам. Это объясняется тем, что конкуренция и все, что связано с ней, для хозяйствующих субъектов в России сравнительно новое малоизученное явление, поэтому проявляются следствия «болезни роста», что вполне объективно. В советское время конкуренция была подавлена планом, экономика была лишена одной из самых мощных созидательных сил природы. В России назрела острая необходимость развития конкуренции, совершенствования методов оценки
и управления конкурентоспособностью различных объектов [3].
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.
Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет. Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
- соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
- соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
- соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т. е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как из-
держки производства. Кроме того, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность мониторинга рынка, особенно за пределами страны [4].
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может создать у руководства фирмы необоснованное мнение о превосходстве фирмы над конкурентами, привести к самоуспокоению и ослаблению усилий, связанных с поддержкой необходимого уровня конкурентного преимущества своей фирмы.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом. И прежде всего новые подходы нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
С целью получения устойчивых конкурентных преимуществ компании вынуждены искать новые формы организации своего бизнеса. Одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность бизнеса, является активное использование инновационных технологий производства, что повлечет за собой становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной деятельности в условиях новой институциональной среды.
Спрос на инновации, однако, у большого российского бизнеса практически отсутствует. Ассоциация менеджеров России (АМР) в национальном докладе «Инновационное развитие» оценивает количество инновационно активных компаний лишь в 10-12 % от общего их количества. Такая ситуация вызвана тем, что многие предприятия замкнулись на региональном рынке (около 30 %) или работают на очень узких, «нишевых» рынках (около 20 %), не представляющих интереса для глобальных конкурентов. По данным опроса менеджеров средних и крупных промпредприя-тий, проведенного Высшей школой экономики и Всемирным банком, около 40 % организаций не конкурируют ни с российскими, ни с зарубежными компаниями. А для 30 % из них проблемы конкуренции с зарубежными компаниями не существует.
Под инновациями как фактором повышения конкурентоспособности понимаются конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта на фундаментальном уровне, который используется для дальнейшей реализации в практической деятельности, а также
Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство. _Экономика и управление_
ш
- это результат внедрения инновационных разработок на рынке, то есть изобретение, доведенное до стадии коммерческого использования - продукта или товара, когда оно начинает давать экономический эффект.
Инновации, влияющие на конкурентоспособность предприятий, классифицируются по следующим признакам:
- характеру отношений: социально-экономические, организационные, технологические инновации;
- сфере распространения: управленческие, производственные, технические, социальные инновации;
- предметно-содержательной структуре: продуктовые, процессные и аллокационные инновации.
Исходя из этой классификации, можно определить основные направления воздействия инноваций на конкурентоспособность.
Влияние социально-экономических инноваций состоит в оптимизации использования ресурсов. Например, финансовых ресурсов - с целью повышения сравнительных и конкурентных преимуществ; организационных ресурсов для использования эффекта масштаба. Это позволяет снижать издержки производства в долгосрочном периоде, Технологические ресурсы для реализации мероприятий по ресурсо- и энергосбережению. Это позволяет снизить затраты и повысить качество продукции.
Управленческие инновации - это то новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, новых административных процессах и организационных структурах. Данные инновации заключаются в реализации творческой деятельности, направленной на разработку, создание новых управленческих методов и форм. Это приведет к переустройству системы управления, способствующей росту прибыли, а следовательно, укреплению ее конкурентоспособности. Технические инновации связаны с использованием новой техники. Это позволит снижать издержки. Социальные - с улучшением условий труда, проведением тренингов и мероприятий, направленных на повышение мотивации сотрудников, что повышает сравнительные и конкурентные преимущества. Более высокое качество рабочей силы, характеризующееся более высоким уровнем образования, квалификации работников, приводит к более эффективному использованию производственных ресурсов. Именно образовательный уровень отражает способность работников воспринимать новые идеи, появившиеся на рынке. Качество рабочей силы определяет способность экономического
субъекта осуществлять собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) или копировать новые продукты у других фирм.
