Научная статья на тему 'Инновации как основа конкурентоспособности малого предприятия'

Инновации как основа конкурентоспособности малого предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SMALL ENTERPRISES / INNOVATIONS / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Наталия Юрьевна

Рассмотрено использование инноваций как необходимое условие формирования конкурентоспособности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS AS A BASE OF COMPETITIVENESS OF THE SMALL ENTERPRISE

In the author considers using innovations a necessary condition for strengthening competitiveness of small enterprises.

Текст научной работы на тему «Инновации как основа конкурентоспособности малого предприятия»

ю УДК 334.012.64 Н.Ю. Павлова

щ ББК 65.290.31

О

(N

ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрено использование инноваций как необходимое условие формирования конкурентоспособности малых предприятий.

Ключевые слова: малые предприятия, инновации, конкурентоспособность.

N.Yu. Pavlova INNOVATIONS AS A BASE OF COMPETITIVENESS OF THE SMALL ENTERPRISE

In the author considers using innovations a necessary condition for strengthening competitiveness of small enterprises.

Keywords: small enterprises, innovations, competitiveness.

Основой конкуренции в современном мире стали инновации во всех областях бизнеса. Предприятия, различные по своим размерам (крупные, средние, малые), должны инвестировать в научные исследования в области маркетинга, человеческих ресурсов, технологий и других направлениях деятельности. За счет внедрения инноваций предприятие может получить доминирующее положение на рынке, пока на этот рынок не придут другие «инновационно подкованные» конкуренты. Инновации необходимы в современном бизнесе, так как защищают конкурен-_ тные позиции предприятия от наступления новых конкурентов.

ок| Инновации являются главной движущей силой конкурентоспособ

Д ч с

и | 15 ности и динамичного развития общественного производства, поэтому ин-

новационная деятельность является одной из приоритетных для обеспе-ом | чения конкурентоспособности отечественной продукции и производств.

Инновации, новые идеи часто оказываются более ценными по срав-I нению с обычными, традиционными ресурсами бизнеса (оборудование,

£о| финансы, рабочая сила). Особенно хорошо это проявляется на стадиях

« сг| формирования и становления нового бизнеса. Рассмотрим основные

| причины, обусловливающие внедрение инноваций для повышения кон-

| курентоспособности предприятия.

ио| Во-первых, реализация инноваций позволяет увеличить масштабы

к®а деятельности предприятия, так как их результаты открывают предпри-

НН ятию новые, еще никем не занятые рынки.

Во-вторых, изменение уровня конкурентной борьбы товаропроизво-НН дителей, так как структура отрасли оказывает существенное влияние на

уровень инновационной активности. Чем выше уровень конкурентной Г'} борьбы, тем больше стремление к использованию инноваций, и соответс-

твенно наоборот.

В-третьих, инновационная активность может быть объяснена стрем-РЧ лением предприятий к получению экономической прибыли. Инновации

со позволяют владельцам бизнесов, внедряющих их на предприятиях, по-

лучить определенную степень власти на рынке.

© Н.Ю. Павлова, 2010

Ю

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ой-

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

В-четвертых, если в ходе проведения маркетинговых исследований спроса выявляется неудовлетворенная рыночная потребность, то это тоже стимулирует предприятие внедрять инновации.

Для обеспечения устойчивой конкурентной позиции необходима постоянная инновационная активность малого предприятия, направленная на усовершенствование конкурентных преимуществ товаров или оказываемых услуг. Наиболее эффективным становится вкладывать деньги не в традиционные сферы бизнеса, а в те бизнес-идеи, благодаря которым предприятие может создать себе конкурентные преимущества. Эти идеи должны быть достаточно оригинальными, отличаться от традиционных подходов к решению насущных проблем и опираться на современные представления экономической науки.

Создание товара (услуги), который за счет своей инновационности будет иметь конкурентное преимущество, начинается с определения соответствующего новшества, которое воплощается в бизнес-идею.

После выбора бизнес-идеи начинается инновационный процесс, благодаря которому создается конкурентное преимущество. Для этого предприятию необходимы будут соответствующие ресурсы на создание и реализацию, чтобы довести данную идею до конкурентоспособного товара (услуги). Здесь и применяются все основные инновационные элементы, находящиеся в руках у субъекта бизнеса. Помимо создания данного товара, необходимо вывести его на рынок и при принятии товара (услуги) рынком, можно сказать, что предприятие создало конкурентное преимущество за счет инновационной активности [1, с. 45].

Инновационность предприятия характеризуется его ресурсом, который может быть использован им при осуществлении инновационной деятельности. Этот ресурс должен включать:

- материально-техническую базу: оснащенность рабочих мест современными инновационными и информационными технологиями, прогрессивным оборудованием и т.д., необходимыми для осуществления инновационной деятельности;

- информацию по научно-техническим достижениям и информацию по инновациям и инновационной деятельности;

- систему принятия решений, обеспечивающую эффективное решение возникающих научно-технических проблем: по качеству решения возникающих инновационных задач; по издержкам на разработку, изготовление и эксплуатацию инновационной продукции;

- современные формы организации и управления инновационной деятельностью с позиции выхода конечной материальной и интеллектуальной продукции и т.д.

Выделяют различные виды инноваций, каждый из которых влияет на конкурентоспособность организации:

- предпринимательские, за счет которых предприятие может диверсифицироваться в родственную и неродственную отрасли, что дает возможность укрепить общую конкурентоспособность организации за счет распределения рисков по разным рынкам;

- технические, за счет которых предприятие может улучшить технические характеристики создаваемых товаров или оказываемых услуг, что повысит их конкурентоспособность по сравнению с аналогами;

- производственные, благодаря которым появляются ценовые и неценовые конкурентные преимущества товара или оказываемых услуг, а

%

Ю малое предприятие может получить конкурентное преимущество во вза-

имодействии с контрагентами по цепочкам ценностей;

- экономические, которые дают возможность более эффективного О | использования финансовых средств предприятия, что увеличивает его

^ конкурентоспособность за счет большей финансовой независимости, а

5^ также возможности финансирования мероприятий, по созданию и ук-

реплению конкурентной позиции.

