УДК 338.242.2 РО!: 10.22412/1995-042Х-11-4-5
ТИТОВА Валентина Алексеевна
Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, РФ); доктор экономических наук, профессор;
dekan @/Ь. пэ^. ги
СУЛТАНОВ Александр Рашидович
Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск, РФ); аспирант; alexandr_sr@ngs.ru
Повышение конкурентоспособности организаций с использованием управленческих инноваций
Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности организаций с использованием управленческих инноваций. В современных условиях главным направлением достижения устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов, услуг и менеджмента. Правительство Российской Федерации поставило в качестве целей долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Авторы отмечают, что конкурентоспособность организаций зависит от многих факторов, в том числе и от конкурентоспособности и качества товаров и выполняемых услуг, ёмкости, доступности и однородности рынка, конкурентных позиций предприятий, возможности технических новшеств в отрасли и конкурентоспособности региона и страны. Однако, главным способом повышения конкурентоспособности организаций является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.
В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности применения управленческих инноваций. Сегодня существует много проблем, связанных с оценкой эффективности и результативности их применения в различных организациях. Рассматриваются понятия «инновации» и «конкурентоспособность», а также методы оценки эффективности управленческих инноваций.
Ключевые слова:
конкурентоспособность организаций, управленческие инновации, оценка эффективности и результативности управленческих инноваций
Введение. Важнейшим способом повышения конкурентоспособности организаций, является внедрение технологий управления с
использованием управленческих инноваций. Конкурентные преимущества организации определяются потенциалом достаточным,
чтобы удержать или расширить долю на рынке, который включает комплекс его возможностей, обеспечивающих достижение стратегических целей [9].
Конкурентоспособность товаров или услуг и конкурентоспособность организации соотносятся между собой как часть и целое. Способность организации конкурировать на рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров или услуг и совокупности экономических методов хозяйствования, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. В современных условиях главным направлением достижения устойчивого экономического роста является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов, услуг и менеджмента. Эти вопросы и стали основной целью исследования, результаты которого представлены в статье. Основной объект исследования - методы и инструменты оценки эффективности управленческих инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности организаций.
Обзор литературы и нормативно-правовой базы
Обзор литературы и нормативно-правовой базы выявил, что способность предприятия осуществлять инновационную деятельность определяется как процесс преобразования системы управления с целью получения экономического эффекта.
М. Портер [9] определяет конкурентоспособность как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Конкурентоспособность организации обеспечивается конкурентными преимуществами услуги или товара по сравнению с другими конкурентами.
Конкурентоспособность организации, по мнению М.Х. Мескона, Ж. Ламбена, Р.А. Фат-хутдинова, определяется возможностью удовлетворения потребителей товарами, адапти-
рованными к условиям конкурентной среды [8, 16].
Конкурентоспособность организации, по мнению М. Макдоналд а и Я. Данбара [7], в отличие от определения выше, характеризуется удовлетворением потребителей в товаре или услуге для каждого сегмента конкурентного рынка.
Сегодня глобальную конкурентоспособность стран в современном мире определяет владение передовыми управленческими моделями и технологиями. Поэтому именно конкуренция экономических моделей и технологий управления не менее важна, чем конкуренция технологий промышленного производства или сельского хозяйства.
Вместе с тем, инновационная пассивность тормозит рост конкурентоспособности отечественной продукции и услуг. Только освоение инноваций позволяет повысить конкурентоспособность организации. Для инновационного развития России необходимо формирование инновационной экономики за счёт достижения существенной доли на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг, повышения доли высокотехнологичного сектора в ВВП, увеличения доли инновационной продукции и доли инновационно- актив-
V 1
ных организаций1.
Однако, как показал анализ отечественных и зарубежных авторов, лишь немногие компании постоянно совершенствуют свою систему управления. При этом, управленческие инновации должны основываться на новаторском принципе, заставляющем пересмотреть основы менеджмента либо быть системными, т.е. охватывать целый ряд процедур и методов, либо быть этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счёт которого и происходит развитие компании.
Эволюция взглядов на понятие «инновация» позволила проследить тенденцию пере-
1 Innovative Russia - 2020: Decree of the Ministry of economic development of Russia: from 03.03.2010. (Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020).
хода от понятия инновации, к более сложному процессу удовлетворения иной общественной потребности.