По предметно-содержательной структуре к улучшению потребительских свойств товара и повышению конкурентных преимуществ приведут продуктовые инновации; преобразования, вносимые в процессы, проходящие на предприятии, -к снижению издержек, стоимости, повышению качества, сравнительных и конкурентных преимуществ, что произойдет под влиянием процессных инноваций. Реорганизация предприятия, направленная на повышение конкурентоспособности, связана с внедрением аллокационных инноваций. Нельзя не сказать, что продуктовые инновации являются самым распространенным типом активности российских предприятий в ходе их реструктуризации. Существенное различие между инновациями вообще и продуктовыми инновациями в частности касается источника инновационной активности: осуществляются ли они посредством имитации, заимствования существующих технологий или продуктов других компаний либо с помощью собственных исследований и разработок. В одном случае речь идет об имитации, во втором - непосредственно об инновации.
В 2010 году только 9,6 % российских предприятий осуществляли технологические инновации; 3,9 % - организационные и 2,6 - управленческие, в том числе маркетинговые.
Далее рассмотрим влияние инноваций и их видов на элементы конкурентоспособности посредством объективных, субъективных, организационных, технологических, внешних и внутренних факторов.
Для начала обозначим, что к объективным факторам, которые обусловлены долговременными тенденциями и не связаны с волевыми решениями конкретного субъекта, следует отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность, а к субъективным факторам относятся те факторы, действие которых является прямым следствием сознательно принятых решений. К внешним относятся факторы, которые обуславливают взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами. А внутренние факторы можно определить как существенные особенности предприятия, отличающие его от конкурентов и определяющие его инновационную состоятельность.
Так, социально-экономические инновации воздействуют через такие факторы, как эффективность производства, сравнительная стоимость сырья и капитал на издержки, сравнительные и кон-
курентные преимущества, и состоят в оптимизации использования финансовых ресурсов.
Организационные инновации оказывают влияние на сравнительные и конкурентные преимущества через все организационные факторы, а также через некоторые внутренние - уровень и динамику цены предложения товара, гибкость ценовой политики на предприятии.
Технологические инновации оказывают влияние посредством технологических факторов на элементы конкурентоспособности (издержки и цену) таким образом, что конкурентоспособность субъекта и объекта повышается на порядок. Технология, используемая производителем, влияет на качество продукции и её себестоимость. Если технология изготовления продукции является новой, полезной и эффективной, она также подлежит правовой защите (например, патентом на способ изготовления), что, естественно, повышает конкурентоспособность продукции, изготовленной по этой технологии. Выбор технологии производства продукции влияет в первую очередь на её себестоимость, и здесь уже определяющими становятся экономические параметры и оценка ее конкурентоспособности.
Управленческие инновации воздействуют через организационные факторы на затраты, качество и цену. Они создают сильные конкурентные преимущества современного бизнеса и изменяют привычные принципы, процессы, структуру и практику менеджмента, совершенствуют способы и инструменты, которыми оперируют менеджеры, и влияют прежде всего на управленческие процессы.
Производственные инновации оказывают влияние на все элементы конкурентоспособности через экономические и внутренние факторы. Такой вид инноваций, воздействуя через ресурсную и кадровую обеспеченность, уровень менеджмента и сервис, повышает конкурентоспособность бизнеса.
Технические инновации воздействуют через технологические и внешние факторы на сравнительные преимущества, качество и издержки.
Социальные инновации воздействуют через внутренние факторы на качество, цену и затраты.
Показателем применяемости инноваций на предприятии является т. н. инновационная активность. Под инновационной активностью следует понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товаров или услуг, выраженную в достижении диктуемого спросом приращения новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других по-
казателеи предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время. В странах экономического сотрудничества и развития (OECD) показатель доли инновационных предприятии в промышленности составляет 53 %. В России этот показатель значительно меньше (10-12 %).
Крупный бизнес в России относится к одним из самых незаинтересованных участников инновационных процессов. Так, за рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР (научные исследования и разработки) превышает 65 %, а в среднем по странам OECD приближается к 70 %. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР.
Суммарный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем в 2 раза уступает бюджету на исследования и разработки компании Volkswagen. Удельный вес затрат на НИОКР в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Однако инновационные процессы в стране на уровне малого бизнеса активно развиваются. Так, например, в 2011 году на десятом Конкурсе русских инноваций представлено на 20 % проектов больше, чем в 2010 году, а их число за все время проведения конкурса достигло абсолютного максимума.