Благодаря данным инновациям малое предприятие может создавать конкурентоспособные товары (услуги), а также повышать уровень собственной конкурентоспособности за счет инновационной активности. Например, создание товара (услуги) на основе новой технологии делает необходимым создание сопряженных товаров, сервисного обслуживания и т.д. В случае принятия новшества рынком предприятие получает временное конкурентное преимущество, в противном случае — недостаток в виде невостребованной продукции, и соответственно, не окупившиеся затраты по ее производству и реализации.

Таким образом, инновационность любого по размерам предприятия характеризует его способность и готовность осуществлять эффективную инновационную деятельность, осваивать новые виды инноваций. Первой важной составляющей инновационности являются технические инновации, связанные с обновлением технико-технологической составляющей производства. Сюда относятся новые и высокоэффективные методы, способы и системы освоения новшества: оборудование, средства информационно-технического оснащения НИОКР, технологическое оборудование различного назначения, новые высокоэффективные технологии производства, новшества в социально-техническом обеспечении — такие новшества, которые в большей степени соответствуют научной организации труда, его безопасности, комфортности рабочего места, экологичности производства и т.д. [2, с. 89-90].

Другой составляющей инновационности предприятия являются со; циальные инновации, инструментальной базой которых являются на-

бор освоенных прогрессивных социальных технологий, система мер по ой § оптимальной организации персонала предприятия и формирования у

^1 персонала поведения по выполнению им требованиям социальных инной* | ваций, в том числе организация повышения квалификации и перепод-

о

о^1 готовки персонала. Очень важным фактором считается готовность кол-

в лектива к созданию и восприятию инноваций: степень ответственности

| каждого сотрудника предприятия за конечные результаты инновационно в ной деятельности. При этом можно выделить пять основных факторов,

йо I способствующих активизации социальных инноваций на предприятии:

к®3 - организационная сплоченность (сотрудничество, целенаправлен-

ное объединение коллектива);

- желание и готовность сотрудников произвести быстрые изменения;

23 - умение и готовность персонала к быстрой перегруппировке;

- предпринимательский дух (делегирование права принимать решения тем, кто столкнулся с проблемой, недопущение организационных барьеров на пути инноваций);

1^ - порядочность сотрудников (когда деловые цели подчинены этичес-

ким категориям).

со Анализ основных причин торможения внедрения инноваций на ма-

Нлых предприятиях приводит к выводу о решающей роли специалиста-инноватора в инновационном процессе. Все основные факторы внедре-

н

о

Ю

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тН

О

(N

ния инноваций (технические, организационные и т.д.) опосредуются активностью человека, т.е. действуют через него. Инновационное сознание персонала предприятия — непосредственный регулятор его инновационного поведения, которое представляет собой систему действий и поступков, совершаемых персоналом при осуществлении инновационной деятельности и выражающих их реакцию на характер и условия осуществления инновационной деятельности, на ожидаемые каждым членом коллектива результаты этой деятельности, на осознание необходимости и важности для него данной инновационной деятельности.

Кроме того, необходимо уделить внимание и проблеме риска, который может сопровождать инновационную деятельность. К одному из решений данной проблемы можно отнести личностные качества инноватора: развитая интуиция, способность к риску, умение усилить позитивные шансы, компенсировать возможные потери и т.п.

В заключение можно сказать, что конкурентоспособность любого предприятия, включая и малое предприятие, определяется характером и качеством внедрения на них последних достижений научно-технического прогресса. Инновации позволяют «уйти» предприятиям на те рынки, которые еще не заняты и не сформированы другими предприятиями. Инновационное конкурентное преимущество создается нестандартным продуктом, работой (услугой) и управленческим решением.

SS1 Д 5 =

§«!■

НА

ОЙ"

^ 1

s

«Л*

h Е

« Р I

8s! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

н

Список использованной литературы

1. Афанасьева А.И. Инновационная деятельность на предприятиях малого бизнеса. Жизненный цикл товара / А.И. Афанасьева, Л.В. Нефедова // Кожевенно-обувная промышленность. — 2009. — № 4. — С. 45-47.

2. Гамидов Г.С. Инновации и конкурентоспособность — главные факторы устойчивого развития промышленных предприятий / Г.С. Гамидов, А.Н. Тепса-ев, Д.З. Гаджимурадова // Инновации. — 2009. — № 1 (123). — С. 85-91.

Bibliography (transliterated)

1. Afanas’eva A.I. Innovatsionnaya deyatel’nost’ na predpriyatiyakh malogo biznesa. Zhiznennyi tsikl tovara / A.I. Afanas’eva, L.V. Nefedova // Kozhevenno-obuvnaya promyshlennost’. — 2009. — № 4. — S. 45-47.

2. Gamidov G.S. Innovatsii i konkurentosposobnost’ — glavnye faktory ustoichivogo razvitiya promyshlennykh predpriyatii / G.S. Gamidov, A.N. Tepsaev, D.Z. Gadzhimuradova // Innovatsii. — 2009. — № 1 (123). — S. 85-91.

Информация об авторе

Павлова Наталия Юрьевна — преподаватель-ассистент кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: pavlova-nu@isea.ru.

Author

Pavlova Natalia Yuriyevna — Junior Instructor, Chair of Enterprise Economy and Entrepreneurship, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: pavlova-nu@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.