Мы согласны с мнением учёных, определяющих инновационную деятельность не только как процесс преобразования в товарах
или услугах, технологиях, но и в менеджменте.
Управленческие процедуры задают правила, которым менеджеры следуют в своей повседневной работе. Вместе с тем нет единого толкования понятия «управленческие инновации» (табл. 1).
Таблица 1 - Различные взгляды на понятие «управленческие инновации»
Авторы Определение понятия «управленческие инновации»
Л. Волдачек [3] Изменение в функционировании предприятия за счёт целевой установки
И.П. Пиннинго [9] Кроме внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов, внедрение новых методов работы
А.В. Барышева [1] Новые методы организации управления, придание нового содержания процессу управления, стратегическая направленность изменений.
П.И.Ваганов [2] Внедрение новых структур управления, методов управления или системы управления в целом
А.Г. Латкин [5] Новое содержание и адекватная ему форма управленческой деятельности; внедрение новых управленческих практик - структур, процессов, предполагающих значительный отрыв от текущих норм
Л.В. Кантрович [4] Широкие и радикальные переустройства в системе управления фирмой, направленные на изменение межличностных отношений, подчинённости и сотрудничества
Д.В. Соколов, Е.И. Юркан [12] Изменения в системе управления с учётом адаптации внутренней среды к изменениям внешней среды организации
Д. Хомутский [16] Новые бизнес-процессы, бизнес-модели, концепции, созданные с помощью инновационной корпоративной среды, задуманные и реализованные с целью принести осознанные преимуществ
Анализ литературы позволил изучить формулировки понятия «управленческие инновации» и уточнить его сущность. Авторы рассматривают данное понятие с разных точек зрения [1-5, 9, 12, 16]. Вместе с тем они признают, что главной особенностью управленческих инноваций являются изменения, связанные с управлением на предприятии.
Под управленческими инновациями будем понимать новые бизнес-процессы, бизнес-модели, концепции, обеспечивающие эффективную настройку внутренней среды организации в соответствии с динамикой внешней среды.
По мнению большинства учёных, функционирование управленческих инноваций на предприятии должно начинаться с оценки результативности и эффективности их инновационного потенциала, состояние которого и определяет возможности и ограничения к проведению инновационной деятельности.
Методология
Практически все методы оценки применения управленческих инноваций, предложенные в научной литературе, рассматривают анализ и оценку их применения в разрезе функциональных задач или структурных изменений. Разработкой критериев и методов оценки эффективности управленческих инноваций в организации занимаются многие школы менеджмента.
По результатам проведённого исследования, учитывая приоритеты инновационной политики, считаем, что для развития инновационных управленческих механизмов необходимым и важным условием является наличие инструментов и методов оценки их применения. Кроме того, для обеспечения эффективного управления инновациями необходимы соответствующие специалисты - инновационные менеджеры.
Основными характеристиками экономи-
ческой деятельности организации в условиях рыночных отношений являются результативность, качество и эффективность
Для внедрения инновационных управленческих механизмов и последующей оценки
их эффективности необходимым условием является наличие классификации управленческих инноваций. Классификацией управленческих инноваций занимались множество российских и зарубежных учёных и исследователей.
Рис. 1 - Классификации управленческих инноваций
Рис. 2 - Оценка применяемости управленческих инноваций
Основоположник инновационной теории Й. Шумпетер выделил следующие типы инноваций: технические, организационные, управленческие и маркетинговые инновации, новые рынки, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов и классифицировал нововведения как базисные и улучшающие
базисные. Г. Менш [4] добавил псевдонововведения, или мнимые нововведения.
Некоторые авторы разделяют инновации на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные, делая упор на важности последних.
Другие авторы предлагают классифика-
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
цию управленческих инноваций как технологические, рыночные и управленческие, на основе инновационных проблемных ситуаций с учётом факторов внешней среды, внутренней среды и менеджмента.
Кроме того, предлагается классификация управленческих инноваций как совершенствование организационной структуры; внедрение новых информационных систем управления, повышение квалификации специалистов; инновации, улучшающие нормативную схему или, приближающие действующую схему управления к нормативной схеме управления.
Нами предпринята попытка систематизировать существующие подходы и предложить обобщённую классификацию управленческих инноваций, представленную на рис. 1. Обобщив различные подходы, авторы предлагают последовательность этапов оценки применяемости управленческих инноваций (рис. 2).