Российские территории продолжают создавать инновационную инфраструктуру и собственные институты развития. Так, в ближайшее время в Башкортостане будет введена должность вице-премьера по инновациям. В регионах проводятся различные мероприятия: инновационный форум провела Брянская область, «Ярмарку изобретений» - Алтайский край, проект регионального центра инноваций «Аврора-парк» презентован в Белгороде, III Каспийский инноваций форум состоялся в Астрахани, бизнес-инкубатор на базе Кузбасского технопарка был открыт в Кемерово, а в Сочи состоялся первый международный молодежный научно-инновационный форум «Бизнес-инкубаторы как основа регионального развития». Также региональные власти развивают партнерские отношения с компаниями. К примеру, Белгородский филиал «Ростелеком» и правительство Белгородской области подписали соглашение о сотрудничестве по созданию на территории области регионального центра инноваций.
Лидирующие позиции в рейтинге инновационной активности занимают два региона - Подмосковье и Томская область, а также растет активность Свердловской области и Татарстана - 3-е, 4-е место соответственно. В Московской области
основным «драйвером» является проект «Сколко-во», продолжающий генерировать вокруг себя значительные ожидания. В Томской области инновационная активность не монополизирована каким-либо «локомотивом», а источником новостей выступают различные вузы, компании, научные институты, администрации.
Выводы
От внедрения инноваций на предприятии, можно получить следующие эффекты с точки зрения его конкурентоспособности.
Во-первых, повышение конкурентоспособности товара, создающее конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Во-вторых, привитие новых потребностей, создающее конкурентные преимущества на отдаленную перспективу.
В-третьих, повышение эффективности производства, трансформирующее конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность предприятия.
Можно сказать, что воздействие на элементы конкурентоспособности со стороны инновационного фактора формирует положительные их изменения: улучшение качества продукции, снижение затрат, цены, улучшение сбыта, активизация инновационной деятельности приводит к повышению конкурентоспособности предприятий [5].
Различные виды инноваций: технические, организационные, управленческие по-своему влияют на разные виды конкурентоспособности. Так, например, полезные нововведения в организации труда и управлении персоналом позволяют сократить потери рабочего времени и трудоемкость, а введение в оборот нового энергосберегающего оборудования и безотходных и малоотходных технологий существенно снижают материалоемкость и энергоемкость. Эти же инновации параллельно повышают экологичность и рациональность. К тому же применение этих инноваций в комплексе существенно влияет на экономическую составляющую конкурентоспособности: снижает издержки, и, как следствие, может снизить цену товара или услуги. И, наконец, психологическая составляющая. Ни для кого не секрет, что обновление дизайна изделия, что также является своеобразной инновацией, следование моде и стилю явно привлекает покупателя. Так же и с услугами: внедрение новых технологий, используемых для их оказания, даже некоторая оригинальность во внешнем виде и поведении обслуживающего персонала может стать большим плюсом для обслуживающей организации.
Привлечение информационных ресурсов в нынешних экономических условиях является одним из важнейших факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Из уникальной информации, выраженной либо в новой технологии, секрете производства («ноу-хау»), либо в оригинальном рациональном построении управления предприятием, затратами, ресурсами, либо в интересной программе продвижения продукции к потребителю возникает самое главное - инновация, нововведение, позволяющее поднять потребительские качества и снизить цены, то есть увеличить конкурентоспособность. В структуре затрат «инновационной» фирмы существенное место занимают затраты на поиск и приобретение ценной информации. Как показывает практика, такие затраты с течением времени с успехом оправдываются принесенной экономической выгодой. Итак, приоритетное направление современного хозяйствования - поиск ценной информации и внедрение инноваций [6].
Принципиальной особенностью «успешной» экономики, способной самостоятельно поддерживать инновационный рост и конкурентоспособность, а также создавать основную стоимость в инновационных или хотя бы высокотехнологичных отраслях является кластеризация инновационного производства, создание технопарков или бизнес-инкубаторов, которые бы облегчили коммуникацию и взаимодействие бизнеса, государства и образовательных учреждений [7].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гончарова Н.А., Трусевич Е.В., Огнев Д.В., Подходы к построению комбинированной модели управления инновациями в малом и среднем бизнесе // Вестник Иркут. гос. техн. ун-та. 2013. № 11 (82). С. 322-327.
2. Дубровина М.А., Трусевич Е.В., Огнев Д.В., Исследование рекламных средств в процессе формирования инновационных инструментов продвижения // Вестник Иркут. гос. техн. ун-та. 2013. № 12 (83). С. 301-306.
3. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 75.
4. Гончарова Н.А. Инновации - фактор роста конкурентоспособности предприятия. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 3 (9), С. 9-15.
5. Ретнева А.Г., Инновации как фактор повышения конкурентоспособности [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум : материалы IV Междунар. студенч. электрон. науч.
конф. URL: http://www.rae.ru/forum2012/pdf/ 2793.pdf (Дата обращения 24.04.2014).
6. Козлов Д. В. Инновации как ключевой фактор повышения конкурентоспособности предприятий // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 94-97.
7. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами : монография / под общ. ред. С.С. Чернова. Том 19. Новосибирск : Сибпринт, 2012. 318 с.
УДК 378.03 Лидин Константин Львович,
к. т. н., доцент кафедры «Менеджмент», Иркутский государственный университет путей сообщения
Машкина Ирина Аркадьевна,
преподаватель кафедры «Менеджмент», Иркутский государственный университет путей сообщения
Усольцев Владимир Юрьевич,
аспирант кафедры «Менеджмент», Иркутский государственный университет путей сообщения,
тел. 89086567899, e-mail: [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИРГУПС МЕТОДОМ ВНЕДРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
K. L. Lidin, I. A. Mashkina, V. U. Usoltsev
THE NECESSITY OF FORMING STUDENTS' PERSONAL QUALITIES BY METHOD OF ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES IN IRKUTSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY
Аннотация. Работа посвящена исследованию проблемы несоответствия требований, предъявляемых работодателем к выпускникам вуза, набору навыков, умений и личностных качеств, которыми он обладает. Выводы составлены на основании исследования запросов работодателей и выпускников вуза. Определена тенденция созревания представлений студентов об их будущей трудовой деятельности и необходимых параметрах, которыми они должны обладать. У них формируется мнение о том, что качество профессиональной деятельности зависит не только от количества его знаний в той или иной области науки, но и от уровня развития личностной сферы и творческих способностей. Однако учебная программа неспособна предоставить условия для развития таких навыков и личностных качеств. Данная проблема может быть решена за счет предоставления студентам систематических дополнительных образовательных услуг. Такая система обязана обладать динамической структурой в силу непрерывно изменяющихся требований рынка труда.
Ключевые слова: навыки, умения, психологический тренинг.
Abstract. The survey is devoted to research of a problem of discrepancy of requirements imposed by the employer to graduates of universities, a students' set of skills, abilities and personal qualities. The conclusions are based on research of inquiries of employers and university graduates. The tendency of maturing of representations of students about their future work and necessary parameters which they have to possess is defined. They form the opinion that the quality ofpro-fessional work depends not only on the amount of their knowledge in a particular field of science, but also on the level of their personal sphere and creative abilities. The curriculum is not able to provide conditions for the development of skills and personal qualities. This problem can be solved by providing students with systematic additional educational services. Such a system must have a dynamic structure in force continuously changing requirements of the labor market.
Keywords: skills, abilities, psychological training.
Введение
В условиях глобального экономического кризиса молодые специалисты становятся наиболее мобильным, но и наиболее незащищенным слоем общества. В большинстве стран мира безработица среди молодежи значительно превышает средние значения [1]. Неудивительно, что многие исследователи обращают внимание на проблему профессиональной подготовки молодых кадров к выходу на современный рынок труда со всеми его особенностями и проблемами [2]. Определенная часть ученых приходит к выводу, что имеющаяся сейчас в России система профессионального образования в недостаточной мере соответствует вызовам рынка
труда [3]. При этом проблема отставания системы образования от изменений глобальной социально-экономической ситуации носит глубокий социально-психологический характер и коренится в базовых понятиях системы ценностей современной молодежи
[4].
Определение работодателя по показателю распределения студентов
Одной из ведущих тенденций в изменении установок молодежи в области профессиональной ориентации является стремление к самостоятельному поиску своего места на рынке труда. Современный студент все меньше надеется на какие -либо формы распределения выпускников и пред-