Предложенная система классификации позволяет не только проводить определённую систематизацию управленческих инноваций, но и последующую оценку их эффективности.
При этом мы рассматриваем проблему качества в области функционирования организации по следующим показателям: скорость выполнения; качество управления и качество выполнения управленческого решения. Оценка качества выполнения производится как степень удовлетворённости потребителя результатами процесса. Эффект может быть достигнут за счёт: снижения трудоёмкости обработки управленческой информации; сокращения управленческого персонала, сроков обработки информации; сокращения потерь рабочего времени управленческого персонала за счёт улучшения организации труда и т.п.
Полученные результаты. Рассмотрены различные подходы к определению понятий «конкурентоспособность» и «управленческие инновации» Характерными чертами инноваций являются целенаправленное и полезное изменение в предшествующем состоянии, практиче-
ское применение этого изменения в настоящем.
Для внедрения инновационных управленческих механизмов и последующей оценки их эффективности необходимым условием является наличие классификации управленческих инноваций. Анализ существующих классификаций управленческих инноваций позволил предложить классификацию, основанную на пяти группах признаков.
Основными характеристиками экономической деятельности организации в условиях рыночных отношений являются результативность, эффективность и качество. Разработкой критериев оценки эффективности организации занимаются многие школы менеджмента, также и на уровне действующих организаций. Вместе с тем отсутствует комплексный подход к оценке применяемости управленческих инноваций.
Обоснована оценка применяемости управленческих инноваций, которая на базе системы их классификации, позволяет определить показатели результативности, качества функционирования и эффективности инноваций в менеджменте.
Основные выводы. В современных условиях главным направлением достижения устойчивого экономического роста является развитие инновационной деятельности, широкое распространение инновационных технологий, продуктов, услуг и менеджмента. Они являются основным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности организации.
Можно предположить, что предложенный подход позволит проводить оценку результативности и эффективности инновационного потенциала управленческих инноваций, состояние которого и определяет возможности и ограничения к проведению инновационной деятельности различных организаций. Данный подход к оценке управленческих инноваций может быть применим для любой отрасли народного хозяйства.
Список источников:
1. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. М.: «Дашков и Ко», 2009. 382 с.
2. Ваганов П.И. Методологические проблемы управленческих инноваций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 178 с.
3. Волдачек Л. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: Экономика, 1989.
4. Кантрович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса // Диалектика и системный анализ. - Москва: Наука, 1986.
5. Кушнир И.В. История экономических учений. Новосибирск: Ин-т экономики и права, 2010.
6. Латкин А.Г. Управленческие нововведения. М.: МАКС Пресс, 2008.
7. МакДональд М., Пейн Э. Сфера услуг. Полное пошаговое руководство по маркетинговому планированию. М.: Изд-во ЭКСМА, 2008. 448 с.
8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2001.
9. Пиннинго И.П. Новая технология и организационные структуры. М.: Экономика, 1990.
10. Платонова Н.А., Христофорова И.В., Харитонова Т.В. и др. Маркетинг в сервисе. М.: Изд-во «Академия», 2012.
11. Портер М.Э. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.
12. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Управленческие инновации: механизмы их реализации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
13. Титова В.А., Султанов А.Р. К вопросу о классификации управленческих инноваций // Интеграл. 2013. №1-2(69-70). С. 118.
14. Титова В.А. Методика расчёта индикативных показателей оценки последствий принимаемых управленческих решений на промышленных предприятиях // Интеграл. 2014. №5-6. С. 116-117.
15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2005. 448 с
16. Хомутский Д.Ю. Управление инновациями в компании. М.: ВАВТ, 2007.
Valentina A. TITOVA a, Alexander R. SULTANOV b
INCREASING THE COMPETITIVENESS OF ORGANIZATIONS USING MANAGERIAL INNOVATIONS
a-b Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia); a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor;
e-mail: dekan@fb.nstu.ru; b PhD student; e-mail: alexandr_sr@ngs.ru
Keywords:
competitiveness of organizations, managerial innovations, assessment of efficiency and effectiveness of managerial innovations
The article is devoted to the issues of increasing the competitiveness of organizations using managerial innovations. In modern conditions, the main direction to achieve sustainable economic growth and improve the quality of life of the population is the development of innovation, the widespread use of innovative technologies, products, services and management. The Government of the Russian Federation set as long-term development goals - ensuring a high level of the well-being of the population, consolidating the geopolitical role of the country as one of the global leaders that determine the world political agenda.
The authors note that the competitiveness of organizations depends on many factors, including the competitiveness and quality of goods and services, the capacity, accessibility and homogeneity of the market, the competitive positions of enterprises, the possibility of technical innovations in the industry and region's and country's competitiveness. However, the main way to increase the competitiveness of organizations is the transition of the economy to an innovative socially-oriented model of development.
The article deals with the assessing the effectiveness of the managerial innovations application. Today, there are many problems associated with the assessment of the efficiency and effectiveness of their application in various organizations. The authors consider the concepts of "innovation" and "competitiveness", as well as methods for assessing the efficiency of managerial innovations.
References
1. Barysheva, A. V., Baldin, K. V., Galdickaja, S. N., Ishchenko, M. M., & Perederjaev, I. I. (2009). Innovacii [Innovations]. Moscow: Dashkov & Ko. (In Russ.).
2. Vaganov, P. I. (2002). Metodologicheskie problemy upravlencheskih innovacij [Methodological problems of managerial innovations]. St. Petersburg: SPSUE Publ. (In Russ.).
3. Voldachek, L. (1989). Strategija upravlenija innovacijami na predprijatii [The Innovation Management Strategy at the Enterprise]. Moscow: Economika. (In Russ.).
4. Kantrovich, L. V. (1986). Sistemnyj analiz i nekotorye problemy nauchno-tehnicheskogo progressa [System analysis and some problems of scientific and technological progress // Dialectics andsystem analysis]. Moscow: Nauka. (In Russ.).
5. Kushnir, I. V. (2010). Istorija ekonomicheskih uchenij [History of Economic Thought]. Novosibirsk: Institut ekonomiki i prava. (In Russ.).
6. Latkin, A. G. (2008). Upravlencheskie novovvedenija [Managerial Innovations]. Moscow: MAX Press. (In Russ.).
7. McDonald, M., & Payne A. (2008). Sfera uslug. Polnoe poshagovoe rukovodstvo po marketingo-vomu planirovaniju [Marketing Plans for Service Businesses: A Complete Guide]. Moscow: EXMA Publ. (In Russ.).
8. Meskon, M. H., Albert, M., & Khedouri, F. (2001). Osnovy menedzhmenta [Management]. Moscow: Delo. (In Russ.).
9. Pinningo, I. P. (1990). Novaja tehnologija i organizacionnye struktury [New Technology and Organizational Structures]. Moscow: Economika. (In Russ.).
10. Platonova, N. A., Hristoforova, I. V., Kharitonova, T. V. & et al. (2012). Marketing v servise [Marketing in Service]. Moscow: Akademija Publ. (In Russ.).
11. Porter, M. E. (2016). Konkurentnoe preimushhestvo. Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustojchivost' [Competetive Advantage. Creating and Sustaining Superior Performance]. Moscow: Alpina Publisher. (In Russ.).
12. Sokolov, D. V., & Yurkan, E. I. (2008). Upravlencheskie innovacii: mehanizmy ih realizacii [Managerial Innovations: Mechanisms for their Implementation]. St. Petersburg: SPSUE Publ. (In Russ.).
13. Titova, V. A., & Sultanov, A. R. (2013). K voprosu o klassifikacii upravlencheskih innovacij [On the classification of managerial innovations]. Integral, 1-2(69-70), 118. (In Russ.).
14. Titova, V. A. (2014). Metodika raschjota indikativnyh pokazatelej ocenki posledstvij prinimae-myh upravlencheskih reshenij na promyshlennyh predprijatijah [Methodology for calculating indicative indicators for assessing the consequences of management decisions at industrial enterprises]. Integral, 5-6, 116-117. (In Russ.).
15. Fathutdinov, R. A. (2005). Strategicheskij menedzhment [Strategic Management]. Moscow: Delo. (In Russ.).
16. Khomutskij, D. Yu. (2007). Upravlenie innovacijami v kompanii [Innovation Management in the Company]. Moscow: VAVT. (In Russ.).
Титова В.А., Султанов А.Р. Повышение конкурентоспособности организаций с использованием управленческих инноваций // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 4. С. 55-63. DOI: 10.22412/1995-042X^1-4-5.
Titova, V. A., & Sultanov, A. R. (2017). Increasing the competitiveness of organizations using managerial innovations. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(4), 55-63. doi: 10.22412/1995-042X-11-4-5. (In Russ.).